Глава третья. Цивилизованное общество — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава третья. Цивилизованное общество

2017-05-16 735
Глава третья. Цивилизованное общество 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когда мы говорим «цивилизованное общество», то имеем в виду организованный образ жизни людей, систему взаимоотношений во всех бытовых вопросах[837].

Социальная система, благие поступки и добронравие, задающие образ жизни людей с целью развить общество и сделать его цивилизованным, основываются на принципах верности и честности.

С другой стороны, вклад, внесенный обществом в общечеловеческое развитие, определяет его положение с точки зрения цивилизованности среди других народов и наций. Этот вклад, по сути, является тем посланием или той доверенной миссией, с которой это общество обращается к другим социумам. [838]

Вот что говорит д-р Мухаммад аль-Бахи[839]: «Есть существенная разница между человеком добропорядочным, добронравным и тем, кто верит в силу знания, но не признает силу нравственности, кто ценит технический прогресс, но не ставит перед собой благих целей, не руководствуется желанием творить добро для человечества в целом»[840].

Цивилизованность мусульманского общества проявилась в новообразованном исламском государстве под руководством Пророка, S, во многих организационных моментах, в частности: в назначении правителей над городами и крупными поселениями; в претворении в жизнь законов шариата; обеспечении мира и стабильности; организации работы по сбору милостыни и раздачи ее бедным слоям населения; в повышении уровня грамотности людей; в построении общества на основе нравственности и солидарности, в призыве к добру и искоренении зла, в улучшении экономического положения государства, в качественном выполнении любого дела, в исполнении обязательств.[841]

Этот путь становления цивилизованного общества продолжили праведные сподвижники. Они призывали к истине и боролись за нее. В результате ислам распространился во всех уголках мира. Многие народы принимали ислам, так как находили в нем справедливость, душевное спокойствие, счастье, источник знаний. Повсюду образовывались исламские поселения, процветающие быстрыми темпами. Развивалось искусство, литература, поэзия, разные науки и ремесла.[842]

Исламская нация достигла высокого уровня честности и верности. Ее добропорядочность и добросовестность были стержнем цивилизованности нации и высокого уровня культуры. Яркий тому пример – совет ‘Умара ибн аль-Хаттаба, R, Са‘ду ибн Абу Уаккасу, R: «Если вы повстречаете врага, которого вы победили, и получится так, что кто-то из вас в шутку даст покровительство иностранцу, знаком или словом, так, что у них принято это считать за данное покровительство, то ведите себя в их отношении так, словно вы им дали это покровительство и будьте честны. Ведь, поистине, ошибочная честность принесет свой плод, а коварство по ошибке приведет к гибели»[843].

Именно эти принципы претворялись в жизнь во время распространения ислама в первые века. Они полностью искоренили ценности эпохи невежества, построили цивилизацию на крепкой, нерушимой основе, образ жизни которой задает верность, дух богобоязненности, справедливости. Здесь мораль стала превыше денег и власти, духовные ценности – превыше материальных проявлений.[844]

Когда Са‘д ибн Абу Уаккас увидел, что мусульманское войско в битве при аль-Кадисийе соблюдает верность и честность во всем,дает представление о мусульманах, как о цивилизованных людях, он похвально отозвался о мусульманских воинах: «Клянусь Аллахом, поистине, это войско достойное доверия, и если не заслуга, которой ранее удостоились сражавшиеся при Бадре (имеется в виду то, что Пророк, сказал: «Откуда тебе знать, может Аллах посмотрел на сражавшихся при Бадре и сказал: „Делайте что хотите Я уже простил вам все”»), то я бы сказал: „Клянусь Аллахом, - несмотря на заслугу участников битвы при Бадре, – за некоторыми из них я наблюдал (т.е. за теми, кто сражался при Бадре), и видел упушения и упушения в их поступках, хотя в поступках этих людей (т.е. сражавшихся в битве при Аль-кадисийи) я этого не увидел»[845].

Вот как описывает те великие времена процветания ислама Ахмад аш-Шауки[846]:

«Исламское государство выросло и разрослось, а народы, оказавшиеся под ее покровительством, пошли по пути, освещенному ее совершенным светом.

Одним скачком нация оказалась во дворцах цезаря, хотя до этого пасла овец и коз.

Сколько же много было на этой тропе праведных людей, которые на востоке и на западе построили стены великого государства.

Они старались науки, справедливости и цивилизации ради, они воздвигали настойчиво и решительно.

И очень скоро они открыли блага этой жизни для своей нации, дали испить людям прохладную воду из этого истока.

Время не разрушит стены, что воздвигла их справедливость, тогда как стена на основе тирании разрушится, стоит только к ней прикоснуться». [847]

В наше время есть также наглядные примеры того, как честный мусульманин печется о нравственных ценностях, к которым призывает ислам, стремится показать мусульманское общество цивилизованным и культурным. Эту историю поведал Абу аль-Хасан ан-Надауи со слов своих учителей: «Однажды возник спор между индусами и мусульманами за кусок земли в поселке Кандахелла, относящемся к провинции Музаффар Накр, что в Индии. Индусы утверждали, что на этой земле их храм, а мусульмане говорили, что здесь их мечеть. Тогда они (а это было в период колонизации) обратились к английскому правителю этих земель, чтобы он их рассудил. Правитель выслушал доводы обеих сторон, но вынести решение затруднялся. Тогда он спросил индусов: «Есть ли в вашем селении мусульманин, в честности и верности которого вы уверены? Я вынесу решение, опираясь на его мнение». Они ответили: «Да», и назвали имя какого-то шейха – мусульманского ученого и праведного человека. Правитель послал за ним людей с просьбой прийти к нему. Шейх пришел и сказал: «Правы индусы в этом вопросе – земля принадлежит им»[848]. Несмотря на то, что правитель вынес решение в пользу индусов, а мусульмане проиграли эту тяжбу, позиция искреннего мусульманина, шейха расположила сердца индусов, и группа из них приняла ислам[849].

Мусульманин обязан всегда быть верным своей вере, своим убеждениям. Он должен говорить правду – то, в чем он твердо убежден, проявляя покорность Всевышнему Аллаху. Он тем самым созидает общество, показывает ислам в хорошем свете, придает востребованный, цивилизованный облик тому, что его окружает[850].

Более подробно о том, как принцип верности отражается на цивилизованности и культуре общества, мы поговорим в последующих двух параграфах:

1. Сила общества и его развитие

2. Показать ислам в достойном виде.

 

Сила общества и его развитие

Ислам призывает к построению справедливого и сильного общества.

Всевышний говорит:

«Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости. Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей, для того, чтобы Аллах узнал тех, кто помогает Ему и Его посланникам, хотя и не видит Его воочию. Воистину, Аллах – Всесильный, Могущественный» (57:25).

Пророк, S, также призывал к сплоченности мусульман, к тому, чтобы они служили опорой друг для друга во всем. Он, S, сказал: «Верующий по отношению к верующему как строение, одна часть которого поддерживает другую». Сказав это, Посланник, S, переплел пальцы»[851].

Приведем жизненный пример тому, насколько мусульманское общество во времена Пророка, S было сплоченным. Прибыла делегация из Наджрана к Пророку, S. Они провели переговоры с ним, S, и согласились платить ему подать, поскольку увидели силу этого общества и его процветание. Они сказали Пророку, S: «Мы дадим тебе то, что ты просишь у нас, отправь с нами честного человека, не посылай вместе с нами никого, кроме честного». Пророк, S, направил вместе с ними честного человека этой нации – Абу ‘Убайду аль-Джарраха, R.[852]

Мусульманин, способный нести послание ислама и быть верным этой религии, – ядро исламского общества, основа его ожидаемого процветания. Он прививает людям веру, честность и добродетель.[853]

Вот что говорит Джамаль ад-Дин аль-Афгани: «Очевидно, что один народ превосходит другой благодаря сплоченности (членов общества) и полной взаимовыручке – так, что каждый человек для своего народа становится, словно орган тела. А этой сплоченности можно добиться лишь тогда, когда честны те, кто стоит во главе людей, когда они честно правят ими»[854].

Верность – это характерное качество сильного, процветающего общества. Такое общество, во-первых, выделяется среди всех остальных.

Верность и честность занимают очень важное положение в жизни людей. Образ жизни общества, основанный на этих достоинствах, выделяет его среди всех остальных, указывает на его культурный рост.

История свидетельствует о том, что исламское общество выделялось среди всех остальных нравственными ценностями. Яркий тому пример – диалог между цезарем и его подопечным. Он попросил человека из своей свиты: «Расскажи мне об этих мусульманах». Тот принялся описывать мусульман как людей верующих и сильных: «Я поведаю тебе о них так, словно ты сам увидишь их воочию. Они – воины днем, монахи ночью. Что бы они не взяли поесть, они обязательно заплатят за это. Куда бы они ни вошли, они обязательно желают мира. Они стойко выносят натиск врага, пока не одолеют его». Тогда цезарь сказал: «Если ты сказал мне правду, то они непременно унаследуют то, что вот под этими моими ногами»[855]. Мусульмане стали великим примером стойкости и культурного развития общества – да так, что сам цезарь предвещал им победу.

Человек, вдумчиво прочитывающий страницы исламской истории, поймет, что в те века, когда исламское общество процветало, мусульмане предпринимали все необходимые меры для развития. Тогда каждый человек вносил свою лепту в построении здорового общества. Он переживал всей душой за любое упущение или ошибку.

Во время правления ‘Умара ибн ‘Абд аль-‘Азиза прибыла делегация из Самарканда с жалобой на Кутайбу ибн Муслима, в которой говорилось, что он поступил несправедливо и вероломно по отношению к местным жителям и захватил их земли! Тогда ‘Умар направил письмо правителю Самарканда Суляйману ибн Абу ас-Сирри такого содержания: «Поистине, жители Самарканда пожаловались мне о том, что с ними обошелся несправедливо и принудительно Кутайба – так, что выселил их с их земель. Как только получишь это письмо, назначь дя них судью, пусть рассмотрит их дело. Если он вынесет решение в их пользу (т. е. жителей), то выведи мусульман в военный лагерь, как это было ранее до того, как Кутайба одержал победу над ними». Правитель так и поступил. Он назначил судьей Джумай‘а ибн Хадира, и тот вынес решение о том, что арабы должны покинуть Самарканд и поселиться в военном лагере с объявлением военного положения. А далее либо будет заключен мирный договор или победа силой. Жители Самарканда же сказали: „Не нужно, мы довольствуемся тем, что есть, не хотим новой войны“, и приняли все, как есть»[856].

Несомненно, общение жителей Самарканда с мусульманами и очевидная сила исламского общества, несущего справедливость, побудила местных жителей принять условия мирного договора.

Во-вторых, честное общество обречено на культурный рост. Ведь честность и верность – это основа цивилизации, великий инструмент развития. Без этих достоинств трудно представить какой-либо рост вообще.[857] Представьте, что в одном обществе противоборствуют две силы. Одну из них представляют люди честные – на уровне ученых, интеллигенции и чиновников, а другую – вероломные люди. Очевидно, что такое общество сможет развиваться и процветать лишь в случае победы первой силы, которая сделает все, что от нее зависит, что обеспечит сплоченность и единство общества. Таков неизменный закон Бога в отношении любого общества, слабого или сильного, на протяжении всей истории человечества.[858]

После смерти Пророка, S, история засвидетельствовала во времена правления праведных халифов яркие примеры силы и стойкости исламского общества. Вот как описывает это процветающее и сильное общество Абу аль-Хасан ан-Надауи: «Сила духа, морали, религии, знаний и материальных ресурсов сплоченно работали на формирование совершенного человека, на становление праведной цивилизации. В те времена это общество обладало самым великим правительством мира, политической силой, которой не было равных. В нем главенствовали высокие ценности морали, в организации жизни и правлении за основу брались нравственные принципы. Наряду с нравственностью здесь процветали и торговля, и ремесла. Духовный и моральный рост сопровождался распространением ислама в мире, с процветанием исламской цивилизации»[859].

Приведем еще один пример того, как честность людей укрепляет общество, подвигает его к росту и процветанию. Речь пойдет об ‘Амире ибн Кайсе – честном и искреннем воине, который отдал сборщикам очень дорогие трофеи, скрыв свое имя. Он поступил так, поскольку боялся, что его начнут хвалить и прославлять. Когда мусульмане овладели аль-Мадаином и стали собирать трофеи, к ним подошел один мужчина, неся с собой статуэтку – золотого коня, седло которого было серебряным, а спереди и сзади он был украшен изумрудами и яхонтом. Он передал его сборщику трофеев, а тот вместе со своими помощниками сказали: «Мы не видели ничего подобного! То, что мы имеем и близко не равняется и не потянет на то, что ты принес!» Затем они сказали: «Ты взял что-нибудь отсюда?» Он ответил: «А ведь, клянусь Аллахом, если бы не Всевышний Аллах, то я бы не принес вам этого». Сборщики поняли, что этот человек особенный. Они спросили его: «Кто ты?» Он ответил: «Нет, клянусь Аллахом, я не скажу вам, чтобы вы не стали хвалить и услащать похвалами меня. Но я восхваляю Всевышнего Аллаха и довольствуюсь Его воздаянием». Но сборщики отправили за ним человека, и тот последовал за ним. Он пришел к друзьям неизвестного, спросил о нем. Оказалось, что его зовут ‘Амир ибн ‘Абд Кайс[860].

Д-р Мухаммад ‘Абдуллах Дарраз поясняет, как честность отражается на культурном уровне общества, которому чуждо воровство и насилие. В качестве примера он приводит Саудовскую Аравию во время правления короля ‘Абд аль-‘Азиза Аль Са‘уда[861]. Ему довелось посетить Хиджаз в 1356 г. после переселения (1936 г. н. э.). И как он отмечает, ярко бросается в глаза честность мусульман во взаимоотношениях, отсутствие краж – не только в городах, но и в отдаленных поселках. Бывало так, что кем-то потерянная сумка оставалась на месте днями, и никто к ней прикасался, даже из благих побуждений, пока за ней не возвращался владелец. И это, несмотря на то, что многое может побуждать людей присвоить ее себе: крайняя бедность среди горных жителей и контрастное богатство некоторых паломников, плохое транспортное сообщение, неповсеместное присутствие стражей порядка и охраны. А все дело в том, что здесь главенствует исламский шариат, принцип верности и честности, ограждающий людей от воровства, самовольного присвоения чужого имущества. Таким образом, в этом обществе ярко проявлена честность цивилизованных и культурных мусульман.[862]

Примечательно высказывание профессора Эрика Линкольна[863], в котором он говорит о культурных переменах в среде чернокожих в американском обществе. После того как они приняли ислам, их поведение кардинально поменялось. На глазах выросло честное общество, серьезное и ответственное в своих действиях, которое до этого славилось преступностью и насилием. Это резко повлияло на экономическое и социальное благосостояние этих людей.[864] Распространение достоинств ислама

Мусульмане достойно несли послание ислама и распространили его во всех уголках мира. Человек, размышляющий над ходом распространения ислама, поймет, что мусульманские торговцы, путешествующие по южно-восточной Азии, Африке и другим регионам, были послами своей религии. Они показали себя верными, честными и обязательными в отношениях с немусульманами. Таким поведением, безукоризненным следованием исламским канонам, мудрым его предписаниям как на слове, так и на деле, они показали людям ислам как религию прекрасной культуры. Местные жители поражались высокой нравственности мусульман и массово принимали ислам.

Не будет преувеличением сказать, что роль этих честных торговцев была ничуть не меньше роли исламских войск в открытии земель для ислама.[865]

Нация, которая прославилась своей честностью, становится идеалом для других народов. Ей доверяют, ее ценят. Примечательно, что немусульмане уважают честных людей, почитают тех, кто ведет себя с ними честно и достойно.

Дух исламской нравственности прекрасно понял Аксам ибн Сафи[866]. Лишь услышав слова Всевышнего Аллаха «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, – быть может, вы помяните назидание» (16:90), он сказал своим соплеменникам: «О племя, поистине, он повелевает придерживаться благородных нравов и запрещает дурные. Так будьте же в этом деле впереди, а не позади»[867].

Далее мы поговорим более подробно о роли честности и верности в наилучшем проявлении ислама.

1. Слово ислама превыше всего. Вот как описывает Абу аль-Хасан ан-Надауи роль первого исламского общества в проявлении прекрасных черт ислама: «Теперь нет преграды, для того чтобы вступить в ислам. Нет ничего, что мешало бы или препятствовало людям стать мусульманами. Впредь люди не видят в невежестве ни превосходства, ни какой-либо выгоды. Человек может принять ислам без потерь и ущерба. Более того, он приобретает спокойствие в твердой убежденности, сладость веры, величие ислама, сильное государство, которым может гордиться… Теперь люди по своей воле стали переходить из среды невежества в исламское общество. Невежество стало сужать свой круг, а слово ислама возвысилось и простирает свою тень»[868].

Представителем этого первого поколения мусльман был Абу Бакр ас-Сиддик. Он был уважаемым и признанным человеком в своем племени, простого характера, знатного рода среди курайшитов. Он как никто другой знал, что есть благого, а что дурного в курайшитах. Он был торговцем достойным и честным, что очень сильно повлияло на проявление достоинств ислама. Благодаря нему ислам приняло много людей. Среди них: ‘Усман ибн ‘Аффан R, аз-Зубайр ибн ‘Аувам R, Тальха ибн ‘Убайдуллах, R, и многие другие.[869]

А вот еще один пример – из жизни ‘Али ибн Абу Талиба, R. Однажды он нашел свою кольчугу у христианина, (тот отказался отдавать) и ‘Али, R, привел его к Шурайху, чтобы он рассудил их. ‘Али, R, сказал: «Это моя кольчуга», а христианин сказал: «Нет никакого сомнения в том, что это моя кольчуга, зачем повелитель правоверных лжет?» Шурайх спросил ‘Али, R: «У тебя есть доказательство?» ‘Али, смеясь, ответил: «Нет». Христианин взял кольчугу и ушел недалеко. Затем вернулся и сказал: «Я свидетельствую, что вот эти законы – законы пророков. Повелитель правоверных привел меня к своему судье, а его судья вынес решение не в его пользу». Затем он принял ислам и признал, что кольчугу выронил ‘Али, R, в пути на битву при Сыффине. ‘Али, R, обрадовался тому, что он принял ислам и подарил ему эту кольчугу и коня[870].

‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз явил собой прекрасный пример в исламском призыве. Вести о его справедливом и честном правлении дошли до правителей Синда.[871] Они откликнулись на его призыв к ним принять ислам, и он оставил их при власти на своих землях.[872]

2. Истина берет верх. Честность прокладывает тропу истине и превозносит ее, проявляет прекрасные стороны ислама даже ценой жизни, ценой драгоценного и ничтожного – ради победы ислама. Далее мы расскажем об истории одного из индийских шейхов, храбро принявшего участие в противостоянии с англичанами. Правитель попросил его солгать, чтобы спастись от смерти – таково было наказание любому, кто осмелится выступить против англичан. Рассказывают, что шейха Рида Аллаха аль-Бадауани обвинили в участии в революции против англичан в 1278 г. после переселения (1857 г. н. э.). Его судили в присутствии одного из правителей англичан. Сам правитель дал понять шейху через его друзей, что освободит его, если он все будет отрицать. Однако шейх отказался и сказал: «Я принял участие в восстании против англичан – наших врагов. Как я могу это отрицать?!» Шейха приговорили к смертной казни, а когда его подвели к виселице, правитель заплакал и сказал ему: «Даже сейчас, если ты хоть один раз скажешь: „Меня ложно обвини, я непричастен“, то я постараюсь освободить тебя!» Шейх разгневался и сказал: «Ты хочешь, чтобы я сделал свои дела тщетными, обманывая самого себя? В таком случае я буду погублен, и все мои дела окажутся в заблуждении. Поэтому я принял участие в революции, делайте то, что намереваетесь сделать», и его повесили.[873]

Приведенный выше случай являет собой великолепный пример величия мусульманина, который не идет на сделку с религией и принципом верности. Он – настоящий эталон воплощения в жизнь исламских ценностей, их распространения среди представителей разных народов и сообществ, которые с уважением относятся к слову, подкрепленному делом, в основе которого лежит истина, признают ее величие, и им ничего не остается, кроме как уверовать в нее и принять ее за свой образ жизни.

Принцип верности и честности побуждает мусульманина быть ответственным, выполнять свой долг на пути призыва ко Всевышнему Аллаху, распространять достоинства ислама правдивым словом и благим делом. А также знать ту черту, где начинаются права других людей и строго соблюдать их в ответ на предписание Аллаха. Так, он не попирает чьих-либо прав ни словом, ни поступком. Таким образом, принцип верности и честности в распространении исламских ценностей и достоинств придает облик цивилизованности обществу.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.