Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-12-08 | 218 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Abstract:
In this article, the author tells about one of the local groups within the Assyrian Diaspora
in the cities of Central Russia, namely the natives of the village of Zirini, which until 1915 was located in the mountains region of
Jilu, in Turkish Kurdistan.This village was the capital of a small independent Assyrian Malik Kingdom JiluGorta (Big Jilu) and, according to Russian diplomats, by the beginning of 20thcentury, there were no more then 200 houses. In Russia, including the region about which we tell, there was a small number of families of immigrants from the village of Zirini. They from 1920-1930 settled in Moscow, Ryazan, Michurinsk, Vyksa, as well as presumably in a number
of cities, mainly located in the Moscow, Tambov, Nyzhny Novgorod regions and the Republic of Mordovia. The author, based on the information on the repressed Assyrians, published by Archimandrite Stephen (Sado), as well as the results of his own ethnographic research, reports in the article all known information on this group.
Keywords:
Assyrians, Diaspora, Central Russia, city, village, Zirini, zernaja, group.
Изучение истории и культуры пусть даже небольших диаспор и других ло- кальных групп всегда в идеале должно включать в себя детальное изучение и их составных частей, в виде более мелких территориальных и иных сообществ, из которых они складывались. Если мы име- ем дело с диаспорой этнической группы, которая до попадания в изучаемый регион сохраняла четкую родоплеменную струк- туру, то весьма важным является изучение роли всех представленных здесь племен- ных и родовых сообществ в ее становле- нии и развитии. Одним из примеров такой диаспоры являются ассирийцы. иногда не совсем верно именуемые этнонимом
«айсоры», оказавшиеся в России преиму- щественно в годы Первой Мировой вой- ны и расселившиеся по многим городам после 1918 г., проживавшие ранее в го- рах Курдистана и сохранявшие до нача- ла ХХ в. родоплеменную структуру, по- хожую на курдскую. Принадлежность к тому или иному локальному сообществу, а именно племя (ассирийцы-старожилы до сих пор иногда именуют его термином
|
«миллет») или прежняя сельская группа (аналог курдского кабиле) отчасти играет
роль внутри ассирийского сообщества до сих пор, хотя, по истечении столетия со времени переселения в Россию и начала ассимиляционных процессов, хотя уже в несоизмеримо меньшем масштабе.
В данном исследовании нам хотелось бы поговорить о представителях локальной группы «зерная», которая представляет собой потомков выходцев из села Зирини, которое до 1915 г. располагалось в асси- рийской области Джилу, находившейся в горах Хяккяри, в нынешнем Турецком Курдистане. Эта сельская группа не слиш- ком заметно была представлена в общей массе ассирийских беженцев, прибывших в Россию в годы Первой Мировой вой- ны и даже не составляла особо заметный процент среди представителей племе- ни миллетджильвая (население области Джилу), в состав которого входит. Тем не менее, она представляет для нас немалый интерес как составная часть российской ассирийской диаспоры, а также сообще- ства российских джильвая, тем более, что до начала ХХ в. село Зирини являлось столицей одного из двух княжеств-ма- ликств, которые существовали в Джилу. Уроженцы селения Зирини в нашей стра-
не известны в Ленинграде, Краснодаре и ряде других мест (СадоС. 2017: 60, 142), однако, нас будут интересовать только те зерная, которые обосновались в регионах Центральной России.
Область Джилу находилась в т.н.
«Области аширетных (т.е. независимых) несториан» и населявшие ее ассирий- цы-джильвая, наряду с жителями входив- ших в нее областей-маликствДиз (племя дизная), Баз (базная), Тхума (тхумная). Верхнее и Нижнее Тьяри (тьяра), явля- лись одним из «аширетных» («би-аши- рат») горских племен-миллет. Последние починялись прежде всего своим мали- кам, а через них — духовному и светско- му главе ассирийского народа, патриарху Церкви Востока, происходившему из рода Мар-Шимунов. По данным русского-ви- це-консула в городе Ван, Р. Термена, в на- чале ХХ в. в области Джилу находилось не менее 1000 домов «несториан», т.е. ассирийцев-христиан (Термен 1910: 40). Исторически к этому времени область в административном плане была разделена на два маликства, управлявшихся своими династиями князей-маликов — Большая Джилу (ассир. — ДжилуГорта) и Малая Джилу (Джилу Сорта). Село Зирини явля- лось к началу ХХ в. центром маликстваД- жилуГорта (Маевский 1904: Приложения, 80). Область Джилу считалась достаточно древним ассирийским регионом, который упоминается с первых веков нашей эры., здесь издревле существовала и одна из из- вестных епархий Церкви Востока, извест- ная по крайней мере с IV в. и фактически существующая до сих пор в изгнании, с резиденцией правящего епископа, нахо- дившейся сначала в Ираке, а потом на территории США (Кожунов 2018: 4).
|
Согласно сведениям русского вице-кон- сула в Ване, В. Маевского, по состоянию на 1899 г. в с. Зирини, входившем в со- став маликстваДжилуГорта, находилось не менее 200 «домов» (Маевский 1904
:80). Семью годами позже, другой рус- ский вице-консул, Р. Термен, насчитал в рассматриваемом населенном пункте 190
«домов» (Термен 1910:222) Вопрос, что указанные дипломаты подразумевали под понятием «дом»? Маевский, в своей кни- ге вроде бы дает определение этому дава- емому им термину –с населением в сред- нем восемь человек членов одной семьи. Однако, нас это не совсем устраивает по следующей причине. Если судить по со- племенникам зерная, происходящим из с. Алсан (аласная), каковые почти все, уце- левшие после резни и исхода оказались в России, то таковых у Маевского показано 80 «домов», а у Термена — уже 90. В на- шей стране аласная создали две большие диаспоры, по несколько десятков семей каждая, в Москве и Казани, а также не- большими группами, насчитывавшими от нескольких до десятка семейств, рассе- лились по двум с половиной десяткам го- родов вокруг Москвы: Тверь, Тула, Орел, Рязань, Кинешма, Рыбинск, Кострома, Муром, Ряжск, Серпухов и др. Здесь, с учетом человеческих потерь во время от- ступления из гор Хяккяри на иранскую территорию и далее в Россию, явно речь не идет о восьми или девяти десятках се- мей в среднем по восемь человек каждая. Русские дипломаты однозначно не сами совершали подсчеты в посещаемых ими ассирийских селениях, тем более, что аши- ретные горцы, которые, с одной стороны, были намерены использовать русскую по- мощь против турок и мусульман вообще, с
|
другой, что мы видим и по другому произ- ведению Маевского, написанному под впе- чатлением посещения «Земли аширетных- несториан», однозначно видели в России опасность, исходящую от империалисти- ческой державы, стремившейся захватить их земли и навязать на них свои порядки (Маевский 1913: 69-70). Хотя Маевский на- против многих «несторианских» селений, которые упомянуты в таблице, в приложе- нии его книги, ставит отметку «проверены лично» (Маевский 1904: Приложения, 79- 84), явно информацию ему не давали выяв- лять самостоятельно, а сообщали сельские старшины или какие-то другие, близкие местным лидерам ассирийские источники. С точки зрения последних, русский дипло- мат, он же разведчик, ни в коем случае не должен был быть в курсе истинного поло- жения дел.Не исключено, что под «дома- ми» ему подразумевали не жилые стро- ения, населенные представителями не- скольких поколений одной семьи, а более крупные родственные сообщества — ро- ды-«отжах», населявшие села и из которых состояли их локальные группы. Насколько известно автору, в той же Казани, где в 1920-х гг. обосновалось 40 семей алас- ная, были представлены 13 отжах из это- го села: Би-Адам, Би-Шаппу, Би-Шеху, Би-Шадуси и др. Какие-то из этих родов, а также некоторые другие (Би-Ишуни, Би- Бешу и др.) были представлены в москов- ской диаспоре аласная, а также в других городах, где обосновались представители данной группы. Так в Твери (в советское время — Калинин), жили семьи из отжах Би-Шадуси и Би-Джаджи, в Туле — Би- Адам. Отжах, которые происходили из с. Зирини, о каковых к 1990-м гг. помнили в Москве, мы упомянем чуть ниже.
Значительная часть информации, ка- сающейся истории зерная, равно как и других ассирийских локальных групп Центральной России, была собрана ав- тором в ходе полевых этнографических исследований, начатых еще в 1992 г. Из публикаций, касающихся расселения ас- сирийцев на территории России и, в том числе, рассматриваемого региона и рас- сматриваемой локальной группы, нами была использована книга заведующе- го библиотекой Санкт-Петербургской Духовной Академии, архимандрита Стефана (Садо), этнического ассирийца,
|
«Мартиролог ассирийцев СССР», вышед- шая в 2017 г. Архимандрит Стефан (Садо) и после выхода своего труда продолжает собирать материал по репрессированным соплеменникам, находя и информацию по новым лицам, а также новые сведения по уже известным. В дальнейшем все это должно войти в новое издание книги, но, пока ее еще нет, мы, получив от Садо дан- ные по интересующим нас персоналиям, будем ссылаться на его устные сообще- ния. Согласие со стороны о. Стефана на это нами получено. Специально локаль- ная ассирийская группа выходцев из с. Зирини прежде никем не описывалась, и работа автора является первой попыткой рассказать о ее истории в России.
Рассказ о местах, где обосновались ас- сирийцы — беженцы из с. Зирини, на наш взгляд надо начать с со столицы. В Москве немногочисленные семьи зерная обосно- вались в 1920-х гг. в исторической мест- ности «Грузины», т.е. в районе Пресни, прежнего Тишинского рынка, зоопарка, недалеко от Белорусского вокзала, рядом с куда более многочисленными выходцами из с. Алсан (группа аласная). Последние
оказались самым большим сообществом джильвая, оказавшимся в России, а также одной из четырех наиболее крупных групп ассирийцев, участвовавших в формирова- нии московской диаспоры на начальном этапе. Выходцы из Зирини, равно как и представители еще ряда небольших сель- ских групп из Джилу, оказались под влия- нием многочисленных соплеменников и к настоящему моменту в значительной сте- пени ассимилированы ими, утратив исто- рическую память характерную именно для их локальной группы. В связи с этим уже в начале 1990-х гг. выяснить что-то каса- тельно истории данного сообщества у его потомков было достаточно сложно.
От представителей других групп мы знаем, что большая часть московских зер- ная, приблизительно три-четыре семей- ства, поселилась на Малой Грузинской ул., среди одной из двух наиболее крупных столичных колоний аласная. В 1993 г. ав- тору старожилы упомянули о некой груп- пе из трех семей зерная, которые посели- лись в Замоскворечье, на Новокузнецкой ул., однако, судя по всему, они там жили не так уж и долго, поскольку к 1960-м гг. их уже там не было, да и о них мало кто помнил (Михайлов 1995: 141; Михайлов, Фарис 2015: 56). Существование замо- скворецкой группы семей косвенно под- тверждается тем, что еще в начале 1990-х гг., когда автор начинал свои полевые изы- скания по московской диаспоре, как мини- мум на трех сохранявшихся к тому момен- ту «стоянках» (в палатках) чистильщиков обуви, которые располагались в районе Серпуховской и Даниловской площадей — местах. где с 1920-х гг. предоставляли ме- ста в основном ассирийцам из окрестных районов — работали представители рас-
|
сматриваемой группы.Однако, как многие джильвая, вращавшиеся в то время в среде соплеменников, эти люди не шибко были готовы к общению с исследователем, от- правляя по всем вопросам к кому-либо из представителей интеллигенции, которые якобы «знают все» и т.п. Главным образом о зерная автору рассказал бывший в свое время лучшим знатоком и хранителем исторической памяти группы аласная, Лев Борисович Мирза, с которым беседа со- стоялась в 1993 г. Здесь мне были названы две семьи (некоторые из упоминавших их информантов называли их частью одного семейства), которые происходили «из ро- да би-малик Манду», т.е. из рода (отжах), к которому принадлежал некий малик Манду, о котором, к сожалению. никто ни- чего рассказать не смог. Главу одной из се- мей звали ИшоХнанишу, а второй, по-ас- сирийски — Манду (явно в России у него было записано другое имя, под которым он был известен и знавшим его неассирий- цам) Шуманов. О точной близкой степени родства глав двух семейств, были ли их главы родными, двоюродными братьями, или же находились в более дальней свя- зи, нам не пояснили. Также в той колонии проживали семьи, главами которых, при- бывшими в Россию, были БаббуГеворгиз, происходивший из рода-отжах Би-Баббу, и Савришу Бит-Джамо, из рода-отжах Би-Савришу. Учитывая тот момент, что указанная информация была записана от представителей других групп, знавших указанные семьи и их историю со сторо- ны, мы допускаем, что и «род би-малик» на деле мог быть одним из двух упомяну- тых отжах.Здесь достоверная информация может быть получена только от знатоков истории самой группы зерная, каковых,
по крайней мере в нашей стране, ныне не осталось. Мы можем сделать только один вывод, что в России, а конкретно в самой Москве, в 1920-х гг. оказались члены се- мейства, принадлежавшего к роду-отжах, из коего были и малики ДжилуГорта.
Также две семьи зерная, носившие фа- милию «Варда», по рассказам старожилов проживали в Электрическом и Табачном переулках. Мы полагаем, что таковых се- мей ранее было больше, просто к началу 1930-х гг. или в более поздний период, многие их них выехали из Москвы. По крайней мере в 1938 г. в Электрическом пер. жил со своей семьей брат арестован- ного в Кашире Ильи АвраБеньямина — Миша АвраБеньямин (СадоС. 2017:166). Старожилы, с кем автору довелось пооб- щаться в 1992-1994 гг., о семье Беньямин, которая бы проживала в указанном пере- улке, ничего не рассказывали.
В книге о. Стефана (Садо) «Мартиролог ассирийцев СССР» мы встречаем аресто- ванного в 1938 г. СавришоХнанишу, кото- рый происходил или из с. Зирини, или (у Садо указано в скобках) Мар-Зайя, прожи- вавшего в доме №3 в Табачном пер. В след- ственном деле этого человека упоминались его старший Гавриил, а также высланный в 1935 г. в Иран старший брат Гиваргиз Сулейманов, семья которого, как часто бывало в таких случаях, могла остаться в СССР. По сведениям Садо, С. Хнанишу происходил из семьи «сардаров» (старост) церкви Мар-Зайя (СадоС. 2017:578-579). Судя по всему, его семья все-таки была выходцами из селения Мар-Зайя, хотя этот святой почитался во всей области Джилу и не только в ней. Его храм (до определенно- го времени — монастырь), имевший посвя- щение святым Мар-Зайя и Мар-Тавор, соо-
руженный в 427 г., с строительством кото- рого была связана целая легенда, каковую до настоящего времени можно услышать от старожилов групп джильвая и гяварная, располагался в одноименном селе, которое в развернутом варианте именовалось —
«мата д’Умрад’Мар-Зайя». В Зирини же находились две церкви, имевшие посвяще- ние во имя святых: Мар-Азиз (IV в.) и Мар- Авдышо. Именно такую информацию ав- тору сообщил представитель московской ассирийской диаспоры Г. Слывус, в 2015 г. совершивший и небольшую экспедицию в места прежнего проживания ассирийских горских групп в горах Хяккяри. Однако, семья Хнанишу в какой-то период своей жизни могла быть связана и с с. Зирини, иначе почему последнее вдруг оказалось упомянутым в биографии вышеупомяну- того репрессированного.
В книге Садо также упомянут уроженец с. Зирини, арестованный в 1936 г., Иосиф БарыкшаСаврышев, который проживал в 1924-1929 и 1931-1936 гг. в доме №30/44 по Бол. Тишинскому пер., в кв.1., где также жили его сестра и двоюродный брат, но- сившие фамилию Барыкша (СадоС. 2017: 498). В Среднем Тишинском пер., в доме
№13/50 проживала семья выходцев из с. Зирини, Шумановых, из которой происхо- дил арестованный в 1937-м и приговорен- ный к расстрелу в 1938 г. ЮханБитишу Шуманов (СадоС. 2017:599). Как видим,
«география» расселения московских вы- ходцев из интересующего нас села была несколько обширнее, нежели в 1990-х гг. помнили старожилы, однако, она ограни- чивалась одним районом — все той же Пресней и забытыми ныне «Грузинами».
О том, что прежде семей зерная в Москве в тех же 1920-х гг. было больше,
нам свидетельствует и информация о не- которых членах данной группы, которые были репрессированы в других городах. В 1938 г. в Ленинграде был арестован Давид (Дади) Асан Абрамов, который жил в сто- лице в 1926-1929 гг., до того момента, как его осудили за уголовное преступление. Среди его родственников Садо упоминает тетю, Гузель Сулейманову, выехавшую в 1935 г. из Москвы в Иран, а также «не- родного брата» Гавриила Битудди, в том же году высланного из страны за «религи- озную пропаганду» (СадоС. 2017: 60). В материалах о репрессированном в 1938 г. в г. Рассказово, Тамбовской обл. урожен- це с. Зирини Якове РезгиновичеЗавзаеве, упоминается его родной брат, Авраам РезгиновичЗавзаев, который жил на тот момент в Москве, правда, без указания по какому именно адресу.
В 2015 г. автор, во время посещения ассирийского некрополя на столичном Ваганьковском кладбище, обнаружил ин- тересное старое надгробие, находившееся среди нескольких могил семьи, члены ко- торой носят фамилии«Варда», «Биткаш»,
«Гиво», датированное 1930 г. Это горизон- тально лежащая каменная плита, на кото- рой практически полностью отсутствует русский текст и, в отличие от более позд- них известных автору памятников, кирил- лица вообще. В сентябре 2019 г. по просьбе автора известный специалист по истории древней Восточной Церкви, владеющий и ассирийским языком, Н.Н. Селезнев, перевел краткую надпись на памятнике, также поделившись и некоторыми своими интересными выводами. Надпись, в пе- реводе Селезнева, звучит следующим об- разом: «Мянду бар Малик Ишо из места Зирини отошел из этого мира в году 1930
1 швата». «Швата» — ассирийское назва- ние февраля, «Мянду» (по другому вари- анту — Манду) — личное имя погребен- ного, «бар Малик Ишо» означает, что этот человек происходил из семьи малика, но- сившего имя Ишо. Выше мы видели упо- минания о роде малика Манду, но о том, насколько можно судить об одном и том же роде-отжах, к которому в разное время принадлежали оставившие след в памяти потомков Манду и Ишо, мы,за неимени- ем информации, не можем. В селе Зирини функции малик-раисов, т.е. глав сельского сообщества, выполняли малики, правив- шие в ДжилуГорта, т.е. лидером села и ли- дером части племени-миллет был один и тот же человек. Во времена вице-консуль- ства В. Маевского, в 1899 г., правителем области ДжилуГорта был малик Мирза (Маевский 1904: Приложения, 80).
По словам Селезнева, составитель надписи был воспитан не на печатной книжной ассирийской традиции, а на ру- кописях –текст представляет собой ими- тацию именно рукописных вариантов начертания буквенных символов. Скорее всего его составлял кто-то из попавших в Россию в середе беженцев переписчи- ков, возможно, что представитель духо- венства Церкви Востока. Цифры «1» и
«1930» взяты из европейской традиции (т.н. арабские), однако, изготавливавший памятник неизвестный мастер-ассири- ец, судя по всему держал перед глазами газету или какую-то дореволюционную русскую книгу — на лицо полное копиро- вание типографского стиля того времени. Вне Москвы, в рассматриваемом ре- гионе. ассирийцы-зерная известны нам в ряде городов, одним из которых прежде всего следует назвать соседний областной
центр — Рязань. Выходцы из Джилу со- ставляли основу рязанской городской ас- сирийской диаспоры и, как мы полагаем, могли бывать здесь еще до начала Первой Мировой войны и исхода представителей этого народа из мест традиционного про- живания. Нам известно, что рязанские джильвая, включая и семьи выходцев из с. Зирини, жили в самом центре города, фактически напротив кремля. По расска- зам старожилов, несколько ассирийских семей проживали в домах №№2 и 10 по ул. Революции (ныне ей возвращено на- звание Соборная), представлявших собой старинные двухэтажные каменные особ- няки, разделенные в советское время на коммунальные квартиры. Две семьи зер- ная, включая и носившую фамилию Миди, проживали в доме №2, который стоит всего в нескольких десятках метров от древнего рва, за которым расположена собствен- но кремлевская территория. Глава семей- ства Амнувел(по другим источникам — Аманувил) Миди, как свидетельствуют некоторые моменты из биографий связан- ных с ним ассирийцев из других городов, до середины 1930-х гг. проживал в разных городах, включая Ленинград и Казань, а в саму Рязань перебрался из Мичуринска, соседней Тамбовской обл. В Рязани он поселился там, где до него уже явно дав- но проживали родственники — иначе как
в указанный период, когда в областных городах были определенные проблемы со свободным жильем, можно было пропи- саться по такому адресу. Об этом мы еще скажем чуть ниже.Еще одной фамилией рязанских зерная, представители которой до сих пор проживают в рассматриваемом городе, были Варда. Мы не знаем, явля- ются ли они родственниками тех Варда,
которых мы видели в Москве — данная фамилия у ассирийцев не относится к числу редких и эксклюзивных и встреча- ется достаточно часто у разных локаль- ных групп, как в приведенной форме, так и в производных Вардаевы, Вартановы и др. — но, учитывая малочисленность рас- сматриваемой диаспоры в России, часто встречающуюся общность происхождения
семей, живущих в разных городах, исклю- чать таковое нельзя. К сожалению, сейчас уже ушло поколение, которое было в курсе всех кровнородственных связей и поддер- живало тесные контакты с иногородней родней, а молодежь, часто уже являющаяся продуктом смешанных браков, выросшая вне традиции, нужной информации нам дать не может. Иногда даже люди рожде- ния второй половины 1940-1950-х гг. мо- гут назвать только города, в которых жили родственники, к кому их возили в детстве, с кем держали связь родители, но не смо- гут вспомнить ни точных адресов, имен и иных важных моментов.
То, что, оказавшись в городе ассирийцы смогли обосноваться в таком месте, сви- детельствует о том, что их переселение сюда произошло достаточно рано, вряд ли позднее начала 1920-х гг. В то время, после революционных событий и траги- ческих моментов, коснувшихся многих жителей российских городов, в послед- них еще оставалось какое-то количество пустующего жилья и получить от властей разрешение поселиться в самом центре города было просто. Позже в города ста- ли прибывать группы переселенцев и к концу 20-х губернские центры уже были в значительной степени переполнены и в них, в лучшем случае, можно было най- ти свободный угол где-нибудь на окраи- не или в не шибко благополучном райо- не. Здесь же ассирийцы жили не только в самом историческом ядре города, но и в соседнем квартале от зданий, в которых располагались городские и областные власти.
По новым сведениям архимандрита Стефана (Садо), выявленным уже после выхода книги 2017 г., репрессированный
ЮашГеворгизов, которого мы увидим в Мичуринске, до переселения в 1935 г. в этот город порядка не менее одного года вместе с отцом проживал в Рязани.
В Коломне, лежащей на той же желез- нодорожной ветке, что и Рязань, на пол- пути из последней в Москву, по инфор- мации, полученной автором еще во время полевого изучения ассирийской диаспоры в 1992-1994 гг., в предвоенные десятиле- тия обосновались ассирийцы-джильвая из маликстваДжилуГорта, из сел Алсан, Миди и Зирини. К сожалению, они про- живали здесь не долго и вскоре покинули Коломну. Ассирийская семья Бит-Юхан, принадлежащая к племени шапатная, по- селившаяся в городе в начале 1960-х гг., с представителями которой автору удалось поговорить, их здесь уже не застала.
По рассказам ассирийцев-старожилов г. Егорьевска, находящегося в 40 км. от Коломны, в стороне от основной желез- нодорожной линии (соединен с послед- ней боковой веткой), здесь изначально проживало относительно большое число семей представителей племени джиль- вая, которые впоследствии практически все выехали из города. Уже в 1994 г. ни- кто толком не мог сообщить, в каком году это произошло, куда перебрались эти се- мьи — в другой город или вовсе выехали из страны — какие фамилии они носили и другие моменты. Егорьевские ассирийцы. в основном представители племени-мил- летшапатная, также не были в курсе, к вы- ходцам из какого селения (или селений) относились эти джильвая. Мы только мо- жем предположить, по близости Коломны и Рязани, что здесь могли фигурировать уроженцы сс. Алсан, Миди и, конечно же, интересующего нас Зирини.
Во втором по числу жителей городе Тамбовской области — Мичуринске (до 1932 г. — Козлов) — небольшая диаспора, история которой предположительно на- чинается еще до Первой Мировой войны, еще со времен посещения Центральной России ассирийскими отходниками, со- стояла преимущественно из выходцев из Джилу, в том числе и из с. Зирини. Именно к зерная принадлежал репрессирован- ный в 1938 г. ЮашЮхановичГеворгизов (СадоС. 2017: 245). О последнем есть информация в книге Садо, но несколь- ко больше этот исследователь сообщил автору в дополнительных сведениях, предоставленных в 2018 г. Ранее семья Геворгизовых проживала в Серпухове, рязани, а в Мичуринске оказалась неза- долго до ареста Юаша. В городе она по- селилась по адресу: ул. Станционная, д.52 (не сохранился), что возле вокзала
«Мичуринск-Уральский». Судя по всему, там к тому моменту жили какие-то род- ственники. иначе как появившееся столь поздно в городе семейство могло найти жилья в таком выгодном для себя районе. После ареста Геворгизова, согласно про- работанному Садо следственному делу, в городе еще оставались его родственники, а именно сестра и три брата. Об их даль- нейшей судьбе нам на данный момент ни- чего не известно. После освобождения, в 1950-х гг., ЮашГеворгизов проживал в Соликамске. Тогда же Садо дал информа- цию и о репрессированном в этом городе Илье ЮхановичеДавидьянце, жившем с русской женой (первая, ассирийка, умер- ла, когда он жил на Кубани) и другими членами семьи на Коммунистической ул., д.50, который, по его сведениям также происходил из Джилу, но без указания,
из какой именно деревни он был выход- цем. Не исключено, что Давидьянц также был зерная, но в равной степени он мог родиться в с. Алсан. Достаточно важным дополнением к портрету И. Давидьянца является то, что в следственном деле фи- гурирует его подпись на ассирийском языке, выполненная традиционным «не- сторианским» письмом, т.е. этот человек принадлежал к числу образованных пред- ставителей данного народа. О принадлеж- ности его к духовенству Церкви Востока данных нет, но он мог быть переписчиком рукописей или каким-то еще хранителем древней церковной традиции.
В середине 1930-х гг. в Мичуринске какое-то время проживали члены семьи Миди — уже известный нам по Рязани Амнувел, а также его родной брат Авдыш, которого мы ниже увидим в Саранске, где его в 1938 г. застигли репрессии. Братья Миди жили по тому же адресу, что и се- мья ЮашаГеворгизова — Станционная, д.52, что может свидетельствовать о род- ственных отношениях двух указанных семейств. Впрочем, не исключено, что по этому адресу, в частном доме, мог прожи- вать местный, «козловско-мичуринский» анклав выходцев из с. Зирини, тогда как джильвая из с. Алсан и, возможно, из ка- ких-то других сел, обосновались в других уголках города.
В октябре 2017 г. автор побывал в Мичуринске, где беседовал с одной из двух последних представительниц мест- ной ассирийской диаспоры. Людмилой Иосифовной Давыдовой, 1944 г.р. К со- жалению, она уже ничего не знала о том, выходцы из каких групп и сел проживали в городе, поскольку, как сложилось впе- чатление в ходе беседы с ней, пока были
живы старики — представители поколе- ния, родившегося в Турции и непосред- ственно участвовавшего в становлении диаспоры — вся культурная националь- ная жизнь, сохранение традиций и т.п., находились в их руках. Их дети, которые как правило уже состояли в смешанных браках, были вовлечены в общую город- скую жизнь, в профессиональные и иные отношения, судя по всему как-то не особо и стремились воспринять традицию, хотя не порывали с городским ассирийским со- обществом и поддерживали тесные кон- такты со всеми членами составлявших его семей, а также, пока было живо старшее поколение, с родственниками в других городах. Л.И. Давыдова располагала ин- формацией только о своей семье, а также еще о двух, которые проживали в городе в послевоенные десятилетия и практически ничего не знала о Геворгизовых, которые жили на Станционной ул. (в городе было еще одной ассирийское семейство с ана- логичной фамилией, которая, к сведению, весьма распространена у данного народа, но которое поселилось в городе уже поз- же семьи Юаша), а также о Давидьянце. Информант даже не была в курсе к каким локальным группам принадлежали мест- ные ассирийцы — видимо при ней стар- шим поколением такие моменты почти не озвучивались, что, кстати, может сви- детельствовать только о том. что после- военная городская диаспора была доста- точно монолитна в плане происхождения и особой необходимости вспоминать пле- менные и сельские термины, дабы почер- кнуть принадлежность человека и семей- ства, не было.
Помимо Мичуринска (Козлова), со- гласно последним архивным находкам
о. Стефана (Садо), уроженцы Зирини проживали в некоторых других горо- дах Тамбовской области: Рассказово и Кирсанов. В первом случае мы знаем о Якове РезгиновичеЗавзаеве, прямо на- званном уроженцем интересующего нас села. Во втором случае, ассириец АблаханХавилов назван уроженцем г. Урмия в Иране, однако, судя по его про- фессии — «кустарь-ч/обуви» — таковым он не являлся. Поэтому исключать его при- надлежность к интересующей нас группе, за отсутствием реальных сведений о его происхождении, мы не можем. Хавилов с 1922 г. жил в Москве, в 1927 г. перебира- ется в Тамбов, а в 1930 — в Кирсанов.
В 1938 г. в Саранске был арестован Авдыш Михайлович Миди, умерший в заключении уже в следующем году, не до- ждавшись высылки в Иран, к которой его приговорили как гражданина этой страны. По официальным документам, он родил- ся в иранской Урмии, однако, что видно в том числе и по профессии — чистиль- щик обуви — этот человек принадлежал к беженцам из одной из горской групп (СадоС. 2017: 424). По новым сведениям, обнаруженным Садо, Авдыш Миди прямо назван уроженцем области Джилу, а так- же родным братом Амнувела Миди, кото- рого мы видели в Рязани. В Саранск он переселяется незадолго до репрессий — в 1936 г. Как и в случае со многими други- ми городами, его семья явно приехала в город не на пустое место. а туда. где уже жили какие-то односельчане, которые могли помочь обустройству на новом ме- сте, прежде всего в плане жилья и работы. В книге С. Садо мы встречаем и еще одного репрессированного ассирийца, не- которое время проживавшего в Саранске,
который по документам фигурировал как уроженец иранской Урмии. однако, что видно и по роду занятий — «ч/обуви и за- ливщик» — принадлежал к одной из гор- ских групп, не исключено, что к рассма- триваемым нами зерная. Это — Михаил УшаневичБсулто (Бисултов), 1906 г.р. Он, после пересечения после 1917 г. россий- ской границы, проживания в разное время в Тифлисе, Екатеринодаре (современный Краснодар) и станице Дондуковской, в 1923 г. поселяется в Москве, откуда в 1935 г. перебирается в Саранск. Здесь он живет не так долго и к 1938 г. он обосновывается в Мелекессе, Куйбышевской обл., где его застают репрессии (СадоС. 2017: 218).
Возможно, к локальной группе зер- ная принадлежал и арестованный в 1938 г. в подмосковной КаширеИлья АвраБеньямин, которого мы встречаем в книге о. Стефана (Садо) 2017 г. Согласно сведениям, почерпнутым из следственно- го дела, куда они могли попасть только из официального иранского паспорта фигу- ранта (к моменту ареста этот человек уже был гражданином СССР, но в советском документе явно были воспроизведены сведения из предыдущего паспорта), этот ассириец родился в 1884 г. в г. Урмия в Иране, однако, согласно устному мнению того же архимандрита Стефана (Садо), на деле он явно происходил из области Джилу. Принадлежность не к урмиж- ная, а к одной из горской групп косвенно подтверждается и тем, что И. Беньямин работал чистильщиком обуви, т.е. был занят в промысле, коим не занимались фактические выходцы из Урмии. Илья АвраБеньямин попал в Россию в 1919 г, до 1924 г. жил в Тифлисе, затем переби- рается в Москву, где живет до 1935-го и
чистит обувь на стоянке у Зоологического сада. Из столицы он и переселяется в Каширу, где с семьей, в состав которой входила супруга и двое малолетних де- тей, живет по адресу: ул. Свободы, д.23, кв.2.Садо пишет, что «…до него в Кашире работал другой ассириец, который вые- хал в Иран…». Заподозрить в Беньямине, о котором, равно как и о его семье, нам более нигде не удалось выяснить никакой информации, выходца из с. Зирини нас за- ставляет тот момент, что его родной брат, Миша АвраБеньямин, согласно материа- лам того же следственного дела, прожи- вал в Москве, по адресу: Электрический пер., д.8, кв.80. Вспомним, что именно в этом переулке выше мы видели семью зерная, носившую фамилию Варда, ко- торую помнили старожилы, опрошен- ные автором в первой половине 1990-х гг. Кстати, здесь мы также можем вспомнить упомянутое надгробие на Ваганьковском кладбище с его чисто ассирийской надпи- сью — Беньямин умел писать на родном языке и в деле фигурирует его подпись
«несторианским» письмом, которую Садо также приводит в главке, которая посвя- щена этому репрессированному. Не ис- ключено, что он мог быть тем самым ав- тором надписи на памятнике Мянду бар Малика Ишо, тем более, что, когда тот умер, в 1930 г., Илья АвраБеньямин жил в Москве. (СадоС. 2017: 166-167) Однако, не будем забывать и высланного за «ре- лигиозную пропаганду» в 1935 г. в Иран Гавриила Битудди, «неродного брата» упоминавшегося выше Давида Абрамова, который, если поддерживал какие-то эле- менты религиозной жизни в ассирийском сообществе, также мог быть человеком грамотным и книжным (СадоС. 2017: 60).
Во время репрессий 1938 г. выходцы из Зирини мелькают и в г. Серпухов, распо- ложенном, также, как и Кашира, в южной части Московской обл., также на р. Ока. В Серпухове, также как в Москве, Рязани, Коломне и Мичуринске, зерная прожи- вали бок-о-бок с соплеменниками из с. Алсан.В 1925-1931 гг. в этом городе жил со своим отцом и другими родственника- ми ЮашГеворгизов, которого мы видели в Рязани, а потом и в Мичуринске, где его застали репрессии 1938 г. В книге отца архимандрита Стефана (Садо), Михаила ЮханновичаСадо (1934-2010), собствен- но и начавшего их семейные исследования в деле изучения истории своего народа, в том числе и истории коснувшихся его ре- прессий, посвященной репрессирвоанным ленинградским ассирийцам, мы встреча- ем и родного брата ЮашаГеворгизова — АзисаЮханновичаГеворгизова, информа- ция о котором также дублируется и в книге 2017 г. АзисГеворгизов жил в Серпухове с 1922 по 1929 г., после чего был осуж- ден местным судом за убийство одного из родственников. После отбытия срока, в 1933 г., он поселяется в Ленинграде, где его и застают репрессии 1938 г. (СадоМ. 2012: 94-95; СадоС. 2017: 246)На момент
репрессий 1938 г. в этом городе вроде бы оставались только выходцы из с. Алсан (СадоС. 2017:532-533, 639), зерная уже здесь не было.К сожалению, мы уже не сможем выяснить, представители какой группы были перво<
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!