Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2024-02-15 | 54 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
№ | S1 | S2 | Эффект порождения | Феномены межличностных отношений |
1. | Доверие к себе = Доверию к другому | Доверие к себе = доверию к другому | Диалог, смыслопо-рождение | Кооперация, сотрудничество, взаимовлияние |
2. | Доверие к себе > Доверия к другому | Доверие к себе > доверия к другому | Игра | Соперничество, конфронтация, |
3. | Доверие к себе < Доверия к другому | Доверие к себе < доверия к другому | Потребность в самораскрытии | Риск самоутраты |
4. | Доверие к себе = Доверию к другому | Доверие к себе > доверия к другому | Манипули-рование | Принуждение |
5. | Доверие к себе = Доверию к другому | Доверие к себе < доверия к другому | Авторитет | Влияние |
6. | Доверие к себе > Доверия к другому | < Доверие к себе < доверия к другому | Манипули-рование | Зависимость, принуждение |
Примечание: S1 и S2 – субъекты отношений
Первая позиция – наиболее эффективная – человек относится к себе как к ценности и другому как равному себе. Такая позиция приводит к диалогу и является творчески продуктивной.
Вторая позиция – каждый из взаимодействующих партнеров доверяет себе больше, чем своему партнеру. Это означает, что каждый относится к себе как к ценности, но занижает ценность и надежность партнера. Результатом является соперничество, конфронтация, отсутствие доверия в отношениях.
Третья позиция – оба партнера полагаются больше на другого, чем на самого себя. В этом случае, возможно перекладывание ответственности на других людей, потеря аутентичности.
Четвертая позиция – предполагает, что один партнер относится к себе и другому как к ценности, а другой – как к ценности относится лишь к себе. Результатом может стать манипулирование, принуждение.
Пятая позиция – один партнер по взаимодействию в равной мере относится к себе и другому как к ценности, а для другого первый – ценность более высокого порядка, чем он сам. Ситуация когда второй партнер доверяет первому больше, чем себе.
Шестая позиция – это сочетание когда у одного партнера доверие к себе больше, чем доверие к другому, а у другого, доверия к партеру больше, чем к себе. Результат – опасность попасть в зависимость от того, кто полагается лишь на себя, а другой позволяет использовать себя в качестве средства.
Отметим, что каждая описанная выше позиция предполагает свою коммуникативную дистанцию. Так, для первой – свойственна благоприятная дистанция, удовлетворяющая взаимодействующих субъектов, и предполагающая достаточно близкие межличностные отношения. Вторая – говорит о неблагоприятной дистанции, однако в случае решения противоречий имеющихся между субъектами и снижения связанного с ними напряжения, отношения могут стать достаточно близкими. Третья позиция – также характерна для неблагоприятной социально-психологической дистанции. Партнеры ожидают близости друг от друга, занимая при этом пассивную позицию. В четвертой особенность межличностной дистанции будет определяться следующим. Один партнер достаточно открыт, хочет и готов устанавливать близкие отношения, тогда как другой в силу «чрезмерной ценности самого себя, значимости собственного Я» держится на расстоянии. Такая дистанция неблагоприятна для первого субъекта, а также для перспективы развития самих отношений. В пятой – картина очень похожа на предыдущую, с той лишь разницей, что один из партнеров стремиться не дистанцироваться, а установить симбиотические отношения. В данном случае речь идет о неприемлемо близкой для его партнера межличностной дистанции. Аналогичная картина имеет место и в шестой позиции, с той лишь разницей, что неприемлемо близкую дистанцию будет стремиться установить оба партнера.
|
Таким образом, можно заключить, что мера доверия (или недоверия) являющаяся коммуникативной составляющей дистанции, определяет степень близости – отдаленности между взаимодействующими субъектами образовательного процесса. Соответственно чем больше уровень межличностного доверия, тем больше возможностей сократить социально-психологическую дистанцию между взаимодействующими субъектами, и наоборот, увеличить дистанцию между ними.
Укажем, что изменение коммуникативной составляющей дистанции, связанное с отсутствием или недостаточностью межличностного доверия, может быть обусловлено трудностями и барьерами в общении. В терминологии В.Н.Кунициной [126], они будут относиться к разряду вторичных. Они могут быть психогенными, выступая при этом как следствия психологических травм, стрессов, тяжелых переживаний, и социогенными - как результат неудачного опыта эмоциональных и социальных контактов.
|
Обобщая сказанное, отметим, что коммуникативный аспект социально-психологической дистанции проявляется в доверии к себе и к своему партнеру, образуя тем самым, поле межличностного доверия. Соотношение доверия к себе и к партнеру будет определять характер складывающихся между ними отношений, реализующихся в процессе межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Далее обратимся к описанию эмотивной составляющей социально-психологической дистанции в межличностных отношениях субъектов образовательного процесса. Чувства, эмоции, переживание благополучия выступают одними из важных составляющих человеческой жизни, в том числе и межличностных отношений субъектов образовательного процесса. Именно они и будут выступать эмотивной составляющей дистанции, определяя близость – отдаленность субъектов, и соответственно, отношений друг с другом.
Эмотивная составляющая дистанции проявляется в чувственном тоне межличностных отношений субъектов образовательного процесса, изменение которого свидетельствует о близости / отдаленности между ними.
Чувства – это важнейшая составляющая системы отношений личности к миру людей, к себе, к миру живой и неживой природы. В них отражена значимость явлений и объектов действительности, связанных с потребностями и мотивами личности [121].
Сложность системы отношений личности находит свое отражение в большом и противоречивом многообразии чувств. Слияние различных чувств образует чувственный тон отношения к любому значимому событию, человеку, группе, объекту.
При описании чувственного тона, как составляющей эмотивного аспекта социально-психологическую дистанции в межличностных отношениях, в качестве основы будем использовать концепцию Л.В.Куликова [121; 123; 125].
Это обусловлено следующими моментами. Во-первых, на наш взгляд, она дает наиболее подробное представление о чувствах, переживаемых субъектами в отношениях друг с другом. Во-вторых, эта позиция отвечает основной цели и задачам нашей работы. В-третьих, созданный Л.В.Куликовым психодиагностический инструмент – методика «Профиль чувств в отношениях» [123], позволяет измерить выраженность тех или иных чувств имеющихся в отношениях между взаимодействующими субъектами образовательного процесса.
Чувственный тон в отношениях описывается следующими группами чувств: гедонистическими, меланхолическими, астеническими и интеракционными чувствами [123].
Гедонические чувства – название является производным от греческого слова hedone – удовольствие, наслаждение. Это «приятные чувства» или «чувства удовольствия, удовлетворения».
|
Астенические чувства – обозначение происходит от греческого слова astheneia (бессилие, слабость). Ими обозначают состояние, характеризующееся слабостью, повышенной утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, повышенной чувствительностью. Чувства немощи, чувства смятения – слова русского языка, которые могли бы быть использованы для названия данной группы чувств.
Меланхолические чувства. Меланхолия старинное название депрессии. Близкие по смыслу к меланхолическим чувствам названия: гнетущие чувства, дистимические чувства. Описанные группы чувств отражают особенности настроения взаимодействующих людей. Применительно к нашей работе наибольшее значение приобретают интеракционные чувства. Именно эти чувства, по мнению Л.В.Куликова регулируют межличностное взаимодействие, и делятся на два основных вида: сближающие и удаляющие, представленные в таблице ниже.
Таблица 3
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!