Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

The problem of the origin of the name of the Nizhny Novgorod village sakony

2020-12-08 185
The problem of the origin of the name of the Nizhny Novgorod village sakony 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 


Abstract:

Тhis article discusses the problems of reconstructing  the  origin  of  the  toponym

«Sakony». Based on a wide range of written sources and data from archaeological excavations, the early history of Sakon is


shown and two versions of the origin of the toponym are put forward.

 

Keywords:

hydronyms, Mordvinians, Nizhny Novgo- rod region, Saxony, place names, the Turks.


 

 


Вопросы изучения топонимики Ниже- городского региона являются актуаль- ными в условиях наличия значительных

«белых пятен» и дискуссий вокруг этой проблематики, которые остаются несмо- тря на значительный объем публикаций, вышедших в последние годы [ Малышев 2017; Малышев 2019; Селезнев  2015;

Сорокин 2018, Тисовская 2015 ].

Село Саконы Ардатовского района Нижегородской области больше всего из- вестно тем, что здесь родился выдающий- ся ученый-металлург — академик А.М.


Самарин (1902–1970) [ Дашевский 2017: 11]. Однако малоизвестным является тот факт, что оно относится к числу самых древних поселений Нижегородской обла- сти. Раскопки, проводимые в 1955–1956 гг. экспедицией под руководством А.В. Алиховой, обнаружили на правом, про- тивоположном Саконам берегу р. Теши стоянку времен неолита, относящуюся к III тысячелетию до н.э. [ Алабушкина 2016 ]. Последующие раскопки на левом берегу на месте, где непосредственно расположены Саконы, обнаружили мор-


 


довское укрепление IX в. В полутора ки- лометрах к северо-востоку были найдены останки второго городища, относящегося уже к X–XIII вв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» оно было поставлено на государственную охрану как памятник истории и культуры (ныне относится к числу объектов куль- турного наследия федерального значения) [ Объекты культурного наследия 2020 ].

Указанные выше нами находки говорят о том, что место, где стоят Саконы, бы- ло обжито человеком с самых древних времен, а наличие укрепленных поселе- ний свидетельствует о том, что здесь был центр сначала племенного объединения, а позже — и раннефеодального образования мордвы. Помимо этого, есть основания утверждать, что Саконы одно из самых древнейших поселений Нижегородского края не только в плане археологических находок, но и как упоминаемое в летопи- сях и документах.

Село расположено на перекрестке до- роги, соединяющей Муром и Арзамас, с дорогой, соединяющей Нижний Новгород и Саров. Занимая важное транзитное по- ложение на одном из главных торговых путей средневековья — дороге, соеди- нявшей Северо-Восточную Русь с госу- дарствами устья Камы и с Заволжьем, — Саконы, безусловно, было крупным средневековым поселением, и, судя по документам, административным центром феодального владения. Эта версия была ранее озвучена в отечественной историо- графии. Так, П.И. Мельников-Печерский утверждал, что в Саконах был центр древ- него мордовского княжества [ Мельников-


Печерский 1909: 484–496]. А.М. Орлов доказывает, что ордынцы, захватившие Волго-Окско-Сурское междуречье, ос- новали здесь центр своего княжества во главе с Чингизидами Чагатаями [ Орлов 2001 ]. О находившемся здесь древнем булгарском городище упоминается и в со- временных краеведческих исследованиях [ Базаев 2004: 277].

В настоящее время можно утверждать, что топоним Саконы (в виде Саканы) впервые упомянут в XIV в. Советский историк П.Н. Черменский, говоря об ис- ходе ордынских князей во время меж- доусобиц в Орде, на северо-восточную периферию империи, указывал, что в на- чале 1360-х годов в Наровчате утвердил- ся как самостоятельный государь («сам о себе княжаше») царевич Тогай. Тогда же, а именно в 1362 г., прибыл в страну мордвы-эрзи на р. Пьяна князь Сегиз-Бек, построивший на этой реке крепость («об- рывая рвом ту седе»). Какой-то татарский князь утвердился на р. Теша, постро- ив крепость Саканы. На р. Сатис, левом притоке Мокши, в городе Сараклыч сел князь Бейхан. На средней Мокше меж- ду Темниковым и Краснослободском по- селился князь Сеид-Ахмет [ Черменский 1964: 7]. Упомянутую крепость Саканы А.А. Гераклитов обосновано соотнес с селом Саконы, расположенном на вы- соком левом берегу Теши, в устье речки Саконки [ Гераклитов 2011: 95]. То есть во второй половине XIV в. на месте древней мордовской крепости выходцами из степи был восстановлен древний региональный центр, названный Сакань.

А.М. Орлов не случайно соотносил Саконы с владением ордынских князей Чагатаев (Чегодаев) [ Орлов 2001 ]. В рус-


 

 

Малышев А.В.

 


ских документах много упоминаний та- тарских мурз Чегодаевых, владевших на- делами именно в районах, близлежащих к Саконам. Происходивший из татар рус- ский дворянский род князей Чаадаевых своим происхождением также связан с этим регионом. Возможно, что «область Дзагатай (Zagatai)» [ Барбаро 1996: 150], из которой вывозили ценные меха, упомяну- тая в источниках XIV–XV вв. — это имен- но область левобережья Теши с центром в Саконах [ Ишеев 2009: 110; Малышев

2018: 54–56]. При этом отождествле- ние саконских Чегодаев как выходцев из клана Чингизида Чагатая может быть и неверным. Это связано с тем, что в опу- бликованном Б.М. Пудаловым комплексе источников по истории Арзамасского уез- да есть указание, что фамилия «Чегодаев» встречалась и среди мордовских мурз [ Арзамасский уезд 2019: 385].

В этой связи следует обратить внима- ние на установленный факт матримони- альных связей представителей высшей ордынской знати и мордовских феода- лов. Вероятность династических браков представителей мордвы и Чингизидов подтверждает археологическая наход- ка, свидетельствующая о подобном бра- ке. Речь идет о парном погребении № 58 из Аткарского грунтового могильни- ка XIII–XV вв. (раскопки С.В. Ляхова, произведенные в 1997 г.), где в женской половине погребения была обнаруже- на подвеска с тамгой дома Бату [ Ляхов 1999: 94–96]. Это погребение является уникальным, так как ничего подобного не было найдено ни до, ни после этого. Принадлежность девушки — супруги мордвина, захороненной в Аткарском могильнике, к ханскому роду золотоор-


дынского государства является бесспор- ным фактом [ Бабинцев 2013: 87].

Исходя из вышеуказанного можно предположить, что упомянутый П.Н. Черменским некий татарский князь, по- строивший Сакань, был наследником местного мордовского феода, который служил в Орде, принял ислам, сделался

«татарином» и бежал от «Замятни» в родо- вые земли. Вероятно, как и другие князья, о которых упомянул П.Н. Черменский. Указание на строительство крепостей этими князьями также говорит о том, что в Орде наступил очередной кризис, ведь известно, что ордынцы не позволя- ли строить укреплений вокруг городов. Таким образом, можно допустить, что в XIV в. некий потомок мордовских владе- телей и Чингизидов основал в родовых землях полунезависимый феод с центром в Саконах (Сакани).

Как уже говорилось выше, Саконы, на- ходившиеся на перекрестке важнейших путей средневековья, были важным тран- зитным пунктом на протяжении всего своего древнего существования. Об этом мы находим упоминание и в источниках: в 1482 г. князь Ф. Хованский доклады- вал в Москву, что ногайские послы ехали

«через Сакань». Часто Саконы упомина- лись в документах в связи с событиями Казанских войн. При этом если судить по написанию в документах, название произ- носилось в женском роде, в единственном числе — «Сакань» («Саконь»). Так, ка- симовский царевич Шигалей (Шах Али) в 1547 г. получил от царя предписание

«итить х Козани на Сакону да на Тешу» [ Парадеев 2020: 20].

Нельзя не отметить и упоминание Сакон в «Царственной Книге». Иван Грозный,


 


прокладывая в 1552 г. свой маршрут к Казани, называл главным ориентиром на- правления от Мурома «Саканьский лес». При этом третий стан царя располагался на «Саканском городище» [ Милотворский 2005: 22].

Определяющее слово «городище» здесь может означать только одно — Сакань к этому времени была разрушена, превра- тившись в «городище». Дело в том, что в период Казанских войн междуречье Оки и Суры представляло собой настоящий театр военных действий, где, по свиде- тельству летописца, все было подвержено страшному разорению [ ПСРЛ 1903: 47–

48]. И очевидно, что между 1547 и 1552 гг. крепость Сакань обратилась «Саканское городище», разрушенная тем или другим участником противостояния.

Поселение не восстанавливалось до- статочно долго. Видимо, случившиеся в самом начале XVII в. события Смутного времени не способствовали развитию края. Поэтому, когда в 1621 г. Саконы впервые было упомянуто в писцовых книгах, оно было названо как «…село Никольское, что было пустош Саконы, на реке на Тёше на усть речки Саконки на муромской на болшои дороге…» [ Базаев 2004: 280]. Отметим, что существует мест- ная легенда, согласно которой самую пер- вую церковь здесь велел построить Иван Грозный во время стоянки на «Саканском городище» в 1552 г. Как видим, к момен- ту своего возрождения в первой четверти XVII в. Саконы были «пустошью», т.е. нежилым местом. Впрочем, в докумен- тах того времени упоминался «Саканский (Саконский) беляк» [ ЦАНО 1: 19  об.–27;

ЦАНО 2: 34 об.–60, 60–64 об.] — оче-

видно, как мордовское податное  объе-


динение, владеющее общими угодьями. Причем трудно судить был ли этот беляк территориальным образованием, или не- ким обозначением принадлежности опре- деленной Саконской мордве, выделяв- шейся по типу Кирдановской, Муромской, Коринской и других территориальных объединений мордовских племен.

Скорее всего, войны и смуты вынуди- ли коренное население оставить «горо- дище», а новые владельцы наполнили Саконы крестьянами из русских уездов, к которым только подселяли «ново- крещеных» коренных жителей округи. Характерно, что в саконских преданиях остались сведения об «цветовой иден- тификации» этнической принадлежно- сти сельчан. А.В. Базаев упоминает, что старожилы говорили, что в старину для женщины одеться во все белое означало

«одеться мордовкой».

Любопытно, что тюркский и мордов- ский компоненты сохранились и в ми- кротопонимике села. Центр Сакон сфор- мирован вокруг древнего «городка» и называется по-русски: Село. Очевидно, первые переселенцы выделили развали- ны бывшей крепости как «Городок», и обозначили начало своему поселению, возникшему возле церкви, как «Селу». А вот та часть Сакон, что примыкает с за- пада, называется Буян (древнерусск. «ди- кий»), что объясняют возможным «ди- ким» способом заселения микрорайона. Тем не менее, несвойственное русскому языку образование топонима без суф- фикса наводит на мысль, что здесь скрыт древнетюркский (чувашский) термин пу- ян (богатый), косвенным подтверждени- ем чему служит название расположенно- го западнее урочища Чувашево. С севера


 

 

Малышев А.В.

 


к Селу примыкает Курмыш, в котором виден древний тюркский термин, обозна- чающий отдаленно стоящее строение. О мордве напоминает название микрорайо- на Кочетовка, образованное, вероятно, от древнего мордовского имени Кечет.

В свете возникновения того или иного местного названия интересно рассмотреть происхождение самого топонима Сакань (Саконы). Ардатовский исследователь А.В. Базаев выдвигал версию, согласно которой название Саконы происходит от татарского слова сакма (государствен- ная дорога), в основу которого положен древний тюркский глагол «сок» («бить»). Сакма — значит «битая (набитая) дорога», а так как селение располагалось на пере- сечении сакм, то и называлось «Сакмы», превратившись потом в «Саконы» [ Базаев 2004: 278]. Мордва, живущая здесь, пере- иначила Сакмы в Сакны, а в русском язы- ке добавился для удобства произноше- ния, звук –о (Сак(о)ны). Напротив, Н.В. Морохин полагает, что в основу названия положено мордовское слово сакэн (кал- ган, растение), созвучное древнему топо- ниму Сакань [ Морохин 1999 ].

С нашей точки зрения, при реконструк- ции происхождения топонима Саконы следует обратить внимание на то, что село Саконы расположено по берегам протека- ющей в овраге речушки Саконки (ныне практически пересохшей) — левого при- тока Тёши. Очевидно, что в основе назва- ния села лежит древний гидроним, уже в русском языке получивший суффикс –ка (Сакон-ка), к своей первоначальной ос- нове Сакан. При этом топонимические соответствия этой основы в большин- стве своем наблюдаются в южной части Восточной Европы (Саханка Донецкой


области, Саки в Крыму, Сакан-Исте на ре- ке Сакен-хойрак в Чеченской республике и др.). Здесь нас не должно ввести в за- блуждение наличие топонима Саконы в Татарстане. Татарстанское село Саконы основано в начале XVIII в. казанским гу- бернатором П.М. Апраксиным, заселяв- шим татарские земли русским крестьяна- ми из западных районов Казанской губер- нии, к которым тогда принадлежали зем- ли правобережья Нижней Оки. Возможно, что татарские Саконы основаны выходца- ми из тогдашней Арзамасской провинции Казанской губернии.

В остальном видно, что названия с ос- новой сакан (сахан) «тяготеют» к югу, являясь, очевидно, принадлежностью ко- чевого мира. В этой связи Э.М. Мурзаев указывал, что в южных степях этот древ- нейший термин означает «котловина» [ Мурзаев 1984: 490]. Возможно, еще древ- ние сарматы называли так глубокие бал- ки, наполненные водой. Название Сахан (котловина) подходит по смыслу, для реч- ки Саконки, текущей в глубине оврага. Располагаясь на древнем торговом пути, речка не могла не получить названия, ха- рактеризующего её особенности.

Также можно выдвинуть еще одну вер- сию происхождения топонима, в рамках которой можно связать Сакан (Сахан) с гидронимом Сукан (Сагину), упоминае- мым ал-Идриси. В своем сочинении из- вестный арабский географ XII в. ал-Идри- си описывает некий городок Намджан, населенный тюрками, причем стоит этот городок на реке Сукан (Сагину). При этом ал-Идриси указывает, что из города Намджан вывозят шкуры лисиц и бобров, что согласуется с сообщением И. Барбаро о стране Zagatay [ Коновалова 2006: 123].


 


Комментатор этого сочинения пола- гает, что река Сукан находится где-то в Оренбургских степях или в Прикаспии [ Коновалова 2006: 251], однако карта, со- ставленная ал-Идриси, помещает Сукан в несколько иное место. Дело в том, что при составлении карты Идриси исполь- зовал картографические источники, часть материала которых не нашла от- ражения в тексте [ Коновалова 2006: 70]. Целый ряд исследователей обратил вни- мание на противоречия между картой и текстом [ Коновалова 2006: 54]. Поэтому И.Г. Коновалова предлагает рассматри- вать текст и карту как два разных источ- ника информации [ Коновалова 2006: 56].

Гидроним Сукан (Сагину) на карте ал-Идриси расположен практически в центре Восточной Европы, недалеко от знаменитой Арсы («Артан» на карте), которую следует отождествить с этнони- мом эрзя. И его расположение здесь мо- жет быть связано с тем, что по террито- рии Арсы (эрзи) проходил сегмент древ- нейшего торгового пути, связывавшего Северную Европу и Среднюю Азию. Как указывает И.Г. Коновалова, еще В. Томашек на примере сведений ал-Идриси о Балканах обратил внимание на тесную связь отдельных сообщений географа с направлением торговых маршрутов его времени» [ Коновалова 2006: 48].

Выше говорилось о том, что на месте Сакон могла находиться фактория бул- гар, что согласуется с сообщением о го- родке Намджан на реке Сукан, населен- ном тюрками. А.М. Орлов указывал, что


близ Сакон находился каменный курган, воздвигаемый обычно для кипчакских вождей [ Орлов 2001 ]. О кипчакском кур- гане, обнаруженном археологами возле Ардатова (15 км южнее Сакон), упомина- ет и А.В. Базаев, участвовавший в архе- ологической экспедиции. Следовательно, тюрки осваивали это место еще до ордын- ского завоевания.

В данном случае мы предполагаем, что гидроним Сагину мог быть современной речушкой Саконкой, запомнившейся пу- тешественникам тем, что здесь распола- галась булгарско-кипчакская фактория, и, возможно, таможенный пост, последний перед приближением к Мурому, или пер- вый после прохождения Мурома и пере- правы через Оку. Муром в трудах Идриси выведен под именем Буруна, и, несомнен- но, был хорошо известен путешественни- кам того времени, так как играл важную роль в системе балтийско-волжских тор- говых связей [ Коновалова 2006: 193]. Да и сами мусульманские купцы «осваива- ли» район Средней Волги весьма интен- сивно [ Лимонов 1987: 180]. Рассказывая о Муроме, информаторы могли упоминать Сагину, что и отразилось в тексте и на карте ал-Идриси.

Таким образом, можно предположить, что Саконы является одним из древних топонимов Волго-Окско-Сурского меж- дуречья, упоминаемых в источниках, а его происхождение остается дискуссион- ным и, вероятно, заключает в себе либо мордовскую, либо тюркскую основу.


 

 

Малышев А.В.

Литература:

Алабушкина 2016 — Алабушкина С.А. История изучения древнемородовских могильников бассейна р. Теша // Современные научные исследования и инновации, 2016, № 12 (URL: http:// web.snauka.ru/issues/2016/12/76829 Дата обращения: 06.06.2020).

Арзамасский уезд 2019 — Арзамасский уезд в XVII веке. Акты приказного делопроизводства допетровской эпохи: сборник документов в 2-х ч. / Сост. Б.М. Пудалов. Нижний Новгород, 2019, ч. 2, 541 с.

Бабинцев 2013 — Бабинцев Р.В. Мордва в системе золотоордынской государственности // Известия Сарат. ун-та. Серия: История. Международные отношения, 2013, т. 13, вып. 2, с. 85–88.

Базаев 2004 — Базаев А.В. История сел и деревень Ардатовского района. Арзамас: АГПИ, 2004, 183 с.

Барбаро 1996 — Барбаро И. Путешествие в Тану // Каспийский транзит. М., 1996. Т. 2. С.

125–180.

Гераклитов 2011 — Гераклитов А.А. Кирдановская мордва // Гераклитов А.А. Избранное в 2 ч. Редколлегия: В.А. Юрченков (предс.) [и др.]. Саранск, 2011, ч. 1, 462 с.

Дашевский 2017 — Дашевский В.Я., Леонтьев Л.И. Александр Михайлович Самарин — ученый-металлург // Физико-химические основы металлургических процессов: сборник тру- дов Международной научной конференции, посвященной 115-летию со дня рождения акаде- мика А.М. Самарина. Москва. 14–15 ноября 2017 г. М.: ИМЕТ РАН, 2017, с. 11–17.

Ишеев 2009 — Ишеев М.Р, Акчурин М.М. Татарские княжеские роды в Арзамасе и на Алатыре // Сборник материалов 6-й научно-практической конф. «Фаизхановские чтения». Нижний Новгород, 2009, с. 109–115.

Коновалова 2006 — Коновалова И.Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы: текст, перевод, комментарий. М.: Восточная литература, 2006, 325 с.

Лимонов 1987 — Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь. М.: Наука, 1987, 213 с.

Ляхов 1999 — Ляхов С.В. Охранные раскопки в Саратовском Правобережье // Археологическое наследие Саратовского края. Охрана и исследования в 1997 году, вып. 3. Саратов, 1999, с. 94–96. Малышев 2019 — Малышев А.В. Буртасы и сувазы-чуваши на юго-западе Нижегородской области (по данным топонимики) // Вопросы архивоведения и источниковедения в высшей школе: сборник статей участников XVI Региональной научно-практической конференции (13 декабря 2018 г.), вып. ХV / отв. ред. В.И. Грубов; науч. ред. А.А. Исаков. Арзамас: Арзамасский

филиал ННГУ, 2019, с. 7–13.

Малышев 2017 — Малышев А.В. Иллюстрация к исследованию этногенеза жителей Нижегородского Поволжья // Карповские чтения, вып. 7. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017, с. 178–200.

Малышев 2018 — Малышев А.В. К вопросу изучения истории юго-запада Нижегородской области XIII–XIV вв. // Карповские чтения, вып. 8. Арзамас, 2018, с. 54–56.

Мельников-Печерский 1909 — Мельников-Печерский П.И. Исторические известия о Нижнем Новгороде // Полное собрание сочинений, т. VII. СПб.: Изд. тип. Ф. Маркса, 1909, 590 с.

Милотворский 2005 — Милотворский И.А. Путь Иоанна Грозного через Нижегородскую губернию во время его похода на Казань 1552 г. // Россия XVI века: Казанский поход Ивана Грозного / Под ред. Ю.А. Курдина. Арзамас, 2005, в. 20–32.

Морохин 1999 — Морохин Н.В. Нижегородский топонимический словарь. Н. Новгород, 1999, 311 с.

Мурзаев 1984 — Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. М.: Мысль, 1984, 653 с.


Объекты культурного наследия 2020 — Объекты культурного наследия (памятники исто- рии и культуры) федерального значения, находящиеся на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области // Правительство Нижегородской области (URL: https://government-nnov.ru/?id=159300 Дата обращения: 06.06.2020).

Орлов 2001 — Орлов А.М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы (URL: http://mishare.narod.ru/books/Ethnic_roots/6.htm Дата обращения: 06.06.2020).

Парадеев 2020 — Парадеев Е.И. О становлении Арзамаса. СПб., 2020, 51 с.

ПСРЛ 1903 — ПСРЛ. Т. XIX. История о Казанском царстве (Казанский летописец). СПб., 1903, 546 с.

Селезнев 2015 — Селезнев Ф.А. К вопросу о происхождении нижегородских топонимов

«Дятловы горы» и «Почайна» // Нижегородский краевед: сборник научных статей. Нижний Новгород: Центр краеведческих исследований ИМОМИ ННГУ, 2015, с. 5–11.

Сорокин 2018 — Сорокин А.А. Топонимическое наследие Русской революции 1917 года: проблемы восприятия // Регионы мира: проблемы истории, культуры и политики: Вып. 2 / Под ред. А.А. Корнилова. Нижний Новгород, 2018, с. 46–53.

Тисовская 2015 — Тисовская А.М. Желнино: история, топонимика и культура // Гуманитарные научные исследования, 2015, № 11 (51), с. 57–61.

ЦАНО 1 — Центральный архив Нижегородской области (далее — ЦАНО). Ф. 2013. Оп. 1.

Д. 8.

ЦАНО 2 — ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 60а. Д. 22.

Черменский 1964 — Черменский П.Н. Из истории феодализма на Мещере и в Мордве // Археологический ежегодник за 1963 г. М., 1964, с. 3–11.

 

References:

Alabushkina 2016 — Alabushkina S.A. Istorija izuchenija drevnemorodovskih mogil’nikov bassejna r. Tesha [History of the study of ancient Mordovian burial grounds in the Tesh river basin]

// Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii, 2016, Nr. 12 (URL: http://web.snauka.ru/ issues/2016/12/76829 Date of application 06.06.2020). [In Russian]

Arzamasskij uezd 2019 — Arzamasskij uezd v XVII veke. Akty prikaznogo deloproizvodstva dopetrovskoj jepohi: sbornik dokumentov v 2-h ch. [The Arzamas district in the XVII century. Acts of administrative record-keeping of the pre-Petrine era: a collection of documents] / Sost. B.M. Pudalov. Nizhnij Novgorod, 2019, vol. 2, 541 p. [In Russian]

Babincev 2013 — Babincev R.V. Mordva v sisteme zolotoordynskoj gosudarstvennosti [Mordovia in the Golden Horde state system] // Izvestija Sarat. un-ta. Serija: Istorija. Mezhdunarodnye otnoshenija, 2013, t. 13, vol. 2, p. 85–88. [In Russian]

Bazaev 2004 — Bazaev A.V. Istorija sel i dereven’ Ardatovskogo rajona [History of villages and villages in the Ardatovsky district]. Arzamas, 2004, 183 p. [In Russian]

Barbaro 1996 — Barbaro I. Puteshestvie v Tanu [Travel to Tana] // Kaspijskij tranzit. Moscow, 1996, tom 2. pp. 125–180. [In Russian]

Geraklitov 2011 — Geraklitov A.A. Kirdanovskaja mordva [Kitanovska Mordvinians] // Geraklitov

A.A. Izbrannoe v 2 ch. Redkollegija: V.A. Jurchenkov (preds.) [i dr.]. Saransk, 2011, vol. 1, 462 p. [In Russian]

Dashevskij 2017 — Dashevskij V.J., Leont’ev L.I. Aleksandr Mihajlovich Samarin — uchenyj-metallurg [Alexander Samarin is a scientist-Metallurgist] // Fiziko-himicheskie osnovy metallurgicheskih processov: sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvjashhennoj 115-letiju so dnja rozhdenija akademika A.M. Samarina. Moskva. 14–15 nojabrja 2017 g. Moscow, 2017, pp. 11–17. [In Russian]


 

 

Малышев А.В.

Isheev 2009 — Isheev M.R, Akchurin M.M. Tatarskie knjazheskie rody v Arzamase i na Alatyre [Tatar princely families in Arzamas and Alatyr] // Sbornik materialov 6-j nauchno-prakticheskoj konf.

«Faizhanovskie chtenija». Nizhnij Novgorod, 2009, pp. 109–115. [In Russian]

Konovalova 2006 — Konovalova I.G. Al-Idrisi o stranah i narodah Vostochnoj Evropy: tekst, perevod, kommentarij [Al-Idrisi on the countries and peoples of Eastern Europe: text, translation, commentary]. Moscow, 2006, 325 p. [In Russian]

Limonov 1987 — Limonov J.A. Vladimiro-Suzdal’skaja Rus’ [Vladimir-Suzdal Rus]. Moscow, 1987, 213 p. [In Russian]

Ljahov 1999 — Ljahov S.V. Ohrannye raskopki v Saratovskom Pravoberezh’e [Security excavations in the Saratov right Bank] // Arheologicheskoe nasledie Saratovskogo kraja. Ohrana i issledovanija v 1997 godu, vol. 3. Saratov, 1999, pp. 94–96. [In Russian]

Malyshev 2019 — Malyshev A.V. Burtasy i suvazy-chuvashi na jugo-zapade Nizhegorodskoj oblasti (po dannym toponimiki) [Burtasy and swazy-Chuvash in the South-West of Nizhny Novgorod region (according to toponymy)] // Voprosy arhivovedenija i istochnikovedenija v vysshej shkole: sbornik statej uchastnikov XVI Regional’noj nauchno-prakticheskoj konferencii (13 dekabrja 2018 g.), vol. 15 / otv. red. V.I. Grubov; nauch. red. A.A. Isakov. Arzamas, 2019, pp. 7–13. [In Russian]

Malyshev 2017 — Malyshev A.V. Illjustracija k issledovaniju jetnogeneza zhitelej Nizhegorodskogo Povolzh’ja [Illustration to the study of ethnogenesis of inhabitants of the Nizhny Novgorod Volga region] // Karpovskie chtenija, vol. 7. Arzamas, 2017, pp. 178–200. [In Russian]

Malyshev 2018 — Malyshev A.V. K voprosu izuchenija istorii jugo-zapada Nizhegorodskoj oblasti XIII–XIV vv. [To the question of studying the history of the South-West of the Nizhny Novgorod region of the XIII-XIV centuries] // Karpovskie chtenija, vol. 8. Arzamas, 2018, pp. 54–56. [In Russian]

Mel’nikov-Pecherskij 1909 — Mel’nikov-Pecherskij P.I. Istoricheskie izvestija o Nizhnem Novgorode [Historical news about Nizhny Novgorod] // Polnoe sobranie sochinenij, tom VII. Saint Petersbourg, 1909, 590 p. [In Russian]

Milotvorskij 2005 — Milotvorskij I.A. Put’ Ioanna Groznogo cherez Nizhegorodskuju guberniju vo vremja ego pohoda na Kazan’ 1552 g. [The path of John the Terrible through the Nizhny Novgorod province during his campaign on Kazan in 1552] // Rossija XVI veka: Kazanskij pohod Ivana Groznogo / Pod red. J.A. Kurdina. Arzamas, 2005, pp. 20–32. [In Russian]

Morohin 1999 — Morohin N.V. Nizhegorodskij toponimicheskij slovar’ [Nizhny Novgorod toponymic dictionary]. N. Novgorod, 1999, 311 p. [In Russian]

Murzaev 1984 — Murzaev J.M. Slovar’ narodnyh geograficheskih terminov [Dictionary of folk geographical terms]. Moscow, 1984, 653 p. [In Russian]

Objekty kul’turnogo nasledija 2020 — Objekty kul’turnogo nasledija (pamjatniki istorii i kul’tury) federal’nogo znachenija, nahodjashhiesja na territorii Nizhnego Novgoroda i Nizhegorodskoj oblasti [Cultural heritage sites (historical and cultural monuments) of Federal significance located on the territory of Nizhny Novgorod and the Nizhny Novgorod region] // Pravitel’stvo Nizhegorodskoj oblasti (URL: https://government-nnov.ru/?id=159300 Date of application 06.06.2020). [In Russian] Orlov 2001 — Orlov A.M. Nizhegorodskie tatary: jetnicheskie korni i istoricheskie sud’by [Nizhny Novgorod Tatars: ethnic roots and historical destinies] (URL: http://mishare.narod.ru/books/Ethnic_

roots/6.htm Date of application 06.06.2020). [In Russian]

Paradeev 2020 — Paradeev E.I. O stanovlenii Arzamasa [About the formation of Arzamas]. Saint Petersbourg, 2020, 51 p. [In Russian]

PSRL 1903 — Complete collection of Russian Chronicles (PSRL). T. XIX. Istorija o Kazanskom carstve (Kazanskij letopisec). Saint Petersbourg, 1903, 546 p. [In Russian]

Seleznev 2015 — Seleznev F.A. K voprosu o proishozhdenii nizhegorodskih toponimov «Djatlovy gory» i «Pochajna» [To the question about the origin of the Nizhny Novgorod toponyms «Dyatlovy


86                                                                                                                                                   Этнология

Gory» and «Pochayna»] // Nizhegorodskij kraeved: sbornik nauchnyh statej. Nizhnij Novgorod, 2015, pp. 5–11. [In Russian]

Sorokin 2018 — Sorokin A.A. Toponimicheskoe nasledie Russkoj revoljucii 1917 goda: problemy vosprijatija [Toponymic legacy of the Russian revolution of 1917: problems of perception] // Regiony mira: problemy istorii, kul’tury i politiki, vol. 2 / Pod red. A.A. Kornilova. Nizhnij Novgorod, 2018, pp. 46–53. [In Russian]

Tisovskaja 2015 — Tisovskaja A.M. Zhelnino: istorija, toponimika i kul’tura [Zhelnino: history, toponymy and culture] // Gumanitarnye nauchnye issledovanija, 2015, № 11 (51), pp. 57–61. [In Russian]

CANO 1 — The Central archive of Nizhny Novgorod Province (CANO). Fund 2013, Inv. 1, File

8. [In Russian]

CANO 2 — CANO. Fund 2013, Inv. 60a, File 22. [In Russian]

Chermenskij 1964 — Chermenskij P.N. Iz istorii feodalizma na Meshhere i v Mordve [From the history of feudalism in Meshchera and Mordva] // Arheologicheskij ezhegodnik za 1963 g. Moscow, 1964, pp. 3–11. [In Russian]

 

 

Об авторе

А.В. Малышев

Отдел этнологии МРОО «Историческое сознание» e-mail: ma2502@mail.ru

 

A.V. Malyshev

Department of Ethnology of Union «Historical consciousness» e-mail: ma2502@mail.ru


 

 

 

Елохин Кирилл Александрович
ИСТОРИОГРАФИЯ

УДК930

 

DOI 10.25797/NHP.2020.20.3.008

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

1.938 с.