Основы совершенствования речевой деятельности учащихся. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Основы совершенствования речевой деятельности учащихся.



Речевая деят-ть описана многими психологами и лингвистами (А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, Н.И.Жинкин и др.) Она складывается из желания и умения говорить и слушать, то есть общаться. В школе формируются такие коммуникативные умения, как умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста инфор-цию в соответствии с коммун-ной задачей.

Одно из решающих условий успешного формирования коммуникативных действий — овладение уч-лями методиками организации в классе учебного сотрудничества (учитель — ученик, ученик — ученик). По своей мотивац-ной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием.

В порождении высказывания различается несколько этапов. Доязыковой этап (звено ориентировки) харак-тся наличием мотива и общего смысла будущего высказывания. Мотив исходит из потребности чел-ка разрешить некую речевую ситуацию и образует "сплав" с коммуникативным намерением (интенцией), т.е. целью будущего коммуникативного акта. Этап программирования и отбора языковых средств зависит от таких условий, как речевой контекст (реплики собеседника или исходный текст), степень владения языком (правильность, темп, владение единицами), соответствие ситуации, опыт коммуникации, аффективное состояние и т.д. Этап реализации высказывания состоит из 2х частей: а) лексическое и грамматическое структур-ние во внутренней речи (отбор тематической лексики), б) моторная реализация во внешней речи, зашифровка в звуковые комплексы-слова, кот-ые с помощью речевого аппарата определяются в виде акустических сигналов или графических знаков. Этап контроля (говорящий оценивает результат своей речи, ее эффективность).

В 1 классе коммуникативно-речевые ситуации наглядно показывают, как происходит пр-сс общения, какими вербальными (словесными) или невербальными средствами он обеспечивается. Уч-ся получают 1-ые представления о речевом этикете, устной и письм-ной речи, получают элементарные сведения о тексте. Текст рассматривается как речевое произв-ние, как результат общения. Дети учатся отличать текст от предложения, упражняются в составлении текста на определенную тему по вопросам.Во 2 кл. уделяется внимание практическому освоению интонационно-выразительной стороны речи, формируется культура речевого общения. В учебники включаются упр-ния, помогающие уч-ся в пр-ссе общения решить ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.).



В 3-4 кл. уч-ся ориентируются в речевой ситуации (кто говорит, кому говорит, что говорит). Особое внимание детей привлек-ся к смысловой стороне речи, к различным формам ее выражения, развивается умение ребенка поддерживать разговор с партнером, проявлять к нему должное внимание и уважение. Уч-ся наблюдают за функцион-ем языковых единиц (слов и предл-ий) в речи.

В 4 кл. уч-ся, пользуясь моделью речевого общения, осознают такие важные его аспекты, как ролевые отношения (кто говорит, кому говорит), содержание речи и ее словесное оформление (что говорит и как говорит), размышляют над целью и мотивами общения (зачем говорит, почему говорит), используют формулы речевого этикета в устном общении, фиксируют их в письменной речи. Расширяются представления о диалоге, закрепляются умения составлять рассказы на заданную тему, воспроизводить содержание прочитанного в краткой и полной форме. В 4 кл. акцент делается на вопросах совершенствования письм-ой речи, на написании изложений, сочинений, текстов делового характера. Формируется умение различать научный и худож-ый текст, находить средства выразит-сти для создания худож-ных текстов; при работе с научно-познавательными текстами обращается внимание на логичность изложения материала, на точность использования понятий.

Совершенствование речевой деятел-ти уч-ся осуществляется и в работе над текстом. Уже в 1 кл. дети учатся отличать текст от набора слов или предлож-ий. Текст – это объединенная смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.



Выделяют три типа текстов: описание; повествование; рассуждение.

Повествование - это рассказ о событиях, развив-хся действиях или состояниях. Повест-ие изображает динамические ситуации. Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, понятие о составе и свойствах объекта путем перечисления его признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может служить описание места преступления в судебной речи. Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.

Речевое (коммуникативное) умение - это способность чел-ка осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммун-ных задач и на основе выработанных навыков и приобретенных знаний. Как показали исследования Т.В.Ладыженской, чтобы создать высказывание, ученик д/владеть вполне определёнными умениями, кот-ые перечислены в соответствии со структурой речевой деятел-сти. Эти умения явл-тся общими как для мл. шк-ков, так и для взрослого чел-ка. Поэтому в шк. надо формировать одни и те же речевые умения во всех классах. Различным будет лишь речевой материал текста, стиль речи, жанр.

Речевые умения. I. Умение ориент-ться в ситуации и содержании речи. Дети д/научиться отвечать на след-ие вопросы: Зачем говорю и пишу? (задача речи), Каковы особенности адресата? К кому я обращаюсь?, Какой предмет речи, о чём я собираюсь говорить и писать?, Что я хочу донести, какова основная мысль?

II Умение план-ть высказывания. Дети д/научиться:Намечать ход развития мысли, последовательность, Намечать ведущий тип речи, Намечать жанр речи, Соблюдать требования к отбору содержания и языковых средств с учётом задачи, адресата, жанра и т. д.

III Умение создавать устные или письменные высказывания, т. е.:•Отбирать необходимое содержание с учётом типа речи, жанра, распределить это содержание по микротемам.•Выбирать языковые средства, формируя каждую мысль, конструируя предложения с учётом стиля речи, типа речи, жанра, требований культуры речи.

IV Умение осуществлять контроль за речью, то есть•Оценивать соответствие высказывания ситуации общения требованиям речевого поведения. •Воспринимать или предполагать реакцию партнёра.•Совершенствовать высказывания.

Методы и приемы совершенствования речевой деятельности:1.Имитативные методы: (обучение по образцам): анализ образцовых текстов, синтез собственных языковых конструкций, моделирование образцовых текстов, обобщение, вывод правил, пересказ, письменное изложение с творческими дополнениями, художественное чтение, рассказывание и т.п. 2.Коммуникативные методы: ролевые игры, походы, экскурсии, наблюдения, ведение записей, дневников, создание сюжетов и т.п. 3.Метод конструирования: толкование значений слов и оттенков их значений, работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологическими единицами, работа со словарями, составление словосочетаний с конкретными словами, составление предложений заданного типа по схемам-моделям, распространение предложений и т.п.

Оптимальной класс-цией к обуч-ю речи как деят-ти признана класс-ция И.Я. Лернера, 3 гр. м-дов:- рецептивные,- репродуктивные,-продуктивные: - частично- поисковый (эвристич.); - исследовательский; - творческий.По такому же пр-пу класс-цируют и типы упр-ний. Н-р, упр-ие эвристич. хар-ра м/б след.: заполнить таблицу своими примерами; упр-ие исслед-го хар-ра: самост-но составить обобщ. таблицу, схему, выявить языковые факты в речи и сформ-ть выводы по теме; упр-ие тв-кого хар-ра: составить текст, написать соч-е.1.Рецептивный м-д (объяснит.- иллюстр-й). Приемы: рассказ уч-ля, беседа, чт-е правил и памяток, набл-е над языком и речью( работа с текстами-образцами), показ алг-мов порожд-я и воспр-я текстов, применение правила, чтение словарной статьи. Этот м-д исп-ся для форм-ия зн-й о речи и речеведч-х пон-й (план, осн. мысль, тема текста, тип речи). важн. рецептивный прием разв-я речи – заучив-е наизусть, кот-е обечп-ет насыщение тв-кой память уч-хся образцами речи.2. Репродуктивный м-д. Приемы: излож-е и пересказ текста; работа с деформир-ным предл-ем и текстом; ан-з слова, ан-з текста по памятке; подбор синонимов, антонимов, однокор. слов; подбор и вставка слов по смыслу, толкование слов по словарю.

С пом. этого м-да форм-ся навыки и ум-я. Уч-ся реализ-ют на практике полученные зн-я о речи (сост-т словосоч-я, предл-я, переск-т текст). Репродуктивн. м-д м/б полным и неполным. Полностью воспроиз-ся язык-е модели в тех случаях, если грамм. конструир-е и знач-е сохр-ся, а лексич. на-полнение меняется. Среди м-дов РР преобл-ют приемы не-полного репрод. м-да. (Н-р, в упр-ях вставка слов по смыслу в предл-и; преобр-е деформир-х предл-й, выбор лексич. и грамм. синонимов). Особ-тью данного м-да яв-ся показ образцовых текстов, подражание, кот-е должно стимул-ть потр-ть созд-я собст. текста подоб-го ур-ня.

3.Продуктивный м-д.Приемы: Исслед-кий: проблемное излож-е зн-й, эвристич. беседа, самот. Толков-е знач-й слов, словесное рисование; опр-е темы, осн. мысли, ан-з текста; сост-е плана, заголовка, подбор языкового и фактического мат-ла; моделир-е язык-х ед-ц различ. ур-ня. Тв-кий:соч-е по теме и плану; подбор текстов на одну тему, но разных стилей, типов; созд-е текста на аналогич. Тему, но иного стиля, типа речи; соч-е загалок, историй по псловице; соч-е продолж-я извест. сказки или исх. текста. Для нач. шк. Хар-рен в бол. Степени эвристич. м-д. Продуктивные м-ды реал-ся на эвристич. ур-не при вып-ии след. упр-ий: составить план текста; опр-ть тему, осн. мысль текста, озаглавить; сост-е текста по опред. плану, редактир-е текста. Под тв-ким м-дом пон-ся словесное тв-во на уроке (созд-е реб-ком собств. монологич. выск-й). Продуктивн. м-д признается на сегодняшний день ведщим м-дом РР. Усл-ем эфф-ного разв-я речи яв-ся активное вкл-ние уч-ся в пр-сс словесного тв-ва. При этом 2 осн. дейст-ями, кот-е форм-ся у уч-ся, д/стать дейс-е порожд-я смыслового содер-я текста (смысла и цели обр-ния) и дейст-е по словесному его выр-нию. Прод. м-д направлен, прежде всего, на обуч-е детей смыслу обр-ния и выр-ю дан. замысла. а сит-ция словесного тв-ва яв-ся наиб. адекватной задачей форм-я данных дейс-й. В этом случае работа над словосоч-ем, предл-ем, словом приобретает конкретный смысл – сделать свою речь понятной для других, точно передать то, что хотел, отсюда следует и выс. ур-нь мотивации реч. деят-ти. Рецептивный и репрод-й м-ды обесп-ют форм-е обобщен. речеведч-го пон-я (тема, идея, микротемы, заголовок) и на этой основе выработку ум-й и нав-в. Продуктивн. м-ды обесп-ют не т-ко форм-е и разв-е ум-й и нав-в реч. деят-ти, но и способствуют разв-ю реч. способностей уч-ся.






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.01 с.