Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2019-05-26 | 118 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Л.С. Выготский сформулировал основные правила развития высших психических функций. Он отмечал, что в онтогенезе биологическая и социальная (историческая) линии развития функций сложно сплетены.
Во-первых, история развития каждой психической Функции не является прямым продолжением и усовершенствованием соответствующей элементарной функции, а предполагает коренное изменение направления развития в совершенно новом плане, другими словами каждая высшая психическая функция является специфическим новообразованием.
Во вторых, высшие психические функции не надстраиваются над элементарными процессами, как второй этаж, а представляют собой новые психологические системы, состоящие из сложного сплетения элементарных функций, которые при включении в такую систему сами начинают действовать по новым законам. Таким образом, каждая высшая психическая функция определяется не только своеобразным сочетанием ряда более элементарных функций, но и новым уровнем их функционирования.
В третьих, при возникновении нарушений в развитии в первую очередь страдает связь элементарных и высших психических (натуральных и символических) функций. Это приводит к тому, что элементарные процесс начинают действовать как самостоятельные психологические структуры, что вызывает возвращение к более примитивным формам поведения.
Психическое развитие в онтогенезе; таким образом, представляет собой ряд качественных переходов от одной ступени развития к другой, где каждая предшествующая ступень является генетической основой последующих ступеней или стадий разбития. Возникает вопрос о том, как действует принцип гетерохроний в формировании психических функций. Здесь следует обратиться к понятию сензитивных периодов.
|
Н.С. Лейтес развивает идеи К.Д. Ушинского о своевременности обучения в соответствии с назревающей возможностью детского развития и Л.С. Выготского о совпадении оптимальных сроков обучения с повышенной чувствительностью к определенным окружающим воздействиям в разные возрастные периоды (сензитивные периоды). Он считает, что понятие сензитивного периода является первостепенным для понимания возрастного развития ребенка. Неодинаковость чувствительности к определенным воздействиям в разные периоды детства выражается во временном повышении ее уровня и изменении ее направленности. Это приводит к тому, ЧТО в определенные периоды возникают благоприятные условия для развития психики, психических функций в тех или иных направлениях, а затем такая возможность может постепенно или резко ослабевать.
Вопрос детерминации возрастной сензитивности сложен, но несомненно, что влияния окружающей среды, в том числе и социальные, должны преломляться через внутренние условия развития и в том числе через анатомо-физиологическое созревание мозга ребенка.
Морфогенез мозга, неравномерное созревание различных его структур может выступать, таким образом, наряду с влияниями среды, одной из составляющих становления психических функций. Сензитивные периоды несводимы только к морфогенезу мозга или только к социальным влияниям - они являются продуктом взаимопроникновения биологического и средового в целостном психическом развитии.
Гетерохронии в становлении психических функций на разных возрастных этапах могут про являться в возникновении новых внутри- и межсистемных координации, а также в опережающем развитии той или иной психической функции.
Меж- и внутрифункциональные отношения и связи задают специфические, особые для данного возраста взаимодействия между различными элементами психических Функциональных систем и между разными системами (что приводит к возникновению психических новообразований) и могут быть разных типов.
|
Одним из них является временная независимость функций. Она характерна для ранних этапов онтогенеза и относится к начальным этапам формирования психичecкиx процессов и их компонентов.
Чисто ассоциативный тип взаимодействий (по Н.А Бернштейну - цепочки) также характерен для ранних этапов онтогенеза и позволяет объединить разномодальные ощущения в целое на основе пространственно-временной близости.
Более сложные иерархические связи устанавливаются в ходе предметной деятельности и общения и характеризуются наличием ряда уровней в построении психических функций - ведущих и фоновых.
В нормальном онтогенезе эти связи отражают горизонтальную и вертикальную составляющие иерархической системы функциональной организации психики.
Перестройки в этих связях и их усложнение протекают в определенной последовательности и обусловлены разным временем формирования психических функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая функция имеет свой цикл развития, сензитивный период своего быстрого развития и период относительной замедленности формирования.
Так, например, в возрасте 2-5-ти лет наблюдается опережающее развитие восприятия и речи по отношению к ранее интенсивно развивавшимся, но на этом этапе характеризующихся замедлением темпа развития, движениям и действиям. При этом первоначально восприятие занимает иерархически ведущую позицию по отношению к речи, которая, согласно Выготскому, на этом этапе строится по гностическому типу: то есть ребенок стремится назвать, обозначить словесно все, что он замечает вокруг себя.
Внутри самой функции речи ее различные составляющие также имеют собственную динамику развития и иерархию построения. Так, слуховое восприятие развивается значительно раньше, чем речепорождение. На первом этапе овладения речью ведущим является различение на слух акустических признаков слов, а речедвигательный компонент следует за ним. Таким образом, воспринимаемые на слух слова выступают в роли эталона, по которому формируется соответствие воспринимаемого звукового образа и артикуляционных схем этих слов.
В связи с этим, на первых этапах овладения словом акустическая оболочка имеет для ребенка самостоятельное значение (не связанное со смыслом слова). Известно, что отдельные признаки предмета могут замещать сам предмет. Это приводит к появлению звукоподражательных комплексов и слов, когда одним звуковым комплексом обозначается целый ряд предметов и действий.
2.3. Взаимосвязь биологических и средовых
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!