Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Взаимосвязь характеристик межличностных отношений с различными формами зависимостей

2024-02-15 249
Взаимосвязь характеристик межличностных отношений с различными формами зависимостей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В данной части работы обратимся к анализу данных эмпирического исследования взаимосвязи зависимости, зависимого поведения или тенденции к ней одного или обоих взаимодействующих субъектов и дистанции в отношениях между ними.

Реализация, занятие той или иной формы отклоняющегося, а в нашем случае – зависимого поведения, дает возможность устанавливать более короткую дистанцию между взаимодействующими людьми. Однако, в том случае если у одного или обоих партнеров будет выражена клиническая, патологическая форма зависимости, то это будет говорить о дисгармонии в отношениях, о неблагоприятной социально-психологической дистанции между ними. Возможно и о наличии «патологической» созависимости в отношениях друг с другом.  

Для изучения взаимосвязи различных видов зависимостей с характеристиками межличностных отношений нами было проведено исследование, в котором были обследованы 146 человек (73 пары) учащихся и их родителей в отношениях друг с другом. 

В качестве психодиагностических методик использовали: методику «Определение социально-психологической дистанции» «СПД» и «Опросник диагностики аддикций» «ОДА-2010». В качестве основной статистической процедуры использовали анализ первичных статистик, корреляционный анализ, позволяющий установить связь показателей по шкалам методики «ОДА-2010» с показателями по шкалам методики «СПД».

Мы предполагали, что наиболее значимые корреляционные связи между показателями использованных методик буду получены по шкалам любовная зависимость, сексуальная зависимость и зависимость от людей и отношений – по методике «ОДА-2010» и показателями по шкалам методики «СПД» - когнитвной, коммуникативной, эмотивной, поведенческой и деятельностной составляющих дистанции, как характеристик гармонии / дисгармонии межличностных отношений.

Описание результатов исследований. Полученные эмпирические данные не выявили патологических форм зависимостей (по методике «ОДА-2010»), это имеет место в 92,5% обследованных парах. Данный факт мы объясняем тем, что обследование пар проходило в общеобразовательных школах, а не в какой-либо специализированной клинике или  реабилитационном центре.  

Однако, у 7,3% обследованных пар показатели по шкалам методики «ОДА-2010» находятся на повышенном уровне, в частности по таким шкалам как сексуальная и любовная зависимость, а также по шкале зависимость от людей и отношений. В этих же парах показатели по шкалам методики «Определение социально-психологической дистанции» (когнитвной, коммуникативной, эмотивной, поведенческой и деятельностной составляющих дистанции) имеют очень сильный разброс значений - от низких, до высоких. 

На рисунках ниже будут представлены профили межличностных отношений полученные по методике «СПД» в парах, где у одного из партнеров отмечаются повышенные показатели по шкалам зависимость от людей и отношений и любовная зависимость (по методике «ОДА-2010»).

Рис. 12. Профиль межличностных отношений в паре с повышенным показателем по шкале зависимость от людей и отношений по методике «ОДА-2010»

Примечание: Cog-d – когнитивная составляющая дистанции, Com-d - коммуникативная составляющая дистанции, Emo-d – эмотивная составляющая дистанции, Act-d – поведенческая и деятельностная составляющая дистанции. S1 и S2 – субъекты отношений 

 

На рисунке представлена пара, в которой «S1» – мать и «S2» – дочь. Но у матери («S1») показатель по шкале зависимость от людей и отношений по методике «ОДА-2010» выражен на высоком уровне (8 стенов), тогда как все остальные показатели по данной методике находятся в пределах нормы 4-6 стенов. У дочери («S2») все показатели по указанной выше методике также находятся в пределах нормы. Как видно из рисунка у субъекта «S1» с выраженной зависимостью от людей, в отношениях с партнером преобладает больше доверия к партнеру, чем к себе (показатель «Com-d» находится на высоком уровне), а также желание как можно чаще и дольше находиться рядом (показатель «Act-d» выражен на высоком уровне). Соответственно мать больше доверяет своему партнеру, перекладывая на него всею ответственность, стремиться больше времени находится рядом с дочерью. Что на наш взгляд обусловлено навязчивой привычкой к определенному типу отношений. У дочери (субъект «S2») в профиле методики «СПД» имеется иная картина. Показатели по шкале эмотивная составляющая дистанции («Emo-d»), а также поведенческая и деятельностная («Асt-d») имеют пониженные оценки, показатель по шкале когнитивная составляющая («Cog-d») выражен на низком уровне, а показатель коммуникативной составляющей («Com-d») на повышенном, по методике «СПД». На основании чего можно сделать предположение, что навязчивость, зависимость матери (субъект «S1») приводит к возникновению непонимания, ухудшению чувственного тона в отношениях и желанию увеличить дистанцию с ней. Считаем, что это может лежать в основе дисгармонии отношений между ними.   

В ходе исследований, между шкалами методики «СПД» и «ОДА-2010» были установлены значимые корреляционные связи, представленные в таблице ниже.

Таблица 13

Корреляционные связи показателей шкал методики «Определение социально-психологической дистанции» «СПД» с показателями по шкалам методики «Опросник диагностики аддикций» «ОДА-2010»

 

Шкалы методики «ОДА-2010»

Шкалы методики «СПД»

Cog - d Com - d Emo - d Act - d Si
1. Алкогольная зависимость 0,25 0,20 0,21 0,24 0,24
2. Наркотическая зависимость 0,15 0,11 0,04 0,14 0,23
3. Гемблинг (игровая зависимость) 0,26 0,24 0,18 0,25 0,25
4. Адренолиномания 0,17 0,25 0,18 0,23 0,21
5. Сексуальная зависимость 0,53 0,58 0,59 0,61 0,21
6. Любовная зависимость 0,57 0,53 0,59 0,51 0,26
7. Зависимость от людей и отношений 0,53 0,60 0,55 0,57 0,25
8. Интернет зависимость 0,36 0,31 0,33 0,35 0,23
9. Трудоголизм 0,23 0,27 0,21 0,28 0,27

Примечание: Cog-d – когнитивная составляющая дистанции, Com-d – коммуникативная составляющая дистанции, Emo-d – эмотивная составляющая дистанции, Act-d – поведенческая и деятельностная составляющие дистанции, Si – положительный – отрицательный образ самого себя

 

Результаты, представленные в таблице, говорят о следующем. Показатели составляющих социально-психологической дистанции связаны с различными показателями по шкалам различных видов зависимостей. Однако наиболее значимые корреляционные связи показателей по шкалам методики «СПД» были установлены с такими показателями по шкалам методики «ОДА-2010» как:

зависимость от людей и отношений;

любовная зависимость.   

Таким образом, указанные выше виды зависимостей в случае их выраженности у одного или обоих партнеров предполагают стремление устанавливать более короткую социально-психологическую дистанцию с объектом (объектами) своей привязанности. Разные формы зависимостей могут способствовать как сближению в случае совместного их осуществления, так и отдалению между субъектами и дисгармонии отношений.

На основании полученного эмпирического материала, правомерно сделать следующее заключение. Зависимость или тенденция к ней приводит к сокращению дистанции, если она имеет место у обоих взаимодействующих субъектов. Однако, как было показано выше, такое сокращение может свидетельствовать о дисгармонии отношений субъектов образовательного процесса. В тех же случаях когда она выражена только у одного партнера, он будет стремиться сократить дистанцию с объектом своей привязанности, тогда как второй партнер – в силу этого, будет удаляться от него, что также будет говорить о дисгармонии отношений. Либо сокращение дистанции может быть обусловлено «патологической» созависимостью партнера. В созависимых отношениях простран­ства для свободного развития личности практически не остается. Жизнь субъекта полностью поглощена партнером; он живет не своей, а его жизнью. Созависимый пере­стает отличать собственные потребности и цели от целей и потребно­стей партнера. Такие отношения мы также относим к классу дисгармоничных.

Переживание одиночества как результат дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса

 

Одиночество, переживаемое взаимодействующими, людьми или одним из партнеров является отражением дисгармонии межличностных отношений и неблагоприятной социально-психологической дистанции в них. Как показали результаты исследований [74; 76; 77; 85] одиночество всегда имеет социальную природу, его возникновение обусловлено характером и особенностями социальных связей, отношений человека с другими людьми. В ходе проведенных нами исследований, установлено, что переживание одиночества связано с особенностями психического состояния субъектов отношений. У людей с высоким уровнем переживания одиночества в психическом состоянии преобладает пониженное, печальное настроение, уныние, отрицательный эмоциональный фон, разочарованность ходом событий, сужение интересов, усталость, несобранность, вялость. Тем не менее, оно выступает стимулом, запускающим стремление осущест­вить необходимое, в более полной мере действовать для преодоления этого состояния.

Переживание одиночества отражается на чувственном тоне отношений взаимодействующих людей. Чем выше переживание одиночества, тем более выражены в отношениях астенические и меланхолические чувства. В отношениях людей, где одиночество выражено на низком уровне, преобладают гедонистические и сближающие чувства. Установлено также, что у людей, переживающих одиночество, может быть конфликт между удаляющими и сближающими чувствами – стремлением (желанием) сблизиться, сократить дистанцию в отношениях и невозможностью этого. Результатом выступает то, что в настроении и отношениях начинают преобладать астенические и меланхолические чувства.

Одиночество, переживаемое субъектами образовательного процесса, говорит о дисгармоничности отношений между ними. Изучению этого вопроса и будет посвящен данный раздел. 

Обратимся к анализу результатов полученных при изучении связи переживания одиночества с особенностями межличностных отношений субъектов образовательного процесса. В исследовании приняли участие 194 человека (97 учащихся в возрасте 16 лет и 97 их родителей), находящихся друг с другом в партнерских отношениях. Все обследованные граждане России, прошедшие диагностику по просьбе психолога или собственной инициативе.   

В качестве психодиагностических методик использовали: «Шкалу субъективного переживания одиночества» «СПО» и методику «Определение социально-психологической дистанции» «СПД». 

Для изучения взаимосвязи переживания одиночества с особенностями дистанции между взаимодействующими субъектами, использовали корреляционный анализ, и анализ случаев.

В таблице ниже представлены средние значения, полученные по методике «Шкала субъективного переживания одиночества» «СПО».

 Таблица 14

Средние значения по методике «Шкала субъективного переживания одиночества» «СПО» у обследованных

 

Шкала «СПО»

Средние значения

Обобщенная выборка

Дети Родители
Переживание одиночества 44,5±16,0 45,5±16,4 44,4±16,2

 

Представленные в таблице 14 данные, говорят об отсутствии статистически значимых различий по методике «Шкала субъективного переживания одиночества» «СПО» между выборками. В 73,1% обследованных парах показатель по шкале «СПО» находится на пониженном уровне – находятся в диапазоне от 30 до 35 баллов (4 стена). В 23,1% обследованных парах показатель по шкале «СПО» выражен на среднем уровне – в диапазоне от 37 до 45 баллов (5 стенов). Данные показатели позволяют сделать заключение о том, что отношения между обследованными субъектами достаточно благополучны и гармоничны. Во взаимодействии с партнером преобладают сближающие чувства. В отношениях субъекты проявляют уверенность в себе, которые сочетаются со стремлением к сотрудничеству, дружелюбию и развитым чувством ответственности. Все указанное выше говорит об отсутствии выраженного переживания одиночества в отношениях взаимодействующих субъектов, и, соответственного гармоничности их отношений.

Однако, стоит отметить, что у 3,7% обследованных пар показатель по «Шкале субъективного переживания одиночества» «СПО» у одного из партнеров находится на высоком уровне – в диапазоне от 61 до 63 баллов (8 стенов). Это позволяет говорить о дисгармоничности и неудовлетворенности субъекта отношениями со своим партнером. Полученный эмпирический материал свидетельствует о том, что чем более выражено переживание одиночества у одного (или обоих) партнеров, тем более дисгармоничны отношения между ними. В отношениях присутствует недостаток понимания и доверия, субъектам сложно осуществлять совместную деятельность, а длительное нахождение друг с другом вызывает напряженность и конфликтность.  

Приведем профиль межличностных отношений, полученный по методике «СПД» двух субъектов с высоким уровнем переживания одиночества по методике «СПО».   

Рис. 13. Профиль межличностных отношений у лиц с высоким уровнем переживания одиночества

Примечание: Cog-d – когнитивная составляющая дистанции, Com-d - коммуникативная составляющая дистанции, Emo-d – эмотивная составляющая дистанции, Act-d – поведенческая и деятельностная составляющая дистанции. S1 – мать, S2 – отец

 

Субъект «S1» женщина 43 лет, оценивала отношения с сыном. Показатель по шкале «Субъективного переживания одиночества» равен 8 стенам. На рисунке мы видим, что коммуникативная составляющая дистанции в отношениях с сыном у нее выражена на низком уровне, тогда как когнитивная составляющая – на пониженном уровне, а эмотивная, поведенческая и деятельностная составляющие выражены умеренно. Можно предположить, что у женщины имеет место «кризис доверия» своему сыну, обусловленный невыполнением даваемых сыном обещаний.

Субъекта «S2» - мужчина в возрасте 47 лет, оценивал отношения с сыном. Показатель по шкале «Субъективного переживания одиночества» равен 8 стенам. Все составляющие межличностной дистанции выражены на повышенном уровне, за исключением когнитивного аспекта – он выражен на низком. На основании этого можно предположить, что одиночество в отношениях обусловлено недостаточным пониманием субъектов друг друга. Позитивным моментом является, то, что у него сохраняется желание совместного время провождения с сыном. Осуществления с ним различных видов совместной деятельности и активности (показатель Act-d), он доверяет ему (показатель Com-d), в его отношениях с ним преобладают положительные чувства (показатель Emo-d).

В таблице ниже будет представлена матрица интеркорреляций показателей по методике «Шкала субъективного переживания одиночества» «СПО» и показателей по методике «Определение социально-психологической дистанции» «СПД».

Таблица 15  

Корреляционные связи показателя «Шкалы субъективного переживания одиночества» «СПО» с показателями по шкалам методики «Определение социально-психологической дистанции» «СПД»

Шкала

«СПО»

Шкалы методики «СПД»

Cog-d Com-d Emo-d Act-d Si
1. Переживание одиночества -0,43 (-0,41) -0,40 (-0,42) -0,44 (-0,43) -0,39 (-0,40) 0,12 (0,10)

Примечание: Cog-d – когнитивная составляющая дистанции, Com-d – коммуникативная составляющая дистанции, Emo-d – эмотивная составляющая дистанции, Act-d – поведенческая и деятельностная составляющие дистанции, Si – положительный - отрицательный образ себя; все коэффициенты корреляции на уровне р≤0,05. В скобках представлены коэффициенты корреляции, полученные на выборке детей

 

Установлено, что повышение показателя по шкале «СПО» сопровождается с понижением показателей по всем шкалам «СПД». Соответственно, в отношениях имеет место недостаток взаимопонимания партнерами (показатель «Cog-d» по методике «СПД»), ниже степень доверия в отношениях (показатель «Com-d» по методике «СПД»). Отмечается также уменьшение сближающих чувств во взаимодействии друг с другом (показатель «Emo-d» по методике «СПД»); субъектам трудно осуществлять различные виды деятельности и поведения совместно (показатель «Act-d» по методике «СПД»).

Это является доказательством того, что переживание одиночества является отражением дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса; в отношениях имеет место недостаток доверия, понимания, эмоциональная холодность, осуществление совместной деятельности, равно как и длительное нахождение рядом, вызывает напряжение и приводит к конфликтам.    

Переживание одиночества одним или обоими субъектами во взаимоотношениях друг с другом отражает дистанцию между ними. Выраженность этого переживания является проявлением дисгармоничности отношений и увеличения дистанции между субъектами образовательного процесса. Одиночество может быть обусловлено недостатком доверия, понимания, несоразмерной выраженности сближающих и удаляющих чувств у одного или обоих партнеров, а также недостаточном количестве времени, активности и видов деятельности, осуществляемых совместно.

 

Особенности гармонии и дисгармонии в разных видах межличностных отношений субъектов образовательного процесса


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.