Глава вторая. Развитие науки — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава вторая. Развитие науки



 

Ислам придал знаниям высокий, священный статус: предписал каждому мусульманину обучаться, определил обучение, как один из видов поклонения. Посланник Аллаха, S, сказал: «Поиск знаний обязателен для каждого мусульманина»[1000]. Благородный Пророк, S, заботился о том, чтобы среди мусульман распространялись знания. В частности, он велел знающим обучать незнающих. Он велел некоторым пленникам после битвы при Бадре обучать мусульманских детей грамоте в качестве откупа. Он направлял учителей к бедуинам, чтобы они призывали их к исламу, обучали людей Корану и законам ислама. Знания в исламе не были чьей-либо прерогативой или наследием определенной группы людей. Знания были доступны любому, кто хотел учиться, показывал свою способность к обучению и учился на отлично. Подчеркнем, что женщины имели равные права с мужчинами на обучение.[1001] Во времена Посланника, S, организовывались научные кружки в мечети Пророка, S, и других мечетях с целью ежедневного обучения людей. Таким образом, расцвет науки в мусульманском обществе ознаменовался рывком от всеобщего невежества к образованности и знаниям.[1002]

Одним из признаков развития науки в первый век ислама является то, что среди благородных сподвижников было много ученых. «До нас дошли фатвы от ста тридцати с лишним сподвижников Посланника Аллаха, S, как мужчин, так и женщин. Большая часть из них принадлежит семерым: ‘Умару ибн аль-Хаттабу, ‘Али ибн Абу Талибу, ‘Абдуллаху ибн Мас‘уду, матери правоверных ‘А’ише, Зайду ибн Сабиту, ‘Абдуллаху ибн ‘Аббасу, ‘Абдуллаху ибн ‘Умару ибн аль-Хаттабу, да будет довлен ими всеми Аллах. Ибн Хазм сказал так: „Если собрать воедино фатвы каждого из них, то получится огромная книга“»[1003].

Некоторые сподвижники отличались своей способностью к обучению, и Посланник Аллаха, S, подчеркнул эту особенность в них: «Учитесь читать Коран у четверых: ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, Салима – вольноотпущенника Абу Хузайфы, Убай ибн Ка‘ба и Му‘аза ибн Джабаля»[1004]. Также известно, что Посланник Аллаха, S, помолился за Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, чтобы Аллах обучил его религии.[1005] Очень много изречений Пророка, S, передал Абу Хурайра, так как он проводил с Посланником, S, много времени как в пути, так и дома.[1006]

Неудивительно, что избранные Всевышним Аллахом люди, чтобы донести человечеству его религию и быть соратниками Его Пророку, S, были примером для подражания в том, что касается приобретения знаний. Вот как их описывает Анас, R: «После совершения утренней молитвы, они садились в кружки, читали Коран и обучались обязательному и желательному в исламе»[1007].



Как правило, расцвет науки в обществе ознаменовывается тягой людей к знаниям. Поколение сподвижников, да будет доволен ими всеми Аллах, былj идеалом в этом отношении. Известно, что мать правоверных ‘А’иша не пренебрегла прибытием ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, R, да будет доволен ими обоими Аллах, который направлялся далее совершить хадж, и попросила своего племянника ‘Урву ибн аз-Зубайра получить у него знания по некоторым вопросам. Вот что поведал ‘Урва: «‘А’иша сказала мне: „О сын моей сестры, до меня дошла весть о том, что у нас проездом будет ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен ими обоими Аллах. Встреться же с ним и расспроси его, ведь, поистине, он получил много знаний у Пророка, S». Я встретил его и расспросил о том, что он помнит со слов Посланника Аллаха, S, и он упомянул, что Пророк, S, сказал: «Поистине, Аллах не вырывает у людей знание в прямом смысле. Однако он забирает ученых, а вместе с ними уходят и знания, и среди людей остаются невежественные руководители, которые выносят решения без знаний, заблуждаясь сами и ввергая других в заблуждение». Когда я рассказал ‘А’ише об этом, она была поражена и не признала это. Она спросила: „Он сказал тебе, что слышал, как Пророк, S, это говорит?“ После, когда он возвращался, она сказала мне: „Прибыл Ибн ‘Амр, встреться с ним, разговорись и спроси его о том хадисе, о котором он тебе упомянул, о знаниях“. Я встретился с ним, расспросил его об этом, и он упомянул мне то же самое, что поведал и в первый раз. А когда я сообщил ей об этом, она сказала: „Думаю, он сказал правду, ведь, как я вижу, он ничего не добавил к этому и не убавил»[1008].

А вот как похвально отзывается Масрук[1009] о благородных сподвижниках, об их несметном багаже знаний и стремлении обучать людей: «Я проводил много времени со сподвижниками Мухаммада, S. Так вот, они – словно водоем, который напоит одного всадника; словно водоем, который напоит двух всадников; словно водоем, который напоит десятерых; словно водоем, который удовлетворит потребности всех жителей земли, коль они спустятся к нему. И, поистине, ‘Абдуллах ибн Мас‘уд был одним из тех водоемов»[1010].



Второе поколение мусульман было тесно привязано к сподвижникам. Они черпали у них знания, и явный довод тому – то, что они выносили решения в присутствии знаменитых сподвижников, и те им разрешали это делать.[1011]

Другим признаком процветания науки было то, что второе и последующие поколения мусульман принялись за составление сборников достоверных сообщений, написанию книг с разбивкой на темы, в которых люди нуждались, как для соблюдения религии, так и в обыденной жизни. Их труд был пронизан верностью, честность и исполнительностью. Среди них, в частности, были: ар-Раби‘ ибн Сабих[1012], Са‘ид ибн Абу ‘Уруба[1013], Малик ибн Анас, аль-Ауза‘и[1014], ас-Саури, Хаммад ибн Саляма[1015] и многие другие.[1016]

Следует отметить, что процесс развития науки сопровождался не только написанием книг разной тематики. Принцип честности и верности обязывал ученых противостоять любым сомнительным течениям и сектам. На любое нововведение они тут же реагировали опровержением и защитой Сунны. В этом и заключается гарантия и обещание Аллаха хранить эту религию и даровать победу последователям истины.[1017]

Также следует не забывать о том, что в развитие науки внесли свою лепту некоторые мусульманские правители. К примеру, усилия, приложенные на этом пути, халифа ‘Умара ибн ‘Абд аль-‘Азиза. Известно, что он обратился с письмом к некоторым своим управляющим: «А после: распорядись о том, чтобы имеющиеся у тебя знатоки исламского права и обладающие знаниями люди распространяли то, чему научил их Аллах в своем кругу общения и в мечетях»[1018].

Известно также, что аль-Ма’мун побуждал ученых к написанию книг, составлению сборников. В частности, он велел Аль-Фара’ написать книгу, которая будет содержать основы грамматики, арабский фольклор. Он распорядился о том, чтобы ему выделили при дворце комнату, и закрепил за ним прислугу и невольниц, чтобы тот не чувствовал недостатка в чем-либо, не был привязан к чему-либо и не желал чего-либо. Они даже сообщали ему о наступлении времени для совершения молитвы… И так было до тех пор, пока он не закончил книгу «Аль-худуд»[1019].

Далее в двух параграфах мы поговорим более подробно о влиянии принципа верности и честности на развитие науки:

1. Распространение знаний и наук.

2. Противостояние заблудшим течениям.

 

Распространение знаний и наук

Ислам побуждает распространять знания и науку, увеличивать уровень образованности нации. Поэтому образованные и знающие люди обязаны всеми возможными способами делиться своим знаниями и обучать других.

Всевышний говорит:

«Если Аллах даровал человеку Писание, власть (знание или умение принимать решения) и пророчество, то ему не подобает говорить людям: «Будьте рабами мне, а не Аллаху». Напротив, будьте духовными наставниками, поскольку вы обучаете Писанию и изучаете его»(3:9).

В день завоевания Мекки Пророк, S, встал, чтобы обратиться к людям, а они окружили его и внимательно слушали. Он напомнил им об Аллахе, научил их положениям религии, довел до их сведения волю Своего Господа, а затем сказал: «Пусть сообщит присутствующий отсутствующему»[1020].

Далее мы постараемся более подробно раскрыть влияние принципа честности и верности на распространение знаний и наук.

1. Обучение людей

Благородные сподвижники несли бремя ответственности за распространение знаний и обучали людей. Вот что говорит по этому поводу Абу Хурайра, R: «Поистине, люди говорят: „Абу Хурайра много говорит“. Но ведь если бы не два аята из Книги Аллаха, то я бы не передал и одного хадиса». Затем он зачитал их:

«Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие, за исключением тех, которые раскаялись, исправили содеянное и стали разъяснять истину. Я приму их покаяния, ибо Я – Принимающий покаяния, Милосердный»(2:159, 160).

Затем он продолжил: «Поистине, наши братья из числа переселенцев были заняты торговлей на рынках. И, поистине, наши братья из числа ансаров занимались своим имуществом. И, поистине, Абу Хурайра не покидал Посланника Аллаха, дабы быть всего лишь сытым и видеть то, что они не видят»[1021].

Так, благородные сподвижники соблюли принцип верности и честности: они обучали людей и распространили знания по всему миру. Именно поэтому они покидали родные места, основывали регулярные кружки и давали уроки: Ибн ‘Умар, Абу Хурайра, ‘А’иша и многие другие – в Медине; Ибн ‘Аббас и другие сподвижники – в достопочтенной Мекке; Абу ад-Дарда’, ‘Убада ибн ас-Самит, Му‘аз ибн Джабаль и др – в Шаме[1022]; ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, ‘Али ибн Абу Талиб, Абу Муса аль-Аш‘ари – в Куфе; Анас ибн Малик со многими знаменитыми сподвижниками – в Басре; ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас и другие – в Египте. Да будет доволен ими всеми Аллах.[1023]

Последователи сподвижников уделили особое внимание записи и документированию имеющих знаний. Они записывали хадисы, писали книги по исламскому праву и толкованию Корана. Говорят, что «первые книги, написанные в эпоху ислама – это труд Ибн Джурайджа об имеющихся сообщениях[1024], трактаты по толкованию Корана от Муджахида и ‘Ата’[1025] и учеников Ибн ‘Аббаса в Мекке. Далее следует книга Му‘аммара ибн Рашида ас-Сан‘ани[1026] из Йемена, в которой он изложил поступки и действия Пророка S. Далее мединская книга «Аль-муатта’» Малика ибн Анаса. Далее – сборник Суфьяна ас-Саури»[1027].

Словом, сподвижники и их последователи каждый мусульманский город и поселение делали оплотом знаний, светилом науки. Страницы истории исламских городов свидетельствуют об этом. Подробные исторические очерки об этих городах указывают на их превосходство в культурном и научном развитии, в частности: история Дамаска, Багдада, Исфахана[1028], Нишапура[1029], Каира и многих других крупных мусульманских городов. История оставила нам это, лишь благодаря усердию ученых[1030].

2. Развитие шариатских и эмпирических наук

Отличительный подход мусульманских ученых к своему наследию послужил тому, что они сыграли очень важную роль в распространение науки и искусств. Они совмещали те знания, которые принято называть шариатскими (в частности, вероубеждение, мусульманское право, основы права, хадисоведение, толкование Корана), с языковедением, например, грамматикой, просодией, красноречием, а также с точными науками, такими, как астрономия, математика, медицина и так далее.[1031]

Таким образом, мусульманские ученые углублялись, проводили исследования и делали открытия в разных науках: шариатских, гуманитарных и физических. Они перенимали опыт других народов и за короткий срок смогли развить шариатские и эмпирические науки, заложить основу невероятному научному прогрессу, создать великолепную цивилизацию в истории человечества. Они сохранили все то прекрасное, чего достигло человечество, так, как воспитанный сын хранит наследие своего отца.

Говоря о развитии шариатских наук, можно подчеркнуть, что мусульманские ученые разработали точную систему рассуждений и выводов на основе благородного Корана и пречистой Сунны. Они разработали концепцию выведения шариатских норм и положений на основе разных методов: сопоставления; единодушного мнения мусульманских ученых; принципа действия в соответствии с более сильным доводом исламского закона[1032]; обычаев и традиций; принципа запрета по причине потенциального преобладания зла; индукции; принципа утверждения благого и запрещения злого.

Если же говорить о развитии эмпирических наук, то следует подчеркнуть вклад Абу Бакра ар-Рази[1033], известного ученого-химика. В свое время он также был великим врачевателем, специалистом в медицине тех времен. К нему съезжались люди с разных уголков мира. Он написал немало полезных книг, в частности, тридцатитомник «Аль-хауи», книги «Аль-джами‘» и «Аль-а‘саб»[1034].

Также следует отметить вклад ученого аль-Багдади аш-Шафи‘и[1035] и в шариатские науки, и в эмпирические, в особенности – в медицину и разработку лекарств. Он автор книги «Медицина согласно Корану и Сунне».
3. Различие в суждениях ученых и их справедливое отношение друг к другу

Благодаря распространению знаний и наук ученые относились объективно друг к другу. Конечно же, в первую очередь хвала Аллаху за это, а после спасибо нашим ученым, которые посвятили себя Всевышнему и распространяли свои знания не из желания заполучить власть или должность. Господь принял их труды и старания. Так, их правовые постановления и достижения были записаны в книги, которые передавались из поколения в поколение. В качестве примера приведем «Ахмада ибн Ханбаля, для которого было крайне неприемлемым написание книг. Он любил исключительно хадисы.[1036] Ему было неприятно, когда записывали его слова, и по этому поводу он очень сильно негодовал. Но ведь Всевышнему Аллаху были ведомы его благие намерения и цель. Поэтому в результате его речь и правовые постановления были собраны в один труд, состоящий из тридцати томов. По милости Преславного Аллаха большая часть из них дошла до нас, а утеряно было лишь немного. Его суждения Абу Бакр аль-Халляль[1037] собрал в „Большой сборник“ (Аль-джами‘ аль-кабир), состоящий из двадцати с лишним томов. Его постановления и рассматриваемые им вопросы передавались из уст в уста из поколения в поколение, а впоследствии стали эталоном, примером для подражания – для всех абсолютно последователей Сунны. И даже те, кто был не согласен с суждениями Ахмада ибн Ханбаля, те, кто следовал другим ученым, с уважением относились к его изречениям и постановлениям, относились к ним должным образом»[1038].

Порой, возможно, распространение знаний и наук сопровождалось относительными расхождениями в суждениях, вынесением различных постановлений, в зависимости от правовой школы и местности. Но принцип соблюдения научной верности и честности помог нашим ученым относиться достойно друг к другу, не обвинять и не попрекать друг друга из-за различий во мнениях.[1039] В качестве примера приведем случай, произошедший при правлении халифа Абу Джа‘фара аль-Мансура. Он решил обязать всех людей следовать книге имама Малика «Аль-муватта», следовать одной единой школе. Но Малик посоветовал ему этого не делать, сказав: «Не делай этого, о повелитель правоверных! Ведь, поистине, до людей дошли разные изречения, они слышали различные хадисы, передали множество их версий. И каждый народ принял для себя то, что дошло до него раньше всего. Люди стали жить сообразно этому, исповедовать это, несмотря на то, что их окружало расхождение в суждениях сподвижников Посланника Аллаха, S, и других людей. А оторвать их от того, в чем они твердо убеждены, будет тяжело. Позволь людям жить так, как они живут, жить сообразно тому, что они выбрали для себя». Ибн ‘Абд аль-Барр[1040] так комментирует эти слова Малика: «Здесь выражена абсолютная справедливость – для тех, кто понимает это»[1041].

4. Открытие школ и библиотек

Ученые, правители и просто богатые люди старались внести свою лепту в развитие науки, обойти друг друга в этом деле, что, естественно, способствовало быстрому научному прогрессу. Знания в исламском обществе распространялись со скоростью света. В городах строились школы, в частности, Ан-низамийя в Багдаде, Ан-насирийя в Египте. Были также основаны библиотеки, например, Дом мудрости (Дар аль-хикма) в Багдаде, библиотека Куртубы[1042] в Андалузии[1043]. При этих школах и библиотеках были сформированы благотворительные фонды (вакф). Сюда поступали учащиеся с разных уголков исламского мира, чтобы утолить жажду познания, учиться у известных и выдающихся ученых, которые посвятили себя обучению и преподаванию в кружках, жертвовали самым дорогим и ценным во благо научного развития, процесса, в котором участвовали абсолютно все слои общества на то время.[1044]

Противостояние заблудшим течениям

Ученые в исламе занимают высокий статус. Они по своему положению выше всех других людей, кроме пророков и посланников. Так, Всевышний Аллах почтил и возвысил положение ученых тем, что доверил им хранить религию, заботиться о распространении знаний, защищать нацию от возможных ложных, сомнительных и заблудших воззрений и течений.

Итак, обязанность, возложенная на мусульманского ученого или мыслителя, велика. Он должен направлять общество и заботиться о нем, руководствуясь верными знаниями. Издревле арабы говорили так: «Тот, кто возглавляет, не обманет своих близких». То же самое справедливо и в отношении ученых и мыслителей: они не обманывают своих последователей, свой народ и общество. А иначе, любое зло, исходящее от них, касалось бы каждого человека.

Очевидно, в сфере знаний самая большая опасность, которой был подвержен ход развития науки в исламе, как в былые времена, так и нынче, – это привнесенные в среду мусульман заблудшие воззрения и суждения. К примеру, перевод иностранной религиозной и философской литературы[1045], книг, содержащих ложные взгляды и убеждения.[1046] Несомненно, эти книги оставили сильный отпечаток у некоторых мусульман, в результате чего возникли разные искаженные течения, ложные воззрения в вопросах вероучений, идеологии и морали.[1047]

Вот что говорит Ибн Хальдун об опасности книг по философии, переведенных с греческого языка, связанных с вопросами, касающимися Божественной Сущности и нравов: «В исламе были те, кто принял эти воззрения и последовал этим взглядам – шаг за шагом лишь с небольшими отклонениями. А все потому, что труды этих древних мыслителей были переведены благодаря усилиям халифов из рода Бану ‘Аббас с греческого на арабский язык, и их стали читать множество людей. В результате их суждения переняли те, кого Аллах пожелал ввести в заблуждение – из числа тех, кто занимается плагиатом. Они стали рьяно отстаивать их, расходясь во мнении по второстепенным вопросам»[1048].

Всевышний Аллах предопределил для ученых и мыслителей роль защитников Своей религии, которые будут противостоять заблудшим идеологическим течениям, ложным философиям, разъясняя при этом вероучения истинной религии с полной объективностью и научной честностью.

Среди таких ученых можно выделить Ибн Таймийю. Вот что он говорит о роли ученых в жизни нации: «Ученые – это наследники пророков, тех, кого Всевышний Аллах сделал путеводными звездами, указывающими путь во мраке на земле и воде. Мусульмане единодушны в том, что они (ученые) следуют верному пути и глубоко понимают религию. Ведь ученые любого народа до пророческой миссии Мухаммада, S, следовали злу. И только мусульманские ученые – следуют добру. Ведь они – наместники Посланника, S, в его нации. Они возраждают то, что позабыто из его Сунны. Благодаря им Книга Всевышнего Аллаха живет, а они живут ею. Их устами говорит Книга Всевышнего Аллаха, а они говорят ею»[1049].

Вот что говорит один из мыслителей о бремени ответственности, возложенной на ученых, в борьбе нации против заблудших течений и сект: «В истории этой нации ученые религии всегда были во главе, всегда были наставниками. Если нация оказывалась в тяжелом положении, она прибегала именно к ним. Когда надвигалась опасность, она искала защиту у них. Она обращалась к ним в поисках знаний о религии. Она обращалась к ним по всем жизненно важным вопросам»[1050].

Далее мы постараемся более подробно рассказать о влиянии принципа верности и честности на противостояние заблудшим течениям.

1. Предостережение от следования иносказательным аятам

Одна из первостепенных задач ученых – предостерегать общество от идеологических заблуждений. В частности, от следования иносказательным аятам из Книги Всевышнего Аллаха. Под иносказательными аятами подразумеваются те аяты, смысл которых не совсем очевиден и предполагает разные трактовки.[1051] Вот что передает ‘А’иша, R: «Посланник Аллаха, S зачитал:

„Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать[1052] Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: „Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа“. Но поминают назидание только обладающие разумом“»(3:7).

Затем он, S, сказал: „И если вы увидите тех, кто следует за иносказательными аятами, то ведь именно их и имел в виду Аллах.Остерегайтесь же их“»[1053].

Так вот, такие люди следуют иносказательным аятам, чтобы сеять смуту и как-то интерпретировать их. Именно они представляют идеологически заблудшее течение, и именно от них предостерегали правители и ученые, от их ложных взглядов. В качестве примера приведем случай с Сабигом.[1054] Известно, что он расспрашивал про иносказательные аяты, а когда ‘Умар, R, узнал об этом, то распорядился, чтобы его привели и нанесли ему сто ударов плетью и посадили под домашний арест. А затем, когда тот пришел в себя, он вновь распорядился о том, чтобы его привели и нанесли еще сто ударов плетью. Тогда тот сказал: «Меня покинуло то, о чем я думал, о повелитель правоверных». Затем ‘Умар, R, отправил его в ссылку в Басру и велел, чтобы его не допускали к обучению[1055].

2. Предостережение от разделения и заблуждений

Пожалуй, самое тяжелое и опасное испытание в истории мусульман – это раскол, искажение вероучений и отдаление от чистого источника эпохи Посланника, S, сподвижников и их последоваетелей, да будет доволен ими всеми Аллах. Вот что сказано в хадисе, переданном Му’ауией ибн Абу Суфьяном, R: «Посланник Аллаха встал и обратился к нам с речью: „О да, поистине, те, кто был до вас из числа людей Писания, разделились на семьдесят две группы. И, поистине, эта нация разделится на семьдесят три группы: семьдесят две в Огне и одна в Раю. А она – община“». Ибн Яхья и ‘Амр в своей версии хадиса добавляют еще такую фразу: «И, поистине, из моей нации выйдут люди, которые будут пронизаны этими страстями (т.е. чуждыми исламу вероубеждениями) подобно тому, как бешенство пронизывает все тело пораженного».[1056] Этот хадис указывает на то, насколько важно следовать Посланнику, S, брать с него пример во всем, придерживаться его Сунны. Он запрещает заниматься нововведениями, сурово увещевает о наказании тех, кто идет наперекор его руководству и Сунне. Вот как комментирует этот хадис аль-Мубаракфури: «Обладатели пера знают, что он, S, под группами, на которых падает укор, не имел в виду тех, кто расходится во мнении относительно второстепенных вопросов из области исламского права, относительно дозволенного и запрещенного. Укорял он тех, кто идет наперекор последователям истины в том, что касается основ единобожия, определения добра и зла, условий пророческой и посланнической миссии и тому подобных вопросов. Ведь те, кто разногласит в этой области, обвиняют друг друга в неверии в отличие от первой группы. Эти разногласят, но без того, чтобы инакомыслящих обвинять в неверии или нечестии. Поэтому верная трактовка хадиса предполагает раскол нации второй группы»[1057].

Научная верность и честность проявляется в борьбе ученых с идеологически заблудшими течениями независимо от метода, поступка и сложившихся обстоятельств.[1058] В частности, они вели дискуссии с лидерами этих заблудших движений, разъясняли им истину. Например, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас убедил часть хариджитов отказаться от своих ложных воззрений.[1059] Ахмад ибн Ханбаль в дискуссии с теми, кто верил в то, что Коран сотворен, выявил ложность взглядов своих оппонентов.[1060] А Ибн Таймийя, чтобыпоказать непригодность их доводов и разъяснить ложность учений философов, апологетиков, рафидитов, батинитов, хариджитов и других, писал книги.[1061]

Возвращение предводителей заблудших течений к истине, их раскаяние Всевышнему Аллаху – один из позитивных признаков развития науки в обществе. Среди них можно выделить ученого Фахр ад-Дина ар-Рази[1062]. Он признал свои ошибки, что указывает на его научную честность и принятие истины. Вот слова самого ар-Рази, свидетельствующие о его раскаянии: «Я долго размышлял над школами апологетов и методами философов. Но не нашел я в них ни то, что исцелит раны, ни то, что утолит жажду. А самой близкой тропой к истине я нашел путь Корана… Тот, кто испытает пройденное мной, познает познанное мной»[1063].

Среди современников в качестве примера можно привести д-ра Мухаммада Хусайна аль-Хайкаля. Он отказался от фараонской идеологии, от египетского национализма, основанного на западных ценностях и представлениях, хотя долгое время был поборником этих взглядов. Как только он понял, что ошибался, написал об этом, признавая истину, открывшуюся ему: ислам – это путь Истины. [1064]

Таким образом, верность и честность – это нравственные качества, побуждающие человека признать истину, противостоять неверным, ложным, преходящим взглядам. И чем больше наши ученые пропитаны этим качеством, тем стремительнее и гармонично будет развиваться наука вдали от искаженных воззрений, проявлений крайности и фанатизма.ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ПОТЕРЯ ЧЕСТНОСТИ И ВЕРНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ. ПРИЗНАКИ И ПРОЯВЛЕНИЯ






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.018 с.