Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семья как субъект воспитания и развития младшего школьника. Основные формы работы учителя начальных классов с семьей.

2017-05-13 1100
Семья как субъект воспитания и развития младшего школьника. Основные формы работы учителя начальных классов с семьей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьиСоциология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье.Функции семьи по отношению к обществу:•физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках определенного государства;

•воспитательная функция — передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство;. производственно-хозяйственная. Социологи показали, что для того, чтобы освободить семью от хозяйственных забот (приготовление пищи, стирка, уборка жилища и пр.) потребуется дополнительно 40—45 млн человек;•организация досуга, так как значительная часть времени проводится вне работы, учебы (семейное общение).

Функции семьи по отношению к человеку:супружеская функция. Супруги — самые близкие люди, они взаимодополняют друг друга. Отдыхают, получают моральную поддержку;

родительская функция — семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей;организация быта. Известно, что семейный быт — самый комфортный быт в психологическом смысле.

Особенности развития современной семьи. К таким особенностям относятся:

•специфика социального уклада в городской и сельской семье. Н-р, отн-ния в сельской местности складываются таким образом, что каждый ребенок чувствует себя под строгим контролем односельчан. В городе такой контроль практически отсутствует;•существует прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе. Современные родители, как правило, имеют среднее или неполное среднее образование. Но современные родители — это активно работающие люди, и воспитание детей чаще всего возлагается на дедушек и бабушек, образование которых в большинстве случаев значительно ниже;• происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитании детей, характер взаимоотношений между родителями и детьми. В семье с большим доходом при проявлении педагогической слепоты не исключены случаи пресыщения (излишняя ласка, задабривание, закармливание и пр.). Пресыщение — это такое отн-ние к жизни, материальным и духовным ценностям, созданным людьми, кот-е проявляется в полнейшем пренебрежении, безразличии к предоставляемым благам;• идет процесс разукрупнения семьи — выделение молодой брачной семьи (так называемые семьи без дедушек и бабушек). Объективно процесс разукрупнения семьи может быть оценен как положительный. Это обеспечивает ее укрепление и развитие как самостоятельного коллектива. В отделенной семье складывается благоприятный психол-й климат для восп-я детей. Однако молодая семья испытывает на первых порах и трудности: бытовая неустроенность, осложнение с определением детей в детские сады и др. Преодоление этих трудностей — предмет заботы общества;• уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей. Типичной и для города, и для села является семья, воспитывающая 1-2 детей. Причины сокращения рождаемости многообразны: занятость на работе; недостаточная обеспеченность дошк-ми учр-ями; рост затрат на восп-е ребенка; неблагоприятные жилищные, бытовые условия семьи;• увеличение числа разводов. Нужно иметь в виду, что не всякий развод — плохо, поскольку устраняется источник негативного воздействия на психику ребенка.• увеличение числа однодетных семей. Однодетная семья ставит ребенка в затруднительное положение в плане общения, получения опыта коллективной деятельности. В однодетной семье у ребенка нет наставников, нет и подопечных. Однодетная семья суживает опыт коллективных отн-ний. Ребенок становится центром семьи, кот-я отдает ему всю ласку, внимание, заботу.Психолого-педагогических правила взаимодействия учителей с родителями:

Первое правило. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного рук-ля, т. к. это м/б источником обид, раздражения. Чаще всего родители знают свои обязанности, но у них не всегда получается. Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психол-ки родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, кот-е не имеют пед. подг-ки и высокого обр-ния, с поним-ем и ответст-тью относятся к восп-ю детей.Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Хорошо известно, что сущ-ют десятки способов решения пед. задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому д/б взгляд на пед-ку как на науку об общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный указатель.

Установление контактов с родителями, с семьей учащихся — первостепенная задача в работе учителя. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи школьника. (Посещение семьи должно осуществляться по приглашению. К посещению нужно готовиться).

Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. (Периодическая и научно-популярная литература по семейно-школьному воспитанию).

Одна из форм установления контактов с родителями — педагогические поручения. Виды пед. поручений.Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми — руководство кружком по интересам, детским клубом;

Поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю — содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками.

Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач, — участие в оборудовании кабинетов, в благоустройстве школы.

Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся

Вся работа школы с семьей делится на 2 осн. группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.

Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к совр. проблемам восп-я. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.Проводятся научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Опр-ся наиболее назревшая проблема семейного восп-я. В течение года проводится ее теор. и практич. изуч-е в школе и в семье.День открытых дверей, или родительский день в школе.

Классные родительские собрания. Один из подходов к их орг-ции — проблемная формулировка тем собраний и заинтересованное их проведение. Этому может помочь заранее составленный вопросник.

Индивидуальным формам работы: посещение семьи, педагогическое поручение. А так же педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

Социализирующее влияние воспитательных организаций

Воспитательные организации – одна из разновидностей социальных организаций, в которых присутствует фиксированное членство, а также системы власти, социальных ролей и формальных позитивных и негативных санкций. Воспитательные организации – специально воспроизводимые государственные и негосударственные организации, главной задачей которых является социальное воспитание некоторых возрастных групп населения.

Посредством системы воспитательных организаций общество и государство пытаются обеспечить равные возможности, с одной стороны, для воспитания непосредственно всего подрастающего поколения, а с другой стороны, для удовлетворения каждым своих позитивных потребностей, способностей и интересов.В процессе социализации детей, подростков, юношей воспитательные организации играют двоякую роль.С одной стороны, только в них осуществляется социальное воспитание как более или менее социально-контролируемая социализация, с другой стороны, они (как разные человеческие общности) влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по своим характеристикам мало или вообще не совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в процессе социального воспитания.

Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации принято считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий, которые способствуют индивидуальному развитию и духовно-ценностной ориентации; отделение подрастающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными свойствами применительно к действительной социально-профессиональной структуре общества.

На процесс самоизменения своих членов воспитательная организация воздействует в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, создающих более или менее нормальные условия для развития человека, удовлетворения им своих позитивных потребностей, способностей и интересов. В то же время практика реальной жизни организации влияет на вектор самоизменения.Воспитательные организации играют главную роль в контролируемой социализации. Социальное воспитание происходит в создаваемых специальных воспитательных учреждениях, помогающих развить возможности человека, его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношен ия, позитивно ценные для социума, в котором он растет.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.