Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2019-05-26 | 261 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Соотнесение выделенных параметров с различными участками мозга позволяет сделать вывод о степени включенности тех или иных структур мозга в нейрофизиологические функциональные системы памяти.
С точки зрения рассмотренных выше фактов наиболее интенсивно включены в процессы формирования (являются ведущими) различные структуры задних и передних отделов левого полушария. Меньшая «включенность» отмечается в отношении структур задних отделов правого полушария. ,
Чтобы описать их интеграцию, следует ввести понятие «позитивного нейропсихологического синдрома развития». Основным фактором здесь выступает развитие памяти, а образующими синдром «позитивными симптомами» становятся те параметры разных видов памяти, которые получают наиболее выраженное развитие в.:лом возрастном периоде. .
Такой синдром соотносится с интегративной работой мозга, каждый отдел которого вносит в нее специфический вклад. В то же время гетерохронное созревание мозговых структур предполагает, что участие отдельных из них в этой интеграции может иметь разную продуктивность. Нейропсихологическое обследование позволяет выявить этот вклад посредством квалификации ошибок, рассматриваемых как симптомы, допускаемых ребенком и отражающих продуктивность работы соответствующего звена психических функций и соответствующей зоны мозга.
Разные составляющие памяти связаны в своем функционировании с работой разных мозговых структур. В этой связи вопрос топической локализации синдрома может быть решен через понятие распределенной локализации, то есть совместного (и наиболее активного на данный момент) участия ряда структур мозга в формировании функциональных систем памяти.
При таком подходе к топической диагностике позитивный нейропсихологический синдром развития памяти в возрасте 7-10 лет связан с более активным включением задних отделов левого полушария мозга в формирование функциональных отделов памяти, а также с включением передних отделов левого и задних отделов правого полушария мозга.
Порядок, в котором здесь располагаются отделы мозга, означает их значимость для развития психических функций
4.5. Отклонения в развитии памяти у детей группы риска
Варианты отклонений в развитии памяти
В группы риска были отобраны дети, показатели тестирования которых превышали нормативные значения на величину 0,58. Это составляет около 30% обследованной популяции (51 ребенок из 165 обследованных) и соответствует литературным данным разных авторов относительно общего количества неуспевающих школьников.
Можно разделить группу риска на ряд подгрупп, в которых наблюдается превышение показателей только по одному виду памяти или по различным сочетаниям слухоречевой, зрительной и двигательной памяти. В данном контексте будут рассмотрены только два варианта из всех возможных.
Внутри каждой возрастной группы были выделены варианты по критерию большего преобладания штрафных баллов по слухоречевой или по зрительной памяти и затем.эти группы сопоставлялись между собой.
Анализ показателей тестирования группы с преобладанием штрафных баллов по слухоречевой памяти (всего 27 человек по всем возрастным группа м) выявил ряд параметров, по которым имелось превышение абсолютных нормативных показателей (больше х +0,5 8) во всех возрастных группах.
Эти параметры следующие: устойчивость к интерференции (3), эффективность заучивания (1), объем непосредственной памяти (5), стабильность регуляции и контроля (4) в слухоречевой памяти; стабильность регуляции и контроля в зрительной памяти (14); наличие смыслового объединения стимулов (7), сохранение порядка стимулов по ригидному типу (8) в слухоречевой памяти, сохранение порядка стимулов по неустойчивому типу в зрительной памяти (19).
Ниже нормативных были показатели параметров: прочность следов (12), сохранение порядка стимулов по ригидному типу (18) в зрительной памяти; сохранение порядка стимулов по неустойчивому типу в слухоречевой памяти (9); сохранение пространственных характеристик стимулов в зрительной памяти. (17).
Если рассматривать в качестве «негативных симптомов» параметры, по которым наблюдались отклонения от нормативных показателей, то можно описать соответствующий «негативный нейропсихологический синдром развития слухоречевой памяти».
В его состав войдут такие симптомы как: повышенная тормозимость слухоречевых следов интерферирующими воздействиями; трудности заучивания слухоречевых стимулов, несмотря на многократные предъявления материала; снижение объема воспроизведения слухоречевого материала непосредственно после предъявления; большое количество персевераций и замен при припоминании слухоречевого и зрительного материала; трудности в смысловом объединении слухоречевых стимулов; нарушение запоминания порядка слухоречевых стимулов в виде инертных стереотипов и неустойчивость в сохранении порядка зрительных стимулов.
При соотнесении этих параметров с соответствующими мозговыми структурами можно определить распределенную топическую локализацию этого синдрома (с ранжированием по вкладу мозговых зон, инициирующих соответствующие «симптомы»). Она будет выглядеть следующим образом -- задние и передние отделы левого полушария -- передние отделы правого полушария.
Это означает, что в формировании системы слухоречевой памяти возможен функциональный дефицит, связанный с работой в первую очередь мозговых зон левого полушария, а также передних отделов правого полушария (l).
Результаты тестирования группы риска, в которой преобладают штрафные баллы по зрительной памяти (всего 24 ребенка по всем возрастным группам), такж е выявил ряд параметров, по которым имел ось превышение абсолютных нормативных показателей (больше х + 0,5 8) во всех возрастных группах. Это следующие параметры: устойчивость к интерференции (13) и эффективность заучивания (11) в зрительной памяти; объем непосредственной памяти (5) и стабильность регуляции контроля (4) в слухоречевой памяти; стабильность регуляции и контроля (14) и семантическая устойчивость(16) в зрительной памяти.
Нет превышения нормативных показателей по параметрам: эффективность заучивания (1), прочность следов (2), устойчивость к интерференции (3), наличие смыслового объединения стимулов (7) в слухоречевой памяти; сохранение порядка стимулов по ригидному типу в слухоречевой (8) и зрительной (18) памяти. .
На основе выявленных отклонений в показателях можно описать совокупность симптомов «негативного нейропсихологического синдрома развития зрительной памяти». В него войдут: повышенная тормозимость зрительных следов интерферирующими воздействиями, трудности заучивания зрительных стимулов, несмотря на многократные предъявления материала, сужение объема непосредственного запоминания зрительного материала, персеверации и замены при воспроизведении, ошибки при воспроизведении зрительно предъявляемых фигурок по типу параграфий. Кроме этого наблюдаются персеверации и замены и в слухоречевой памяти.
Распределенная топическая локализация этого синдрома (с учетом степени вовлеченности мозговых зон): передние отделы правого полушария - задние отделы левого и правого полушарий. Это означает, что в формировании системы зрительной памяти возможен функциональный дефицит, связанный с работой мозговых зон левого полушария, а также задних отделов правого полушария.
С целью выявления общих дефицитарных звеньев функциональных систем слухоречевой и зрительной памяти проводилось сравнение описанных выше негативных нейропсихологических синдромов. Был и выделены общие (первичные) «симптомы», характерные как для сниженной слухоречевой, так и зрительной памяти. Они соотносились с превышением штрафных баллов по параметрам:
4, 14 - регуляция и контроль в слухоречевой и зрительной памяти;
5 - объем непосредственной слухоречевой памяти,
В то же время при сниженной слухоречевой памяти в синдром включаются «симптомы» ухудшения показателей для параметров:
3 - устойчивость к интерференции в слухоречевой памяти;.
1 - эффективность заучивания в слухоречевой памяти.
При сниженной зрительной памяти в синдром включаются «симптомы» ухудшения показателей для параметров:
13 - устойчивость к интерференции в зрительной
памяти;
11 - эффективность заучивания в зрительной памяти.
Это может свидетельствовать о том, что основной дефицит в становлении слухоречевой и зрительной памяти связан с недостаточной сформированностью регуляции и контроля в слухоречевых процессах. На это указывает сочетание в нарушениях и зрительной и слухоречевой памяти симптомов снижения регуляции и контроля, и симптома сужения объема непосредственной слухоречевой памяти, который близко связан с процессом слухоречевого восприятия.
Кроме этого, не исключено, что существуют разные мозговые механизмы, обеспечивающие устойчивость к интерференции в зрительной и слухоречевой памяти.
Очевидно, что можно проводить дальнейшую детализацию описанных выше синдромов. Задние и передние отделы левого и правого полушарий мозга не являются однородными образованиями. Они, в свою очередь, состоят из ряда отделов, каждый из которых выполняет определенную функцию в разных психических процессах. Выявление этих функций в общей структуре мнестической деятельности является следующим шагом в описании различных вариантов отклонений развития памяти.
____________________________
(1) После выхода первого издания были получены уточненные результаты по большому количеству испытуемых (около 500 детей
Примеры снижения в развитии слухоречевой и зрительной памяти
Для иллюстрации рассмотренных выше положений были отобраны два ребенка 7-ми и 9-ти лет с противоположными, по данным обследования, вариантами состояния слухоречевой и зрительной памяти. Один ребенок при сниженной слухоречевой памяти имеет достаточно высокий уровень продуктивности зрительной памяти, в то время как у другого ребенка наблюдается обратная картина.
Протокол №156
К.С. - девочка, возраст 7 лет 7 месяцев. Учится в l классе общеобразовательной школы г. Москвы. Оценки по основным предметам (математика, русский язык, чтение) - 3 балла.
В обследовании эмоциональна, переживает по поводу правильности выполнения тестов. К концу обследования устает, снижает темп работы. Рисует медленно.
Правша, при тестировании по шкале латеральных признаков наблюдается преобладание правосторонних признаков.
При тестировании слухоречевой памяти даже после пяти предъявлений стимульного материала нет полного воспроизведения. Воспроизведение групп из трех слов непосредственно после предъявления хорошее. При повторном воспроизведении каждой группы слов теряет элементы стимульного ряда. Имеет место неправильное воспроизведение слов по типу замен, вербальных и литеральных парафазий. Например (на первом месте указано стимульное слово, на втором - воспроизведенное): сено - сина, пена - пина, грач - орел, в серию из семи слов привносятся замены - дом, небо. Имеются нарушения порядка следования элементов.. В задании составить рассказ из семи слов использует только четыре стимульных слова, не соблюдает порядок слов, текст обеднен и разорван: «На реке лед, в поле снег./ / Дом в поле.// Снежная зима». Теряет элементы при воспроизведении после паузы.
Ниже полностью приводится выполнение одного из тестов на слухоречевую память.
1) 1 гр. ___рана-пена-тина__ 2 гр. ___мина-сено-шина_
+ +
_______1 гр./? _______ _____ 2 гр./?_________
рана, сено, сина машина, шина,…
2) ___рана-пена-тина__ 2 гр. ___мина-сено-шина_
+ +
_______1 гр./? _______ _____ 2 гр./?_________
рана, сено, сина шина,…
3) ___рана-пена-тина__ 2 гр. ___мина-сено-шина_
+ +
_______1 гр./? _______ _____ 2 гр./?_________
рана, сено, пина шина,…
4) ___рана-пена-тина__ 2 гр. ___мина-сено-шина_
+ +
_______1 гр./? _______ _____ 2 гр./?_________
рана, пена, тина сина, шина,…
5) ___рана-пена-тина__ 2 гр. ___мина-сено-шина_
+ +
_______1 гр./? _______ _____ 2 гр./?_________
рана, пена, тина мена, сина, шина,…
Пауза _______1 гр./? _______ _____ 2 гр./?_________
рана, пена, тина сина, шина,…
Видно, что после пяти предъявлений устойчиво воспроизводится только одна группа слов, в воспроизведениях имеются вербальные и литеральные парафазии, нарушения порядка слов.
При выполнении тестов на зрительную память все фигурки воспроизводятся после второго или третьего предъявления стимульного материала. Запоминание идет по пути наращивания количества сохраненных в памяти стимулов. Имеют место единичные параграфии, нарушения порядка и пространственные ошибки. Пример выполнения одного из тестов на зрительную память показан на рисунке 9 (1).
В двигательной памяти имеются ошибки в непосредственном воспроизведении поз пальцев на правой руке и переноса поз пальцев с правой руки на левую.
Протокол N 23
Р.А. - девочка, возраст 9 лет. Учится в 3-м классе общеобразовательной школы г. Москвы. Оценки по основным предметам в среднем - 3 балла, русский язык дается хуже математики. Учителя отмечают лень и упрямство.
У девочки имеются проблемы коммуникативного плана: она «не вписалась» в классный коллектив, не пользуется признанием со стороны одноклассников.
Правша, при тестировании по шкале латеральных признаков наблюдается преобладание правосторонних признаков.
При исследовании слухоречевой памяти не наблюдается особых затруднений, связанных с запоминанием слов. Тесты на запоминание двух групп слов выполняются после одного предъявления стимульного материала, семь слов запоминаются после трех предъявлений. Имеются единичные ошибки в виде параграфий и ошибки, связанные с сохранением порядка слов.
Для сравнения ниже приводится запись полного выполнения того же теста, что и в предыдущем примере.
1) 1 гр. ___рана-пена-тина__ 2 гр. ___мина-сено-шина_
+ +
_______1 гр./? _______ _____ 2 гр./?_________
+ мина, шина, сено
Пауза _______1 гр./? _______ _____ 2 гр./?_________
+ сено, мина, шина
При выполнении тестов на зрительную память наблюдается обратная картина. В воспроизведениях присутствуют замены, параграфии, пространственные ошибки, нарушения порядка следования стимулов. Девочка не сумела выделить в тесте IIв признак, объединяющий части фигуры, и рисовала их последовательно, не связывая в целое. Выполнение теста на запоминание пяти фигурок приведено на рисунке (9.2). Здесь можно видеть параграфии, близкое, но не соответствующее оригиналу изображение фигурок, пространственные ошибки, нарушение порядка стимулов.
В тестах на двигательную память девочка не допустила ни одной ошибки.
Рис. 9. Выполнение детьми одного из тестов на зрительную память.
1) Протокол N2 156 (к.с. - 7 лет); 2) Протокол N 23 (Р.А. - 9 лет)
Стимульный ряд
1. Воспроизведения:
После 1 предъявления
После 2 предъявления
После 3 предъявления
После паузы
2. Воспроизведения:
После 1 предъявления
После 2 предъявления
После 3 предъявления
После 4 предъявления
После паузы
В рассмотренных примерах мы видим противоположную картину состояния памяти. В одном случае ослаблена слухоречевая память при отсутствии значительных отклонений от нормативных значений для данного возраста в зрительной памяти. Во втором случае наблюдается обратное положение. Следует также учитывать, что вторая девочка старше и входит в другую возрастную группу с другими нормативными показателями.
Особенно наглядно общее состояние памяти у каждого ребенка видно на мнестических и нейропсихологических диаграммах (рисунки 10-13), где сравниваются показатели памяти у обследуемого ребенка и нормативные показатели в соответствующей возрастной группе.
На мнестических диаграммах у первой девочки (рисунок 11, протокол N 156) в слухоречевой памяти превышение нормативных показателей (соответственно снижение памяти) наблюдается по всем параметрам памяти, кроме после дн его, связанного с сохранением порядка. Незначительно превышен, если рассматривать его в диапазоне от Х до х + 8, и показатель второго параметра (прочность удержания закрепленного следа в памяти). Максимально превышены нормативные значения по четвертому параметру (регуляция и контроль в процессе запоминания слухоречевых следов) и шестому параметру (устойчивость семантической отнесенности стимула, связанный с развитой дифференцировкой при выборе нужного стимула из поля близких ему по смыслу или звучанию). _
В зрительной памяти все показатели удерживаются в пределах Х и х + 8. К верхней границе этих пределов приближаются показатели только двух параметров: шестнадцатого (устойчивость семантической отнесенности) и девятнадцатого (сохранение порядка в зрительной памяти).
В двигательной памяти значительно превышены показатели двух параметров, связанных с выполнением поз пальцев на правой руке и переносом с правой руки на левую.
На мнестической диаграмме второй девочки (рисунок 11, протокол N 23) в слухоречевой памяти все показатели кроме пятого (регуляция и контроль), четвертого (объем непосредственной памяти) и девятого (сохранение порядка стимулов) не превышают или незначительно превышают нормативные значения.
В то же время значительно превышены все показатели зрительной памяти, кроме показателей параметров семнадцатого и восемнадцатого. При этом оказываются значительно сниженными регуляция и контроль (14) и устойчивость семантической отнесенности (16).
Мнестические диаграммы позволяют видеть, в каком состоянии находятся различные звенья памяти, если их сравнить с нормативным уровнем в соответствующей возрастной группе. Это, в свою очередь, позволяет целенаправленно конструировать коррекционные процедуры, которые должны быть направлены на «слабые» и опираться на «сильные» звенья памяти.
Рис. 10 Мнестическая диаграмма К.С. - 7 лет (Про токо л Рис. 11 Мнестическая диаграмма Р.А. - 9 лет
N 1 56). Использованы относительные оцен ки (Х: Х); (Пр о т ок ол N 23). Использованы относительные оц енки
Х - средние по ка затели в группе (46 чел.); Х = 1; Х - показатели (Х: Х);Х - средние показатели в группе (46 чел.), Х = 1;
испытуемого; Х + б - прерывистая линия. Заштрихованные Х - показатели испытуемого; Х + б - прерывистая линия
столбцы - показатели тестирования слухоречевой, Заштрихованные столбцы - показатели тестирования
зрительной и двигательной памяти. слухоречевой, зрительной и двигательной памяти.
Ряд выделенных параметров памяти можно соотнести с работой различных зон мозга и, используя значения показателей для каждого параметра, построить нейропсихологическую диаграмму памяти (рисунки 12, 13).
На этих диаграммах наглядно представлена связь параметров с задними и передними отделами, левым и правым полушариями мозга. Кроме этого видно, как и в каких отделах группируются параметры, по которым
превышены или не превышены значения показателей.
Если сопоставить представленные на диаграммах индивидyaльныe нейропсихологические профили с общим описанием нейропсихологических синдромов развития слухоречевой и зрительной памяти в предыдущей главе, то можно видеть, как совпадают «страдающие» параметры в индивидуальных профилях и в синдромах соответствующих групп риска.
Нейропсихологические диаграммы дают возможность оценить недостаточно сформированные параметры разных видов памяти и соотнести их с некоторыми общими для них нейрофизиологическими механизмами работы определенных зон мозга. Это, в свою очередь, позволяет определить тактику системной коррекции разных видов памяти.
С другой стороны, вариативность и типичность индивидуальных нейропсихологических профилей задают основу для построения типологии различных вариантов отклонений в развитии памяти, выявления основных типов гетерохроний в развитии памяти.
Наконец, в случае значительных отклонений в развитии памяти нейропсихологические профили позволяют дать предварительное заключение о дефицитарности работы той или иной мозговой структуры и необходимости участия в диагностике и коррекции других специалистов (невропатолога, педиатра, логопеда и т.д.).
Рис. 13. Нейропсихологическая диаграмма Р.А. - 9 лет (Проток ол N_ 2 3). Использованы относительные оценк и (Х: Х); Х - средние показатели в гр уппе (46 чел.); Х = 1; Х - показатели испытуемого; Х + б -- прерывистая линия. Заштрихованные столбцы - показатели тестирования слухоречевой, зрительной и двигательной памяти.
Рис. 12. Нейропсихологическая диаграмма К.С. – 7 лет. Протокол N 156). Испо льзованы относительные оценки (Х: Х); х - средние показатели в группе (46 чел.); Х = 1; Х - показатели испытуемого; Х + б -- прерывистая линия. Заштрихованные столбцы – показатели тестирования слухоречевой, зрительной и двигательной памяти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заканчивая книгу, хотелось бы не только еще раз вернуться к ее основным моментам, но и попытаться сформулировать ряд вытекающих из изложенного мате риала общих и частных положений.
Главная цель книги состояла в том, чтобы читатели (педагоги, воспитатели, психологи) получили представление об особенностях развития различных познавательных функций в младшем школьном возрасте. Все ракурсы столь широкой и сложной проблемы вряд ли возможно осветить в рамках одной работы, поэтому был выбран особый аспект анализа: рассмотрение познавательной сферы школьника с позиций нейропсихологического подхода. Такой подход основывается на представлениях о сложном системном психологическом строении познавательных функций и о специфическом вкладе различных мозговых зон в их реализацию.
Необходимо отметить, что в течение долгого времени в поле зрения специалистов, занимающихся возрастной, педагогической, клинической психологией, дефектологией и т.п., оказывались чаще всего аномалии психического развития, связанные с выраженной мозговой патологией. Между тем нейропсихологическая диагностика открывает широкие возможности для понимания принципиальных закономерностей связи мозга и психики в рамках нормального онтогенеза, для исследования мозговых детерминант индивидуальных различий и отклонений разной степени выраженности в темпе и уровне развития той или иной функции. Решение этих задач невозможно без опоры на разработанные естественными науками и психологией представления о морфогенезе мозга, о временных параметрах складывания функциональных систем психики, о взаимосвязи биологических и социальных факторов в развитии ребенка.
Особенно важной представляется нейропсихологическая диагностика учащихся младших классов, испытывающих трудности при освоении программы общеобразовательной школы, в сопоставлении с теми детьми, которые успешно справляются с учебой. В работе мы постарались рассказать об основных теоретических предпосылках такой диагностики, о принципах построения и конкретных методах обследования учащихся. Были представлены результаты сравнительного нейропсихологического исследования произвольных движений, акустического гнозиса, слухоречевой памяти, зрительного внимания, счетных операций, речи, пространственных представлений у успевающих и неуспевающих школьников 7-8,9-10, 11-12 лет.
Специальный раздел работы был посвящен описанию процедуры и результатов тестирования слухоречевой, зрительной и моторной памяти с помощью специально разработанного методического комплекса «ДиаКор» у успевающих детей 7, 8, 9, 10 лет и у их ровесников, отнесенных к «группе риска». Этот раздел представлен в книге более детально, поскольку именно на модели памяти достаточно отчетливо просматриваются особенности других познавательных функций, интеллектуально-мнестической сферы психики в целом, а также степень морфологического и функционального развития различных зон мозга.
Хотелось бы подчеркнуть, что выбор и использование различных диагностических нейропсихологических методик при работе с неуспевающими школьниками осуществляется обязательно с учетом конкретных задач, стоящих перед учителем и психологом. Именно характер педагогического запроса во многом определяет стратегию и тактику нейропсихологической диагностики в каждом индивидуальном случае.
Результаты нейропсихологической диагностики показывают, что среди учащихся младших классов общеобразовательных школ значительно число детей, у которых трудности в обучении прямо или косвенно связаны с наличием минимальных мозговых дисфункций. Варианты отклонений в развитии познавательных функций многообразны и определяются тем, в каких зонах и системах мозга имеют место изменения нормального морфогенеза.
Тем не менее, очень важно подчеркнуть, что нейропсихологическая диагностика в случаях подобных отклонений не должна становиться некоей фатальной гипердиагностикой, особенно в прогностическом отношении, когда определяются перспективы обучаемости ребенка в школе. Пластичность развивающегося мозга, удивительная способность психики ребенка к внутри - и межфункциональным перестройкам способствует тому, что дефицитарность того или иного аспекта познавательной сферы оказывается преодолимой с помощью специальных коррекционных психолого-педагогических воздействий.
Вместе с тем, возможности коррекции отклонений в развитии познавательных функций зависят от своевременности нейропсихологической квалификации имеющегося дефицита. Самые младшие дети, с которыми работали мы - это дети 7-ми лет, обучающиеся в 1 или 2 классе. Поскольку к моменту нейропсихологического обследования они уже проучились определенное время в школе, трудности в обучении проявились у некоторых из них с достаточной отчетливостью. По-видимому, целесообразна более ранняя диагностика, непосредственно предшествующая началу обучения. В этом случае можно выявить составляющие психических функций как сложившиеся у ребенка к началу обучения, так и запаздывающие в своем развитии, определить соотношение сильных и слабых звеньев в познавательных процессах, сформулировать прогноз успеваемости. Своевременная ранняя диагностика и профилактика трудностей в обучении поможет предотвратить складывание и закрепление у детей стихийных, не всегда адекватных способов компенсации недостаточно сформированных познавательных функций.
Нейропсихологический подход к исследованию познавательных функций в младшем школьном возрасте (и его значение для выявления причин школьной неуспеваемости) было бы ошибочно считать универсальным и самодостаточным. Несмотря на широкие возможности синдромного анализа в определении причин, характера и степени выраженности дефицитарности и на значительную прогностическую ценность результатов, нейропсихологическое обследование все-таки фиксирует состояние познавательных функций в определенный момент времени. Это придает известную «статичность» полученной картине, тогда как в реальности психика ребенка постоянно развивается. Тем не менее, в комплексности, многомерности, динамичности нейропсихологического подхода заложена принципиальная возможность его применения к индивидуальной диагностике ребенка в динамике его развития в рамках лонгитюдного подхода. Предложенный в книге ракурс сравнительного нейропсихологического анализа особенностей познавательных функций у успевающих и неуспевающих младших школьников может оказаться перспективным для понимания закономерностей отношений между характером морфо- и функциогенеза мозга и таким базисным образованием психики, как «зона ближайшего развития» ребенка.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1 Международная конференция памяти АР. Лурия. Сборник докладов. М.: Рос. психол. общество, 1998.
Астапова В.М., Микадзе Ю.В. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушение». М.: МИПКРО,1997.
Бадалян Л о. Детская неврология. М.: Медицина, 1984.
Корсакова Н.,К.., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М.: МГУ, 1988.
Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей М.: МГУ, 1985.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.
Микадзе Ю.В. Дифференциальная нейропсихология формирования памяти в младшем школьном возрасте / / Психологическая наука и образование, 1999. N 2. С. 87-98.
Микадзе Ю.В., Корсакова Л.К.. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьников. М.: Интелтех, 1994.
Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология, 1996. N 2.
Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Хомской Е,Д. Части 1 и 2. М., 1994.
Нейропсихология сегодня. М.: МГУ, 1995.
Сuмерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: МГУ, 1985.
Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987.
Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. М.: Просвещение, 1988.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ананьев Б.Г. Собрание соч. т. 2. М.: Педагогика, 1980.
Анохин Л.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.
Анохин Л.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980.
Аршавский ИА. Основы возрастной периодизации. В кн.: Возрастная физиология. Л., 1975..
Ахутина Т.В., Пылаева П.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения. В кн. Нейропсихология сегодня; М.: МГУ, 1996.
Бадалян ло. Невропатолоrnя. М.: Просвещение, 1987.
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988.
Власова Т.А., ПевзнерМ.С. Одетях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.
Выготский Л С. Собрание сочинений. Тт. 4, 6. М.: Педагогика, 1962.
Гальперин Л.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Л. Актуальные проблемы возрастной психологии.
М.:МГУ, 1978. .
Гласс Д, Стэнли Д Статистические методы в психологии и педагогике. М.: Прогресс, 1976.
Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993.
Захаров А. И Как предупредить отклонения в развитии ребенка? М.: Просвещение, 1993.
Киященко Л.К. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. М.: МГУ, 1973.
Клосовский Б.Н. Основные данные о развитии мозга ребенка. М.: Медгиз, 1949.
Ковалев В.В. В кн. Дети с временными задержками развития. М.: Педагогика, 1971.
Кроткова О.А., Карасева Т.А., Найдин В.Л. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных. М., 1983.
Лебединский В.В. Роль асинхронии развития в формировании. патопсихологических симптомов ранней детской шизофрении. Вестник МГУ. 1980. NQ 1.
Лейтес Н. С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека. В кн. Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.
Леонтьев А.Е. Избранные психологические соч. Т. 2. М.: Педагогика, 1983.
Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников. Советская педагогика. 1968. N 7.
Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. Т. 1, 2. М.:Педагогика, 1974.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: МГУ, 1969. .
Лурия и современная нейропсихология. М.: МГУ, 1982.
Ляпидевский С. С. Невропатология. М.: Просвещение, 1965.
Марковская И. Ф. Задержка психического развития: Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М.: Компенс-центр, 1993..
Марютина Т.М. Психофизиологическое созревание как условие психического развития. - В кн.: Учителю о психологии. М.: ЦКФЛ РАО, 1995.
Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга - элементарный модуль и распределенная система. В кн.: Разумный мозг. М.: Мир, 1981.
Микадзе Ю.В. Методологические принципы анализа нарушений поведения. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. N2 2.
Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению. Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. психология. 1996. N 2.
Новые методы нейропсихологического исследования. М.: ИП АН СССР, 1991. .
О положении детей в РФ: Государственный доклад. М.: Синергия, 1995.
Развитие мозга ребенка. Л.: Медицина, 1965. Развитие личности ребенка. М.: Прогресс, 1987.
Рубинштейн С.Л Основы общей психологии. М., 1940.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.
Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: МГУ, 1991.
Семенович А.В., Цыганок А.А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза. - В кн.: Нейропсихология сегодня. М.: МГУ, 1996.
Сuмерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». М.: Знание, 1991.
Сuмерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости. В кн. Нейропсихология сегодня. М.: МГУ, 1996.
Структурно-функциональная организация разви вающегося мозга. Л.: Наука, 1990.
Сухарева.Г.Е Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медгиз, 1959.
Цветкова Л С. Методика диагностического нейроп сихологического обследования детей. М.: 1997.
Эльконин ДЕ. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов................................................................... 3
1. Основные принципы нейропсихологического
подхода и диагностика познавательных процессов.... 6
2. Биологические и средовые условия психического
развития....................................................................... 41
2.1. Постановка проблемы..................................... 41
2.2. Функциональные системы и их гете
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!