Глава первая. Верность согласно Корану и Сунне — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава первая. Верность согласно Корану и Сунне

2017-05-16 1650
Глава первая. Верность согласно Корану и Сунне 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Всевышний в благородном Коране велит жить по принципу верности, подчеркивает важность этого достоинства, высокое положение честных и верных людей. Слово «верность» и производные от нее упоминаются в Книге Аллаха более сорока раз. К примеру, в следующем аяте:

«Мы предложили небесам, земле и горам хранить верность» (33:72).

Или вот в этом аяте:

«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей» (4:58).

Верность также упоминается во многих хадисах. Приведем некоторые из них. Однажды Посланник, S, захотел купить у еврея в долг две одежды и расплатиться позже, когда появятся деньги. Еврей же вырвал из рук эти одежды, чтобы ущемить высокое положение Пророка, S, сказав: «Я знаю, чего он хочет. Он хочет забрать безвозвратно мое имущество или мои дирхамы». Тогда Посланник Аллаха, S, сказал: «Лжет, он, несомненно, знает, что я самый богобоязненный среди них и самый обязательный в сохранении имущества» [195].

Как-то ‘Али ибн Абу Талиб, R, отправил из Йемена Посланнику Аллаха, S, небольшой кусой золотой руды, неочищенный от земли, завернутый в кусок дубленой кожи. Так вот, Посланник Аллаха, S, поделил этот кусок между четырьмя людьми: ‘Уяйной ибн Бадром[196], Акра‘ ибн Хабисем[197], Зайдом аль-Хайль (аль-Хайр)[198] и четвертым был то ли ‘Алькама[199], то ли ‘Амир ибн ат-Туфайлем[200]. Тогда некий сподвижник сказал: «Мы заслуживаем этого больше, чем они». Эти слова дошли до Пророка, S, и он сказал: «Разве вы не доверяете мне, ведь я – доверенное лицо Того, Кто на небесах, ко мне приходит Откровение с небес днем и ночью…» [201].

В ранее приведенном хадисе от Хузайфы ибн аль-Ямана, R, сказано: «Верность (делу религии) снизошла в глубины людских сердец, затем они познали (ее) из Корана, затем познали (ее) из Сунны».

От ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, R, передано: «Поистине, мученичество откупает любой грех, кроме нарушения верности. В День воскрешения приведут человека, и если он был убит на пути Всевышнего Аллаха, то будет сказано ему: выполни обязательство своей верности. А он ответит: „Как мне ее выполнить, ведь жизнь миновала?“ Тогда верность будет представлена ему на дне Ада. Он провалится туда и понесет ее на плечах. Она сорвется с его плеч, и он будет проваливаться вслед за ней вечно». Далее Зазан[202] говорит: «Я пришел к аль-Бара’[203], R, и рассказал ему об этом, на что он сказал: „Прав мой брат, ведь „ Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам, когда вы судите среди людей» (4:58)[204].

Далее мы попытаемся разъяснить в двух следующих параграфах, как характеризуют верность Коран и Сунна:

1. Поощрение верности.

2. Обязательность верности.

Поощрение верности

Есть множество аятов и хадисов, затрагивающих вопрос верности и честности. В священных текстах подчеркивается, что эти нравственные качества – достоинства, обязательные с точки зрения шариата. Поэтому человек, обладающий этими нравами, поступающий сообразно им, – истинно верующий мусульманин.

Аят, закладывающий саму ценность верности в исламе, выявляющий великое значение и роль этого достоинства, а также тех, кто обладает им, звучит так:

«Мы предложили небесам, земле и горам хранить верность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным» (33:72).

Эти слова Всевышнего указывают на высокое положение верности, на то, что она была возложена лишь на человека.

Приведенный выше аят призывает творения Аллаха взять на себя бремя верности. Стало быть, кто, если не верующий, должен отозваться на зов Всевышнего, тем более что выполнение Его предписаний обязательно. Подчеркнем, что речь идет об образе жизни согласно принципу верности – в том, что касается прав Аллаха перед Его рабами, а также прав людей друг перед другом, в их доверительных взаимоотношениях.[205]

Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит:

«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (4:58).

Аллах предписывает соблюдать честность со всеми людьми, даже если они исповедуют другую веру, будь они христиане, иудеи или язычники. Пророк, S, также велит быть честными и предостерегает от измены в любом вопросе. Он, S, сказал: «Верни доверенное имущество тому, кто доверил его тебе, и не предавай того, кто предал тебя» [206]. Обратите внимание: хадис предостерегает не просто от измены вообще, а подчеркивает, что запретность этого дурного нрава в любом деле, в том числе в ответном предательстве на вероломство, так как «на несправедливый поступок такого характера нельзя отвечать тем же»[207]. Как-то Маймун ибн Махран[208] сказал: «Быть честным, обязательным и поддерживать родственные связи следует как с благочестивыми, так и с нечестивцами»[209].

В некоторых аятах Всевышний хвалит верующих за то, что они соблюдают честность в отношениях с людьми, что подчеркивает важность этого достоинства. К примеру, Аллах говорит:

«…которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договор» (23:8).

Вот что пишет Ибн Касир: «Коль верующим что-либо доверено, то они не поступают коварно. Они возвращают доверенное имущество в сохранности владельцу. Если они заключают какой-либо договор или соглашение, то выполняют его»[210]. В аяте слово, указывающее на смысл «вверенное им на хранение» употреблено во множественном числе, вероятно, с целью указать на многогранность доверительных отношений людей. Словом, это обобщает упомянутое предписание.[211] А тот факт, что слово «договор» употреблено Всевышним в единственном числе, очевиден, а Аллах знает лучше, потому что оно свидетельствует о том, что верность и честность – качества более общие, нежели обязательность. Другими словами, обязательность в любом ее проявлении, по сути, есть соблюдение верности и честности.

Пророк, S, также побуждал мусульман быть честными, и водном из своих изречений связал верность с верой. Вот что он, S, сказал: «Нет веры у того, кто неверен, и нет религии у того, кто необязателен» [212]. В другом хадисе, переданном Хузайфой, R, сказано, что нет веры у нечестного человека: «И будут поговаривать: „Вот, в таком-то племени мужчина верный!“ И скажут о мужчине так: „Какой он разумный, умелый и стойкий“, хотя в его сердце не будет веры даже и на вес горчичного семени!» Аль-Асбахани по поводу этого сообщения сказал так: «Верность упомянутая в этом хадисе – та самая, о которой сказано в аяте:

„Мы предложили небесам, земле и горам хранить верность…“ (33:72).

И она – есть суть веры. Если сердце человека пронизано этой верностью, то он будет соблюдать все предписания и запреты»[213].

Следует отметить, что верность неразрывно связана с любовью Всевышнего Аллаха и Его Посланника, S, ведь в одном из хадисов сказано так: «Пусть тот, кого радует, что Аллах и ЕгоПосланник полюбят его, будет правдивым, когда говорит, и верным, когда ему что-либо доверяют…» [214].

Таким образом, верность – это одно из достоинств истинно верующих людей, заслуживающих помощи и поддержки Господа и Творца. Для них это не просто теория, а действительность, которой они живут. Например, возьмем случай, упомянутый в благородном Коране, когда одна из дочерей Шу‘айба сказала отцу:

«Отец мой! Найми его, ведь лучшим из тех, кого ты наймешь, будет тот, кто силен и заслуживает доверия» (2:26).

Ибн ‘Аббас, поясняя эти слова, сказал: «Сильный в том, чем он управляет, и верный в том, что ему вверено».[215]

Более того, мусульмане в своей повседневной жизни напоминают друг другу о верности, советуют друг другу жить по принципу верности, просят Всевышнего Аллаха, просто даже перед выездом в путь, хранить и оберегать ее. Вот что сказано в сообщении от Каз‘и: «Как-то ‘Абдуллах ибн ‘Умар, R, сказал мне: „Иди ко мне, я попрощаюсь с тобой так, как прощался со мной Посланник Аллаха, S: „Да хранит Аллах твою веру, твою верность и завершение деяний твоих“»[216]. Известно, что Пророк, S, провожая войско, говорил: «Да хранит Аллах вашу веру, вашу верность и завершение ваших деяний» [217].

Однажды Посланник Аллаха, S, похвалил Абу ‘Убайду, R, сказав: «Поистине, у каждой нации есть верный ей человек. И, поистине, наш верный человек, о община, - Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах» [218]. Вот что говорит Ибн Хаджар в комментариях к этому хадису: «Верный – то есть достойный доверия, угодный. Даже если это качество было присуще как Абу ‘Убайд, так и другим сподвижникам, да благословит их всех Аллах и приветствует, контекст все же указывает на то, что Абу ‘Убайда выделялся этим качеством среди всех остальных»[219].

Известно также, что Пророк, S, похвалил племя аль-Азд[220] за ее верность. Так, в хадисе от Абу Хурайры, R, сказано: «Посланник Аллаха, S, сказал: „Власть – у курайшитов, судейство – у ансаров, азан – у хабашитов, верность – у аздитов“»[221].

Обязательность верности

Аллах заложил верность в глубине людских сердец. Посланник Аллаха, S, сообщил нам, что обязательные, честные люди – истинно верующие. Многие шариатские тексты указывают на обязательность верности, что, собственно, делает ее нравственным стержнем, незыблемой основой, независящей от времени и места. Каждый человек, так или иначе, обязан соблюдать верность, и несет ответственность за то, что доверено ему. Ясным доводом тому являются следующие слова Всевышнего:

«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (4:58).

Этот аят обращается к каждому человеку, которому доверено что-либо. Вот что говорит Ибн ‘Аббас, R: «Всевышний Аллах не дозволил ни бедным, ни богатым в качестве послабления удерживать при себе доверенное имущество»[222]. А аль-Куртуби пишет следующее: «Этот аят – основа шариатских положений, охватывающих все аспекты религии и ее законов»[223].

Пророк, S, во многих своих изречениях подчеркивал обязательность верности. Он говорил, что каждый в ответе за то, что оставлено на его попечении, доверено ему, чтобы испытать – будет ли он верен данному слову или нет! Хадис, указывающий на это положение, гласит следующее: «Поистине, каждый из вас пастырь, и каждый из вас в ответе за свою паству. Предводитель, назначенный руководить людьми – пастырь, и он в ответе за свою паству. Мужчина – пастырь над своими домочадцами, и он в ответе за них. Женщина – пастырь над домом своего мужа и его детьми, и она в ответе за них. Раб – пастырь над имуществом своего хозяина, и он в ответе за него. Поистине, каждый из вас – пастырь, и каждый из вас в ответе за свою паству» [224].

Слова «пастырь» и «паства» в данном контексте указывают на значения: хранить, оберегать.[225] Словом, все вышеупомянутые категории людей, независимо от их положения и чина, – пастыри и руководители, на которых возложена ответственность, и они обязаны быть честными и исполнительными в том, что доверено им. Вот что пишет ан-Науауи в комментариях к этому хадису: «Пастырь – это тот, кто оберегает, кому доверено заботится о том, что подчиняется ему, что находится под его надзором. Хадис указывает на то, что каждый, кому подвластен кто-либо, обязан быть справедливым к нему, заботиться о его религии, мирской жизни и вытекающих из этого благах»[226].

А вот что сказано в хадисе, переданном Рафи‘ ибн Хадиджем[227], R: «Я слышал, как Посланник Аллаха, S, сказал: „Собирающий милостыню) закат) по праву подобен воину на пути Аллаха, покуда не вернется он домой“»[228].

Ибн аль-Каййим пишет об обязательности возвращать доверенные вещи в сохранности владельцам, даже если они язычники, и в качестве довода приводит случай с одним из чернокожих рабов из Абиссинии. Так вот, этот бедуин жил в Хайбаре[229], пас овец своего хозяина, а кода увидел, что жители Хайбара взялись за оружие, поинтересовался для чего. Ему ответили: «Будем сражаться с тем, кто утверждает, что он – Пророк». Упоминание о Пророке, S, встревожило его душу, и он со своим стадом отправился к Посланнику Аллаха, S. Тут он принял ислам и сказал Мухаммаду, S: „О Пророк Аллаха, эти овцы доверены мне“. Тогда Посланник, S, сказал ему: „Освободись от них, оставь их в пустыне, и, поистине, Аллах выполнит за тебя то, что было доверено тебе“. Он так и поступил, и стадо вернулось к своему хозяину»[230].

Со слов Абу Хурайры, R, передано, что Посланник Аллах, S, сказал: «Мусульманин – это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками. Верующий – тот, кому доверяют люди свою жизнь и имущество» [231].

Таким образом, рабы Аллаха должны быть верными и честными людьми – каждый в соответствии со своими обязанностями. И тот, кто исполнит свой долг сполна, должным образом, удостоится великой награды. А в ином случае – понесет ответ за то, в чем допустил упущения и беспечность.[232]

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.