Теория и практика обучения морфологии в начальной школе. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Теория и практика обучения морфологии в начальной школе.



Морфология занимает важное место в начал. курсе русск. яз., т. к. изучение частей речи способствует развитию логического мышления мл. шк., обеспечивает возможность совершенствования речи уч-ся на сознательной основе, явл-ся необходимой базой формирования у них навыков правописания. В то же время морфология является и самым сложным для ребенка разделом курса, поскольку его изучение предполагает усвоение понятий высокой степени абстракции и требует определенного уровня развития мысл-ных операций, способности к обобщению. Необходимыми условиями для овладения морфологическими знаниями и умениями явл-ся достаточный словарный запас, умение устанавливать связи м/у словами в предложении, а т.ж. знания из области словообр-ния и синтаксиса.

В соответствии с ФГОС уч-ся начал. кл. д/усвоить основные признаки 3-х знаменательных частей речи: имени сущ-ого, имени прил-ого, глагола. Мл. шк. учатся различать названные части речи на основе 1) общего лексического значения,2) вопросов, 3) постоянных и непостоянных морфологических признаков, 4) синтаксической функции. У уч-ся формируется общее представление о местоимении (на примере личных местоимений).

В большинстве современных программ по русс. яз. для нач. шк. предусмотрено увеличение объема усваиваемых шк-ками знаний по морфологии и более высокий уровень их обобщения.

Имена сущ-ные, имена прил-ные и глагол уч-ся начал. класс. осознают с пяти сторон:

1)что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие предмета),

2) на какие вопросы отвечает,

3) как измен-тся или какие имеет постоянные категории,

4) каким чл. предлож-ия выступает в предлож-ии,

5) какие имеет окончания; как образуется.

I класс включает проведение классиф-ии слов с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают. II класс является центральным в формир-ии понятия «часть речи». Уч-ся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков: роль в языке, обобщенное лексическое значение, категория рода, числа, времени (у глаголов), функция в предложении. В III классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи: изменение имен сущ-ых и имен прил-ых по падежам, глаголов по лицам. Также в III классе большое место занимает формирование навыков правописания окончаний.

Система изучения имен сущ-ых в начал. кл.

Работа в I и II классах над грамматическими признаками сущ. создает основу теоретических знаний для сознательного формир-ия навыка правописания. А при формир-ии навыка правописания падежных окончаний в III классе постоянно углубляются знания о роде, числе и падеже существительных. Задачи развития речи и мышления учащ-ся решаются в течение всех лет обучения.



I класс. Подготовительный этап. Подготовка уч-ся к осознанию понятия «имя сущ-ое» состоит в том, что дети учатся различать предмет и слово как название этого предмета, развивается внимание к смысловому значению слова, начинает формир-ся умение классиф-ть слова на группы с учетом их смысла. Классиф-ия слов по смысловому значению развивает умение сравнивать слова, устанавливая что-то сходное, умение абст-рагировать.

Однако для формир-ия грамматического понятия уч-ся недостаточно осознать конкретный смысл слова — необходимо усвоение грамматических признаков слова в единстве с осознанием его лексического значения.

Следующий этап (второе полугодие I класса) характ-ся спец. работой над лексическим значением имен сущ-ых и их грамматическим признаком. Уч-ся учатся отличать слова, отвечающие на в-с кто?, от слов, отвечающих на в-с что? В I классе у детей начинает формир-ся умение писать с большой буквы собственные имена сущ-ые.

II класс. Во II классе углуб-ся и систематиз-ся знания уч-ся о лексическом значении имен сущ-х, о собственных и нарицательных, об одуш-х и неодуш-х сущ-х (без термина); дети знакомятся с родом и числом.

Во II классе в процессе знакомства с родом имен сущ-х спец. внимание уделяется формир-ию навыка правописания окончаний. Программа ставит задачей научить правильно писать родовые окончания имен сущ-ых среднего рода.

При изучении рода имен сущ-х необходимо использовать слова, распознавание рода кот-х вызывает затруднения у уч-ся и они допускают ошибки: табель (м.), мебель (ж.), карамель (ж.) и т.д.

Целесообразно показать, как в случаях затруднения с помощью толкового словаря можно узнать род сущ-х.



Предметом особого изучения являются сущ-ные муж. и жен. рода кот-ые оканч-ся на шипящие: камыш, мышь.

В пр-ссе работы над числом имен сущ-х во II классе у уч-ся формир-ся умения:

1) различать слова в един-ом и множе-ом числе по смыслу и по окончанию;

2) образовывать от формы един. числа форму множ-ого числа наиболее употребительных в детской речи сущ-х и от формы множ-ого числа форму един. числа;

3) правильно употреблять сущ-ое в речи, учитывая при этом связь слов в предложении.

Система работы над именами существительными в III классе условно делится на четыре ступени:

1-ая ступень — понятие о склонении как изменении окончаний имен сущ-х по вопросам в зависимости от связи слов в предложении; изучение особенностей каждого из падежей.

2-ая ступень. 1, 2 и 3-е склонение имен сущ-х. На данном этапе у уч-ся фор-ся умение распознавать склонение имен сущ-х по роду и по окончанию в начальной форме.

3-ья ступень. Правописание падежных окончаний имен сущ-х в един. числе. Основная задача данного этапа — формирование навыка правописания безударных падежных окончаний и развитие осознанного употребления имен сущ-х в разных падежах.

4-ая ступень. Склонение и правописание имен сущ-х во множественном числе.

Система изучения имен прил-х в начал. кл.

I класс. 1-начальное ознакомление с прилагат-ными (пока еще и без термина) начинается с наблюдений над лексич-им значением прилаг-ых и вопросов, на кот-ые они отвечают.

II класс. Решение трех задач: формирование понятия «имя прил-ое», развитие умения точно употреблять прил-ые в речи, формир-ие навыка правописания родовых окончаний имен прил-ых.

2-классники выделяют показатели, свойственные именам прилагательным как части речи:

а) обозначают признак предмета,

б) отвечают на вопрос какой?,

в) изменяются по родам и числам,

г) относятся к существительным, вместе с которыми образуют словосочетания.

Система работы над глаголами в начал. кл.

Лингвист-ие особенности глагола довольно сложны, поэтому в начал. кл. уч-ся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи. При отборе материала учитывается степень его необходимости для осознанного решения речевых и орфографических задач. Уже во II классе проводится работа над видом глагола (без термина). Уч-ся наблюдают над упот-ем в речи гл-лов, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?, учатся правильно ставить вопрос к слову. Научить различать вид гл-ла с помощью вопросов важно уже во II классе, т. к. без этого невозможно изучение изменения глаголов по временам. Гл-лы НСВ, имеют формы наст., прошед. и будущ. (сложного) вр., гл-лы СВ наст. вр. не имеют. Невнимание к виду гл-ла нередко является причиной ошибок при образовании временных форм.

I класс. Подготовительный этап работы над гл-лами условно относится к периоду обучения грамоте. Подготовка к изучению гл-ла заключается в развитии у уч-хся внимания к лексич-ому значению слова.

Более целенаправленная работа над гл-лами начинается во втором полугодии I класса в процессе изучения темы «Слова, отвечающие на вопрос что делать?» У части гл-лов, как известно, лексическое значение совпадает с грамматическим.

II класс. Основные задачи данного этапа состоят в формировании понятия «глагол как часть речи», в ознакомлении с изменением гл-лов по числам и временам, овладении уч-мися умением образовывать временные формы гл-лов, наиболее употребительных в речи мл. шк..

III класс. Знакомство с неопределенной формой гл-ла, овладение спряжением гл-лов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний гл-лов. Задачи изучения глагола в III классе:

1. Углубить знания учащихся о глаголе как части речи

2. Развить навыки точного употребления глаголов в речи.

3. Познакомить со спряжением глаголов.

4. Подготовить учащихся к правописанию личных окончаний глагола.

 

 






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.009 с.