Выделяют основные и вспомогательные процессы. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Выделяют основные и вспомогательные процессы.

2018-01-03 865
Выделяют основные и вспомогательные процессы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные процессы – это те процессы, которые непосредственно направлены на создание продукции; т.е. процессы, добавляющие ценность продукции. Результатом таких процессов является продукция или полуфабрикат для ее изготовления.

Для выделения основных процессов может быть применена схема жизненного цикла продукции.

К вспомогательным (обеспечивающим) процессам, как правило, относят такие, которые напрямую не преобразовывают основную продукцию организации, т.е. не добавляют ценности, но являются необходимыми для обеспечения деятельности основных процессов. Результатами таких процессов являются ресурсы для основных процессов. К вспомогательным процессам могут относиться:

1. Управление и обучение персонала;

2. Управление информацией;

3. Управление энергоресурсами;

4. Управление финансами;

5. Управление природными ресурсами и экологией;

6. Административно-хозяйственная деятельность и др.

Процессы из данного перечня можно объединять в группы в случае их централизованного выполнения или, наоборот, вводить их в виде функций (работ), выполняемых в составе основных процессов.

Идентификация процессов

После того, как определены основные и вспомогательные процессы организации, составляется реестр (табличное описание) этих процессов

Таблица

Пример реестра типовых процессов и видов деятельности организации

№ п/п Наименование вида деятельности или процесса Иден. №
  Основные процессы  
  1.1    
  1.2    
   
 
  Вспомогательные процессы  
  2.1    
  2.2    
   
       

 

Идентификационный номер процесса (вида деятельности), приводимый в последнем столбце таблицы, является уникальным именем этого процесса в СМК, на которое можно ссылаться в соответствующих спецификациях процесса, документированных процедурах (ДП), Положениях, Регламентах, рабочих инструкциях и других документах СМК, связанных с этим процессом.

Какую информацию должен отражать идентификационный номер процесса, каждая организация решает сама.

Идентификация процессов осуществляется, централизовано Отделом менеджмента качества при разработке документации процесса.

Для идентификации процессов требуется ответить на следующие вопросы:

1. все ли процессы, необходимые для достижения целей по качеству, идентифицированы?

2. насколько процессы эффективно обеспечивают получение необходимых результатов?

3. соответствуют ли процессы требованиям стандарта?

4. описаны ли процессы в соответствующих процедурах?

5. внедрены и поддерживаются ли процедуры в рабочем состоянии?

6. установлено ли взаимодействие процессов и управляются ли они?

Существует несколько параллельных способов идентификации процессов в рамках IDEF0:

- код вершины процесса. Этот способ заключается в том, что все функциональные блоки (процессы) имеют идентификационные коды. Каждый

идентификационный код начинается с прописной буквы «А», к которой присоединяется номер родительского блока и номер блока на диаграмме. Этот способ позволяет однозначно идентифицировать процесс,

- ссылочный номер процесса. Способ идентификации, при котором присваиваются ссылочные номера любому процессу. Структура ссылочного номера задается правилами, принятыми организацией,

- наименование процесса. Каждому процессу дается свое наименование,

которое и используется для идентификации процесса.

Занесем в таблице все рассматриваемого выше процесса «Производство продукции».

Таблица

Способы идентификации

Наименование процесса Код вершины Ссылочный номер
Производство продукции А0 П-ДП-1
Реализовать ответственность высшего руководства А1 П-1.1-МК
Осуществить менеджмент ресурсов А2 П-1.2-В
Реализовать процессы жизненного цикла продукции А3 П-1.3-ЖЦ
Планировать процессы А31 П-1.3.1-М
Осуществлять взаимодействие с потребителем А32 П-1.3.2-ЖЦ
Проектирование П- А33 1.3.3-ЖЦ
Осуществлять закупки А34 П-1.3.4-ЖЦ
Планировать закупки А341 П-1.3.4.1-М
Подготовить документацию под закупки А342 П-1.3.4.2-В
Осуществлять закупки и их контроль А343 П-1.3.4.3-ЖЦ
Осуществлять производственные процессы А35 П-1.3.5-ЖЦ
Осуществлять измерения, анализ и улучшение А4 П-1.4-МК

Цепочка процессов

Известные специалисты в области качества, считают, что в каждой организации структурно можно выделить три вида цепочки процессов:

- индивидуальный процесс, выполняемый отдельным работником,

- вертикальный, или функциональный процесс, отражающий взаимодействие руководства организации, ее подразделений и работников,

- горизонтальный процесс, который пересекает по горизонтали деятельность организации и представляет собой совокупность взаимосвязанных интегрированных процессов, обеспечивающих целевые функции организации.

Горизонтальный процесс представляет собой последовательную цепочку интегрированных процессов деятельности организации. Эта цепочка интегрированных процессов в то же время представляет последовательную цепочку потребителей, когда каждый последующий процесс определяет требования к предыдущему.

Горизонтальные процессы, выполняемые в нескольких функциональных подразделениях, называют межфункциональными, или сквозными процессами. Результаты такого функционального процесса должны быть четко определены.

В деятельности предприятия, как правило, одновременно выполняется

несколько межфункциональных процессов. Для примера приведем схему межфункциональных процессов фирмы «Эрикссон» (Швеция). Фирма одновременно выпускает три продукта. На рисунке показаны три цепочки процессов.

Рис. Цепочки процессо в

Первая цепочка относится к процессу, который выпускает продукцию, и она есть на складе. Время реализации заказа равно времени продажи.

Вторая цепочка отражает заказы продукции, которой нет на складе, но фирма располагает мощностями по их выпуску. Время реализации заказа (время поставки) в этом случае увеличивается на период, связанный с производством заказанной продукции.

Третья цепочка соответствует ситуации, при которой организация провела анализ рынка и выявила новые потребности в продукции, которую фирма может выпускать. В этом случае время выхода на рынок с новой продукцией включает в себя время, необходимое на проектирование, подготовку производства, производство и время поставки новой продукции. Для фирмы этот период составил 3 месяца.

Рис. Сеть процессов

Сеть процессов

В организации обычно складывается сеть из четырех групп процессов:

- управленческой деятельности руководства,

- менеджмента ресурсов,

- жизненного цикла продукции,

- измерения, анализа и улучшений.

В стандартах ИСО серии 9000 - 2011 приведена необходимая информация для реализации процессного менеджмента (Модель системы менеджмента качества). Результативность процессов обеспечивается управляющей обратной связью по установленному критерию соответствия (цикл PDCA).

Оценка процесса проводится по следующим показателям:

1. показатели результативности и эффективности;

2. показатели соответствия процессов требованиям заинтересованных сторон: общества (экологические показатели), акционеров (экономические показатели), персонала (показатели профессиональной безопасности);

3. показатели, характеризующие факторы риска.

Результативность процессов – этостепень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Эффективность процессов -этосвязь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Для определения результативности процесса, необходимо выяснить:

1. с какой целью данный процесс реализуется в организации?

2. какую ценность он для нее представляет?

3. кто является потребителем результата процесса?

4. какие требования предъявляет потребитель к процессу и его результату.

Список литературы

1) Герасимов, Б.Н. Управление качеством [Текст]: учеб. пособие / Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 304 с.

2) Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации [Текст]: учеб. пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 299 с.

3) Заика, И.Т. Документирование системы менеджмента качества [Текст]: учеб. пособие / И.Т. Заика, Н.И. Гительсон. - М.: КНОРУС, 2010. - 192 с.

4) Логанина В. И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях. Практическое руководство: учебное пособие / В. И. Логанина, О. В. Карпова, Р. В. Тарасов. – М.: КДУ, 2008. – 148с.

5) Рожков, В.Н. Управление качеством [Текст]: учебник / В.Н. Рожков. - М.: Форум, 2012. - 336 с.

6) Розенталь, О.М. Стандарты и качество оценки соответствия [Текст] / О.М. Розенталь, С.А. Хохлявин. - М.: Стандарты и качество, 2009. - 240 с.

 

 

Вопрос 4. Модель системы менеджмента качества. Потребители и другие заинтересованные стороны. Блоки процессов входящие в модель системы менеджмента качества. Мониторинг удовлетворенности потребителей. Графическое изображение модели системы менеджмента качества.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.