Гетерохронии в развитии психических функций — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Гетерохронии в развитии психических функций

2019-05-26 118
Гетерохронии в развитии психических функций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Л.С. Выготский сформулировал основные правила развития высших психических функций. Он отмечал, что в онтогенезе биологическая и социальная (историческая) линии развития функций сложно сплетены.

Во-первых, история развития каждой психической Функции не является прямым продолжением и усовер­шенствованием соответствующей элементарной функ­ции, а предполагает коренное изменение направления развития в совершенно новом плане, другими словами каждая высшая психическая функция является специфи­ческим новообразованием.

Во вторых, высшие психические функции не над­страиваются над элементарными процессами, как второй этаж, а представляют собой новые психологические сис­темы, состоящие из сложного сплетения элементарных функций, которые при включении в такую систему сами начинают действовать по новым законам. Таким обра­зом, каждая высшая психическая функция определяется не только своеобразным сочетанием ряда более элемен­тарных функций, но и новым уровнем их функциониро­вания.

В третьих, при возникновении нарушений в разви­тии в первую очередь страдает связь элементарных и высших психических (натуральных и символических) функций. Это приводит к тому, что элементарные про­цесс начинают действовать как самостоятельные пси­хологические структуры, что вызывает возвращение к более примитивным формам поведения.

Психическое развитие в онтогенезе; таким образом, представляет собой ряд качественных переходов от од­ной ступени развития к другой, где каждая предшест­вующая ступень является генетической основой после­дующих ступеней или стадий разбития. Возникает во­прос о том, как действует принцип гетерохроний в фор­мировании психических функций. Здесь следует обра­титься к понятию сензитивных периодов.

Н.С. Лейтес развивает идеи К.Д. Ушинского о свое­временности обучения в соответствии с назревающей возможностью детского развития и Л.С. Выготского о совпадении оптимальных сроков обучения с повышен­ной чувствительностью к определенным окружающим воздействиям в разные возрастные периоды (сензи­тивные периоды). Он считает, что понятие сензитивного периода является первостепенным для понимания воз­растного развития ребенка. Неодинаковость чувствитель­ности к определенным воздействиям в разные периоды детства выражается во временном повышении ее уровня и изменении ее направленности. Это приводит к тому, ЧТО в определенные периоды возникают благоприятные условия для развития психики, психических функций в тех или иных направлениях, а затем такая возможность может постепенно или резко ослабевать.

Вопрос детерминации возрастной сензитивности сложен, но несомненно, что влияния окружающей сре­ды, в том числе и социальные, должны преломляться че­рез внутренние условия развития и в том числе через анатомо-физиологическое созревание мозга ребенка.

Морфогенез мозга, неравномерное созревание раз­личных его структур может выступать, таким образом, наряду с влияниями среды, одной из составляющих ста­новления психических функций. Сензитивные периоды несводимы только к морфогенезу мозга или только к со­циальным влияниям - они являются продуктом взаимо­проникновения биологического и средового в целостном психическом развитии.

Гетерохронии в становлении психических функций на разных возрастных этапах могут про являться в воз­никновении новых внутри- и межсистемных координа­ции, а также в опережающем развитии той или иной психической функции.

Меж- и внутрифункциональные отношения и связи задают специфические, особые для данного возраста взаимодействия между различными элементами психиче­ских Функциональных систем и между разными систе­мами (что приводит к возникновению психических новообразований) и могут быть разных типов.

Одним из них является временная независимость функций. Она характерна для ранних этапов онтогенеза и относится к начальным этапам формирования психи­чecкиx процессов и их компонентов.

Чисто ассоциативный тип взаимодействий (по Н.А Бернштейну - цепочки) также характерен для ран­них этапов онтогенеза и позволяет объединить разномо­дальные ощущения в целое на основе пространственно-временной близости.

Более сложные иерархические связи устанавливают­ся в ходе предметной деятельности и общения и характе­ризуются наличием ряда уровней в построении психиче­ских функций - ведущих и фоновых.

В нормальном онтогенезе эти связи отражают гори­зонтальную и вертикальную составляющие иерархиче­ской системы функциональной организации психики.

Перестройки в этих связях и их усложнение проте­кают в определенной последовательности и обусловлены разным временем формирования психических функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая функция имеет свой цикл развития, сензитивный период своего быстрого развития и период относи­тельной замедленности формирования.

Так, например, в возрасте 2-5-ти лет наблюдается опережающее развитие восприятия и речи по отноше­нию к ранее интенсивно развивавшимся, но на этом этапе характеризующихся замедлением темпа развития, движениям и действиям. При этом первоначально вос­приятие занимает иерархически ведущую позицию по отношению к речи, которая, согласно Выготскому, на этом этапе строится по гностическому типу: то есть ре­бенок стремится назвать, обозначить словесно все, что он замечает вокруг себя.

Внутри самой функции речи ее различные состав­ляющие также имеют собственную динамику развития и иерархию построения. Так, слуховое восприятие развива­ется значительно раньше, чем речепорождение. На пер­вом этапе овладения речью ведущим является различе­ние на слух акустических признаков слов, а речедвигательный компонент следует за ним. Таким образом, вос­принимаемые на слух слова выступают в роли эталона, по которому формируется соответствие воспринимаемого звукового образа и артикуляционных схем этих слов.

В связи с этим, на первых этапах овладения словом акустическая оболочка имеет для ребенка самостоятель­ное значение (не связанное со смыслом слова). Извест­но, что отдельные признаки предмета могут замещать сам предмет. Это приводит к появлению звукоподража­тельных комплексов и слов, когда одним звуковым ком­плексом обозначается целый ряд предметов и действий.

 

2.3. Взаимосвязь биологических и средовых


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.