Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-02-15 | 156 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Если золотой мальчик в нашей истории восходит и взлетает после того как покидает источник, то Железный Джон вполне прав, говоря с мальчиком по существу: «Теперь ты очень много знаешь о золоте, но ничего о бедности». В действительности он говорит: «Ты много знаешь о том, как подниматься, но ничего не знаешь о спуске». Вот как рассказывает об этом история:
Теперь уходи во внешний мир и познай бедность. И всё же я не вижу зла в твоём сердце, и я хочу тебе добра, поэтому я сделаю тебе подарок: всякий раз, как ты окажешься в беде, приди на край леса и крикни: ‘Железный Джон! Железный Джон!’ Я приду и помогу тебе. Моя мощь велика — больше, чем ты можешь себе представить, и у меня в изобилии и золота, и серебра.
Принц покинул лес, и шёл проторенными и непроторенными дорогами куда глаза глядят, пока наконец не добрался до большого города. Там он стал искать работу, но ничего не нашёл, и он не умел ничего того, что помогло бы ему выжить без работы. Наконец, он пришёл ещё в одно место и спросил, смогут ли там его принять.
Это были люди, близкие ко двору, они не знали, чем он может быть им полезен, но он им понравился, и они разрешили ему остаться. В итоге, повар взял его к себе на службу, и сказал, что с завтрашнего дня он может таскать дрова и воду, и ворошить угли.
Падение из существования принца в существования повара — это шаг, о котором рассказывает история. Таскание дров и воды, работа в подвальных помещениях замка — там, где находится кухня — символизирует провал сквозь пол, падение, унижение, путь вниз-и-вовне. Мы находим эту фразу в заголовке книги Джорджа Оруэлла «Внизу-и-вовне в Париже и Лондоне». Когда Оруэлл решил выйти из наивности, его наследством было лишь воспитание среднего класса, и он тоже получил работу в подвале, и его книга наполнена подземной жизнью кухонных подсобок в больших отелях. Для юношей, окончивших привилегированные колледжи, или снятых с верха расточительной правовой культуры, духовный рост часто начинается с этой подвальной работы на кухне.
|
Глава 3 Часть 5: Катабасис
Знак падения, сознательного или бессознательного, это заново достигнутое смирение, ассоциирующееся с водой и душой, как высота ассоциируется с духом. «Вода предпочитает низкие места.» Смирение особенно заметно происходит для мужчин, изначально благородных, удачливых, величавых.
Путь вниз-и-вовне обычно отделяет юношу от его компании летунов и от их поддержки, и это даёт ему знание о депрессии, возможно жившей в нём незамеченной в течении долгих лет. Начинается среднее время жизни ординарности, тоски, трещин на дороге, весомости и здравого смысла.
Наша история просто говорит, что после блужданий, не имея «ремесла», юноша наконец получил работу на кухне — традиционно находящейся в подвале — замка. История рассказывает, что после всех этих золотых пальцев и волос следующим рано или поздно становится водоворот, засасывающий мужчину сквозь пол, Спуск, который греки называли катабасисом.
В этом Спуске есть что-то большее, чем просто немного адреналина. Наше Я не хочет его, и даже если мы спускаемся, Я не хочет этого замечать. Звуки слова «катабасис», шершавые и грубые, хорошо описывают это путешествие.
Я говорю о том, что следующий шаг в инициации мужчины — это нахождение крысиной норы. Крысиная нора — это «тёмный путь», то, к чему не готовят в Вильямсе или в Хаверфорде, это путешествие для простонародья — как представляет себе успешный мужчина на вершине, это путь вниз-и-вовне.
Когда случается катабасис, мужчина уже не чувствует себя особенным. Он таковым и не является. Сегодня он в колледже, накормлен и удобно размещён — часто на чужие деньги — он защищён кирпичными стенами, которые выложили давно умершие мужчины; а завтра он уже бездомный, бредёт по улицам и выискивает какой-нибудь способ получить еду и кровать. Люди сразу же узнают, что вы в падении или уже упали: швейцары поворачиваются к вам спиной, официанты глумятся над вами, никто не придержит для вас дверь вагона метро.
|
Ваш внутренний душевный склад изменяется и старый стыд всплывает на поверхность. Один ходит с опущенной головой, чувствуя неотвратимость происходящего. Самопрооизвольные изменения внутренней маскулинности. Другой всё ещё грандиозный и наивный, юный внутри, с сияющим лицом — ждёт, надеется, щеголяет, ведёт себя как принц. Когда начинается Падение, место принца занимает старик. Беря на себя его удивлённую беспомощность, асоциальность, нервозность, одинокую заброшенность.
Вспомним Эдипа в его катабасисе: сегодня высокомерный требовательный король, а уже завтра — слепец, ведомый другими. В эти дни катабасис проходит сквозь зависимость — алкоголь, кокаин, крэк. Мужчина теряет здоровье и заканчивает с истощёнными ногами, выдохшейся энергией, лишённый жены и детей, лишённый друзей, дома и денег. Он теряет работу, самоуважение, «и всякий след своего создателя и в мастерстве, и в жизни».
Для мужчины, глубоко вовлечённого в свою работу, катабасис может проявиться без какой бы то ни было зависимости или ослабления здоровья. Такой мужчина хорошо действует в своём бизнесе, живёт сладкой жизнью с домом и семьёй, наслаждается выходными на озере Тахо, и однажды в воскресенье обнаруживает себя на газоне с заряженным ружьём, вот-вот готовым нажать на курок. Он живёт, но теряет «каждый клочок своего создателя и в мастерстве, и в жизни».
Вспомним, что братья Иосифа скинули его в гравийный карьер — арабская версия гласит, что это был сухой колодец. Через несколько дней они продают его в руки работорговцев, которые в свою очередь перепродают его ещё ниже — в Египет, где происходит его третье Падение — в темницу, после отказа жене коменданта.
Как будто сама жизнь почему-то «увольняет» его. Есть много способов стать «уволенным»: серьёзная авария, потеря работы, разрыв старой дружбы, развод, нервное расстройство, болезнь.
Говорят, что всякий раз, когда друг с энтузиазмом сообщал Юнгу: «Меня только что повысили», он отвечал: «Мне очень жаль слышать это: но если мы будем держаться вместе, я думаю, мы справимся». Если друг приезжал в депрессии и стыде, говоря: «Меня только что уволили», Юнг отвечал: «Давай откроем бутылку вина; это прекрасная новость, что-то хорошее произойдёт теперь».
|
Юноша из «Чёртов чумазый братец» (рассказ братьев Гримм) блуждая в лесу, встречает тёмного человека только после того, как его уволили из армии. Он соглашается на работу у варочного котла в месте под землёй, объединяя в этом образе кухню и Падение. Можно сказать, что состояние «увольнения» — это доброе и святое состояние, готовящее к Падению. Можно сказать, что Железный Джон уволил мальчика после его трёх дней у источника.
Мы знаем, что мужчины XIX века характерно не замечали женских страданий. Книга Безумные на чердаке Сандры Гилберт и Сюзаны Губар описывает, какими сильными были эти страдания. В этом веке мужчины добавили другого рода невнимательность: они характерным образом перестали замечать свои собственные страдания.
Мужская рана, полученная им от отца или от жизни, или от контакта с Дикарём, впервые появилась в нашей истории, когда мальчик прищемил палец. Через эту травму его способ взаимодействия с миром был разрушен.
Некоторые родители руководят нашим ранением с помощью равнодушия или холодности, порки, словесных оскорблений, сексуального насилия, глядя на нас как ничтожества, или обеспечивая базовый стыд. Как мы уже упоминали в прошлой главе, сын погрузивший рану в терапевтический или ритуальный источник может сделать личную рану осознанной, почувствовать её несправедливость, её масштабность, её губительное влияние на свою спонтанность и удовольствие, её связь с открытой или скрытой яростью.
Работа на кухне означает интенсификацию погружения. Падение даёт выход — из средней респектабельной жизни — через рану. Рана теперь рассматривается как дверь. Если его отец бросил его, теперь он действительно становится брошенным; теперь он не имеет ни дома, ни матери, ни женщины. Если стыд ранил его через сексуальное насилие, физические наказания или принятие стыдящихся родителей, теперь он живёт постоянно пристыженным — он связан с постоянно стыдящимися мужчинами и женщинами, он ставит себя ниже и вне их общества и испытывает стыд по пятьдесят раз на дню.
|
Если мать ранила его своим собственничеством, заставляя чувствовать себя слишком маленьким, теперь он действительно становится беспомощным, не имея ни статуса, ни «контактов». Он укрепляется в идее того, что он маленький.
Если какие-то действия родителей или культурное давление отделили его «голову» от «тела», сделав его застрявшим в позиции наблюдателя, теперь, в катабасисе, он действительно застревает. Перуанский поэт Сесар Вальехо, который тратил себя в Париже на протяжении десяти лет, очень внизу-и-вовне, ловит это настроение особенно остро:
Он паук, исполинских размеров паук;
он не ходит уже, его серое тело — голова и брюшко — цепенеет от мук.
Я к нему пригляделся поближе. С каким
напряженьем фаланг он вытягивал лапы,
столько лап — и никак.
И представил я два его глаза невидимых,
этих штурманов двух роковых паука.
Как дрожал он, застряв на каменной грани,
страшной дрожью, заметной едва: с одной стороны — огромное брюхо, с другой — голова.
Столько лап у него, у бедняги, и всё-таки
он не может решиться; и вдруг
я почувствовал, боже, в какой он опасности,
и так ранил меня побродяга-паук!
Видно, брюхо мешает ему последовать
за его головою;
и подумал я вдруг
о глазах его и многочисленных лапах,
и так ранил меня побродяга-паук.
Перевод Марка Саваева
Метод Вальехо можно назвать «героическим переходом сквозь рану». Он не переходит сквозь свой героизм, как герой, или через свою непобедимость, как воин — он переходит через свою рану. Вальехо говорит об этом в другой своей поэме:
Итак, в день, когда я был рождён,
Бог был болен.
Путь вниз и вовне не обязательно требует бедности, бездомности, физических лишений, посудомоечной работы, но обязательным кажется падение из прежнего статуса, из человеческого существования в паучье, из среднего класса в изгои. Акцент делается на осознании падения.
В разводе, когда эмоциональная безопасность мужчины начинает распадаться, он может либо пятиться назад через дверь, выглядящую как в смешных фильмах, либо попытаться овладеть истинной тьмой за дверью, находящейся перед ним. Развод сам по себе может произойти из-за конкретной детской травмы, или из-за этой травмы произошла женитьба, но в любом случае разрыв отношений или их ухудшение — возрождает рану.
Развод ощущается большинством мужчин как разрядка, как увольнение с урочной работы, взятой на себя в день свадьбы. И агония разделения с суррогатной материнской фигурой, и чувство неполноценности из-за требования больших денег, и отсутствие сердечности и радости в новой квартире или доме, и чувство неприятия и изоляции, которым общество отодвигает некоторых от своего одобрения и поддержки, и неуверенность в себе, вызванная изменениями — всё это складывается в новый вид одиночества. Если мужчина перестаёт ободрять себя и рассматривает весь этот дискомфорт как хитрое выражение травмы изоляции, полученной им в раннем детстве, тогда он может использовать развод — и любой другой серьёзный жизненный крах — как имитацию прохождения через дверь, принятие катабасиса, погружение в травму, и через всё это выход из старой жизни.
|
Часто момент катабасиса не лишён своеобразного чёрного юмора. Знакомый мне духовный учитель оказался на развилке, когда ехал домой ночью с лекции о просвещении. Путь налево вёл к мотелю, где были его друзья, и где, как он знал, были ликёр и женщины, а дорога направо вела к аскетичному медитативному центру, которым он управлял. Он никак не мог решить, куда повернуть, и машина въехала прямо в стену из жёлтого кирпича, на которой большими буквами была нарисовано объявление МАГАЗИН ПРИКОЛОВ. Результат не был смешным. Он вышел из больницы частично парализованным с одной стороны, и остался таким на всю жизнь.
Я вспоминаю эти истории с чувством благоговения. Энергии, требующиеся для катабасиса, безмерно мощны. Это настроение описывается замечанием Христа: «Не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки».
Катабасис несёт в себе концепцию полного бедствия, возможно происходящего в жизни мужчины впервые. Другой мужчина, живущий в духовной дисциплине, летун, но труженик, всегда готовый помочь обществу, увидел, что в кювете горит трава. Он остановил машину и спустился, чтобы помочь её тушить, а затем осознал как что-то большое нависло над его левым плечом. Секундой позже автомобиль спустился вниз и прижал его к земле. Он также оказался в больнице со сломанными рёбрами и тазом, лёжа на спине. До этого момента лодка жизни была на плаву. Большинство из нас, как замечает Тумас Транстрёмер перекладывает вес из одного кармана в другой, чтобы сохранить баланс в лодке. И вдруг лодка переворачивается. Когда происходит падение в воду, он вспоминает людей, которые пошли ко дну на «Титанике», в темноте, в холодной воде, рядом с большой горой изо льда. Антонио Мачадо сказал:
Четыре вещи на свете
Для моря годятся мало:
Якорь, штурвал и весла,
И страх налететь на скалы.
Перевод Б. Дубина
Лютеранский священник нашего маленького городка в Миннесоте всегда сохранял баланс своей лодки, даже в ревнивых изменчивых водах своей паствы. Он действует решительно; и использует свой фирменный подход в отношениях с шестнадцатилетним сыном, который хочет покататься на семейном автомобиле, даже после того, как отец ему отказал. Мальчик угоняет машину. Отец, не найдя его, звонит в полицию. Полиция определяет местонахождение автомобиля, преследует его, и останавливает. Тогда мальчик тянет с заднего сиденья винтовку калибра.22 и убивает патрульных. Теперь лодка перевернулась для них обоих. Чувствуется, что какая-то сила в психике организует серьёзный катабасис, если мужчина не имеет достаточного знания, чтобы пойти вниз самостоятельно. Депрессия — это небольшой катабасис, и не совсем то, что нам нужно. Депрессия обычно удивляет нас — и своим началом, и своим окончанием. В депрессии мы отказываемся спускаться, и тогда появляется рука и тянет нас вниз. В горе мы сами выбираем идти вниз.
С инициаторами, ушедшими из нашей культуры, мы перестали получать инструкции, как спуститься «вниз» самостоятельно. Мы могли бы использовать фразу спуска в горе для сознательного акта падения, но иногда кажется, что в Соединённых Штатах и большей части западного мира мужчина может чувствовать горе только на похоронах.
Некоторые турецкие суфии начинали свою ночную работу повторяя слово, напоминающее им о горе, проживание которого они не закончили в прошлом году. Эмоции не вокруг греха, вины или стыда, но вокруг того, что не закончено. Сама душа просит, чтобы мы пошли вниз. Дейвид Лоренс сказал:
Я не механизм, собранный из различных секций.
И не из-за ошибок в работе механизма я болею.
Я болен душевными ранами, болен глубоко эмоционально —
и раны в душе занимают долгое-долгое время, только время может помочь,
и терпение, и убеждённое тяжёлое покаяние,
длительное тяжёлое покаяние, исполнение жизненной ошибки, и освобождение себя
от бесконечного повторения этой ошибки,
которую человечество в целом решило освятить.
«Длительное тяжёлое покаяние» — это одно из названий падения, хотя я предпочитаю вертикаль катабасиса и изображение двери. Выпивка — это дверь, открывающаяся для некоторых. Вместо того, чтобы повторять: «Я могу справиться с этим» и «Я никогда не выйду из-под контроля», такой мужчина говорит: «Я алкоголик — это очевидно». Двенадцать Шагов Анонимных Алкоголиков принимают его.
Ранее в этой главе мы говорили о некоторых характеристиках наивного мужчины, среди них соглашение не смотреть на тёмную сторону, предположение, что все говорят от сердца, неуместное отношение к экстазу, неспособность замечать, что какая-то его часть хочет оставаться больной, и так далее. Я думаю, что в каждой точке, где мы имеем одну из таких наивностей, мы в конечном счёте найдём катабасис для связи с ним.
Видеть тёмную сторону близких — это тренировка падения. Я спрашиваю своего друга о нашем общем друге; он отвечает «Я доверяю ему по большей части». Это правильно — «по большей части».
Так называемые люди улицы рано учатся идее частичного доверия. И каждый смотрит на себя таким же образом, доверяя себе лишь частично. Как говорится, в браке мужчина и женщина сдерживают «внутренних демонов» друг друга. Каждый держит на поводке «внутреннего демона» другого. Это замечательная фраза. Наивный мужчина, летящий прямо к солнцу, не может увидеть собственную тень. Она далеко позади. В катабасисе тень догоняет.
Ну, в день когда я родился
Бог был болен…
Они все знают, что я живой
что я жую свою еду… и они не знают
почему суровые ветра свистят в моих поэмах,
узкое неудобство гроба, ветры распутали задачу сфинкса,
кто держит в пустыне рутинный допрос…
В день,
когда я родился, Бог был болен,
серьёзно.
Сесар Вальехо
На пути вниз человек получает небольшую инструкцию о тёмной стороне Бога.
Наивный мужчин может получить небольшую инструкцию о тёмной стороне Великой Матери. Раньше или позже, но тёмная сторона Великой Матери выкристаллизуется из вселенной. Тёмная Возлюбленная появляется, и кабаньи клыки тянутся вниз от её губ. Возможно, она появится в обычной жизни как разъярённая женщина, женщина, изумлённая противоречием или изменой.
Мужчина проживает гневную женщину; но что-то в злобе разгневанной женщины знакомит его, возможно впервые в жизни, со Свирепствующей, с Тёмной Стороной Луны, с Чудовищем, живущим на обратной стороне луны, имеющим крылья летучей мыши и убивающем птиц. Проживание Злоумышляющей — это компенсация за прежнюю жизнь «над землёй», существование с рыбами, птицами, и изящными вещами.
Когда мы предали зубастую сторону, вселенная показывает всю пасть: чёрные собаки бегут за каретой, безжалостный повар убивает дочь и хоронит её в саду; обманутый жених отрубает голову магической лошади, а принцесса отправляется пасти свиней.
Тёмная сторона Великой Матери в Индии зовётся Кали, цветы вокруг её шеи могут измениться на черепа и обратно в доли секунды. Только Шива, одна из форм Дикаря, может встать рядом с ней. И это даёт намёк на то, почему в нашей истории Дикарь — он тот, кто проводит инициацию подростка.
Пуйл, князь Диведа, чья история появляется в повестях Мабиногиона — не становится королём до тех пор пока на год не меняется местами с Королём Подземного мира. В сущности это означает, что целый год он чувствует рядом с собой в постели тело Тёмной Возлюбленной, Королевы Подземного мира.
Таким образом, мы не просто с некоторым трудом спускаемся к подножью холма глядя на тёмную сторону себя и своих друзей. Баба Яга в русских сказках спрашивает: ты здесь, чтобы продолжить доброе дело или уклониться от него? Мы достигаем дна, когда энергия кабаньх клыков Бабы Яги полностью заменяет — на время — детский эрос, прочувствованный каждым из нас, когда наша мать давала нам грудь, или позже ставила чашку молока на стол, или когда наша первая чудесная подруга звала нас в постель. Эти виды любви хороши, но падение будет завершено когда они будут заменены кабаньими клыками, свиной щетиной, большой пастью, ожерельем из черепов и безумно высокодуховной энергией Бабы Яги.
Что-то хочет нас там, хочет познакомиться с Тёмной Королевой, хочет, чтобы кабан разверз свою пасть, хочет наполнить кровью бассейн Гренделя, хочет плавить мечи, хочет, чтобы Великанша положила мальчика в свой мешок.
Юноши нашей культуры часто воображают, с нетерпением ожидая встречи с Бабой Ягой, как они смогут «убить» её. Они воображают её уничтожение, полную победу; но истории проясняют, что такие фантазии характерны для непосвящённых мужчин. Для юноши единственный способ обходиться с мощью ведьмы — это сделать свою энергию такой же великой, как у неё, такой же резкой, дикой, трезвой и ясной в своём стремлении. Когда юноша приходит в её дом и доказывает уровень своей интенсивности, целеустремлённости и уважения к истине, она может спросить его: «Хорошо, что ты хочешь знать?».
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!