История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Анализ проблемы «отношения» в научной мысли

2024-02-15 87
Анализ проблемы «отношения» в научной мысли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  

Высшего профессионального образования

«Курганский государственный университет»

 

С.В. Духновский, Р.В. Овчарова

 

ГАРМОНИЯ И ДИСГАРМОНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Монография

Курган – Екатеринбург

2012

 


УДК 370.153.1

ББК 88.8

Д 44

Рецензенты:

С.А. Минюрова - доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии, Уральского государственного педагогического университета.  

Н.В. Жукова - доктор психологических наук, профессор Уральского института экономики, управления и права.

Печатается по решению научного совета Курганского государственного университета

 

Духновский С. В., Овчарова Р.В.

Д 44 Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса. Теоретические и эмпирические основы: Монография. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012 – 277 с.

ISBN

 

В монографии раскрываются теоретические основы межличностных отношений субъектов образовательного процесса. На основании полученных эмпирических данных обосновывается то, что гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса обусловлена социально-психологической дистанцией между ними. Показано, что комплексная психодиагностика позволяет многогранно изучить особенности межличностных отношений субъектов образовательного процесса, в континууме гармоничность - дисгармоничность. Разработанная модель профилактики дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса, включает в себя диагностическую, консультативную и коррекционно-развивающую составляющие. В книге представлена концепция гармонии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса; предложенная концепция имеет своё теоретическое и эмпирическое обоснование.

Книга адресована психологам, учителям, воспитателям, родителям, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам, а также всем тем, кто интересуется отношениями между людьми.

УДК 370.153.1

ББК 88.8

 

                                                                                                                                       

ISBN                                                  

                                                             © Курганский государственный

                                                                  университет, 2012                                                                                          

                                                             © Духновский С.В., Овчарова Р.В., 2012

                                                          © В. Васильев, В. Зуев дизайн обложки

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….6

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА………………………....9

1.1. Анализ проблемы «отношения» в научной мысли…………………………...9

1.2. Межличностные отношения в контексте образовательного процесса: определение понятий………………………………………………………………20

1.3. Структура отношений субъектов образовательного процесса ……………..31

1.4. Развитие межличностных отношений субъектов образовательного процесса……………………………………………………………………………..35

1.5. Характеристика межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса………………………………………………………...41

Выводы……………………………………………………………………………....49

 

Глава 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГАРМОНИИ И ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………………………………………50

2.1. Гармония и дисгармония межличностных отношений:

определение понятия……………………………………………………………….50

2.2. Причины и проявления дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса………………………………………………………...54

2.3. Граница, как условие дистанции в межличностных отношениях субъектов образовательного процесса………………………………………………………...58

2.4. Социально-психологическая дистанция: определение понятия……………64

2.5. Социально-психологическая дистанция как фактор дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса……………85

Выводы……………………………………………………………………….……...90

 

Глава 3. ПЕРЕЖИВАНИЕ ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА……………………………………………………………………......92

3.1. Представления о переживании в психологии………………………………..92

3.2. Переживание дисгармонии межличностных отношений, состояния и настроения субъектов образовательного процесса……………………………..104

3.3. Феномены переживания дисгармонии межличностных отношений субъектами образовательного процесса…………………………………………108

3.4. Дисгармония как проявление кризиса в межличностных отношениях субъектов образовательного процесса…………………………………………..120

3.5. Одиночество как результат переживания дисгармонии межличностных отношений субъектами образовательного процесса……………………………124

Выводы……………………………………………………………………………..127

 

Глава 4. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ГАРМОНИИ - ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………………………..……………128

4.1. Основные проблемы психодиагностики……………………………………128

4.2. Обзор методов диагностики гармонии - дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса……………………………..130

4.3. Обоснование выбора метода диагностики гармонии и дисгармонии отношений субъектов образовательного процесса……………………………..139

4.4. Краткое описание авторских методик для комплексной диагностики гармонии и дисгармонии отношений субъектов образовательного процесса……………………………………………………………………………143

4.4.1. Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» «СОМО»…………………………………………………………………………...143

4.4.2. Методика «Шкала субъективного переживания одиночества» «СПО»……………………………………………………………………………..145

4.4.3. Методика «Определение социально-психологической дистанции» «СПД»……………………………………………………………………………...146

4.5. Описание комплексного подхода к диагностике гармонии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса…………..148

Выводы……………………………………………………………………………..156

 

Глава 5. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГАРМОНИИ И ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА………………………………………..157

5.1. Организация и методика исследования……………………………………..157

5.2. Эмпирическое изучение детерминант гармонии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса…………..163

5.2.1. Личностные детерминанты гармонии и дисгармонии отношений субъектов образовательного процесса…………………………………………..163

5.2.2. Гармония / дисгармония отношений и самораскрытие субъектов образовательного процесса……………………………………………………….168

5.2.3. Эмоционально-чувственные детерминанты гармонии и дисгармонии отношений субъектов образовательного процесса……………..172

5.2.4. Депривация потребностей как фактор дисгармоничности межличностных отношений субъектов образовательного процесса…………..178

5.2.5. Нарушение личностного пространства как фактор дисгармонии межличностных отношений……………………………………………………...184

5.2.6. Взаимосвязь характеристик межличностных отношений с различными формами зависимостей………………..…………………………...189

5.2.7. Переживание одиночества как результат дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса…………..192

5.3. Особенности гармонии и дисгармонии в разных видах межличностных отношений субъектов образовательного процесса……………………………..196

5.3.1. Гармония и дисгармония межличностных отношений в системе «родитель-ребенок»…………………………………………………….…………196

5.3.2. Гармония и дисгармония межличностных отношений в системе «педагог-родитель ученика»……………………………………………………...203

5.3.3. Гармония и дисгармония межличностных отношений в системе «педагог-ученик»………………………………………………………………….209

5.4. Профилактика дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса……………………………………………………….215

5.5. Обсуждение результатов исследования: концепция гармонии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса……………………………………………………………………………220

Выводы………………………………………………………………………..……228

 

ВЫВОДЫ…………...…………………………………………………………….229

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..231

 

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….…..233

 

Приложение 1 . Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» «СОМО»…………………………………………………………………………...249

Приложение 2 . Методика «Определение социально-психологической дистанции» «СПД»………………………………………………………………..254

Приложение 3 . Методика «Шкала субъективного переживания одиночества» «СПО»……………………………………………………………………………...267

 

Приложение 4. Анкета «Причины неудовлетворенности межличностными отношениями» «ПНО»……………………………………………………………270

 

Приложение 5. Анкета «Межличностная дистанция» «МД»………………….273

 


ВВЕДЕНИЕ

Отношения между людьми, характер этих отношений, является одним из важных факторов развития и формирования личности, условием, определяющим качество человеческого существования в целом. В этом плане особое значение приобретает изучение межличностных отношений субъектов образовательного процесса. Однако, несмотря на многочисленное количество исследований, в области педагогической и социальной психологии данная проблема остается малоизученной. 

    Центральный момент заявленной в монографии проблемы заключается в том, что гармоничность / дисгармоничность межличностных отношений субъектов образовательного процесса, обусловлена изменением социально-психологической дистанции между ними. Ранняя комплексная диагностика позволяет принять профилактические меры в целях гармонизации межличностных отношений между субъектами образовательного процесса.  

Монография состоит из пяти глав. Первая глава «Теоретические основы психологии отношений субъектов образовательного процесса» посвящена анализу категории отношение в научной мысли; рассмотрению представлений об образовательном процессе и его субъектах; описанию различных дефиниций понятия межличностные отношения; раскрывается структура межличностных отношений, а также ситуация межличностного взаимодействия. Вторая глава «Представление о гармонии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса» посвящена раскрытию сущности данного феномена; описанию его характеристик; социально-психологической дистанции как условия гармоничности и дисгармоничности. В третьей главе «Переживание дисгармонии межличностных отношений субъектами образовательного процесса» дается представление о переживании; раскрывается природа переживания; описываются проявления переживания дисгармонии межличностных отношений. Четвертая глава «Комплексная диагностика гармонии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса», посвящена обзору существующих психодиагностических инструментов и их отдельных шкал, которые позволяют изучить гармоничность и дисгармоничность межличностных отношений. В главе обосновывается выбор метода диагностики, описываются авторские разработки, позволяющие многомерно изучить характер межличностных отношений субъектов образовательного процесса и социально-психологическую дистанцию между ними. В пятой главе «Эмпирическое изучение гармонии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса» описывается методика исследования, обсуждаются полученные эмпирические данные; раскрывается модель профилактики и концепция гармонии и дисгармонии межличностных отношений, в основе которой лежит социально-психологическая дистанция между субъектами образовательного процесса.

В разделе «Приложения» представлены авторские психодиагностические разработки, позволяющие многомерно изучить межличностные отношения субъектов образовательного процесса: Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» «СОМО»; Методика «Определение социально-психологической дистанции» «СПД»; Методика «Шкала субъективного переживания одиночества» «СПО»; Анкета «Причины неудовлетворенности межличностными отношениями» «ПНО» и Анкета «Межличностная дистанция» «МД». Методики соответствуют основным требованиям, предъявляемым к разработчикам психологических тестов.

В работе предлагается решение ряда задач методического и прикладного характера, включая разработку необходимых для исследования методических процедур и методик.

Все это позволяет, на наш взгляд, надеяться, что данная работа послужит основой для развития самостоятельного и перспективного направления исследования в педагогической и социальной психологии, имеющего теоретическое и практическое значение, актуального для современного этапа развития психологической науки.

Книга адресована психологам, учителям, воспитателям, родителям, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам, а также всем тем, кто интересуется отношениями между людьми.

 

 

 


 

 

Ученик спросил у Ле-цзы:

- Почему многие правители не могут освоить учение?

Учитель Ле-цзы ответил:

- Потому что, спрашивая об учении, они стремятся к богатству и собственной выгоде. А ценящие выгоду презирают бесполезное учение. Полный красоты – горд, полный сил – необуздан, поэтому, пока они не поседеют, с ними нельзя говорить об учении, а еще менее – о его осуществлении. Гордому и необузданному люди не могут советовать, поэтому он остается одиноким, без помощников.

Умный полагается на людей, поэтому и в старости не дряхлеет, знания у него исчерпывающие и беспорядков не возникает. Трудность управления царством не в том, чтобы самому быть умным, а в том, чтобы находить умных и признавать их. Но чтобы стать учеником, прежде нужно опуститься ниже учителя.   

Даосская притча

 

 


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Как драгоценен и хрупок каждый. Как осторожно нам надо относиться друг к другу!

                                                                                 А. Ухтомский

Проблема «отношение» в научной мысли. Межличностные отношения в контексте образовательного процесса: определение понятий. Структура отношений субъектов образовательного процесса. Развитие межличностных отношений субъектов образовательного процесса. характеристика межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

* * * * *

Анализ проблемы «отношения» в научной мысли

        

Категория отношение является одной из центральных в различных науках, в том числе и в социальной психологии, наряду с такими как сознание, деятельность, общение. В Большой психологической энциклопедии отношение – это понятие психологии, определяющее взаиморасположение объектов и их свойств. Оно имеет место, как между меняющимися объектами, так и в случае отдельного неизмененного объекта при его отношении к другим явлениям, объектам, свойствам [36; 37].

В словаре русского языка слово отношение означает: взаимная связь различных величин, предметов, действий; взаимное общение, связь между кем-нибудь, образующаяся из общения на какой-нибудь почве» [162, с.434].

В психологической науке существует концепция отношений личности, разработанная А.Ф.Лазурским, С.Л.Франком и В.Н.Мясищевым и другими отечественными психологами, которую наряду с теориями установки и деятельности, включают в число основных общепсихологических теорий [133]. Согласно данной позиции личность представляется как индивидуальная целостная система ее отношений (сознательно-избирательных, субъективно-оценочных) к действительности. Эта система имеет вид интериоризованного опыта взаимоотношений с другими людьми в условиях социального макроокружения. Такая система обуславливает характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, особенности поведенческих ответов на различного рода внешние воздействия [36; 37].

Наиболее подробно историческое развитие (эволюция) идеи отношение описано в работе Е.В. Левченко «История и теория психологии отношений» [133]. Это снимает необходимость подробно рассматривать данный вопрос в историческом плане.       

Анализ проблемы отношение в историческом плане, проведенный Е.В.Левченко показал, что в отечественной психологии центральными смыслами отношения были идеи целостности, субъектно-объектной связи и активности.

В философии и математической логике отношение раскрывается через понятия «связь», «взаимодействие», «взаимозависимость». В этом плане отношение - есть категория, характеризующая определенные взаимозависимости элементов определенной системы [133].

На основании проведенных теоретических исследований [133], выделяют две группы значений категории отношение:

Первая группа. Отношение – это симметричная связь, равное по силе взаимное влияние без преобладания активности одной из сторон. Взаимная связь, зависимость разных величин. Англоязычный эквивалент этого значения – correlation, в кратком переводе означает «отношение между…».

Вторая группа. Отношение понимается как процесс и результат активности одной из взаимодействующих сторон, тогда как другая сторона дает повод для проявления активности, задает направленность последней. Это субъектоцентрическая связь. «Характер обращения, поведения кого-либо с кем-нибудь, чем-нибудь». Англоязычный эквивалент этого значения – attitude.

Понятие отношение потенциально психологично: «значительная часть и структура пространства его возможных значений определяются присутствием в нем тени субъекта (отношение – чье? относится – кто?)» [133, с.34]. Добавим к этому также – отношение – к кому?

Истоки понятия отношение находятся в логике и философии с одной стороны, и в биологии – с другой. Причем биологическая линия развития появилась значительно позже чем логико-философская, и состояла в описании идеи отношения организма к среде. Третья линия развития этого понятия – интроспективно-психологическая.

Эволюция понятия отношение по логико-философской линии состоит в переходе от понимания его как позиции, занимаемой субъектом при рассмотрении тех или иных, в том числе достаточно сложных, объектов, к переносу его на окружающую человека реальность, на мир вещей.  

В рамках интроспективно-психологической линии развития понятие «отношение», употреблялось как синоним закономерной связи явлений. Для И.Ф.Гербарта, отношение понимается как закономерная связь между элементами психического, которая дополняет открывающееся во внутреннем опыте содержание сознания.

У Г.Гефдинга отношение – это связь и взаимодействие элементов внутри сознания, которая и делает возможным существование психического; они даны субъекту в переживании единства психического. 

Схожие взгляды имеются и у В.Вундта, для которого сущность психического – в отношениях, связывающих элементы психического. Полагаем, что В.Вундт не исключает из рассмотрения взаимодействие субъекта с миром и другими объектами, на основании чего правомерно говорить о субъект-объектных (отношения к предметному и природному миру) и субъект-субъектных (отношения к миру людей) отношениях.

Основоположником биологической линии изучения отношения в психологии является Г.Спенсер. Значение его воззрений во многом определяется разработкой им идеи отношения организма к среде, и ее распространение на систему психологии, введением ее в определение предмета этой науки [204, с.53].

Концепцию Г.Спенсера принял Н.Я.Грот, считавший психическую жизнь, одним из видов взаимодействия организма со средой. Исследуя это взаимодействие, он создал теорию психического оборота, ввел понятия «психическая деятельность», «психодинамика», то есть разработал теорию и способы описания актуального генеза (происхождения и развития) психического.

Таким образом, биологическое, логико-философское и интроспективно-психологическое рассмотрение категории отношение легло в основу психологии отношений, наиболее полно представленной в отечественной психологии и экзистенциальной философии.

Ниже обратимся к дефинициям таких близких по значению понятий как установка, отношение, аттитюд, что на наш взгляд является необходимым для более полного анализа изучаемой проблемы. В ходе анализа будет показано, что отношения личности реализуются и проявляются в установках, аттитюдах и социальных стереотипах. 

Установка – готовность к действию. Первичная установка предваряет и определяет развертывание любых форм психической активности.

Установка – это устойчиво сформированная в результате переживания окружающей реальности и на основе страданий о ней, выступает как принципиальная направленность поведения, которая предполагает готовность к определенным действиям и реакциям [36; 37].

Отметим, что имеющееся у субъекта первоначальное отношение может с одной стороны, быть проявлением установки, а с другой само определять установку, отражаясь в предвосхищении будущей деятельности, межличностных взаимодействий и различных ситуаций общения. В установках находит отражение знак отношения человека (например, позитивное – негативное, гармоничное - дисгармоничное). Чем больше положительных установок у человека, тем более гармоничен склад его характера, и наоборот, чем больше отрицательных установок, тем менее адекватно человек реагирует на окружение; нарушается общение, возникают проблемы и конфликты [36; 37].

Наряду с установками отношения субъекта реализуются в его социальных стереотипах, под которыми понимается устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности распространенное в данной социальной среде [36; 37]. Таким образом, социальные стереотипы выступают как, своего рода, сумма обобщенных, индивидуально пережитых, а иногда и навязанных социальной группой (культурой и т.п.) отношений субъекта к чему-либо, кому-либо или самому себе.   

И, тем не менее, есть немало общего у этих двух фундаментальных понятий – отношение и аттитюд. Понятие аттитюд было введено в психологию У. Томасом и Ф. Знанецким, которые определили его как психологическое переживание зна­чения, смысла, ценности социального объекта. Термины «социальная установка» и «аттитюд» в отечественной психологии утвердились во многом благодаря работам В.А. Ядова, для которого теория отношений стала основой его диспозиционной концепции личности.

В Большой психологической энциклопедии аттитюд – это элемент системы основных установочных отношений личности. В социальной психологии аттитюд рассматривается как внутренняя эмоциональная ориентация, которая позволяет объяснить действия человека. Современное использование термина включает в себя несколько компонентов: 

● познавательный (убеждение или мнение человека, которого он придерживается);

● эмоциональный (настрой или чувство относительно кого-либо, чего-либо или самого себя);

● оценочный (положительная или отрицательная оценка кого-либо, чего-либо или самого себя);

● поведенческий или когнитивный (предрасположенность к действию) [37].

В Большом психологическом словаре аттитюд – это предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения. Тем самым прослеживается прямая связь с понятием установка, как готовность к действию. Аттитюд имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать, и как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) [36].

Иногда аттитюд понимается как эмоционально насыщенное представление (мнение) о чем-либо. В качестве представления в аттитюде обычно выступает стереотип (обобщенное представление), а эмоциональной составляющей является обобщенное чувство [36; 37]. Таким образом, в структуре аттитюда выделяют три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий.

Когнитивный компонент представляет собой осознание объекта, выражаемое в убеждении или мнении, нередко основанном на социальном стереотипе.

Аффективный компонент – это эмоциональная оценка объекта, переживание симпатии или антипатии к нему, которое также может быть продиктовано существующими стереотипами.

Поведенческий или конативный компонент отражает установку к действию.

Функциями аттитюдов выступают:

социально-приспособительная (утилитарная, адаптивная, инструментальная): человек действует в соответствии с определенными аттитюдами, потому что в данной среде ему это выгодно, приносит пользу;

познавательная: аттитюды упрощают ориентацию человека в мире, позволяют легко категоризировать и оценивать происходящие события;

экспрессивно-оценочная: проявляется во мнении и поведении, аттитюд способствует самовыражению личности;

защитная функция: аттитюды предохраняют личность от внутренних конфликтов, поддерживают самооценку [37, с.45-46].

Сознательное отношение, «вырастая» из прошлого, ориентируется на перспективы будущего и реализуется в настоящем. Поэтому ни со стереотипом, ни с установкой его отождествлять нельзя. И в самом деле, стереотип и установка могут срабатывать на уровне автоматизма, а сознательные отношения, как указывает В.Н.Мясищев (2003) – предшествовать формированию конкретных стереотипов и устано­вок. В этом смысле стереотипы и установки можно рассматривать как процессуальный план человеческих отношений.

Аттитюды формируются в процессе накопления человеком своего индивидуального жизненного (социального) опыта. Процессы мотивации имеют гораздо меньшую роль в их возникновении, чем при формировании психологических отношений. Социальные установки, в отличие от психологических отношений, формируются применительно только к социально значимым объектам.

Если в психологических отношениях ведущим являются эмоционально-чувственный и установочно-волевой компоненты, а также значение эмоциональных переживаний при анализе содержательной стороны отношения, то в структуре аттитюда более весома роль ког­нитивного и поведенческого компонентов. Несмотря на то, что эмоциональный компонент важен для изменения всей установки, он далеко не всегда реализуется в конкретной социальной деятельности. Знание об объекте, программа и план поведения всегда присутствуют в структуре установки.

Социальные установки нередко заимствуются и некритически усваиваются под влиянием других людей, массовой культуры, средств информации, тогда как психологическое отношение формируется как значимое, лично пережитое, глубоко эмоциональное явление, возникающее из индивидуальных переживаний, состояний и чувств человека.

Аттитюд является видовой формой избирательного отношения, организующей отбор при восприятии и интерпретации социальной информации. Социальные установки выполняют важную функцию координации позна­вательной деятельности человека и повышения активности всех психических процессов. Будучи устойчивыми, структурированными компонентами сознания человека, они, наряду с интересами, потребностями и мотивами, становятся по­будительной силой, направляющей и организующей многие виды социальной активности человека.

Проявляясь в отношениях, установки выполняют следующие функции:

защитная функция – установки, защищающие человека от негативных чувств по отношению к самому себе, когда он проецирует негативные чувства на других людей;

инструментальная функция – определенное отношение принимается человеком в случае, если оно помогает добиться признания, либо избежать неодобрения окружающих;

функция познания – установки, помогающие упорядочивать окружающий мир в сравнительных терминах (типа «нравится – не нравиться») и позволяющие предсказывать некоторые события;

оценочно-экспрессивная функция – установки, которые являются способом выразить свое отношение к тем предметам и явлениям, которые имеют для человека значение.

Приведенные функции установок во многом совпадают с функциями аттитюдов, описанными в Большой психологической энциклопедии [37]. Таким образом, достаточно сложно провести четкую границу в содержательном различении этих понятий.    

Как отмечает В.Н.Куницына и соавторы, обе категории (отношение и аттитюд) имеют равные психологические права на существование в рамках современной психологической науки. Однако отношение является родовым понятием более обобщенным, включающим в себя многочисленные видовые понятия, среди которых важное место занимают установки как определенные формы избирательного отношения, организующие селекцию, отбор, восприятие и интерпретацию получаемой информации [126, с.271].

Проведенный теоретический анализ позволяет сказать следующее. И аттитюды, и установки находят свое отражение в отношениях личности. Отношение с одной стороны определяет установки и аттитюды, а с другой – само реализуется в них.

Далее рассмотрим проблему отношений человека к человеку в философской мысли.

Проблема человека и его существования в мире на протяжении веков волновала многих мыслителей, начиная с античности и по настоящее время. Для философии свойственен комплексный взгляд на человека и его взаимоотношений с другими людьми и миром в целом.

В философском плане наиболее полно эта проблема поднималась в философии жизни, в трудах таких мыслителей как С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, а также наиболее видными её представителями такими как В. Дильтей, А.Бергсон, О. Шпенглер, Э. Шпрангер, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, Л. Шестов и др. С этим направлением близки позиции Ф. Брентано, Э. Гуссерля, Г. Риккерта и др.

Г. Риккерт считает, что задачей философии жизни является создание «учения о жизни, которое, возникая из переживаний, облекалось бы в действительно жизненную форму и могло бы служить живому человеку» [179, с.210]. При этом главным измерением жизни является наличие смысла и мера ее осмысленности.

Рассматривая вопрос об отношениях человека с миром, в том числе и другими людьми, С.Кьеркегор отмечал, что жизнь человека, его бытие в мире наполнено переживаниями страха, отчаянья, вины и греховности. Эти переживания отражают и фиксируют внутренние противоречия человеческой натуры, которые невозможно выразить в традиционной «объективной форме», для этого автор вводит понятие экзистенция. Жизнь человека – это переживание этих противоречий, которым и обусловлено его отношение к окружающему.

    С.Кьеркегор следующим образом описывает стадии существования человека в мире: эстетическую, этическую и религиозную, каждая из которых имеет свою специфику отношений человека с другим людьми и миром в целом.      

    Эстетическая стадия развития человека. Здесь человек стремится к наслаждениям, охвачен страстями. Охваченный желанием «остановить мгновение», такой человек захлестнут переживанием каждой минуты своей жизни. Это позиция большинства, строящаяся на принципе: «срывай день». Стремление постоянно искать чувственного наслаждения разлагает изнутри эстетического человека, который становится пленником своих собственных устремлений. Неизбежно наступает пресыщение, внутренний раскол в личности между тем, что идет «от жизни» и тем, что идет от искусства, культуры и, в особенности, от философии. Результатом является ощущение бессмысленности существования, сопровождающееся отчаяньем. Эстетическим началом может быть названо то, благодаря чему человек является непосредственно тем, что он есть [128].

    Таким образом, можно предположить, что на этой стадии отношения человека обусловлены его гедонистической ориентацией, обусловлены контекстом настоящего, из которого он хочет, стремиться получить максимум удовольствия или минимизации страдания.

    Этическая стадия развития человека основана на осознании субъектом ответственности и долга перед другим человеком и перед человечеством в целом. На этой стадии человек культивирует в себе постоянство в соблюдении долга. Основным становится требование стать и быть самим собой. Такой человек способен думать и заботиться о будущем, он пытается двигаться к вере и Богу через отчаяние. Это тотальное отчаяние личности, соединенное в своих лучших проявлениях с мужеством и моральной ответственностью. Этик также непременно обладает пороком – гордыней, которая определяет его ставку исключительно на собственные силы. Его порыв направлен на достижение лучшего будущего [128].

    Полагаем, что на этой стадии отношения человека обусловлены его эгоцентрической позицией, прагматической ориентацией, благодаря которым отношения ориентированы только на будущее.

    Религиозная стадия. Для нее характерно переживание «абсолютного отчаянья». Именно прохождение через абсолютное отчаянье может дать человеку ощущение подлинности бытия. Только сознание собственной виновности и слабости перед Богом открывает человеку путь к истинной духовности и нравственности. Однако смирение перед Богом не означает отказа от отстаивания достоинства и свободы выбора личности. Отношения с миром, в том числе и социальным, обусловлены духовными переживаниями человека.  

    Описанное выше, позволяет сказать следующее. Прохождение каждой из описанных стадий предполагает «свои» особенности отношений человека с другими людьми, опосредующим звеном которых является субъективное переживание человека, его рефлексия на себя, свою жизнь и свое существование в мире в целом. 

    Виднейший философ и психиатр - К.Ясперс - писал, что есть два способа существования человека:

    Первый – «существование в мире», или жизнь в толпе, следование общепринятым стандартам, ценностям, массовой моде. Это избавляет человека от необходимости самостоятельно принимать решения и нести индивидуальную ответственность за них. Такое существование может прекратиться только благодаря переживанию «пограничных ситуаций» - ситуаций сильного эмоционального потрясения.

    Второй – «существование вне толпы», которое возможно только благодаря переживанию пограничных ситуаций. В ни


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.