Состояние памяти у детей 7, 8, 9, 10 лет — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состояние памяти у детей 7, 8, 9, 10 лет

2019-05-26 143
Состояние памяти у детей 7, 8, 9, 10 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для анализа состояния памяти детей в пределах од­ной возрастной группы можно использовать данные по диапазону разброса абсолютных показателей по разным параметрам. Так, стандартные отклонения в пределах, 5 по разным параметрам могут превышать средние значе­ния или быть меньше средних значений.

Высокое абсолютное значение стандартного откло­нения может означать, что в обследуемой группе наблю­дается достаточно большой разброс показателей по опре­деленным параметрам. Это, в свою очередь, может сви­детельствовать об определенной неустойчивости этого параметра в общей функциональной системе памяти.

С другой стороны, большой разброс показателей свидетельствует о разных возможностях детей, входящих в группу, и отражает общую картину актуального уровня развития детей.

Дети приходят в школу с разным уровнем подготов­ки и в ходе обучения различаются по возможности в со­трудничестве со взрослыми при возникновении каких-­либо затруднений. Можно предположить, что дети, пока­завшие высокую продуктивность, демонстрируют воз­можные границы зоны ближайшего развития для своего возрастного периода. В этом смысле величина диапазона разброса показателей в какой-то степени может отражать «величину» зоны ближайшего развития по определенным параметрам в данном возрастном периоде.

Таким образом, используя в качестве критерия оцен­ки высокие абсолютные значения стандартного отклоне­ния, можно оценить состояние системы памяти в разных возрастных группах с точки зрения недостаточной сфор­мированности соответствующих параметров.

В группе семилетних детей выделяют параметры (стандартное отклонение превышает среднее значение) в слухоречевой памяти: прочность следов (2), стабильность регуляции и контроля (4), семантическая. устойчивость (6), сохранение порядка (8); в зрительной памяти: проч­ность следов (12), сохранение пространственных харак­теристик стимула (17), сохранение порядка воспроизве­дения стимулов (18 и 19).

Для группы восьмилетних детей характерна неустой­чивость показателей параметров в слухоречевой памяти: прочность следов (2), стабильность регуляции и контро­ля (4), семантическая устойчивость (6); в зрительной па­мяти: прочность следов (12), сохранение порядка вос­произведения стимулов (18 и 19).

В группе детей девятилетнего возраста можно выде­лить такие параметры слухоречевой памяти, как: проч­ность следов (2), стабильность регуляции и контроля (4), семантическая устойчивость (6), сохранение порядка (8) и зрительной памяти: прочность следов (12), сохранение пространственных характеристик стимула (17), сохране­ние порядка воспроизведения стимулов (18 и 19).

Для группы десятилетних детей такими параметрами являются в слухоречевой памяти: прочность следов (2), устойчивость к интерференции (3), стабильность регуля­ции и контроля (4), семантическая устойчивость (б), со­хранение порядка (8); в зрительной памяти: прочность следов (12), сохранение пространственных характеристик стимула (17), сохранение порядка воспроизведения сти­мулов (19).

В двигательной памяти превышение стандартным от­клонением 'средних значений наблюдается по всем пара­метрам во всех возрастных группах, за исключением пе­реноса с одной руки на другую у семилетних детей (23 и24).

Видно, что в разных возрастных группах с неболь­шими различиями наиболее вариативными оказываются такие характеристики памяти, как: прочность следов в кратковременной памяти, произвольная регуляция и контроль мнестической деятельности, стабильность удержания стимула в смысловом и перцептивном поле, пространственно- временная организация запоминаемого материала, а также кинестетические и кинетические схе­мы памяти.

 

4.4. Сравнительный анализ развития памяти в возрасте 7-10 лет

Для сравнительного анализа развития памяти прово­дилось сопоставление показателей количества штрафных баллов по соответствующим параметрам в разных возрас­тных группах (7, 8, 9, 10 лет) и оценивались два крите­рия:

- динамика изменения абсолютных показателей по каждому параметру памяти;             _

- динамика изменений в диапазонах разброса абсо­лютных значений показателей, равного + 8) по каж­дому параметру, что составляло 68,5% общей выборки показателей.

Наличие динамики изменения абсолютных показате­лей по конкретным параметрам, выражающейся в их уменьшении, по мере увеличения возраста, рассматрива­лось как проявление возрастающей сформированности соответствующих звеньев функциональной системы па­мяти. В то же время, различия в абсолютных показателях по одним и тем же параметрам в разных возрастных группах свидетельствуют о разной эффективности рабо­ты соответствующих звеньев памяти.

Стандартное отклонение как мера изменчивости по­зволяет оценить величину разброса данных относительно среднего значения. Небольшая абсолютная величина диапазона разброса определенного показателя (по срав­нению с другими) указывает на более высокую «освоенность» и, соответственно, стабильность этого па­раметра у большинства детей в одной возрастной группе.

Наличие динамики изменений диапазона разброса в сто­рону его уменьшения в разных возрастных группах мо­жет также рассматриваться как увеличение степени «сформированности» того или иного параметра.

Диапазон разброса можно расценивать как нейро­психологическое выражение актуального уровня разви­тия для соответствующей возрастной группы. Сопостав­ляя средние показатели в разных возрастных группах по этим критериям, можно сделать вывод о динамике изме­нений выделенных параметров памяти в онтогенезе. Ко­личественные показатели по каждому параметру приве­дены в таблице 10 и на графиках (рисунки 7 и 8)..

Для большей наглядности при сравнении состояния памяти у детей 7-8-9-10 лет использовался коэффициент, демонстрирующий превышение показателей 7, 8, 9-лет­них детей над показателями 10-летних детей для каждого параметра. Для этого каждый средний нормативный по­казатель 7, 8, 9-летней группы делился на соответствую­щий показатель группы десятилетних детей. Если полу­ченные при этом коэффициенты превышают единицу, то это означает наличие позитивной динамики, связанной с большей сформированностью, «улучшением» функцио­нирования соответствующего параметра или вида памя­ти.

 

 

Модальные шкалы

Слухоречевая память

Наибольшая динамика изменений абсолютных пока­зателей (уменьшение значения показателя более чем в три раза) при сравнении результатов обследования детей в возрастных группах 7-8-9-10 лет наблюдается в сле­дующих параметрах: семантическая устойчивость (6), прочность следов (2), стабильность регуляции и кон­троля (4), устойчивость к интерференции (3), эффектив­ность запоминания (1), сохранение порядка стимулов по варианту возникновения ригидных ошибок (8).

 

 

       Рис.7. Динамика изменения различных параметров слухоречевой и зрительной памяти в разных возрастных группах. По оси ординат указаны относительные коэффициенты, получаемые путем деления средних показателей группы десятилетних детей. Это позволяет увидеть, во сколько раз показатели в каждой возрастной группе превышают показатели десятилетней группы.

 

Самая низкая динамика изменений абсолютных по­казателей связана с параметрами: наличие смыслового объединения стимулов (7), сохранение порядка стимулов по варианту ошибок неустойчивого типа (9), объем не­посредственной памяти (5).

Наибольшая динамика изменений в диапазоне раз­броса абсолютных показателей наблюдается в парамет­рах: эффективность запоминания (1), устойчивость к ин­терференции (3), стабильность регуляции и контроля (4).

В остальных параметрах она незначительна.

При сопоставлении этих данных (максимальная ди­намика изменений абсолютных показателей и диапазона разброса в сторону уменьшения) можно выделить общие для каждого критерия параметры - 1,3,4.

Минимальная динамика изменений, сопровождаемая минимальной величиной диапазона разброса, характерна для параметров 7, 9, 5.

На основании этих данных можно сделать вывод, что в слухоречевой памяти в возрасте от 7 до 10 лет наиболее интенсивно идет формирование таких параметров систе­мы памяти, как:

  1 - эффективность запоминания (определяется по количеству предъявлений);

  3 - устойчивость к интерференции (определяется по количеству недостающих элементов в ряду);

  4 - стабильность регуляции и контроля (опре­деля-

Рис. 8. Диапазон разброса показателей по                      ется по количеству персевераций и замен).

различным параметрам зрительной и                              Наименее интенсивные изменения происходят в слухоречевой   памяти в разных возрастных         от­ношении параметров:

 группах.                                                                           7 - синтагматизация (объединение слов в текст);

      

  9 - сохранение порядка стимулов по варианту оши­бок неустойчивого типа;

  5 - объем непосредственного запечатления (запоминание с первого предъявления).

 

Зрительная память

  Наибольшая динамика изменений абсолютных пока­зателей (более чем в 2,5 раза) при сравнении результатов обследования детей в возрастных группах 7-8-9-10 лет наблюдается в параметрах: прочность следов (12), устой­чивость к интерференции (13), эффективность запоми­нания (11), семантическая устойчивость (16), стабиль­ность регуляции и контроля (14).

Наименьшая динамика - в параметрах: сохранение порядка стимулов по варианту ошибок ригидного типа (18) и неустойчивого типа (19), объем непосредственной памяти (15), сохранение пространственных характери­стик стимула (17).

Наибольшая динамика изменений в диапазоне раз­броса абсолютных показателей была в параметрах: устой­чивость к интерференции (13), стабильность регуляции и контроля (14), сохранение порядка стимулов по варианту ошибок ригидного типа (18), эффективность запомина­ния (11).

Наименьшая - в параметрах: 15, 12, 17, 16, 19. При сопоставлении этих данных можно выделить общие для каждого критерия параметры: эффективность запомина­ния (11), устойчивость к интерференции (13), стабиль­ность регуляции и контроля (14).        

Таким образом, можно сделать вывод, что в зритель­ной памяти в возрасте от 7 до 10 лет наиболее интенсив­но идет формирование таких параметров в системе памя­ти, как:

  11 - эффективность запоминания (определяется по количеству предъявлений);

  13 - устойчивость к интерференции (определяется по количеству недостающих элементов в ряду);

  14 - стабильность регуляции и контроля (опреде­ляется по количеству персевераций и замен).

Наименее интенсивные изменения происходят в от­ношении параметров:    .

  17 - сохранение пространственных характеристик;

  19 - сохранение порядка стимулов по неустойчиво­му типу;

  15 - объем непосредственного запечатления (за­ поминание с первого предъявления).

 

При этом параметры 17 и 19 отличаются высокой нестабильностью (большой диапазон разброса показате­лей), а параметр 15 - достаточно стабилизирован (небольшой диапазон разброса показателей). Можно предположить, что параметр 15 формируется в более раннем возрасте, а параметры 17 и 19 не вступили в ста­дию активного формирования.

 

Двигательная память

Наибольшая динамика изменений абсолютных пока­зателей (более чем в 3 раза) при сравнении результатов обследования детей в возрастных группах 7-8-9-10 лет наблюдается в параметре «правильность переноса с левой руки на правую» (23). Минимальная - в параметре «объем запоминания поз пальцев на правой руке» (21).

Наибольшая динамика изменений в диапазоне раз­броса абсолютных показателей была в параметрах: «объем запоминания поз пальцев на левой руке» (22) и «правильность переноса с левой руки на правую» (23). В остальных параметрах нет выраженных тенденций к из­менению.

При сопоставлении этих данных можно выделить общий для каждого критерия параметр, формирование которого идет наиболее интенсивно, «правильность пе­реноса с левой руки на правую» (23).

Сравнительный анализ изложенных данных позволяет сделать следующие общие выводы:

· Прослеживается динамика изменения абсолютных показателей по всем параметрам в виде уменьше­ния количества допускаемых в тестировании ошибок по мере увеличения возраста детей. Это можно расценивать как возрастание уровня сфор­мированное и повышение эффективности работы функциональных систем памяти. В то же время динамика возрастных изменений различна для разных параметров.

· В возрасте 7-10 лет наиболее интенсивно осуществляется формирование и стабилизация в слухоречевой и зрительной памяти устойчивости к ин­терференции, эффективности запоминания, регу­ляции и контроля, а также параметров, связанных с межполушарным взаимодействием в двигатель­ной памяти.

· Наименее подвержены изменениям в этом возрас­те объем непосредственного запечатления, сохра­нение порядка стимулов по неустойчивому типу, а также объединение слов в текст (синтагматизация) в слухоречевой памяти и сохранение пространст­венных характеристик стимулов в зрительной па­мяти.

· Высокая стабильность объема непосредственного запечатления может свидетельствовать о форми­ровании этого параметра на более ранних этапах онтогенеза.

· В то же время сохранение порядка (по неустойчи­вому типу) в слухоречевой и зрительной памяти и синтагматизация в слухоречевой памяти в своих абсолютных показателях не уменьшаются и имеют небольшой разброс в этом возрастном периоде. Можно предположить, что звенья функциональ­ных систем, связанные с этими параметрами, не вступили в период активного формирования.

Не менее важно, что в зрительной памяти сохране­ние пространственных характеристик и порядка стимулов обнаруживают высокую нестабильность, что позво­ляет оценить данный этап развития как период интен­сивного формирования этих параметров

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.