Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2019-05-26 | 143 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Для анализа состояния памяти детей в пределах одной возрастной группы можно использовать данные по диапазону разброса абсолютных показателей по разным параметрам. Так, стандартные отклонения в пределах, 5 по разным параметрам могут превышать средние значения или быть меньше средних значений.
Высокое абсолютное значение стандартного отклонения может означать, что в обследуемой группе наблюдается достаточно большой разброс показателей по определенным параметрам. Это, в свою очередь, может свидетельствовать об определенной неустойчивости этого параметра в общей функциональной системе памяти.
С другой стороны, большой разброс показателей свидетельствует о разных возможностях детей, входящих в группу, и отражает общую картину актуального уровня развития детей.
Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки и в ходе обучения различаются по возможности в сотрудничестве со взрослыми при возникновении каких-либо затруднений. Можно предположить, что дети, показавшие высокую продуктивность, демонстрируют возможные границы зоны ближайшего развития для своего возрастного периода. В этом смысле величина диапазона разброса показателей в какой-то степени может отражать «величину» зоны ближайшего развития по определенным параметрам в данном возрастном периоде.
Таким образом, используя в качестве критерия оценки высокие абсолютные значения стандартного отклонения, можно оценить состояние системы памяти в разных возрастных группах с точки зрения недостаточной сформированности соответствующих параметров.
В группе семилетних детей выделяют параметры (стандартное отклонение превышает среднее значение) в слухоречевой памяти: прочность следов (2), стабильность регуляции и контроля (4), семантическая. устойчивость (6), сохранение порядка (8); в зрительной памяти: прочность следов (12), сохранение пространственных характеристик стимула (17), сохранение порядка воспроизведения стимулов (18 и 19).
Для группы восьмилетних детей характерна неустойчивость показателей параметров в слухоречевой памяти: прочность следов (2), стабильность регуляции и контроля (4), семантическая устойчивость (6); в зрительной памяти: прочность следов (12), сохранение порядка воспроизведения стимулов (18 и 19).
В группе детей девятилетнего возраста можно выделить такие параметры слухоречевой памяти, как: прочность следов (2), стабильность регуляции и контроля (4), семантическая устойчивость (6), сохранение порядка (8) и зрительной памяти: прочность следов (12), сохранение пространственных характеристик стимула (17), сохранение порядка воспроизведения стимулов (18 и 19).
Для группы десятилетних детей такими параметрами являются в слухоречевой памяти: прочность следов (2), устойчивость к интерференции (3), стабильность регуляции и контроля (4), семантическая устойчивость (б), сохранение порядка (8); в зрительной памяти: прочность следов (12), сохранение пространственных характеристик стимула (17), сохранение порядка воспроизведения стимулов (19).
В двигательной памяти превышение стандартным отклонением 'средних значений наблюдается по всем параметрам во всех возрастных группах, за исключением переноса с одной руки на другую у семилетних детей (23 и24).
Видно, что в разных возрастных группах с небольшими различиями наиболее вариативными оказываются такие характеристики памяти, как: прочность следов в кратковременной памяти, произвольная регуляция и контроль мнестической деятельности, стабильность удержания стимула в смысловом и перцептивном поле, пространственно- временная организация запоминаемого материала, а также кинестетические и кинетические схемы памяти.
4.4. Сравнительный анализ развития памяти в возрасте 7-10 лет
Для сравнительного анализа развития памяти проводилось сопоставление показателей количества штрафных баллов по соответствующим параметрам в разных возрастных группах (7, 8, 9, 10 лет) и оценивались два критерия:
- динамика изменения абсолютных показателей по каждому параметру памяти; _
- динамика изменений в диапазонах разброса абсолютных значений показателей, равного (х + 8) по каждому параметру, что составляло 68,5% общей выборки показателей.
Наличие динамики изменения абсолютных показателей по конкретным параметрам, выражающейся в их уменьшении, по мере увеличения возраста, рассматривалось как проявление возрастающей сформированности соответствующих звеньев функциональной системы памяти. В то же время, различия в абсолютных показателях по одним и тем же параметрам в разных возрастных группах свидетельствуют о разной эффективности работы соответствующих звеньев памяти.
Стандартное отклонение как мера изменчивости позволяет оценить величину разброса данных относительно среднего значения. Небольшая абсолютная величина диапазона разброса определенного показателя (по сравнению с другими) указывает на более высокую «освоенность» и, соответственно, стабильность этого параметра у большинства детей в одной возрастной группе.
Наличие динамики изменений диапазона разброса в сторону его уменьшения в разных возрастных группах может также рассматриваться как увеличение степени «сформированности» того или иного параметра.
Диапазон разброса можно расценивать как нейропсихологическое выражение актуального уровня развития для соответствующей возрастной группы. Сопоставляя средние показатели в разных возрастных группах по этим критериям, можно сделать вывод о динамике изменений выделенных параметров памяти в онтогенезе. Количественные показатели по каждому параметру приведены в таблице 10 и на графиках (рисунки 7 и 8)..
Для большей наглядности при сравнении состояния памяти у детей 7-8-9-10 лет использовался коэффициент, демонстрирующий превышение показателей 7, 8, 9-летних детей над показателями 10-летних детей для каждого параметра. Для этого каждый средний нормативный показатель 7, 8, 9-летней группы делился на соответствующий показатель группы десятилетних детей. Если полученные при этом коэффициенты превышают единицу, то это означает наличие позитивной динамики, связанной с большей сформированностью, «улучшением» функционирования соответствующего параметра или вида памяти.
Модальные шкалы
Слухоречевая память
Наибольшая динамика изменений абсолютных показателей (уменьшение значения показателя более чем в три раза) при сравнении результатов обследования детей в возрастных группах 7-8-9-10 лет наблюдается в следующих параметрах: семантическая устойчивость (6), прочность следов (2), стабильность регуляции и контроля (4), устойчивость к интерференции (3), эффективность запоминания (1), сохранение порядка стимулов по варианту возникновения ригидных ошибок (8).
Рис.7. Динамика изменения различных параметров слухоречевой и зрительной памяти в разных возрастных группах. По оси ординат указаны относительные коэффициенты, получаемые путем деления средних показателей группы десятилетних детей. Это позволяет увидеть, во сколько раз показатели в каждой возрастной группе превышают показатели десятилетней группы.
Самая низкая динамика изменений абсолютных показателей связана с параметрами: наличие смыслового объединения стимулов (7), сохранение порядка стимулов по варианту ошибок неустойчивого типа (9), объем непосредственной памяти (5).
Наибольшая динамика изменений в диапазоне разброса абсолютных показателей наблюдается в параметрах: эффективность запоминания (1), устойчивость к интерференции (3), стабильность регуляции и контроля (4).
В остальных параметрах она незначительна.
При сопоставлении этих данных (максимальная динамика изменений абсолютных показателей и диапазона разброса в сторону уменьшения) можно выделить общие для каждого критерия параметры - 1,3,4.
Минимальная динамика изменений, сопровождаемая минимальной величиной диапазона разброса, характерна для параметров 7, 9, 5.
На основании этих данных можно сделать вывод, что в слухоречевой памяти в возрасте от 7 до 10 лет наиболее интенсивно идет формирование таких параметров системы памяти, как:
1 - эффективность запоминания (определяется по количеству предъявлений);
3 - устойчивость к интерференции (определяется по количеству недостающих элементов в ряду);
4 - стабильность регуляции и контроля (определя-
Рис. 8. Диапазон разброса показателей по ется по количеству персевераций и замен).
различным параметрам зрительной и Наименее интенсивные изменения происходят в слухоречевой памяти в разных возрастных отношении параметров:
группах. 7 - синтагматизация (объединение слов в текст);
9 - сохранение порядка стимулов по варианту ошибок неустойчивого типа;
5 - объем непосредственного запечатления (запоминание с первого предъявления).
Зрительная память
Наибольшая динамика изменений абсолютных показателей (более чем в 2,5 раза) при сравнении результатов обследования детей в возрастных группах 7-8-9-10 лет наблюдается в параметрах: прочность следов (12), устойчивость к интерференции (13), эффективность запоминания (11), семантическая устойчивость (16), стабильность регуляции и контроля (14).
Наименьшая динамика - в параметрах: сохранение порядка стимулов по варианту ошибок ригидного типа (18) и неустойчивого типа (19), объем непосредственной памяти (15), сохранение пространственных характеристик стимула (17).
Наибольшая динамика изменений в диапазоне разброса абсолютных показателей была в параметрах: устойчивость к интерференции (13), стабильность регуляции и контроля (14), сохранение порядка стимулов по варианту ошибок ригидного типа (18), эффективность запоминания (11).
Наименьшая - в параметрах: 15, 12, 17, 16, 19. При сопоставлении этих данных можно выделить общие для каждого критерия параметры: эффективность запоминания (11), устойчивость к интерференции (13), стабильность регуляции и контроля (14).
Таким образом, можно сделать вывод, что в зрительной памяти в возрасте от 7 до 10 лет наиболее интенсивно идет формирование таких параметров в системе памяти, как:
11 - эффективность запоминания (определяется по количеству предъявлений);
13 - устойчивость к интерференции (определяется по количеству недостающих элементов в ряду);
14 - стабильность регуляции и контроля (определяется по количеству персевераций и замен).
Наименее интенсивные изменения происходят в отношении параметров: .
17 - сохранение пространственных характеристик;
19 - сохранение порядка стимулов по неустойчивому типу;
15 - объем непосредственного запечатления (за поминание с первого предъявления).
При этом параметры 17 и 19 отличаются высокой нестабильностью (большой диапазон разброса показателей), а параметр 15 - достаточно стабилизирован (небольшой диапазон разброса показателей). Можно предположить, что параметр 15 формируется в более раннем возрасте, а параметры 17 и 19 не вступили в стадию активного формирования.
Двигательная память
Наибольшая динамика изменений абсолютных показателей (более чем в 3 раза) при сравнении результатов обследования детей в возрастных группах 7-8-9-10 лет наблюдается в параметре «правильность переноса с левой руки на правую» (23). Минимальная - в параметре «объем запоминания поз пальцев на правой руке» (21).
Наибольшая динамика изменений в диапазоне разброса абсолютных показателей была в параметрах: «объем запоминания поз пальцев на левой руке» (22) и «правильность переноса с левой руки на правую» (23). В остальных параметрах нет выраженных тенденций к изменению.
При сопоставлении этих данных можно выделить общий для каждого критерия параметр, формирование которого идет наиболее интенсивно, «правильность переноса с левой руки на правую» (23).
Сравнительный анализ изложенных данных позволяет сделать следующие общие выводы:
· Прослеживается динамика изменения абсолютных показателей по всем параметрам в виде уменьшения количества допускаемых в тестировании ошибок по мере увеличения возраста детей. Это можно расценивать как возрастание уровня сформированное и повышение эффективности работы функциональных систем памяти. В то же время динамика возрастных изменений различна для разных параметров.
· В возрасте 7-10 лет наиболее интенсивно осуществляется формирование и стабилизация в слухоречевой и зрительной памяти устойчивости к интерференции, эффективности запоминания, регуляции и контроля, а также параметров, связанных с межполушарным взаимодействием в двигательной памяти.
· Наименее подвержены изменениям в этом возрасте объем непосредственного запечатления, сохранение порядка стимулов по неустойчивому типу, а также объединение слов в текст (синтагматизация) в слухоречевой памяти и сохранение пространственных характеристик стимулов в зрительной памяти.
· Высокая стабильность объема непосредственного запечатления может свидетельствовать о формировании этого параметра на более ранних этапах онтогенеза.
· В то же время сохранение порядка (по неустойчивому типу) в слухоречевой и зрительной памяти и синтагматизация в слухоречевой памяти в своих абсолютных показателях не уменьшаются и имеют небольшой разброс в этом возрастном периоде. Можно предположить, что звенья функциональных систем, связанные с этими параметрами, не вступили в период активного формирования.
Не менее важно, что в зрительной памяти сохранение пространственных характеристик и порядка стимулов обнаруживают высокую нестабильность, что позволяет оценить данный этап развития как период интенсивного формирования этих параметров
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!