История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-05-26 | 173 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
4.1. Роль тестирования памяти в нейропсихологической диагностике познавательной сферы
Изучение памяти занимает особое место в процедуре. Память может выступать в качестве базисной функции в диагностическом нейропсихологическом обследовании в силу следующих ее особенностей:
- обладает высокой сензитивностью к изменению функциональных состояний мозга;
- является интегративной для ряда других психических процессов, таких, как мышление: восприятие, речь и др., оказывая влияние на их развитие и вместе с тем позволяя в отдельных составляющих памяти достаточно
хорошо «высветить» уровень развития этих процессов и. их особенности;
- достаточно хорошо изучена в общепсихологическом контексте с точки зрения различных звеньев, составляющих ее структуры;
- хорошо изучена в нейропсихологическом контексте с точки зрения связи различных параметров памяти с
работой определенных структур мозга;
- удобна для количественной оценки;
- значима в контексте учебной деятельности.
Следует указать на условность выделения отдельных психических функций при обследовании, поскольку психика формируется не как совокупность независимых, самодостаточных частей, а как единое целое, отдельные части которого взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. В силу этого уровень развития отдельной психической функции может свидетельствовать о состоянии и других функций, с которыми она имеет общие звенья.
Нейропсихологические исследования структурно-функциональных основ памяти предполагают решение двух групп вопросов.
Первая из них направлена на анализ роли отдельных мозговых структур в обеспечении процессов памяти, связанных с ней других психических функций и поиском тех физиологических условий (механизмов), которые характерны для работы этих структур:
|
Вторая - связана с анализом психологической структуры процессов памяти (процессов запоминания, сохранения и воспроизведения) и выявлением роли отдельных звеньев этой структуры в осуществлении целостного процесса памяти. Решение этих вопросов позволяет раскрыть проблему мозговой организации памяти и уточнить ее психологическую структуру, а также понять ее связь с другими психическими процессами.
Нейропсихологический подход к изучению памяти в этом контексте заключается, во-первых, в выявлении позвеньевого состава психических функциональных систем памяти, где каждое звено «отвечает» за свой аспект, параметр мнестической деятельности, проявляющийся на поведенческом уровне. Во-вторых, он позволяет определить состав мозговых зон, объединяющихся в нейрофизиологические функциональные системы для обеспечения процессов памяти и роль каждой из них в этом объединении. В третьих - дает возможность оценить, в силу каких причин и как нарушается полноценная работа всей системы памяти и отдельных ее составляющих.
Для исследования познавательной сферы ребенка с помощью диагностики разных видов памяти была разработана методика, позволяющая с учетом изложенных в главе I принципов психического развития ребенка проводить анализ причин школьной неуспеваемости младших школьников.
4.2. Методика нейропсихологической диагностики памяти «ДиаКор»
Комплексная методика нейропсихологического обследования памяти состоит из трех блоков, каждый из которых включает в себя набор субтестов, необходимых для оценки состояния памяти в одной из трех основных модальностей: слухоречевой, зрительной и двигательной. Ниже приводятся основные принципы работы с методикой, более подробно познакомиться с ней можно в книге «Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников» (1).
|
Тестировалось запоминание двух групп слов и фигурок по три в каждой, которые предъявлялись последовательно, одна за другой, а затем поочередно воспроизводились. Эти тесты показали свою эффективность в нейропсихологических исследованиях, как наиболее чувствительные к различным изменениям памяти.
Тесты были модифицированы за счет подбора групп слов и фигурок, объединенных общими фонетическими, семантическими (слова) и графическими, перцептивными (фигурки) признаками. При этом в тестах, относящихся к пере численным блокам, использовался стимульный материал, относящийся к разным уровням организации мнестической деятельности: запоминание элементов, не связанных между собой, и запоминание стимулов, объединенных общим признаком, который обследуемый может самостоятельно выделить и использовать при запоминании. Это позволяло исследовать память в ее связи с другими процессами, такими, как восприятие, мышление, речь и т.д.
1. Исследование слухоречевой памяти проводится с помощью тестов на запоминание двух групп по три слова с последующим воспроизведением каждой из них:
а) слова в группах сходны по звучанию, ритмически сгруппированы:
1 группа: «рана-пена-тина»;
2 группа: «мина-сено-шина»;
б) слова в группах относятся к одному родовому понятию:
1 группа: «утка-зубр-краб»;
2 группа: «волк-грач-удав»;
в) заучивание серии слов, с последующим выполнением задания объединить их в рассказ (зима-поле
снег-река- лед -зверь-птица).
2. Исследование зрительной памяти:
а) запоминание серии фигур в заданном порядке:
Запоминание двух групп по три фигуры с последующим воспроизведением каждой из триад:
б) фигуры в группах имеют общий признак (графическая категоризация):
1 группа 2 группа
в) фигуры в каждой из групп доступны объединению в единый структурно-целостный контур (перцептивная целостность, гештальт):
1 группа 2 группа
__________________________
|
(1) Мuкадзе Ю.В., Корсакова н.к. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М.: Интел- Тех, 1994.
3. Исследование двигательной памяти включает тесты на запоминание серии поз пальцев на руке (при отсутствии зрительного контроля, на основе кинестетической афферентации) с последующим воспроизведением каждой позы противоположной рукой:
а) позы запоминаются и воспроизводятся на правой руке:
вытянуты 2-й, 3-й палец, остальные сжаты;
l-й и 2-й палец в кольце;
вытянуты 3-й, 4-й, 5-й пальцы;
l-й и 4-й пальцы в кольце;
вытянуты 2-й и 5-й пальцы;
б) позы запоминаются и воспроизводятся на левой руке:
l-й, 2-й пальцы в кольце;
2-й, 5-й пальцы вытянуты;
3-й, 4-й, 5-й пальцы вытянуты;
l-й, 4-й пальцы в кольце; 2-й, 3-й пальцы вытянуты;
в) перенос позы с правой руки на левую;
г) перенос позы с левой руки на правую.
4. Дополнительно исследовались латеральные признаки при помощи теста «Шкала латеральных признаков» С целью выявления профиля латерализации обследуемого школьника, который должен учитываться при решении диагностических задач.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!