Глава вторая. Идеологический хаос — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава вторая. Идеологический хаос



Одним из очевидных признаков утраты честности и верности в том, что касается знаний и науки, является идеологический хаос, путаница в мышлении, когда здравое преподносится вперемешку с нездравым, когда лживое выдается за правдивое. В результате подрываются устои и ценности общества.

Науку запятнали безответственные люди, беспечно относящиеся к принципу честности и верности. При этом у каждого из них есть свой мотив. Одни интерпретируют тексты на свое усмотрение, пытаясь вызвать сомнения в догмах, в очевидных положениях религии. Другие измышляют хадисы с целью поощрить одобряемые Всевышним поступки из числа праведных деяний. Например, как это сделал Нух ибн Абу Марьям (по прозвищу Абу ‘Усма, умер в 173 г. после переселения). Он выдумал хадисы относительно достоинств коранических сур.[1366] Третьи занимались подобным ради корысти. В частности, придумывали хадисы, удовлетворяющие держателей власти, чтобы заслужить их одобрение. Например, так поступил Гияс ибн Ибрахим, когда увидел, что аль-Махди играет с голубями. Он внес фразу в хадис, переданный Абу Хурайрой, R, в котором Пророк, S, говорит: «Нет приза, кроме как за наконечник (стрелы)или за ногу(верблюда)или за копыта(лошади)[1367]»[1368]. Он добавил слова: «или за крылья».

Бакр Абу Зайд считает, что утрата научной честности и повсеместный идеологический хаос в совокупности вызваны следующими факторами: «…по той причине, что следуют за низменными желаниями, выносят решения, беря за основу иносказательные сообщения, принимают в качестве довода Божественное внушение и озарение, сны, полагаются в вынесении фатвы на сердце… не считаются с сообщениями, которые имеют одну цепочку рассказчиков, апеллируют к тому, что шариатский текст противоречит логике, отдают приоритет быту и традициям, преподносят ложь в красивом виде, неверно используют шариатский принцип одобрения и принцип предпочтения определенной выгоды, руководствуясь своими страстями… приводят отрывки цитат и текстов, неверно апеллируют к принципу суждения по аналогии, в противовес шариатскому тексту выставляют рациональное суждение, впадают в крайность в следовании определенной правовой школе, воздают святость шейхам… акцентируют внимание на общем смысле текста, не обращая внимание на его суть и цель… пытаются внушить страх тем, что единодушие ученых по вопросу состоялось…»[1369].

Несомненно, идеологический хаос разрушителен для любого общества. Поэтому стоит уделить этому вопросу больше внимания, о чем мы далее и поговорим.



 

1. Следование низменным желаниям

Низменное желание – это «склонность души к тому, что приносит наслаждение, без указания на допустимость этого со стороны шариата»[1370].

Следование любому низменному желанию порицаемо, и, по сути, оно и есть основная причина идеологического хаоса, который проявляется в вопросах вероубеждения, в суждении и логике. В результате человек видит лишь свои права, в упор не замечая обязанностей, идет наперекор истине, в которую уверовал и убежден в ней. Таковой является причина утраты верности и честности в области знаний и науки. ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, предостерегая от времени, когда знания будут следовать за низменными желаниями, сказал: «Сегодня вы живете во времена, когда желания человека следуют тому, что диктуют знания, но придет к вам время, когда знания будут следовать за тем, что диктуют желания»[1371].

Сказанное выше подтверждает также Ибн аль-Каййим. Вот что он говорит: «Следование низменным желаниям ослепляет взор сердца, в результате чего оно не может отличить Сунну от новшества, или же видит все в искаженном виде: новшество – Сунной, а Сунну – новшеством. Такая беда обрушивается на ученых, когда они гонятся за мирским, идут на поводу власти и страстей»[1372].

Ибн Таймийя считал, что истоком разногласий мусульман и появления различных течений явилось следование низменным желаниям, утрата научной честности, через нарушение предписаний Корана и Сунны. Вот что он сказал: «Именно поэтому, тех, кто вышел за рамки Книги и Сунны, среди тех, кого причисляют к ученым и праведникам, называли последователями низменных желаний. Ведь так их и называло первое поколение мусульман – последователями низменных желаний. Итак, каждый, кто не следует знаниям, идет на поводу низменных желаний. А знания о религии даются лишь через руководство Аллаха, с которым Он направил Своего Посланника, S»[1373].



В современном мире идеологический хаос выражен очень ярко, потому что наука коррумпирована низменными желаниями, не имеющими ничего общего с принципом научной верности и честности. Вот что говорит по этому поводу Ахмад Шакир[1374]: «В наш век беды обрушились, словно град, выросло такое поколение, которое пошло на поводу взглядов и низменных желаний миссионеров, которые не знают арабского языка, кроме разговорного языка и уличного наречия, которое не знает Корана, не читает его и даже не слушает, разве что изредка, которое не имеет знаний о Сунне, и, более того, враждебно настроено против нее. Оно насмехается над наследием наших ученых, его цели глупы, а речь насыщена дурными высказываниями о наших праведных предшественниках – сподвижниках и их последователях. Помимо этого, они не верят в Сокровенное, за исключением отдельных моментов. Такие люди и им подобные осмеливаются обращаться с Кораном на свое усмотрение, а с Сунной – словно это игрушка. Они берутся толковать Коран, лживо утверждают, что имеют право выносить самостоятельно религиозные решения. Они вводят в искушение людей, прививают им беспечность и безответственность, вырывают из их сердец веру. Я не говорю уже о том, что эти и те люди толкуют Коран, руководствуясь своими низменными желаниями. Ведь они ниже того, чтобы у них были какие-то свои желания, и они более невежственны, чем кто-либо. Вернее будет сказать, что они руководствуются низменными желаниями своих наставников, учителей из числа миссионеров, колонизаторов, врагов ислама»[1375].

В качестве примера среди современных трудов можно взять книгу Мухаммаду Абу Райи под названием «Свет, пролитый на традицию Мухаммада». Эта книга пропитана низменными желаниями. Она подрывает статус и значимость Сунны Пророка, S. В ней автор апеллирует к суждениям мутазилитов и шиитов, приводит сомнительные повествования, оскорбительные мнения востоковедов. В целом, эта книга вызвала большую волну идеологической смуты в исламской нации[1376].

 

2.Утверждение о том, что шариат и разум противоречивы

Среди мусульманских ученых нашлись те, кто посвятил свое время рациональным наукам, философии и богословию. Но их усилия на этом пути оказались бесполезными, ведь «они на протяжении долгих лет усердствовали в освоении этих наук, но это не то усердие, что требуется от нас. Бесполезно и безрезультатно, без должного мотива на то, будь то обретение благ мирской жизни или грядущей, они занимали свои умы философскими и богословскими изысканиями, вместо того чтобы изучать точные науки, проводить опыты для подчинения сил природы во благо ислама с целью расширить духовное и материальное влияние ислама на весь мир»[1377].

В результате богословы после «эпохи переводов» (второй век после переселения) начали утверждать, что есть противоречия между шариатским и рациональным. В частности, они заявляли, что «Разум – это основа для принятия текста Корана или Сунны! Поэтому, если текст противоречит ему, то предпочтение отдается разуму!»[1378]

Идеологический хаос привел к тому, что на основе разума начали отвергать или принимать, одобрять или порицать тексты, что очень негативно отразилось на исламской мысли как в прошлые времена, так и нынче. Последствия всего этого до сих пор потрясают мусульманское общество[1379].

 

Еще одним свидетельством тому, что предпочтение разума наследию приводит к утрате научной честности, являются слова человека, который посвятил свою жизнь изучению философии и богословия, но в конце своей жизни отказался от своих воззрений. Речь идет об Ибн Рушде[1380], а он был знатоком философских течений и суждений. Вот что он сказал в книге «Тахафут ат-тахафут»: «Нет ни одного человека, который бы в апологетике сказал то, что можно принять за неоспоримый довод…»[1381].

А вот как предостерегает от изучения апологетики Абу аль-Ма‘али аль-Джувайни[1382]: «Друзья наши, не занимайтесь апологетикой. Если бы я знал, что апологетика меня доведет до этого состояния, то я не занимался бы им». А перед смертью он сказал так: «Я нырнул в огромное море и покинул мусульман, их науки, и принялся за то, что они запрещали мне делать. А сейчас же, если я не удостоюсь милости своего Господа, то горе Ибн аль-Джувайни. И вот я умираю с верой моей матери». Или же он сказал: «… с тем, во что твердо верят бабушки Нисабура»[1383].

Среди современников, считавших, что следует отдать предпочтение разуму в случае противоречия между ним и текстом, был Мухаммад ’Абдух. Вот что он сказал: «Исламская нация, за исключением немногих, кого можно не учитывать, единодушна в том, что в случае противоречия разума с текстом, за основу берется то, на что указывает разум»[1384].

Принцип научной честности обязывает опровергать суждения тех, кто ставит во главе всего разум и лишь потом шариат, обязывает разъяснять то, что все, сказанное в Коране и Сунне – неоспоримая истина, что не следует допускать мысли о том, что достоверные сообщения могут противоречить разуму и логике. Более того, достоверное наследие и рациональное суждение взаимодополняемые факторы в познании Истины, в призыве к ней, в побуждении человека жить сообразно ей.[1385] Ведь, по сути, знания – это правдивые сообщения или же неоспоримое умозаключение, а основой и в первом и во втором случае является честность и верность.[1386]

 

3. Запрет на вынесение новых религиозных решений

Понятие «вынесение религиозных решений» в арабском языке передается одним словом – иджтихад[1387]. В буквальном переводе оно означает прикладывание усилий. Как термин же это слово определяют следующим образом: «Усердие, направленное на приобретение знаний о нормах шариата»[1388].

Деятельность по вынесению религиозных решений является одной из нерушимых основ шариата. Ведь религия Аллаха существует, пока есть исламское право и те, кто, основываясь на его положениях, выносят решения, идущие в ногу с современной жизнью, с учетом места и новых обстоятельств. Благодаря этой правовой деятельности в свете общих неизменных основ Книги и Сунны решаются проблемы, возникающие по причине новшеств и потребности людей.

Возможность выносить новые религиозные решения – это великий, нескончаемый дар Всевышнего, пользу от которого мусульмане получают благодаря усердию достойных ученых, имеющих право осуществлять эту деятельность независимо от времени и места. По мере ослабевания мусульман, их несостоятельности в претворении в жизнь принципа верности и честности в том, что касается знаний и науки, они склонялись к слепому подражанию имеющемуся наследию и призывали запретить деятельность[1389] по вынесению новых религиозных решений.[1390] Призыв к этому запрету, начиная с пятого века после переселения и далее, привел к опасному идеологическому хаосу, плоды которого мусульмане пожинают вплоть до наших дней. Говоря о хаосе, прежде всего я имею в виду застой исламской мысли, а впоследствии и выход за рамки шариата.

Вот что говорит аш-Шаукани о том, как утрата научной верности и честности по причине запрета выносить новые религиозные решения привела к отрицательным последствиям: «Само это утверждение (то есть запрет), даже если не было бы пагубных последствий слепого подражания, непосредственно оно само по себе рубит все с корня. Ведь это событие откинуло в сторону весь шариат, принудило к тому, что слова Всевышнего Аллаха и Его Посланника, S, были отменены, а принято за руководство нечто иное, второе предпочли первому».

О тот, кто оплакивает ислам,

Встань и плачь по нему,

Ведь добро исчезло,

А на его место пришло зло[1391].

 

4. Появление псевдоученых

Псевдоученый – это тот, кто претендует на звание ученого, но не достоин его. К сожалению, к науке приложили руки многие псевдоученые, тем самым порождая в обществе идеологический хаос. Ведь, несмотря на то, что псевдоученый лжив, преступает рамки шариата и далек от научной честности, ему удается восхищать людей.

Сколько бед обрушилось на исламскую нацию в нынешнее время из-за деятельности псевдоученых. А все по той причине, что они пренебрегали научной верностью и честностью, сеяли в обществе идеологический хаос, который не признает предписания Корана и Сунны. В итоге шариатские исследования и научные фатвы стали прерогативой каждого обычного человека[1392].

При таком положении вещей всякий псевдоученый, писатель или журналист, возомнивший себя шейхом (ведь недаром сказано: «Жди беды, если журналист взял тон шейха»), без труда отрицает то, в чем мусульманские ученые прошлых поколений проявили единодушие. К примеру, через страницы книги, написанной ими, отдавая предпочтение странным правовым решениям. Эти люди распространяют свои идеи в обществе, и, в итоге, становятся «выдающимися идеологами-новаторами»!

Одним из таких псевдоученых является британец с индийскими корнями Сальман ар-Рушди. Он автор книги «Знамения Сатаны», которая осуждает ислам, подрывает статус шариата. Она была переведена на разные языки и стала пользоваться большой популярность, в особенности на Западе.

Далее в последующих двух параграфах мы постараемся поговорить более подробно о причинах и последствиях идеологического хаоса:

1. Измышление в шариате.

2. Плагиат.

 

Измышление в шариате

Господь, Всемогущ Он и Велик, запретил говорить о Нем, не имея знаний. Он придал этому запрету особый статус, обозначив его самым суровым.

Всевышний говорит:

«Скажи: „Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете“»(7:33).

Также Он запретил лгать в том, о чем есть знания.

Он говорит:

«Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха»(16:116).

Тот, кто осмелился говорить о шариате без знаний, обрушил на себя великую беду. Подобные поступки свидетельствуют об утрате научной верности и честности, о любви к гордыне, желании сказать людям: «Я знающий, вот какой я», даже если придется посягать на религию.

Всевышний говорит:

«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу»(17:36).

Когда нашего Пророка Мухаммада, S, спрашивали о чем-либо, он говорил, что знания – от Всевышнего Аллаха и ждал Откровения. Малик ибн Анас, R, сказал: «Посланник Аллаха, S, был предводителем мусульман и господином миров. Когда его спрашивали о чем-либо, он не отвечал, пока не придет к нему Откровение с небес»[1393].

Пророк предостерег нас об измышлении на ислам следующими словами: «Пресыщенный тем, что не было ему дано, подобен облачившемуся в два лживых покрова»[1394]. Комментируя этот хадис, Абу Хамид аль-Газали сказал так: «Сюда же относится фатва ученого в том, в чем он не разбирается, передача им хадиса, который он в точности не помнит. Ведь цель его – показать себя. И поэтому ему неприятно сказать: Я не знаю. А это запрещено»[1395].

Среди тех, кто называл себя «ученым», были те, кто спешил стать знаменитым, получить должность из любви к земной жизни, из желания насытится ее благами, и ради этого они наводили навет на Всевышнего Аллаха и Его Посланника, S. Вот что говорит по этому поводу Ибн аль-Каййим: «Всякий из обладателей знаний, кто предпочитает мирскую жизнь, кто полюбил ее, непременно скажет о Всевышнем Аллаха неправду в своей фатве, суждении, в рассказе, в указании»[1396].

Далее мы поговорим более подробно об измышлении в шариате.

 

1. Пренебрежение положениями Корана и Сунны

 

Ислам предостерегает от тех, кто читает Коран, а затем меняет направо и налево его положения и предписания, измышляет о Всевышнем Аллахе. Хузайфа передал, что Посланник Аллаха, S, сказал: «Поистине, то, чего я опасаюсь за вас: (это то, что пребудет среди вас)человек, читающий Коран, а когда его краса проявится в нем и он станет опорой ислама, он станет изменять его, насколько это будет угодно Аллаху. Тогда он сбросит его(то есть Коран)с себя, кинет за спину, нападет с мечом на соседа, обвинит его в многобожии…»[1397].

Пренебрежение Сунной проявляется в осознанном искажении имеющихся знаний во времена близкие к Судному дню. На это указывает хадис Пророка, S: «В последние дни появятся люди шарлатаны, лгуны. Они будут приводить вам хадисы, о которых не слышали ни вы, ни ваши отцы! Будьте внимательны и остерегайтесь их, пусть они не введут вас в заблуждение и не искусят вас»[1398].

Очевидно, что если ложь о Пророке становится простым, обычным, распространенным делом, то нет честности и верности в обществе по отношению к знаниям, не говоря уже о том, что тем самым люди возводят навет на слова самого Посланника Аллаха, S.

Приведем пример того, что значит легкомысленное отношение к Сунне. Передают, что однажды повелитель правоверных ‘Али ибн Абу Талиб вошел в мечеть и увидел, как некий проповедник наставляет людей, внушает им страх. Он лишь спросил его: «Ты ведаешь об отменяющих (текстах) и отмененных?» Тот ответил: «Нет». ‘Али продолжил: «Ты погублен сам и погубил других». Затем он велел не допускать этого человека выступать перед простыми людьми.[1399]

Сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах, боролись с тем, чтобы не допускать легкомысленного отношения к религиозным вопросам. В частности, с этой целью они относились крайне щепетильно к тому, что и кто передает, удостоверялись в том, ссылаясь на Посланника Аллаха, S. Вот что рассказывает аль-Муджахид: «Однажды Бушайр аль-‘Адуи пришел к Ибн ‘Аббасу, да будет доволен ими обоими Аллах, и начал рассказывать хадисы, говоря: «Сказал Посланник Аллаха, S, так, сказал Посланник Аллаха, S, эдак». Ибн ‘Аббас не стал его слушать и не обращал на него внимания. Тогда тот сказал: «О Ибн ‘Аббас! Почему ты не слушаешь меня? Я ведь рассказываю тебе изречения Посланника Аллаха, S, а ты не слушаешь меня!» Он ответил: «Когда-то, когда мы слышали, как человек говорит: „Сказал Посланник Аллаха, S“, мы обращали на него свой взор и внимательно слушали. Но когда люди пустились в тяжелый путь и оседлали верховых животных (то есть стали совершать порицаемые и неодобряемые деяния), мы стали брать у людей лишь то, что знаем»[1400].

 

2. Поспешное вынесение фатвы без детального рассмотрения и изучения вопроса

 

Пророк, S, очень строго осуждал безосновательное вынесение решения по какому-либо вопросу, своевольное измышление в шариате. Вот что передает Джабир, R: «(Однажды) мы вышли в путь, и один из нас получил ранение головы ударом от камня. После у него произошла поллюция, и он спросил друзей: „Можно ли мне в качестве послабления принять таяммум?“ Те ему ответили: „Думаем, что послабление в отношении тебя не положено, ведь ты можешь воспользоваться водой“. Он принял полное омовение и умер. А когда мы прибыли к Пророку, S, ему сообщили о произошедшем, на что он сказал: „Они убили его, да убьет их Аллах. Почему же они не спросили, коль не знали. Ведь исцелить незнание можно, спросив. А ведь ему достаточно было совершить таяммум и наложить на рану повязку, протереть поверх, а остальную часть тела омыть“[1401].

Таким образом, Пророк, S“ счел тех, кто вынес фатву без знаний для своего собрата, его убийцами.

Примечательно, что былые поколения ученых отстранялись от вынесения фатв, боялись ответить на вопрос из страха, что, не дай бог, скажут лишнее в шариате. Вот как их описывает Суфьян ас-Саури: «Я застал таких ученых-правоведов, которым было крайне неприятно отвечать на вопросы, фатвы. Они выносили фатву лишь в том случае, если не находили другого выхода»[1402].

Таково было положение дел в те времена, когда ученых было предостаточно и они отличались глубокими познаниями. А если мы призадумаемся над учеными нашего времени, то обнаружим, что есть море людей малоответственных, беспорядочно и поспешно выносящих фатвы без детального разбора и изучения вопроса.

Приведем жизненный пример того, насколько сильно осуждали праведные предшественники поспешное вынесение фатв, безосновательное измышление в шариате: «Однажды некий мужчина увидел, как Раби‘а ибн Абу ‘Абд ар-Рахман[1403] плачет. Он спросил его: «Почему ты плачешь?» Тот ответил: «За фатвой обращаются к тому, кто не имеет знаний. Ислам настигла великая беда». Он также сказал: «Некоторые, кто выносят фатвы здесь, заслуживают тюрьмы больше, чем воры»[1404].

А вот что передает Ибн аль-Каййим со слов ученых: «Что бы сказал Раби‘а, если бы он увидел наши времена, когда берутся выносить фатвы те, у кого нет знаний. Они бросаются делать это, пытаются из кожи вон выйти, но вынести решение. Будучи невеждами, они берутся за это, осмеливаются решать, невзирая на свою малоопытность, дурную славу и на то, что среди ученых они непризнаны и чужды, а также на то, что у них нет знаний о Книге, Сунне и наследии предшественников»[1405]. А что же говорить о нашем современном мире, в котором люди осмеливаются измышлять в шариате без особого разбора, грубо и невежественно.

Еще один пример того, как поспешно рождаются фатвы – это то, когда некоторые студенты, вступившие на тропу знаний, почитав Коран и Сунну, тут же берутся издавать фатвы, хотя это прерогатива ученых, обладающих глубокими познаниями.[1406] В отношении типа людей, которые спешат вынести религиозное решение, справедливы слова Сахнуна[1407]: «Решительнее всех в вынесении фатвы те, кто меньше всех обладает знаниями. Человек, бывает, познал что-то одно и думает, что вся истина кроется именно тут»[1408].

В свое время ‘Абдуллах ибн Мас‘уд предостерегал от легкомысленного вынесения фатвы, от невежественного измышления о Всевышнем Аллахе. Вот что он сказал: «Тот, кто имеет знания, то пусть в своих словах опирается на них. А тот, кто не имеет знаний, то пусть скажет: „Аллах более сведущ“. Ведь, поистине, Всевышний Аллах сказал Своему Пророку, S: „Скажи: „Я не прошу у вас за это никакого вознаграждения и не обременяю себя измышлениями“»(38:86)[1409].

 

3. Отсутствие профессионализма

Необходимо, чтобы углубленными научными вопросами, проблематикой исламского права, фатвами современности занимались те, кто посвятил свою жизнь знаниям и науке. Словом, авторитетные ученые, обладающие глубокими и всеобъемлющими познаниями, известные своей богобоязненностью, знанием действительности и целей шариата. Не исключено, что специалисты эмпирических наук могут освоить те или иные шариатские науки. Но это вовсе не означает, что они уже могут, проводя исследования, давать заключения в области шариата. В целом, специалистам точных наук следует проявлять творчество в своей сфере, тем самым быть полезными исламской общине, которая как никто нуждается в их достижениях и открытиях. Ведь каждому облегчено то, ради чего он был создан.

Однако порой квалифицированные люди в области разных эмпирических наук берутся за шариат, начинают осуждать книги наших праведных предшественников по толкованию Корана, по хадисам, праву и вероучению. В итоге они совершают крайне опасные промахи[1410].

Несомненно, намерения некоторых исследователей и искателей истины могут быть чистыми. Однако следует понимать, что человеку недостаточно прочесть шариатские книги, чтобы стать одним из ученых в области шариата. В любом случае необходимо общаться с учеными, задавать им вопросы, спрашивать у них, что подразумевает собой тот или иной шариатский текст, осваивать тонкости шариатских наук, обрести способность и средства оценивания шариатских доводов, понимать суть и глубину шариатской мысли, в основе которой лежат источники шариата. Передают, что как-то Ахмад ибн Ханбаль сказал своему сыну ‘Абдуллаху: «Если у человека есть изданные книги, содержащие слова Посланника Аллаха, S, суждения сподвижников и их преемников, противоречащие друг другу, то ему нельзя воплощать в жизнь то, что придется по душе, выбирать и судить, действовать сообразно этому, до тех пор пока он не спросит ученых, что можно из всего этого принять. Только так он поступит верно»[1411].

Насколько же прекрасны слова поэта, сказавшего:

Если ты примешься за дело,

Войдя не с той двери, заблудишься.

А коль откроешь нужную дверь,

Пойдешь прямым путем.

 

4. Всему есть свое место и время

Порой некоторые ученые принимаются обсуждать вопросы среди обычных людей, знание и уровень понимания которых разнится. А иногда они начинают обсуждать на людях шариатские вопросы, которые могут привести к великой смуте.

Примечательно, что даже сам аль-Бухари одну из глав в своем сборнике назвал так: «О том, кто в знаниях предпочел одних людей другим из неприязни к тому, что его не поймут». Здесь он приводит слова ‘Али, R: «Обращайтесь к людям с тем, что ведомо им. Хотите ли вы, чтобы Аллаха и Его Посланника, S, обвиняли во лжи?»[1412]. А вот что сказал ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, R, по этому поводу: «Не следует тебе говорить людям что-либо, что им не понять. А иначе это обернется смутой для некоторых из них» [1413].

Отметим, что подобное отношение не относится к запрещенному утаиванию знаний. Наоборот, оно демонстрирует мудрую подачу знаний в нужном месте нужным людям. Таким образом, в распространении знаний, истины следует учитывать предполагаемую пользу от этого. Вот что говорит аш-Шатиби[1414]: «Не все, что познается, что является истиной, следует распространять, даже если это шариатские знания, дающие сведения о законах. В общем, есть две категории: то, что следует распространять, и это большая часть шариатских знаний; то, что вообще не следует распространять или же не следует открывать при тех или иных обстоятельствах, времени и людях»[1415].

 

Плагиат

Научная честность – это жизненный источник нации, основа ее силы. Сохранение знаний, воплощение их в жизнь требуют духа верности и честности, действий, основанных на тщательной проверке фактов, их достоверности и документировании. Ведь «научная честность предполагает прикладывание максимальных усилий для определения научных фактов, всеобъемлющее понимание социальных изменений на разных этапах исследования, а также осознание действительности, принятие в учет всех факторов без упущений. И все это с той целью, чтобы она была искренней, с потенциалом развития и открытия новых возможностей, способной через исследования и суждения открывать представления и общие для исследователя и читателя понятия. В результате он почувствует себя ее частичкой, неотъемлемой стороной, говорящей о его реалиях жизни»[1416].

С утратой научной честности явление плагиата обрело популярность. А ведь плагиат более опасен, нежели воровство материальных ценностей, имущества или золота, поскольку первое приводит к полной деградации научной деятельности, к обесцениванию трудов ученых, мыслителей и творческих людей, и по той причине, что его сложно выявить и, зачастую, он остается невыявленным. А второе намного легче определить, доказать и найти вора.

С утратой научной честности стало распространенным и явление кражи авторских прав, когда «некоторые писатели не брезгают присваивать себе труды в сфере науки, искусства и литературы, заниматься копированием кассет, дисков и книг с целью продажи по низкой цене, в результате чего творческие люди теряют возможность получить достойное вознаграждение за свой труд»[1417].

Отметим, что в эпоху процветания исламской культуры также встречались случаи плагиата. Были литераторы и писатели, в адрес которых были обвинения в том, что они присвоили себе труды других людей. В частности, Нафтауайх[1418] и аль-Азхари[1419] обвинили Ибн Дурайда[1420] в плагиате книги «Аль-’айн», автором которой является аль-Фарахиди[1421], в том, что он видоизменил ее и присвоил себе.[1422]

В нынешнее время плагиат приобрел мировые масштабы. Как правило, люди идут на научное, литературное воровство ради славы, ради корысти, ради приобретения диплома любой ценой! Краже интеллектуального труда способствует доступность издательской деятельности, распространенность научных книг и изданий, в результате чего бизнесмены, прикрываясь стремлением к просвещению, открыли множество издательских домов и печатных цехов, нарушающие авторские права.[1423] Вот что говорит Махмуд Шакир[1424]: «Сегодня я оборачиваюсь и смотрю на то, что делали ранее великие учителя, и мне больно. Они ушли и оставили волей или неволей литературу и искусство, которые за полвека исказились до неузнаваемости. Появились новые стили, а присвоение чужого труда стало обычным, не осуждаемым делом, свободным поступком под прикрытием научного исследования, мировой цивилизации, культуры человечества. И это притом, что даже если результат этого исследования представляет собой судорожное повторение странных вопросов, сформулированных странными людьми в соответствии с их взглядами, источниками и методами абсолютно во всем. В результате не разберешь, где добро, а где зло. И это справедливо в отношении литературы, философии, истории, искусства и всего, что придет тебе на ум…»[1425]

Следует отметить, что выявление плагиата является сложным делом. Ведь для этого следует знать, что разрешается переписывать. Также необходимо отличать наследие от эпохи к эпохе, детально усвоить критерии и принципы, определяющие наличие плагиата, изучать сходства и различия между двумя произведениями.[1426]

Далее мы постараемся более подробно поговорить о краже интеллектуального труда.

 

1. Плагиат поэзии

Арабская поэзия отображена в диванах – сборниках стихотворений. Именно в стихотворном виде сохранилась славная история арабов, сведения о битвах и знаменательных событиях. В сложении стихотворений на разную тематику арабы издревле соревновались друг с другом. Поэтому еще с давних времен они обратили внимание на такое явление, как плагиат поэзии.[1427] С этой целью были написаны ряд книг, в частности, книга Ибн аль-Му‘тазза «Плагиат поэтов» и трактат Ибн ‘Аммара «Дурные поступки и плагиат Абу Нувваса»[1428] . А вот что пишет Ибн ан-Надим[1429]: «Абу Бакр, Абу ‘Усман Мухаммад аль-Халиди и Са‘ид аль-Халиди, если им что-то нравилось из поэзии, то они присваивали ее себе еще при жизни написавшего ее поэта или после его смерти. Они так поступали не потому, что не могли сочинять стихи, а по той причине, что нрав у них был такой»[1430]. А вот что сказал Тарафа ибн аль-‘Абд, осуждая плагиат стихов:

Я не стал бы ревнивым к поэзии украденной,

Ведь нет у меня надобности творить такое.

А ведь самый злостный человек,

Тот, кто крадет[1431].

 

2 . Плагиат книг и авторских трудов

Плагиат книг и авторских трудов не является чем-то новым. Еще в былые времена это явление было, хотя в нынешнее время оно стало очень распространенным по причине утраты научной верности и честности из любви к славе, из зависти, из желания называться ученым.

Отметим, что плагиат книг и авторских трудов может быть разным. Например, это может быть переписывание целых страниц из книги или же какого-то отрывка без ссылки.[1432]

Плагиатом также является и публикация отдельных глав без указания на первоисточник.[1433]

 

3. Плагиат в рукописях

Выдающиеся ученые в эпоху процветания исламской цивилизации написали огромное количество трудов собственноручно или же пером своих учеников. Множество этих рукописей утеряно, а некоторые украдены во времена колонизации. И только лишь малая часть их увидела свет благодаря труду научных исследователей и редакторов. К сожалению, отдельные беспринципные личности, не имеющие ничего общего с научной честностью, крадут проделанную работу этих людей, издавая эти рукописи под другим именем. Подобные плагиаты встречаются очень часто.[1434]

В качестве примера кражи научного труда можно привести случай, произошедший с д-ром ‘Абд ар-Рахимом ‘Абд ар-Рахманом ‘Абд ар-Рахимом. Он работал над редакцией рукописи, написанной пером Ахмада Джаляби ибн ‘Абд аль-Гани, с целью ее последующего издания под названием «Кашф аль-курба би раф‘ ат-таляба». Однако другой доктор украл его труд и издал его под своим именем, но в результате сам оказался жертвой своего нечестного поступка, поскольку допустил огромное количество ошибок в силу своей безответственности, неспособности понять термины, отдельные слова и фразы из рукописи.[1435]

 

4. Плагиат в научных исследованиях

Плагиат в научных исследованиях представляет собой кражу интеллектуального труда, включая дипломные, аспирантские и докторские работы, труды по повышению квалификации и т.д.[1436] Примеров предостаточно. В частности, в Египте было подано 400 исков на предмет плагиата.[1437] А по Египту можно судить и о том, что творится во всем исламском мире.

Один из докторов пишет о необходимости спасать египетские университеты от плагиата. Он подчеркивает, что университет – это «мозг, сердце и активная рука процветания. Если университет здоров, то и процветание будет здоровым, и Египет будет здоровым. А коль университет будет больным, то и процветание будет болезненным, и Египет пребудет в недуге». Далее он говорит: «Те, кто крадут мысль, не обкрадывают только толкование Корана, язык и философию. Они также обворовывают экономику, медицину, инженерию, алгебру… Издание украденных работ, проданные дипломы – это лишь толика того, что происходит в университетской среде. А недуг быстро переходит в эпидемию… И она, несомненно, затронет и преподавателей, и глав факультетов, и проректоров, и ректоров…»[1438].

Итак, мы ранее упоминали, что безосновательное измышление в шариате – это опасный поступок, свидетельствующий об утрате верности и честности. И пусть опасаются те, кто занимается плагиатом, оказаться одними из тех, на кого распространяются следующие слова Посланника Аллаха, S: «Пресыщенный тем, что не было ему дано, подобен облачившемуся в два лживых покрова»[1439].

В заключение этого параграфа хочу еще раз предостеречь от совершения поступков, противоречащих принципу верности и честности, – от плагиата, приведя такие слова ас-Суюти[1440]: «Закон Аллаха в отношении тех, кто посягает на книги писателей, тех, кто не честен к авторам, – быть забытыми как самим, так и их книгам, их трудам быть бесполезными в этой жизни вплоть до Дня воскрешения»[1441].

Заключение

 

Хвала Аллаху, благодаря милости Которого, мы можем совершать праведные поступки. Я благодарю Его за то, что Он даровал мне возможность завершить этот труд, за Его помощь и поддержку. Полагаю, будет уместным кратко сформулировать выводы, к которым я пришел в данной работе.

Итак, слово «верность» имеет очень широкий смысл, как в языке, так и в терминологии, и ученые, в зависимости от своей области, каждый давали этому достоинству, принципу свое определение.

Верность является важнейшим достоинством человека в системе нравственных ценностей, и оно базируется на трех факторах: естестве (природе человека), здравом разуме и Божественном законе.

Принцип верности и честности исламу предполагает соблюдение человеком обязанностей, определение которых не оставлено на усмотрение людей без Божественного наставления и указания. Ислам отличается всеобъемлющим подходом к разъяснению принципа верности и воплощения его во всех сферах жизни: в поклонении, в общественных отношениях, в экономике, в науке.

Как мы упомянули, верность и честность являются стержнем нравственности, сердцем человеческих достоинств. Наша история полна прекрасных примеров соблюдения принципа верности






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.029 с.