История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-05-16 | 602 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Всевышний Аллах возвысил и почтил человека. Он создал его Своими руками, вдохнул в него дух, сотворенный Им, велел Своим ангелам совершить поклон ему. Он обустроил все, что на небе и на земле, во благо ему. Он даровал ему всевозможные блага и превознес его над многими Своими творениями. Он наделил его чистым, светлым естеством. Он дал ему разум и наделил природой, готовой к принятию обязательств.
Люди спокон веков твердят о том, что человеку свойственна некая способность и склонность, суть которых остается неизведанной. Так вот эту способность и склонность можно назвать человеческим естеством. [16]
Коран упоминает о человеческом естестве в нескольких аятах. К примеру, Всевышний говорит:
«Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей» (30:30).
Итак, врожденное качество, с которым Всевышний сотворил нас – это то «прекрасное чувство знания об Аллахе, которым Он наделяет людей с рождения». [17] Естество – это «природа, готовая принять религию»[18]. «Она же – природа бытия». [19]
По определению философов, здоровое человеческое естество – это «способность постичь норму и отличать добро от зла»[20]. Знатоки исламского права определяют естество следующим образом: «Совокупность врожденных способностей, склонностей и инстинктов, на формирование которых никто и ничто не влияло»[21]. А д-р Микдад Яльджин отдал предпочтение такому понимаю естества: «Первичная сила, подвигающая человека к определенным поступкам»[22].
В древней и современной философии человеческой природой называют сердце[23], сознательность[24], естество[25], инстинкт[26], внутренние побуждения[27] и склонности[28]. Далее мы поговорим о человеческой природе в значениях: сердце, сознательность (совесть) и инстинкт.
|
1. Сердце – это «человеческая душа, которая взяла на себя бремя верности пред Аллахом. Она способна к познанию, наделена врожденным знанием и свидетельствует о единобожии»[29].
В понимании ученых, сердце – это средоточие представлений и переживаний. Именно оно побуждает людей познавать добро и отстраняться от зла.
2. Сознательность – это «умение души осознавать добрые и злые дела со способностью выносить непосредственную нравственную оценку определенным поступкам»[30]. Это определение очень близко по значению внутреннему голосу, который внушает человеку совершать или не совершать тот или иной поступок, отличает добро от зла. По-другому его называют еще совестью. Словом, это внутреннее чувство, неподвластное внешнему миру. [31]
3. Инстинкт – это «сложная совокупность внешних и врожденных ответных реакций, свойственных всем представителям одного вида, направленных на достижение определенной цели по безотчетному побуждению. Инстинкт также определяют как непреодолимое бессознательное влечение к чему-либо, или сознательное влечение, вызванное необходимостью. Словом, инстинкт – это определенное действие или образ поведения, основанный на физиологической природе и биологической наследственности»[32]. А д-р Мустафа Суайф сформулировал определение инстинкта следующим образом: «Врожденная или наследственная способность к совершению отрицательных или положительных действий в определенной ситуации как следствие ее непосредственного осознания»[33].
Знатоки этики склоняются к утверждению, что совесть – это чувство моральной ответственности. В своих трудах они это называют интуицией. [34] Они считают, что «человек рождается с естественным даром нравственности, благодаря которому он может отличать добро от зла, независимо от своих личных интересов и корыстных целей. Они утверждают, что добро и зло предполагают моральный выбор, которому человек должен последовать… Этот дар нравственности (совесть и все, что близко по значению этому понятию) присущ людям всех времен и поколений»[35].
|
Таково видение знатоков этики, в частности сторонников интуитивизма. И в общих чертах, оно отвечает действительности. Ведь человек по природе своей любит добро и ненавидит зло.[36] Коранические аяты указывают на существование этого нравственного чувства, заложенного в человеческой душе. К примеру, Всевышний говорит:
«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик (или тем, как Он сделал ее облик соразмерным) и внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил ее» (91: 7–9).
Следует отметить, что мусульманские ученые говорили о важности совести или живого сердца, о том, что именно оно обладает способностью познать добро, нравственность и добродетель, ранее, чем западные умы пришли к этому пониманию. Но сам этот дар нравственности не может существовать самостоятельно, так как склонен ошибаться. Интуитивисты утверждают, что он не нуждается в Откровении, но это не так. Дар, на который указывают логические доводы, должен быть подкреплен текстуальными доказательствами. Именно поэтому метод познания наших праведных предшественников основывался на принципе: достоверные тексты соответствуют тому, что очевидно с логической точки зрения.[37]
Таким образом, люди, независимо от их вероисповедания, убеждений, традиций, устоев и идеологии, склонны одобрять добрые нравы, в частности, верность, которая является великой добродетелью, естественной для его природы.[38]
Однако человеческая природа, несмотря на ее способность различать и творить добро, не может самостоятельно познать этого, так как ей свойственно ошибаться. Поэтому лучи Откровения все время освещают ей путь, помогают ей достичь желаемого и уберечься от ненавистного для нее. Словом, «эта сущность нуждается в поддержке, в той пище, что подходит для нее, которая соответствует ей как в суждении, так и в поступках. Именно поэтому соблюдение религии совершенно, когда человеческая природа дополняется Божественными предписаниями, дающими то поведение и образ жизни, что угодны Всевышнему Аллаху…»[39].
Итак, человеческая природа является той основой, что заложена в людских душах. Она в свою очередь, прислушиваясь к разуму и текстам, одобряет верность, признает ее добродетелью. Возникает вопрос: что представляет собой основа, указывающая на верность?
|
Мы считаем, что эта основа строится на следующих положениях:
1. Лишь человек среди всех творений почтен и превознесен над остальными созданиями Аллаха. Всевышний говорит: «Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями» (17:70).
2. На человека возложена великая миссия – быть наместником на земле. Всевышний говорит: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника» (2:30). Само наместничество предполагает то, что человеку доверено нечто обязывающее его к определенным действиям.
3. Верность – это качество, присущее лишь человеку. Ни одно из других творений Аллаха не обладает этой добродетелью. Верность можно как хранить, так и нарушить. Аллах говорит: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным» (33:72). Обратите внимание, в аяте сказано, что сначала было предложено небесам, земле и горам, и лишь потом человеку. Возможно, этот порядок косвенно выявляет превосходство человека над другими творениями.
4. Верность – это неотъемлемая часть человеческой природы и характера, а не нечто второстепенное.[40]
Далее мы попытаемся раскрыть суть первой основы верности, человеческую природу, в двух главах:
1. Человек по природе своей предрасположен к верности.
2. Верность и честный человек ценятся в обществе.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!