Женщины носили украшения только в прическах: шпильки для волос, гребешки, брошки. При этом могли использоваться и драгоценные материалы. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Женщины носили украшения только в прическах: шпильки для волос, гребешки, брошки. При этом могли использоваться и драгоценные материалы.

2022-10-05 21
Женщины носили украшения только в прическах: шпильки для волос, гребешки, брошки. При этом могли использоваться и драгоценные материалы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Замужние женщины всех общественных слоев должны были выбривать брови и красить зубы в черный цвет. Они выполняли эту окраску при помощи железа, окисленного в уксусе и в порошке аконита. Этот обычай берет начало в эпоху Хэйан и соблюдался до 1873 года. В этот год, когда был окончательно принят солнечный календарь, императрица прекратила красить себе зубы. Этому примеру не замедлили последовать и остальные женщины.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

Араи Хакусэки (1657-1725)

Воин и ученый, конфуцианец, ученик Киносита Дзюнан (1621-1698), середина эпохи Эдо. Несмотря на свое относительно простое происхождение, он всю свою жизнь хранил представление о сословии воинов как идеальной модели существования общества. За образец он брал жизнь своего отца, человека, для которого исключительная дисциплина была главным жизненным правилом. В истории общественной мысли Араи был одним из интеллектуалов, наиболее типичных для Японии начала нового времени как по разнообразию дисциплин, которые он изучил, так и по новаторскому подходу к истории, географии, китайской поэзии, дзуйхицу («эссе на кончике кисти») (1733-1817), языкознанию, военной стратегии, изучению обычаев (этнологии), политике, политической экономии, морали. Он уделял особое внимание мировой географии, а также западной цивилизации, что было довольно редко в то время и позволило ему приобрести объективный, рациональный взгляд на историю собственной страны. Он также принимал непрямое, но очень активное участие в политике сёгуната во время правления шестого сёгуна Иэнобу (1709-1712),

у которого служил советником с 1693 года. Достойна упоминания его помощь при работе с корейскими посольствами, денежная реформа, направленная на восстановление финансов бакуфу. Огромное значение его многочисленных трудов, особенно в области всемирной истории, мировой географии, государственной политики в изучении обычаев несомненно. В некотором смысле он предвосхитил исследования многих ученых школы «голландских наук», рангакуся, второй половины XVIII века.

Асикага Ёсимицу (1358--1408)

Третий сёгун Асикага, внук основателя бакуфу Муромати, Такаудзи (1305-1358). Он сумел упрочить свою власть серией походов против непокорных губернаторов. А также тем, что в 1392 году объединил два императорских двора, которые с 1337 года оспаривали право на власть. Бакуфу, в большей степени, чем Северный Двор, вышло победителем из этой долгой борьбы. Ёсимицу получил звание верховного министра, самую высокую придворную должность, тогда как титул сёгуна передал сыну. По собственной инициативе он решил возобновить дипломатические и торговые отношения с Китаем династии Мин. Чтобы облегчить восстановление контактов, в 1401 году Ёсимицу признал вассалитет императора Китая, что было поставлено ему в упрек. В 1394 году он отошел от дел, чтобы стать монахом в резиденции, которую приказал себе построить в Китаяма, на северо-западе Киото. Золотой павильон, Кинкаку, этого нового монастыря станет символом изысканности, того, что мы впоследствии назовем культурой Китаяма. Ёсимицу происходил из семьи самураев, сумел усвоить придворные обычаи. Он принял активное участие в составлении императорской антологии вака, был покровителем ак-

теров саругаку Канъами и его сына Дзэами, способствуя таким образом зарождению театра но. Следуя его примеру, его внук Ёсимаса (1436-1490), также знаток искусства, создал на востоке столицы новую резиденцию с серебряным павильоном, Гинкаку, где расцвела культура Хигасияма.

Басё (1644-1694)

Под таким именем вошел в историю один из самых просвещенных людей своего времени, Мацуо Мунэфуса, поэт в стиле хайкай. Он был родом из семьи простых воинов провинции Ига и служил сыну своего господина, который также увлекался хайкай. Этот жанр вел начало от аристократической поэзии, завоевал все слои общества, но был особенно популярен среди горожан. Для Басё поэзия стала смыслом жизни, когда он покинул княжество после смерти господина. В 1672 году он переехал в Эдо, вокруг него собрались ученики, образовалась школа Сёмон, школа Басё. Это имя связано с уединенной хижиной, построенной для него богатым учеником, около которой был посажен банан (басё). Однако жизнь мастера не была посвящена только школе. Он последовал примеру Сайгё (1118-1190) и прошел в сопровождении своих учеников по всей Японии. Нам остались замечательные путевые заметки, наиболее известными из которых остаются Оку но хосомити / По тропинкам Севера. Хотя и небольшое по объему, это произведение, оказало несомненное влияние на эстетику японской поэзии. Оно проиллюстрировало понятие саби, «патины», которое, согласно Р. Сифферу, объединяет переменчивое и неизменное. Но хайкай не может довольствоваться слишком серьезным видением вещей, ему необходима также легкость каруми. Басё умер во время путешествия, но его десять учеников и постоянно

растущее число поклонников продолжали превозносить искусство мастера хайку, что в итоге остановило его развитие.

Ватанабэ Кадзан (1793-1841)

Художник, ученый-конфуцианец, увлекающийся «голландскими науками», первая половина XIX века. Ватанабэ Кадзан, вассал княжества Тахара провинции Микава (современная префектура Аити), с 1832 года был советником, проживал в Эдо и принимал прямое участие в политическом и финансовом управлении Тахара. Географическое положение княжества на полуострове в Тихом океане способствовало пониманию значения морской обороны. Именно тогда Кадзан впервые встретился с Такано Тёэем, который, следуя его совету, сделал частичный перевод одного из европейских географических сочинений первой половины XIX века. Возрастающий интерес Кадзан к западному миру углублял его размышления о проблемах общества и внешней политики. Изучая организацию политических и экономических институтов западных стран, он стремился определить ключ их успехов. Его интерес к системе западной власти объясняется все возрастающей с конца XVIII века угрозой Японским островам со стороны Запада. Именно проблемы национальной обороны стали причиной решения Ватанабэ Кадзан покончить с жизнью в 1841 году. В 1839 году за критику внешней политики сёгуна после появления американского корабля в заливе Эдо он был осужден и сослан в княжество. Его тексты распространял в столице Такано Тёэй.

Кадзан был также великим художником. В 17 лет он поступил в школу Тани Бунтё, известного в Эдо художника. Он также испытал влияние Шен Нанпи- на, китайского художника, который жил в Японии

с 1731 по 1733 год. С 23 лет Кадзан был признан как состоявшийся художник. К 30 годам он изучил также некоторые техники западной живописи, такие как перспектива и полутона. Таким образом, он смог создать оригинальный стиль, используя эти технические приемы в своих картинах. Современники считали его одним из величайших художников своего времени.

Дзэами (1363? -1443?)

Театральный деятель эпохи Муромати. Сын Канъами Киёцугу (1333-1384), который руководил труппой театра Саругаку в провинции Ямато. Когда труппа давала представление перед сёгуном Асикага Ёсимицу (1358-1408), он заметил юного Дзэами, которому было десять лет, и сделал своим фаворитом. Среда сёгунского двора заставила Дзэами сменить профессию, полученную от отца, на танец и поэзию в духе югэн, имевшие скрытое очарование. Именно в это время труппа приняла название Кандзэ дза. Смерть Ёсимицу означала для Дзэами прекращение покровительства сёгуна. Он был сослан на остров Садо и неизвестно где и когда умер.

И в период своей славы, и в тяжелые времена преследования со стороны власти, и в изгнании Дзэами не прекращал размышлять о своем искусстве. Он явился создателем множества пьес, большей части репертуара театра Но, перерабатывая творения отца или сочиняя новые. Именно он придал театру Но некоторые черты, которые составляют теперь главное содержание этого искусства. С другой стороны, он написал несколько трактатов, остававшихся долгое время скрытыми, предназначенными только для главы труппы: Фусикадэн*0 / Передача цветка интерпретации; Сюдосё / Книга изучения пути и т.д.

50 В русском переводе - «Предание о цветке стиля».

Он считается создателем искусства Но во всей его сложности, с речитативом, пением, танцем, музыкой. Это искусство получило большое развитие в кругу воинской знати в период Эдо. Уметь исполнить пьесу Но являлось частью воспитания и хорошего тона.

Догэн (1200-1253)

Монах эпохи Камакура. Он происходил из знатного аристократического рода. В тринадцать лет ушел в монастырь на горе Хиэй. В 1223 году он отправился в Китай династии Сун, где достиг просветления под руководством Рудзина (яп. Нёдзё). Он вернулся в Японию с проповедями школы своего учителя, Цаодуна (яп. Сото). Проповедуя неподалеку от столицы, в 1243 году он решил основать монастырь Эйхэйдзи в провинции Этидзэн. Основа его учения заключается в том, что просветления можно достичь в этой жизни исключительно практикой медитации, дзадзэн. Это даже не практика, это - само просветление. Обосновавшись в провинции, он впоследствии обращался только к окружавшим его монахам. Он составил для них подробное монашеское наставление, синги, чтобы создать идеальное окружение для медитации сидя. Верный духу учителей китайского Чань-буддизма, Догэн предпочитал народный язык и слоговую систему записи. Наиболее известное его произведение, Сёбо гэндзо / Драгоценная зеница истинного закона (98 книг), вышло за пределы монастыря только в начале XX века, когда и стало доступно философам.

Проповедуемый им Сото дзэн вместе со школой Риндзай стали двумя крупнейшими течениями дзэн- буддизма в Японии. Если Риндзай имела наибольшее число последователей среди самурайства, то Сото получил распространение во всех слоях населения.

Он поддерживал популярные формы синкретизма, как, например, буддийское божество Дакинитэн и местную богиню Инари, связанных с лисой.

Ито Дзинсай (1627-1705)

Ученый (конфуцианец) первой половины эпохи Эдо. Эта исключительная личность носила не одно имя. В отличие от подавляющего большинства ученых его времени, он не происходил из сословия самураев и никогда не был на службе у даймё или сёгуна. Он родился в семье богатых торговцев Киото и посвятил себя ученым занятиям, предоставив младшему брату вести дела. Его супруга, Кана, принадлежала к богатой семье торговцев и художников Огата. Как и все его современники, он был воспитан на конфуцианских идеях эпохи династии Сун и особенно учении Чжу Си (1130-1200), однако он приходит к их критике, обратившись к Беседам и сужденям Конфуция и Мэнцзы. Решая не принимать в расчет поздние комментарии, которые, по его мнению, были искажены буддизмом и даосизмом, он стремился найти древний смысл, коги, применив филологический анализ текстов. Поэтому школу, основанную им в Киото, он назвал Коги до. Он принял множество учеников из различных слоев общества. Видимо, обучение основывалось на постоянном диалоге с учениками. Представление об этом можно получить из Додзимон / Вопросы начинающего, собранные и записанные его сыном после смерти Ито Дзинсай.

Его целью было не филологическое изучение, а обнаружение первоначального «послания» Конфуция, которое, с его точки зрения, сводилось, во- первых, к дзин (по-китайски, рэн) - человеческое мужество, а во-вторых к ги (по-китайски ю) - суть справедливости. В отличие от большинства ученых того времени, он не касался политических вопро-

сов, что не помешало Мацудайра Саданобу запретить его произведение в 1790 году.

Предшественник нового подхода к классике конфуцианства, подобный подход в Китае можно увидеть только век спустя, Ито Дзинсай воспитал многочисленных учеников. Без него не могли появиться ни такой мыслитель, как Огю Сорай (1666-1728), ни движение национальных наук.

Каибара Экикэн (1630-1714)

Знаменитый ученый (конфуцианец), сторонник «конкретных наук», он начал с изучения идей Чжу Си (1130-1200) - ортодоксальных трудов своего времени. В тридцать шесть лет он сделал это своим кредо и оставался верен ему всю жизнь, хотя в конце жизни он начал испытывать сомнения в отношении этой школы, принципы которой основывались, по его мнению, на буддистских и даосских концепциях. Он был убежден, что ученый должен узнать все на земле, и с жаром погрузился в изучение того, что могло быть полезным для людей. Еще Ито Дзинсай (1627-1705) открыл новое направление мысли между миром конкретных вещей и ли - универсальным принципом. Но, ограничивая свою деятельность лишь изучением классики, Ито Дзинсай выбрал образ жизни, далекий от конфронтации с реальностью. Каибара Экикэн серьезнейшим образом изучал агрономию под руководством величайшего специалиста своего времени Миядзаки Ядзусада (1623-1679). Он сам читал курс по китайским книгам по агрономии и накопил огромный опыт в этой области. В период жизни в Киото он завязал дружеские отношения с множеством значительных людей в области фармацевтики и создал свою собственную систему. В результате появилась Ямато хондзо / Фармакопея Японии, опубликованная

в 1709 году. В ней он четко разделил описание растений как элементов окружающего мира и как сырья для возможного лекарственного использования. Он также отмежевался от труда Бэнъцао ганму (опубликован в Китае в 1596 году, в Японию попал в 1607-м) - авторитетнейшего в мире фармакопеи его времени. Он опроверг китайскую классификацию, чтобы установить новую, свою собственную. Он провел большое критическое исследование, подчеркнув неясности и противоречия автора Бэнъцао ганму, книги, оставшейся, однако, популярным справочником до начала эпохи Мэйдзи. Он был также очень знаменит своими популярными трудами по конфуцианской этике, обращенными к различным слоям населения. После реставрации Мэйдзи его имя связывали именно с этой сферой деятельности.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.