Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Система форм и методов воспитания младших школьников.

2017-05-13 1744
Система форм и методов воспитания младших школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Воспитание явл-тся одним из ведущих понятий в педагогике. Воспит-ие в широком смысле рассматр-тся как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспит-ие в узком смысле рассматр-тся как специально организованная деятел-сть педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях пед. пр-сса. Деятел-сть педагогов в этом случае называется воспит-ной работой.

Виды воспит-ия: умственное, нравственное, трудовое, физическое и т.д. По стилю отношений м/у воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание.

Целенаправленное управление пр-ссом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспит-ная работа. Там, где есть воспит-ие, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с др. стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Сущность методов воспитания и их классификация

Понятие о методах воспитания. В сложном и динамичном пед. пр-ссе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспит-ия, кот-ые всегда явл-тся задачами соц-ного управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспит-ия.

Методы воспитания – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы явл-тся одним из тех механизмов, кот-ые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников.

Метод восп-ия распадается на составляющие его элементы, кот-ые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самост-ой пед-ой задачи, а подчиняются той задаче, кот-ую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы м/б использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы уч-ля, придают индивидуальность манере его пед. деятел-сти. Используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспит-ного пр-сса.

Классификация общих методов воспитания.

• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

• методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Методы формирования сознания личности

Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. К рассказу как методу пед. деятел-сти предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности (10 мин. в начал. кл.)

Большое значение имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятел-сти. Три задачи этого метода при его применении в воспит-ной работе: вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

Беседа – это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся. Основное в беседе - это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих уч-ся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, уч-ль, как правило, д/намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы. Индуктивная беседа обычно перерастает в так называемую эвристическую, поскольку уч-ся от частных наблюдений приходят под руководством учителя к общим выводам. При дедуктивном построении беседы дается сначала правило, вывод, а затем организуется его подкрепление, аргументирование.

Этапы беседы: 1.обоснование темы, кот-ое д/подготовить уч-ся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу;2.уч-ль дает материал для обсуждения, а затем так

3.постановка вопросов (благодаря им, уч-ся д/самост-но придти к выводам и обобщениям.

4.уч-ль подытожив все высказывания, формулирует решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой нормы в практике поведения и деятельности уч-ся.

Лекция. Лекцию как метод надо отличать от лекции как организационного оформления взаимодействия педагога и уч-ся в учебно-воспит-ном пр-ссе. Лекция в школе во многом приближается к рассказу, вместе с тем она отличается большей информативно-познавательной емкостью, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений, большей продолжительностью. Именно поэтому лекции применяются в основном в старших классах средней школы, в вечерних (сменных) школах, в техникумах и вузах. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом.

Дискуссия и диспут. Ситуации познав-ного спора, дискуссии, при их умелой организации, привлекают внимание шк-ков к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации. Обязательное условие дискуссии - наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. В учебной дискуссии последнее слово д/б за уч-лем, но это не означает, что его выводы - истина в последней инстанции.

Диспут как метод формирования суждений, оценок и убеждений в пр-ссе познавательной и ценностно-ориентационной деят-сти не требует определенных и окончательных решений. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них др. людей. Для участия в диспуте надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказат-ства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения. В пед-ком плане важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению, содержали жизненно важную для шк-ков проблему, по-настоящему волновали их, звали к искреннему разговору.

Наиболее общее назначение диспутов и дискуссий - создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений.

Метод примера. Подражательности служит психол-ской основой примера как метода пед. влияния. Подражание формирует у детей действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные, сходные по ведущей идее примера. Мл. шк. обычно выбирает себе для подражания готовые образцы, воздействующие на него внешним примером.

Этапы подражания: 1.в результате восприятия конкретного действия др. лица у шк-ка появляется субъективный образ этого действия, желание поступать так же, 2.образуется связь м/у примером для подражания и последующими действиями, 3.происходит синтез подражательных и самост-ных действий, на кот-ый активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности

Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. Приучение невозможно без ясного представления о том, что д/б усвоено. Предписывая уч-ся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле. Опытные педагоги большое значение придают показу образца воспитываемой формы поведения, созданию положительного отношения к ней. Вначале следует добиться точности производимого действия и лишь затем - быстроты. Метод приучения предполагает контроль за выполнением действия. Контроль требует благожелательного, заинтересованного отношения уч-ля к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы. Важно организ-ть самоконтроль уч-ся.

Метод приучения варьирует в зависимости от возраста, условий жизни и воспитания. Одним из испытанных средств приучения к заданным формам поведения является режим жизни и деятельности учащихся.

Метод приучения тесно связан с методом упражнения. В основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятел-сти, а упр-ние делает ее личностно-значимой. Воспитывающие ситуации – это создание внешней обстановки, кот-ая вызывает у уч-ся необходимое психическое состояние, представления, чувства, мотивы, поступки. По своему существу, это упр-ния в условиях ситуации свободного выбора. Поиск выхода из специально созданной уч-лем ситуации - это упражнение в нравственном поведении, работа не только ума, но и сердца.

Педагогическое требование. Пед. требование д/не только опережать развитие личности, но и переходить в требования воспитанника к самому себе. Оно м/выступать перед уч-ком как конкретная реальная задача, кот-ую ему надлежит выполнить в пр-ссе той или иной деятел-сти. Требование м/вскрывать внутренние противоречия пед. пр-сса, фиксировать недостатки в поведении, деятел-сти и общении уч-ся и тем самым побуждать их к дальнейшему росту и развитию. Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе, вносят дух организованности в деятел-сть и поведение уч-ся. По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Предъявление требований определяется установленными правилами поведения, критериями оценки ЗУН по всем предметам, установленными правилами внутреннего распорядка и другими факторами.

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности

Соревнование. Соревнование в пед. пр-ссе строится уч-лем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение уч-ся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятел-сти поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы.

В наст. вр. соревнование по конкретным показателям успеваемости уч-ся не проводится, и не д/проводиться. Но в условия соревнования мл. шк-ков, например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять д/з, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятные тетради, строго выполнять школ-ый и домашний режим дня, читать дополнительную литературу.

Соревнование м/б коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В пр-ссе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.

Действенность соревнования существенно повышается при разумном насыщении как учебной, так и внеучебной деятел-сти вытекающими из самой логики образовательного пр-сса ситуациями переживания успеха, связанными с полож-ными эмоц-ными переживаниями.

В переживании ситуаций успеха особенно нуждаются уч-ся, испытывающие определ-ые затруднения в учении. Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятел-сти отдельного уч-ся или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, кот-ый избран и проводится уч-ком в жизнь. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятел-сти. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес: плохо, если ученик ждет награды за малейший успех. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива.

Наказание - это такое воздействие на личность шк-ка, кот-ое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает уч-ся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Это состояние порождает у шк-ка потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания - ни физические, ни моральные. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого. Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогический совет и т.д. Всякое наказание д/сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок.

Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании Управление пр-ссом воспит-ия невозможно без обратной связи, кот-ая несет характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.Чтобы оценивать эффективность воспитат-ного пр-сса, необходимо изучать деятел-сть и поведение воспитуемых. Под эффективностью воспитания понимают степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям воспитания.

К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Педагогическое наблюдение характер-тся непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения - непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр. Чтобы успешно использовать наблюдение для изучения воспитанности личности, надо вести его с конкретной целью, владеть программой изучения личности, критериями оценки ее воспитанности.

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности уч-ся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания уч-ков, чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п. Опытные воспитатели для контроля за ходом воспит-ния шк-ков применяют и такой более сложный метод, как сознательное включение учеников в такие виды деятельности и общения, в кот-ых они м/наиболее полно проявить те или иные стороны своей воспитанности. Завершается контроль за ходом воспитательной работы оцениванием не только результатов воспитанности шк-ков, но и уровня воспитат-ной деятел-сти уч-ля и школы в целом.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.