Изменение статусного портрета человека — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Изменение статусного портрета человека

2018-01-05 261
Изменение статусного портрета человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общая тенденция, характеризующая среднетипичного россиянина, ита­льянца или китайца состоит в том, что в первой половине жизни, приблизи­тельно до 40 лет, человек активно набирает количество статусов, активно делает служебную карьеру, а во второй половине жизни его активность зату­хает и количество статусов постепенно снижается. Разумеется, не у всех людей после 40 лет количество статусов или их важность, т.е. ранг статусов, уменьшается. Многие только начинают восходить по служебной или обще­ственной лесенке. Но рано или поздно и в их жизни наступает пик — точка, начиная с которой количество статусов, высота ранга, объем привилегий и полномочий убывают. Таким образом, на среднетипичной кривой, по фор­ме очень близкой к гауссовой, можно выделить индивидуальные графики жизненных циклов. У одних «горб» кривой будет смещен вправо, у других пройдет точно посредине, у третьих сместится влево. Первый тип означает ранний взлет и медленное снижение в последующей части жизни. В третьем варианте пик карьеры наступает поздно, зато индивид успевает подойти к пенсии с высоким доходом.

Итак, статусный портрет человека, как и он сам, не остается неизменным. Человек взрослеет, стареет, переезжает из деревни в город, делает служеб­ную карьеру, женится, его выбирают в депутаты. Меняется человек — меня­ется и его статусный портрет. Такой процесс будем называть динамикой ста­тусного набора или портрета.

Итак, людям свойственно изменяться во времени — расти, стареть, уми­рать. На протяжении своей жизни (в науке жизнь человека именуется жиз­ненным циклом, разбитым на основные вехи — детство, зрелось, старость) индивид набирает и теряет статусы по мере того, как он расширяет (или су­жает после выхода на пенсию) свою социальную активность, устраивается на работу, продвигается по служебной лестнице и т.п.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ - понятие, описывающее отосиюлыю j а ми­нутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельно! о чело века. Выделяют циклы семейной жизни, трудозой жизни, цикл до с ства. Жизненный цикл в отличие от времени жизни относится к со­держательным понятиям.

Если графически выразить динамику статусного портрета человека, то она в декартовой системе координат примет три возможные позиции (рис. 30): А — устремленная вверх кривая означает повышение общественной активности в старости; Б — параллельная оси ОХ прямая символизирует по крайней мере не уменьшение активности, которая была присуща человеку в расцвете сил; В — парабола, уходящая вниз, свидетельствует о резком сужении круга общения у той части пожилых людей, которые остались без социальной опеки и помощи.

Hue. JU Динамика статусного портрета чеповска: три возможные перспективы

На рис. 30 ось ОХ выражает время жизни отдельного человека, ось OY— количество статусов. Социальное время индивида — время только его личной жизни. Каждый проживает его по-разному, и лишь жизненный финиш пока­зывает, насколько интенсивно и содержательно пройдена дистанция жизни.

Даже старость у каждого человека проходит по-разному. У многих актив­ная творческая жизнь начинается только в этот период. Но многих, к сожа­лению, когда их покидают физические силы, покидает со своей опекой и общество. Чем меньше общество тратит на социальную защиту пожилых, тем менее оно имеет право называться цивилизованным и тем больше людей попадает в третью категорию.

Именно у этих обойденных обществом людей график жизни разбивается на две зеркально симметричные половины (рис. 31). Если через середину жизни человека (40—45 лет) провести условную прямую, то окажется, что графики двух отрезков жизни (юность и старость) будут одинаковы. Посло­вица «что стар, что млад» выражает сходство двух возрастных эпох: у ребен-

ка еще нет множества социальных статусов, характеризующих зрелость, а старый человек их уже утратил.

Процесс индивидуального приобретения статусов в течение всей жизни описывается понятием «социализация». Социализация продолжающийся всю жизнь процесс усвоения социальных норм и освоения социальных ролей. Отметим, что своего пика социализация достигает в середине жизни индиви­да. С этим понятием тесно связано другое — «кризис середины жизни».

Рис. 31. Динамика статусного портрета человека: симметричность первой и второй половины жизни

Когда наступает кризис середины жизни (примерно в возрасте 40—45 лет), человек анализирует пройденный путь, оценивая и переоценивая то, что удалось совершить. Для тех, кто вел пассивный образ жизни, это становится поводом к грустным размышлениям. Для других, заполнивших жизненное время достижениями и успехами, — поводом к удовлетворенности и высо­кой самооценке.

Однако у каждого человека свое понятие жизненного успеха. Одни изме­ряют его по количеству звездочек на погонах, размерам и престижности загородного особняка, по количеству накопленных денег. А другие оцени­вают жизненный успех по числу друзей и добрых поступков, которые им уда­лось совершить, прочитанным книгам, интересным встречам и путешестви­ям. У каждого свой счет, своя мера оценки. Для одних жизнь полна разоча­рований и падений, для других — взлетов и счастливых моментов. И только социологи способны установить массовые предпочтения. Новосибирские ис­следователи В.Н. Шубкин и Д.Л. Константиновский обнаружили, что в кар­тине жизненного успеха у обследованных выпускников средних школ обычно на первом плане — счастливая семья и дети, интересная и любимая работа, а в представлениях о путях достижения успеха — учеба, повышение уровня своего образования'.

Но социальное время не заканчивается в середине жизненного пути. Что происходит с человеком в период старости, что происходит с его статусным набором? Можно ли сказать, что количество статусов начинает сокращать-

Константиновский Д.Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства // Социологичес­кий журнал. 1997. № 3. С. 113.

ся? При выходе на пенсию у одних оно действительно сокращается, а у дру­гих — увеличивается, появляются новые статусы. Если рассматривать мас­совую ситуацию, в большинстве случаев число статусов в старости все-таки уменьшается. Человек уходит с производства, его материальное положение ухудшается, если пенсия невелика и родственники не помогают. Некоторые одинокие старики и вовсе попадают в дома престарелых.

Сужение статусного диапазона в старости вступает в противоречие с расширением жизненного опыта.

Проживший активную жизнь человек с возрастом становится мудрее и спокойнее, он научился реально оценивать свои возможности и достижения, лучше понимать людей и налаживать с ними взаимоотношения.

Можно сказать, что к 65 годам (возможно, и раньше) он превращается в идеального исполнителя и даже руководителя, но физические силы уже по­кинули его. По своему внутреннему состоянию он готов трудиться на «от­лично», но кадровики предпочитают более молодых.

Мы можем сделать следующее заключение: кривая, выражающая накоп­ление статусов в первой половине жизни, симметрична кривой, выражаю­щей потери социальных статусов во второй ее половине.

Эти две кривые одинаковы по форме, но противоположны по знакам: первая кривая со знаком «+», а вторая со знаком «-». Но по своей траекто­рии они практически симметричны (рис. 32).

Рис. 32. Динамика статусного портрета человека: первая половина жизниприобретение статусов, втораяих потеря

Линия симметрии проходит по середине жизни индивида. Середина жиз­ни — это такая точка в социальном времени индивида, когда он подводит итог тем достижениям, которых он уже добился, и тем возможностям, которые не использовал. Иначе говоря, индивид производит операцию социального сравнения, где сопоставляются две траектории:

♦ ожидаемая траектории жизни;

♦ реальная траектория жизни.

Ожидаемая траектория имеет только одно направление — восходящее. В молодости мы мечтаем достичь больших высот, переоцениваем свои силы и способности, замахиваемся набольшее, чем, можетбыть, заслуживаем. Ник­то не планирует для себя нисходящую траекторию. Ее «планирует» нам жизнь.

Исследование жизненных планов старшеклассников на протяжении 30 лет позволило Шубкину и Константиновскому установить: чем выше статус ро­дителей, тем сильнее проявляется в планах их детей ориентация на высокий уровень образования, тем привлекательнее профессии умственного труда2.

ОЖИДАЕМАЯ ТРАЕКТОРИЯ ЖИЗНИ — это идеальная планируемая на отдаленную перспективу линия жизненной судьбы, измеряемая количеством достигаемых статусов и их рангом.

Реальная траектория жизни может быть как восходящей, так и нисходящей.

Служебная карьера, т.е. движение вверх по должностной лестнице, чаще всего выступает объективным измерителем восходящей траектории. Уволь­нения, разводы, тюремное заключение являются объективными вехами нис­ходящей траектории.

Кроме служебной карьеры социологи выделяют в самостоятельный вид моральную карьеру.

РЕАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ЖИЗНИ -- это линия жизненной судьбы, измеряемая количеством приобретенных статусов и их рангом.

Моральная карьера — социальная история индивида, описанная в терми­нах уважения или презрения со стороны окружающих, а также степени осо­знания подобного отношения к себе. Это понятие ввел в научный оборот И. Гоффман. Моральная карьера состоит из серии рискованных ситуаций, ко­торые человек публично преодолевает или терпит неудачу как своего рода ис­пытания. Например, провал на вступительных экзаменах в престижный вуз — событие в цепи моральной карьеры. Здесь есть все необходимое: риск, публич­ный характер события, равная вероятность провала и победы. Добившийся успеха получает уважение окружающих, потерпевший неудачу — презрение.

Уважение и презрение — формы оценки со стороны общественного мне­ния. В таком смысле мы можем определить моральную карьеру еще и как траекторию жизни в терминах общественных оценок. Человек стремится преодолеть только те испытания, которые высоко котируются в обществен­ном мнении. Например, научный подвиг вознаграждается Нобелевской пре­мией, а военный — медалью или орденом. Постоянная нацеленность на мо­ральный подвиг формирует нравственный характер личности, особенно если индивид добивается успеха. Напротив, неудачи снижают самооценку и ува­жение к самому себе.

Другие параметры ожидаемой жизненной карьеры связаны с уровнем наших притязаний, или амбиций.

Под притязанием мы будем понимать совокупность социально значимых потребностей, связанных с внешней карьерой и внешними достижениями человека, но мало или никак не учитывающие личные способности человека.

Притязание — это внутренняя мотивационная пружина для того, чтобы человек начал или продолжал строить какую-либо карьеру. Как существо социальное человек сравнивает себя с другими, ориентируется на то, чего он не достиг, а другие достигли.

Таким образом, при оценке притязаний человек обязательно сравнивает свои возможности с возможностями значимых других.

Константиновский Д.Л. Указ. соч. С. 105.

Например, ваш однокурсник — уже директор малого предприятия, а вы еще менеджер нижнего звена, хотя вы учились не хуже его и способностей у вас не меньше. В результате у вас возникает желание занять более высокое статусное положение.

Подавляющая часть притязаний человека связана с ожидаемыми высоки­ми социальными позициями, т.е. статусами.

Высокие притязания могут принимать самые разные формы. Один убеж­ден, что самореализуется, лишь став народным депутатом и прославившись на политическом поприще, а другой готов занимать скромную должность директора малой фирмы, но материально быть вполне состоятельным.

Притязания человека могут быть только высокими. Низкие притязания называются иначе, например скромными желаниями. Продвижению к жиз­ненному успеху способствуют только высокие притязания. Это «маленький локомотивчик» внутри нас, заставляющий нас активно и с пользой тратить свое социальное время.

Разрыв или противоречие между высокими притязаниями и низкими достижениями порождает явление, которое получило название «кризис се­редины жизни».

КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ начинается после 30 лет и тянется не менее 10 лет. В его основе лежит осознание несоответствия меж­ду прежними мечтами и реальными достижениями.

Динамику индивидуального статусного портрета можно выразить также через понятие жизненного пути.

Жизненный путь — совокупность разных тенденций и линий развития, последовательность событий в пределах биографии одного человека. Он во многом напоминает понятие биографии, но отражает не столько перечень событий, сколько закономерные линии явлений.

Социолог В.Г. Немировский с помощью «Теста тематической апперцеп­ции» изучал ценностные ориентации студентов3 с целью выяснить факторы, влияющие на жизненный путь человека. Оказалось, что на жизненный путь юношей в наибольшей мере влияют: собственные убеждения, идеалы, лю­бимая девушка, судьба. У девушек этот ряд представлен шире: собственные убеждения, идеалы, муж, любимый человек, родители, учебная группа, соб­ственные желания, случайное стечение обстоятельств. Получается, что пред­ставительницы прекрасного пола позитивно оценивают влияние на их жизнь любых внешних факторов. Установлено также, что они оценивают окружающих выше, чем себя. Напротив, у молодых людей самооценка выше оценки окружающих.

Жизненный путь — сумма жизненных событий, социальная биография индивида, разделенная на последовательные этапы, его индивидуальная история (рис. 33). Жизненный путь индивида — характеристика истории его развития. Это понятие описывает не то общее, что объединяет его с други­ми, а то непохожее, что отличает его от других. Иначе говоря, индивидуаль­но неповторимую траекторию жизни.

Жизненный путь человека определяется теми или иными крупными ве­хами, событиями в его жизни. Их называют поворотными событиями био-

3 Немировский В.Г. Социология личности. Красноярск, 1989. С. 83.

графии человека. Типичные, общие, такие же, как у других, события здесь не учитываются. Например, можно описать свою биографию так: родился в таком-то году, окончил такую-то школу, жил в таком-то городе и т.д. По­добные события не относятся к жизненному пути. Жизненный путь — это не

Рис. 33. Две стратегии человеческой жизни: Апостоянное восхождение от одного успеха к другому. Бсмена успехов и неудач, подъемов и падений

хроника фактов, а последовательность событий духовной жизни человека, оказавших поворотное влияние на мировоззрение, взгляды на жизнь, отно­шение к людям, на характер. Так, служба в армии для одного человека мо­жет стать неприметным фактом биографии, а для другого — поворотным со­бытием, изменившим его отношение к людям. Только во втором случае это элемент жизненного пути.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.