Статусный набор (портрет) индивида — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Статусный набор (портрет) индивида

2018-01-05 1029
Статусный набор (портрет) индивида 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждая наука описывает в терминах своей дисциплины ту реальность, ко­торую она изучает. Физика описывает физическую реальность с помощью та­ких понятий, как пространство, гравитация, масса и т.д. Социология для опи­сания своей реальности использует термины «статусы», «роли», «социальные структуры» и «стратификация», «социальная мобильность». Когда социолог приступает к конструированию социальной реальности, он изображает декар-тову систему координат и задает содержание каждой оси (рис. 8).

Социальная стратификация (ось OY) — иерархическое, ранговое располо­жение социальных групп (сверху вниз) по принципу неравного доступа к четырем основным благам: доход, власть, образование, престиж.

Социальный состав населения (ось ОХ) — совокупность больших соци­альных групп (их иногда называют статистическими или социальными) по возрасту, полу, профессии, религии и т.д.

Точка в социальном пространстве называется «статус» — позиция, поло­жение человека в группе или обществе. Совокупность всех статусов, суще­ствующих в данном обществе, создает социальное пространство.

Изобразив на плоскости социальное пространство, мы можем поместить в него человека и дать его социальный портрет. У художника для изображе­ния портрета человека есть кисть и краски, у социолога — анкетные данные и статусы. Перечислив все основные статусы (социальные и межличностные),

Социальная «страта» — это множество людей внутри большой группы, обладающих опреде­ленным видом и уровнем престижа, полученно­го благодаря своей позиции, а также возможно­сти достичь особого рода монополии. Существуют следующие наиболее важные ис­точники развития тех или иных страт: а) наибо­лее важный — развитие специфического стиля жизни, включающего тип занятия, профессии; б) второе основание — наследуемая харизма,

источником которой служит успех в достижении престижного положения благодаря рождению; в) третье — это присвоение политической или иерократической власти как монополии соци­ально различающимися группами. Развитие наследственных страт — это обычная форма наследственного присвоения привилегий организованной группой или индивидуально опре­деленными лицами. Каждый четко установленный

случай присвоения способностей и возможностей, особенно лицами, осуществляющими власть, ве­дет к развитию различающихся между собой страт. В свою очередь, развитие страт ведет к монопо­листическому присвоению управленческой власти и соответствующих экономических преимуществ. Стяжательным классам благоприятствует эконо­мическая система, ориентированная на рыночные ситуации, в то время как социальные страты раз­виваются и поддерживаются скорее всего там, где экономическая организация носит монополисти­ческий и литургический характер, где экономичес­кие потребности корпоративных групп удовлетво­ряются на феодальной или патримониальной ос­нове. Класс, ближе всего расположенный к страте, это «социальный класс», а класс, дальше всего отстоящий от нее по времени образования, это «стяжательный» класс. Класс собственников чаще всего конституирует ядро страты. Любое общество, где страты занимают важное место, в огромной степени контролируются услов­ными (конвенциальными) правилами поведения. Они создаются экономически иррациональными условиями потребления и препятствуют развитию свободного рынка благодаря монополистическому присвоению и ограничению свободного перемеще­ния экономических способностей индивидов. Источник: Вебер М. Основные понятия страти­фикации // А.И. Кравченко. Социология Макса Вебера: труд и экономика. М., 1997. С. 178-180.


существующие долгое время, и дополнив их неосновными, или эпизодичес­кими, существующими краткое время, мы получим точный статусный порт­ретчеловека, который невозможно спутать с каким-то другим.

Рис. 8. Двумерное социальное пространство

Когда человек появляется на свет, то вместе с ним появляются по мень­шей мере три группы статусов: пол, возраст, родство, к примеру: ребенок мужского пола, сын. К тому же у него есть определенная раса, внутри нее — национальность. В течение жизни у человека одни статусы остаются посто­янными (например, национальность, пол), а другие изменяются. Он перей­дет из статусной группы детей в возрастную категорию подростков, взрос­лых, пожилых и стариков. Может измениться здоровье. В любом обществе есть совершенно здоровые, больные и инвалиды. У здорового мужчины и инвалида совершенно разные положения в обществе, разные права, обязан­ности и возможности к получению других статусов. Ясно, что у инвалида диапазон социальной активности в этом смысле более ограниченный.

Правая часть рис. 7 заполнена социально-биологическими (социально-де­мографическими) статусами. К ним относятся те, что даны человеку приро­дой. Общество только вмешивается в них, придает определенный оттенок, корректирует, иногда искажает. Скажем, человек родился физически здоро­вым, но на производстве или в дорожно-транспортном происшествии поте­рял ногу и стал инвалидом. Общество может вмешиваться даже в такие ста­тусы, которые, казалось бы, не подвержены изменениям. Изменение цвета кожи или пола на противоположный меняет социальный статус (людей, по­менявших свой пол, называют трансвеститами: мужчина, ставший женщи­ной, радикально меняет свои привычки, манеру поведения, образ жизни.

Статусы по здоровью — особая система. Действительно, у нас огромное число людей имеет инвалидность от рождения либо приобретенную. Счита­ется, что в нормально развивающейся стране таких людей должно быть не более 10%, в России их 13% — инвалиды войн, инвалиды по здоровью и пр. Все категории, отличающиеся друг от друга типом инвалидности, —это раз­ные статусы. Таких можно насчитать, наверное, несколько десятков, пото­му что каждая категория статусов по здоровью имеет свои права и обязанно-

сти. Инвалиды по слуху имеютсвои права и обязанности, инвалиды войны — свои, т.е. разные позиции в обществе. Есть также профессиональные забо­левания. Например, шахтер надышался угольной пылью, заболел и стал ин­валидом. Чем отличается больной от инвалида? Статус инвалида необрати­мый, невозвратный, а статус больного обратимый, возвратный. Иначе гово­ря, статус больного — переходящий, или транзитивный.

Рис. 9. Статусный портрет индивида

Левую часть рис. 9 заполняют собственно социальные статусы. Их нет в природе. Они начинаются с двух больших совокупностей — экономических и профессиональных статусов. К экономическим статусам относятся заимода­вец, ростовщик, рантье, собственник, наемный работник, землевладелец и т.д. Права и обязанности (равно как и вытекающие из них возможности) экономических статусов определяются отношением к собственности и на­личием денег. Рантье и заимодавец живут на проценты с вложенных или отданных на время денег. Капиталист владеет средствами производства, на­емный работник продает свою единственную собственность — рабочие руки.

А, скажем, арендатор — это профессиональный статус или экономичес­кий? Наверняка, экономический, так как для получения профессионально­го статуса нужно учиться.

К профессиональным статусам относятся все профессии и специальности внутри них. Президент — это не профессия, а водитель, преподаватель — профессии. В развитом обществе существуют около 40 тыс. профессий и специальностей.

Следующая группа статусов —политические. Сюда входят все государствен­ные служащие, все, кто принадлежит к различным партиям, общественным дви-

ЗЯ1

жениям, так или иначе соприкасается с властью. Власть — основной критерий для определения политического статуса. Политических статусов — сотни.

К религиозным статусам относятся верующий или неверующий, христи­анин, буддист, мусульманин, а также крещеный, исповедовавшийся и неис-поведовавшийся. Кроме них большую группу религиозных статусов дает церковная иерархия. В общем не менее 300 статусов.

Помимо этого существуют территориальные статусы. Например, горо­жанин и житель села, провинциал, турист, эмигрант и иммигрант и т.д.

С помощью статусов социолог может так же точно характеризовать объект исследования, как художник, рисуя портрет человека с набором индивиду­альных черт. Можно ли сказать, что совокупность статусов характеризует именно этого конкретного человека?

Статусный портрет человека носит в социологии еще одно название — «статусный набор индивида», которое ввел в научный оборот в середине XX в. американский социолог Р. Мертон.

СТАТУСНЫЙ НАБОР— это совокупность всех статусов, принадле­жащих одному индивиду.

К примеру, господин Н — мужчина, преподаватель, человек средних лет, кандидат наук, ученый секретарь научного совета, заведующий кафедрой, член профсоюза, член партии демократической ориентации, православный, избиратель, муж, отец, дядя и т.д. Таков его статусный набор, или статусный портрет.

Статусный набор каждого человека индивидуален, т.е. неповторим во всех деталях. Он, как совокупность точек в физическом пространстве, принадле­жащих одному телу, точно фиксирует положение человека в социальном пространстве или, говоря иначе, позицию индивида в обществе.

Если поменять один из них, скажем, пол или профессию, а все другие ос­тавить неизменными, мы получим статусный портрет похожего, но другого человека. Даже если все основные статусы у двух человек совпадают, что бывает не так часто, обязательно будут различаться неосновные. Из двух совершенно похожих по статусам людей один в данный момент может ока­заться в метро (эпизодический статус «пассажир»), а другой — передвигать­ся на собственной «Ауди» (статус «водитель — владелец автомашины»).

Обобщив сказанное, приведем многообразие статусов к единому знаме­нателю.

Социально-демографические статусы:

половые статусы — мужчина / женщина;

возрастные статусы — их еще называют транзитивными, так как чело­век приобретает их по мере социализации. Существуют три основных транзитивных статуса: ребенок/ взрослый / старик. В свою очередь, они могут распадаться на множество более мелких временных периодов, например младенчество, отрочество, юность и т.д.;

расовые статусы — все население нашей планеты делится на три основ­ные расы;

статусы по здоровью — инвалидность изменяет социальный статус че­ловека. Нормой соотношения инвалидов и здорового населения при­нято считать 10%, в то время как в России инвалиды составляют 13% населения;

ЯЯР

брачно-семейно-родственные статусы — составляют не чисто биологи­ческую систему статусов, а являются продуктом общественного разви­тия. Так, родственники, приобретенные в результате брака, являютсяродственниками не по крови, а по закону (father-in-law, mother-in-law). Всего этих статусов около 250.

Социальные статусы:

экономические статусы — полученные независимо от образования, но благодаря месту, занимаемому этим статусом в экономической системе разделения труда (собственник, наемный рабочий, арендатор, кредитор);

профессиональные статусы — полученные в результате длительного или кратковременного обучения (для отдельно взятой страны норма состав­ляет около 40 тыс. профессиональных статусов);

политические статусы — полученные в результате принадлежности к государственному аппарату управления или политическим ассоциаци­ям (партиям, движениям). Этот статус направлен на удержание власти и ее эффективное использование;

статусы в области культуры состоят из четырех базовых сфер (элемен­тов): наука, образование, искусство, религия;

территориальные статусы — горожане и те, кто живет в деревне, от­личаются друг от друга доступом к социальным благам, уровнем жиз­ни. Также территориальные статусы получают: мигранты, эмигранты, туристы, беженцы, люди без определенного места жительства.

Для того чтобы лучше понять соотношение профессиональных и эконо­мических статусов, изобразим два пересекающихся круга (рис. 10). Как вид­но, количество профессиональных статусов намного больше, чем экономи­ческих, но следует отметить наличие некой области, относящейся как к эко­номическим так и к профессиональным статусам.

Рис. 10. Соотношение профессиональных (П) и экономических (Э) статусов

Под эпизодическими статусами, которые называются также неосновными, мы будем понимать только те, которые существуют достаточно короткое время: пассажир, пешеход, зритель, покупатель. Доверенное лицо президен­та — временный статус, поскольку его обладатель получает необходимые полномочия только на период избирательной кампании. А представитель президента в регионе — постоянный статус; он имеет свой офис, машину, штат помощников, круг постоянных обязанностей и т.п.

Все общественные статусы относятся к основным. К числу основных от­носятся, в частности, половозрастные статусы.

Возрастной статус — совокупность прав и обязанностей, приписываемых обществом тому или иному возрасту. У 35-летнего мужчины гораздо больше прав, чем у 14-летнего подростка: его могут привлечь к уголовной ответствен­ности, он может голосовать и быть избранным, занимать любой государ­ственный пост вплоть до президентского, покупать алкоголь и сигареты, водить автомашину, но в то же время у него шире круг обязанностей: семей­ных, бытовых, профессиональных.

Возраст как социальный статус обладает двумя качествами: он является, с одной стороны, приписываемым, так как в каждый данный момент мы име­ем только один возраст, который определен биологически, а с другой —тран­зитивным, т.е. переходным, поскольку мы постоянно переходим из одного возраста в другой.

Возрастной статус как система прав и обязанностей предоставляет человеку своеобразный путеводитель по жизни, сообщая, что можно и что нельзя делать в тот или иной момент. Переход из одного возрастного статуса в другой, из дет­ства в юность и зрелость, невозможен без социализации и осуществляется пос­ле специальной подготовки и часто обставляется особыми ритуалами.

Тендер (gender — род, пол) — социокультурный пол, т.е. результат преоб­разования пола как биологического начала в род как социокультурную кате­горию благодаря влиянию культурных условий; культурное отличие женского пола от мужского. Тендер — понятие целиком культурное, но не биологичес­кое. Хотя биологических пола два (мужской и женский), термин «гендер» применяется только по отношению к женскому. В связи с этим различают женский род, который отражает социально-исторический и культурный кон­текст, т.е. позицию женщин как большой социальной группы в современном обществе, и женский пол, выражающий преимущественно биолого-психоло­гические и демографические характеристики женщин. Первое понятие свя­зано с такими реалиями, как патриархат, социальное неравенство полов, распределение ролей в семье (женщина — жена, мать, хозяйка, работница), оплата труда, участие в управлении, влияние на культуру общества (она фор­мировалась мужчинами, восхищенными красотой женщин). Мужчина —это начало агрессивное, военное; он более подвижен, авантюрен и созидателен; он — охотник, мореплаватель, любовник, мошенник, сталевар, космонавт; он чаще отправляется в дальние походы, участвует в великих переселениях и великих стройках, таская повсюду за собой женщин, детей и стариков. Жен­щина — начало мирное, пацифистское, она более эмоциональна, вспыльчи­ва, но и более отходчива; она — медсестра, воспитательница, учительница, врач и т.д. У мужчины и женщины разная соматическая и психофизиологи­ческая конституция. Женщина может делать то, что недоступно ни одному мужчине, — рожать и выхаживать детей.

ГЛАВНЫЙ И ЛИЧНЫЙ СТАТУСЫ

Кратко четыре описанных выше параметра статуса — наименование, опреде­ление, содержание и ранг — мы будем выражать одним термином — «позиция». Таким образом, статус — это позиция индивида в группе и/или обществе (рис. 11):

Позиция индивида в группе (в данном случае речь идет о малой группе, т.е. сообществе знакомых людей) дает совокупность личных (межличност­ных) статусов, а позиция в обществе — совокупность социальных статусов.

Рис. 11. Межличностные и социальные статусы

Личный (межличностный) статус — позиция человека в семье, бригаде, кругу друзей, спортивной команде. Личным он называется потому, что он:

♦ приобретается благодаря индивидуальным качествам или заслугам;

♦ существует только среди лично знакомых или хорошо знающих вас людей. Место в групповой иерархии называется межличностным статусом, так

как оно оценивается относительно других людей.

Социальные статусы человек обретает в широком кругу незнакомых лю­дей благодаря участию в общественной жизни. Лидер, аутсайдер, душа ком­пании или зануда — примеры межличностных статусов. С этой стороны чело­века знают только его знакомые. Напротив, генерал или православный, бу­дучи социальными статусами, распространяются на все сообщество людей, они определены местом индивида в социальной структуре общества.

Различия между двумя видами статусов — социальными и личными —хо­рошо видны на следующем примере. Старший сын и любимый сын — это разные статусы. Статус «любимого сына» — это позиция относительно кон­кретной семьи; именно в этой семье он — любимый сын. А в другой —он со­всем не любимый сын, и в обществе он — нелюбимый сын. Позиция «стар­ший сын» — характеристика общественная, или социальная. Что такое «стар­ший сын»? В зависимости оттого, какими правами и какими обязанностями в каждой культуре наделяют статус «старший сын», по-разному выстраива­ется экономический, политический и социальный режим данного общества.

В вождестве социальные статусы присваивались на основании принципа старшинства. Поскольку высокое положение в обществе, престиж и доступ к ресурсам наследовались по старшей ветви родового древа, полинезийские вожди ведут необычайно длинную генеалогию. Некоторые из них прослежи­вают свою родословную до 50-го поколения предков. Считалось, что все люди в вождестве являются родственниками, так как весь род берет начало от ка­кой-то одной группы общих предков, основавших данное поселение.

Вождем (а это обычно мужчина) является старший в роду. Но степени старшинства вычисляются таким сложным способом, что в результате коли­чество степеней старшинства оказывается равным числу человек в роду. К примеру, положение третьего сына ниже, чем положение второго, кото­рый, в свою очередь, стоит ниже первого сына. Дети старшего брата по ста­тусу выше детей следующего за ним брата, чьи дети в свой черед превосхо­дят по положению детей младших братьев. И тем не менее даже человек, име­ющий самый низкий статус в вождестве, приходится родственником вождю.

В такой системе родовых отношений каждый, включая вождя, должен де­литься со своими родственниками10.

Так как нет больших различий в статусе между членами вождества, труд­но провести разграничение между элитой и рядовыми его членами. В дру­гих вождествах старшинство вычисляется иными способами, и генеалогии их вождей не в пример короче, чем у вождей Полинезии, общие черты вож-деств остаются одни и те же: принцип старшинства, важность генеалогии и отсутствие четкого разделения на элиту и рядовых членов общества.

Таким образом, социальные статусы в вождестве основаны на принципе старшинства.

В Индии при разделе имущества лучшая доля принадлежала старшему из братьев, ибо на нем лежала наибольшая ответственность — осуществление культа предков, обязанность продолжения рода. Младшим братьям надле­жало почитать старшего, как отца, и вообще в индийской семье заметна стро­гая дифференциация по принципу старшинства. Жену и сына древние ин­дийцы в каких-то контекстах могли поставить рядом с домашним рабом.

В Великобритании подобная практика получила название майората. Май­орат (majorat, от лат. major — старший) — это обычай, по которому обществен­ный статус, титул, имущество и т.п. наследуются старшими сыновьями или дочерьми либо представителями старших родственных линий. Этот обычай возник на закате первобытного общества как практика наследования руково­дящей должности или имущества от отца к старшему сыну (либо от матери к старшей дочери, например у ирокезов). В конце XIX в. в некоторых странах, например в Прибалтике, майорат был распространен на крестьянскую соб­ственность. У народов развитых стран сейчас он сохраняется только в Англии.

В России наследство делилось поровну, т.е. материальное право на получе­ние своей доли имели все сыновья. Когда крестьянин как член поземельной общины на деревенском сходе ставил вопрос о наделении землей взрослых сы­новей, вопрос решался положительно: из общинного земельного фонда, кото­рый уже был разбит на крестьянские поля, формировали новый надел, нарезая его полосами из разных участков. В результате получившийся надел представ­лял собой разбросанное по разным местам «лоскутное одеяло». Нередко отдель­ные полоски отстояли друг от друга на несколько десятков верст. Без транспор­та перебираться с участка на участок и эффективно обрабатывать их было весь­ма затруднительно. Подобная, весьма непроизводительная система землевладения в дореволюционной России получила название чересполосицы.

Каждый член русской общины обладал двумя неотъемлемыми правами: 1) правом на труд, согласно которому по достижении определенного возра­ста община обязана была предоставить ему все необходимые для существо­вания ресурсы, прежде всего землю; 2) право труда, по которому затрачен­ные на обработку данного участка усилия, ресурсы и время автоматически делали крестьянина условным собственником земли (безусловным собствен­ником земли в тогдашней России могли выступать лишь два субъекта — го­сударь и помещик). Нарезание нового участка фактически сталкивало оба права, создавая между ними неразрешимое противоречие: с одной стороны, нельзя было не дать землю, на которой молодой парень мог приложить свой труд и прокормить семью, с другой — несправедливо обижать соседа, от уча-

l(J Kottak С. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y., 1994. P. 266-268.

стка которого отрезали удобренную его потом и кровью землю и передавали в другие руки. Долгое время сословно-бюрократическая Россия не могла избавиться от этого парадокса и развить эффективное сельское хозяйство.

В средневековой Англии дело обстояло иначе: из трех сыновей поместье, землю и замок получал только старший. Двое других, тоже с дворянскими ти­тулами, отправлялись на заработки. В эпоху раннего Средневековья все рыцар­ское войско, участвовавшее в крестовых походах, состояло преимущественно или исключительно из вторых и третьих сыновей. Они зарабатывали на жизнь либо ожидали своей очереди, чтобы вступить в наследование поместьем. Некоторые устраивали тайные сговоры или открытое восстание против своих братьев. Если умирал старший брат, то следующий брат автоматически наследовал неделимое

имущество. Из тех, кто ожидал наслед­ство, формировался наемный средний класс Нового времени. На социальной карте Европы появился средний класс — страта образованных юристов, врачей, профессоров, служащих и т.д.

Благодаря тому что земельные име­ния в Англии не дробились, в конце концов сформировался класс крупных феодалов, равных королю. Рыцари «круглого стола» — это первая практика парламентского плюрализма, осно­ванная на статусно-имущественном паритете. Любой феодал мог возразить королю, и тот был вынужден его слушать.

На Востоке система старшинства достигла наивысшего расцвета. Здесь се­мьи представляют собой разветвленные родственные системы по 200—300 че­ловек — мощные родственные кланы. Эту империю возглавляет старший сын, который по прошествии времени передает бразды правления своему старше­му сыну. Институт старейшин восточного рода держится на преемственно­сти поколений старших сыновей. На старшего сына, управляющего развет­вленным родом, замыкаются все связи — экономические, хозяйственные, политические. Он женит и разводит, заботится о приданом и трудоустрой­стве всех родственников, решает имущественные и межличностные пробле­мы, изгоняет из своего клана и принимает новых членов, ведет дипломати­ческие переговоры и объявляет войну.

Современный трайбализм, процветающий в Средней Азии и Закавказье, — это механизм рекрутирования кадров по клановому признаку, который ярко проявляется в ходе всех постсоветских избирательных кампаний. Трайбализм фактически сводит на нет принцип равноправия граждан и цивилизованные рыночные отношения. Если старший сын занял высокостатусную позицию, как все посты «рядом» занимает его родня. Для общества это большой ми­нус, для рода — огромный плюс. Глава рода выполнил свою функцию — тру­доустроил родственников, окружил себя надежными людьми, повысил со­циальный капитал клана. Старший сын — это своего рода президент компа­нии, глава кабинета, король для подданных.

Итак, на примере старшего сына и любимого сына мы пришли к выводу о том, что существуют две качественно разные системы, или типологии, ста­тусов — межличностные (или личные) статусы и общественные (или соци­альные) статусы.

Любой человек обладает множеством статусов, и в каждый момент време­ни в зависимости от окружающей обстановки какой-то из статусов может до­минировать над остальными: в домашней обстановке вы — сын или дочь, а в учебной аудитории — студент или студентка. В течение жизни человек утра­чивает одни статусы (например, выпускника средней школы) и приобретает другие (студент-первокурсник). Когда человек теряет какой-либо статус, ос­вобождает какую-либо позицию в обществе, на его место приходит другой человек. Таким образом, статус является частью социальной структуры и су­ществует долгое время, тогда как занимающие его люди сменяют друг друга.

Межличностные статусы — это точки в групповой иерархии. Сколько ма­лых групп — столько систем иерархий, или систем координат, по отношению к которым определяются статусы.

Среди социальных статусов, принад­лежащих одному человеку, всегда най­дется ключевой, или главный.

Главным статусом называется наибо­лее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окру­жающие или с которым они отождествляют его.

Главный статус определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведе­ния и т.п. Для научной интеллигенции главным часто оказывается не место работы или род занятия, а ученая степень, а для менеджеров —должность или иерархический ранг.

Для женщин главным часто оказывается статус домохозяйки, а для муж­чин — статус, связанный с основным местом работы или занятием: дирек­тор коммерческого банка, научный сотрудник, рабочий на промышленном предприятии. Общество издавна закрепляет за ними именно эти статусы. В процессе жизни человек усваивает то, что навязывает ему общество. Чем сильнее человек идентифицирует себя с главным статусом, тем тяжелее пси­хологически ему потерять статус. Безработица для мужчины страшна тем, что она лишает его главного статуса — кормильца семьи.

Необходимо различать два вида статуса — личный и социальный. Термин «социальный статус» употребляется в двух значениях: широком и узком. С употреблением в широком смысле слова мы уже познакомились (вспом­ните его). Социальный статус в узком смысле — положение человека, кото­рое он автоматически занимает как представитель большой социальной груп­пы (профессиональной, классовой, национальной). До недавнего времени негров в США и ЮАР ставили ниже по общественному положению, чем бе­лых. Поэтому к любому негру — талантлив он или нет, добродетельный или злодей — относились пренебрежительно. Личные качества отступали на вто­рой план перед расовыми. Напротив, заслуги и достоинства белого заранее преувеличивались: при знакомстве или трудоустройстве ему доверяли боль­ше. Другой пример — предрассудок по отношению к женщинам. Обыденное мнение полагает, что с руководящей работой она справится хуже мужчины именно потому, что она — женщина.

Личный статус — положение, которое человек занимает в малой, или пер­вичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим инди­видуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет первенству-

юшую роль среди незнакомых людей, а личный —среди знакомых. Представ­ляясь незнакомым, каждый из нас называет прежде всего место работы, со­циальное положение, национальность и возраст. Для знакомых важны не они, а наши личные качества, неформальный авторитет.

Предположим, что господин N нанимает человека, по отношению к ко­торому в его обществе сложились социально-групповые предрассудки, на­пример негра или женщину. На первых порах работодатель и сослуживцы строят взаимоотношения с ними, руководствуясь групповыми ожиданиями, возможно, относятся к ним с подозрением или осторожностью. Через неко­торое время, когда новые работники раскрыли свои трудовые и личные до­стоинства, окружающие изменяют свое отношение — главным для них стал личный статус. Социологи сказали бы, что низкий социальный статус посте­пенно перерос в высокий личный.

Каждый человек обладает набором социальных и личных статусов, по­скольку он участвует во множестве больших и малых групп. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная ту­совка. В них человек может иметь высокий, средний или низкий статус, т.е. быть лидером, независимым, аутсайдером. Например, врач N обладает вы­соким профессиональным статусом, поскольку его специальность престиж­на, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся, как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.

На Таймыре человек не считается полноценным мужчиной и не может жениться до тех пор, пока он не убил дикого оленя. На одежде орнамент ука­зывал социальное положение, брачный статус, возрастную категорию и т.д.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.