Нарушение личностного пространства как фактор дисгармонии межличностных отношений — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Нарушение личностного пространства как фактор дисгармонии межличностных отношений

2024-02-15 182
Нарушение личностного пространства как фактор дисгармонии межличностных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждый человек обладает своим психологическим пространством, своей психологической «территорией», которые он старается оберегать, говоря об этом как «моё». Устанавливая дистанцию во взаимоотношениях с разными людьми, субъект способен сделать границы своего психологического пространства либо более открытыми, либо закрытыми. Это может происходить как обоюдно, проявляясь в форме самораскрытия субъектов, друг другу, но может и происходить без желания, согласия одного из партнеров. Все это отражается на характере социально-психологической дистанции между взаимодействующими субъектами.   

Для изучения взаимосвязи особенностей личного пространства взаимодействующих субъектов с параметрами дистанции, как характеристики отражающей гармоничность / дисгармоничность отношений субъектов образовательного процесса нами было проведено исследование. В нем приняли участие 37 полных семей имеющих одного ребенка, подросткового возраста.

В качестве психодиагностических методик использовали: «Опросник суверенность психологического пространства» «СПП», методику «Определение социально-психологической дистанции» «СПД», «Опросник родительского отношения к детям» «ОРО».

Ход исследования. Родители заполняли методики «Определение социально-психологической дистанции» «СПД» и «Опросник родительского отношения» «ОРО», тогда как дети – только методику «СПП». Это обусловлено тем, что нас, прежде всего, интересовали особенности психологического пространства ребенка, в зависимости от дистанции, которую устанавливают с ним родители. Специфика же дистанции в отношениях детей с родителями будет представлена в следующих разделах настоящей работы.

Описание полученных данных. Обратим внимание на тот факт, что при сравнении первичных статистик по методикам «ОРО» и «СПД» полученных на группе матерей и отцов статистически значимых различий не установлено. Поэтому в дальнейшем они были объединены в одну группу, которую мы обозначили как «родители».  

Дистанция, которую устанавливают родители, является характеристикой их отношения к детям, как условия гармоничности / дисгармоничности отношений между ними. Выявлено, что у 79,4% родителей принявших участие в исследовании, показатели по шкалам методики «СПД» выражены на повышенном уровне (56-59 Т-баллов).

Результаты, полученные по методике «Определение социально-психологической дистанции» «СПД» представлены в таблице ниже.

  Таблица 10

Средние значения по методике «Определение социально-психологической дистанции» «СПД» у родителей в отношениях к детям

Шкалы методики «СПД» Среднее значение
1. Когнитивная составляющая дистанции «Cog-d» 49,7±8,5
2. Коммуникативная составляющая дистанции «Com-d» 45,3±7,9
3. Эмотивная составляющая дистанции «Emo-d» 51,1±10,0
4. Поведенческая и деятельностная составляющая дистанции «Act-d» 43,4±7,7
5. Положительный – отрицательный образ себя «Si» 18,1±5,9

 

На основании представленных выше табличных данных, делаем вывод о том, что обследованные родители доверяют своим детям (показатель по шкале «Com-d»), стараются понять их (показатель по шкале «Cog-d»), в отношениях присутствует эмоциональная близость (показатель по шкале «Emo-d»), имеется желание проводить с детьми свободное время и осуществлять различные виды деятельности и активности (показатель по шкале «Act-d»). 

Полагаем, что дистанция между обследованными родителями и детьми обусловлена формой родительского отношения к детям. В таблице ниже представлены данные, полученные по методике «Опросник родительского отношения» «ОРО».

Таблица 11


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.