Иерархия: титулы, ранги, чины — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Иерархия: титулы, ранги, чины

2018-01-05 909
Иерархия: титулы, ранги, чины 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Статусы представляют собой социокультурные маркеры, с помощью ко­торых люди привыкли обозначать как горизонтальную дифференциацию общества, например разграничение профессиональной принадлежно­сти, так и вертикальную стратификацию, а именно: субординацию дол­жностей, титулование, дворянские гербы и символы, титулы государей, церковных иерархов и других категорий населения.

ВЕЛИКАЯ МУДРОСТЬ ИЕРАРХИИ

Статус варьируется в зависимости от социального контекста. К примеру, положение индивида в группе родственников влияет на его положение в об­щине. У индейцев хопи линидж (принятое в современной этнографии одно­линейных родственных групп) включает механизм передачи прав на владение землей, домом и церемониальные знания, поэтому жизненно важен для лич­ного статуса. В африканском племени талленси только мальчик, потерявший отца, мог возглавить домохозяйство в качестве старшего. Мужчина средних лет при живом отце, который заботится о нем, все еще считается ребенком.

На статус может повлиять род занятий. В зоне Сахары в Африке кузнецы образуют самостоятельную группу с низким статусом. В кастовой системе Индии метельщик имел крайне низкий статус, поскольку ему приходилось убирать вручную человеческие экскременты.

Статус тесно связан с этикетом и моралью, в некоторых обществах он ассоциируется со свободным пользованием богатством (обмен подарками, потлач). В современном обществе профессия, богатство, внешний вид, ма­неры поведения являются более важными факторами в определении стату­са, нежели линидж.

Статусная группа — совокупность лиц, выстроенных в иерархическую со­циальную систему. Такие группы отличаются от социальных классов потому, что базируются на репутации и престиже, а не на экономическом статусе.

Социальная стратификация, основанная на статусе, очень распростране­на в традиционном обществе. Члены одной статусной группы взаимодейству-

ют в основном между собой и почти не контактируют с группами, имеющи­ми другой статус — более высокий или менее высокий.

В некоторых обществах кланы или линиджи считаются знатными или незнатными, располагаются иерархически вниз от царского рода до тех кла­нов, которые, как считается, имеют рабское или низкое происхождение. Наиболее яркие проявления статусных групп дает кастовая система. Пред­ставители высших каст не могут принимать пищу, пить в присутствии пред­ставителей низших каст, а тем более касаться их, а если подобное произош­ло, то они совершают ритуал очищения.

Иерархия как упорядоченная система неравного доступа к социальным благам влюбом обществе служит основой социального порядка. Определяя, кто первым должен получать доступ к власти, деньгам и славе, а также в ка­ком объеме эти блага причитаются каждому, иерархия обеспечивает спокой­ствие в душах людей и поведении социальных групп. Им не надо каждый раз заново, как животным, выяснять право сильного, проливая кровь и напрас­но затрачивая силы и время. Иерархия заранее расскажет каждому человеку о его правах и статусных полномочиях, укажет его место на социальной лест­нице и «порядок клюва». Заведенный однажды порядок может держаться столетиями, а то и тысячелетиями.

По всей видимости, термин «иерархия» пришел из церкви. В православ­ной церковной иерархии существуют три ступени — епископство, священ­ство и диаконство. Священнослужители, принявшие монашеский обет, от­носятся к черному духовенству, остальные — к белому. Принять высокий сан епископа могут только представители черного духовенства. Внутри каждой ступени все священнослужители равны между собой по благодати. Напри­мер, патриарх равен епископу и является лишь первым среди равных.

Врезка

Ф. Берто

Тайна египетских пирамид

До наших дней сохранились древнеегипетские папирусы (архив одного из храмов), где можно видеть служебный график. Он расчерчен на квадраты, и в нем записаны обязанности пер­сонала. В клеточках, которые соответствуют дням месяца, записаны имена служащих, кото­рые должны исполнять данные поручения. Вот этот, например, должен провести ночь в доме, который находится у дверей склада к северу от дороги жреца, молящегося об усопших, когда он обходит пирамиду. Дело обычное, оно поруче­но одному человеку. Несколько человек должны доставить божественное приношение в храм Солнца Сетип-Ра из резиденции и дворца. А другие должны уединиться в храме в часы, ког­да нет богослужения. И наконец, группа людей должна выполнять священные ритуалы для цар­ских статуй в праздничные дни. Например, ког­да в храме нет богослужения, тогда они распре­деляются между двумя категориями людей: свя­щенниками, с одной стороны, и служащими храма— с другой. Их называют «рейтиша».

А здесь вписаны в клеточки дни месяца и име­на людей, которые должны дежурить в обоих случаях. Как можно убедиться, эти имена через несколько дней меняются. Притом работа смен­ная: день — ты, день — твой коллега. А на обо-

ротной стороне этой таблицы, которая состав­лена очень подробно, можно увидеть черновик графика, сделанного в последний день этого ме­сяца на следующий месяц. А здесь перечисле­ны те, кто должен провести ночь на крыше хра­ма с северной и южной стороны. Эти люди дол­жны были оставаться на крыше храма, чтобы наблюдать за движением звезд и распознавать по ним ночное время.

Белое духовенство — это протопресвитер, протоиерей, иерей, протодиа­кон, диакон.

Черное духовенство — это епископство (патриарх, митрополит, архиепис­коп, епископ), священство (архимандрит, игумен, иеромонах), диаконство (архидиакон,иеродиакон).

Иерархия представляет собой систему вертикально расположенных сверху вниз позиций, при этом нижние контролируются и подчиняются верхним. Лица, облеченные наибольшими официальными полномочиями, занимают верхние ступени. В государстве это президент, король, император, в органи­зации — директор, управляющий, председатель совета директоров.

Каждый исполнитель имеет не только четко предписанный круг должност­ных обязанностей, ной название своей должности, например, бригадир, ин­женер, токарь 6-го разряда, начальник отдела кадров. Если рассматривать общество в качестве организации, то и здесь существуют свои названия долж­ностей. Раньше они именовались титулами.

ТИТУЛЫ И РАНГИ

Происхождение института титулования прямо связано с военным делом и ратными подвигами. На протяжении многих столетий всевозможными титулами, начиная с Древнего Египта и кончая императорской Россией, титулы и многие звания присуждались и жаловались почти исключительно за воинскую службу, боевые заслуги, выигранные битвы.

Титул (от лат. titulus — надпись, почетное звание): 1) почетное владетель­ное, родовое (наследственное) или пожалованное (присваиваемое) звание (например, князь, герцог, граф) для подчеркивания их особого, привилеги­рованного положения и требующее соответствующего титулования (напри­мер, сиятельство, высочество); 2) словесная формула именования лица в соответствии с его официальным почетным званием, высоким служебным или общественным положением; 3) в юриспруденции основание какого-либо права собственности на данный участок, например титул купли-продажи, дарения, мены и т.д.; 4) страница книги, на которой напечатаны ее назва­ние, имя автора, место и год издания (титульный лист); 5) устаревшее —ат­тестат, диплом об окончании образования в каком-либо учебном заведении.

С социологической точки зрения титул может означать как приписывае­мый статус (родовой, унаследованный от родителей), так и достигаемый (полученный от первого лица в государстве).

Титулы зародились в Древнем Египте. В управленческой иерархии каж­дый египетский чиновник имел свой титул. Например, титул «стоящий над людьми» обозначал принадлежность к высшему сословию. Внутри же сосло­вия существовали дополнительные титулы, которые добавлялись к первому. Так, сочетание двух титулов «стоящий над людьми» и «главный» давало но­вый титул — «князь». Эти князья имели, кроме того, и придворные титулы, например «царский знакомый» или «единственный друг». Наконец, суще­ствовал титул, выражающий личное расположение царя к чиновнику, но не в прямой, а в обращенной форме — как отношение старшего к младшему или отца к сыну. Этот титул назывался «имахи» и переводился как «почтенный кем-либо». Получить от царя сан имахи было предметом желаний и венцом

карьеры для любого чиновника. Вместе с ним даровалось право на получе­ние гробницы1.

Египетский фараон имел, как правило, не один, а несколько (иногда очень много) титулов, которые, складываясь в систему, назывались титулатурой. Каждый очередной фараон считался потомком двух богов — Ра (бог Сол­нца) и Хора2 (сын Осириса и Исиды), следовательно, был связан с ним бо­жественными и фамильными узами. Эти представления отражаются в офи­циальной пятичленной титулатуре фараона, окончательно установившейся в конце эпохи Древнего царства и сохранившей свою силу и значение на протяжении всей истории Египта, включая греко-римское время. Первым

членом титулатуры двух фараонов, Се-нусерта I и Тутмоса III, было имя фара­она как воплощения бога Хора, вклю­чавшего в качестве обязательного компо­ нента имя бога: например, Сенусерта I, фараона XII династии — «Хор, жизнь рождений», Тутмоса III — «Хор, бык могучий, воссиявший в Фивах» и т.д. Вторым членом титулатуры было имя фараона как воплощения «двух влады­чиц» — богини Верхнего Египта Нехбет (в образе коршуна) и богини Ниж­него Египта Уаджет (в образе кобры). У Сенусерта I это имя было тождествен­но имени Хора — «жизнь рождений», у Тутмоса 111 оно звучало «Устойчивое явление Ра». Третий член титулатуры состоял из имени фараона как «золо­того Хора». У Сенусерта I это было опять «жизнь рождений», у Тутмоса III — «могучий силой, святой коронами». Четвертый член титулатуры начинался словами: «Царь Верхнего и царь Нижнего Египта», затем в обязательном порядке в картуше следовало личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта (у Сенусерта I — Хепер-Ка-Ра, у Тутмоса III — Мен-Хепер-Ра). Пятым чле­ном титулатуры служило «отчество», которое предварялось словами «сын Ра», затем следовало второе имя фараона, также обязательное в картуше, — Тут-мос-Нефер-Хепер. Из пяти членов титулатуры четыре содержат отождеств­ление фараона с богами. Это означает, что фараон официально объявлялся богом. В текстах, исходивших из официальных кругов — храмов, дворцов и т.п., всячески подчеркивалось божественное происхождение фараона в це­лях упрочения его авторитета. Слова «бог благой», «фараон», «царь» имели один и тот же денотат — «живой царь», «фараон».

С тех пор правители монархического государства, в том числе и римско­го, имели полный официальный титул и более краткие варианты титула, употребляемые в обиходе. Официальный титул обычно множествен и исполь­зовался в официальных документах, а краткий состоял из одного-двух слов.

' Тураев Б.А. История Древнего Востока. Л., 1936. Т. 1. С. 198. Некоторые боги почитались египтянами в виде животных или птиц. Сокола бога Хора еще с древ­нейших времен связывали с представлениями о могучем небесном божестве. После образования го­сударства Хор выступает неизменным покровителем фараонов, которые сами назывались теперь Хорами. Слиянию культа Хора с царским способствовало и то, что с развитием поклонения Осирису как умершему царю Хор входит в круг осирических мифов. Иногда солнечный бог мыслился в виде сокола, иногда в виде человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны, но неза­висимо от того, назывался ли тот или иной бог Ра. Атум, Хепри или Хор, в основе их культа лежало поклонение великому светилу. С древнейших времен фараон считался богом во плоти, ипостасью Царского бога Хора на земле. Хоровы имена входят в его титулатуру.

У римских императоров долгое время не было строго установленной офици­альной титулатуры. В зависимости от обстоятельств главу государства назы­вали по-разному: imperator, princeps, dominus, caesarw т.д. Титул первого граж­данина (princeps civitatis) был лишь наиболее употребительным в гражданс­ком обиходе обозначением носителя высшей власти, но не официальным титулом. Позже система титулования упорядочилась, и титул императора Августа (30 г. до н.э. — 14 г. н.э.) звучал так: Imperator Caesar divif. Augustus, pontifex maximus, cos. XIII, tribunicia potestate XXXII, imp. XXVI, pater patriae. В его состав входят следующие элементы: преномен «император», имена «Це­зарь» и «Август», титулы верховного понтифика и консула, указание на три­бунскую власть и количество императорских аккламаций и титул отца оте­чества3. В титулатуре российских государей из династии Романовых титул «Царь Польский» следовал сразу за «Самодержцем Всероссийским».

В Древнем Египте фараон — первое лицо государства и носитель макси­мально престижного титула, был не только высшим гражданским лицом, высшим жрецом, но и главнокомандующим. Титул зародился в военной сфере. Происхождение высшего воинского звания связано с развитием го­сударства, при котором складывались определенные социальные отношения. Как правило, эти отношения оформлялись соответствующими атрибутами социального этикета: титулами, чинами, денежными и иными наградами, знаками различия и т.п. Особенностью большинства из них является то, что поначалу они означали не звания или титулы, а реальные должности, от ко-

Врезка

Л.Е. Шепелев

Титулы, мундиры, ордена

Характерная черта сословий — наличие соци­альных символов или знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели го­сударственных отличительных знаков, хотя вы­делялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство присваи­вало отличительные символы главному сосло­вию — дворянству. Что же это за символы? Титулы — установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового по­ложения их обладателей, кратко определявшие их правовой статус. В России в XIX в. существовали такие титулы, как генерал, статский советник, камергер, граф, флигель-адъютант, статс-секре­тарь, превосходительство и светлость. Мундиры — официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально их вы­ражавшая.

Ордена — вещественные знаки отличия, почет­ные награды, дополнявшие титулы и мундиры. Орденское звание (кавалер ордена) представ­ляет собой частный случай мундира, а собствен-

но орденский знак — обычное дополнение лю­бой форменной одежды.

Стержнем системы титулов, орденов и мундиров выступал чин — ранг каждого государственного служащего (военного, штатского или придворно­го). До Петра I понятие «чин» обозначало любую должность, почетное звание, общественное по­ложение человека. 24 января 1722 г. Петром I в России введена новая система титулов, правовой основой для которой послужила «Табель о ран­гах». С тех пор «чин» получил более узкое, спе­циальное значение, относящееся только к госу­дарственной службе. Табель предусматривала три основных рода службы — воинскую, штатскую и придворную. Каждая из них делилась на 14 рангов, или классов.

Государственная служба строилась на принци­пе, согласно которому служащий должен был пройти всю иерархию снизу вверх, начиная с выслуги низшего классного чина. В каждом классе необходимо было прослужить извест­ный минимум лет (в низших 3-4 года). Высших должностей в иерархии было меньше, чем низ­ших. Класс обозначал ранг должности. Ранг без должности получил название чина или классно­го чина (для отличия от чина вообще, чина как

3 ЕгоровА.Б. Проблемы титулатуры римских императоров// Вестник древней истории. 1988. № 2 (185).

торых в дальнейшем они отделились. Так, титул князя когда-то означал и выделял племенного вождя, позже — реального главу княжества. И лишь после создания единого Русского государства стал почетным титулом, ука­зывающим на происхождение.

Широкое распространение титул получил в феодальном обществе, а в некоторых капиталистических странах (например, Великобритании) титул сохраняется и поныне. В России после Октябрьской революции 1917 г. ти­тулы были ликвидированы.

Титул — не только почетное воинское звание и гражданский статус, но и привилегия высшего сословия общества. Если титул присуждался выходцу из социальных низов, то тем самым он совершал восходящую мобильность и переходил в ряды аристократии. Быть титулованным и находиться в числе простого народа было практически невозможно.

В Европе и в России титулом могли владеть только дворяне, представи­тели благородного сословия. Дворянство могло быть поместным и служилым. То и другое являлось потомственным: дворянское звание передавалось жене, детям и потомкам по мужской линии.

Верхний слой благородного сословия составляло титулованное дворян­ство, т.е. дворянские роды, имевшие баронские, графские, княжеские и иные родовые титулы. В Европе они обозначали разные степени вассальной зави­симости. До XVIII в. в России существовал только княжеский титул, обозна­чавший принадлежность к роду, который в древности пользовался правом

должности и звания), а за его обладателем за­крепилось наименование «чиновник». Чин давал право на замещение должностей го­сударственной службы и являлся показателем выслуги лет, старшинства. Исполнение государ­ственной службы возможно лишь в том случае, если чиновник имел статус дворянина. Преиму­щественное право на государственную службу предоставлялось потомственному поместному дворянству. Имущественная обеспеченность и более высокий образовательный уровень дво­рянства сыграли решающую роль в том, что го­сударство сделало ставку именно на него. Обес­печенность являлась важной ввиду сравнитель­но низкого материального вознаграждения за государственную службу, которая считалась ус­тавной обязанностью дворянства. Оба типа дворянства — поместное и служилое — являлись потомственными: дворянское звание передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали сословный статус мужа. Дворян­ский статус обычно оформлялся в виде родос­ловия, родового герба, портретов предков, пре­даний, титулов и орденов. В сознании возника­ло чувство преемственности поколений, гордость за свой род и желание сохранить его Доброе имя. В совокупности они составляли понятие «дворянской чести», важной составля-

ющей которой являлось уважение и доверие ок­ружающих к незапятнанному имени. Общая численность дворянского сословия и классных чиновников (с членами семей) состав­ляла в середине XIX в. 1 млн человек. Потом­ственные дворяне (по происхождению) составля­ли 37% общей численности сословия. Благород­ное происхождение потомственного дворянина определялось заслугами его рода перед отече-

ством. Официальное признание таких заслуг выражалось общим титулом всех дворян — «ваше благородие». Частный титул «дворянин» в быту не употреблялся. Заменой частного титула слу­жил предикат «господин», который со временем стал относиться к любому другому свободному сословию. В Европе использовались другие за­мены: «фон» при немецких фамилиях, «дон» при испанских, «де» при французских. В России дан-

княжения (государственного управления) на определенной территории. При Петре I впервые введены родовые титулы западных государств — граф и ба­рон. В XVIII в. графский титул расценивался как равный или более почет­ный, чем княжеский.

В России в конце XIX в. насчитывалось 310 графских родов, баронских — 240, княжеских — 250 (из них 40 вели родословную от потомков Рюрика и Гедимина). Родовые титулы были пожалованными и полученными по на­следству. Высшей степенью княжеского титула был титул великого князя, который мог принадлежать лишь членам императорской фамилии. В 1914 г. она насчитывала более 60 человек.

К государственному правлению в России, как и во всех других странах, допускалось только благородное сословие. Справедливо считалось, что управлять государством должны люди образованные, честные и опытные. Руководящий опыт дворянин приобретал во время управления своим по­местьем, а честность являлась наследуемой чертой. Ему несложно было пе­реключиться впоследствии на управление государственными делами.

В 1722 г. Петр I учредил новую систему званий — «Табель о рангах». Каж­дый род государственной службы — воинская, штатская и придворная —де­лился на 14 рангов, или классов. Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. Чин — это ранг (место в служебной иерар­хии) той или иной должности государственного служащего (военного, штат­ского или придворного).

ная формула трансформировалась в указание имени, отчества и фамилии. Именная трехчлен­ная формула применялась лишь в обращении к благородному сословию: пользование полным именем являлось прерогативой дворян, а полу­имя считалось признаком принадлежности к не­благородным сословиям.

В Древнем Риме существовал обычай давать вое­начальникам почетные прозвания по названиям тех мест, где ими были одержаны выдающиеся по­беды. Позже он утвердился и в России. Родовая фамилия дополнялась почетным наименованием в виде добавочной фамилии с указанием титула. За победу на реке Рымнике А.В. Суворов получил титул графа с добавлением к фамилии наимено­вания Рымникский, а затем при Павле I за швей­царско-итальянский поход он получил еще титул князя Италийского.

Верхний слой благородного сословия составля­ло титулованное дворянство, т.е. дворянские роды, имевшие баронские, графские, княжеские и другие родовые титулы. В Европе они обозна­чали разные степени вассальной зависимости от сюзерена, прежде всего от короля. До XVIII в. в России существовал только княжеский титул, обозначавший принадлежность к роду, который в древности пользовался правом княжения (го­сударственного управления) на определенной территории страны. При Петре I впервые введе-

ны родовые титулы западных государств — граф и барон. В древней Европе баронский титул был самым важным и почетным. Барон — непосред­ственный вассал короля. Граф в средневековой Европе — должностное лицо, представляющее власть короля в графстве, т.е. крупном наслед­ственном феодальном владении. В XVIII в. граф­ский титул расценивался как равный или более почетный, чем княжеский. Князья и графы мог­ли быть: 1) владетельными (действительными), имевшими земельный участок, 2) титулярными, не обладавшими земельным владением. Родо­вые титулы могли быть пожалованными и полу­ченными по наследству. Высшей степенью кня­жеского титула был титул великого князя, кото­рый принадлежал только членам императорской фамилии. Великий князь — наследник престола (обычно старший сын императора) имел еще титул «цесаревич». Император обладал общим титулом «ваше императорское величество», а наследник и другие великие князья — «ваше императорское высочество». В сословной иерархии России очень сложно переплетались достигнутый и предписанный (или прирожденный) титулы. Наличие родослов­ной указывало на предписанный статус, а ее от­сутствие — на достигнутый. Адаптировано по источнику: Шепелев Л.Е. Титу­лы, мундиры, ордена. М., 1991.

ЧИНОВНИКИ И БЮРОКРАТЫ

В дореволюционной России носитель чина назывался чиновником. С тех пор прошло много времени, и сегодня мы называем любого государствен­ного служащего чиновником. А если хотим выразить презрение к нему, то — бюрократом. Слово «бюрократия» (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — сила, власть) буквально означает власть канцелярщины.

Бюрократия в повседневном словоупотреблении означает форму органи­зации, которая представляет собой запутанный лабиринт правил, инструк­ций, отсрочек и крючкотворств, существующих на всех уровнях управлен­ческой иерархии.

Рис. 19. Один из важнейших признаков бюрократиисотрудники организации

не знают друг друга

У французов до сих пор комод с большим количеством ящиков и секций называется бюро. Бюрократия — иерархическая организация с множеством отделов, уровней управления, инструкций и чиновников в кабинетах.

Наполеон, как и Петр I, ввел свою «Табель о рангах». Но не из 14 клас­сов — «чинов», а всего из четырех. И сегодня все служащие публичной (цен­тральной государственной) службы разбиты на классы А, В, С, D.

Класс А (около 20% всех бюрократов) относится к тому, что в России определяется термином «номенклатура»: министры, начальники служб, де­партаментов, послы, высшие военные чины. Класс В — самый многочислен­ный (40%), как правило, это чиновники, действующие на местах (сюда вклю­чаются префекты). Класс С(30%) и D(l%) — это исполнители: машинист­ки, стенографистки, секретарши, референты.

В России другие пропорции — наш «класс во много раз больше, ибо наш номенклатурный чиновник окружен множеством помощников, рефе­рентов, советников.

Главное отличие французского чиновника от нашего в другом. Француз­ский бюрократ поступает на работу только пооткрытому конкурсу —даже в такие закрытые у нас ведомства, как МИД или МВД. За свою «классность» он получает одинаковое жалованье в любом министерстве.

Чин — важный момент в общественной иерархии. Он регулирует отноше­ния между людьми согласно занимаемой должности. Уже в Древнем Египте появился особый церемониал взаимоотношений чиновников —этикет чино­почитания.

Придворный этикет поведения чиновников предписывал, чтобы прибли­женные падали ниц и не могли даже во время советов иначе подавать свое

прошение и обращаться к царю, как в форме гимнов. «Характерным и для на­ших понятий странным обыкновением того времени у фараонов было награж­дать своих верных слуг саркофагом из казенных каменоломен, или жертвен­ной доской, или фасадом гробницы для заупокойного культа, или участком зем­ли как источником средств для его под­держания... Вельможи неукоснительно перечисляли в своих посмертных авто­биографиях, начертанных на стенах гробниц, как свои заслуги, так и царские милости»4.

Современных государственных чиновников за лояльность и преданность награждают орденами и медалями, высокими званиями, юбилейными подар­ками и т.п. Причем и сейчас, и прежде первые лица в государстве одаривали подчиненных не из собственных средств, а за казенный счет.

Одаривание может принимать не только материальную форму. Это могут быть знаки особого расположения высокого лица, одобрительные жесты, взгляды и т.п. Совершенно особый элемент бюрократического ритуала чи­нопочитания составляют такие поступки, которые, будучи совершены по от­ношению к равному себе или нижестоящему, выглядели бы как унижение или даже оскорбление. Например, целовать ноги другому человеку в повсед­невной жизни вряд ли захотел бы рядовой древний египтянин. Но если фа­раон позволял целовать себе ноги, то это знак высочайшей милости, на ко­торый могли рассчитывать только особо приближенные. Чиновники более низкого ранга допускались лишь до того, чтобы целовать царский пол. Еги­петский вельможа Пташепсес, воспитывавшийся во дворце и впоследствии ставший верховным жрецом в Мемфисе, с гордостью сообщал, что ему по­зволено было целовать ноги царя, а не пол перед ним. Как архаические пе­режитки подобного ритуала надо рассматривать современные приемы «за­дабривания» начальства, скажем, намерение потереть ему спину в бане, сбе­гать в магазин за дефицитным товаром и т.п.

В Древнем Египте визиря — первое лицо в служебной иерархии — мог по­учать только фараон. Вот одно из таких поучений: «Поступай так. Относись к знакомому так же, как и к незнакомцу, к тому, кто близок к царю, так же,

4 Тураев Б.А. История Древнего Востока. Л., 1936. Т. 1. С. 199.

как и к тому, кто далек от (его дома). Князь, который так поступает, будет прочен на своем месте. Не удаляй просителя, не выслушав. Если имеется проситель, желающий обратиться к тебе с просьбой, но он не тот, за кого себя вешает, то ты откажи ему, объяснив причину отказа. Ведь говорят: «проси­телю приятнее внимание к его словам, чем исполнение того, из-за чего он пришел»... Окружи себя страхом, чтобы боялись; князь — это князь, которо­го боятся, но уважение к князю бывает, если он творит правду. Если же кто-либо слишком часто действует страхом, то во мнении людей он не совсем прав...» Несомненно, перед нами один из древнейших, если не самый древ­ний, учебный текст по психологии и этике управления.

НОМЕНКЛАТУРА

В советское время, как и в любую историческую эпоху, к управлению го­сударством допускали не всех желающих, а только избранных. Они выбира­лись по политическим и идейным признакам. Для того чтобы занять руко­водящие должности в советском государстве, надо быть непременно членом большевистской партии, иметь незапятнанную репутацию, активно вести общественную работу, разделять принципы коммунистической морали.

На государственные должности и при Петре I, и при Сталине назначали «сверху» — за особые заслуги перед государством. Постепенно формирова­лась особая должностная прослойка — номенклатура, т.е. высший слой партийных функционеров. Номенклатура обозначает перечень руководящих должностей, замещение которых происходит по решению вышестоящего органа власти. В господствующий класс входят только те, кто состоит в штат­ной номенклатуре партийных органов — от номенклатуры Политбюро ЦК КПСС до основной номенклатуры райкомов партии. Никого из номенкла­туры нельзя было всенародно избрать или сменить. Кроме того, в номенк­латуру входили руководители предприятий, крупных строек, транспорта, сельского хозяйства, обороны, науки, культуры, министерств и ведомств. Общая численность — около 750 тыс. человек, а с членами семей численность номенклатуры в СССР доходила до 3 млн, т.е. 1,5% населения.

В Древнем Риме номенклатором называли раба, сопровождавшего своего господина на улице, чтобы называть ему имена встречных, и объявлявшего названия подаваемых блюд. Поэтому латинское «номенклатура» обозначает роспись имен, а слово «номен» — родовое имя, национальность, лицо, извест­ность, а также должника.

Его историческим предшественником является древнегреческое «номос», имевшее следующие значения: а) пастбище, выгон, округ, область; б) обы­чай, закон, установление. Понятием «ном» древние греки обозначали обла­сти Древнего Египта, а словом «номарх» — правителя нома, т.е. царского на­местника, возглавлявшего административный аппарат, суд и войско нома, ведавшего ирригацией и контролировавшего сбор налогов.

Истоки слова «номенклатура» надо искать в Древней Греции, ачерез нее и в Древнем Египте. В своей книге известный дореволюционный историк Б.А. Тураев5 полно реконструирует особенности египетской бюрократии, во

5 Тураев Б.А. Указ. соч. С. 200-234.

многом напоминавшей русскую служилую знать. К моменту завоевания гре­ками в Египте давно сложился и был освящен обычаем порядок, который се­годня называется номенклатурой. Сохранился папирус, в котором чиновник по имени Гори обижается на своего бывшего друга, который не оказал по­добающих его рангу знаков внимания и вдобавок назвал его «плохим чинов­ником с поломанными руками». Это не так, возражает Гори: «имя мое ты най­дешь в списках — оно занесено в великих конюшнях Рамсеса II».

Управлением областями (номами), входившими в египетское государство и присоединенными либо добровольно (в поисках покровительства и защиты), либо принудительно (силой оружия), было очень важным делом. Номами уп­равляли родовые, знатные вельможи, наделенные широкими полномочиями на подвластной им территории и назначавшиеся фараоном. Они составляли кос­тяк номенклатуры, подобно тому как в советское время костяк партийной но­менклатуры составляли первые секретари крайкомов и обкомов КПСС. Все они —особо приближенные лица.

В Древнем Египте существовал разветвленный государственный аппарат из чиновной знати. Во главе стоял всемогущий визирь (джати), соединявший административную и^удебную ветви власти. Он обладал привилегией изда­вать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные камни, улажи­вать конфликты между чиновниками. Под председательством «единствен­ного возлюбленного царя» находились шесть судебных палат с судебной кол­легией, включавшей 10 номархов.

Второй по важности пост занимал хранитель печати — казначей. Он но­сил почетный титул «.заведующего тем, что дает небо, что производит земля и что приносит Нил», а также «заведующего всем, что есть и чего нет»6. Он заведовал финансами и распоряжался царским имуществом. Ему подчиня­лось множество чиновников, каждый из которых также имел штат подчинен­ных. Кроме министерства финансов были военный и морской министры, министр общественных работ («начальник работ») и др.

Врезка


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.