Диагностика психического развития младших школьников — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Диагностика психического развития младших школьников

2019-05-26 173
Диагностика психического развития младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

4.1. Роль тестирования памяти в нейропсихологической диагностике познавательной сферы

Изучение памяти занимает особое место в процеду­ре. Память может выступать в качестве базисной функ­ции в диагностическом нейропсихологическом обследо­вании в силу следующих ее особенностей:

- обладает высокой сензитивностью к изменению функциональных состояний мозга;

- является интегративной для ряда других психиче­ских процессов, таких, как мышление: восприятие, речь и др., оказывая влияние на их развитие и вместе с тем позволяя в отдельных составляющих памяти достаточно

хорошо «высветить» уровень развития этих процессов и. их особенности;

- достаточно хорошо изучена в общепсихологиче­ском контексте с точки зрения различных звеньев, со­ставляющих ее структуры;

- хорошо изучена в нейропсихологическом контек­сте с точки зрения связи различных параметров памяти с

работой определенных структур мозга;

- удобна для количественной оценки;

- значима в контексте учебной деятельности.

Следует указать на условность выделения отдельных психических функций при обследовании, поскольку пси­хика формируется не как совокупность независимых, самодостаточных частей, а как единое целое, отдельные части которого взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. В силу этого уровень развития отдельной психической функции может свидетельствовать о состоянии и других функций, с которыми она имеет общие звенья.

Нейропсихологические исследования структурно-функциональных основ памяти предполагают решение двух групп вопросов.

Первая из них направлена на анализ роли отдельных мозговых структур в обеспечении процессов памяти, связанных с ней других психических функций и поиском тех физиологических условий (механизмов), которые ха­рактерны для работы этих структур:

Вторая - связана с анализом психологической струк­туры процессов памяти (процессов запоминания, сохра­нения и воспроизведения) и выявлением роли отдельных звеньев этой структуры в осуществлении целостного процесса памяти. Решение этих вопросов позволяет рас­крыть проблему мозговой организации памяти и уточ­нить ее психологическую структуру, а также понять ее связь с другими психическими процессами.

   Нейропсихологический подход к изучению памяти в этом контексте заключается, во-первых, в выявлении позвеньевого состава психических функциональных сис­тем памяти, где каждое звено «отвечает» за свой аспект, параметр мнестической деятельности, проявляющийся на поведенческом уровне. Во-вторых, он позволяет оп­ределить состав мозговых зон, объединяющихся в ней­рофизиологические функциональные системы для обес­печения процессов памяти и роль каждой из них в этом объединении. В третьих - дает возможность оценить, в силу каких причин и как нарушается полноценная рабо­та всей системы памяти и отдельных ее составляющих.

Для исследования познавательной сферы ребенка с помощью диагностики разных видов памяти была разра­ботана методика, позволяющая с учетом изложенных в главе I принципов психического развития ребенка про­водить анализ причин школьной неуспеваемости млад­ших школьников.

 

 

4.2. Методика нейропсихологической диагностики памяти «ДиаКор»

Комплексная методика нейропсихологического об­следования памяти состоит из трех блоков, каждый из которых включает в себя набор субтестов, необходимых для оценки состояния памяти в одной из трех основных модальностей: слухоречевой, зрительной и двигательной. Ниже приводятся основные принципы работы с методи­кой, более подробно познакомиться с ней можно в книге «Нейропсихологическая диагностика и коррекция млад­ших школьников» (1).

Тестировалось запоминание двух групп слов и фигу­рок по три в каждой, которые предъявлялись последова­тельно, одна за другой, а затем поочередно воспроизво­дились. Эти тесты показали свою эффективность в ней­ропсихологических исследованиях, как наиболее чувст­вительные к различным изменениям памяти.

Тесты были модифицированы за счет подбора групп слов и фигурок, объединенных общими фонетическими, семантическими (слова) и графическими, перцептивны­ми (фигурки) признаками. При этом в тестах, относя­щихся к пере численным блокам, использовался стимуль­ный материал, относящийся к разным уровням организации мнестической деятельности: запоминание элементов, не связанных между собой, и запоминание стиму­лов, объединенных общим признаком, который обследуемый может самостоятельно выделить и использовать при запоминании. Это позволяло исследовать память в ее связи с другими процессами, такими, как восприятие, мышление, речь и т.д.

 

1. Исследование слухоречевой памяти проводится с    помощью тестов на запоминание двух групп по три слова с последующим воспроизведением каждой из них:

       а) слова в группах сходны по звучанию, ритмически сгруппированы:

1 группа: «рана-пена-тина»;

2 группа: «мина-сено-шина»;

       б) слова в группах относятся к одному родовому по­нятию:

                   1 группа: «утка-зубр-краб»;

                   2 группа: «волк-грач-удав»;

в) заучивание серии слов, с последующим выполне­нием задания объединить их в рассказ (зима-поле­

            снег-река- лед -зверь-птица).

       2. Исследование зрительной памяти:

       а) запоминание серии фигур в заданном порядке:

 

      

 

  Запоминание двух групп по три фигуры с последую­щим воспроизведением каждой из триад:

       б) фигуры в группах имеют общий признак (гра­фическая категоризация):

  1 группа                                           2 группа

                                                       

 

в) фигуры в каждой из групп доступны объединению в единый структурно-целостный контур (перцептивная целостность, гештальт):

1 группа                                              2 группа

                                                                   

__________________________

(1) Мuкадзе Ю.В., Корсакова н.к. Нейропсихологическая диагно­стика и коррекция младших школьников. М.: Интел- Тех, 1994.

3. Исследование двигательной памяти включает тесты на запоминание серии поз пальцев на руке (при отсутствии зрительного контроля, на основе кинестети­ческой афферентации) с последующим воспроизведени­ем каждой позы противоположной рукой:

а) позы запоминаются и воспроизводятся на правой руке:

вытянуты 2-й, 3-й палец, остальные сжаты;

l-й и 2-й палец в кольце;

вытянуты 3-й, 4-й, 5-й пальцы;

l-й и 4-й пальцы в кольце;

вытянуты 2-й и 5-й пальцы;

б) позы запоминаются и воспроизводятся на левой руке:

l-й, 2-й пальцы в кольце;

2-й, 5-й пальцы вытянуты;

3-й, 4-й, 5-й пальцы вытянуты;

l-й, 4-й пальцы в кольце; 2-й, 3-й пальцы вытя­нуты;

в) перенос позы с правой руки на левую;

г) перенос позы с левой руки на правую.

4. Дополнительно исследовались латеральные при­знаки при помощи теста «Шкала латеральных признаков» С целью выявления профиля латерализации обсле­дуемого школьника, который должен учитываться при решении диагностических задач.

 

           


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.