Лингвистические основы и методы изучения фонетики и графики в начальной школе. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Лингвистические основы и методы изучения фонетики и графики в начальной школе.

2017-05-13 1938
Лингвистические основы и методы изучения фонетики и графики в начальной школе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общение – это речь. Она может быть разделена на части – на предложения, слова... Общение – речь – предложение – слова – звуки – всё это произносительные единицы разного уровня.

Фонетика как отрасль языкознания изучает содержание нижнего уровня языковой системы – произносительного. Теоретический материал этого уровня составляет учение о звуках, их характеристика, классификация, учение о слогоделении, ударении в слове, о громкости речи, ее темпе, о повышении и понижении темпа голоса, о паузах, об интонациях. Фонетика составляет основной материал 1 класса: в последующих классах материал углубляется, усложняются примеры, закрепляются практические умения.

Основой усвоения графики служат четкие умения в области фонетики. Каждый звук (точнее – каждая фонема) должна иметь свой знак, т.е. букву. Но вскоре дети узнают, что звук и буква совпадают не всегда. Система правил обозначения фонем составляют предмет графики. В содержание графики входят также заглавные буквы, знаки препинания, средства выделения абзацев.

Выпускники начал. шк. д/овладеть след-ими умениями:

• отчетливо, орфоэпически правильно и выразительно произносить слова;

• выделять в речевом потоке слова, в словах слоги и звуки;

• различать гласные, согласные, среди последних – звонкие и глухие, твердые и мягкие (кроме трудных случаев), различать слабые и сильные позиции фонем; фонетически анализировать слова.

• читать слогами (аналитическое чтение) и словами, фразами плавно, в темпе речи (к окончанию начальной школы – около 120 слов в минуту)

• правильно делать ударения в словах, делать фразовые, логические ударения и паузы; различать ударяемые и безударные слоги;

• свободно осуществлять кодовые переходы с устной и мысленной речи на буквенный, графический код, подчинять его правилам графики, каллиграфии и в известных пределах – орфографии; безошибочно списывать с печатного и письменного текста.

Фонетические ошибки и их причины

Млад. шк-ки, проводя звуковой анализ, путают тверд. и мягк. согл., не слышат звук (й), когда он «замаскирован» в буквенной форме слова, ошибаются в определении ударного слога, не умеют вычленить звук из слова и произнести его изолировано. Много ошибок допускают учащ-ся, характеризируя звуки. Для того чтобы подобные ошибки не казались учителю неожиданными, вызванными индивид-ыми особенностями того или иного ученика, важно хорошо понимать специфику фонетических знаний и умений, разбираться в причинах трудностей, которые испытывает шк-ник в работе со звуками.

В наст-ее время во всех методических пособиях говорится о том, что нельзя смешивать звук и букву. Дети стремятся именно букву сделать единственным и достаточным источником своих знаний о слове, ведь выделить букву легче, чем звук. Стоит перенять опыт лингвистов, которые используют термины «гласный» и «согласные» только для звуков, а если речь идет о букве, используется оборот «буква гласного» или «буква согласного», - расшифровывается как «буква обозначения гласного звука».

Причиной фонетических ошибок могут быть не только объективные трудности оперирования звучащим словом.

Содержание и порядок проведения звукового разбора

Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности учащихся, - это фонетический разбор. Знакомство с программой показывает, что под фонетическим разбором во всех классах понимается звуко-буквенный разбор, главная задача кот-ого – выяснение соотношения звуковой структуры слова с ее буквенным обозначением.

Если от уч-ка, кот-ый только приступает к звуковому разбору, требовать, чтобы он раньше всего сказал, сколько звуков в слове, он неизбежно переориентируется со звука на букву. Буквы пересчитать нетрудно и рассуждать о них легче, чем вслушаться в текучий и неустойчивый звук. Целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности:

1. Скажи слово и послушай себя.2. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.

3. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук условным знаком.5. Протяни (выдели голосом) второй звук в полном слове, охарактеризуй и обозначь условным значком. Выдели третий звук… (и т.д)

6. Проверь, получилось ли слово.

Преобразование собственно звукового разбора в звуко-буквенный потребует дополнения плана одним пунктом: какой буквой обозначается каждый звук и почему? Иначе говоря, ученик объясняет выбор букв не одновременно и параллельно с выделение звуков, а после того как звуковой анализ им полностью выполнен.Развитие умения проводить звуковой анализ связан с расширением круга анализируемых слов. Как только млад. шк-ки приступают к анализу слов, в которых есть звуки в слабых позициях, не совпадающие с основным вариантом фонем (третья группа слов: мороз, хлеб, земля и т.д.), они на практике убеждаются в том, что в некоторых местах слов бывают звуки только с определенными свойствами: из парных по глухости «[п], но не [б]», «[т], но не [д] и т.д.»: зу [п], пло[т], в безударном слоге не встречается гласный [о], так как в этой позиции он чередуется со звуком [а]: в[о]ды, но в[а]да, д[о]м, но д[а]ма и т.д. Обучение фонетике связывается с обучением орфоэпии, становится фундаментом для формирования осознанных навыков произношения. Но в обучении литературному произношению есть свои специфические приемы и методы.

Организация орфоэпической работы.Первоначально правила произношения усваиваются детьми при переходе от чтения по слогам к чтению целыми словами. Средством обучения орфоэпическому чтению выступает в это время образец, который задает своим чтением взрослый, учитель. Важную роль приобретает на этом этапе сопоставление двух видов чтения: «как говорим» и «как пишем».

Далее появляется возможность перейти на новый, системный уровень обучения литературному произношению. Слова с безударными гласными могут послужить материалом для того, чтобы представить в обобщенной форме особенности литературного произношения гласных: «аканье».

Памятка, составленная на уроках русского языка, становится опорой в работе по формированию навыков литературного произношения на уроках чтения. Хорошо, если в классе проводятся орфоэпические пятиминутки: один ученик читает, строго соблюдая произносительные нормы, а все остальные выступают его «рецензентами» - отмечают ошибки и объясняют их.

С работой по орфоэпии неразрывно связана работа по акцентологии. Учащиеся часто произносят слова с неверным ударением. В первую очередь надо обратить внимание на слова, включенные в словарики учебников. Но нужно учитывать, что просто однажды прочитать или даже повесить в классе таблицу «Произноси слова правильно» мало для того, чтобы научить детей правильно говорить. Слова должны стать предметом действия учащихся. Можно предложить подобрать рифму к слову или разучить загадку, в которой отгадка подскажет верное ударение и т.п.

Обозначение на письме твердости - мягкости согласных.

Непарные по твердости – мягкости согласные фонемы обозначаются на письме одной буквой: твердые – буквами ж, ш, ц, мягкие – ч и щ. Остальные буквы согласных обозначают 2 фонемы: твердую и парную ей мягкую. Узнать, как прочитать букву согласного, твердо или мягко, помогает буква последующего гласного. Способ обозначения твердости – мягкости парных по этому признаку фонем зависит от последующей буквы: гласной или мягкого знака. На материале заданных учителем слов банка – банька, полка – полька, галка – галька и т.п. учащиеся сами могут попытаться составить схему, показывающую как передается мягкость – твердость согласных в позиции перед согласным.

Слова типа бантик, кость использовать не следует: уч-ль не д/забывать, что графика регулирует обозначение фонем в сильных позициях, а позиция перед мягк. согл. для согл. парных по твердости-мягкости слабая. Необозначение на письме мягкости звуков [н’] и [с’] в этих словах объясняется уже правилом орфографии, а не графики.

Нельзя не учитывать и то, что среди букв согласных есть такие, употребление кот-ых связано с рядом особенностей. Это буквы е и э. Для обозначения звука [э] буква э встречается в начале слов (эхо, этот) и после гласных в иноязычных словах (поэт, менуэт). Буква э для обозначение твердости согласного используется в редких иноязычных словах (мэр, мэтр, пэр, сэр, рэп, рэкет, сэндвич, пленэр, фэнтези). В русских словах перед звуком [э] согл. только мягкий (лес, пел, белый). В заимствованных словах может быть и твердый (тест), и мягкий (текст). Слова, которые могут оказаться сложными для мл. шк., не следует включать в упражнения.

Изучение способов передачи на письме звука [й]

В позиции не перед гласным [й] обозначается своей буквой – й, а перед гласными – [й] обозначается буквами Е, Ё, Ю, Я, И, которые в этом случае обозначают два звука: [й]+гласный (я, маяк, объявит). Понимание звукового состава слов, в кот-ых буквы Е, Ё, Ю, Я, И обозначают сочетание звуков [й]+гласный, развивает фонематический слух шк-ков, является необходимым условием полноценного разграничения в осознании ребенка звуковой и буквенной форм слова. Труднее всего услышать последовательность звуков [йи] в положении после разделительного мягкого знака (соловьи), т. к. звуки [й] и [и] акустически близки друг другу. Значит, это сочетание следует рассматривать последним.Методически целесообразно представить материал о способах обозначения звука [й] обобщенно. Для этого уч-ль может по ходу урока составить с учащимися схемы, показывающие зависимость обозначения [й] от его позиции в слове.

При подборе слов для упражнений лучше всего использовать такие, в кот-ых буквы Е, Ё, Ю, Я находятся в ударных слогах, - в безударных эти буквы могут обозначать звук, близкий к [и], например объ[йи]вление.Алфавит и звуковой состав русс. яз. Для того чтобы углубить представления уч-хся об отношении фонемного состава русс. яз. и алфавита, желательно сравнить известную детям со времен изучения грамоты ленту букв с таблицей, на кот-ой дан весь состав согл. Повесив рядом с таблицей согл. звуков ленту букв, можно поразмышлять со школьниками над вопросами: почему буквы Л, М, Н, Р, Й выделены на ленте в отдельную группу? Сколько всего звонких согласных звуков не имеет глухих пар? (Ответ: 9.) Какой звук среди непарных звонких не имеет не только глухой, но и твердой пары? Почему на ленте букв Х, Ц, Ч, Щ выделены в отдельную группу?

Вопросы, кот-ые помогают лучше понять соотношение алфавита и состава фонем:

1.Каких звуков больше в русском языке: звонких или глухих? Сколько всего пар по звонкости – глухости?2. Сколько звуков, парных по мягкости-твердости?3.Назовите звонкие звуки, не имеющие глухих пар, и глухие звуки, не имеющие звонких пар.4. Назовите мягкие звуки, не имеющие твердых пар, и твердые звуки, не имеющие мягких пар.

Можно придать работе с таблицей занимательную форму. Предложить разгадать слово по его характеристикам: 1-й звук – глухая пара звука [б], 2-й – гласный звук [у], 3-й – глухая пара звука [ж], 4-й – глухая пара звука [г’], 5-й – гласный звук [и], 6-й – твердая пара звука [н’].

Организация фонетико-графического разбора. Фонетико-графический разбор – один из видов звуко-буквенного анализа. Его цель – выяснить соотношение звуков и букв в слове. Задача фонетико-графического разбора в том, чтобы ученик на конкретных словах наблюдал слоговой пр-п русс. графики, не отвлекаясь на др. вопросы. При этом следует использовать слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях. Раньше всего ученик слушает и вычленяет звук, затем дает ему характеристику. Для того чтобы мл. шк. не записывал качества звуков словами, ему предлагается помещать рядом с транскрипционным значком условный знак – характеристику звука. Напротив каждого звука (или звуков) помещается буква, которой он обозначается. Запись сопровождается устным комментарием, например:В слове [с’эм’] 1-ый звук [с’с’с’эм’] – [с’] – согласный глухой мягкий и т.д., 1-ый звук [с] обозначаю буквой «ЭС» и т.д. Особенности обозначения на письме гласн. после шипящих и Ц. Эти звуки не противопоставлены другим согл. по признаку твердости – мягкости. Поэтому буква гласного после них утрачивает одну из своих функций: она уже не указывает на твердость или мягкость предыдущего согласного.

Опытные уч-ля правило правописания сочетаний ЖИ – ШИ объясняют по-разному. Первое объяснение – грамматическая сказка, в которой буквы Ж и Ш поссорились с буквой Ы, а Ч и Щ – с буквами Я и Ю. С тех пор эти буквы никогда не соседствуют в слоге СГ» Второе объяснение: «В слове лыжи звук Л твердый, поэтому после буквы Л пишем букву Ы. Звук Ж тоже твердый, но после буквы Ж нужно писать букву И: так договорились между собой люди. Когда-то очень давно звук Ж в нашем языке был мягким, и с тех пор осталось правило: после буквы Ж не пишется буква Ы». Затем учитель прикрепляет на доске карточку, на которой большими буквами написано ЖИ - ШИ с подчеркнутой буквой И, и учащиеся приступают к записи слов с этим буквосочетанием, подчеркивают букву И. (Рамзаева Т.Г. «Уроки русского языка в первом классе»). В корнях слов после Ц преимущественно пишется И (а не Ы): цирк, нарцисс, циркуль, цитата. Исключения: цыган, цыкать, на цыпочках, цыпленок, цып-цып (междометие), цыпки и производные от них.После Ц пишется О: цокать, цокот, цокотуха. В иноязычных словах в безударном положении пишется как о, так и е: Герцеговина, герцог, герцогиня.

 

18. Особенности преподавания интегративного курса «Окружающий мир» по учебно-методическому комплекту А.А. Вахрушева «Мир и человек» с 1-4 класс.

Одна из трудностей преподавания в нач школе состоит в том, что множество наблюдаемых явлений которое дети пытаться понять и осмыслить, часто превышает тот круг представлений, который они могут осмыслить. Дети узнают много из книг, телевидения, разговора со взрослыми, и т.д., они задают много вопросов, чтобы понять суть многообразных явлений, которых находятся в окр. мире, поэтому возможны 2 подхода к преподаванию в нач школе.1.Исходит из глав принципа доступности. В основе этого принципа лежит положение о том, что доступным для человека является то, что соответствуют объему накопленных им знаний и умений, способов мышления. Если придерживаться этого принципа, то может увидеть, что имеется только узкий круг понятий, которые могут быть определены научно, а сама познавательная деятельность учащихся намного шире. Одним из источников формирования у детей понятия является их жизненный опыт (наблюдение, общение). Все это может привести к тому, что у человека сложится неверные знания. Понятия, которые образовались в результате целенаправленного взаимодействия ученика с учителем будут более содержательными, объемными, развитыми, чем те, которые сложились стихийно. Ребенку трудно самостоятельно выделять существенное, отличить его от случайного, установить связь. Присутствие стихийного образования и развития является единственным процессом познания действительности, где дети проявляют свои личностные качества.

2. предполагает ответы учителя на любой вопрос. Преимущество этого подхода – поощрение любознательности и обучение школьников пониманию своих наблюдений. Ответ должен быть квалифицированный, учитель должен заранее готовится к ответам на вопросы. И поскольку дети не в состоянии сразу воспринять ответ, должна присутствовать популяризация. Поскольку специфика психологии ребенка состоит в том, что он воспринимает мир со своей позиции, перенося объективный мир на субъективное восприятие, при этом оживляя и одушевляя окр. мир и поэтому научная информация, которая содержится в специальной книге должна быть изложена не только просто и популярно, но и научно грамотно.

Цели курса «Мир и человек». Авторы курса «Мир и человек» поставили своей 1-й целью разработки серии книг для младших школьников, которые давали бы современную картину устройства мира и в том же время разговаривали бы с ними на доступном языке. Все это позволяет подготовить учеников к жизни в современном обществе. 2-я цель - разработка экологического подхода.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.