Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2019-05-26 | 114 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ТИП пробы |
Группы школьников
| Возраст, лет | ХАРАКТЕР ВЫПОЛНЕНИЯ | ||
Нормальное | Негрубые нарушения | Выраженные нарушения | |||
Рисование геометрических фигур, связанных пространственными отношениями | Успевающие | 7-8 9-10 11-12 | 67 75 80 | 33 25 20 | - - - |
Неуспевающие | 7-8 9-10 11-12 | 38 53 39 | 31 37 39 | 31 10 22 | |
Копирование куба | Успевающие | 7-8 9-10 11-12 | 39 50 80 | 56 50 20 | 11 - - |
Неуспевающие | 7-8 9-10 11-12 | - 5 9 | 42 60 55 | 58 35 36 |
Выполнение рисунка 2-х или 3-х фигур, связанных пространственными отношениями (например, «нарисовать треугольник справа от квадрата» и т.п.), обнаруживает те же закономерности, хотя является несколько более доступным для всех детей (таблица 7).
Особый вид нарушений пространственной деятельности был обнаружен у детей-левшей. Выяснилось, что ряд навыков, опирающихся на ориентировку в пространстве, может в случае более или менее длительного неупражнения подвергаться почти полному регрессу. Примером является выполнение двумя мальчиками пробы на определение времени по часам без цифр и реальным часам со стрелками. При этом очень высокой была частота зеркальных ошибок, затруднений при дифференцировании часовой и минутных стрелок, при интеграции показаний стрелок; иногда тип ошибок было даже затруднительно обозначить, настолько нелепыми и неожиданными были ответы. Следует отметить, что серьезные трудности вызывала и просьба «назвать время по-другому» (т.е. про извести пространственное преобразование в речевом плане); это коррелировало с замедленным и развернутым выполнением многих заданий, направленных на изучение пространственных и квазипространственных синтезов в речевой деятельности. Мальчики жаловались, что раньше умели определять время, а теперь разучились. Не исключено, что одной из причин столь явных трудностей было то, что обоим мальчикам некоторое время назад купили электронные наручные часы типа цифрового табло, показывающие время без помощи стрелок. Можно предположить, что особая организация при левшестве функциональных систем мозга, связанных с пространственной деятельностью, привела в данном случае к быстрому распаду упроченного навыка.
|
Исследование речевой функции показывает, что у неуспевающих школьников имеют место такие симптомы, как ограничение объема речевой памяти и словарного запаса, недостаточная сформированность семантической стороны речи, затруднения нахождения родственных слов, необходимых для проверки словонаписания. У них преобладает «фонетический» тип письма, связанный с отсутствием четких представлении о звуковом составе слова. Обнаруживаются также нарушения речевой моторики, отчетливо выступающие при повторении скороговорок в виде инертных повторов, пропусков и перестановок звуков и слогов. Недостаточно сформирован у неуспевающих школьников и внутренний план речи, лежащий в основе произвольной регуляции и контроля за собственной деятельностью. Что касается успевающих школьников, то у них в целом можно встретить лишь отдельные слабо выраженные сходные проявления в структуре речевой деятельности, которые легко поддаются самоконтролю и коррекции.
Исследование произвольного внимания с помощью таблиц Шульте показало, что у успевающих школьников эта функция сформирована уже в начале обучения в школе. Конечно; у них имеют место колебание внимания и некоторая истощаемость этой функции (таблица 8).
Однако эти симптомы не носят такого выраженного характера, как у неуспевающих детей. У них процесс поиска чисел в таблицах замедлен, часто имеют место значительные колебания уровня внимания, сильнее выражена истощаемость (таблица 8). В некоторых случаях при интенсивном «подталкивании» со стороны психолога ребятам удавалось выполнять задание лучше. Таким образом, дополнительная стимуляция со стороны взрослого помогает ребенку в организации собственной деятельности, что косвенно указывает на недостаточную сформированность способов ауторегуляции деятельности. Достаточно часто подобный «допинг» оказывался неэффективным, что свидетельствует о более выраженной дефицитарности произвольной регуляции внимания.
|
Результаты* выполнения таблиц Шульте младшими школьниками (числами обозначено время (в сек.), затрачиваемое на поиск чисел в натуральном ряду от 1 до 25)
Оцениваемый параметр | Группы школьников | Возраст, лет | ЧИСЛА В ТАБЛИЦЕ ШУЛЬТЕ | ||||||||||||
1-5 | 6-10 | 11-15 | 15-20 | 21-25 | |||||||||||
Среднее время поиска чисел в таблицах | Успевающие | 7-8 9-10 11-12 | 9 8 6 | 14 11 8 | 21 15 11 | 14 14 11 | 13 10 9 | ||||||||
Неуспевающие | 7-8 9-10 11-12 | 20 11 9 | 18 14 13 | 31 22 17 | 23 19 14 | 35 15 12 | |||||||||
| НОМЕР ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ | ||||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||
Среднее время нахождения всех чисел в таблицах | Успевающие | 7-8 9-10 11-12 | 67 53 45 | 68 60 47 | 72 64 44 | 61 51 39 | 73 56 41 | ||||||||
Неуспевающие | 7-8 9-10 11-12 | 92 67 48 | 121 77 66 | 108 77 67 | 87 75 64 | 73 74 66 | |||||||||
*По ряду причин мы отказались в данном случае от квалификации выполнения как нормального или нарушенного и приводим только данные о различных временных параметрах деятельности.
Информативной пробой для исследования мышления (в частности, степени сформированности внутреннего плана психических действий) является серийный устный счет (вычитание «от 100 по 7»). Не все успевающие дети успешно справляются с этими заданиями, хотя у большинства навык серийного устного счета можно считать сформированным. Допускаемые ими ошибки, как правило, немногочисленны, возникают в основном в начале или в середине выполнения при переходе через десяток и исправляются самостоятельно (таблица 9). У неуспевающих школьников характер выполнения этой задачи иной: выполнить задание в быстром темпе и без ошибок удалось крайне незначительному числу детей. Часть детей испытывали трудности при включении в деятельность, другие совершали много ошибок при переходе через десяток или при истощении в конце задания. Наконец, у подавляющего большинства неуспевающих детей устный серийный счет был нарушен настолько грубо, что не помогла даже развернутая помощь психолога. Характер нарушений указывал на то, что в этих случаях имеет меСТ9 не только дефицитарность счетных операций, но и дефицит произвольного внимания, оперативной памяти, пространственных функций, самоконтроля, несформированность внутреннего плана действия. Отметим и следующий факт: в группе неуспевающих школьников дефект усугубляется с увеличением возраста (таблица 9).
|
Таблица 9
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!