Нейропсихологический профиль — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Нейропсихологический профиль

2019-05-26 261
Нейропсихологический профиль 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Соотнесение выделенных параметров с различными участками мозга позволяет сделать вывод о степени включенности тех или иных структур мозга в нейрофи­зиологические функциональные системы памяти.

С точки зрения рассмотренных выше фактов наибо­лее интенсивно включены в процессы формирования (являются ведущими) различные структуры задних и пе­редних отделов левого полушария. Меньшая «включенность» отмечается в отношении структур задних отделов правого полушария.    ,

Чтобы описать их интеграцию, следует ввести поня­тие «позитивного нейропсихологического синдрома раз­вития». Основным фактором здесь выступает развитие памяти, а образующими синдром «позитивными симпто­мами» становятся те параметры разных видов памяти, которые получают наиболее выраженное развитие в.:лом возрастном периоде.    .

Такой синдром соотносится с интегративной работой мозга, каждый отдел которого вносит в нее специфиче­ский вклад. В то же время гетерохронное созревание мозговых структур предполагает, что участие отдельных из них в этой интеграции может иметь разную продук­тивность. Нейропсихологическое обследование позволяет выявить этот вклад посредством квалификации ошибок, рассматриваемых как симптомы, допускаемых ребенком и отражающих продуктивность работы соответствующего звена психических функций и соответствующей зоны мозга.

Разные составляющие памяти связаны в своем функционировании с работой разных мозговых структур. В этой связи вопрос топической локализации синдрома может быть решен через понятие распределенной лока­лизации, то есть совместного (и наиболее активного на данный момент) участия ряда структур мозга в формиро­вании функциональных систем памяти.

При таком подходе к топической диагностике пози­тивный нейропсихологический синдром развития памяти в возрасте 7-10 лет связан с более активным включени­ем задних отделов левого полушария мозга в формиро­вание функциональных отделов памяти, а также с вклю­чением передних отделов левого и задних отделов пра­вого полушария мозга.

Порядок, в котором здесь располагаются отделы мозга, означает их значимость для развития психических функций

4.5. Отклонения в развитии памяти у детей группы риска

Варианты отклонений в развитии памяти

В группы риска были отобраны дети, показатели тес­тирования которых превышали нормативные значения на величину 0,58. Это составляет около 30% обследован­ной популяции (51 ребенок из 165 обследованных) и со­ответствует литературным данным разных авторов отно­сительно общего количества неуспевающих школьников.

Можно разделить группу риска на ряд подгрупп, в которых наблюдается превышение показателей только по одному виду памяти или по различным сочетаниям слу­хоречевой, зрительной и двигательной памяти. В данном контексте будут рассмотрены только два варианта из всех возможных.

Внутри каждой возрастной группы были выделены варианты по критерию большего преобладания штраф­ных баллов по слухоречевой или по зрительной памяти и затем.эти группы сопоставлялись между собой.

  Анализ показателей тестирования группы с преобла­данием штрафных баллов по слухоречевой памяти (всего 27 человек по всем возрастным группа м) выявил ряд параметров, по которым имелось превышение абсолютных нормативных показателей (больше х +0,5 8) во всех воз­растных группах.

Эти параметры следующие: устойчивость к интерфе­ренции (3), эффективность заучивания (1), объем непо­средственной памяти (5), стабильность регуляции и кон­троля (4) в слухоречевой памяти; стабильность регуляции и контроля в зрительной памяти (14); наличие смысло­вого объединения стимулов (7), сохранение порядка сти­мулов по ригидному типу (8) в слухоречевой памяти, со­хранение порядка стимулов по неустойчивому типу в зрительной памяти (19).

Ниже нормативных были показатели параметров: прочность следов (12), сохранение порядка стимулов по ригидному типу (18) в зрительной памяти; сохранение порядка стимулов по неустойчивому типу в слухоречевой памяти (9); сохранение пространственных характеристик стимулов в зрительной памяти. (17).

Если рассматривать в качестве «негативных симптомов» параметры, по которым наблюдались отклонения от нормативных показателей, то можно описать соответст­вующий «негативный нейропсихологический синдром развития слухоречевой памяти».

В его состав войдут такие симптомы как: повышен­ная тормозимость слухоречевых следов интерферирую­щими воздействиями; трудности заучивания слухорече­вых стимулов, несмотря на многократные предъявления материала; снижение объема воспроизведения слухорече­вого материала непосредственно после предъявления; большое количество персевераций и замен при припо­минании слухоречевого и зрительного материала; труд­ности в смысловом объединении слухоречевых стимулов; нарушение запоминания порядка слухоречевых стимулов в виде инертных стереотипов и неустойчивость в сохра­нении порядка зрительных стимулов.

При соотнесении этих параметров с соответствующими мозговыми структурами можно определить рас­пределенную топическую локализацию этого синдрома (с ранжированием по вкладу мозговых зон, инициирующих соответствующие «симптомы»). Она будет выглядеть сле­дующим образом -- задние и передние отделы левого по­лушария -- передние отделы правого полушария.

Это означает, что в формировании системы слухоре­чевой памяти возможен функциональный дефицит, свя­занный с работой в первую очередь мозговых зон левого полушария, а также передних отделов правого полуша­рия (l).

Результаты тестирования группы риска, в которой преобладают штрафные баллы по зрительной памяти (всего 24 ребенка по всем возрастным группам), такж е выявил ряд параметров, по которым имел ось превыше­ние абсолютных нормативных показателей (больше х + 0,5 8) во всех возрастных группах. Это следующие параметры: устойчивость к интерференции (13) и эффек­тивность заучивания (11) в зрительной памяти; объем непосредственной памяти (5) и стабильность регуляции контроля (4) в слухоречевой памяти; стабильность ре­гуляции и контроля (14) и семантическая устойчивость(16) в зрительной памяти.

Нет превышения нормативных показателей по пара­метрам: эффективность заучивания (1), прочность следов (2), устойчивость к интерференции (3), наличие смыслового объединения стимулов (7) в слухоречевой памяти; сохранение порядка стимулов по ригидному типу в слу­хоречевой (8) и зрительной (18) памяти.                                                   .

На основе выявленных отклонений в показателях можно описать совокупность симптомов «негативного нейропсихологического синдрома развития зрительной памяти». В него войдут: повышенная тормозимость зри­тельных следов интерферирующими воздействиями, трудности заучивания зрительных стимулов, несмотря на многократные предъявления материала, сужение объема непосредственного запоминания зрительного материала, персеверации и замены при воспроизведении, ошибки при воспроизведении зрительно предъявляемых фигурок по типу параграфий. Кроме этого наблюдаются персеве­рации и замены и в слухоречевой памяти.

Распределенная топическая локализация этого син­дрома (с учетом степени вовлеченности мозговых зон): передние отделы правого полушария - задние отделы ле­вого и правого полушарий. Это означает, что в формиро­вании системы зрительной памяти возможен функцио­нальный дефицит, связанный с работой мозговых зон левого полушария, а также задних отделов правого по­лушария.

С целью выявления общих дефицитарных звеньев функциональных систем слухоречевой и зрительной па­мяти проводилось сравнение описанных выше негатив­ных нейропсихологических синдромов. Был и выделены общие (первичные) «симптомы», характерные как для сниженной слухоречевой, так и зрительной памяти. Они соотносились с превышением штрафных баллов по па­раметрам:

4, 14 - регуляция и контроль в слухоречевой и зри­тельной памяти;

5 - объем непосредственной слухоречевой памяти,

В то же время при сниженной слухоречевой памяти в синдром включаются «симптомы» ухудшения показате­лей для параметров:

3 - устойчивость к интерференции в слухоречевой памяти;.

1 - эффективность заучивания в слухоречевой памя­ти.

При сниженной зрительной памяти в синдром вклю­чаются «симптомы» ухудшения показателей для парамет­ров:

13 - устойчивость к интерференции в зрительной

         памяти;

11 - эффективность заучивания в зрительной памя­ти.

Это может свидетельствовать о том, что основной дефицит в становлении слухоречевой и зрительной памя­ти связан с недостаточной сформированностью регуля­ции и контроля в слухоречевых процессах. На это указы­вает сочетание в нарушениях и зрительной и слухорече­вой памяти симптомов снижения регуляции и контроля, и симптома сужения объема непосредственной слухоре­чевой памяти, который близко связан с процессом слу­хоречевого восприятия.

Кроме этого, не исключено, что существуют разные мозговые механизмы, обеспечивающие устойчивость к интерференции в зрительной и слухоречевой памяти.

Очевидно, что можно проводить дальнейшую детали­зацию описанных выше синдромов. Задние и передние отделы левого и правого полушарий мозга не являются однородными образованиями. Они, в свою очередь, со­стоят из ряда отделов, каждый из которых выполняет определенную функцию в разных психических процес­сах. Выявление этих функций в общей структуре мнести­ческой деятельности является следующим шагом в опи­сании различных вариантов отклонений развития памя­ти.

____________________________

(1) После выхода первого издания были получены уточненные результаты по большому количеству испытуемых (около 500 детей

Примеры снижения в развитии слухоречевой и зрительной памяти

Для иллюстрации рассмотренных выше положений были отобраны два ребенка 7-ми и 9-ти лет с противо­положными, по данным обследования, вариантами со­стояния слухоречевой и зрительной памяти. Один ребе­нок при сниженной слухоречевой памяти имеет доста­точно высокий уровень продуктивности зрительной па­мяти, в то время как у другого ребенка наблюдается об­ратная картина.

Протокол №156

К.С. - девочка, возраст 7 лет 7 месяцев. Учится в l классе общеобразовательной школы г. Москвы. Оценки по основным предметам (математика, русский язык, чтение) - 3 балла.

В обследовании эмоциональна, переживает по пово­ду правильности выполнения тестов. К концу обследова­ния устает, снижает темп работы. Рисует медленно.

Правша, при тестировании по шкале латеральных признаков наблюдается преобладание правосторонних признаков.

При тестировании слухоречевой памяти даже после пяти предъявлений стимульного материала нет полного воспроизведения. Воспроизведение групп из трех слов непосредственно после предъявления хорошее. При по­вторном воспроизведении каждой группы слов теряет элементы стимульного ряда. Имеет место неправильное воспроизведение слов по типу замен, вербальных и лите­ральных парафазий. Например (на первом месте указано стимульное слово, на втором - воспроизведенное): сено - ­сина, пена - пина, грач - орел, в серию из семи слов привносятся замены - дом, небо. Имеются нарушения порядка следования элементов.. В задании составить рас­сказ из семи слов использует только четыре стимульных слова, не соблюдает порядок слов, текст обеднен и разо­рван: «На реке лед, в поле снег./ / Дом в поле.// Снежная зима». Теряет элементы при воспроизведении после паузы.

Ниже полностью приводится выполнение одного из тестов на слухоречевую память.

 

1) 1 гр. ___рана-пена-тина__     2 гр. ___мина-сено-шина_

                       +                                            +

       _______1 гр./? _______              _____ 2 гр./?_________

            рана, сено, сина                               машина, шина,…

 

2)          ___рана-пена-тина__    2 гр. ___мина-сено-шина_

                       +                                            +

       _______1 гр./? _______              _____ 2 гр./?_________

            рана, сено, сина                                   шина,…

 

3)      ___рана-пена-тина__      2 гр. ___мина-сено-шина_

                       +                                            +

       _______1 гр./? _______              _____ 2 гр./?_________

            рана, сено, пина                                  шина,…

 

4)    ___рана-пена-тина__      2 гр. ___мина-сено-шина_

                       +                                       +

       _______1 гр./? _______              _____ 2 гр./?_________

            рана, пена, тина                                  сина, шина,…

 

5)    ___рана-пена-тина__      2 гр. ___мина-сено-шина_

                       +                                            +

       _______1 гр./? _______              _____ 2 гр./?_________

            рана, пена, тина                               мена, сина, шина,…

 

Пауза       _______1 гр./? _______           _____ 2 гр./?_________

            рана, пена, тина                                   сина, шина,…

 

Видно, что после пяти предъявлений устойчиво вос­производится только одна группа слов, в воспроизведе­ниях имеются вербальные и литеральные парафазии, на­рушения порядка слов.

При выполнении тестов на зрительную память все фигурки воспроизводятся после второго или третьего предъявления стимульного материала. Запоминание идет по пути наращивания количества сохраненных в памяти стимулов. Имеют место единичные параграфии, наруше­ния порядка и пространственные ошибки. Пример вы­полнения одного из тестов на зрительную память пока­зан на рисунке 9 (1).

В двигательной памяти имеются ошибки в непосред­ственном воспроизведении поз пальцев на правой руке и переноса поз пальцев с правой руки на левую.

 

Протокол N 23

Р.А. - девочка, возраст 9 лет. Учится в 3-м классе общеобразовательной школы г. Москвы. Оценки по основным предметам в среднем - 3 балла, русский язык дается хуже математики. Учителя отмечают лень и упрямство.

У девочки имеются проблемы коммуникативного плана: она «не вписалась» в классный коллектив, не пользуется признанием со стороны одноклассников.

Правша, при тестировании по шкале латеральных признаков наблюдается преобладание правосторонних признаков.

При исследовании слухоречевой памяти не наблюда­ется особых затруднений, связанных с запоминанием слов. Тесты на запоминание двух групп слов выполняют­ся после одного предъявления стимульного материала, семь слов запоминаются после трех предъявлений. Име­ются единичные ошибки в виде параграфий и ошибки, связанные с сохранением порядка слов.

Для сравнения ниже приводится запись полного выполнения того же теста, что и в предыдущем примере.

 

1) 1 гр. ___рана-пена-тина__     2 гр. ___мина-сено-шина_

                       +                                            +

       _______1 гр./? _______              _____ 2 гр./?_________

                      +                            мина, шина, сено

Пауза       _______1 гр./? _______           _____ 2 гр./?_________

                    +                                  сено, мина, шина

 

При выполнении тестов на зрительную память на­блюдается обратная картина. В воспроизведениях при­сутствуют замены, параграфии, пространственные ошиб­ки, нарушения порядка следования стимулов. Девочка не сумела выделить в тесте IIв признак, объединяющий час­ти фигуры, и рисовала их последовательно, не связывая в целое. Выполнение теста на запоминание пяти фигурок приведено на рисунке (9.2). Здесь можно видеть пара­графии, близкое, но не соответствующее оригиналу изо­бражение фигурок, пространственные ошибки, наруше­ние порядка стимулов.

В тестах на двигательную память девочка не допус­тила ни одной ошибки.

Рис. 9. Выполнение детьми одного из тестов на зрительную память.

 1) Протокол N2 156 (к.с. - 7 лет); 2) Протокол   N 23 (Р.А. - 9 лет)

 

Стимульный ряд

1. Воспроизведения:               

 

После 1 предъявления

    

После 2 предъявления

 

После 3 предъявления

 

После паузы

 

   

2. Воспроизведения:                           

После 1 предъявления                     

    

После 2 предъявления

 

После 3 предъявления

 

После 4 предъявления

 

После паузы

 

 

В рассмотренных примерах мы видим противопо­ложную картину состояния памяти. В одном случае ос­лаблена слухоречевая память при отсутствии значитель­ных отклонений от нормативных значений для данного возраста в зрительной памяти. Во втором случае наблю­дается обратное положение. Следует также учитывать, что вторая девочка старше и входит в другую возрастную группу с другими нормативными показателями.

Особенно наглядно общее состояние памяти у каждого ребенка видно на мнестических и нейропсихологи­ческих диаграммах (рисунки 10-13), где сравниваются показатели памяти у обследуемого ребенка и норматив­ные показатели в соответствующей возрастной группе.

На мнестических диаграммах у первой девочки (рисунок 11, протокол N 156) в слухоречевой памяти превышение нормативных показателей (соответственно снижение памяти) наблюдается по всем параметрам па­мяти, кроме после дн его, связанного с сохранением по­рядка. Незначительно превышен, если рассматривать его в диапазоне от Х до х + 8, и показатель второго пара­метра (прочность удержания закрепленного следа в па­мяти). Максимально превышены нормативные значения по четвертому параметру (регуляция и контроль в про­цессе запоминания слухоречевых следов) и шестому па­раметру (устойчивость семантической отнесенности сти­мула, связанный с развитой дифференцировкой при вы­боре нужного стимула из поля близких ему по смыслу или звучанию).                                                                                _

В зрительной памяти все показатели удерживаются в пределах Х и х + 8. К верхней границе этих пределов приближаются показатели только двух параметров: шест­надцатого (устойчивость семантической отнесенности) и девятнадцатого (сохранение порядка в зрительной памя­ти).

В двигательной памяти значительно превышены по­казатели двух параметров, связанных с выполнением поз пальцев на правой руке и переносом с правой руки на левую.

На мнестической диаграмме второй девочки (рисунок 11, протокол N 23) в слухоречевой памяти все показатели кроме пятого (регуляция и контроль), четвер­того (объем непосредственной памяти) и девятого (сохранение порядка стимулов) не превышают или не­значительно превышают нормативные значения.

В то же время значительно превышены все показате­ли зрительной памяти, кроме показателей параметров семнадцатого и восемнадцатого. При этом оказывают­ся значительно сниженными регуляция и контроль (14) и устойчивость семантической отнесенности (16).

Мнестические диаграммы позволяют видеть, в каком состоянии находятся различные звенья памяти, если их сравнить с нормативным уровнем в соответствующей возрастной группе. Это, в свою очередь, позволяет целе­направленно конструировать коррекционные процедуры, которые должны быть направлены на «слабые» и опираться на «сильные» звенья памяти.

 

 

Рис. 10 Мнестическая диаграмма К.С. - 7 лет (Про токо л             Рис. 11 Мнестическая диаграмма Р.А. - 9 лет

N 1 56). Использованы относительные оцен ки (Х: Х);                   (Пр о т ок ол N 23). Использованы относительные оц енки

 Х - средние по ка затели в группе (46 чел.); Х = 1; Х - показатели (Х: Х);Х - средние показатели в группе (46 чел.), Х = 1;

испытуемого; Х + б - прерывистая линия. Заштрихованные          Х - показатели испытуемого; Х + б - прерывистая линия

 столбцы - показатели тестирования слухоречевой,                        Заштрихованные столбцы - показатели тестирования

 зрительной и двигательной памяти.                                                      слухоречевой, зрительной и двигательной памяти.

 

Ряд выделенных параметров памяти можно соотне­сти с работой различных зон мозга и, используя значе­ния показателей для каждого параметра, построить ней­ропсихологическую диаграмму памяти (рисунки 12, 13).

На этих диаграммах наглядно представлена связь па­раметров с задними и передними отделами, левым и правым полушариями мозга. Кроме этого видно, как и в каких отделах группируются параметры, по которым

превышены или не превышены значения показателей.

Если сопоставить представленные на диаграммах ин­дивидyaльныe нейропсихологические профили с общим описанием нейропсихологических синдромов развития слухоречевой и зрительной памяти в предыдущей главе, то можно видеть, как совпадают «страдающие» пара­метры в индивидуальных профилях и в синдромах соот­ветствующих групп риска.

Нейропсихологические диаграммы дают возможность оценить недостаточно сформированные параметры раз­ных видов памяти и соотнести их с некоторыми общими для них нейрофизиологическими механизмами работы определенных зон мозга. Это, в свою очередь, позволяет определить тактику системной коррекции разных видов памяти.

С другой стороны, вариативность и типичность ин­дивидуальных нейропсихологических профилей задают основу для построения типологии различных вариантов отклонений в развитии памяти, выявления основных ти­пов гетерохроний в развитии памяти.

Наконец, в случае значительных отклонений в раз­витии памяти нейропсихологические профили позволяют дать предварительное заключение о дефицитарности ра­боты той или иной мозговой структуры и необходимости участия в диагностике и коррекции других специалистов (невропатолога, педиатра, логопеда и т.д.).

Рис. 13. Нейропсихологическая диаграмма Р.А. - 9 лет (Проток ол N_ 2 3). Использованы относительные оценк и   (Х: Х); Х - средние показатели в гр уппе (46 чел.); Х = 1; Х - показатели испытуемого; Х + б -- прерывистая  линия. Заштрихованные столбцы - показатели тестирования слухоречевой, зрительной и двигательной памяти.

 

 

 

Рис. 12. Нейропсихологическая диаграмма К.С. – 7 лет. Протокол N 156). Испо льзованы относительные  оценки (Х: Х); х - средние показатели в группе (46 чел.); Х = 1; Х - показатели испытуемого; Х + б -- прерывистая линия. Заштрихованные столбцы – показатели тестирования слухоречевой, зрительной  и двигательной памяти.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заканчивая книгу, хотелось бы не только еще раз вернуться к ее основным моментам, но и попытаться сформулировать ряд вытекающих из изложенного мате­ риала общих и частных положений.

Главная цель книги состояла в том, чтобы читатели (педагоги, воспитатели, психологи) получили представ­ление об особенностях развития различных познаватель­ных функций в младшем школьном возрасте. Все ракур­сы столь широкой и сложной проблемы вряд ли возмож­но осветить в рамках одной работы, поэтому был выбран особый аспект анализа: рассмотрение познавательной сферы школьника с позиций нейропсихологического подхода. Такой подход основывается на представлениях о сложном системном психологическом строении позна­вательных функций и о специфическом вкладе различ­ных мозговых зон в их реализацию.                         ­

Необходимо отметить, что в течение долгого времени в поле зрения специалистов, занимающихся возрастной, педагогической, клинической психологией, дефектологи­ей и т.п., оказывались чаще всего аномалии психиче­ского развития, связанные с выраженной мозговой пато­логией. Между тем нейропсихологическая диагностика открывает широкие возможности для понимания прин­ципиальных закономерностей связи мозга и психики в рамках нормального онтогенеза, для исследования моз­говых детерминант индивидуальных различий и откло­нений разной степени выраженности в темпе и уровне развития той или иной функции. Решение этих задач невозможно без опоры на разработанные естественными науками и психологией представления о морфогенезе мозга, о временных параметрах складывания функциональных систем психики, о взаимосвязи биологиче­ских и социальных факторов в развитии ребенка.

Особенно важной представляется нейропсихологиче­ская диагностика учащихся младших классов, испытывающих трудности при освоении программы общеобра­зовательной школы, в сопоставлении с теми детьми, ко­торые успешно справляются с учебой. В работе мы по­старались рассказать об основных теоретических предпо­сылках такой диагностики, о принципах построения и конкретных методах обследования учащихся. Были пред­ставлены результаты сравнительного нейропсихологиче­ского исследования произвольных движений, акустиче­ского гнозиса, слухоречевой памяти, зрительного внима­ния, счетных операций, речи, пространственных пред­ставлений у успевающих и неуспевающих школьников 7-8,9-10, 11-12 лет.

Специальный раздел работы был посвящен описа­нию процедуры и результатов тестирования слухорече­вой, зрительной и моторной памяти с помощью специ­ально разработанного методического комплекса «ДиаКор» у успевающих детей 7, 8, 9, 10 лет и у их ро­весников, отнесенных к «группе риска». Этот раздел представлен в книге более детально, поскольку именно на модели памяти достаточно отчетливо просматривают­ся особенности других познавательных функций, интел­лектуально-мнестической сферы психики в целом, а также степень морфологического и функционального развития различных зон мозга.

Хотелось бы подчеркнуть, что выбор и использова­ние различных диагностических нейропсихологических методик при работе с неуспевающими школьниками осуществляется обязательно с учетом конкретных задач, стоящих перед учителем и психологом. Именно характер педагогического запроса во многом определяет стратегию и тактику нейропсихологической диагностики в каждом индивидуальном случае.

Результаты нейропсихологической диагностики по­казывают, что среди учащихся младших классов общеоб­разовательных школ значительно число детей, у которых трудности в обучении прямо или косвенно связаны с на­личием минимальных мозговых дисфункций. Варианты отклонений в развитии познавательных функций много­образны и определяются тем, в каких зонах и системах мозга имеют место изменения нормального морфогенеза.

Тем не менее, очень важно подчеркнуть, что нейропсихо­логическая диагностика в случаях подобных отклонений не должна становиться некоей фатальной гипердиагно­стикой, особенно в прогностическом отношении, когда определяются перспективы обучаемости ребенка в шко­ле. Пластичность развивающегося мозга, удивительная способность психики ребенка к внутри - и межфункцио­нальным перестройкам способствует тому, что дефи­цитарность того или иного аспекта познавательной сфе­ры оказывается преодолимой с помощью специальных коррекционных психолого-педагогических воздействий.

Вместе с тем, возможности коррекции отклонений в развитии познавательных функций зависят от своевре­менности нейропсихологической квалификации имею­щегося дефицита. Самые младшие дети, с которыми ра­ботали мы - это дети 7-ми лет, обучающиеся в 1 или 2 классе. Поскольку к моменту нейропсихологического обследования они уже проучились определенное время в школе, трудности в обучении проявились у некоторых из них с достаточной отчетливостью. По-видимому, целесо­образна более ранняя диагностика, непосредственно предшествующая началу обучения. В этом случае можно выявить составляющие психических функций как сло­жившиеся у ребенка к началу обучения, так и запазды­вающие в своем развитии, определить соотношение сильных и слабых звеньев в познавательных процессах, сформулировать прогноз успеваемости. Своевременная ранняя диагностика и профилактика трудностей в обуче­нии поможет предотвратить складывание и закрепление у детей стихийных, не всегда адекватных способов ком­пенсации недостаточно сформированных познавательных функций.

Нейропсихологический подход к исследованию по­знавательных функций в младшем школьном возрасте (и его значение для выявления причин школьной неуспе­ваемости) было бы ошибочно считать универсальным и самодостаточным. Несмотря на широкие возможности синдромного анализа в определении причин, характера и степени выраженности дефицитарности и на значи­тельную прогностическую ценность результатов, нейропси­хологическое обследование все-таки фиксирует со­стояние познавательных функций в определенный мо­мент времени. Это придает известную «статичность» по­лученной картине, тогда как в реальности психика ре­бенка постоянно развивается. Тем не менее, в комплекс­ности, многомерности, динамичности нейропсихологи­ческого подхода заложена принципиальная возможность его применения к индивидуальной диагностике ребенка в динамике его развития в рамках лонгитюдного подхо­да. Предложенный в книге ракурс сравнительного ней­ропсихологического анализа особенностей познаватель­ных функций у успевающих и неуспевающих младших школьников может оказаться перспективным для пони­мания закономерностей отношений между характером морфо- и функциогенеза мозга и таким базисным обра­зованием психики, как «зона ближайшего развития» ре­бенка.

 

 

       РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1 Международная конференция памяти АР. Лурия. Сборник докладов. М.: Рос. психол. общество, 1998.

Астапова В.М., Микадзе Ю.В. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушение». М.: МИПКРО,1997.

Бадалян Л о. Детская неврология. М.: Медицина, 1984.

Корсакова Н.,К.., Московичюте Л.И. Клиническая ней­ропсихология. М.: МГУ, 1988.

Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей М.: МГУ, 1985.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.

Микадзе Ю.В. Дифференциальная нейропсихология формирования памяти в младшем школьном возрасте / / Психологическая наука и образова­ние, 1999. N 2. С. 87-98.

 Микадзе Ю.В., Корсакова Л.К.. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьников. М.: Ин­телтех, 1994.

Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология, 1996. N 2.

Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Хом­ской Е,Д. Части 1 и 2. М., 1994.

Нейропсихология сегодня. М.: МГУ, 1995.

Сuмерницкая Э.Г. Мозг человека и психические про­цессы в онтогенезе. М.: МГУ, 1985.

Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987.

Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обуче­ние. М.: Просвещение, 1988.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ананьев Б.Г. Собрание соч. т. 2. М.: Педагогика, 1980.

Анохин Л.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.

Анохин Л.К. Узловые вопросы теории функциональ­ной системы. М.: Наука, 1980.

Аршавский ИА. Основы возрастной периодизации. ­ В кн.: Возрастная физиология. Л., 1975..

Ахутина Т.В., Пылаева П.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения. В кн. Нейропсихология сегодня; М.: МГУ, 1996.

Бадалян ло. Невропатолоrnя. М.: Просвещение, 1987.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988.

Власова Т.А., ПевзнерМ.С. Одетях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.

Выготский Л С. Собрание сочинений. Тт. 4, 6. М.:     Педагогика, 1962.

Гальперин Л.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Л. Акту­альные проблемы возрастной психологии.

                М.:МГУ, 1978.                                  .

Гласс Д, Стэнли Д Статистические методы в психо­логии и педагогике. М.: Прогресс, 1976.

Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993.

Захаров А. И Как предупредить отклонения в разви­тии ребенка? М.: Просвещение, 1993.

Киященко Л.К. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. М.: МГУ, 1973.

Клосовский Б.Н. Основные данные о развитии мозга ребенка. М.: Медгиз, 1949.

Ковалев В.В. В кн. Дети с временными задержками развития. М.: Педагогика, 1971.

Кроткова О.А., Карасева Т.А., Найдин В.Л. Количест­венная оценка нарушений памяти у неврологи­ческих и нейрохирургических больных. М., 1983.

Лебединский В.В. Роль асинхронии развития в фор­мировании. патопсихологических симптомов ранней детской шизофрении. Вестник МГУ. 1980. NQ 1.

Лейтес Н. С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека. В кн. Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.

Леонтьев А.Е. Избранные психологические соч. Т. 2. М.: Педагогика, 1983.

Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников. Советская педагогика. 1968. N 7.

Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. Т. 1, 2. М.:Педагогика, 1974.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: МГУ, 1969.                                     .

Лурия и современная нейропсихология. М.: МГУ, 1982.

Ляпидевский С. С. Невропатология. М.: Просвещение, 1965.

Марковская И. Ф. Задержка психического развития:   Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М.: Компенс-центр, 1993..

Марютина Т.М. Психофизиологическое созревание   как условие психического развития. - В кн.: Учителю о психологии. М.: ЦКФЛ РАО, 1995.

Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга - элементарный модуль и распределенная система. В кн.: Разумный мозг. М.: Мир, 1981.

Микадзе Ю.В. Методологические принципы анализа нарушений поведения. Вестн. Моск. ун-та.  Сер. 14. Психология. 1991. N2 2.

Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению. Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. психология. 1996. N 2.

Новые методы нейропсихологического исследования. М.: ИП АН СССР, 1991.                 .

О положении детей в РФ: Государственный доклад. М.: Синергия, 1995.

Развитие мозга ребенка. Л.: Медицина, 1965. Развитие личности ребенка. М.: Прогресс, 1987.

Рубинштейн С.Л Основы общей психологии. М., 1940.

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.

Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: МГУ, 1991.

Семенович А.В., Цыганок А.А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза. - В кн.: Ней­ропсихология сегодня. М.: МГУ, 1996.

  Сuмерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». М.: Знание,                                                          1991.

Сuмерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости. В кн. Нейропсихология сегодня. М.: МГУ, 1996.

Структурно-функциональная организация разви­ вающегося мозга. Л.: Наука, 1990.

Сухарева.Г.Е Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медгиз, 1959.

Цветкова Л С. Методика диагностического нейроп­ сихологического обследования детей. М.: 1997.

Эльконин ДЕ. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  От авторов................................................................... 3

1. Основные принципы нейропсихологического

подхода и диагностика познавательных процессов.... 6

2. Биологические и средовые условия психического

развития....................................................................... 41

  2.1. Постановка проблемы..................................... 41

   2.2. Функциональные системы и их гете


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.