Противоречия внешней политики ссср — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Противоречия внешней политики ссср

2019-08-03 483
Противоречия внешней политики ссср 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В СЕРЕДИНЕ 1950-х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-х гг.

XX съезд стал поворотным не только во внутреннем развитии Советского Союза. В отчетном докладе Н.С. Хрущева были обозначены новые принципы внешней политики СССР, которые существенно повлияли как на отношения между сверхдержавами, так и на положение СССР в социалистическом лагере.

Во-первых, в отношениях с капиталистическими государствами основным должен был стать принцип «мирного сосуществования», не исключавший экономического сотрудничества со странами Запада. Более того, политика «мирного существования» была объявлена единственной альтернативой «третьей мировой войне».

Во-вторых, Н.С. Хрущев призвал отказаться от представлений о мире, разделенном только на два открыто враждебных лагеря. По его мнению, вне этих союзов создавалась «обширная зона мира», в которую кроме социалистических стран входили государства движения «неприсоединения» и бывшие колониальные страны Азии и Африки, приобретшие независимость (Индия, Египет, Бирма, Индонезия и т.д.). СССР признал право народа любой страны самому выбирать путь общественного развития. Поддержка советским правительством национально-освободительного движения и демократический реформ, советская военно-экономическая помощь обеспечили СССР довольно сильное влияние в этих государствах. В международной политике появился новый фактор.

В-третьих, стремясь снизить темпы «гонки вооружения», которая отнимала значительные средства из бюджета страны, СССР в публичной международной политике стал выступать как защитник мира и инициатор разоружения. В частности, Советский Союз в одностороннем порядке сократил численность своих вооруженных сил, а в 1957 г. предложил приостановить ядерные испытания.

В-четвертых, стараясь изменить характер взаимоотношений со своими союзниками и сделать их более равноправными, советское правительство предоставляло лидерам стран «народной демократии» известную свободу в выборе тактики социального и экономического развития. Еще летом 1955 г. восстановив отношения с Югославией, СССР фактически признал «законными» иные модели строительства социализма. Однако эта позиция оказалась наиболее уязвимой в новом внешнеполитическом курсе СССР. В Европе это привело к попыткам существенных изменений политических режимов стран «народной демократии», а в Азии – к осложнению отношений, а затем и разрыву с Китаем.

По-прежнему центральное место во внешней политике Советского Союза занимали отношения с США. Новая политическая линия СССР «мирного сосуществования» со странами Запада не ограничивалась декларативными заявлениями. Комплекс предпринятых советской стороной мер действительно привел к ослаблению международной напряженности, «передышке» в холодной войне (хотя «гонка вооружения» только набирала темп) и «потеплению» в советско-американских отношениях.

Еще в 1955 г. СССР объявил об одностороннем сокращении своих вооруженных сил на 640 тыс. человек, а в 1956 г. – дополнительно на 1 млн. 200 тыс. человек12 (к 1958 г. в армии осталось 3,6 млн. солдат). В 1957 г. Советский Союз выступил с инициативой о приостановке ядерных испытаний, всеобщем сокращении вооружений ведущих держав и заключении соглашения об отказе первыми применять ядерное оружие. В 1958 г. СССР в одностороннем порядке прекратил ядерные испытания, в этом же году было подписан договор о сотрудничестве с США в области культуры и экономики, об обмене различными делегациями. Развернулись переговоры по проблеме Западного Берлина и заключения договоров с германскими государствами - ФРГ и ГДР13. СССР добился того, чтобы с 1955 г. возобновился приема в ООН новых членов, независимых государств Азии и Африки. Это усиливало блок неприсоединившихся стран14, совместной целью которых была борьба с колониализмом, что объективно ослабляло влияние в ООН США и стран НАТО.

В сентябре 1959 г. произошло беспрецедентное событие: советский лидер Н. Хрущев прибыл с визитом в США и совершил двухнедельную поездку по стране. На многочисленных приемах и пресс-конференциях советский лидер «превозносил выгоды сотрудничества обеих стран, а также идею мирного существования». Н. Хрущев знакомился с экономическим опытом США, в частности последовавшая затем «кукурузная компания» в СССР была прямым следствием его посещения фермерских хозяйств. Завершился визит переговорами с президентом США Д. Эйзенхауэром в Кэмп-Дэвиде. Никаких соглашений подписано не было, но как считал сам Н. Хрущев, что американская сторона готова пойти на уступки по германской проблеме. Как пишет Дж. Боффа: «Было больше шума, чем практических результатов. Однако в этой встрече были заложены основы прямого диалога между двумя странами, получившие развитие в дальнейшем».

Все это не означало конечно прекращения соперничества между сверхдержавами. Так разработка ракетных технологий позволила почти одновременно и советским и американским ученым приступить к освоению космоса. В 1957 г. СССР впервые в мире осуществил запуск многоступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты. 4 октября 1957 г. был выведен на орбиту первый советский спутник. Не отставали и американцы. На 21 апреля 1961 г. США наметили запуск пилотируемого человеком космического корабля. Но совершенно неожиданно для всего мира 12 апреля 1961 г. Ю. Гагарин совершил первым в истории человечества полет в космос. СССР опять оказался впереди.

Острый характер приобрело противоборство разведок. Продолжил свою разведывательную деятельность, теперь уже в качестве журналиста, один из бывших руководителей английской контрразведки МИ-5 Ким Филби. Другим успешно действовавшим советским агентом был также офицер Британской секретной службы Джордж Блейк. В частности, когда американцы и англичане с целью прослушивать подземные линии связи в Восточном Берлине, особенно идущие из советского военно-разведывательного городка, тайно выкопали 500 метровый тоннель, Дж. Блейк смог сообщить об этом и в течение двух лет противник получал дезинформацию. Крупную разведывательную сеть смог организовать в Англии Конон Молодый. Примеров много.

Американцы и их союзники также не оставались в долгу. Правда их успехи в вербовке были значительно скромнее. Наиболее крупным западным агентом стал полковник ГРУ (военной контрразведки) О.В. Пеньковский. С помощью микрофотокамеры О. Пеньковскому удалось отснять более 5,5 тыс. кадров. На пленках были запечатлены важнейшие сведения о советских баллистических ракетах (их оказалось меньше чем предполагали США), о системе пуска стратегических ракет, о ходе их испытаний, о военно-космической программе СССР и т.д. Однако после нескольких оплошностей он попал под подозрение и в 1962 г. был арестован. В мае 1963 г. О. Пеньковский был приговорен к смертной казни и расстрелян. Вплоть до конца 50-х гг. американцы активно использовали воздушную разведку (например, в воздушное пространство СССР периодически вторгались самолеты-разведчики У-2, летавшие на высоте не досягаемой для советских средств ПВО). Советский Союз был окружен целой сетью разведывательных и военных баз на территории Японии, Турции, Греции, Норвегии и т.д.

В целом отношения СССР с США и государствами Западной Европы характеризовались крайней неустойчивостью. Недолгое «потепление» и позитивные тенденции в диалоге с Америкой, в 1960 г. сменила новая конфронтация. 1 мая 1960 г. возле Свердловска (Екатеринбург) советской ракетой был сбит американский самолет-разведчик У-2. В ответ Н. Хрущев в мае 1960 г. в Париже, на 4-х сторонней встрече (СССР, США, Англия, Франция) по вопросу о статусе Берлина, потребовал от Д. Эйзенхауэра публичных извинений и прекращения разведывательных полетов, а после отказа американского президента, «свернул» участие советской делегации в долго готовившейся конференции.

Осенью 1960 г., после провала переговоров в Париже, Н. Хрущев лично прибыл на заседание Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. По призыву советского лидера в США приехали более 20 глав государств просоветского блока и третьего мира. Н. Хрущеву удалось добиться решения ООН о «полной и окончательной ликвидации режима колониального управления». Само заседание сопровождалось многочисленными демаршами, возглавляемыми представителями советской делегацией и лично Н. Хрущевым (особенно знаменито его «стучание» туфлей по трибуне и обещание показать «кузькину мать» мировому империализму).

Вслед за личной встречей в Вене Н. Хрущева и Дж. Кеннеди в июне 1961 г., которая так и не принесла конкретных результатов и лишь обозначила личную неприязнь между двумя лидерами, вновь остро встала проблема Западного Берлина. Граница между двумя частями немецкой столицы оставалась не полностью закрытой. Динамично развивающейся Западный Берлин был своеобразной «витриной» капитализма в центре ГДР, что создавало множество проблем для восточногерманского руководства. Через него на Запад бежали квалифицированные рабочие, интеллигенция, специалисты (общие потери для экономики ГДР оценивались в 2 млрд. марок ежегодно). Административные меры, угрозы, неоднократные призывы и обращения руководства ГДР к своим гражданам результата не давали – «голосование ногами» в пользу более высоких стандартов жизни в ФРГ продолжалось. К июню 1961 г. в ЦК КПСС мало уже кто сомневался, что нарастающее бегство из ГДР грозит экономическим кризисом и дальше игнорировать его было нельзя.

В конечном итоге советское руководство совместно с главой ГДР В. Ульбрихтом разработали план как закрыть последнюю «лазейку» в «железном занавесе». По воспоминаниям Н. Хрущева, решение о закрытии границы было принято на тайном «совещание представителей всех стран, входящих в Варшавский пакт. Присутствовали только секретари ЦК и председатели Совета министров. Был сделан короткий доклад и предложена такая тактика действий: в определенный час будут установлены шлагбаумы и другие пограничные атрибуты, войска подойдут к границе, спереди немецкие солдаты, которые начнут устанавливать контроль, а сзади, на каком-то удалении – цепи советских войск».

Рано утром в воскресенье 13 августа 1961 г. восточногерманское информационное агентство распространило коммюнике, в котором Запад обвинялся в том, что он подрывает хрупкую экономику Восточной Германии, поощряя ее граждан к бегству. Затем полиции и солдаты закрыли 80 пропускных пунктов. Почтовая и телефонная связь была прервана, все пограничные здания опечатаны. По обе стороны от границы войска были приведены в состояние полной боеготовности и в любую минуту готовы были открыть огонь. И хотя прямого столкновения удалось избежать, в последующие недели солдаты СССР и ГДР построили 6-метровую стену с колючей проволокой, минами, танковыми ловушками, сторожевыми башнями и патрулями с собаками. За время существования стены более 500 человек были убиты при попытке перебраться на Запад. Берлинская стена, ликвидированная лишь в конце 1989 года, стала символом не только раскола германской нации, но и всего мира на противоборствующие блоки. Морально и психологически эта стена являлась откровенным признаком слабости как Восточной Германии, так и СССР, признанием того, что «социализм» в ГДР в социально-экономическом смысле существенно проигрывал «капитализму» в ФРГ.

После берлинского кризиса советскому руководству нужна была демонстрация растущей мощи. В сентябре 1961 г. СССР отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию новых испытаний ракетного и ядерного оружия, в том числе самой мощной водородной бомбы на Новой Земле. Кульминацией нового обострения «холодной войны» стал «карибский» (кубинский) кризис.

В 1959 г. на Кубе к власти пришел лидер коммунистов Ф. Кастро, свергнувший проамериканского диктатора Батисту. С этого момента Советский Союз стал оказывать оказывал масштабную экономическую, а затем и военную помощь кубинским коммунистам. Зато США установили полную экономическую блокаду «острова свободы», а в 1961 г. при поддержке американской армии на Кубу попытались вторгнуться противники Ф. Кастро, но потерпели неудачу.

Н. Хрущев полагал, что США готовит новую операцию против кубинских коммунистов15. Гарантией независимости Кубы решено было сделать ядерное оружие. Не маловажной была и другая цель – размещение ракет с ядерными боеголовками на Кубе в 160-170 км от американской территории уравнивало шансы Советского Союза нанести ответный удар в случае ядерного нападения. На территории Соединенных Штатов не оставалось тем самым неуязвимых для советского ядерного оружия точек. СССР надеялся так же компенсировать существенное превосходство США в количестве ядерных зарядов16. К тому же это мог быть единственный адекватный ответ размещенным в Великобритании, Италии и Турции базам ядерного оружия, арсенал которых в начале 1962 г. пополнился новыми межконтинентальными ракетами «Минитмен».

Принимая решение о ввозе на Кубу ракет, Н. Хрущев не учитывал мнение ни дипломатов, ни военных разведчиков. Отвергнуты были возражения А. Микояна и А. Громыко. Это по существу была силовая акция первого секретаря ЦК КПСС и советского военного командования. Они исходили из явно заниженной оценки решительности США вообще и молодого президента Дж. Кеннеди в частности. Авантюристический характер акции подчеркивало и то, что часть кубинских военных, не зная подробностей договора с СССР, считала, что ракеты переданы кубинской армии.

Ракеты были доставлены на «остров свободы» в августе 1962 года. Американцы смогли обнаружить их только 14 октября, когда советские специалисты преступили к монтажу пусковых установок. «Советская угроза» никогда не была такой зримой для Соединенных Штатов. В США развернулась беспрецедентная антисоветская компания. 22 октября 1962 г. Дж. Кеннеди от лица американское правительство объявил об установлении морской и воздушной блокады Кубы и в ультимативной форме потребовало убрать ракеты с Кубы. Войска США и СССР были приведены в боевую готовность. Параллельно американцы начали подготовку к бомбардировке и вторжению на Кубу, которое несомненно привело бы к полномасштабной ядерной войне между СССР и США. Развернувшиеся переговоры между Н. Хрущевым и Дж. Кеннеди были осложнены тем, что 27 октября советской ракетой был сбит разведывательный самолет на Кубой, пилот которого погиб. Это была высшая точка противостояния. Однако благоразумие восторжествовало. Первым не выдержал Н. Хрущев согласившийся 26 октября (Кеннеди получил послание только 27 октября вечером) вывезти ракеты в обмен на гарантии со стороны США о невмешательстве во внутренние дела Кубинской республики и уважения ее суверенитета. Вслед за этим советская сторона потребовала удаления ядерных ракет с территории Турции. 28 октября было получено принципиальное согласие на советские требования.

Кубинский кризис нанес определенный урон авторитету СССР на международной арене. В конечном итоге именно Советскому Союзу под давлением США пришлось удалить свое ядерное оружие с территории Кубы. Авантюризм Н. Хрущева поставил мир на грань ядерной войны.

Кризис имел несколько важных последствий. Так и не выровняв «баланс ядерных сил» с помощью военной базы на Кубе, СССР сделал ставку на резкое увеличение количества ракет и ядерных зарядов. Новый виток «гонки вооружения» серьезно деформировал советскую экономику и способствовал развитию в ней «застойных» явлений. В США же наоборот успех жесткой линии президента Дж. Кеннеди в отношении Советского Союза вызвал эйфорию (особенно среди военных). Это сыграла крайне негативную роль в развернувшейся с 1963 г. войне во Вьетнаме, где США, использую весь арсенал неядерного оружия, стремились достичь победы любой ценой.

Однако угроза ядерного столкновения, столь явная в период Кубинского кризиса, заставила политиков СССР и США избегать ситуации когда ядерное оружие могло быть применено непосредственно и даже пойти на определенные ограничения ядерных испытаний. По инициативе Дж. Кеннеди в августе 1963 г. в Москве СССР, США и Великобритания подписали договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой. Наметилась определенная стабилизация советско-американских отношений. В условиях продолжавшегося соперничества и борьбы за сферы влияния по всему миру, руководители сверхдержав стремились уже не допустить открытого столкновения между своими странами.

Не менее сложно развивались отношения СССР с социалистическими странами. Критика культа личности Н.С. Хрущевым подрывала авторитет И. Сталина. Тем самым возникали сомнения не только в методах управления с помощью террора, но и в правильности перенесения сталинской модели на другие страны. Кроме того, Н.С. Хрущев, политическая деятельность которого до 1953 г. была связана с внутренней жизнью, не обладал международным авторитетом. Поэтому многие лидеры-сталинисты государств социалистического блока смотрели на него как на «отступника» от идей марксизма. Однако демократизация внутренней жизни и установление более равноправных взаимоотношений с СССР были востребованы широкими слоями общественности как в Советском Союзе, так и в зависимых от него странах. Как следствие, преобразования в той или иной мере затронули все государства Восточной Европы. Но наиболее остро кризис сталинской системы проявился в Польше и Венгрии.

В Польше смерть просталинского руководителя Берута открыла путь к либерализации партийной элиты ПОРП и общества. В июне 1956 г. произошли антисоветские выступления в Познани, подавленные армией. В этой ситуации польских коммунистов возглавил В. Гомулка, ставший символом сопротивления советскому давлению и выразителем идеи «польского варианта социализма». Н. Хрущеву в ходе личного визита в Варшаву после долгих дискуссий пришлось согласиться на признание суверенитета польского государства, удаление из руководства ПОРП К. Рокоссовского и других советских советников. Уступчивость Н.С. Хрущева спровоцировала еще более тяжелый кризис в Венгрии.

В Венгрии просталинский лидер Ракоши стремился сохранить тоталитарную систему. Под давлением из Москвы Ракоши в июле 1956 г. вынужден был уйти в отставку. Это послужило поводом для выступлений интеллигенции, студентов и рабочих, требовавших демократизации жизни. Протесты и демонстрации с каждым днем становились все более массовыми. Широкую поддержку получили антисталинские и антисоветские лозунги. 24 октября 1956 г. советское руководство привело в боевую готовность свои войска размещенные на территории Венгерской республики и ввело дополнительно еще несколько частей. Однако не желая осложнять ситуацию СССР сперва отказался от применения силы и стремился найти политическое решение проблемы. Советские представители в Венгрии – А. Микоян и Ю. Андропов согласились с назначением на руководящие посты бывших противников Ракоши (правительство возглавил И. Надь, а Венгерскую партию труда – Я. Кадар). Тем не менее, большинство венгров возлагали на СССР вину за террор в годы правления Ракоши и рассматривали вмешательство СССР во внутренние дела страны как противозаконное и угрожающее демократии.

Под давлением общественности правительство И. Надя объявило о демократических реформах, выходе из состава Варшавского договора и потребовало вывода советских войск17. Тогда советские войска получили приказ захватить все крупные населенные пункты и установить полный контроль над страной. В ответ венгерское население начало оказывать сопротивление. Особенно сильными столкновения были в Будапеште. После недельных боев, в ходе которых повстанцы потеряли почти 20 тысяч человек, а советские войска 720 солдат и офицеров, власть над Венгрией была восстановлена. И. Надь был арестован и казнен, правительство Венгерской республики возглавил Я. Кадар.

Тяжелые уроки «венгерских событий» заставили Н. Хрущева искать опору в лице авторитетного союзника – Китая. Именно китайские коммунисты поддержали действия СССР в Венгрии, а затем выступили посредниками между Москвой, Варшавой и Будапештом. При этом китайцы тактично заявляли о том, что Советский Союз остается «центром» всей социалистической системы. В октябре 1957 г. между СССР и Китайской Народной республикой было подписано секретное соглашение о военном сотрудничестве. Советская сторона оказала огромную помощь в подготовке научных кадров и реконструкции китайской военной промышленности (Китай должен был получить советские технологии производства оружия от стрелкового до атомного)18. С помощью Советского Союза в КНР строилось более 200 современных предприятий. Таким образом советско-китайские отношения достигли пика в своем развитие. В пору было говорить о советско-китайской гегемонии в коммунистическом движении.

В то же время советский лидер Н. Хрущев понимал, что отказавшись от сталинских методов руководства, он должен был демократизировать процедуру выработки совместных решений с представителями коммунистических партий других стран. В ноябре 1957 г. в Москве состоялось совещание 64 коммунистических и рабочих партий. Однако боязнь начать среди коммунистов мира подлинную дискуссию о дальнейших путях развития коммунистического движения, привела к тому, что в результате совещания была принята довольно расплывчатая и противоречивая декларация, в которой наряду с признанием многообразия форм строительства социализма были закреплены общие «установки» по советскому образцу и утверждалась лидерская роль СССР. Казалось Советскому Союзу удалось снова добиться формального единства коммунистов и навязать свою главенствующую роль. Но реальное воплощение идей советского руководства коммунистическим движением было возможно только при поддержке наиболее влиятельных социалистических стран – Югославии и Китая. А именно они в дальнейшем отказались мириться с советской гегемонией. Новое охлаждение отношений с Югославией и разрыв с Китаем привел к формированию в коммунистическом лагере двух противоборствующих центров (СССР и КНР).

Причин для конфликта было много и все они в той или иной мере сыграли свою роль в разрыве отношений. Среди наиболее важных стоит назвать: а) рост политической самостоятельности Китая, стремившегося стать сверхдержавой; б) эволюция Китая к тоталитарной модели и постепенное превращение Мао Цзэдуна в лидера сталинского типа, не мирившегося с указаниями из Москвы; в) осуждение китайскими коммунистами критики «культа личности» (с начала 1960-х гг. данная критика могла быть обращена и против Мао Цзэдуна), «оттепели» во внутренней жизни СССР и советской политики в отношении США (идеи Н. Хрущева о «мирном сосуществование» капиталистических и социалистических стран были признаны китайскими коммунистами «ревизионистскими», т.е. отступлением от теории и практики марксизма-ленинизма); г) отказ СССР передать китайцам атомное оружие и ракетные технологии; д) поддержка Советским Союзом Индии в индийско-китайском вооруженном конфликте; е) территориальные претензии Китая к СССР, концентрация войск на границе и пограничные инциденты. Так или иначе к 1964 г. СССР и Китай выступали уже не как союзники, а как противники. Успешное испытание Китаем в 1964 г. собственного атомного оружия перевело конфликт на новый уровень. Теперь для Советского Союза угроза ядерного удара исходила не только с запада, но и с востока.

Наиболее успешно в рассматриваемый период отношения СССР развивались с так называемыми государствами «третьего мира» или «развивающимися» странами. Благоприятные возможности для этого создали рост могущества СССР и стремительный развал колониальной системы. Еще осенью 1955 г. Н. Хрущев совершил поездку в Индию, Бирму и Афганистан. Он высоко оценил политику нейтралитета данных стран в условиях противостояния капиталистических и социалистических государств. Стремясь упрочить свои международные позиции и расширить число стран, идущих если не по социалистическому, то хотя бы не по капиталистическому пути, СССР оказывал ряду молодых государств значительную экономическую помощь. В 1955 – 1964 гг. были предоставлены кредиты более 20 странам Азии, Африки и Латинской Америки, в том числе Индии, Индонезии, Ирану, Гане, Мали (самый крупный на строительство металлургического комплекса в Индии составил более 135 млн. долл.).

Ширилось и военно-дипломатическое сотрудничество. Так в 1956 г. во время Суэцкого кризиса (нападение Англии, Франции и Израиля на Египет, который национализировал Суэцкий канала, принадлежавший англо-французской компании) Советский Союз готов был использовать все военные средства против агрессоров. Если в официальном заявлении советского правительства предлагалось чтобы «…Совет Безопасности ООН… принял немедленные меры к прекращению агрессивных действий Англии, Франции и Израиля в отношении Египта…». То по дипломатическим каналам в острейший момент кризиса в Лондон было направлено угрожающее письмо: «В каком бы положении оказалась бы сама Англия, если бы на нее напали более сильные государства, располагающие всеми видами современного истребительного оружия». Через 24 часа агрессия прекратилась, а Англии, Франции и Израилю пришлось вывести свои войска.

Конечно такая политика приносила свои плоды. На СССР с надеждой смотрели арабские и восточно-азиатские страны (Бирма, Индонезия, Вьетнам), а также государства Африки, особенно после окончательной ликвидации там в 1960 г. колониальных режимов. Круг сотрудничества рос, а дипломатия поддержки стран «третьего мира» требовала от Советского Союза все больших затрат. Только Вьетнаму была оказана безвозмездная финансовая помощь в размере 400 млн. руб. Постепенно это вело к росту иждивенческих настроений у наших союзников и партнеров. Так за счет советских кредитов Объединенная Арабская республика (Египет) покрывала до 50 % своих ассигнований на экономическое развитие, Индия – 15 %. В конечном итоге такая политика Советского государства оказалась бесперспективной, но осознание этого советскими лидерами произойдет гораздо позже.

Таким образом, в 1950-е – первой половине 1960-х гг. внешняя политика СССР характеризовалась значительными противоречиями. Наряду с видимыми успехами (выдвижение концепции «мирного сосуществования», признание определенной свободы в выборе путей строительства социализма, сохранение лидирующей роли в социалистическом лагере, расширения влияния в мировой политике за счет сотрудничества со странами «третьего мира» и т.д.), СССР одновременно допустил в своем внешнеполитическом курсе существенные тактические и стратегические ошибки. Советский Союз также не смог в полной мере преодолеть стереотипы сталинской дипломатии конфронтации и навязывания собственной социально-политической модели социалистическим странам. Так размещение советских ракет на Кубе чуть не привело к ядерной войне. «Десталинизация» внешней политики была прервана грубым вмешательством во внутренние дела восточноевропейских государств (Польша, Венгрия) и строительством «берлинской стены» – символа закрытости стран социалистического лагеря от остального мира. При этом не удалось избежать раскола с Китаем и рядом других социалистических стран. Сотрудничество со сбросившими колониальное иго государствами строилось не столько на взаимовыгодной основе, сколько на огромных капиталовложениях СССР в экономику этих стран, которые должны были обеспечить Советскому Союзу их лояльность. В целом расхождения между советской теорией и практикой международных отношений, обозначившиеся в 50-е – 60-е гг. XX века, только усилились в последующий период и обусловили крайне противоречивый и неустойчивый характер внешней политики Советского Союза в 1970-х – начале 1980-х гг.

НАЧАЛО КРИЗИСА МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

И НОВОЕ ОБОСТРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБСТАНОВКИ

В КОНЦЕ 1960-х – НАЧАЛЕ 1980-х гг.

Главной чертой внешней политики СССР в середине 60-х – начале 80-х гг. стала еще большая ее идеологизация. В основу внешнеполитического курса была положена идея, согласно которой мирное сосуществование социализма и капитализма носило временный характер в силу «загнивания» капитализма19. Теперь принцип мирного сосуществования рассматривался как новая форма классовой борьбы между трудом и капиталом, что должно было вести к усилении идеологического противостояния двух систем. Эти положения призваны были объяснить не только увеличение поддержки радикальных движений в странах Запада и «третьего мира», но и ужесточение преследований инакомылящих внутри СССР и странах социализма с целью укрепления социалистической системы. Подобные идейные основы внешней политики предполагали усиления контроля СССР за внутренними процессами в социалистических странах и осложнение отношений с Западом, особенно из-за войны во Вьетнаме. Однако в течение второй половины 1960-х гг. постепенно складывались условия для нормализации отношений с Западом.

Разрядка международной напряженности была вызвана несколькими причинами. К началу 70-х гг. политические и военные руководители США осознали, что советский военно-промышленный комплекс оказался вполне конкурентоспособным и фактически обеспечил относительное равенство в ядерном тактическом и стратегическом оружии (стало понятно, что СССР был способен почти бесконечно увеличивать производство ядерных боеголовок, ракет сверхдальних и средней дальности, атомных подводных лодок и стратегических бомбардировщиков, а также разрабатывать новые системы противоракетной обороны) и даже некоторое превосходство в обычных вооружениях. При этом уже накопленный ядерный потенциал был настолько велик, что война с его использованием привела бы к полному уничтожению Земли. С экономической точки зрения гонка ядерных вооружений между США и СССР, а также их союзниками, привела к перенапряжению их экономики и осознанию все более широкими кругами общественности и политиков катастрофических последствий ядерной войны.

Немаловажным фактором «разрядки» стало фактическое поражение США во вьетнамской войне. Политика «сдерживания коммунизма», вылившаяся в военные действия против Северного Вьетнама, привела не только к колоссальным людским потерям и материальным затратам, падению международного авторитета США. Пришло осознание пределов возможностей американской армии, полумиллионный контингент которой не смог справиться с технически хуже оснащенной, но сплоченной патриотическими идеями армией Демократической республики Вьетнам и партизанами Национального фронта освобождения Южного Вьетнама. Несправедливость войны, огромные человеческие жертвы, военные преступления американских солдат против мирного населения вызвали мощное антивоенное движение в США и странах Западной Европы и осуждения общественностью западных стран курса своих правительств.

В тоже время Советский Союз оказавший наряду с Китаем и странами Восточной Европы военно-экономическую помощь (начиная с 1965 г. СССР направлял «вьетнамским друзьям» реактивные комплексы «земля – воздух», реактивные самолеты, авиационные ракеты, зенитную и полевую артиллерию, обычное вооружение, боеприпасы, продовольствие и медикаменты на общую сумму более 2 млрд. рублей, а также военных специалистов) предстал в глазах международного сообщества в более выгодном свете, так как не «ввязался» в открытое противостояние.

В политике «разрядки» у руководства соперничающих сверхдержав были и свои расчеты. Например, США исходили из того, что тоталитарные и авторитетные политические режимы стран Восточной Европы способны сохранить свою силу именно в условиях жестокого военного противостояния с Западом. «Разрядка» таким образом должна была способствовать демонтажу тоталитарных структур власти в странах социалистического лагеря. Руководство СССР рассматривало согласие США на компромисс как явный признак слабости, поэтому политика разрядки рассматривалась как возможность подрыва международного влияния Соединенных Штатов. Еще одним толчком к сближению Советского Союза с США стала серия пограничных конфликтов с Китаем20, которые ставили взаимоотношения между двумя странами на грань не только идеологического столкновения, но и военного конфликта. В этой ситуации сохранение напряженных отношений с государствами НАТО было крайне опасно.

Политике «разрядки» способствовало и улучшение отношений СССР со странами Западной Европы. Создание «Европейского экономического сообщества» (ЕЭС, «Общий рынок»)21, включавшего по римскому договору 1957 года ФРГ, Францию, Италию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург22, если не в идеологическом, то в практическом плане позволило рассматривать западноевропейские страны как некое самостоятельное (т.е. не находящиеся под полным контролем США) образование с которым можно было вступить в тесные экономические связи без ущерба собственному имиджу. К тому же, как у СССР, так и у стран Западной Европы, существовала сильная экономическая мотивация для сотрудничества. Правительство Советского Союза увидело в продаже нефти и газа за границу одну из возможностей решения экономических проблем, а ФРГ, Франция, Италия и другие европейские страны нуждались в дешевом топливе.

В результате вышеназванных причин и процессов, к концу 60-х – началу 70-х гг. началась нормализация отношений между Востоком и Западом. В июле 1968 года последовало соглашение о нераспространении ядерного оружия. В 1969 г. по инициативе страны Варшавского Договора было созвано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). 12 августа 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными послевоенные границы в Европе и был зафиксирован отказ от применения силы. В декабре 1970 г. был заключен аналогичный договор между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г. – между ФРГ и ЧССР. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР. В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из неприменения силы или угрозы силы в урегулировании вопросов, связанных со статусом этого города.

Нормализация отношений с ФРГ была для СССР важным политическим и дипломатическим успехом. Соглашения были подписаны на условиях, которых в течение долгих лет добивалась советская сторона: признание послевоенных границ и политического порядка установленного в Европе после войны. Одним из первых последствий потепления советско-германских отношений было ощутимое оживление экономического обмена между этими странами. В частности развернулись поставки в Западную Европу советской нефти.

В мае 1972 г. состоялся первый в истории визит в Москву президента США Р. Никсона, в ходе которого были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) и Основы взаимоотношений между СССР и США. ОСВ-1 ограничивал для обеих сторон число межконтинентальных ракет и ракет, запускаемых с подводных лодок. По существу это было первое советско-американское соглашение реально поставившее барьер «гонке вооружений». Данные документы наряду с договорами о предотвращении ядерной войны (1973) и об ограничении поземных ядерных испытаний (1974) обозначили поворот к разрядке в отношениях между двумя сверхдержавами.

В ноябре 1974 г., во время встречи во Владивостоке между Л. Брежневым и новым президентом США Дж. Фордом, было заключено предварительное соглашение о новом договоре по ограничению стратегического оружия (ОСВ-2). На этот раз предполагалось в течение 1977 – 1985 гг. ограничить число стратегических бомбардировщиков и ракет с разделяющимися ядерными боеголовками, способными поражать сразу несколько целей. В марте 1975 г. вступила в силу Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении. Была подписана целая серия документов о развитии сотрудничества между СССР и США в области защиты окружающей среды, использования ядерной энергии в мирных целях, освоении космоса. Летом 1975 г. состоялся совместный космический полет двух кораблей – «Аполлон» (США) и «Союза» (СССР), которые осуществил<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.