Местные и пришлые: конфликт или примирение — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Местные и пришлые: конфликт или примирение

2018-01-05 190
Местные и пришлые: конфликт или примирение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В малой группе рождаются не только убеждения людей, т.е. правильные представления о мире, но и предубеждения — неправильное мнение, рож­денное враждебным отношением к представителям другой группы.

Норберт Элиас, всесторонне проанализировав ситуации, порождающие предубеждение, создал теорию признанных и посторонних. Признанными являются «свои» (коренные москвичи, коренное население страны), а посто­ронними — «чужие» (эмигранты, беженцы, «лимитчики», иногородние, ино­странцы). Приток посторонних воспринимается «местными» как угроза сво­ему благополучию, сложившемуся образу жизни, даже если пришлые не очень отличаются от коренных своим языком, обычаями, взглядами.

Через некоторое время совместное проживание местных и приезжих обя­зательно вызывает психологическое напряжение потому что местным при­ходится потесниться ради размещения приезжих. Дело не только в том, что места мало. Потеснится означает не только уступить часть своего простран­ства другому. Потесниться приходится в своих привычках, интересах, ресур-

сах. С приезжими надо считаться, чем-то делиться, в чем-то уступить. Они стесняют нас.

Потребность посторонних искать для себя место заставляет обе стороны преувеличивать различия людей. Зачастую даже самые незначительные чер­точки, которые при других обстоятельствах остались бы незамеченными, теперь вдруг становятся препятствием для совместного проживания, а не­редко — объектом неприязни.

Чем больше посторонних, тем скорее появится у местных желание огра­ничить их размещение, передвижение, трудоустройство какими-либо адми­нистративными распоряжениями. Во второй половине 1990-х гг. Москва пе­реполнилась иностранными рабочими. Под ними понимались не только стро­ители и водители автобусов, но также продавцы на рынках, часто выходцы с Кавказа. В результате уровень антикав­казских настроений в Москве поднялся на 70%: столько горожан относилось к ним отрицательно'. Но параллельно в закавказских регионах росло недоволь­ство русскими. Иностранных рабочих насчитывалось более 400 тыс. на 6 млн москвичей (без жителей пригородов) — почти каждый десятый горожанин!

Их присутствие стало не только заметным, но нередко и обременительным. В прессе писали, что с потоком иностранцев и иных «гостей столицы» вырос уровень преступности, антисанитарии, проституции, наркомании. В итоге пра­вительство Москвы пыталось принять ряд ограничительных указов, например касающихся прописки иногородних. В Германии, куда в 1980—1990-е гг. хлы­нул поток эмигрантов из Восточной Европы и Ближнего Востока, не только вводились административные санкции, но прокатилась волна народного воз­мущения. «Бритоголовые» провели против турецких рабочих ряд террористи­ческих акций с поджогами и убийствами.

Можно привести более яркие примеры. Чернокожих в США и Южно-Аф­риканской Республике до недавнего времени рассматривали как людей вто­рого сорта. Хотя в США они были пришлым населением (в свое время не­гров привезли из Африки как рабов), а в ЮАР — коренным. Тем не менее именно белые чувствовали себя в той и другой стране хозяевами положения. Они считали, что негритянское население им угрожает, и приняли ограни­чительные меры, получившие название расовой дискриминации — система­тическое умаление прав другого народа или группы граждан по мотивам их национальности или расы.

Иногда дискриминация становится причиной погромов и массового не­довольства, как часто происходит с чернокожими в США. Лос-Анджелес — этнически разношерстный город. В 1992 г. здесь возникли массовые беспо­рядки: раздраженные афро-американцы выступили против корейцев и лати­ноамериканцев, которые в результате массовой миграции отбирали у них рабочие места.

1 Постсоветское пространство: этнополитические проблемы («Круглый стол») // Социологические исследования. 1997. № 1. С. 38.

Дискриминация была отменена в США только в 1960-х гг., а апартеид в Южной Африке еще позже — в 1991 г. Апартеид (на яз. африкаанс apartheid — раздельное проживание) подразумеваетлишение представителей другой расы или национальности не только политических прав (например, права голо­совать), но также социальных (жить в одном доме или районе с белыми) и экономических прав (ограничение в трудоустройстве).

В 1924 г. в ЮАР был принят закон, запрещавший белым и черным жить в одном районе. Для черных построили резервации, чтобы предотвратить при­ток чернокожих в города, населенные в основном белыми. В стране часто происходили забастовки белых рабочих, которые выступали против исполь­зования в промышленности дешевой рабочей силы чернокожих. За 40 с лиш­ним лет в стране было принято около 300 суровых законов, ограничивающих или запрещающих контакты белых и черных.

Вопиющим примером враждебности к чужому народу служит известная в США организация Ку-клукс-клан, жестоко преследующая чернокожих, ев­реев, католиков, вообще иностранцев. Предубеждение одного народа про­тив другого может меняться во времени. Примером служит отношение русских к иностранцам — американцам, немцам, французам и др. До революции 1917 г. перед ними откровенно заискивали, считая их более влиятельными и более богатыми. В советское время в каждом иностранце видели замаскированного врага и боялись заводить знакомство. В начале 1990-х гг. к ним вновь стали относиться благосклонно, а в середине 1990-х гг. милость сменилась гневом и раздражением, что объясняется следующим. США пытались диктовать на­шей стране внешнюю и даже внутреннюю политику. Как бы плохо наше население ни относилось к своему правительству, но указки из-за рубежа оно потерпеть никак не могло. У каждого народа есть чувство национальной гор­дости. Возможно сработал принцип: своим я прощаю то, что не могу про­стить чужим.

Стремление оградить себя от контактов с чужаками подогревается стра­хом подхватить какую-нибудь болезнь в буквальном или переносном смыс­ле: считается, что чужаки кишат паразитами — разносчиками заразных бо­лезней, пренебрегают правилами гигиены и потому представляют опасность для здоровья. Или их изображают распространителями вредных идей и при­вычек.

Озлобление или неприятие касается всего, чем живут чужаки: их манеры говорить, одеваться, их религиозных обрядов, образа их семейной жизни и даже запахов, которые, как кажется, источает их тело.

Древние источники оставили многочисленные свидетельства вражды двух или нескольких народов, не поделивших общую территорию. Чаще всего вражда трансформировалась в кровавые войны и резню. В Ветхом Завете опи­сано насильственное выселение еврейского народа со своей родины, пред­принятое в 568 г. до н.э. вавилонским царем Навуходоносором. Евреям дос­тавалось и от римских императоров, и от немецких фюреров. История еврей­ского народа превратилась в историю скитаний по чужим землям.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.