История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-05-13 | 1020 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского. Ушинский родился 2 марта 1824 г. в г. Туле. Рос и воспитыв-ся в г. Новгороде-Северском. До 11 лет он обуч-ся дома, затем поступил в гимназию, кот-я хар-зовалась духом демократизма и товарищ-ва, уваж-я к наукам и стремл-я к зн-ям.
В годы обучения в гимназии он много читает и занимается самост-но.
Стремл-е к самообр-ю станет одной из самых характерных черт его личности. Многие знания о жизни он почерпнул из общения с крестьянскими детьми.
В 1840 г. становится студентом юридического фак-та Московского ун-та. В 1846 г. Уш-й нач-ет работу профессора в Ярославском Демидовском лицее. Уже в первой лекции он говорит о свободе личности, о большой ответств-ти молодого поколения за будущее общества.
Было замечено, что он оказывает большое влияние на ст-тов. Его заменили более благонадежными людьми.
Оказавшись без ср-в к сущ-вованию, Уш-ий был согласен на любую пед-скую работу. А пока приходилось работать чиновником в Петербурге.
В Петербурге Уш-кий сотрудничает в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения», публикует свои лит. пр-ния. В его статьях уже видна идея, кот-я станет основной в педагогике Уш-го — идея народности и родного языка.
1855—1859гг. — время увлеченной деят-ти Уш-го в Гатчинском сиротском институте в кач-ве преп-ля словесности, а позже — инспектора классов. Там он провел преобр-ния в учеб. работе, повлиял на постановку восп-я.
В 1859—1862 гг. Ушинский работает инспектором классов в Смольном институте благородных девиц, куда он пришел с планами преобр-ния учебно-воспит-ной системы на новых пр-пах. Преодолевая огромное сопротивление начальства, ему удалось за 3 года произвести реорганизацию. Вот некоторые из нововведений:
|
-сокращение срока пребыв-я в институте с 9 до 7 лет; -уравнивание объема знаний в «благородном» и «неблагородном» отделениях; -введение отпусков девиц на каникулы; -введение двухлетнего пед-го класса.
Были пересмотрены учеб.план и прог-мы: введено преп-ние ест-ния и физики, увеличено кол-во часов курса родного языка за счет иностранных.
Но инспектор классов резко критически относится к принятой в институте постановке обуч-я и восп-я. Императрице подали жалобу на Уш-го, и ему было предложено подать заявление об уходе из Смольного. Его отправили в длительную командировку за границу. 5 лет прожил он в Швейцарии. Уш-му приходится много ездить по Франции, Германии. Продол-ся упорная работа по изуч-ю западной школы, по сост-нию собст-х проектов разв-я нар. просвещения в России. Именно в то время были написаны самые знам-е его работы: «Родное слово. Год 1-й и 2-й» (книги для нач. шк. впервые изданы в 1864 г.) и «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», 1й и 2й тома которой вышли в 1868—1869 гг.В 1867 г. Уш-кий возвращается в Петербург. На родине он много пишет и много публикуется.
В 1870 г. здоровье Уш-го резко ухудшилось, он отправился в Крым для лечения и по дороге простудился. Скончался он в Одессе 22 декабря 1870 г.Обоснование педагогики как науки и искусства. Связь педагогической теории и опыта.
Педагогика как наука. В «Пед-кой антропологии» Уш-кий подчеркивает, что в педагогике необх-мо выделить два пласта:
-педагогику в «обширном смысле» — как собрание знаний, необходимых и полезных воспитателю;
-педагогику в «тесном смысле» — как собрание воспитательных правил.
В целом же можно сделать заключ-е, что педагогика в понимании Уш-кого — это наука о законах разв-я человека и способах его восп-я на основе этих законов.При опр-нии науч. содерж-я пед-ки важно выявить роль в нем теории и практики. В общ-ве 2 точки зрения: 1 – пед-ка как теория об абстрактных началах восп-я, 2 — как практика восп-я, не имеющая никакого отн-ния к фил-ким теориям, ее чаще всего выск-ют практики. Разницу между этими крайностями заполняет теоретико-практическая педагогика. В теории передается мысль, выведенная из опыта, а не сам опыт; его невозможно воспроизвести повторно. Призывая пед-гов изучать пед.теорию, Уш-й предостерегал от стремл-я получить готовый рецепт восп-я.
|
Педагогика как искусство. Только знания основ наук о человеке недостаточно для достижения успеха в воспитании, необх-мо быть творцом в созидании лич-ти ребенка. Поэтому пед. деят-ть — это искусство. Оно опирается на мн-во обширных и сложных наук; как и любое иск-во, оно требует, кроме знаний, наличия сп-тей и наклонностей и, как любое иск-во, стремится к идеалу. Пед. деят-ть — это высшее иск-во потому, что она стремится удовлетворить стремл-е чел-ка к усовершен-ям в самой чел-кой природе. Поэтому педагогика — это и наука, и искусство воспитания.
Антропологический принцип. Предмет воспитания. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» - так назвал К.Д. Ушинский свой труд в двух томах (1868г.-1й том, 1869 -2й том).
Антропологию Уш-кий понимал широко, как совок-сть ряда наук: анатомии, физиологии и патологии человека, психологии и др., изучающих чел-ка и его деят-ть. В этих науках излагаются и систематизируются факты о человеке — предмете восп-я. Особое знач-е имеют физиология и психология, т. к. они могут объяснить по возм-сти те психофизиол-кие явл-я, с кот-ми имеет дело воспитатель.
Предпринятая им попытка «антропологизации» педагогики посвящена рассмотрению психофизиологических и социальных основ воспитания.В «Педагогической антропологии» Уш-кий исследовал физиологические стороны организма чел-ка и обусловленные ими психические явл-я. Этот анализ понадобился ему для того, чтобы в самой чел-кой природе отыскать средства и резервы воспитания, получить возможность влиять на развитие ума, чувств, воли. На основании изуч-я природных задатков и особ-тей психики Уш-кий определил пед-кие закон-сти, позволяющие открыть приемы, методы, ср-ва восп-я и обр-ния. Пед. антропология призвана осуществить задачу целостного рассмотрения чел-ка, т. к. пед. деят-ть требует многосторонних знаний о предмете восп-я.С позиций антропологии Уш-кий решал вопрос о роли наследственности, общественной среды и воспитания в разв-и чел-ка. И здесь, используя целостный подход, он утверждает, что все эти сост-щие одинаково значимы, их учет необходим педагогу в практической деят-ти.
|
Но стержневая идея Уш-го — необходимость для педагога знания предмета воспитания — человека, — и сегодня остается актуальной. Более того, эта идея лежит в основе современного профессионально-педагогического образования, определяя его направление и содержание.
Идея народности восп-я (опр-ние народности, отн-ние к зарубежным системам воспитания, план создания народной школы, роль родного языка) К.Д. Ушинского. Центральной идеей всей пед. системы Уш-го является идея народности. В основе этой идеи лежало признание творч. сил народа в историч. пр-се, отражение в лит-ре и искусстве психологии народа, его нац. хар-ра.
Уш-кий первым поднял проблему народности в восп-нии, дал ей теоретич. обоснование и реально воплотил в практике. Осн. ее положения:
? Единой для всех системы восп-я не сущ-ет, у каждого народа она своя. Поэтому невозможно заимствовать у другого народа систему восп-я.? Каждый народ имеет свой идеал чел-ка, кот-й опр-ся общ-ной жизнью и разв-ся вместе с ним. Этот идеал воплощается в восп-и.? Невозможно воспитывать по чужой пед.системе. М/б заимствованы лишь отд-ные пед. идеи, но в практике они перераб-ся творчески в духе данного народа.? Народность предст-ет собой общ. закон-сть восп-я у любого народа, опр-ет цели восп-я и содерж-е пед. идей. Если восп-е хочет б/действенным, оно д/быть народным.? Не следует смешивать науку, которая является общей для всех народов, с воспитанием.
? Необх-мо разв-е общественной инициативы в деле восп-я; успешное реш-е проблем нац. восп-я возможно тогда, когда они станут семейными вопросами для каждого члена общ-ва.
Воплощение идеи народности возможно при наличии народной школы, участие в орг-ции кот-й должен принять сам народ. Восп-е, созданное самим народом имеет ту воспитательную силу, кот-й нет в самых лучших системах. Те люди, кот-м народ поручает орг-цию дела обр-ния, д/исходить из потреб-тей народа, из поним-я закон-тей его разв-я, помогая народу прокладывать дорогу вперед.
|
Однако Уш-й понимал и то, что простой народ беден и безграмотен, поэтому многие крестьяне не видят и нужды в школах. Следоват-но, без экономич. улучш-я положения народа невозможен подъем обр-ния; но в то же время, хорошо поставленное народное обр-е будет влиять на поднятие уровня экономич. жизни. Уш-й твердо верил, что разв-е любого гос-ва зависит от степени обр-ния народа.
Важным являлся вопрос о том, чему учить в народной школе. В статье «О необх-сти сделать русские школы русскими» (1867) Уш-й писал, что ни гимназии, ни ун-ты не озабочены изуч-ем отеч. истории и к-ры, что образованная часть общ-ва ориентирована на изуч-е иностр. языков. Подлинная народность в восп-и и обр-нии выраж-ся и проявл-ся, прежде всего, в родном языке. Вместе с языком усваиваются и духовные ценности, созданные предшествующими покол-ями, познается окр-щая жизнь, история.
Образцом изуч-ая род. языка стали книги Уш-го «Детский мир. Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864). Они содержат пр-ния уст. нар. творч-ва, фрагменты из классич. лит-ры: Тютчев, Фет, Некрасов, Никитин, рассказы о природе, жизни крестьян.Кроме рус. языка в народной школе необх-мо изучать основы истории, географии, ест-ния. Идея народности в восп-и еще при жизни Уш-го приобрела общ-ную поддержку и стала воплощаться в практику шк-го обр-ния.Цели и вытекающее из них содержание образования.
Одной из целей обр-ния, как ее понимает Уш-кий, можно назвать развитие мышления, общих умственных сп-тей человека, выступающее как развитие их многочисленных составляющих. Решая задачу подг-ки для жизни нов. покол-й, школе необх-мо отобрать такое содерж-е обуч-я, при кот-м будет возможным осуществить гл. цели обуч-я:
• разв-е психики уч-ка, в том числе умств. сп-бностей;• подготовка ученика к настоящей и будущей жизни;
• развитие мировоззрения и нравственных убеждений.
Школьные дисциплины. Необх-ми для изуч-я в школе Уш-й считает те дисциплины, которые дают многообразные знания о природе и общ-ве, сп-ют всестороннему разв-ю и подготавливают к жизни. Этой общей задаче целостного и всестороннего разв-я уч-ка д/б подчинена вся деят-ть школы и уч-ля. Мат-лами, необх-мыми для такого разв-я, обладают род. язык, география, история отечества, ест-ние, матем-ка, лит-ра. Общечеловеческое обр-ние, в отличие от узкоспециального, ведет к гармоничному, целостному разв-ю лич-ти, объясняет жизнь и вводит человека в нее.
При отборе содерж-я школьных дисциплин необходимо отдавать предпочт-е тем, кот-е разв-ют мировоззр-е. Особую роль в этом пр-се вып-ют науки гуманитарные, помогающие уч-ку осознать назнач-е человеч. жизни и деят-ти. Хорошо продуманное и организованное обуч-е содействует цели нравственного разв-я реб-ка.
Учебный труд. Серьезный труд всегда тяжел, утверждает Ушинский в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860), и предлагает средства, способные развить привычку к труду.
1.Не учить ученика, а только помогать ему учиться. На долю ученика необходимо оставить столько труда, сколько он в состоянии одолеть.2.Не надрывать сил ребенка в умст-ной работе. Но и не давать им засыпать.
3.Приучать к труду постепенно.4. Менять виды трудовой деятельности. Отдых от умственного труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело (игра).
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!