Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-05-16 | 773 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Разум – это врожденная способность человека мыслить. Некоторые определяют его как «врожденную способность отличать добро от зла»[117]. Существует и такое определение разума: «Свет сердца, знающий добро и зло»[118]. Аль-Мухасиби[119] пишет, что слово «разум» имеет три смысла: «Первый – врожденная способность человека осознавать, что полезно для него, а что – вредно. Второй – способность понимать и разъяснять. Третий – дальновидность и знание посредством осмысления полезного и вредного как в ближней жизни, так и в грядущей»[120]. Разум используют в двух значениях: «Способность мыслить и действовать, согласно. Второе значение отображает практическую сторону вопроса. По-другому еще говорят – мудрость»[121].
Одним из близких пониманий верности в действительности было положение о верности в соблюдении предписаний и запретов, что подчеркивает роль разума в его способности взять на себя бремя верности. Сам факт привлечения человека к обязательствам называют верностью, поскольку «с того, кто небрежен в этом – взыщут, а того, кто исполнил все добросовестно – почтят»[122]. Вот что пишет аль-Амиди[123]: «Разумные люди единодушны в том, что в привлечении человека к обязательствам, непременным условием является его здравомыслие и понимание им того, к чему его обязывают»[124]. Лишь человек разумный способен взять на себя бремя верности и вынести ее благодаря своей воле и стремлению. Ведь именно ему была доверена эта миссия, тогда как небеса и горы отказались от нее.[125] Вот что говорит Абу Хамид аль-Газали, подводя к этой мысли и подчеркивая роль разума в привлечении человека к обязательствам: «Поистине, самое благородное качество, которым наделен человек – это разум. Ведь посредством него принимается верность, возложенная Всевышним Аллахом, и благодаря нему он удостаивается покровительства Преславного»[126]. А вот что сказал Ибн Хазм: «Поскольку Всевышний Аллах создал небеса и землю неодушевленными сущностями, неспособными к пониманию, каждый разумный осознал, что существа, с такими качествами не в состоянии взять на себе бремя верности»[127].
|
Иногда разум называют сердцем. Аль-Фара’, пишет, что в словах Всевышнего «Воистину, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце…» (50:37), под сердцем имеется в виду разум.[128] Так, человеку было дано превосходство над другими творениями через разум, благодаря которому он обрел готовность взять на себя бремя верности.
Аллах говорит:
«Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями» (17:70).
Вот что пишет аль-Куртуби в комментариях к этому аяту: «Правильным будет связать превосходство с разумом – основой привлечения к обязанностям. Благодаря разуму человек познает Аллаха, понимает Его речь, стремится к Его Раю, верит Его посланникам. Однако по той причине, что разум неспособен дать человеку все, что от того требуется, к людям были направлены посланники, и были ниспосланы Писания»[129].
Таким образом, самым явным качеством человека в его роли выполнять предписания Аллаха является способность мыслить, посредством которой он может осуществить миссию наместничества, глубоко размышлять над творением земли и небес[130]. Об этом и говорит ар-Рагиб аль-Асфахани[131]: «Разум – это самая благородная сила, благодаря которой человек стал наместником Всевышнего Аллаха на земле. Его задача заключается лишь в том, чтобы указывать на истину, как врач, указывающий больному, что тому необходимо сделать, для того чтобы вылечиться»[132].
Все вышесказанное указывает на то, что разум играет важную роль во всех жизненных вопросах. Примечательно, как эту мысль выразил аль-‘Аккад[133]: «Нет более совершенной и удивительной гармонии, чем созвучие между отличительным качеством человека выполнять предписания и обращением к разуму в благородном Коране, с соответствующими тому эпитетами и с упоминанием его роли в человеческой жизни»[134].
|
Далее мы попытаемся более подробно поговорить о роли разума в обязанности жить по принципу верности в двух параграфах:
1. Разум – это то, что необходимо беречь.
2. Ценность верности заключается в разуме.
Разум – это то, что необходимо беречь
Разум – это сосуд знаний и мыслей, в котором распознается суть вещей, разделяется добро от зла. Таковым создал его Господь. Примечательно, что многие аяты обращаются именно к разуму, а не к каким-либо органам тела. Так, в благородном Коране в ста тридцати аятах проходит обращение и призыв к разуму.[135] Все эти тексты подчеркивают, что разум – это заложенная в человеке способность мыслить. Аллах наделил его этим даром, чтобы он мог нести ответственность за свои поступки, и обязал его беречь. Разум – это отличительное свойство человека, тайна человечества. Именно поэтому некоторые ученые посчитали, что верность – это и есть разум.[136]
Если брать за основу приведенное выше понимание сущности разума, то, очевидно, что между ним и совестью есть общее свойство – осознавать моральные ценности. К примеру, именно так определяет совесть философ Лаланд: «Способность разума выносить мгновенные, непосредственные моральные суждения относительно определенных дел и поступков»[137].
Мудрость Всевышнего предполагает, что человек стал «вместилищем разума среди прочих великих творений, так как именно его сущность подходит для того, чтобы быть разумной. Ведь разум побуждает к изменениям, к переходу из одного состояния в другое, к переменам. Если бы этим свойством обладали небеса, земля или горы, то это привело бы к потрясениям и полному разрушению»[138]. Другими словами, разум – это ценность человека, дарованная ему Всевышним Аллахом, и он обязан хранить ее, как зеницу око.
Когда мы говорим, что следует беречь разум, то имеем в виду, что необходимо прислушиваться к нему и поступать сообразно. Словом, в основе верности лежит разум. И важность этой определенной основы заключается в том, что «Ислам наделил разум должным статусом, сделал его причиной превосходства и обязанности человека соблюдать предписания Аллаха. Он претворяет в жизнь волю человека, и, тем самым, обретает готовность нести на себе бремя верности… Таким образом, разум ответственный и целеустремленный обладает силой, созидающей цивилизацию во всех сферах жизни»[139]. Именно в этом кроется важность верности. Приведем один из ярких примеров – собирание благородного Корана в один переплет. Абу Бакр ас-Сиддик, R, приняв решение собрать Коран, сказал Зайду ибн Сабиту, R: «Поистине, ты – юноша разумный, и мы тебя ни в чем не обвиняем. Ранее ты записывал Откровение со слов Посланника Аллаха, так собери же Коран аят за аятом в один переплет»[140]. Первое, на что обратил внимание Абу Бакр при выборе Зайда – это то, что он был разумным юношей. Аль-Михлиб, комментируя слова Абу Бакра, сказал: «Разум – это основа всех благих нравов, так как он ограничился лишь этим качеством Зайда и полностью доверился ему, исключив всякие обвинения в его адрес»[141].
|
Быть разумным, использовать свой разум в поклонении Аллаху – это великая ответственность, за которую положено вознаграждение. Очевидно, поэтому в исламе разум отнесен к пяти основным положениям религии, и запрещено любое действие, препятствующее его нормальному функционированию, чтобы защитить его от любого вреда, пусть даже краткосрочного. Так, ислам запретил алкоголь, наркотики, словом, все, что так или иначе дурманит голову и отупляет разум.
Всевышний говорит:
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете» (5:90).
Установлено телесное наказание, с целью пресечь желание употреблять спиртное и уберечь разум. Ислам отдаляет от всего, что может нанести даже временный ущерб способности человека мыслить.
Что же касается действий, ведущих к полной потере разума, то за это шариатом установлено наказание в качестве выкупа, опять же, с целью оберегать его. Вот что говорит Ибн Кудама: «За утрату разума положен выкуп, и нам неведомы разногласия по это поводу. Однажды Пророк, S, направил такое письмо ‘Амру ибн Хазму[142], R: «За разум положен выкуп» [143]. Столь весомое наказание объясняется тем, что разум – это самое ценное, чем обладает человек. Он превыше чувств восприятия. Благодаря ему человек отличает полезное от вредного, истину – ото лжи.[144]
|
Согласно исламу обязанность выполнять предписания неразрывно связана с фактором разума. Ислам на основе этого критерия делает различие между зрелым, разумным человеком, потерявшим рассудок и ничего не смыслящим ребенком. На две последние категории людей не распространяется обязанность соблюдать нормы ислама, ввиду того, что они неспособны здраво мыслить, а стало быть, и выполнять что-либо. Со слов ‘Али, R, передано, что Посланник Аллаха, S, сказал: «Перо не записывает (грехи) троих: ребенка, пока он не достигнет зрелости, спящего, пока он не проснется, и полоумного, пока он не исцелится» [145]. Другими словами, в этих трех случаях человек не несет ответственность за религиозные обязанности, ввиду того, что он лишен здравомыслия.
Процветание и человеческий прогресс прямо зависят от того, насколько человечество прислушивается к разуму и бережет его.
Итак, человек – это существо, почтенное разумом среди всех других творений. Поэтому необходимо верно понимать всю ответственность, возложенную на людей за этот дар. Именно этим и выделился ислам: в Коране и Сунне отведено важное место разуму. В них неоднократно говорится о необходимости прислушиваться к здравомыслию и жить сообразно этому.[146]
Роль человека в этой жизни тесно связана со способностью мыслить, с бережливым отношением к своему разуму, дарованному ему Аллахом, что предполагает постоянное приобретение знаний и разумный образ жизни.
Ценность верности заключается в разуме
Ценность верности заключается в разуме, так как здравомыслящие люди всех времен и народов, независимо от того, живут ли они по законам Божественной религии или светским конституциям[147], признают, что разумному человеку по душе благие нравны и противны – дурные. Ибн Хазм пишет по этому поводу так: «Разум предназначен для поклонения и добродетели. Естественно, его роль также предполагает отстранение от грехов и дурных нравов»[148]. Словом, роль разума сводится к пониманию, размышлению и выбору, и благодаря ему человек отличает верный путь от заблуждений.
Очевидно, что превосходство человека над другими творениям заключается в его разуме, в силу которого на него было возложено бремя верности. Тяжесть ответственности, возложенной Аллахом на человека, не осилило ни одно из других созданий Всевышнего. Вот что пишет ат-Тахир ибн ‘Ашур о том, что ценность верности сводится к его разуму: «Верность воспринимается разумом и направляется им в определенное русло. Она была упомянута, дабы подчеркнуть ее важность в нравах, одобряемых разумом»[149]. Итак, человеческий разум определяет ценность верности, поскольку изначально Господь предложил понести ее бремя Своим великим и гигантским творениям! Он предложил ее небесам, высоту которых не объять человеческому взору! Он предложил ее земле, недра которой безмерно богаты разными залежами! Он предложил ее массивным и неприступным горам! Но все они отказались понести ее. И когда она была предложена человеку, которого можно было обязать, так как это не противоречило его сущности, в виду того, что он обладает разумом – он принял эту тяжесть и взвалил ее на свои плечи.[150] Вот как объясняет Ибн аль-Каййим причину, по которой творения Аллаха отказались взять на себя бремя верности: «Небеса, земля и горы отказались нести бремя верности, потому что они лишены разума, способного понимать и объяснять. А человек взял ее на себя, так как обладает разумом»[151].
|
На две чаши весов были поставлены количественный фактор – гигантские создания Аллаха (небеса, горы и земля) – и качественный – разум человека. В итоге перевесил разум, которым Аллах почтил человечество в высочайшем сотовариществе, повелев ангелам сделать поклон Адаму.
Всевышний говорит:
«Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц…» (2:34).
В другом аяте в знак утверждения этого почета, Аллах говорит:
«Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями» (17:70).
Также это превосходство очевидно из того обстоятельства, что Всевышний Аллах сделал его наместником на земле. И он, взяв на себя ответственность за это наместничество, тем самым взял на себя обязательство сохранять верность исполнению божественных заповедей таким образом, который соответствует его физическому потенциалу, умственным способностям и природным возможностям. Словом, человек взял на себя ответственность быть наместником Аллаха на земле, взвалив на свои плечи бремя верности и честности, предписанной ему Богом и соответствующей его сущности, разуму и физическим возможностям, и Всевышний поручил ему эту миссию.
Вот как комментирует аят о верности д-р Мухаммад ‘Абдуллах Дарраз: «Кто может взять на себя бремя верности, утверждать, что она ему по силам, что он будет должным образом, помимо всех творений, выполнять все, что от него потребуется? Несомненно, это то самое создание Всевышнего, которое обладает необходимой способностью и выбором управлять ею: правильно и динамично или же неверно и хаотично. То самое создание, которое способно воспринимать обращение, понять и объяснить. То самое создание, которое обладает свободой выбора и действий, каковым является человек. Ведь он наделен разумом, волей и силой. Именно он посчитал себя готовым взвалить на свои плечи эту тяжесть, в результате чего понес ответственность, обрел власть, возможность распоряжаться, изобретать и развиваться. Таков смысл завершающей части аята верности: «…а человек взялся нести ее» (33:72)»[152]. Глава вторая. Разум в осознании верности
Человек был почтен среди других творений разумом. Он – особое творение, мышление которого побуждает изучать неизведанное. Среди очевидных истин, осознанных разумом, – верность и честность, одобренные и признанные им, как основополагающие достоинства в системе нравов, а также предательство и измена, отнесенные им к числу дурных нравов. Так, «честность и возвращение в сохранности доверенного имущества – это добрые нравы, что никто не осмелится оспаривать, равно, как любой здравомыслящий человек признает коварство дурным нравом»[153].
Разум играет важную роль в определении многих моральных ценностей. Вот что говорит по этому поводу д-р ‘Адиль Дахир[154]: «Социальные потребности людей являются основным звеном, связывающим нравственность и разум»[155].
Платон считал, что нравственность реализуется в жизни, если разум доминирует над желаниями.[156]Аристотель утверждал, что разум дает оценку системе нравов в т. н. теории равновесия[157], основная мысль которой сводится к следующему: мораль претворяется в жизнь при гармонии в мышлении, так как любая дисгармония ведет к несовершенству, и лишь придерживаясь золотой середины, можно достичь совершенства.[158] Аристотель говорил о необходимости верного критерия в моральном поступке при полной гармонии в мышлении, абсолютном равновесии без излишеств и недостатков.
Кант считал, что основное правило морали неразрывно связано с разумом, что следует из его слов: «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»[159].
Эту максиму поведения, суть того, как разум осознает ценность верности, д-р ‘Абд ар-Рахман Бадауи объясняет следующим примером: «Представьте, что человеку кто-то оставил определенную вещь на хранение, и через некоторое время умер. Он задался вопросом: вернуть эту вещь наследникам или утверждать, что мне никто ничего не давал, ведь это выгодно мне? Чтобы определить правильность этого поступка, я формулирую общий принцип: в каждом случае следует отрицать, что мне кто-то доверил сохранить его имущество. Естественно, этот принцип в корне противоречит честности. Ведь после этого ни один человек никому другому доверять что-либо не станет. То есть, если руководствоваться сформулированным принципом, честность полностью искореняется»[160]. Другими словами, разум способен отличать моральные поступки от аморальных, и, стало быть, он принимает решение возвращать в сохранности доверенное имущество, не изменять данному слову, независимо от случая и обстоятельств. Он не принимает внутренних противоречий.
Попытаемся на простом примере выявить, как разум осознает ценность верности и честности. Итак, если человек может заполучить желаемое как правдой, так и ложью – с одними и теми же усилиями и затратами – то он отдаст предпочтение и склонится к честному пути.[161]
Далее мы поговорим более детально о том, как разум осознает важность верности в следующих параграфах:
1. Разум и ценность верности.
2. Ценность верности и рациональное мышление, независимо от Откровения.
Разум и ценность верности
Время не стоит на месте. Проходят годы и столетия. Человечеству было направлено огромное количество пророков и посланников, да благословит их всех Аллах и приветствует, менялся образ жизни людей, законы, но с потоком времени также закрепились во всех обществах незыблемые высшие общечеловеческие ценности, поскольку они произрастают из сущности разума человека[162], находятся в полной гармонии с его идеалами. К примеру, однажды некого бедуина спросили, как узнать – человек разумный или нет? Он ответил: «Если твой разум запрещает тебе то, что не следует делать, то ты – разумный»[163]. Народы, не руководствующиеся Откровением, не отрицают признанных разумом благих нравов, к примеру, верность и честность, и отвергнутых им дурных нравов, в частности, коварство и предательство. А все потому, что разум человеческий по природе своей осознает добро и зло, отличает прекрасное от омерзительного. Нельзя противоречить тем нравственным ценностям, которые были признаны здравым разумом. У Ибн Таймийи есть длинная дискуссия с теми, кто выдает дурные поступки за хорошие, противореча тем самым своему разуму. Приведем отрывок из нее: «Если возразят, сказав, что человек наслаждается тем, что считает отвратительным, и делает это, то ответом будет следующее: плоть наслаждается, но сердце и разум – нет. Напротив, человек получает удовольствие, если он откажется от этого. И если предположить, что он получает сиюминутное удовольствие, то он все равно страдает из-за омерзительных последствий, а если он не терзается, то это из-за того, что его разум стал мерзким и неспособен постичь то, что причиняет боль»[164]. Среди моральных ценностей, признанных здравым разумом – верность. Она является долгом, к соблюдению которого обязывает совесть.[165] Поступки, идущие вразрез с верностью и честностью, чужды разуму, как, к примеру, клевета. А правда и верность обязательствам воспринимаются разумом, приходятся по душе всем людям.
После того как Всевышний Аллах призвал Мухаммада к посланнической миссии, Он велел ему обратить внимание его соплеменников на то, что они признают его честным и достойным доверия человеком, так как разум этих людей ценил эти качества. Словом, разум закладывает понимание добра и зла.
Всевышний говорит:
«Скажи: „Если бы Аллах пожелал, то я не стал бы читать его вам, и Он не стал бы обучать вас ему. Прежде я прожил с вами целую жизнь. Неужели вы не разумеете?“» (10:16).
Здравомыслящий человек признает истину и отрицает ложь. Очевидно, именно поэтому один из бедуинов, принявших ислам, когда его просили: «Как ты узнал, что Мухаммад – Посланник Аллаха?», ответил: «Чтобы он ни повелел, разум не противился, говоря: „ Вот бы он запретил это “. И чтобы он ни запретил, разум не возражал, говоря: „ Хоть бы он повелел это “»[166]. Другими словами, ту самую способность, заложенную в нем Аллахом, мыслить, познавать и отличать добро от зла, этот простой человек взял за основу в признании истинности посланнической миссии Мухаммада, S, и уверовал в него.
Люди испокон веков, независимо от их религии, культуры и представлений, признают, что быть честным – это моральный долг каждого человека. Вы не найдете нигде в мире разумного человека, который бы утверждал, что честность и верность – это далеко не достоинства, равно, как Вам и не найти даже среди коварных и подлых людей тех, кто скажет, что предательство – это добрый нрав[167].
Но с другой стороны, сокрушительным ударом по обществу, свидетельством того, что подлинные ценности извращены, будет то, если в честности люди перестанут видеть основу взаимоотношений.[168] Ведь это качество – незыблемый благой нрав, не требующий от разума доказательств.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что человек призван быть верным и честным в исполнении всех своих обязательств, поскольку Аллах подготовил его к этому, наделив разумом, волей и другими необходимыми способностями.[169]
Ценность верности и рациональное мышление независимо от Откровения
Человек с рождения уже имеет определенный характер, который с помощью Всевышнего Аллаха можно довести до совершенства. Работая над собой, человек может исправить свои недостатки, усердием может обрести то, чего ему не хватает.[170]
Ранее мы упоминали, что человеческий разум, независимо от религии, конфессии, устоев, традиций и идеологии одобряет нравственность, в частности, верность и честность. Следует ли отсюда, что разум без Божественного закона может вполне осознать ценность этих достоинств?
Отметим, что человеческий разум вполне способен осознавать лишь факт важности нравственных ценностей, но не может охватить все тонкости и детали, касающиеся системы нравов, что является ответом для греческих философов, которые писали об абсолютной возможности разума к познанию, независимо от Откровения, в частности, утверждая, что «в основе подлинной человеческой природы лежит размышление и познание. Разум отличает человека от других творений. Было бы глупо задать себе такой вопрос: почему я должен делать так, как подсказывает мне это разум? Ведь именно от разума исходит и моральный кодекс»[171]. Также выше сказанное является ответом для тех, кто считал, что идеология, заложенная человеком в этической и социальной сферах, способна самостоятельно привести людей к благой и счастливой жизни на этой земле.[172] Так вот, эти люди пошли очень опасным путем, когда попытались своим ограниченным разумом, независимо от Откровения, определить для себя ценность нравственности.
Верность – это разностороннее качество, касающееся всех аспектов религии: поклонения, торговли, гражданских взаимоотношений и этики. Может ли ограниченный человеческий разум охватить все это?! Конечно же, это невозможно. Стало быть, задать правильные критерии и мерила для этого достоинства можно лишь через призму ислама, который задает принципы претворения ее в разных сферах жизни. Эта важная единица в системе нравов не оставлена на усмотрение рациональной точки зрения людей, устоев и традиций людей, поскольку своим разумом и опытом без участия Откровения они неспособны познать всю глубину этого основополагающего нрава. Поэтому всегда надо помнить, что «голый разум не может удовлетворить все потребности, неспособен дать ответы на все сложные вопросы»[173].
Суть такова, как это объясняет Ибн Таймийя, что «разумный человек не может отрицать, что он разумом своим отличает истину от заблуждения, правду – ото лжи, полезное – от вредного, благое – от нечестивого, равно, как верующий не может утверждать, что его вера непричастна к тому, что шариат пришел с истинными, правдивыми учениями, призвал к благим и полезным поступкам, исходящим от вероубеждения»[174].
Вот что говорит д-р Мухаммад ‘Абдуллах Дарраз в опровержение тем, кто берет за основу лишь разум, отклоняя Откровение: «Грубой ошибкой будет считать, что тот свет шариата, который не увидел разум самостоятельно, более не нуждается в свете чистой сущности как таковой. Это далеко не так, он непрестанно ощущает острую потребность в нем, в его поддержке и помощи»[175]. Словом, одним лишь разумом не найти всей правды. Разум нуждается в Откровении, которое осветило бы для него путь к истине. Как говорит Абу Хамид аль-Газали: «Нравы и поступки очень сильно разнятся друг от друга, в чем-то превосходят друг друга и отличаются по принципу добра и зла. А оценить их можно по самому действию и вознаграждению за него, что не дано познать каждому разумному, кроме как в том случае, если он обратится к Откровению Аллаха, Всемогущ Он и Велик»[176]. Так же считал аль-Мауирди[177]: «Разум не может определить, что обязательно, а что просто дозволено, что разрешено, а что запрещено»[178].
Поэтому, вполне естественно, что многие писатели и мыслители говорят о важности обращения к Откровению, т. е. к религии, как к основе нравственности. Например, так считал французский философ Эндрю Карсон: «Иудейские и христианские заповеди через Священные тексты закладывают точно и кропотливо этические правила. Они дают понять, что человеку не надо выдумывать нравственных принципов, что является бесспорной истиной»[179]. В частности, Фихте[180] утверждал, что «мораль без религии тщетна»[181].
Примечательно, что даже атеисты и заблудшие признают важность религии и нравственности в общественной жизни, несмотря на то, что не верят в Бога. Французский писатель Вольтер[182], высмеивая атеистов, говорил: «Почему вы сомневаетесь в Боге? Если бы не Он, то жена изменяла бы мне, а слуга – обворовывал»[183]. А вот еще одно высказывание: «Я не верю в существование Ада, но думаю, что представления о нем породили в сознании людей барьер, который удерживает их от совершения зла»[184].
Не только западные умы обращают внимание на религию. Так, известный общественный деятель в Индии Ганди[185] также говорил о необходимости взаимосвязи между этикой и религией: «Религия и нравственность зависимы друг от друга, неразделимы. Они – единое целое… Религия дает пищу нравам, взращивает их и насыщает, как вода, благодаря которой растения питаются и растут»[186].
Вполне очевидно, что нравственность в исламе имеет большое значение, поскольку она формирует высшие принципы, без которых радость, счастье и покой представляются невозможными. Вот что говорит Ибн аль-Каййим: «Вся религия состоит из нравов. Поэтому тот, кто превзошел тебя в нравах, тот превзошел тебя в религии»[187]. Естественно, это противоречит аристотелевской теории равновесия и ей подобных, согласно которой следует придерживаться золотой середины, устанавливаемой разумом[188], то есть практическим разумом на основе глубоких знаний и приобретенного опыта[189]. Не следует также забывать, что в установлении золотой середины в любом вопросе и деле[190] Аристотель противоречит сам себе, и его теория равновесия чужда исламу, поскольку «наши нравственные суждения очень далеки от их взглядов на мораль, и наша этика противоречит их системе нравов»[191]. Так, честность – это целостный нрав, неподлежащий какому-либо делению, не говоря уже о каком-то равновесии. Поэтому нельзя сказать о человеке, что он наполовину честный, так как получестный – это и есть настоящий предатель. Честный и верный человек – это тот, кто держит данное слово в любом вопросе – от великого до малого.
Таким образом, мы прояснили для себя, что человеческий разум самостоятельно в отдельности от Откровения не в состоянии дать должную оценку такому достоинству, как верность. Да, человек по природе своей готов понести бремя верности. Да, он обладает разумом, вспомогательным элементом в выполнении этого обязательства, у которого своя роль и предназначение – инструмент познания и обретения руководства. Однако на него влияют различные факторы, такие как окружающая среда и люди. Поэтому просто необходимо вмешательство исламского фактора, как единственно верного мерила истины, на основе которого будут исправляться ошибки.[192]
Раздел третий. Шариат
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!