Когда люди спешат и не спешат на помощь — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Когда люди спешат и не спешат на помощь

2018-01-05 228
Когда люди спешат и не спешат на помощь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все мы знаем, что нравственные нормы требуют оказывать первую по­мощь человеку, попавшему в беду. Так должно быть. Это идеал. Но как про­исходит в жизни? Насколько должное отличается от реального?

Психологи решили выяснить, при каких обстоятельствах люди реально приходят на помощь. Каждый человек, который видит, что другому челове­ку нужно немедленно помочь, мысленно задает себе следующие вопросы:

1. Действительно ли ситуация так серьезна, что требует моей помощи?

2. Дело требует моего личного вмешательства?

3. Будет ли оказание помощи трудным для меня?

4. Потребует ли оно больших затрат?

5. Принесет ли мое вмешательство пользу жертве?

6. Могу ли я легко исчезнуть с места происшествия?

Наша реакция на ситуацию, считает Аронсон, будет зависеть от ответа на каждый из этих вопросов4.

Первое условие оказания помощи — быть уверенным, что ситуация — чрезвычайная. Когда человек прилег на скамейке, а вы не знаете, что с ним: сердечный приступ, напился, решил поспать, то решимость, с какой вы бро­ситесь на помощь, резко снижается. Вы не уверены, что ситуация критичес-

3 Аронсон Э. Указ. соч. С. 51.

4 Там же.

кая. Но если упавший корчится в судорогах, просит о помощи, вы немедленно придете на выручку.

Второе условие — обязательная личная ответственность. Если вы стоите в толпе, окружившей раненого человека, то ваше желание помочь ему умень­шается по мере возрастания числа окружающих. Чем больше людей вокруг жер­твы, тем скорее у вас появится мысль о том, что другие смогут помочь, что во­обще это не ваше дело. Происходит любопытное явление, известное психоло­гам как «размывание ответственности». Будь вы один, вы бы ни на кого не перекладывали ответственность. Помощь пострадавшему рассматривали бы как свою личную ответственность. Нов толпе она становится безликой (как и

воообше все, что попадает в толпу). Свою огромную ответственность вы делите на число людей вокруг, и вам остается ма­ленький кусочек. А его можно и не заме­тить. Люди охотнее идут на помощь, ког­ да убеждены, что только они знают о чрезвычайной ситуации. Третье условие — понимание цены вмешательства. Люди все-таки помо­гают меньше, если цена вмешательства высока. В одном эксперименте муж­чина на улице внезапно падал на тротуар, незаметно раздавив во рту капсулу с красной краской, отчего создавалось впечатление, что у него изо рта сочится кровь. Хотя прохожие понимали, что случай серьезный и надо спешить на помощь, мало кто бросился к «истекающей кровью жертве». Но если в ана­логичной ситуации крови не было, люди приходили на помощь чаще. Поче­му? Пугались вида крови или ее вид их просто отталкивал?

Американские ученые провели в Принстонской теологической семина­рии поразительный эксперимент. Студентам объявили, что вот-вот их нач­нут записывать на студии — надо подготовить хорошую речь и отправиться в соседний корпус. Первой группе сообщили, что они опаздывают на запись, второй — что все идет по графику, третьей — что у них есть время в запасе. На пути в то здание, где должна была состояться запись, испытуемые встре­чали в дверном проеме человека, сидящего на полу с поникшей головой и зак­рытыми глазами. Когда они проходили мимо, он начинал тяжело кашлять. Почти вся первая группа, особенно спешащие студенты-богословы, прошла мимо попавшего в беду человека, не задерживаясь, — только 10% испытуемых предложили свою помощь. Во второй и третьей группах — «шедших по графи­ку» или имевших запас времени, — более половины остановились, чтобы ока­зать ему помощь. Самое интересное, что в их речи, которую предполагалось записать, должна была прозвучать притча о добром самаритянине (евангель­ский персонаж — синоним бескорыстия и благотворительности)5.

Четвертое условие: оказывая помощь, люди учитывают не только издер­жки, но и возможную пользу, которую они могут принести. Имеется доста­точно доказательств, что люди помогают друг другу, если они уверены в том, что их действия полезны. К примеру, один из экспериментов показал: в том случае, когда индивид испытывал боль, а свидетель, зная, что его вмешатель­ство способно уменьшить мучения, тем быстрее вмешивался, чем более яв­ной была боль. В том случае, когда свидетель не был уверен, что его вмеша-

Аронсон Э. Указ. соч. М, 1999. С. 72-74.

тельство поможет уменьшить мучения, он тем медленнее действовал, чем сильнее было проявление боли у индивида.

Люди испытывают неприятные ощущения, наблюдая чужие страдания, и чем сильнее чужая боль, тем неприятнее наши ощущения. Уменьшить их можно двумя путями: либо оказать немедленную помощь, либо уйти от этой ситуации. Если нам ясно, что мы в состоянии помочь, мы действуем быст­ро, особенно когда боль сильна. Когда мы понимаем, что ничего не можем сделать, то происходит противоположный процесс: чем сильнее испытыва­емая жертвой боль, тем с большей решимостью мы отстраняемся от проис­ходящего.

Каждому из нас приходилось слышать истории про тех, которые, спасая членов своей семьи, шли буквально на все — врывались в горящее здание, преграждали путь несущейся автомашине... Мы испытываем большую эм-патию и принимаем на себя большую ответственность, когда жертвой явля­ется кто-то из близких.

ОБЩИННЫЙ ДУХ В ЯПОНИИ

Главной причиной поразительных достижений Японии считают общин­ный дух — чувство товарищества и взаимовыручки. Общинное сознание пу­стило глубокие корни в японском обществе в XV—XVI вв., но никто не счи­тал преданность феодалу обязательной для вассала. После революции Мэй-дзи в 1868 г. в период развития капитализма в Японии текучесть кадров на предприятиях достигала до 80— 100% в год. Убытки были ощутимы. Тогда по­считали систему пожизненного найма. Он был объявлен выражением «япон­ского духа», т.е. общинного и даже богоугодного. Пожизненный найм позво­лял предпринимателю «отцу» в рамках «фирмы-семьи» максимально исполь­зовать своих работников в интересах фирмы. Работники, считая свое предприятие семьей, а руководителя отцом, были обязаны трудиться в ней всю жизнь. Это вполне объяснимо, если учесть, что супруги, заключая брач­ный союз, клянутся в верности друг другу на всю жизнь, обязуются заботиться друг о друге, быть вместе в радости и горе. Также ведут себя и японские ком­пании, поэтому рабочему, если он добропорядочный «семьянин», не грозит безработица. Система пожизненного найма создала в стране обстановку не­приязни у рабочих к людям, меняющим место работы. Их, как и у нас, на­зывали «летунами».

Многие фирмы создают психологически совместимые коллективы — в кругу симпатичных и дружески настроенных друг к другу людей трудно про­гуливать, опаздывать, плохо работать.

Продвижение по службе происходит в зависимости от возраста и стажа, а во вторую очередь учитываются уже все остальные качества. Поэтому япон­цы не конкурируют и не подсиживают друг друга. Группа встает на защиту своих членов. Она не позволяет увольнять человека за неспособность к ра­боте. Но и спрос с каждого самый высокий. Японцу лучше умереть, чем под­вести коллег.

Соблюдается традиция японских университетов — до самой смерти сохра­нять узы товарищества, которые надежнее родственных уз. Общинной пре­данностью охвачены все государственные чиновники, лидеры делового мира,

2S0

ученые и писатели — их объединяет пожизненно Токийский университет, университет Кэйо, университет Васэди.

Первое, что постигает ребенок в Японии, — необходимость жить в гар­монии с группой. Когда японец убежден, что его любят в группе, по отно­шению к которой он испытывает преданность, он трудится с большей отда­чей, чем любой работник в западных странах. Японец не может восприни­мать себя вне группы, вне организации, вне коллектива, членом которого он является.

Большинство видов деятельности в Японии носит групповой характер: японцы группой работают, группой путешествуют, группами учатся, груп­пами участвуют в праздниках и демон­страциях, ходят в школу группами, ста­раясь носить одинаковые значки, иметь одинаковые элементы одежды и т.п.

Группа — единый организм, каждый член которой является его клеточкой. У японца две модели поведения: вне груп­пы он замкнут, неразговорчив и фор­мально почтителен (знаменитая улыбка сквозь зубы), а в своей группе он раско­ван, общителен и всегда готов прийти на помощь.

Если западную группу сравнивают с горстью твердых камней, то япон­скую — с мягкой глиной. Группа прини­мает разнообразные формы, и эта фор­ма определяет поведение каждого чело­века. Самым ценным его качеством является умение ставить во главу угла интересы группы, желание и умение быть полезным ей.

В случае если группа принимает но­вого индивида, выясняется, насколько этот человек надежен в групповом по­ведении, и меньше всего учитываются его отношение к труду и личные ка­чества. Образцовым работником считается тот, кто лучше вписывается в группу, а не тот, кто лучше может выполнять ту или иную работу.

Главной чертой группы является принцип «не высовывайся», т.е. будь как остальные. Если нужно, группа сама признает чей-то приоритет, но работ­ник не должен прилагать к этому усилий. Рост трудовых показателей необ­ходим, но достижения члена группы, его более высокие результаты счита­ются достижением группы. Поэтому никто не приписывает успехи лично себе. Чем больше он говорит о своем Я, тем меньше шансов получить про­движение в группе. В Японии работник, общаясь с людьми, включенными в туже группу, обязательно ставит себя на более низкую ступень.

В японской практике практически невозможно стать руководителем, не будучи членом группы. Для японца нет более жесткой кары, чем оказаться выброшенным из общины в чужой мир, простирающийся за ее границами. Самое страшное наказание — изгнание из группы — может быть назначено не за кражу или хулиганство, а за измену и попрание интересов группы.

Что такое этнос?

Говоря об этносах, мы вторгаемся в пограничную область, лежащую на пе­ресечении социальной и биологической сфер. Этнос — в широком смысле на­родность или нация — сочетает в себе и биологические, и социальные свойства.

Человек, как известно, входит в состав приматов (от лат. primatus — пер­вое, высшее место) — отряда млекопитающих, включающего два подотряда: полуобезьяны и обезьяны. Отряд приматов насчитывает более 200 видов — от лемуров до человека. Полуобезьян насчитывается около 50 видов, а обезьян — 150. Среди них только человек представлен одним видом. Это оз­начает, что все люди независимо от расы и национальности принадлежат к одному виду, т.е. являются кровными родственниками.

Рис. 55. Джентльмен и потрепанный субъект выходят из разных дверей, но на одной написано М.

я на друзой Ж

Откуда же взялось такое разнообразие типов людей — желтолицые мон­голоиды, чернокожие негроиды и белолицые европоиды? А если учесть раз­личие национальностей, физического роста, строения тела и прочие призна­ки, то создается впечатление, что на самом деле человечество столь же био­логически разнообразно, как разнообразен, скажем, мир обезьян.

Отчасти причиной разнообразия типов человека служат физические фак­торы — географическое место обитания или климат. Черная кожа или узкие глаза, малый рост или белый цвет лица — это биологическая реакция чело­веческого организма на жаркий или холодный климат, сильные ветра, не­хватку солнечных лучей и т.д. Являясь единым биологическим видом, чело­вечество состоит из многочисленных групп, задаваемых как природными, так и общественными признаками. Биологические признаки ответственны зато,

что люди делятся натри расы, два пола и несколько возрастов: чернокожие или белолицые, мужчины и женщины, дети, юноши, взрослые, пожилые и старики. Но главными факторами выступают социальные (факторы). В этой сфере власть природы над нами затухает, а затем и вовсе исчезает. Действи­тельно, такие факторы, как национальность, экономические, профессио­нальные, политические, религиозные, культурные статусы, задаются обще­ством, а не природой.

Можно утверждать, что гораздо большее значение имеет социальная реак­ция человека на физические факторы. Географическая изолированность, труд­нопроходимая местность, речные низины и т.д. отразились на образе жизни, менталитете, языке, привычках и традициях, культуре тех кровнородственных

общностей, которые компактно обитали в данной местности. Они определили характер и своеобразие этих общностей. Такие общности следует называть этносами. Этнос (от греч. ethnos — пле­мя, народ) — собирательное название для больших по численности кровно­родственных групп людей, образующих племя, народность или нацию. Эти три типа социобиологических общностей — племя, народность и нация — обра­зуют те самые виды, которые у обезьян составляют шимпанзе, гориллы или макаки. Но у людей это не биологические, а социоисторические виды. Ина­че их называют историческими формами этноса.

Итак, человек отличается от всех или большинства других видов живых су­ществ своей единственностью. От своих собратьев по животному миру чело­век отличается еще и тем, что только люди знают своих бабушек и дедушек. Это свойство предполагает, что только у людей существует межпоколенная связь, передаваемая не биологическим путем, асоциальным. Откуда взяться бабушкам у горилл, если детство у них короткое, живут они недолго, в соци­ализации, продолжающейся всю жизнь, старики не принимают участия. За­кон борьбы за существование предполагает, что старики, не способные бороть­ся с молодыми самцами, должны уходить из стада и умирать. У животных нет и не должно быть социального явления «старшее поколение», выхода на пен­сию, социализации пожилых, послепенсионной деятельности и т.п.

Если у животных нет стариков как самостоятельной группы, то нет и та­кого явления, как поколение. У них нет и конфликта между отцами и деть­ми вследствие расхождения в ценностях, взглядах на мир, образе жизни. У них вообще нет поколения как самостоятельного образования, нет заботы о старшем поколении, нет авторитета старших, сыновней почтительности и уважения к старшим. Но отсюда следует, что нет и многих других факторов, которые создают племя, народность и нацию. Например, у животных нет фамильного дерева и родословной, у них нет имени и отчества, которые свя­зывают живущих ныне с дедами и прадедами, нет понятия «мой род», кото­рый может насчитывать 20—30 поколений.

Следовательно, у животных нет семьи, рода и клана, из которых, как из первичной материи, формируется племя — самая ранняя форма этноса.

Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанных един­ством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько се-

мей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляет племя.

Итак, этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности лю­дей. Теперь мы знаем два признака этноса — быть кровнородственной груп­пой — биологический признак и межпоколенной общностью — первый це­ликом социальный признак. Но мы уже говорили, что этнос — пограничная категория. У него двойственная природа — биологическая и социальная. В отличие от него классы, сословия и профессии — чисто исторические и со­циальные группы. Этим этнос выделя­ется из всего множества социальных групп, образующих социальный состав населения. Если профессию или класс человек может выбрать добровольно, то национальность он не выбирает, а на­следует от родителей. Хотя если родите­ли разнонациональные, то их ребенок вправе выбрать одну или другую. Здесь уже есть признак добровольности. Значит, национальность — смешанный статус.

Людей объединяет в единый этнический организм, скажем, нацию, древ­нее происхождение от общего предка, но также общность исторической судь­бы, общие традиции, культура, особенности быта. В список общих черт эт­носа надо включить еще два очень важных фактора — общность территории и общность языка.

Язык — отличительный признак этноса. Обычно один этнос — один язык. Однако нередко на одном языке говорит несколько народов. Например, по­чти все народы Латинской Америки говорят на испанском языке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д.; на английском языке говорят не только англичане, но и англо-канадцы, и американцы, и австралийцы, и некоторые другие народы.

Этносы формируются на определенной территории, а позднее могут пе­реселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формиру­ют общий язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяет­ся, видоизменяется, но суть его остается прежней. Территория и язык навсег­да соединены с этносом. За что борются малые народы и часто не на жизнь, а на смерть? За свою территорию, т.е. землю предков, и за свой язык, на ко­тором эти предки говорили. Большинство этносов проживает компактно на определенной территории, название которой, кстати, нередко совпадает с названием этноса. Действительно, французы проживают во Франции, испан­цы — в Испании, англичане — в Англии.

Связь между этносом и территорией очень тесная. То же можно сказать об обычаях, традициях, особенностях культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа. У большинства этносов долгое проживание на одной территории отклады­вает неизгладимый отпечаток на миросозерцание, образ жизни, хозяйствен­ный уклад, манеру общения. А некоторые народы почти всегда бродили по земле, например цыгане. Общаясь с самыми разными народами, цыгане тем не менее, сохранили самобытность, и их легко отличить от других этносов.

Не меньшую роль играет еще один признак общего —этническое самосоз­нание. Надо чувствовать свою принадлежность к своему народу и его истори­ческой судьбе, только тогда человек сохранит в себе его традиции и ценнос­ти. Цыгане, где бы они ни скитались, не расстаются со своими традициями. А многие русские легко усваивали чужое: в Америке становились американ­цами, а в Германии — немцами. Десятки миллионов русских, рассеянных по всему свету, или полностью забыли традиции, или с трудом удерживают их в памяти, передавая их детям, которые по-русски не могут сказать ни слова. Этническое сознание иначе можно назвать этнической идентификацией или отождествлением себя с этносом.

Духовное отождествление себя со своим этносом (этническая идентифика­ция) —сильнее территориального или языкового признака. Русские, осевшие 30—50 лет назад во Франции или в Америке, почти забывшие свой язык, часто с гордостью именуют себя русскими. Они остались русскими по крови и духу, чув­ствуют духовное родство с великой нацией, хотя прошли десятилетия. Но они и сами были духовными лидерами нации, чувствуя за нее историческую и куль­турную ответственность. Речь идет о русском дворянстве и интеллигенции.

А другие русские, эмигрировавшие только что или в последнее десятиле­тие, отмежевались от России духовно, когда на их этнической родине стало чуть хуже, чем всегда. Если человек пренебрежительно или высокомерно относится к своему народу, духовно он не с ним. В духовном смысле он уже потерял родину, хотя территориально проживает в России и говорит на род­ном языке.

Таким образом, для того чтобы мы называли ту или иную группу людей этносом, необходимо выполнение следующих условий:

кровное родство — единство происхождения от общего предка;

устойчивая межпоколенная преемственность;

единство территории;

единство языка;

общность исторической судьбы;

общая культура и традиции;

общее самосознание (этническая идентификация).

Эти признаки правильно именовать этнообразующими факторами. Про­ведите самостоятельно сравнение основных признаков общества и основных признаков этноса, отметьте между ними сходство и различие, сделайте вы­воды, выяснив новые подробности. Например, почему управление является признаком общества, но не входит в число признаков этноса?

ГАЕ И КАК ПРОЖИВАЮТ ЭТНОСЫ

Вследствие различных причин народы перемещаются по территории зем­ли, иногда обретают новую родину далеко от своих истоков.

Один народ может проживать либо на своей биологической (генетической) родине, т.е. там, где он сформировался как единый этнос (страна происхож­дения), либо в другой стране, куда он целиком и полностью мигрировал впос­ледствии, уже сформировавшись в единую общность, и которая стала его второй родиной, т.е. исторической родине, или куда мигрировала только его часть. Рассмотрим два последних случая.

Болгарский этнос сформировался в результате миграции, или откочевы-вания со своей исторической родины. Сегодня в Болгарии проживает почти 8 млн человек, называющих себя болгарами. Но много веков назад они на­зывались булгары и составляли тюркоязычные племена, кочевавшие в При­азовье в VII в., откуда их вытеснило другое тюркоязычное племя —хазары.

Кочевая болгарская орда распалась на несколько потоков, один из кото­рых достиг территории современной Болгарии за Дунаем. Там проживали славянские племена, которые сами переселились за Дунай в VI в. Тюрко­язычные болгары покорили задунайских славян и сформировали славяно­тюркское государство, во главе которого стал хан Аспарух. В результате вза­имодействия двух этнических групп тюркские пришельцы усвоили славян­ский язык, стал формироваться славянский болгарский язык, составивший основу современного болгарского языка. Тюркоязычный этнос стал славян­ским этносом.

Другая часть расколовшегося народа переместилась в Волжско-Камское междуречье, где возникла еще одна Болгария (Булгария) — Волжско-Кам-ская (территория современного Татарстана). Здесь булгары-кочевники сли­лись с местными земледельческими финно-угорскими племенами, перешли к оседлому образу жизни. Они сыграли заметную роль в формировании со­временных татар, чувашей, башкир и других поволжских народов. В X— XIV вв. они создали мощное государство самое сильное в Среднем и Ниж­нем Поволжье. Булгария торговала с Арабским халифатом, Византией, вос­точными славянами, даже соперничала с Киевской Русью, но, как и она, была покорена монголо-татарами. Еще в X в. молодое государство попало в зави­симость от могущественного Хазарского каганата. Для укрепления своего положения булгарский царь Альмас обратился за поддержкой к Арабскому халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве государствен­ной религии.

Выгодное географическое положение на пересечении водных и сухопут­ных торговых путей, обилие плодородных черноземных почв, экспорт пше­ницы, мехов, скота, рыбы, меда, орехов и изделий ремесел обеспечили про­цветание Булгарского государства. Булгария была известна своим рынком не­вольников, которых привозили из русских земель и северного Поволжья. Оживленная торговля способствовала развитию городов, которые были не только административными и торговыми центрами, но и мощными крепо­стями.

Принятие ислама способствовало приобщению Булгарии к культуре му­сульманского мира. Древнетюркское руническое письмо сменилось араб­ским, открывались начальные школы и медресе. Археологические находки предметов быта с надписями свидетельствуют о широком распространении грамотности среди булгарского населения. В Булгарии появились собствен­ные ученые — юристы, богословы, медики, историки, астрономы. Осозна­вая себя форпостом ислама, Булгария способствовала его проникновению в соседние земли. В 986 г. булгарские проповедники предлагали великому кня­зю Владимиру Святославичу принять ислам. Принявшая христианство Древ­няя Русь постоянно нападала на Булгарское государство.

Особенно тяжелое поражение Булгария потерпела в 1220 г., когда русски­ми дружинами было взято несколько камских городов. Лишь богатый откуп позволил булгарам избежать разорения столицы. Появление монголо-татар-

ских орд заставило примириться давних соперников. После поражения рус­ских дружин в 1223 г. на р. Калке булгары успешно отражали набеги монго-ло-татар, но в 1240 г. Булгария подверглась разорению кочевников.

В 1243 г. Батый основал в границах монгольской империи государство Золотая Орда, в которую как одна из провинций вошла Булгария. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды. Прекращение разорительных набегов кочевников, восстановление торговых связей помогли возродить экономику Булгарии. Именно благода­ря Булгарии ислам в XIV в. стал государственной религией Золотой Орды, которая позже распространилась на соседние народы — мордву, вотяков,

башкир. Множество дворцов, мечетей, караван-сараев, мощеные улицы, под­земный водопровод свидетельствовали о богатстве страны. Булгары первыми в Европе освоили плавку чугуна. Их ме­таллические изделия, украшения и ке­рамика распространились по всей сред­невековой Европе и Азии.

В XIV—XV вв. по мере ослабления Золотой Орды усиливалось военное дав­ление Московской Руси. Русские заняли булгарский престол, а Булгария под­чинилась Москве. Самостоятельность сохранили только северные террито­рии, на основе которых сформировались новое государство — Казанское хан­ство и новый этнос — казанские татары.

Такова историческая судьба некогда единого этноса, одна часть которого превратилась в проводника и защитника православия (именно в европейской Болгарии была создана славянская письменность Кириллом и Мефодием), а другая — в проводника ислама на территории славянского государства Руси. На примере болгарского этноса можно проследить и другую особенность расселения этносов вообще — рассеяние его по территориям других госу­дарств. Из общей численности болгар 8,45 млн в современной Болгарии проживает 7,8 млн, на Украине — 234 тыс., в Молдавии — 88 тыс., в России — 32,8 тыс. Они образуют диаспоры.

Диаспора (от греч. diaspora — рассеяние) — пребывание значительной ча­сти народа вне страны его происхождения. Диаспоры образуются за счет доб­ровольного переселения (миграции), насильственного выселения, угрозы геноцида и иных социальных факторов.

Примером ненасильственного формирования диаспоры выступает русский этнос. Н и одному народу не удалось изгнать русских с исторической родины — России. Зато русские добровольно и большими партиями покидали ее начи­ная с XVII в. Сегодня в дальнем зарубежье насчитывается более 4 млн русских, в ближнем зарубежье, по разным оценкам, их от 25 млн до 40 млн. Русские общины существовали раньше и существуют до сих пор в США, Канаде, Бра­зилии, Франции, Германии, Чехии.

Еврейский этнос — это, пожалуй, самый распыленный народ. Его диаспоры разбросаны по всему миру. По этому признаку его можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса. Некоторые еврейские диаспоры образовались доброволь­но, но большинство диаспор или по крайней мере самые известные сформи­ровались путем насильственной миграции. Евреи почти 2000 лет прожили за

пределами своей этнической родины Палестины, откуда их после восстания вТв н э выселил римский император Тит Веспэсиан. Однако они не пере­стали быть евреями и вне Палестины, сохранили себя как этнос и смогли возродить еврейское национальное государство в середине XX в.

Вытеснения выселения, погромы и преследования на протяжении не­скольких тысяч лет вынудили еврейский этнос расселиться по всему миру. Как правило евреи на новой родине становились высококвалифицирован­ными ремесленниками (в основном сапожниками, портными и ювелирами), торговцами и банкирами (самый известный пример - семья Ротшильдов, имеющая в своей родословной несколько десятков поколений), политичес­кими лидерами (евреев было много в большевистском правительстве), зна­менитыми учеными, музыкантами, поэтами, иными словами, занимали в социальной иерархии высшие ступени.

Риг 56 Чршь некогда единого булгарского этноса превратилась в проводника ислама на территории Руси, а другая - в проводника и защитника православия

Диаспора —это часто начало формирования национального меньшинства.

Национальное меньшинство - отдельная часть этноса, оказавшаяся за преде­лами проживания его основной, главной части этноса или за пределами одноимен­ного государства Национальные меньшинства также именуют этническими.

Этническое меньшинство подразумевает, что где-то существует одно­именное этническое большинство, т.е. основная часть этого этноса.

В России меньшинствами являются, например, греки (есть страна, име­нуемая Греция), армяне, грузины, чехи, казахи, узбеки и т.д. В то же время русские являются этническим меньшинством, например, если они постоянно проживают в Венгрии, Германии, Франции, а после распада СССР русские

стали этническим меньшинством во всех республиках бывшего СССР. Хотя в Казахстане их доля не так уж и мала, в самом начале она составляла 37% и превышала долю казахов. Поэтому для этого случая был специально изобре­тен термин «иноэтничное большинство». Тем не менее казахи, численно уступавшие русским, были признаны титульным этносом, т.е. такой этничес­кой группой, название которой совпадает с названием государства. А где, на ваш взгляд, русские являются титульным этносом?

Изучение проблемы национальных меньшинств впервые было поставле­но на научную основу в США, где белое население, составляющее большин­ство, натолкнулось на сопротивление чернокожего населения страны, нахо­дившегося в численном меньшинстве.

Поскольку Америка на протяжении всего XX в. притягивала десятки мил­лионов мигрантов со всех концов света, то к концу XX в. численность всех белых и всех небелых почти выровнялась. Более того, доля белых стала сокра­щаться, а доля небелых интенсивно расти. Американские этнологи начали по­говаривать о том, что вскоре белые станут в США этническим меньшинством. Например, из 7,3 млн жителей Нью-Йорка в 1991 г., 28,7% составляли черно­кожие, 24,4% — испаноговорящие, 7,0% азиато-американцы, 0,4% — корен­ные американцы и 39,5% — другие, в том числе неиспаноговорящие белые. В Лос-Анджелесе из 3,5 млн человек 14% были чернокожие, 39,9% — испаного­ворящие, 9,8% — выходцы из Азии, 0,5% — коренные американцы и 35,8% — неиспаноговорящие белые (Statistical Abstract 1991. P. 34—35).

Теперь уже многие белые (итальянцы, албанцы, сербы, литовцы и т.д.) требуют статуса национального меньшинства и создают этнические ассоци­ации (клубы, партии).

Одновременно с этим усложнялись взаимоотношения между старыми и новыми меньшинствами. Численность афро-американцев стабилизировалась, а число латино- и азиато-американцев постоянно увеличивалось. Между тре­мя типами меньшинств — выходцев из Африки, Латинской Америки и Азии — начали возникать конфликты. Они спорили за дефицитные блага: рынки сбыта наркотиков, покупателей для своих магазинчиков, права и привилегии, раз­даваемые официальными властями. В ходе массовых беспорядков в 1992 г. в Лос-Анджелесе выяснилось, что агрессивно настроенные чернокожие воева­ли на три фронта: против белых, корейцев и испано-говорящих «латинос». Опрос, проведенный сразу после беспорядков, показал, что афро-американ­цы выступают против миграции иностранцев в США даже активнее, чем бе­лые. Малоквалифицированные мигранты из Азии и Латинской Америки кон­курировали за рабочие места прежде всего с чернокожими, а не с белыми. В ходе беспорядков 1992 г., устроенных афро-американцами, больше всех по­страдали иммигранты из Кореи, магазинчики которых находились в центре Лос-Анджелеса (средний класс давно выехал из центров американских горо­дов в пригороды), и мелкие бизнесмены из Латинской Америки.

За сотни лет рабства и борьбы с ним американские чернокожие настоль­ко усвоили ценности культуры белых, что восприняли ее как свою собствен­ную и активно стали защищать. В интервью, взятом у чернокожих после со­бытий 1992 г., обвиняли корейцев и «латинос» в том, что те не приветливы, не добродушны и не патриотичны, как белые американцы, живущие по со­седству. Угнетаемые усвоили культуру угнетателей и ныне обучают ей дру­гих угнетаемых. Национальное меньшинство по своим ценностям стало не-

отличимым от национального большинства, и если в будущем белые в Аме­рике окажутся в численном меньшинстве, функцию распространения идеа­лов белой культуры за них выполнят, скорее всего, афро-американцы.

Национальное большинство по-разному относится к национальным мень­шинствам. Издавна белые относились к неграм как к тупым и ленивым ра­бам. Стереотип закрепился, потребовалось немало поколений преуспевших в бизнесе, науке и культуре чернокожих для того, чтобы старый стереотип выветрился. К азиато-американцам сразу относились иначе. Свойственные азиатским народам трудолюбие, почтительность и скромность приветство­вались американцами. Их называли «образцовые национальные меньшин­ства». Но они жили весьма изолирован­но, что нравилось далеко не всем амери­канцам. Традиции большой семьи требовали, чтобы кореец или китаец, основавший свое предприятие или ма­газин, брал на работу прежде всего род­ственников, что выходило даже дешев­ле. Американцы, привыкшие к иным стандартам, требовали, чтобы бизнес­мены нанимали работников независимо от национальности. И были правы, поскольку в демократическом обществе все должно быть доступно всем, если нет специальных оговорок в конституции.

Разные меньшинства — это еще и разные культуры, представителями ко­торых они выступают. Азия — очаг древней и очень высокой культуры. В этом отношении с ней не могут поспорить даже европейцы. Иное дело Африка, где большинство населения очень бедное и неграмотное. Латинская Амери­ка находится как бы посредине, и успехи у латино-американцев средние. Ус­пехи афро-американцев объясняются главным образом тем, что их культура интегрирована в американскую уже более 200 лет. Но в то же время черно­кожие усвоили и новый для них, нуклеарный тип семьи. Естественно, что в конкурентной борьбе они уступают семейному предпринимательству азиа-то-американцев.

Интересен и другой факт: сплетни, бойкот, рэкет, оскорбления и физи­ческое насилие выступают элементами социального и этнического выравни­вания. Чаще всего к ним прибегают, конечно, не богатые и образованные, а бедные и малокультурные. Но эмигранты в США всегда начинали с нуля. Им труднее приходилось бороться за выживание. В 1930-е гг. захлестнувшая Америку волна мафии была итальянской. Учиняя поборы с мелких лавочни­ков и обкладывая данью жилые кварталы американских городов, итальян­ские эмигранты не только перераспределяли богатства, но и показывали дру­гим, что в Америке шансы на успех должны быть равными независимо от срока въезда в страну. Во второй половине XX в. итальянскую мафию сме­нили мафиозные структуры латино- и азиато-американцев. Таким способом национальные меньшинства, обделенные экономическими ресурсами, ста­тусами и привилегиями, боролись за выживание и успех.

Не всегда просто выяснить вопрос, кто является меньшинством, а кто большинством. Иногда большая часть этноса проживает за пределами тер­ритории или государства, одноименного с эти этносом. Например, числен­ность татар в Российской Федерации превышает 5,5 млн, однако в самом

Татарстане их проживает


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.