Прочность зрительной и слуховой памяти у младших школьников — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Прочность зрительной и слуховой памяти у младших школьников

2019-05-26 114
Прочность зрительной и слуховой памяти у младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ТИП

пробы

 

Группы

школьников

 

Возраст,

лет

ХАРАКТЕР ВЫПОЛНЕНИЯ

Нормальное Негрубые нарушения Выраженные нарушения

Рисование геометрических фигур, связанных пространственными отношениями

Успевающие   7-8 9-10 11-12 67 75 80 33 25 20 - - -
Неуспевающие   7-8 9-10 11-12 38 53 39 31 37 39 31 10 22

Копирование куба

Успевающие 7-8 9-10 11-12 39 50 80 56 50 20 11 - -
Неуспевающие   7-8 9-10 11-12 - 5 9 42 60 55 58 35 36

Выполнение рисунка 2-х или 3-х фигур, связанных пространственными отношениями (например, «нарисовать треугольник справа от квадрата» и т.п.), обнару­живает те же закономерности, хотя является несколько более доступным для всех детей (таблица 7).

Особый вид нарушений пространственной деятельности был обнаружен у детей-левшей. Выяснилось, что ряд навыков, опирающихся на ориентировку в пространстве, может в случае более или менее длительного неуп­ражнения подвергаться почти полному регрессу. Приме­ром является выполнение двумя мальчиками пробы на определение времени по часам без цифр и реальным ча­сам со стрелками. При этом очень высокой была частота зеркальных ошибок, затруднений при дифференцирова­нии часовой и минутных стрелок, при интеграции пока­заний стрелок; иногда тип ошибок было даже затрудни­тельно обозначить, настолько нелепыми и неожиданны­ми были ответы. Следует отметить, что серьезные трудности вызывала и просьба «назвать время по-другому» (т.е. про извести пространственное преобразование в ре­чевом плане); это коррелировало с замедленным и раз­вернутым выполнением многих заданий, направленных на изучение пространственных и квазипространственных синтезов в речевой деятельности. Мальчики жаловались, что раньше умели определять время, а теперь разучились. Не исключено, что одной из причин столь явных труд­ностей было то, что обоим мальчикам некоторое время назад купили электронные наручные часы типа цифро­вого табло, показывающие время без помощи стрелок. Можно предположить, что особая организация при лев­шестве функциональных систем мозга, связанных с пространственной деятельностью, привела в данном случае к быстрому распаду упроченного навыка.

Исследование речевой функции показывает, что у неуспевающих школьников имеют место такие симпто­мы, как ограничение объема речевой памяти и словар­ного запаса, недостаточная сформированность семанти­ческой стороны речи, затруднения нахождения родст­венных слов, необходимых для проверки словонаписа­ния. У них преобладает «фонетический» тип письма, свя­занный с отсутствием четких представлении о звуковом составе слова. Обнаруживаются также нарушения ре­чевой моторики, отчетливо выступающие при повторе­нии скороговорок в виде инертных повторов, пропусков и перестановок звуков и слогов. Недостаточно сформирован у неуспевающих школьников и внутренний план речи, лежащий в основе произвольной регуляции и контроля за собственной деятельностью. Что касается успевающих школьников, то у них в целом можно встретить лишь отдельные слабо выраженные сходные проявления в структуре речевой деятельности, которые легко поддаются самоконтролю и коррекции.

Исследование произвольного внимания с помощью таблиц Шульте показало, что у успевающих школьников эта функция сформирована уже в начале обучения в школе. Конечно; у них имеют место колебание внимания и некоторая истощаемость этой функции (таблица 8).

Однако эти симптомы не носят такого выраженного характера, как у неуспевающих детей. У них процесс по­иска чисел в таблицах замедлен, часто имеют место зна­чительные колебания уровня внимания, сильнее выра­жена истощаемость (таблица 8). В некоторых случаях при интенсивном «подталкивании» со стороны психолога ребятам удавалось выполнять задание лучше. Таким об­разом, дополнительная стимуляция со стороны взрослого помогает ребенку в организации собственной деятельности, что косвенно указывает на недостаточную сформи­рованность способов ауторегуляции деятельности. Доста­точно часто подобный «допинг» оказывался неэффективным, что свидетельствует о более выраженной де­фицитарности произвольной регуляции внимания.

 

Результаты* выполнения таблиц Шульте младшими школьниками (числами обозначено время (в сек.), затрачиваемое на поиск чисел в натуральном ряду от 1 до 25)

 

Оцениваемый параметр

Группы школьников

Возраст, лет

ЧИСЛА В ТАБЛИЦЕ ШУЛЬТЕ

1-5

6-10

11-15

15-20 21-25

Среднее время поиска чисел в таблицах

Успевающие

7-8

9-10

11-12

9

8

6

14

11

8

21

15

11

14

14

11

13 10 9
Неуспевающие

7-8

9-10

11-12

20

11

9

18

14

13

31

22

17

23

19

14

35 15 12
   

 

НОМЕР ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ

   

 

1

2

3

4

5

Среднее время нахождения всех чисел в таблицах

Успевающие

7-8

9-10

11-12

67

53

45

68

60

47

72

64

44

61

51

39

73 56 41
Неуспевающие

7-8

9-10

11-12

92

67

48

121

77

66

108

77

67

87

75

64

73 74 66
                               

 

*По ряду причин мы отказались в данном случае от квалификации выполнения как нормального или нарушенного и приводим только данные о различных временных параметрах деятельности.

 

Информативной пробой для исследования мышле­ния (в частности, степени сформированности внутрен­него плана психических действий) является серийный устный счет (вычитание «от 100 по 7»). Не все успеваю­щие дети успешно справляются с этими заданиями, хотя у большинства навык серийного устного счета можно считать сформированным. Допускаемые ими ошибки, как правило, немногочисленны, возникают в основном в начале или в середине выполнения при переходе через десяток и исправляются самостоятельно (таблица 9). У неуспевающих школьников характер выполнения этой задачи иной: выполнить задание в быстром темпе и без ошибок удалось крайне незначительному числу детей. Часть детей испытывали трудности при включении в деятельность, другие совершали много ошибок при переходе через десяток или при истощении в конце задания. Наконец, у подавляющего большинства неуспевающих детей устный серийный счет был нарушен настолько грубо, что не помогла даже развернутая по­мощь психолога. Характер нарушений указывал на то, что в этих случаях имеет меСТ9 не только дефицитар­ность счетных операций, но и дефицит произвольного внимания, оперативной памяти, пространственных функций, самоконтроля, несформированность внутрен­него плана действия. Отметим и следующий факт: в группе неуспевающих школьников дефект усугубляется с увеличением возраста (таблица 9).

 

                                                               Таблица 9


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.