Минамото-но Ёритомо (1147-1199) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Минамото-но Ёритомо (1147-1199)

2022-10-05 22
Минамото-но Ёритомо (1147-1199) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воин начала эпохи Камакура. Счастливый период ранней молодости Ёритомо, провел при дворе императора Нидзё, но все изменилось после неудачного государственного переворота, который возглавил его отец Ёситомо. Лишь юный возраст спас его, когда он был арестован Тайра. Его сослали на полуостров Идзу под охраной Ходзё Токимаса, который позже станет его тестем. В 1180 году принц крови обращается с призывом к воинам Минамо- то прогнать Тайра. После нескольких неудачных попыток Ёритомо распространяет свою власть на восточные провинции и обосновывается в Камакуре. Он укрепляет свой авторитет среди самураев.

В 1183 году Двор утверждает его власть над восточными провинциями. В 1185 году его младший брат Ёсицунэ победой в морской битве при Данноура наносит окончательное поражение Тайра. С этих пор Ёритомо старается освободиться от этого молодого полководца, в тени которого он оказался. Это соперничество завершилось в 1189 году. Отныне Ёритомо становится самым могущественным человеком Японии, его власть признана Двором, который жалует ему титул сэйи тайсёгун - великий полководец, победитель варваров, что ставит его во главе всех вооруженных сил. Именно это звание сохранят все самураи, которые в дальнейшем будут приходить к власти - Асикага в XIV веке, Токугава - в XVII веке. Каждый раз они будут ссылаться на родство с Минамото. Токугава Иэясу будет подписывать официальные документы от имени Минамото-но Иэясу.

Ёритомо был не только талантливым военным, он был еще и очень сильным организатором. Он сумел создать новую систему власти, параллельную власти Двора, утвердив вассальную зависимость самураев, служивших ему, - гокэнин. Система управления в провинциях дублировала власть Двора.

Но его влияние на политику Двора не было решающим. При попытке заставить императора вступить в брак с одной из своих дочерей он потерпел неудачу. Однако созданная им власть бакуфу оказалась устойчивой даже после гибели его прямых потомков.

Миура Байэн (1723-1789)

Ученый и философ середины эпохи Эдо. Он родился в провинции Бунго (на севере Кюсю), в семье, где все были врачами, начиная с дедушки по отцовской линии. Он также получил профессию врача и практиковал. Миура Байэн параллельно учился у двух местных конфуцианских ученых,

учеников Ито Тогай, сына Дзинсай, и стал ученым- энциклопедистом, прожив при этом всю жизнь в своей родной деревне, за исключением нескольких поездок в Нагасаки, в Исэ и на север Кюсю. Он изучал сочинения по самым разным областям знаний: Ицзин / Книгу перемен, другие классические конфуцианские тексты, буддийские тексты, даосские труды, китайскую поэзию, китайскую и японскую литературу, труды по астрономии, китайской фармацевтике, политические и экономические сочинения, труды по философии, истории, географии, научные труды, составленные иезуитами, находившимися в Китае, и т.д. Две поездки в Нагасаки, в 1745 и 1778 годах, позволили ему познакомиться с западными естественными науками и вызвали его интерес не только к наукам, но и ко всей западной цивилизации. Результатом долгих лет философских размышлений стали его три самых известных сочинения: Кэнго / Слово о сокровенном (1775 г,), Конго / Слово о смелом (нравственном долженствовании), и Дзэйго / Слово об обилии (Вселенной/'. В первом, в котором рассматриваются проблемы, касающиеся познания Первоначала, Миура Байэн разрабатывает методологию уточнения структуры сущего в природе и метод его постижения, применяя принцип инь /ян, описанный в Ицзин /Книге перемен. Но Миура Байэн был не только философом-метафизиком. В 1773 году он составил труд по экономике, озаглавленный Кагэн / Источник цен, в котором разработал теорию денег, похожую на теорию Томаса Грешема, английского экономиста XVI века. В этом нет ничего удивительного, так как он постоянно сохранял инте-

51 Названия данных произведений на русском языке приводятся по изданию: Философская энциклопедия. В 5-ти томах. Под ред. Ф.В. Константинова. М., 1960-1970 гг.

рес к реальному миру. К концу жизни, в 1786 году, он составил, по просьбе молодого господина княжества Кицуки, расположенного неподалеку от его родной деревни, длинный текст, в котором он выразил свое мнение о реальном политическом положении княжества и мерах, которые надо предпринять.

Мотоори Норинага (1730-1801)

Ученый школы национальных наук. Он происходил из семьи купцов, но предпочел медицину, учился которой в Киото. Во время учебы он также изучал конфуцианскую классику под руководством Хори Кэйдзана. Именно этот учитель заставил Мотоори прочитать работы Кэйтю, посвященные Манъёсю. По возвращении в свой родной город Ма- цусака он стал работать как детских врач. Зарабатывая на жизнь врачебной практикой, он продолжил изучение японской классической литературы. Его внимание привлекли вака великих антологий Кокин- сю и Синкокин-сю, а также знаменитый роман эпохи Хэйан - Гэндзи моногатари.

В 1763 году, по дороге в Исэ, он встретил Камо- но Мабути. Мабути принял его в ученики и предложил ему заняться изучением самого древнего из существующих японских текстов - Кодзики.

Изучению этого текста Мотоори посвятит тридцать лет. В результате он создал Кодзики дэн /Комментарий к «Кодзики». Это - всеобъемлющее научное исследование самого древнего японского текста, включающее текстологический анализ и определение групп списков, расшифровку текста, прочтение текста на японском языке, филологический, лингвистический, а также культурологический и даже теологический комментарии. Мотоори изучил то, что было самой древней формой японского языка. Даже при том, что сделанная им реконструкция тек-

ста критиковалось до начала XIX века как слишком близкая к языку Гэндзи моногатари, сочинения, столь дорогого для Мотоори, тем не менее его работы остаются основой при изучении Кодзики.

Главным интересом Мотоори стала классическая литература и, прежде всего, поэзия. Он считал, что невозможно по-настоящему понять древнюю литературу, душу тех, кто ее создавал, суть японского мироощущения, не умея сочинять вака. Он оставил несколько тысяч вака, которые, по иронии судьбы, не являются шедеврами.

Его исследования Кодзики выходят за рамки литературы. Он надеялся найти в нем японскую древность в чистом виде, не искаженную материковыми влияниями. Эта книга, одухотворенная богами, открывала доступ к истине.

Известный яростным противостоянием влиянию китайского духа, он считается одним из основателей японского национализма. Но если его школа после смерти Мотоори сосредоточилась на исследовании древнего японского языка, то национализм эпохи Мэйдзи сформировался на базе другой ветви национальных наук, лидером которой был Хирата Ацутанэ. Сам Мотоори не рискнул обратиться к политике.

Мурасаки Сикибу (978? -1016?)

Та, кто подняла женскую литературу на недостижимый долгое время уровень, вместе с современницами находилась в приниженном положении. Если мы знаем имя ее отца - Тамэтоки, имя ее брата, ее мужа, то про ее мать известно лишь, что она была дочерью Тамэнобу, а ее дочь имела третий ранг52. Известно только прозвище писательницы. Сикибу - департамент, в котором служил ее муж; Мураса-

52 Место в придворной «табели о рангах».

ки (пурпур, фиолетовый цвет) было составной частью прозвища одной из ее героинь Романа о Гэндзи. Она жила в золотой период эпохи Хэйан. Она знала Фудзивара-но Митинага, а также свою коллегу и соперницу по литературе - Сэй Сёнагон, автора знаменитых Макура-но соси /Записок у изголовья.

Очень рано овдовев, она поступила на службу к императрице Сёси, где могла использовать свои литературные познания в японском и китайском языках. Она была известным поэтом, пятьдесят восемь вака были включены в официальные антологии; она оставила дневники, в которых рассказывается о ее жизни при дворе в период 1008-1010 гг. Но, конечно, славу ей принес именно Роман о Гэндзи, кажется, еще в то время, когда роман не был закончен. Моногатари писали и до нее, она была знакома с китайскими произведениями. Однако этот обширный роман демонстрирует необыкновенное мастерство автора. Роман о Гэндзи, породив множество подражаний и пародий, будет занимать господствующее положение в японской литературе и в эпоху Эдо. Даже когда его перестанут включать в антологии и он подвергнется нравоучительным комментариям со стороны буддистов или конфуцианцев, Роман о Гэндзи останется произведением, на которое будут ссылаться в целом как на высшее достижение в прозе, так и на множество включенных в него вака.

Нитирэн (1222-1282)

Монах эпохи Камакура, учредитель школы Хоккэ- сю, школы Цветка лотоса, известной позднее под названием школы Нитирэна. Родился в рыбацкой деревне современной префектуры Тиба; в 12 лет поступил в монастырь школы Тэндай. После учения в Хи- эйдзан, центре школы Тэндай, и монастырях Нары он вернулся в родные края, чтобы проповедовать аб-

солютное почитание Сутры Лотоса. В 1253 году принял имя Нитирэн. Считая себя истинным продолжателем основателей Тэндай и даже перевоплощением бодхисаттвы, он проявил жесткую нетерпимость по отношению к другим проповедникам буддизма, особенно школе Чистой земли Амида.

Осознавая сложность периода, в который жил, он рекомендовал правительству бакуфу Камакура обратиться исключительно к Сутре Лотоса, чтобы укрепить мир и спокойствие Японии, чему посвящено его сочинение Риссё анкокурон / Труд по укреплению мира путем проповедования ортодоксального учения. Пылкость его критики навлекла на него неприязнь других монахов, а затем властей. Его дважды отправляли в ссылку, и даже могли осудить и казнить. Если он не преуспел в убеждении бакуфу в эффективности Сутры в борьбе с монгольским нашествием, если он был расстроен, что его проповеди не были услышаны, то он собрал большую группу преданных учеников, распространявших повсюду его учение. Исключительная особенность школы позволяла включить почитание автохтонных богов, что привело к появлению синто-буддийского синкретизма в рамках школы Лотоса. Различные ветви школы Ни- тирэна распространились по всей стране, особенно в городской среде. На учеников школы большой отпечаток наложила бескомпромиссность ее создателя. Среди немногих религиозных движений, запрещенных Токугава, можно увидеть одну из школ Нитирэна - Фудзюфусэ-ха, которая была запрещена в 1691 году. В XX веке светское направление, выросшее от одной из ветвей Нитирэн сёсю, Сока гак- кай, дало новый импульс проповедям Нитирэна. Из этой ассоциации была создана единственная политическая партия на религиозной основе в истории Японии, Комэйто.

Огата Коан (1810-1863)

Врач прозападной направленности, типичный для первой половины XIX века. В 1838 году он основал одну из самых крупных частных высших школ, Тэки дзюку, в которой преподавались «голландские знания». В период до 1862 года в ней получили образование более трех тысяч интеллектуалов и врачей. Именно в этой школе получил образование Фукудзава Юкити (1834-1901), ставший интеллектуальным образцом эпохи Мэйдзи, основатель одного из самых первых японских университетов - Кэйо гидзюку дайгаку. Огата в возрасте 23 лет, известный глубокими знаниями основ западной медицины - экспериментальной физиологии, области, незнакомой китайской медицине, завершил Малый учебник по физиологии. Этот перевод исследований по физиологии начала XIX века вместе с Основами медицины Такано Тёэй (1804-1850), составили первое собрание исследований по западной физиологии в Японии. И хотя перевод Огата остался в рукописном виде, его влияние в медицинской среде было очень значительным, так как именно этот труд использовался как основной учебник в его частной школе. Огата опубликовал в 1849 году Общую теорию патологии - собрание исследований по внутренней и внешней патологии, физиологии, терапевтическим методам и т.д. Спустя менее века после первого официально разрешенного вскрытия трупа, проведенного в 1754 году Ямаваки Тоё (1705-1762), японцы смогли углубленно изучать западные анатомию и физиологию. В конце карьеры Огата был приглашен в Эдо в качестве преподавателя западной медицины в медицинской школе, которой покровительствовал сёгун. В контексте эпохи это налагало большую ответственность, что ускорило его кончину.

Огю Сорай (1666-1728)

Сын врача бакуфу, он прошел службу у даймё, прежде чем основать свою школу, Кэнъэн / Тростниковый сад. Он исходил из идей Чжу Си (ИЗО- 1200) и противился новому прочтению классики, которое предлагал Ито Дзинсай. Однако впоследствии он частично разделил его точку зрения. Чтобы отмежеваться от школы древнего смысла, коги гаку, он заложил основы школы древних текстов, кобундзи гаку. Если их методики были близки, то цели весьма отличались. Близкий к власти, по распоряжению сёгуна Есимунэ, он обдумывает путь истинного правителя, представленный мудрецами и государями китайской древности, путь, который постигается обращением к аутентичным текстам, не искаженным более поздними комментариями. Истинный правитель поддерживает порядок в стране благодаря обрядам и музыке, которая является их выражением. Необходимо действовать в соответствии со своим опытом. В его

размышлениях видно начало современного видения мира, где политика обосабливается от естественного порядка вещей, что является прямым противопоставлением конфуцианской мысли эпохи Сун.

Влияние этого мыслителя было весьма значительным. В области китайской литературы его глубокое знание китайского языка, необходимое для философских штудий, позволило писать научные тексты, а также китайские стихотворения канси древним высоким стилем. Некоторые его ученики продолжили развивать это направление. Но наиболее важными являются его многочисленные труды в области философии и политики, даже при том, что некоторые их аспекты являются реакционными.

 

Гиды цивилизаций

Ода Нобунага (1534-1582)

Один из самых значимых политиков «периода воюющих провинций». Один из трех объединителей Японии на заре Нового времени. Он происходил из семьи самураев, имевших власть в районе Нагоя, и начал с подчинения некоторых членов своего клана прежде чем обратил внимание на своих соседей. Благодаря своему союзу с будущим сёгуном Токугава Иэясу, он смог сконцентрировать свои усилия в центральной Японии. Призванный в Киото не только двором, но и последними сёгунами Асикага, он закончил тем, что навязал им свои законы и изгнал последнего Асикага. Чтобы стать самым могущественным человеком в Японии, он победил даймё и подавил религиозные движения всех, кто сопротивлялся ему с оружием в руках, особенно членов школы Чистой земли, Дзёдо синею, монастырь Энрякудзи (Хиэйдзан), монахов Нэгоро (школа Син- гон). Каждый раз кара была крайне безжалостна.

Защищая и поддерживая финансами императорский двор Киото, он получил второй ранг, но, похоже, не желал продвигаться выше. Поскольку у него не было времени устанавливать систему управления по всей стране, он приказал построить в Адзути огромный замок, соответствующий силе его власти. Донжон, превосходящий все другие здания, был одновременно фортификационным сооружением и символом его мощи, украшенным самыми выдающимися мастерами того времени. Вокруг донжона расположились резиденции главных вассалов, что впоследствии стало нормой. У подножия замка располагался рынок, раку ити, свободный от таможенных сборов, что привлекало торговцев. Открытый всему новому, Ода Нобунага покровительствовал христианам и создал современное оружие на основе мушкета. Он разрешил строительство церкви и

семинарии у подножия своего замка, не собираясь менять вероисповедание. Он был, без сомнения, убежден в собственном величии. Когда он отправился походом на запад и его предал один из его вассалов, Нобунага покончил жизнь самоубийством в охваченном пожарами Киото.

Похоронами руководил его самый блестящий генерал, будущий Тоётоми Хидэёси, и именно он провозгласил себя его наследником, отодвинув в тень его законных потомков.

Сайгё (1118-1190)

Монах и поэт начала эпохи Камакура. Начав карьеру при дворе в дворцовой страже отрекшегося императора Тоба и будучи отмечен при дворе как поэт и игрок в кэмари53, в двадцать три года он принял постриг и с тех пор делил жизнь между странствиями и жизнью отшельника в уединенных хижинах в Исэ, в окрестностях столицы, в Сага. Он стал образцом отшельника-поэта и основателем новой эстетики в поэзии. Фудзивара-но Тэйка включил многие его стихотворения в Синкокин вакасю. Самым известным считается сборник Санга сю / Личное собрание горы. Обычно он писал стихи во время своих многочисленных странствий. Невозможно сосчитать вишневых деревьев, которые были воспеты или посажены поэтом-монахом Сайгё.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.