Глава первая. Принцип верности в сохранении знаний и передачи их последующим поколениям — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава первая. Принцип верности в сохранении знаний и передачи их последующим поколениям

2017-05-16 660
Глава первая. Принцип верности в сохранении знаний и передачи их последующим поколениям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Издревле знания передавались людьми из уст в уста, от одного поколения – к другому. В частности, арабы в эпоху невежества очень щепетильно и ответственно относились к заучиванию народного наследия, невзирая на подавляющую неграмотность среди них, как это упоминает Всевышний Аллах в Благородном Коране:

«Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3:164).

Они были эталоном памяти. Среди них встречались люди, заучивающие услышанное ими с первого раза слово в слово. Их истории, знаменательные события, сведения о родословных хранились в людских душах без какой-либо надобности в записи. Чистота их ума, свет разума, простота души и ясность мысли были примером, достойным подражания. А способствовало всему этому – благоприятная экология, общественная жизнь, лишенная праздности, захламляющей память.

Затем пришел ислам и плодотворно использовал в борьбе с неграмотностью прекрасную память арабов. Он проложил путь к знаниям, подчеркнул важность чтения и умения писать, ведь они – два верных средства для фиксирования знаний и извлечения из них максимальной пользы. Достаточным доводом в этом для нас является тот факт, что есть множество текстов из Корана и Сунны, побуждающих к получению знаний. В авангарде этих текстов стоит первый аят Книги, что был ниспослан Всевышним Аллахом:

«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный» (96:1 3).

Господь, Всемогущ Он и Велик, поклялся пером, тем самым возвеличивая важность грамоты:

«Нун. Клянусь письменной тростью и тем, что они пишут!» (68:1).

Пророк, S, всегда старался обеспечить все необходимые условия для обучения своих сподвижников грамоте. Он назначал их писцами и диктовал им Откровение как до, так и послепереселения в Ясриб. Очевидный довод тому – случай из его жизни, когда он пленным после биты при Бадре[567], тем, что не могли заплатить откуп, но были грамотными, позволил откупиться обучением десяти мусульман чтению и письму. Так, если они начинали читать и писать, то это и служило откупом.[568] Этот поступок Пророка, S, свидетельствовал о том, что умение читать и писать равнялось свободе. Таким образом, благодаря учениям ислама – религии единобожия – арабы преодолели свою неграмотность, научившись читать и писать. Теперь грамотность и благородные нравы в сочетании с силой памяти стали средоточием еще большей силы. На письме они зафиксировали все, что хранили в душах, в особенности Книгу Всевышнего Аллаха и Сунну Его Посланника Мухаммада, S.

Верность и обязательность сподвижников, да будет доволен ими всеми Аллах, в обучении и претворении в жизнь знаний проявлялась в получении Откровения, ниспосылаемого Посланнику Аллаха, S, и письменном его фиксировании на заплатах. При этом многие из них заучивали эти аяты наизусть. Они строго следовали принципу верности и честности в передачи слов Всевышнего Аллаха, которые Он Сам обязался оберегать от изменений, подмены и искажений.

Он сказал:

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15:9).

Всевышний Аллах оградил ото лжи и искажений также пречистую Сунну. Она является другим Откровением Аллаха. Пророк, S, поясняет это так: «О да, поистине, мне был ниспослан Коран и наряду с ним подобное ему» [569]. Посланник Аллаха, S, разъяснил, что в своей миссии он исполнил полностью все, что было ниспослано ему от Господа. Его сподвижники переняли от него его Сунну, заучили, сохранили и передали ее в точности, какая она есть, последующим поколениям

Затем, после сподвижников, Аллах предопределил для нашей общины ученых, которые заучивали пречистую Сунну, классифицировали ее и оберегали от зла любителей нововведений и страстей. Ни один народ до этого не имел столь честных и ответственных людей, что так скрупулезно хранили наследие своих Пророков. Исламской общине в этом нет равных.[570] Они настолько были честны и ответственны, что передавали даже слабые сообщения, чтобы люди знали о них и чтобы последующие поколения ведали о том, что те или иные изречения слабы с точки зрения достоверности или даже вымышлены.

Благотворные знания из Книги Аллаха и Сунны тщательно оберегались и воплощались в жизнь. Ничто не удостоилось из наук такой кропотливой заботы, как эти знания. Детальное фиксирование Сунны в те времена можно сравнить с современными устройствами, записывающими информацию. Так, в частности, цепочка передатчиков хадисов стала удивительным открытием того времени. Так называемая цепочка передатчиков хадисов содержала в себе подробные сведения о рассказчиках сообщений, выстроенных хронологически и восходящих к сподвижникам Пророка, S, а от них – к Посланнику Аллаха S. Но это далеко не все. Каждый рассказчик проходил полное сканирование через научный механизм, названный «Дискредитация и признание правдивости», который определял память, личностные и нравственные качества каждого звена, и выносил соответствующую оценку. В истории человечества нет и не было ничего подобного. Цепочка передатчиков хадисов ассоциируется лишь с исламской нацией, она – открытие мусульман.[571] К ней прибегали во всех научных сферах и в области религии (толкование Корана, наука о хадисах и мусульманское право), и в области истории, литературы (поэзия, проза, пословицы и поговорки) и языкознания (грамматика, морфология и прочее).[572]

Такое усердие исламской нации, разработанные нерушимые основы науки, свидетельствуют о статусе знаний в исламе, о том, что мусульманские ученые в ответе за передачу этих знаний из поколения в поколение. Ведь Всевышний Аллах возложил именно на их плечи ответственность за сохранение знаний и обучение людей. Он строго-настрого запретил утаивать что-либо из знаний, в особенности те, что связаны с разъяснением Его Книги и Сунны Посланника Аллаха, S. Тех, кто скрывает эти знания, Он предостерегает суровым проклятием и мучительным наказанием.

Всевышний говорит:

«Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие» (2:159).

А Посланник Аллаха, S, сказал: «Если кого-либо спросят о знаниях, а он сокроет их, то в День воскрешения Аллах обуздает его огненной уздой» [573].

Таким образом, тот, кого спросили о чем-либо из предписаний ислама, что ведомы ему, и он сокрыл их от человека, который задал вопрос и испытывает потребность в ответе, тем самым, заслужил наказание в грядущей жизни в виде огненной узды в своем рту, поскольку утаивание знаний – это тяжкий грех.[574]

Ибн Таймийя указывает на ответственность ученых в сохранении знаний и передаче их общине. Вот что он говорит: «Люди, обладающие багажом знаний, обязаны сохранить и передать знания о религии общине. А коль они не передадут эти знания о религии общине или утеряют их, то совершат величайшую несправедливость в отношении мусульман. Именно поэтому Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал:

«Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие» (2:159)[575].

Наши ученые из числа праведных предшественников оригинально высказывались о важности хранить верность знаниям и воплощать их в жизнь, об острой потребности людей в честных и верных ученых. Вот, к примеру, что говорит Ибн аль-Каййим: «Люди остро нуждаются в знаниях, и даже более чем тело в пище. Ведь тело ощущает потребность в пище на день раз или два раза, а в знаниях человек нуждается при каждом вздохе, поскольку всякий раз, вдыхая воздух, он нуждается в том, чтобы это было с верой или в соответствии с ее положениями. Ведь стоит ему хоть в одном вздохе лишиться веры или быть в противовес ее условиям, как он тут же оступится и будет близок к гибели. А выйти из этого состояния можно лишь при помощи знаний. Поэтому они более востребованы, чем еда и питье»[576].

Любой, кто будет изучать биографию ученых исламской общины, невооруженным глазом увидит, что они со всей ответственностью и верностью сохранили и передали знания последующим поколениям. Первыми, кто исполнил эту миссию, были сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах, такие, как Абу Бакр, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Али ибн Абу Талиб, ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас и ‘А’иша бинт Абу Бакр. Эстафету после них приняли семеро известных ученых Медины: Са‘ид ибн аль-Мусаййиб, ‘Уруа ибн аз-Зубайр, аль-Касим ибн Абу Бакр, Хариджа ибн Зайд, Абу Бакр ибн ‘Абд ар-Рахман ибн аль-Харис, Суляйман ибн Ясар и ‘Убайдуллах ибн ‘Абдуллах ибн ‘Утба ибн Мас‘уд.

После них пришел черед таких ученых, как аль-Бухари, Муслим, ан-Науауи, Ибн Таймийя, Ибн аль-Каййим, Мухаммад ибн ‘Абд аль-Уаххаб и аш-Шаукани.

Далее мы поговорим более подробно о принципе верности в сохранении знаний и передачи их последующим поколениям в двух следующих параграфах:

1. Ответственность и верность в сохранении знаний.

2. Ответственность и верность в передачи знаний последующим поколениям.

 

Ответственность и верность в сохранении знаний

В качестве близких соратников для Посланника Мухаммада, S, Всевышний Аллах выбрал избранных людей, личностей с большой буквы, которые пожертвовали на пути веры своими душами, имуществом, всем ценным и дорогим. Господь, Всемогущ Он и Велик, возложил на них миссию претворения в жизнь Своей религии и ее распространения.[577]

Всевышний говорит:

«Среди Наших творений есть община, которая ведет путем истины и устанавливает справедливость» (7:181).

Их примеру последовали ученые, пришедшие после них. Они перенимали знания из уст в уста: посредством занятий, во время которых учитель зачитывал, а ученики заучивали, или ученики зачитывали, а учитель проверял, и по завершении учебы выдавал разрешение, дающее, по мнению ученых, право преподавать и свидетельствующее о том, что человек обладает нужными качествами честности, верности и богобоязненности.[578]

Мусульмане придерживались принципа научной верности и честности в передачи знаний. Приведем тому два ярких примера.

1. Собирание Корана в один переплет и верность этому делу.

Благородные сподвижники утоляли жажду познания, слушая Священный Коран – великое чудо и руководство для всего человечества. Они пропитывались любовью к Аллаху и Его Посланнику, S. Изо дня в день они слушали из уст Пророка, S, ниспосылаемое Откровение – аят за аятом. Они вдумывались в их смысл, изучали предписания, содержащиеся в них, претворяли их в жизнь и заучивали наизусть. Некоторые сподвижники записывали аяты на свитках, досках и пальмовых листьях. Вот что поведал Абу ‘Абд ар-Рахман ас-Сильми[579]: «Те, кто нам зачитывал Коран – ‘Усман ибн ‘Аффан, ‘Абдуллах ибн Мас‘уд и другие – говорили нам, что когда они обучались у Пророка, S, десяти аятам, то не брались за другие аяты, доколе не усваивали все знания и поступки, вытекающие из них. Так вот, мы усваивали Коран, знания и поступки»[580].

Они соревновались друг с другом в получении Корана из благородных уст Посланника, S. В первую очередь их внимание было сосредоточено на Книге Всевышнего Аллаха – они слушали ее, изучали и заучивали наизусть. Таким образом, после смерти Пророка, S, Коран хранился в умах и душах верных, достойных людей, а также в рукописном виде.

Следует отметить, что изначально Благородный Коран передавался из уст в уста на основе того, что хранилось в сердцах, а не в строках. Этим великим достоинством Всевышний Аллах наделил общину Мухаммада, S. Вот что сказано в Cвященном хадисе: «Сказал Преславный Аллах устами Пророка S, который говорит от имени своего Господа, Всемогущ Он и Велик: „Я направил тебя с целью испытать тебя и испытать тобой. И Я ниспослал тебе Книгу, которую не омоет вода, ты читаешь ее и спя, и бодрствуя…“»[581].

Итак, Коран хранился, прежде всего, в душах, а потом – в строках, что омывает вода. Он не был подвержен исчезновению, а остался на протяжении всех поколений в устах людей, читаемый легко и просто при любых обстоятельствах.[582]

После смерти Пророка, S, сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах, столкнулись с серьезными проблемами, основной из которых было явление вероотступничества. Были люди, что отступили от ислама, в связи с чем произошли сражения, в частности, битва при Ямаме[583], в которой многие чтецы и хранители Корана погибли мучениками. Тогда Абу Бакр поручил Зайду ибн Сабиту, R, собрать коранические аяты воедино и записать их в одну книгу. Сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах, помогали Зайду. Каждый из них принес имеющиеся у него записи аятов, чтобы закрепить аяты, что хранились в душе Зайда и других сподвижников. Целью Зайда в скрупулезной проверке записей была ответственность за наизусть заученное, за анализ того, что было зафиксировано письменно при Пророке, S.[584]

Вот что рассказывает Зайд ибн Сабит, R: «После битвы с жителями Ямамы, Абу Бакр вызвал меня к себе. ‘Умар (в это время) был у него. Абу Бакр сказал: „Поистине, ‘Умар пришел ко мне и сказал: „Поистине, в день (битвы) при Ямаме убито очень много людей, и, поистине, я опасаюсь того, что будет убито много чтецов (Корана) в таких сражениях, а вместе с ними уйдет и Коран, если только вы его не соберете. И, поистине, я думаю, что вам следует собрать Коран“. Абу Бакр сказал: „Я ответил ‘Умару: „Как я могу сделать то, чего не делал Посланник Аллаха S?“ ‘Умар сказал: „Клянусь Аллахом, в этом – благо“. И ‘Умар не переставал уговаривать меня, до тех пор пока Аллах не расположил мою душу к этому, и я пришел к тому, к чему пришел ‘Умар». Зайд сказал: «‘Умар молча сидел у него. Абу Бакр сказал: „Поистине, ты юноша разумный, мы тебя ни в чем (дурном) не обвиняем, и ты записывал Откровение для Посланника Аллаха, S. Так, пройдись же по Корану и собери его воедино“. И клянусь Аллахом, если бы он обязал меня перетащить гору, это не было бы для меня более тяжким, чем его приказ собрать Коран воедино. Я сказал: „Как вы можете делать то, чего не делал Пророк, S?“ Абу Бакр ответил: „Клянусь Аллахом, в этом – благо“, и он не переставал уговаривать меня до тех пор, пока Аллах не расположил мою душу к тому, к чему расположил души ‘Умара и Абу Бакра. Я ушел и начал отслеживать Коран, собирая его с заплат, лопаток, пальмовых листьев и людских сердец. А два аята из суры „Покаяние“ я нашел лишь у жителя Медины Хузаймы, ни у кого другого, кроме него: „ К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим. А если они отвернутся, то скажи: «Мне достаточно Аллаха! Нет божества, кроме Него. Я уповаю только на Него, ибо Он – Господь великого Трона “(9:128, 129). Рукописи, в которых был собран весь Коран, хранились у Абу Бакра, R, покуда Всевышний Аллах не умертвил его. Потом – у ‘Умара, R, покуда Всевышний Аллах не умертвил его. А затем – у Хафсы, дочери ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах»[585].

Впоследствии границы исламского государства расширились, а чтецы Корана и его хранители разошлись по разным уголкам. Таким образом, жители той или иной местности обучались Корану у того сподвижника, что прибыл к ним. При этом следует учесть, что чтение Корана у сподвижников отличалось, в зависимости от семи разновидностей чтения[586] ниспосланного Откровения. Бывало, что они встречались друг с другом, читали Коран и удивлялись различиям в произношении, хотя каждый из них был убежден, что его способ чтения берет начало у Пророка, S. Однако это утверждение, как правило, порождало сомнение в душах людей, недавно принявших ислам, не заставших Пророка, S, при жизни[587].

Далее прошли битвы на территориях нынешних Армении и Азербайджана, в которых довелось принять участие Хузайфе, R. Он увидел множество различий в чтении Корана, где-то вперемешку с ошибками. Естественно, подобное сопровождалось разногласиями, а иногда и обвинениями в неверии. Хузайфа ужаснулся от происходящего и поспешил к ‘Усману, R, сообщить о том, что он видел. ‘Усман, R, дал ему понять, что подобное разногласие в способах чтения возможно среди тех, кто обучает Корану детей. Тогда Хузайфа, R, сказал ‘Усману, R: «Удержи эту общинудо того, как она станет разногласить в Писании подобно разногласию иудеев и христиан». ‘Усман направил гонца к Хафсе с сообщением: «Отправь к нам свитки, чтобы мы переписали их в книги…». Далее он поручил четверым сподвижникам, верно хранящим тайну – Зайду ибн Сабиту, ‘Абдуллаху ибн аз-Зубайру, Са‘иду ибн аль-‘Асу и ‘Абд ар-Рахману ибн аль-Харису – и они переписали их в книги»[588]. Таким образом, ‘Усману, R, удалось сплотить общинувокруг одного Корана на языке курайшитов, на котором было ниспослано Откровение. Все сподвижники одобрили это, и благородный Коран сохранился по воле Аллаха и будет сохранен вплоть до Дня воскрешения, ведь Всевышний говорит:

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15:9).

Следовательно, справедливо сказать, что сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах, со всей ответственностью сохранили благородный Коран как в сердцах, так и в строках. Они передали Коран последующим поколениям в точности, как он был ниспослан Посланнику Аллаха, S, сделав это тщательным образом. Вот что об это пишет Ибн Касир: «Более всего они стремились выполнить доверенное им, а он – то есть благородный Коран – самое великое из того, что было доверено им, ведь Посланник Аллаха, S, оставил им его, дабы они донесли его последующим поколениям»[589].

2. Сохранение Сунны и верность этому делу. Сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах, внимательно слушали все, что говорил Посланник Аллаха, S, и обучались нормам и положениям ислама. Они всегда были рядом с ним – в мечети, на рынке, в пути. Они настолько рьяно относились к неотлучному пребыванию с Пророком, S, что иногда просили своих собратьев подменить их, побыть вместе с Посланником вместо них, пока они отлучатся ненамного по какому-нибудь неотложному вопросу, с той целью, чтобы ничего не упустить из знаний.[590] Благородные сподвижники ретиво относились к сохранению пречистой Сунны – наследия Посланника Аллаха, S, и передаче ее последующим поколениям мусульман. Вот что сказал Пророк, S: «Да облагородит Аллах человека, что услышал мою речь, впитал ее, запомнил и донес ее…». [591]

Отметим, что сподвижники разнились в знаниях того, что делал и говорил Посланник Аллаха, S. Кто-то знал больше, кто-то – меньше, а кто-то в своих познаниях был между первыми и вторыми. Очевидно, что больше всего хадисов передали ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Али ибн Абу Талиб, ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, Абу Хурайра, ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн ал-‘Ас и другие, да будет доволен ими всеми Аллах.

Сподвижники изучали хадисы Посланника Аллаха, S в своем кругу. Никто из них не сомневался в своем собрате. Да и следующее за сподвижниками и перенявшее у них знания поколение мусульман принимало любой хадис, переданный сподвижником от Посланника Аллаха, S. Однако когда наступило время смуты[592], ученые из числа сподвижников и их последователей начали детально изучать изречения Пророка, S, и принимать лишь те, рассказчики которых были известны им. Вот что говорит Мухаммад ибн Сирин[593]: «Они не спрашивали про цепочку передатчиков хадиса. Но после смуты, они начали просить имена рассказчиков, и принимали хадисы лишь от последователей Сунны»[594]. Впоследствии появилась наука о цепочке передатчиков хадиса, благодаря которой мусульмане отличились и выделились среди других наций и сообществ. Ведь до этого ни один народ не прибегал к исследованиям подобного рода[595].

Всевышний Аллах проявил милость к мусульманской нации тем, что предначертал для сохранения пречистой Сунны сподвижников, да будет доволен ими всеми Аллах, их последователей, последующие праведные поколения и ученых. Они сформулировали точные правила, классифицировали рассказчиков по определенным принципам, ретиво изучали цепочку передатчиков и непосредственно сами тексты хадисов. Этот научный подход был введен, для того чтобы, руководствуясь критериями одобрения или опровержения, принимать или отклонять сообщения, дабы быть уверенным, что тот или иной хадис, как и его цепочка передатчиков, так и текст, чист и неуязвим. Вот как объясняет ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, что методология мусульман в ограждении изречений Посланника Аллаха, S, верна, сильна и оригинальна: «Изучение цепочки передатчиков хадиса – от религии. И если бы не цепочка передатчиков хадиса, то всякий утверждал бы то, что пожелает»[596]. Он также сказал: «Если бы человек перед рассветом вознамерился солгать о хадисах, то уже утром люди бы сказали: он – лжец»[597].

А вот что говорит Мухаммад аль-Хидр Хусайн[598]: «Аллах предопределил для Сунны Пророка людей, сердца которых пропитаны богобоязненностью. Они разработали методологию ее передачи на основе того, как это делали сподвижники Посланника Аллаха, S. Поэтому они передавали лишь те сообщения, достоверность которых проверили. При этом их ретивость разделила их на две группы: одни тщательно следили за сохранением формулировки хадиса при передаче, не допуская отклонения даже на букву. Среди последователей этой группы известны такие, как аль-Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ас-Сиддик, Раджа’ ибн Хайуа и Мухаммад ибн Сирин. А вторая группа праведных мусульман смотрела за правильностью пересказа смысла при передаче хадиса. Словом, они не видели ничего дурного в пересказе сообщения своими словами при условии, что смысл будет передан точно. Этого подхода придерживались аль-Хасан аль-Басри, аш-Ша‘би и Ибрахим ан-Нах‘и»[599].

Мусульманские ученые отличились тем, что уделяли особое внимание сохранению Сунны, ее защите от искажений путем вынесения оценки цепочке рассказчиков каждого сообщения и непосредственно тексту этого сообщения согласно методологии, равных которой нет. Вот как описывает заботу мусульман о пречистой Сунне и ее классификации Мустафа Сабри[600]: «Метод, принятый мусульманами в подтверждении достоверности изречений Пророка, S, – наилучший, превосходный. Нет ему равных в западных научных способах установления подлинности сообщений»[601]. Ученые в один голос говорят о необходимости, неминуемости достоверной передачи сообщений от рассказчика к рассказчику, глубокого анализа изречений Посланника Аллаха, S, на предмет того, что они переданы людьми, признанными правдивыми и честными». Вот что пишет по этому поводу ас-Сам‘ани[602]: «Слова Посланника Аллаха, S, в обязательном порядке подлежат передаче, а достоверность их можно установить лишь при достоверной цепочке рассказчиков, а достоверность цепочки возможна лишь при передаче сообщения честным честному, справедливым – справедливому»[603]. А вот что говорит Ибн Хурразаз[604]: «Рассказчик хадиса должен обладать пятью качествами. Если хотя бы одно из них будет отсутствовать, то это – недостаток. Он должен быть разумным, религиозным, точным, высококвалифицированным в данной науке и признанным, как честный человек»[605].

Ученые исламской нации из числа праведных предшественников настолько ретиво оберегали Сунну, что принимали сообщения лишь от честных рассказчиков. Вот что сказал Са‘д ибн Ибрахим[606]: «Не следует передавать слова Посланника Аллаха, S, никому, кроме честных людей»[607].

В завершение этого параграфа хочу привести удивительный случай относительно того, как заучивали хадисы, – историю, демонстрирующую силу памяти и верность. Вот что рассказывает Абу Ахмад ‘Абдуллах ибн ‘Ади аль-Хафиз: «Я слышал, как несколько шейхов поговаривают о том, что в Багдад прибыл Мухаммад ибн Исма‘иль аль-Бухари. Об этом также услышали знатоки хадисов. Так вот, они собрались, подобрали сто хадисов и (умышленно) перепутали их текст и цепочки пересказчиков. Поменяли текст, относящийся к определенной цепочке рассказчиков с другим текстом. И то же самое сделали с цепочками передатчиков текстов. А затем каждому раздали по десять хадисов, дабы они прилюдно зачитали их аль-Бухари. Люди собрались, и вышел один из них и спросил аль-Бухари об одном из хадисов из своей десятки. Аль-Бухари ответил: «Не знаю такого». Он спросил про второй хадис, и аль-Бухари опять ответил: «Не знаю такого». И все так и повторялось, пока он полностью не спросил про свои десять хадисов.

Знатоки исламского права оборачивались, посматривая друг на друга, и говорили: «Он понял». А тот, кто не знал (о том, что происходит) посчитали аль-Бухари слабым. Затем вышел другой и сделал то же самое, что и первый, а аль-Бухари все отвечал: «Не знаю такого». После третий, все так и продолжалось вплоть до десятого, а аль-Бухари отвечал им: «Не знаю такого», и ничего больше. Когда же он понял, что это был последний человек, он повернулся к первому и сказал: «Что касается твоего первого хадиса, то правильным будет так, второй – вот так и третий – вот так» и так далее. Он перечислил все десять, вернув каждый текст к родной цепочке рассказчиков и каждую цепочку к своему тексту. То же самое он проделал с оставшимися людьми. После этого люди признали его память и покорились его превосходству»[608].

Ответственность в передаче знаний последующим поколениям

Множество шариатских текстов указывают на необходимость передачи знаний. К примеру, следующие слова Господа, Всемогущ Он и Велик:

«О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания» (5:67).

А также:

«На тебя возложена только передача откровения» (42:48).

Пророк, S, уделял особое внимание передаче знаний и обучению. В частности, он, S, сказал: «Возвещайте услышанное с уст моих, пусть даже один аят Корана…» [609] В другом хадисе сказано так: «Вы слушаете, будут слушать вас и будут слушать тех, кто слушает вас» [610].

В одном из своих изречений Посланник Аллаха, S, сравнивает ответственность за передачу знаний и руководства Всевышнего с дождем, облагораживающим почву. Вот что он, S, сказал: «Поистине, руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) ее была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил ее на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать ее для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям» [611].

Аль-Куртуби комментирует этот хадис так: «Пророк, S, сравнивает своих слушателей с разными почвами, на которые проливается дождь. Так вот, кто-то из них становится знающим, действующим (сообразно своим знаниям) и обучающим (других людей). Такой человек подобен благородной почве, что насытилась влагой, набралась сил и взрастила, принесла пользу другим. Другие же накапливают знания, сполна соблюдают все обязательное, однако не делают ничего дополнительного или не углубляются в суть накопленных знаний, но передают их другим. Эти – подобны земле, которая собирает воду, а люди извлекают из нее пользу. О таких людях Пророк, S, также сказал: „Да облагородит Аллах человека, что услышал мою речь и передал ее (в точности) так, как услышал ее“. А третьи – слушают речь о знаниях, но не запоминают ее, не поступают сообразно ей и не передают ее другим»[612].

Итак, что же предполагают верность и ответственность в передачи знаний последующим поколениям?

1. Донесение знаний и запрет на их сокрытие. Сподвижники чувствовали огромную ответственность за передачу знаний, они осознавали всю тяжесть их утаивания. Поэтому крайне ретиво относились к извещению всего, о чем знали, даже в последние секунды своей жизни, так как боялись умереть с грехом на душе. К примеру, Абу Айюб аль-Ансари, находясь при смерти, сказал: «Я скрыл от вас нечто, что слышал от Посланника Аллаха, S. Я слышал, как он сказал: „Если бы вы не грешили, то Аллах создал бы творения, что грешат, а Он – прощает им“»[613].

Анас ибн Малик рассказывает о том, что однажды Посланник Аллаха, S, ехал на верхом, а позади него сидел Му‘аз. Пророк, S, сказал: «О Му‘аз ибн Джабаль». Тот ответил: «Да, о Посланник Аллаха, я слушаю тебя». Пророк, S, сказал: «О Му‘аз». Тот ответил (трижды): «Да, о Посланник Аллаха, я слушаю тебя». Посланник, S, продолжил: «Для всякого, кто искренне, от сердца засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, Аллах непременно сделает запретным Огонь». Му‘аз сказал: «О Посланник Аллаха, а не сообщить ли мне об этом людям, чтобы они возрадовались?» Он, S, ответил: «Тогда они будут (впустую) уповать». Но Му‘аз рассказал об этом перед смертью из чувства вины»[614]. Вот что пишет ан-Науауи: «Чувство вины Му‘аза означает то, что он обладал определенными знаниями и боялся, что они будут утеряны, уйдут вместе с ним. Он боялся, что окажется одним из тех, кто сокрыл знания, кто не подчинился повелению Посланника Аллаха, S, в извещении его Сунны, и тем самым впадет в грех. Поэтому он прибег к предосторожности»[615].

Мухаммад ибн аль-Хасан[616] считал, что ответственность за донесение знаний возложена на ученых. Он сказал так: «Если бы передача знаний не была обязательной для нас, то она была бы необязательной и для тех, кто был до нас – и так далее вплоть до сподвижников и их последователей, да будет доволен ими всеми Аллах»[617].

Посланник Аллаха, S, воспитывал своих сподвижников в духе ответственности за приобретенные знания. Они, а после них и их последователи, осознали и пропитались этим. Они передавали знания другим людям в точности в их первозданном виде. Из глубокого чувства верности и ответственности благородные сподвижники передавая изречение Посланника Аллаха, S, в конце своего сообщения из меры предосторожности говорили: «Или как это сказал Пророк, S». Мухаммад ибн Сирин говорит: «Когда Анас ибн Малик передавал изречение Посланника Аллаха, S, то по завершению говорил: „Или как это сказал Посланник Аллаха, S“»[618].

Стало быть, научный подход, в основе которого заложены ответственность и верность, предполагает, что люди знающие передадут в точности и по форме, и по смыслу знания, все до единого шариатские положения и мудрость Господа, которые доверены им с этой целью. Именно поэтому сокровищница знаний подобна кладу золота и серебра. Ведь знания – это то, что доверено людям. Их необходимо оберегать, передавать и распространять среди людей. Донесение знаний оставалось и остается великим бременем для умов и сердец ученых, поскольку они в ответе за передачу того, что знают с предельной точностью – и по форме, и по смыслу, ничего не добавляя и не убавляя. Вот что говорит Абу Са‘ид аль-Каттан: «Верность и ответственность в том, что касается золота и серебра менее обременительна, чем верность и ответственность за передачу хадисов. Ведь последнее – донесение в точности, оно отвечает истинной верности и честности»[619].

В отношении ученых, которые сохранили знания и усердно с чувством ответственности передавали их последующим поколениям, справедливо следующее описание аль-Хатиба аль-Багдади[620]: «Хранители религии и ее стражи, сосуды знаний и их носители… И в их число входит каждый знающий, глубоко понимающий религию, проницательный имам высокого положения, ведущий воздержанный образ жизни в своем племени, отличившийся своими достоинствами, безукоризненный чтец и прекрасный оратор»[621].

2. Сохранение знаний от искажений. Чувство ответственности ученых, их стремление уберечь знания от искажений были настолько велики, что они без смятения говорили: «Не знаю», когда их спрашивали о том, что им неведомо. Они говорили эти слова со смелой выразительностью, с чувством долга ученого. Любой, кто будет изучать биографию ученых, обнаружит для себя, что относительно многих вопросах, неизученных ими, они говорили: «Не знаю». Малик ибн Анас сказал: «Ученый должен взять в себе привычку отвечать на сложный для него вопрос: „Не знаю“»[622]. Передают, что однажды к Малику пришел некий мужчина и сказал: «О Абу ‘Абдуллах, я пришел к тебе, преодолев расстояние, проходимое за шесть месяцев. Жители моего поселения поручили мне задать тебе определенный вопрос». Малик сказал: «Спрашивай». Мужчина задал ему вопрос, на что Малик сказал: «Я недостаточно разбираюсь в нем». Этот человек был изумлен, так как считал, что пришел к тому, кто знает абсолютно все, и сказал: «Что же мне сказать жителям моего селения по возвращению?» Малик ответил: «Скажи им: „Малик сказал: „Я недостаточно разбираюсь“»[623].

Такие великие имамы, как Абу Ханифа, Малик ибн Анас, аш-Шафи‘и и Ахмад ибн Ханбаль оберегали знания от искажений. И среди мер, которые они предпринимали для достижения этой цели, – публичный отказ от своей позиции в том или ином вопросе, от своих суждений в правовых вопросах, после того как они убедились, что ошибались. Отметим, что религиозные заключения, от которых отказывались ученые, зафиксированы в научных трудах. Этот факт вовсе не умаляет их достоинства, а, наоборот, свидетельствует о том, что они ответственно выполняли свой долг и ретиво следовали истине.[624]

Ученые были стойкими в донесении знаний и их сохранении от искажений и заблуждений, невзирая на трудности и беды, которым они подвергались на пути Призыва и науки. Очевидно, самым ярким тому примером служит случай из исламской истории, что чуть было не сломил нерушимые основы, если бы не милость и доброта Всевышнего Аллаха. Речь пойдет о стойкости Ахмада ибн Ханбаля, который не поддался ложным убеждениям заблудших и стремящихся ввергнуть в заблуждение общину. Он терпеливо нес бремя верности и ответственности за верное донесение знаний. Этим ложным убеждением было утверждение о том, что благородный Коран – создан. Правитель того времени аль-Ма’мун приказал своему надзирателю над Багдадом наказывать всех, кто будет придерживаться неугодной ему точки зрения относительно природы Корана. Одним из тех, кто был подвержен наказаниям надзирателем, оказался Ахмад ибн Ханбаль. Его перевозили из тюрьмы в тюрьму, бичевали, проливалась его кровь, но он стойко нес бремя ответственности за передачу знаний последующим поколениям без искажений, без примеси заблудших воззрений. Он выполнил свой долг наилучшим образом – терпеливо, с надеждой и упованием на награду Всевышнего[625]. Глава вторая. Принцип верности в написании и издании книг

Первое слово, пробудившее неграмотных арабов от глубокого сна – «Читай». С него начались учения непреходящей религии ислам. Оно стало словно утренней зарей, яркие лучи которой пробуждают людей, дабы они готовились к новому дню. Они принялись стремительно приобретать знания мирские и религиозные, перенимать полезный опыт других народов и направлять его в нужное русло. Благодаря этому слову, мусульмане возглавили человечество и стали авангардом науки и цивилизации.

Арабы писали на лопаточных костях верблюдов, плоских белых камнях, заплатах, дубленой коже. Затем они начали писать на хорасанской бумаге, изготовленной изо льна. Упоминают, что производство этой бумаги в Хорасане запустили китайцы.[626]

Впоследствии ассортимент материала для письма начал все больше и больше увеличиваться. А поскольку в те времена запись была средством для фиксирования знаний и их распространения, то на рынке появилось и развилось такое ремесло, как переписывание. Автор свое время и интеллект тратил на нап


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.