Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2019-08-03 | 232 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ГДР 13.9
Польша 29.3
Политические режимы ужесточались, что сразу привело к появлению в ряду стран “диссидентов”. В отношениях с СССР упор стал делаться не на суверенитет и равенство, а на приоритет защиты “социалистических завоевании”. Именно эта идея в оправдании интервенции в Чехословакии была выдвинута Л.И.Брежневым и получила название “доктрина Брежнева”.[15]
Рождаемость, смертность, естественный прирост в странах Восточной Европы в 1950.- 1986. годах (на 1000 человек)[16]
Рождаемость Смертность Естеств.прирост
Страна
1950 1986 1950 1986 1950 1986
Болгария 22.2 13.5 13.4 11.4 8.8 2.1
Венгрия 20.0 12.1 14.3 13.8 5.7 -1.7
ГДР -- 13.3 -- 13.4 -- -0.1
Польша 24.6 17.0 13.9 10.1 10.7 6.9
Румыния 26.0 15.8 18.9 10.9 7.1 4.9
Чехословакия 20.6 14.2 14.0 11.8 6.6 2.4
Революционные преобразования
в странах Восточной Европы
В сознании народов стран Восточной Европы прочно укрепилось сознание о сложности реформ из-за “неусыпного ока” восточного соседа- СССР (подавление выступлений в Чехословакии и Венгрии было мощным прецедентом), к тому же на территории вышеупомянутых стран повсеместно находились советские войска. Однако обессиленный собственными экономическими, политическими и социальными проблемами, увязший в бесполезной войне в Афганистане, Советский Союз, вставший уже худо-бедно на путь реформ, не препятствовал изменениям в бывших странах- саттелитах.
Горбачев заявлял в конце 80.: “Восточная Европа не является больше стратегически необходимой территорией, это дорогое экономическое бремя и ключ политического неудобства… но нет модели развития одинаковой для всех” В 1987. году Егор Лигачев в интервью Венгерскому телевидению объявил: “ Каждая нация имеет свой путь развития.”[17]
|
Подобные речи показали всем народам Восточной Европы, что в Советском Союзе произошел отказ от “доктрины Брежнева” и сила не будет использована против них, и они могут теперь сами выбирать для себя или социальную демократию или демократический социализм. [18]
Движущие силы революций 1989. года складывались из многих факторов:политических, экономических, социальных. За 45 послевоенных лет многое изменилось в сознании людей: сменилось два поколения. Вырос удельный вес средних слоев, а также лиц занятых в инфраструктуре. Как следствие этих изменений сложилось общество с совершенно иным социально-политическим обликом, чем полвека тому назад. И во всех социальных слоях общества недовольство, накопившееся за годы господства авторитарно-бюрократических режимов, подошло к опасной взрывной черте. В его основе лежало кризисные явления экономики, тоталитарное отчуждение практически всех слоев (исключая правящий) от власти и от собственности (хотя последнее и не было столь тотальным, как в СССР). Отсутствие гибкости политического руководства этих стран не дало возможности перевести назревающий взрыв в режим управляющей реакции. [19]
Цепная реакция революционных взрывов свидетельствовала о тесной связи происходивших в разных странах однонаправленных процессов и о близости их положения. Они с видетельствовали об общем кризисе, охватившем авторитарно-бюрократические режимы в ряде стран Центральн ой и Юго-Восточной Европы.
Революции были делом народных масс. Многосоттысячные демонстрации на улицах и площадях Праги и Берлина, Лейпцига и Софии самоотверженность молодежи, поднявшейся на борьбу в Бухаресте, Темишоаре и других городах Румынии, предрешили их исход. Активное участие в событиях студенческой молодежи, а также других слоев населения характерно для всех стран. В то же время успех этих революций вряд ли правомерно относить на счет одних только стихийных выступлений. В них присутствовала и определенная органи зация. Вопрос о политической организации революций конца 1989. года нуждается в тща тельном изучении, ибо пока он во многом не ясен.
|
Основным лозунгом народных масс в ходе революци онных выступ лений были требования демократии и ликвидации монополий правяших компартий на власть как ядра авторитарно-бюрократических режимов. И эта задача была в основном решена. Власть перешла из рук партийно-государственного исполнительного аппарата в руки представител ных органов управления, а формы такого перехода в каждой стране очень разнообразны. В Польше, Венгрии, Чехословакии средоточием новой власти стали парламенты, что сопровождалось бурным ростов альтернативных политических органи заций, созданием внеконституцио ных структур гражданского общества, которы е стали гарантами необратимости происшедших перемен. Близкие по форме процессы характерны и для ГДР, при несколько большей роли исполнительных органов государственного управления.[20]
Почти во всех странах события начиналась с прихода к власти сторонников "обновления социализма" в компартиях. Это было итогом либо острой внутрипартийной борьбы (Польша, Венгрия, Болгария), либо произошло под прямым давлением начавшихся массовых выступлений (Šóģūķč˙, ĆÄŠ). Обновленцы провозглашали курс на замену тоталитарного социализма демократическим, заимствую этот термин из арсенала социал-демократии. Первым же итогом их прихода к власти было провозглашение плюрализма и прихода к власти было провозглашение плюрализма и многопартийности, появление оппозиционных политических группировок, стремительно расширявших свое влияние за счет критики тоталитарного социализма и компартий. На первых же свободных выборах сторонники обновления соцализма, как правило, получали большинство и приходили к власти, оттесняя компартии. Они уже предлагали политические программы не "обновления социализма", а "строительства капитализма", включая приватизацию госсектора, поощрение бизнеса, создания рыночных структур. В политической области они продолжали линию обновленцев на демонтаж тоталитарного общества. Во внешней политике поворот был особенно резок: они требовали ликвидации СЭВ и ОВД, вывода советских войск со своих территорий и заявили о желании интегрироваться в Европейское Экономическое Сообщество.[21]
|
Как демократические и антитоталитарные революции они- противоположность революциям 40. годов. Тем не менее у них есть общие черты. Революции 40. годов начинались с захвата власти, формирования тоталитарного режима, а затем под него подводилась соответствующая социальная, экономическая опора в форме "строительства социализма". Таким же путем шли и революции 1989. года.Конечно, события в каждой стране отличались национальными особенностями.
Венгрия
наряду с Польшей первой среди стран Восточной Европы вступила на путь реформ. Начав еще в 1968. году экономическую реформу, она под воздействием неблагоприятных внутренних и внешних факторов не раз была вынуждена затормаживать ее ход, а затем снова, в еще более сложных условиях, возвращаться к идее реформ. Все это осложняло весь ход социально- экономического и политического развития страны.
К середине 80. годов ресурсы экстенсивного развития были исчерпаны. Внешнеэкономическая ситуация стала еще более неблагоприятной. Это привело к ограничению капиталовложений в народное хозяйство, к сокращению импорта, к снижению личного потребления населения, к замедлению общих темпов роста. Быстро росла внешняя задолженность: в 1986.году она составляла 8 млрд. долл., а в 1989. году возросла до 20 млрд. Все это создавало новые трудности в развитии хозяйства страны. Принимавшиеся меры (девальвация форинта, сдерживание роста заработной платы и др.) не давали положительных результатов.[22]
Несмотря на неоднократные решения венгерского руководства о преодолении негативных тенденций в экономике, ситуация в хозяйстве не улучшилась. Это привело к новым мерам по сдерживанию личного
потребления и доходов населения. В 1987. году было осуществлено централизированное повышение цен на продукты питания, на ряд
промышленных товаров, на некоторые виды услуг. Цены неоднократно повышались и позже. Выросли цены на топливо,бензин. Повысилась квартирная плата, стоимость проезда в транспорте. Реальная заработная плата сокращалась год за годом. [23]
|
Преобразования, проведенные в политической сфере, были совершенно недостаточными.Активизация деятельности Государственного собрания, принятие им ряда законодательных актов о демократических свободах и правах граждан, о борьбе с хозяйственными преступлениями и проявлениями коррупции не смогли успокоить все возраставший критический настрой венгерской общественности. Некоторую надежду на обновление породили произведенные в мае 1988. года изменения в руководстве страной. Были обновлены политбюро и секретариат Венгерской социалистической рабочей партии. Возглавлявший партию в течен ие трех десятилетий Я. Кадар уступил пост генерального секретаря партии К. Гросу.[24]
Однако отсутствие кардинальных изменений в системе политического управления все больше подрывало авторитет правящей партии и ее руководства.
В стране активизировались силы, требовавшие политического плюрализма, ликвидации монопольного положения ВСРПЭти требования разделяли и некоторые руководители партии, считавшие, что только на основе многопартийной системы можно провести широкую демократизацию общественной жизни, обновить парламентскую систему правления, а затем и довести до конца реформу экономического управления. К числу реформаторов в самой ВСРП относились члены политбюро Р. Ньерш и И. Пожгаи, премьер-министр М. Немет и председатель Государственного собрания М. Сюреш. Именно они и выступили за роспуск ВСРП и создание на ее основе новой, левой партии.[25]
В конце февраля 1989 г. Государственное собрание Венгрии приняло закон о праве граждан на создание объединений и ассоциаций. Но и до принятия закона новые общественные организации разворачивали свою деятельность практически беспрепятственно, оказывая все более возрастающее влияние на политическую жизнь в стране. С этим вынуждена была считаться и остававшаяся у руководства страной Венгерская социалистическая рабочая партия. [26]
Чрезвычайный съезд ВСРП в октябре 1989. года провозгласил роспуск партии и создание новой, Венгерской социалитстической партии, которая наряду смн огочисленными партиями начала борьбу за места в будущем новом парламенте. Хотя довольно значительная часть членов ВСРП отказалась признать решения чрезвычайного съезда и заявила о продолжении деятельности былой партии, существенного влияния на политическую жизнь страны дискредитировавшая себя партия уже не оказывала. Да и Венгерская социалистическая партия, потеряв поддержку широких рабочих масс, также была отодвинута с авансцены политической жизни.[27]
На первый план выдвинулись новые политические силы, открыто провозгласившие лозунг перехода на позиции парламентаризма довоенной Венгрии. К концу 1989 г. в Венгрии действовало около 20 партий. Но лишь несколько из них были крупными, многочисленными. Наибольшим влиянием в стране стали пользоваться Венгерский демократический форум (ВДФ) и Союз свободных демократов (ССД).
|
Созданный осенью 1987 г. ВДФ объединил в своих рядах представителей интеллигенции — писателей, деятелей искусства, ученых-обществоведов. Лидером нов ой партии стал историк И. Анталл. ВДФ привлек к себе многих предпринимателей, широкие слои мелких частных собственников. Соответственно была сориентирована и программа форума: смешанная рыночная экономика, возвращение земли крестьянам.
ССД придерживался примерно той же программы, но шел еще дальше. Он считал, что Венгрия должна пойти по тому же пути экономического развития, по которому шли развитые капиталистические страны, но при условии соблюдения социальной защищенности тех слоев общества, которые находятся на грани бедности.[28]
25. марта 19 90. года были проведены выборы в парламент. В ходе избирательной кампании левые силы шаг за шагом теряли свои позиции. И тог борьбы был таков Венгерский демократиче ский форум получил 25% голосов. Союз свободных демократов — 20%. За ними шли Независимая партия мелких хозяев — 13% и Венгерская социалистическая партия —10,4% голосов. Коммунисты ( ВСРП) и социал-демократы (ВСД) набрали соответственно 3,5 и 3,7% голосов, что закрывало им путь в парламент, так как для участия в парламенте необходимо было получить не менее 4% голосов.[29]
Выборы в венгерский парламент завершили длительный период политического руководства ВСРП. Начинался новый этап развития. Дальнейшие преобразования экономической и общественной жизни страны стали проводиться блоком ранее оппозиционных партий и групп во главе с ВДФ
* * * * *
Многие руководители стран Восточной Европы настороженно наблюдали за процессами перестройки в Советском Союзе, событиями в Польше и Венгрии, видя в них угрозу своему положению(их реакция в этом плане напоминала отношение брежневского руководства к пражской весне 1968. года). Внесли свою лепту, несмотря на их географическую отдаленность, и события в Китае на площади Тяньанмынь летом 1989. года. У руководителей стран Восточной Европы создалась иллюзия о возможности повернуть события вспять. Авторитарно-бюрократические режимы в некоторых странах, ощущая угрозу своему положению, попытались сплотить свои ряды. В результате весной 1989. года замаячили контуры так называемого антиперестроечного блока (как его окрестила западная пресса) во главе с Хоннекером, Якешом-Гусаком, Живковым, Чаушеску. В народных массах реакция на события, происходившие в других странах, была обратной. Такая реакция порождала обратные действия. И именно в этой упомянутой группе стран и произошли наиболее бурные события.
Ситуация, складывавшаяся в Болгарии, Чехословакии и ГДР, имела много общего. Однако известную однотипность им придавала позиция руководства их правящих партий, либо отказывавшихся вообще идти на какие-либо реформы (такое положение, помимо ГДР, было характерно для Румынии, в которой существовавший режим отличался особой догматичностью), либо имитировавших действия по проведению назревавших преобразований. Для всех них было присуще четко наметившееся отставание партии от происходивших в обществе процессов. Повсеместно, начиная с 1988. года стали возникать неформальные организации. Общим для всех этих групп было стремление к ограничению (в разной мере) руководящей роли партии, изменению внутренней и внешней политики страны). Руководства же этих стран ресценяло подобные группировки как антикоммунистические, антисоциалистические и даже террористические и отвечало репрессивными мерами (хотя последние и не приняли крайних форм и массовых масштабов.[30]
Чехословакия
В Чехословакиипосле отставки в декабре 1987. года с партийных постов Гусака и прихода нового руководства КПЧ во главе с М. Якешем резко активизировалась общественная жизнь. Начались дискуссии о новой политической жизни страны, о новой конституции ЧССР. Однако руководство КПЧ не спешило с осуществлением реформ. Обсудить их концепции оно намеревалось на очередном съезде партии. Вместе с тем руководство КПЧ отказывалось от пересмотра прежних критических оценок событий 1968. года и неизменно подчеркивало руководящую роль партии в обществе. Такие установки вразрез шли с быстрой политизацией страны.[31]
Характерной особенностью Чехословакии было наличие в её общественной жизни политической оппозиции, которая охватывала как большинство учвстников событий 1968. года, так и другие слои, примкнувшиеся к ней позже. Она находилась в летаргическом состоянии, хотя после образования политической группы, получившей название “Хартия-77”, несколко оживилась.[32]
Положение изменилось в 1988. году. Активизировавшиеся оппозиционные силы перешли к решительным действиям. Внешним её проявлением стали демонстрации в Праге и других городах в августе (в связи с 20. летием введения в Чехословакию войск стран Варшавского Договора), в конце октября (в связи с празднованием 70. летия образования независимой Чехословакии) и в январе 1989. года (20. летия годовщина сожжения Яна Палаха).. 21. ноября начались массовые демонстрации в Праге. В тот же день был создан “Гражданский форум”, объединивший все оппозиционные силы в чешских землях,и “ Общество против насилия” в Словакии. Попытки властей осудить демонстрации не имели успехаОппозиционные силы выдвинули развернутую программу смены государственного и партийного руководства, выступи ли за дальн ейши е социальн о-экон оми че ски е преобразовани я. После попытки реоргани зации старого прави тельства 10. декабря было создано повое прави те льство М. Чалфы. [33]
Вслед за послед овавшей тогда же отставкой Гусака в конце декабря президентом ЧССР был избрав Вацлав Гавел.
ГДР
На фоне явных кризисных явлений в ряде восточноевропейских стран положение в ГДР в 70.-80. годы внешне выглядело довольно благоприятным. Об этом свидетельствовали и относительно стабильный производственный процесс, и сравнительно высокий по сравнению с другими странами Центральной и Юго-Восточной Европы жизненный уровень. Однако к концу 80. годов ситуация резко изменилась. Ухудшилось экономическое положение. Правда, официальные статистические данные указывали на ежегодный рост национального дохода на 4%, а продукции промышленности- на 6%. Однако, как выяснилось позже, эти данные в течение ряда лет фальсифицировались. На самом деле государственные планы систематически не выполнялись, непродуманная инвестиционная политика привела к серьезным диспропорциям в хозяйстве страны, выросли дефицит государственного бюджета и вне шняя задолже нность. Государстненный долг составил огромную сумму в 20,6 млрд. долл.[34]
Ежегодно возрастал отток квалифицированных рабочих, покидавших ГДР. К 1989. году он достиг рекордных размеров: число уехавших в ФРГ достигло 350 тысяч человек. Это привело к существенному сокращению объемов производства. Около 250 тысяч рабочих мест стали незанятыми.[35]
Общественно-политический кризис в ГДР, вызревавший долгое время подспудно, усугубился нежеланием и неспособностью руководства во главе с Э. Хонеккером признать острую необходимость обновления всей общественно-политической жизни в стране. Росло недоверие к политике Социалистической единой партии Германии, разочарование в модели авторитарно-бюрократического “социализма”, которую отстаивало партийное руководство. Этому способствовал и внешний фактор- воздействие на население ГДР перестройки, демократизации и гласности в СССР, а также кардинальные изменения в Польше и Венгрии, особенно введение там многопартийности и отказ от руководящей роли компартий.[36]
Однако Э. Хонеккер и его окружение не считались с критикой, раздававшейся в их адрес, превозносили “достижения” ГДР, скрывая от народа факты углубления кризисных явлений в экономике страны и полностью отгораживаясь от советской перестройки и изменений в других социалистических странах., выступая с критикой происходивших там процессов (особенно в Польше и Венгрии). Культ личности Э. Хонеккера приобретал все более уродливые формы.[37]
Реакцией на все эти явления стало то что многие лица, утратив надежды на внутренние изменения в стране стали связывать свои расчеты на будущее с переселением в ФРГ. Возросла волна беженцев. В январе 1989. ćīäą было зарегистрировано 400 тыс. заявлений на выезд. В начале лета 1989 г. это бегство приобрело массовый характер, когда открылась возможность ухода на Запад через венгерскую территорию. Облегчение режима на венгеро-австрийской границе привлекло десятки тысяч туристов из ГДР, которые, приехав в Венгрию, затем направлялись через Австрию в ФРГ. В Чехословакии и Польше сотни туристов из ГДР проникали в посольства ФРГ и просили политического убежища.
В начале сентября 1989. годана улицы городов выплеснулась проблема переселенцев и беженцев. Строгие демарши правительства ГДР, требовавшего от Венгрии выдворения тысяч туристов из ГДР, которые не желали возвращаться на родину, а также запреты на выеза и з ГДГ и Чехословакии не дали никаких результатов. Напротив, в ряде городов страны, особенно в Лейпциге (первая несанкционированная демонстрация 15. января 1989. года.), Дрездене и Берлине, все чаще стали проводиться митинги с требованиями политических реформ, демократии и свободы. В ответ на попытки властей применить силу для разгона митингов и массовых демонстраций росло народное возмущение. Оно достигло кульминации, когда более 70 тысяч демонстрантов в Лейпциге 9. октября 1989 года потребовали привлечь к ответственности лиц, виновных в разгоне контрдемонстрации в Берлине в день 40. летия ГДР.[38]
Правительство Венгрии после переговоров с властями ГДР приняло решение открыть границу с Австрией для скопившихся на венгерской территории “туристов” из ГДР, требовавших выезда в ФРГ. Только за первые тридня границу пересекло более 15. тыс. человек.
Пытаясь удержаться у власти, часть руководства ГДР начала искать выход из создавшейся ситуации на путях политического лавирования. 11. октября было опубликовано заявление ЦК СЕПГ о готовности обсуждения требований гласности, демократии, свободы выезда за границу и других вопросов.
Однако напряжение в стране не спадало. Тогда был сделан еще один шаг. 18. октября пленум ЦК СЕПГ освободил Э. Хонеккера от обязанностей генерального секретаря и вывел из политбюро его ближайших сторонников Г. Миттага и X.-И. Херманна. Хонеккера освободили также от поста председателя Государственного совета ГДР. На обе должности, которые до этого занимал Хонеккер, был избран Эгон Кренц- один из близких к Хонеккеру деятелей, секретарь ЦК СЕПГ и член политбюро.[39]
Объявленные новым руководством меры по обновлению управления страной были совершенно недостаточными. Хотя был провозглашен курс на реформы и демократизацию, но реально ничего не предпринималось. Руководство явно не поспевало за ходом событий, теряло над ними контроль.
Еще одна попытка спасти себя была предпринята руководством СЕПГ 8. ноября. Пленум ЦК существенно обновил состав политбюро. В него вошел Ханс Модров- первый секретарь Дрезденского окружного комитета СЕПГ, известный своим критическим отношением к старому руководству партии и пользовавшийся авторитетом среди населения.[40]
17. ноября Народная палата ГДР утвердила состав нового правительства страны. Его возглави л X. Модрои. Правительство было сформировано на коалиционной основе: из 28 министров 12 представляли СЕПГ, а остальные 16 министров- другие партии (Христианско-демократический союз, Либерально-демократическая партия, Национально-демократическая партия и Демократическая крестьянская партия).
Правительство начало свою деятельность в совершенно новой ситуации. Резко изменились взаимоотношения с другим германским государством- ФРГ. 9. ноября 1989 года руководство ГДР приняло решение об открытии своих западных границ для свободных поездок в ФРГ и Западный Берлин. “Берлинская стена” перестала играть свою роль грозного препятствия. Ее стали разбирать на сувениры.[41]
Однако кризисная обстановка в стране не спадала. Напротив, она еще более углубилась в связи со ставшими известными фактами злоупотребления властью и коррупции в годы режима Хонеккера. ЦК СЕПГ принял решение об исключении из партии и предании суду бывших руководителей партии Э. Хонеккера и Г. Миттага, премьер-министра В. Штофа, министра госбезопасности Э. Мильке и других партийных и государствен ных деятелей. К ответственности были привлечены также руководители профсоюзов. Христианско-демократического союза и Национально-демократической партии. [42]
Новое руководство СЕПГ не смогло сдержать распада своей партии. За два последних месяца 1989. года из нее вышло около половины членов (900 тыс. из 2 млн. человек). Народной палатой ГДР было принято решение изъять из конституции страны положение о “руководящей роли СЕПГ”
Полная недееспособность руководителей СЕПГ в новых условиях привела 3. декабря к коллективной отставке политбюро и ЦК партии во главе с Э. Кренцем, а через три дня Кренц вынужден был оставить и пост председателя Государственного совета. Состоявшийся в середине декабря 1989. года чрезвычайный съезд СЕПГ избрал новое руководство партии. Из прежнего состава ЦК в новое правление пар тии (101 человек) вошло всего три человека. Изменилось и название п артии. Она стала называться “ Социалистическая единая партия Германии — партия демократического социализма”. Однако вскоре первая часть названия перестала фигурировать. Председателем партии стал молодой адвокат Г.Гизи, объявивший о ее коренной перестройке.[43]
Вслед за реорганизацией СЕПГ произошли другие важные перемены в политической жизни ГДР. Были созданы новые партии и организации, заявившие о своем намерении бороться за места в будущем парламенте страны. Большую активность проявляли. Социал-демократическая партия, а также организации “Новый форум”, “Демократическое пробуждение”, “Объединение левых”, “Инициатива за мир и права человека” и др.
В развернувшейся предвыборной борьбе четыре бывших союзника СЕПГ- Христианско-демократический союз, Либерально-демократическая партия, Национально-демократическая партия и Демократическая крестьянская партия- объявили о своем выходе из традиционного блока с коммунистами.
Эти четыре партии, а также новые политические объединения заявили об отказе от социалистического пути развития ГДР. Перспективу ближайшего развития они видели в “спасении страны через воссоединение Германии”. Лозунг объединения Германии стал главным программным пунктом всех политических течений. На этой волне в стране поднялись и право-экстремистские силы. Все оппозиционные к СЕПГ- ПДС партии пользовались активной поддержкой со стороны политических и государственных учреждений ФРГ и Западного Берлина. Ведущие деятели ФРГ, включая канцлера Г. Коля, принимали прямое участие в митингах и демонстрациях, проводившихся на территории ГДР.[44]
Вопрос об объединении двух германских государств стал в центре внимания всей политической жизни страны. Поддерживаемые руководством ФРГ многие политические силы ГДР выступили за немедленные меры по созданию единого германского государства. Не отрицая самой перспективы объединения, некоторые бо лее умеренные деятели рассматривали Об изменении своего отношения к германскому вопросу заявило и правительство X. Модрова. Была признана ошибочной официальная концепция наличия двух немецких наций- социалистической и капиталистической. Правительство ГДР заявило о стремлении развивать широкое сотрудничество с ФРГ и Западным Берлином и выразило свою заинтересованность в получении от ФРГ экономической помощи. Одновременно провозглашалась верность ГДР своим союзническим обязательствам. Признавалась нерушимость европейских границ.[45]
Дальнейшую судьбу страны, ход ее экономического и политического развития, ее внешнюю политику должны были решить выборы в Народную палату ГДР, назначенные на 18. марта 1990. года. Весь ход избирательной кампании свидетельствовал об оттеснении СЕПГ - ПДС от руководства страной. Это показали и результаты выборов в парламент. Партия демократического социализма стала оппозиционной.
Большинство голосов на выборах получил Христианско-демократический союз (40,9%), затем следовали социал-демократы (21,8%). Партия демократического социализма завоевала 16,3% голосов. Соответственно определилось и распределение мест, полученных различными партиями в Народной палате. Партии правого блока во главе с ХДС обеспечили себе 193 места из общего числа 400 мест, СДПГ- 87, а ПДС- 65 местКардинальные изменения в ГДР в конце 1989.- начале 1990. года показали, что германский вопрос вновь заявил о себе не только как задача, стоявшая перед двумя германскими государствами, но и как сложнейшая международная проблема. От ее решения стала в прямой зависимости определяться и судьба Европы, и новая система обеспечения международной безопасности. Германская проблема стала предметом обсуждения между четырьмя великими державами- участниками мирного урегулирования после окончания второй мировой войны — СССР, США, Великобританией и Францией.[46]
12. с ентября 1990. года четыре державы- победительницы и представители ГДР и ФРГ подписали в Москве Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, который фактически подвел черту под итогами второй мировой войны в Европе. Договор и другие документы зафиксировали признание нерушимости европейских границ, запрет на обладание Германией средствами массового уничтожения, определили пределы численности бундесвера и временное сохранение (до конца 1994. года) вооруженных сил СССР в восточной части объединенной Германии. Ñ 1. èþíÿ 1990.. Процесс объединения Германии сопровождался принятием 1. октября министрами иностранных дел четырех держав и двух германских государств Документа о прекращении с объединением Германии действия четырехсторонних, прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом.
Румыния
Если в ГДР, Болгарии и Чехословакии бурные события не сопровождались кровопролитием и проходили в цивилизованных формах,то в Румынии они приняли другой характер.
Тоталитарный режим, установленный семейством Чаушеску, действовавшей в духе чисто сталинских традиций и господствовавший почти четверть века, привел Румынию к тяжелому кризису. Вопреки официальной статистике, рисовавшей в 80. годы радужную картину развития, экономика страны находилась в состоянии стагнации. Полностью провалились фантастические программы модернизации производства, повышения качества и конкурентоспособности продукции, внедрения достижений научно-технического прогресса. Страна ощущала острую нехватку топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. На 30- 40% были недогружены производственные мощности в промышленности.[47]
Тяжелейшим бременем для румынского народа была все возраставшая финансовая задолженность западным державам. К началу 80. годов она составила 10,2 млрд. долларов. Увеличение долга с наивной целью улучшения экономической ситуации, совершенно неэффективное использование полученных кредитов привели к увеличению числа промышленных объектов без учета необходимости структурной перестройки и модернизации экономики.[48]
А без этого нельзя было обеспечить погашение полученных кредитов. Выплата долгов вела к сокращению импорта и увеличению экспорта остро необходимых для внутреннего потребления товаров, прежде всего продовольствия и нефтепродуктов. С 1975. по 1989. года Румыния выплатила западным кредиторам около 21 млрд. долларов, в том числе более 7 млрд. долларов в счет процентов за кредиты.
Необходимостью выплаты долгов руководство страны объясняло политику “затягивания поясов” и тяжелейшие жизненные условия большинства румынского населения. Из года в год неуклонно ухудшалось продовольственное снабжение трудящихся. Но не только непосильная задолженность, а и все другие просчеты в экономической политике в конечном счете определялись господствовавшей в стране административно-командной системой, тоталитарным режимом, прикрывавшимся социалистическими лозунгами и опиравшимся на компартию, превращенную Н. Чаушеску в инструмент власти его семейного клана. А ведь в партии насчитывалось около 4. млн. человек, т. е. каждый пятый житель и каждый третий занятый на производстве являлся ее членом.[49]
Румынский диктатор Николае Чаушеску категорически отрицал саму возможность каких-либо изменений в управлении хозяйством, да и вообще в жизни страны. Он заявлял, что в Румынии уже давно якобы проведены реформы, к которым в 80. годы приступили другие восточноевропейские страны. Пытаясь поднять эффективность сельского хозяйства, Чаушеску еще больше ужесточил систему директивного управления госхозов и огосударствленных кооперативов, развернул кампанию “систематизации” деревень, предусматривавшую ликвидацию 7. тысяч деревень и переселение их жителей в “агропромышленные центры”. Систематически проводилась насильственная ассимиляция венгерского населения, проживающего в Трансильвании.[50]
Тоталитарная система власти, низкий жизненный уровень, положение на грани голода- все это вызывало рост социального напряжения в стране, резкого недовольства методами строительства “всесторонне развитого социализма”, провозглашенного господствовавшим кланом. Об этом же свидетельствовало принявшее массовый характер бегство граждан венгерской и румынской национальностей за пределы страны: к марту 1989. года примерно 30 тыс. человек скопилось на территории Венгрии и примерно такое же число беженцев проследовало в другие европейские страны. Выступления рабочих на угольных шахтах Решицы, заводах Брашова и в других местах жестоко подавлялись. Робкие протесты представителей румынской интеллигенции игнорировались или вели к суровым репрессиям.
В стране не было организованной оппозиции, но даже здесь выступление ряда бывших политических деятелей — “письмо шести”, обнародованное в начале 1989. года и содержавшее резкую критику состояния делв стране, показывало напряженностьобстановки.Но все же подавляющая часть населения готова была выступить против ненавистного режима. Однако ослепленный властью диктатор, хотя и изрядно напуганный радикальными изменениями в соседних странах, продолжал верить в незыблемость установленного им строя.[51]
Даже на фоне начавшихся перемен в Восточной Европе Чаушеску демонстрировал абсолютное нежелание последовать примеру соседей, ссылыясь на право Румынии идти своим путем. 20. ноября 1989. года, когда уже рухнула берлинская стена и свершилась "бархатная революция" в Чехословакии, в Бухаресте состоялся XIV съезд Румынской компартии. Чаушеску в своем докладе ни слова не сказал о том, что произошло в соседних странах. Съезд был провозглашен “съездом великих побед и торжества социализма”. Безудержно восхваляемый на съезде “герой из героев”, “любимый сын нации”, “титан мысли”, Н. Чаушеску объявил о переходе страны к “новому этапу”- завершению строительства “всесторонне развитого социалистического государства”. Съезд принял новые планы развития социалистического общества до 2010. года.[52]
Подлинно новый этап в развитии Румынии действительно начался через три недели после завершения съезда. Но он был связан уже не с программой съезда, не с самой партией и не с ее лидером. Начало ему положил восставший против диктатуры народ.
В середине декабря Чаушеску отправился с официальным визитом в Иран. В это время 16.-17. декабря в Трансильванском городе Темишоара, после того как служба безопасности пыталась выселись местного священника Ласло Текеши. События в Тимишоаре всколыхнули всю страну. Начались стихийные демонстрации в его поддержку. Армия и служба безопасности жестоко подавили их. Вернувшийся из Ирана Чаушеску объявил эти события результатом происка внешних врагов и назначил на следующий день митинг в поддержку действий властей. Собравшиеся на площади люди, выслушав речь, стали однако выкрикивать антиправительственные лозунги. Произошли первые столкновения с милицией. Начались стихийные выступления.
Против восставших были направлены отряды спецназначения и личной охраны диктатора. В Бухаресте развернулись ожесточенные уличные бои. Народное восстание было поддержано армией. Но силы, верные Чаушеску, в течение нескольких дней продолжали вести бои. Вооруженные столкновения развернулись в Тимишоаре, Бухаресте, Брашове, Сибиу. [53]
Власть в стране перешла к созданному в первые часы восстания Совету Фронта национального спасения (ФНС), который провозгласил свержение авторитарного режима
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!