Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава вторая. Верность и честный человек ценятся в обществе

2017-05-16 791
Глава вторая. Верность и честный человек ценятся в обществе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Верность – это жизненное качество, известное человеку издревле. Все народы и нации мира единодушны в том, что верность – одна из значимых добродетелей в жизни. Она предполагает быть обязательным в поклонении Аллаху, исполнительным в деле, честным в общении с людьми, с самим с собой и к чужому имуществу. Несомненно, любой человек ценит верность и честных людей, и это чувство исходит из глубины души, поскольку эти достоинства являются нравственными ценностями, побуждающими к добру, так как к ним тянется душа по природе своей. Доводом тому являются слова Ибн Таймийи: «Посланники направлены, для того чтобы усовершенствовать человеческую природу, а не изменить ее»[85]. Всевышний Аллах заложил в человеческую природу, в людские сердца и души чувство любви и почтения к верности и честным людям. Примечательно, что, в общем-то, даже если люди сами поступают нечестно и предательски, они ценят верность и питают глубокое уважение к обязательным, ответственным людям.[86]

Общее жизненное правило, отражающее почтительное отношение к верности и честным людям, можно сформулировать следующим образом: относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Поэтому, если человек хочет жить в обществе честных людей, то он должен быть честен с ними, должен стремиться ни в чем их не подводить.[87] Да и потом, что может быть благороднее, когда человек известен среди людей своей верностью и ответственностью, когда его называют честным!

Арабское общество доисламских времен побуждало к верности, к готовности пожертвовать личными интересами ради нее и порицало предательство. Вот что сказал аль-А‘ша[88]: «Если кто-то доверился тебе, то храни верность, и если ты скончаешься, тебя назовут верным человеком» [89].

Верность занимает важное место в нравственных взаимоотношениях людей. Она, по сути, является основой культуры, благодаря которой формируются нации. Поэтому в основе любого дела должна быть заложена верность, должны быть предприняты все меры, чтобы не подорвать ее положение. Следует отметить, что когда мусульманин живет по принципу верности, отвечая на зов свой природы и религии, то он так поступает ради достижения награды, исходя из того, что он – раб Всевышнего Аллаха, покорившийся Его предписаниям, и соблюдающий Его запреты.

Далее мы попытаемся раскрыть, почему верность ценится в обществе и почему люди уважают честных людей в следующих двух параграфах:

1. Ценность верности.

2. Уважение к честным людям.

Ценность верности

Человеческая душа имеет внутреннюю двоякую склонность и к истине, и ко лжи, как к добру, так и к злу.

Всевышний говорит:

«Мы повели его путем либо благодарным, либо неблагодарным» (76:3).

Он также говорит:

«Разве Мы не повели его к двум вершинам?» (90:10).

Стало быть, душа ценит верность, относится к ней с почтением, не приемлет предательства и питает к нему отвращение. Более того, примечательно, что насколько нравственно низкими не были бы некоторые люди, они все равно ценят верность, питают уважение к честным людям. Поэтому, вполне естественно, что люди дорожат этим достоинством, а любое проявление изъяна в этом качестве, не говоря о предательстве и вероломстве, считают опасным явлением.

Словом, верность – это великое достоинство. «Она олицетворяет свет и почтение, и человек, обладающий этим качеством, преисполнен богобоязненности. Ведь если ему доверят какую-либо тайну, то он не станет ее разглашать. И если ему доверят что-то личное, то он сохранит все в тайне и не запятнает чужую честь. А коль ему доверят имущество, то он бережно и стойко будет охранять его, как воин»[90].

Верность и честность – это те качества, которые ценятся разумными людьми, независимо от того, насколько они сами в повседневной жизни придерживаются их. Чистая природа человека побуждает его питать уважение к этому достоинству. В качестве примера, возьмем правдивого и честного торговца, который продает свой качественный товар по умеренной цене, не юлит и никого не обманывает. Спустя некоторое время он заслуживает хорошую репутацию среди людей по той причине, что честен, и люди потоком идут к нему, чтобы купить. Таким образом, во-первых, он удостоился их уважения, а во-вторых, прекрасно заработал, а все потому, что он искренен с покупателями. Обратная картина – торговец, который лжет и поступает вероломно с клиентами. Даже если, на первый взгляд, он зарабатывает с продажи больше, вскоре его ложь и обман будут известны людям, он потеряет всех своих покупателей, и, в конце концов, обанкротится и удостоится дурной славы среди людей, а все из-за своей нечестности. Пример банальный, и наподобие его есть множество других примеров в нашей обыденной жизни в любом месте и времени. Все, с чем мы соприкасаемся в своей жизни, требует от нас верности и честности: работа, время, здоровье и так далее. И насколько бы технологический прогресс в сфере услуг, в сельскохозяйственном, торговом или производственном секторах[91] ни ушел вперед, все равно человеческая сущность останется незыблемой – верность ценится в любом деле.

Итак, несмотря на различия в вероисповедании, традициях и устоях, люди по природе своей одобряют благонравие,[92] в частности, верность. Это качество является одним из самых значимых в нравственности, и оно дарует человеку любовь и уважение общества.[93]

Приведем из истории ислама несколько примеров того, как люди в те времена ценили верность и честность. Однажды Пророк, S, и Абу Бакр, R, проходили мимо ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, когда тот пас овец ‘Укбы ибн Абу Му‘айта. Посланник, S, спросил его: «О мальчик, у тебя есть молоко?» Он ответил: «Да, но эти овцы доверены мне…» Несмотря на то, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд был еще ребенком, он благодаря своей чистой душе, осознанно сказал, что он в ответе за стадо и за молоко перед хозяином ‘Укбой, хотя тот был язычником и притеснял мусульман, и не стал поступать вопреки своей совести.[94]

После того как Всевышний приказал Своему Посланнику, S, открыто призывать людей к исламу, он, S, взобрался на холм ас-Сафа и оттуда закричал: «Утренний зов, о люди!» Люди начали спрашивать: «Кто это кличет?» Сказали: «Мухаммад». Тогда они пришли к нему, а он, S, сказал: «О сыны такого-то! О сыны такого-то! О сыны ‘Абд Манафа! О сыны ‘Абд аль-Мутталиба!» Они все подошли к нему, и он, S, продолжил: «Если бы я вам сообщил, что за этим холмом мчится конница, вы бы мне поверили?» Они ответили: «Мы не помним, чтобы ты нам лгал?» Тогда он, S, сказал: «Так, ведь, поистине, я для вас увещеватель перед грядущим мучительном наказанием» [95].

Этот хадис указывает на то, что курайшиты ценили верность и честность, присущие Пророку, S, несмотря на то, что они не уверовали и не приняли ту Истину, с которой он пришел к ним.

Уважение к честным людям

Люди по природе своей ценят верность, правдивость, честность, самоотверженность и многие другие достоинства. Они питают уважение к тем, кому присущи эти качества. И они также нутром своим чувствуют отвращение к предательству, коварству, несправедливости и другим дурным нравам. Соответственно, они ненавидят тех, кому свойственны эти нравы.[96]

В любом деле и в любой сфере востребованы честные люди, и если найдутся такие, то их привлекают и зазывают всякими возможными средствами. О совестливых людях всегда отзываются хорошо, ими дорожит общество, кто бы это ни был: президент, отец, мать или наемный работник. Их жизненный пример – чистый и светлый, и им руководствуются окружающие. Об их достоинствах и самоотверженности непрестанно говорят и вспоминают, на них смотрят глазами уважения и почтения.

Достойные и честные люди ценятся в любой нации и обществе. К примеру, греческая мудрость гласит: «Честность – это лучшая политика»[97]. Многие греческие философы, в частности, Платон и Аристотель, говорили о важности уважения честных людей.

В персидском обществе честность считалась одним из основополагающих нравственных качеств. Мудрецы и правители Персии призывали к этому достоинству, предостерегали от предательства и говорили о необходимости почтения честных людей.[98] Приведем в качестве примера обращение Абарвиза к своему главному казначею, в котором он подчеркивает важность честности и увещевает об опасности вероломства. Вот что он сказал: «Я не стерплю от тебя, если ты обманешь хотя бы на один дирхам, и не стану хвалить тебя за сохранность сотни тысячи дирхамов, так как ты сохранишь тем самым себе жизнь и взрастишь в себе честность. Если ты предашь в малом, то предашь и в большом. Остерегайся двух качеств: недобрать в том, что ты собираешь, и дать излишек в том, что ты раздаешь. Знай, что бы я ни доверил из королевских богатств, государственной власти или армии, тебе я доверяю больше, чем кому бы то ни было в его почине и делах, возложенных на него. Моим выбором стал ты, так оправдай же мои ожидания, и я оправдаю твои ожидания в том, чего ты ждешь от меня. Не возмещай злом за добро, унижением за почтение, разочарованием за доверие, предательством за честность. Ведь недаром говорят: „Если ты доверяешь предателям, то уже погряз в предательстве“»[99].

Тот факт, что Ираклий расспрашивал Абу Суфьяна (до того, как он принял ислам) о Пророке, S, к чему он призывает, а тот описал Посланника, S, как обязательного и достойного человека, свидетельствует о том, что они оба презирали ложь и предательство, питали уважение к верности и честным людям. Эти достоинства были общепризнанными как в византийском обществе, так и в доисламском арабском[100], несмотря на то, что они были язычниками и неверными.

Случай с делегацией из Наджрана, которая прибыла к Пророку S для переговоров и согласилась выплачивать подушную подать, указывает на то, что эти люди ценили верность и почитали честных людей. Ведь они сказали: «Поистине, мы будем отдавать то, что ты просишь от нас, отправь же с нами честного человека. Пусть тот, кого ты отправишь, будет обязательно честен». Тогда Пророк, S, сказал им: «Я непременно отправлю с вами честного человека, по праву честного…» [101], и он, S, направил с ними Абу ‘Убайду ибн аль-Джарраха, R.

На Западе также ценятся такие нравственные качества, как верность, честность, ответственность, правдивость и т.д.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: верность и честность, как нравственные качества, укрепившиеся в человеческой душе, являются социальной необходимостью, на которой строится общественная жизнь. Невозможно представить себе жизнь общества без доверия и честности в отношениях. Эти достоинства ценят и почитают в любом социуме.


 

 

Раздел второй. Разум


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.