Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2018-01-03 | 637 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
1. Гуманитарные технологии. Информационно-аналитический портал // http://gtmarket.ru
2. Аршакян Д. Особенности управления социотехническими системами [Текст] / Д. Аршакян // Журн. Проблемы теории и практики управления. - 1998. - №5 - С. 25-37.
3. Ахутин, В.М. Комплексная оценка функциональных состояний человека-оператора [Текст] / В.М. Ахутин // Проблемы космической биологии. М., 1992. - С.234-244.
4. Бартоломью, Д.Д. Социотехнические модели социальных процессов [Текст] / Д.Д. Бартоломью. - М.: Финансы и статистика, 1985. – 295 с.
5. Бердяев, H.A. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники [Текст] / Н.А. Бердяев // Вопросы философии. - 1989. - №2.
6. Девтеров, И.В. Человек и машина: нейрофилософия и новые антиномии [Текст] / И.В. Девтеров // Знание. - 2015. - № 11-1. - С. 69-73.
7. Геворкян, А.В. Роль человека в современных социотехнических системах [Текст] / А.В. Геворкян // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Москва, 2006. – 29 с.
8. Геворкян, А. В. Место человека в социотехнической системе [Текст] / А.В. Геворкян // Философия и будущее цивилизации: тез. докладов IV Рос. филос. конгресса: в 5 т. - М., 2005. - Т. 3. - С. 350.
9. Губанов, Н.И. Роль менталитета в преодолении антропогенных кризисов [Текст] / Н.И. Губанов, Н.Н. Губанов // Историческая психология и социология истории. - 2013. - № 1. - С. 166-180.
10. Дубровский, Д. И. Природа человека, массовое сознание и глобальное будущее [Текст] / Д. И. Дубровский // Философские науки. - 2013. -№ 9. - С. 5-14.
11. Заиченко, В.А. Информационно-техническая адаптация как условие устойчивого развития социотехнической системы [Текст] / В.А. Заиченко // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» Выпуск 8. - 2011. – С. 234-239.
|
12. Леонтьев, К. Л. О некоторых задачах исследования системы «человек и автомат» [Текст] / К.Л. Леонтьев, А.Я. Лернер, Д.А. Ошанин. - Вопросы психологии, 1961. - № 1. С. 13–21.
13. Пископпель, А.А. От системы «человек-машина» к «социотехнической системе» [Текст] / А.А. Пископпель, Л.П. Щедровицкий // Вопр. психологии. - 1982. - № 3.
14. Попкова, Н. В. Философия техносферы [Текст] / Н.В. Попкова. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007.
15. Рополь, Г. Моделирование технических систем / Гюнтер Рополь // Философия техники в ФРГ. Сборник статей. / Перевод с немецкого и английского. Составители: Ц. Г. Арзаканян, В. Г. Горохов. - М., Прогресс, 1989. - С. 323–333.
16. Смолян, Г. Л. Концепция взаимодействия человека и машины: истоки, развитие, значение [Текст] / Г.Л. Смолян. - Вопросы философии, 1978. - № 4. - С. 115–129.
17. Туомиойя, Э. Глобальные вызовы и ответственность [Текст] / Э. Туомиойя; беседовал А. Оганесян [и др.] // Международная жизнь. - 2013. - № 5. - С. 6-16.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия – безграничная форма познания, включающая в свою орбиту все знание о мире, в том числе научно-техническое. Именно философию интересует наука и техника не только как развивающиеся, исторические формы человеческой деятельности, но и как ценностно и социально ориентированные системы, образующие единство человека, общества, природы и культуры. Наука и техника являются не только главной производительной силой в экономике, но и главной ценностью современной цивилизации, критерием истинности, основой прогресса общества.
Однако, как любой процесс и явление, наука и техника таят в себе и существенные противоречия, связанные с подменой нравственно-духовных ценностей и экзистенциальных смыслов ценностями научно-технических достижений и технологий. Современная техногенная цивилизация нередко является для человека формой порабощения и отчуждения, что вызывает технофобию, антисциентизм, антитехницизм и даже крайние формы алармизма. Все чаще и чаще слышны призывы «вернуться назад к природе», отказаться от техники, не включать мобильные телефоны, компьютеры. Однако вряд ли представляется это возможным, да, впрочем, это и не нужно. Проблема ведь не в самой технике, а в том, как мы ее применяем, чем руководствуемся при этом. Техническая инструментальная рациональность – вот, пожалуй, корень всех проблем. Ведь именно через ее призму мы смотрим на мир сегодня, эксплуатируя природу, другого человека, социальные системы так же, как мы эксплуатируем технический артефакт. В этом и заключается основное противоречие современной цивилизации.
|
Философия призвана обратить внимание на такого рода подмену, исправить данный перекос, гуманизируя науку и технику так, чтобы приоритетным становился человек как целостное биосоциальное существо и личность. Надеемся, что в рамках изучения философии науки и техники вы почерпнули для себя их гуманитарную составляющую.
ГЛОССАРИЙ
Верификация – подтверждение (лат. делаю истинным) – логико-методологическая процедура установления истинности научного положения на основе его соответствия эмпирическим данным или теоретическим положением, которые соответствуют эмпирическим данным. Принцип верификации сводимость всех научных утверждений к их эмпирической базе, что является критерием научности и истинности положений, претендующих на статус научных.
Гносеология (учение о знании) – раздел философского знания, трактующий проблемы познания, сущность субъектно-объектных отношений в познавательной деятельности, структуру и механизм познавательного процесса, границы по знания, методы и формы познания, проблему истины и ее критерия, а также различные аспекты функционирования знания, его типы и виды.
Междисциплинарные исследования – исследования, представляющие собой изучение некоторого явления несколькими дисциплинами притом, что каждая из них сохраняет собственную систему базисных идеализаций и методологию, так что подходы различных дисциплин сотрудничают, т.е. взаимодополняют друг друга.
Метод (путь исследования, прослеживание)– способ достижения цели, совокупность приемов и операций познания объекта, обусловленная гипотезой (теорией) и задающая логику исследования. Метод складывается на основе парадигмы в ходе рефлексии над изучаемой предметной областью; закрепляется в принципах, нормах и методиках исследования; реализуется в навыках и умениях ученых.
|
Методология – учение о способах организации и построения познавательной и практической деятельности человека, а также сама система этой организации и построения. Если гносеология акцентирует внимание на содержании и сущности знания, то методология – на путях и способах его достижения, на конструировании и преобразовании схем познавательной деятельности.
Механицизм - миропонимание, основанное на убеждении в том, что явление любого уровня сложности
может быть описано на языке математической механики,
которая рассматривается как универсальный родовой язык
науки; или, что то же, любое научное описание, в принципе, — редуцируемо к механическому, обеспечивающему высшую меру точности, строгости и полноты.
Наука – социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания.
Научная деятельность – специфический вид когнитивной активности, предметом которой является множество любых возможных объектов (эмпирических и теоретических), целью – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях этих объектов, средствами – различные методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования.
Научная исследовательская программа (НИП) - последовательность научных теорий, которая выстраивается как развитие
некоторой исходной (как правило, фундаментальной) теории, основные идеи, методы и предпосылки которой выдвигаются интеллектуальными лидерами науки и усваиваются научными сообществами догматически.
Научная истина – множество эмпирических и теоретических утверждений науки, соответствие содержания которых своему предмету удостоверено научным сообществом. Двумя основными формами такого удостоверения являются: 1) соответствие результатам систематических, статистически обработанных данных наблюдения и эксперимента(для эмпирических высказываний) и 2) конвенциальное (условное) полагание наличия такого тождества у исходных (как правило, весьма простых по содержанию) утверждений (аксиом) и выведение из них всех логических следствий (теорем), истинность которых гарантируется корректным применением соответствующих правил логики. Последняя форма удостоверения истинности научного знания применяется в основном для теоретических высказываний.
|
Научная рациональность специфический вид рациональности, характерный для науки. Отличается от общей рациональности более строгой (точной) экспликацией всех основных свойств рационального мышления, стремлением к максимально достижимой определенности, точности, доказательности, объективной истинности рационального знания. Научная рациональность всегда имеет исторический и конкретный характер, реализуясь и закрепляясь в парадигмальных для той или иной области научного исследования представлениях об идеале научного знания и способах его достижения.
Научная картина мира – совокупность общих представлений науки определенного исторического периода о фундаментальных законах строения и развития объективной реальности.
Научная революция - радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и
экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации
эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и
организации знания.
Научное знание – знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования ее особый язык и т.д.). Важнейшие виды и единицы научного знания: теории, дисциплины, области исследования (в том числе проблемные и междисциплинарные), области наук (физические, математические, исторические и т.д.), типы наук (логико-математические, естественно-научные, технико-технологические (инженерные), социальные, гуманитарные). Их носители организованы в соответствующие профессиональные сообщества и институты, фиксирующие и распространяющие научное знание в виде печатной продукции и компьютерных баз данных.
Научно-техническая политика — система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в экономику.
Научно-техническая (техническая) рациональность - категория технического знания, отражающая соблюдение при достижении поставленной цели обусловленных эффективностью методологических установок по созданию и использованию технологий и технических изделий.
|
Научно-технический потенциал - совокупность кадровых, материально-технических, информационных и организационных ресурсов, предназначенных для решения стоящих перед обществом задач научно-технического развития.
Научно-технический прогресс (НТП) – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники; основа социального прогресса.
Научно-техническая революция (НТР) — понятие, используемое для обозначения тех качественных преобразований, которые произошли в науке и технике во второй половине XX в.
Парадигма (греч. paradeigma — пример, образец) — 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки — система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.
Позитивизм (лат. positivus – положительный) – философское учение, оформившееся в середине XIX в трудах О. Конта и Г. Спенсера, С. Милля; разновидность эмпиризма. Согласно позитивизму задача [положительной] науки заключается в том, чтобы, отказавшись от «метафизических» вопросов о существовании внешней объективной действительности, ее отношения к органам чувств человека и т.п., открывать и обобщать устойчивые связи между явлениями, т.е. ощущениями.
Постмодернизм - понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, содержательно-аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций и конституирующего себя как пост-современная, т.е. постнеклассическая философия.
Предмет философии науки – это общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокуьтурном контексте.
Релятивизм (лат. relativus – относительный) – учение, отрицающее возможность достижения окончательной, абсолютной истины.
Самоорганизация – фундаментальное понятие синергетики, означающее упорядочивание, т.е. переход от хаоса к структурированному состоянию, происходящее спонтанно в открытых нелинейных системах. Именно свойства открытости и нелинейности являются причиной этого процесса. Открытость – это свойство систем, проявляющееся в их способности к обмену веществом, энергией и информацией с окружающей средой, а нелинейность – многовариантность путей эволюции.
Система – способ организации духовной жизни и ее результатов, при котором познание и знание рассматриваются в отрыве от других форм жизнедеятельности, противостоят обыденной жизни и обыденному опыту, образно-художественному осмыслению мира, личным впечатлениям и пристрастиям. Автоматизация (научного) познания и знания в Новое время привела и к системной их организации – дисциплинарному строению науки, специфическому для науки способу организации научного знания.
Система человек-машина (СЧМ) - сложная система, в которой человек-оператор (группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации и так далее.
Социотехническая система – это элемент техногенной среды, одна из подсистем социальной организации, которая возникает в результате взаимодействия человеческого фактора и технико-технологической базы производства.
Универсальный эволюционизм – представление о том, что все эволюционные процессы, происходящие в мире, начиная с возникновения Вселенной, образования вещества, звезд и галактик и до социокультурной динамики как целостный процесс самоорганизации всего сущего, подчиняющийся общим фундаментальным закономерностям и развивающийся в целостном многомерном онтологическом пространстве.
Философия науки – одно из направлений философии ХХ в., исследующее природу научного познания, его методы и средства, факторы, направляющие его развития, а так же структуру, критерии, способы обоснования и развития научного знания и специфику субъекта научного познания. В рамках философии науки иногда выделяют методологию, психологию и социологию научного познания, но в ряде случаев они понимаются как самостоятельные области исследования, граничащие с философией науки.
Фундаментальные и прикладные исследования – типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно, по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества (страны, региона …) путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профессий. Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т.д.).
Эпистемология – термин для обозначения научного познания, в отличие от гносеологии как теории познания в целом, которая акцентирует внимание на оппозиции «субъект-объект познания», в то время как для эпистемологии главной является оппозиция «объект – знание», т.е. в центре ее внимания - объективные структуры самого знания.
Этос науки (греч. Обычай, нрав, характер) – система норм поведения ученого в процессе научной деятельности и в процессе коммуникаций в рамках научного сообщества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авдулов, А. Н. Парадигма современного научно-технического развития [Текст]: монография / А. Н. Авдулов, А. М. Кулькин; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. - Москва: ИНИОН РАН, 2011. - 303 с.
2. Аль-Ани, Н. М. Философия техники: очерки истории и теории [Текст]: учеб. пособие / Н. М. Аль-Ани. – СПб, 2004. – 184 с.
3. Баранова, Е.В. Соотношение гуманитарной и технической составляющей в системе образования студентов технических вузов [Текст] / Е.В. Баранова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22. - № 1. - С. 121-124.
4. Борисов, И.И. Очерки истории концепций научно-теоретического мышления: античность, средневековье, эпоха Возрождения, становление классич. естествознания: учеб. пособие [Монография] / И.И. Борисов, Ю.Н. Малошенко. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. - 277 с.
5. Богданов, А. Комплексное планирование и организация научно-технического прогресса. [Teкст]: монография / А. Богданов. – М.: Прогресс, 1978. – 421 с.
6. Веблен, Т. Теория праздного класса [Текст] / Т. Веблен. - М.: Прогресс, 1984. - 348 с.
7. Вязов, Е. В. Учимся решать глобальные проблемы [Текст] / Е. В. Вязов // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2016. - № 1 (зима). - С. 34-36.
8. Вернадский, В.И. О науке [Текст] / В.И. Вернадский. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2002. — 600 с.
9. Верхотуров, А.Д. Глобальные проблемы человечества и научно-технический прогресс в условиях устойчивого развития [Текст] / А.Д. Верхотуров, Б.А. Воронов, Л.А. Коневцов // Вестник Амурского государственного университета. - 2013. - Вып. 62: Сер. Гуманитар. науки. - С. 15-25.
10. Волков, Г.Н. Истоки и горизонты прогресса. Социологические проблемы развития науки и техники [Монография] / Г.Н. Волков. – М.: Политиздат, 1986. – 335 с.
11. Воробьева, И.П. Научно-техническая политика в России, ее возможности и проблемы [Текст] / И.П. Воробьева // Проблемы управления в социальных системах. - 2013. - Т. 6. - № 9. - С. 36-43.
12. Воронов, В.М. Научно-технического прогресс и мировоззренческий кризис современности [Teкст]: / В.М. Воронов // Вестник Мурманского государственного технического университета. - 2013. - Т. 16. - № 2. - С. 271-274.
13. Воронов, А.М. Проблемы научно-технического прогресса [Teкст]: монография / А. М. Воронов. – М.: Экономика, 1980. – 151 с.
14. Гайденко, П. П. Античная философия в ее связи с наукой [Текст] / П. П. Гайденко. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 319 с.
15. Гайденко, П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: учеб. пособие для вузов [Текст] / П.П. Гайденко. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 456 с.
16. Гизатуллин, Х.Н. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма [Teкст] / Х.Н. Гизатуллин, В.А. Троицкий // Общественные науки и современность. – 1998. - №5. – С. 124-130.
17. Глаголев, В.Ф. Современная научно-техническая революция [Teкст]: монография / В.Ф. Глаголев, Г.С. Гудожник, И.А. Козиков. – М.: Высшая школа, 1984. – 256 с.
18. Голованов, В.Н. Гносеологическая природа законов науки [Текст] / В.Н. Голованов. – М.: Мысль, 1967. – 96 с.
19. Горохов, В.Г. Научно-техническая политика в обществе знания [Текст] / В.Г. Горохов // Концепция «общества знания» в современной социальной теории: сб. науч. тр. Сер. "Теория и история социологии" / Отв. ред. Д.В. Ефременко. – М. - 2010. - С. 109-133.
20. Горохов, В.Г. Философия техники: история науки и техники с философской точки зрения [Teкст] / В.Г. Горохов // Актуальные проблемы философии науки / Отв. Ред. Гирусов Э.В. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 105-122.
21. Горохов, В.Г. Русский инженер и философ техники Петр Климетьевич Энгельмейер (1855-1941) [Teкст] / В.Г. Горохов. - М., 1997. – 156 с.
22. Горохов, В.С. Основы философии техники и технических наук [Teкст]: учебник / В.С. Горохов. - М.: Гардарики, 2007. – 335 с.
23. Гребенщикова, Е.Г. Гуманитарная экспертиза и риски современной технонауки [Текст] / Е.Г. Гребенщикова, В.С. Диев, Т.А. Сидорова, Б.Г. Юдин // Идеи и идеалы. - 2015. - Т. 2. - № 2 (24). - С. 14-23.
24. Грязнова, Е.В. Философские вопросы технических наук [Teкст]: учебное пособие / Е.В. Грязнова. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2009. – 140 с.
25. Демиденко, Э. С. Техногенное общество [Teкст] / Э.С. Демиденко // Глобалистика: Энциклопедия. - М., 2003. – С. 241-244.
26. Дергачева, Е. А. Философия техногенного общества [Teкст] / Е.А. Дергачева. — М.: Ленанд, 2011. – 218 с.
27. Добролюбова, И.В. Экологизация науки – создание биосферо-ноосферного класса наук [Текст] / И.В. Добролюбова // Актуальные проблемы философии науки / Отв. Рел. Гирусов Э.В. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 267-273.
28. Дубровский, С.В. Научно-технический прогресс // Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003. – с. 670.
29. Евдокимов, П.Г. К вопросу о научном объяснении понятия «гуманизация» и «гуманитаризация» [Текст] / П.Г. Евдокимов // Актуальные вопросы профессионального образования. - 2004. - № 8. - С. 15-17.
30. Ефременко, Д.В. Научно-техническая политика и проблемы социальной ответственности [Teкст]: монография / Д.В. Ефременко. – Дубна: Международн. университет природы, общества и человека «Дубна», 2002. – 172 с.
31. Евменов, Л. Ф. Методологические ориентиры становления новой политико-правовой концепции Организации Объединенных Наций "Ответственность за защиту" [Текст] / Леонид Федорович Евменов // Журнал международного права и международных отношений. - 2013. - № 4. - С. 42-46.
32. Жильсон, Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XVI века / Э. Жильсон. – С.: Культурная революция, Республика, 2010. – 678 с.
33. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания: сб. науч. статей / Отв. ред. И. Т. Касавин. - М.: Наука, 1990. – 335 с.34. Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» [Teкст]: // Известия, 1996. 25 августа.
35. Залиханов, М.Ч. Идеи гуманизма и устойчивого развития России в работах академика Н.Н. Моисеева [Текст] / М.Ч. Залиханов, Н.М. Мамедов // Материалы ежегодных Моисеевских чтений. - 2015. - Т. 4. - С. 12-21.
36. Зайцев, А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-Vвв. до н.э. [Текст] / А.И. Зайцев. - СПб., 2001.37. Зезюлько, А.В. Риски научно-технического прогресса [Teкст] / А.В. Зезюлько // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 1. - С. 52-59.
38. Знаменский, Д.Ю. Государственная и научно-техническая политика РФ: механизмы формирования и оценка социальных ожиданий [Текст] /Д.Ю. Знаменский, Д.С. Терехина // Власть. - 2011. - № 1. - С. 18-23.
39. Знаменский, Д.Ю. Государственная научно-техническая политика: разработка, реализация, оценка эффективности [Монография] / Государственный университет управления. - Москва, 2010. – 138 с.
40. Иванов, Б.И. Современная философия техники: проблемы и перспективы [Teкст] / Б.И. Иванов // Мысль. Выпуск 8. - 2009. - С. 194–202.
41. Иванова, Н.И. Приоритеты инновационной политики: Россия и мир [Текст] / Н.И. Иванов // Динамика инноваций / Под ред. В. И. Супруна. – Н.: ФСПИ "Тренды", 2011. – С. 158-173.
42. Ильин, В.В. Критерии научности знания [Teкст] / В. В. Ильин. – М.: Высш. шк., 1989. – 128 с.
43. Калюжная, Д. Е. Становление глобальной экологической политики: достижения, промахи и риски [Текст] / Калюжная Д. Е. // Право и политика. - 2013. - N 9 (165). - С. 1182-1194.
44. Касьянов, В.В. Социум и человек в условиях научно-технического прогресса / В.В. Касьянов // Общество: социология, психология, педагогика. - 2012. - № 1. - С. 11-15.
45. Караваев, Э.Ф. Философия науки, ее предмет и основные проблемы [Текст] / Э.Ф. Караваев // История и философия науки. Учебное пособие под редакцией Мамзина А.С. - СПб., 2008. - С.8-13.
46. Канке, В.А. Основные философские направления и концепции науки: итоги ХХ столетия [Текст] / В.А. Канке. – М., 2000. – 318 с.
47. Капп, Э. Роль орудия в развитии человека / Эрнст Капп, Людвиг Нуаре, Альфред Эспинас. - Л.: 1925. – 168 с.
48. Караваев, Э.Ф. Философия науки, ее предмет и основные проблемы [Teкст] / Э.Ф. Караваев // История и философия науки [Teкст]: учеб. пособие; под ред. А.С. Мамзина. - СПб., 2008. - С.8-13.
49. Кастельс, М. Высокие технологии: экономика и общество [Текст] / М. Кастельс. - М., 1990.
50. Киященко, Л.П. Новый тип производства знаний и проблема ответственности в биологии и медицине XXI века [Teкст] /Л.П. Киященко, П.Д. Тищенко // Философские науки. - 2010. - № 12. - С. 38-41.
51. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992). Информационный обзор. - Новосибирск, 1993.
52. Корнилов, И.К. Философия техники и гуманизация высшего технического образования [Текст] / И.К. Корнилов // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. - 2012. - № 10. - С. 81-96.
53. Кочетков, Г. Научно-техническая политика новой России [Teкст]. Режим доступа: http://www.chelt.ru/2001/1/koch_1.html. Дата обращения: 05. 07. 2013 г.
54. Кун, Т. Структура научных революций [Текст] / Т. Кун. – М.: АСТ; АСТ МОСКВА, 2009. – 317 с.
55. Латур, Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию [Текст] / Б. Латур. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 384 с.
56. Лось, В.А. Глобальный интегрализм как современная форма взаимодействия наук [Текст] / В.А. Лось // Актуальные проблемы философии науки / Отв. Рел. Гирусов Э.В. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 207-219.
57. Макаренко, Е.И. Научно-техническая политика и техническая интеллигенция: состояние и тенденции развития [Текст] / Е.И. Макаренко // Социология власти. - 2010. - № 3. - С. 141-146.
58. Макеев, С.В. Концептуальные версии философии научно-технического прогресса [Teкст] / С.В. Макеев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - 2008. - № 4. - С. 36-44.
59. Мамедов, Н.М. Экологическое образование: социокультурный контекст [Текст] / Н.М. Мамедов // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2012. - № 2 (20). - С. 6-13.
60. Мангасарян, В.Н. Экологическая культура общества [Текст] / В.Н. Мангасарян // Балт. гос. техн. ун-т. – СПб., 2009. – 112 с.
61. Медоуз, Д. Мало не покажется [Текст] / Деннис Медоуз; [беседовали] Галина Костина, Тигран Оганесян // Эксперт. - 2012. - № 16. - С. 62-66 // http://tp-bioenergy.ru/publications/articles/malo_ne_pokazhetsya/
62. Мещерякова, Н.А. Онтологические и ценностные основания научной рациональности: монография [Текст] / Н.А. Мещерякова, С.Н. Жаров. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011. – 244 с.
63. Мирутенко, Л.Г. Трансформация предмета этики науки на современном этапе развития науки [Teкст] / Л.Г. Мирутенко // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2013. - № 2 (14). - С. 49-54.
64. Митчем, К. Что такое философия техники? [Teкст]: монография / К. Митчем. – М., 1995. – 149 с.
65. Мотрошилова, Н.В. Реальные факторы научно-исследовательского труда и измерение цитирования [Teкст] / Н.В. Мотрошилова // Управление большими системами: сборник трудов. - 2013. - № 44. - С. 453-475.
66. Мотрошилова, Н.В. Чернобыль, Фукусима – что дальше? (философский репортаж из Германии) [Teкст] / Н.В. Мотрошилова // Философские науки. - 2011. - № 6. - С. 5-24.
67. Наука и культура: сб. науч. статей / отв. Ред. В. Ж. Келле. – М.: Наука, 1984. – 335 с.
68. Научно-технический прогресс: словарь / Сост. В.Г. Горохов, В.Ф. Халипов. - М.: Политиздат, 1987. - 366 с.
69. Нехамкин, В. А. Основные подходы к решению глобальных проблем: возможности и пределы [Текст] / В. А. Нехамкин // Социум и власть. - 2014. - № 4. - С. 13-17.
70. Нидем, Д. Общество и наука на востоке и западе [Текст] / Д. Нидем // Наука о науке: Сб. науч. статей / Отв. ред. В. С. Швырев. – М.: Наука, 1966. – С. 149-177.
71. Огурцов, А. П. Куда идет философия науки? [Текст] / А. П. Огурцов // Актуальные проблемы философии науки / Отв. Рел. Гирусов Э.В. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 76-104.
72. Олейников, Ю. В. Философское осмысление глобальной проблемы взаимодействия общества и природы [Текст] / Ю. В. Олейников, Т. В. Борзова // Философия и общество. - 2013. - № 4. - С. 63-79.
73. Пестр, Д. Социальная и культурологическая история науки: новые определения, новые объекты, новые практики [Текст] / Д. Пестр // Вопросы истории естествознания и техники. – 1996. – № 4. – С.40-59.
74. Петров, М.К. Социально-культурные основания развития современной науки [Текст] / М. К. Петров. - М.: Прогресс, 1992. – 323 с.
75. Порус, В.Н. К вопросу о междисциплинарности философии науки [Текст] / В.Н. Порус // Актуальные проблемы философии науки / Отв. Рел. Гирусов Э.В. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 60-75.
76. Рабинович, В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры [Текст] / В. Л. Рабинович. - М.: Наука, 1979. - 391 с.77. Рачков, В.П. Техника и ее роль в судьбах человечества [Teкст] / В.П. Рачков. - Свердловск, 1991.
78. Рожанский, И. Д. Античная наука [Текст] / И. Д. Рожанский. – М.: Наука, 1980. – 199 с.
79. Розов, М.А. Задачи и проблемы философии науки / М.А. Розов // Актуальные проблемы философии науки [Текст] / Отв. Рел. Гирусов Э.В. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 5-16.
80. Розов, М.А. Задачи и проблемы философии науки [Текст] / М.А. Розов // Актуальные проблемы философии науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. - С. 5-16.
81. Розов, В.М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники [Teкст] / В.М. Розов // Вопросы философии. - 1993. - № 5. - С. 19-27.
82. Романовская, Т. Наука ХIX–XX вв. в контексте истории культуры [Текст] / Т. Романовская. – М., 1995.
83. Роуз, Дж. Что такое культурологические исследования научного знания? [Текст] / Дж. Роуз // Вопросы истории естествознания и техники. – 1994. – № 4. – С. 23-41.
84. Рузавин, Г.И. Предмет философии науки [Текст] / Г.И. Рузавин // Актуальные проблемы философии науки / Отв. Рел. Гирусов Э.В. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 17-39.
85. Степин, В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации [Teкст] / В.С. Степин // Вопросы философии. - 1989. - № 10. – С. 3-18.
86. Степин, В.С. Философия техники. История и современность [Teкст] / В.С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. - М., 2004. – 235 с.
87. Степин, В. С. Философия науки и техники [Teкст] / В. С. Степин, В.Г. Горохов, М. А. Розов. – М.: Контакт-Альфа, 1996. – 380 с.
88. Тавризян, Г. М. Философы ХХ в. о технике и технической цивилизации [Teкст]: монография / Г. М. Тавризян. – М.: РОССПЭН, 2009. – 216 с.
89. Тимофева, Л.Н. Инновационная политика и политика инноваций в России [Текст] / Л.Н. Тимофева // Инновации и современность. Под ред. В. И. Супруна. – Н.: ФСПИ "Тренды", 2010.– 119-141.
90. Тихонов, А.А. Технофобии и техномания: аксиологические концепции техники и технологии [Teкст] / А. А. Тихонов, А. А. Тихонова // Поволжский педагогический поиск. - 2014. - № 4 (10). - С. 176-180.
91. Тищенко, П.Д. Социогуманитарное сопровождение инновационных проектов в биомедицине /П.Д. Тищенко, Б.Г. Юдин // Знание. Понимание. Умение. - 2016. - № 2. - С. 73-86.
92. Томпсон, М. Философия науки [Teкст] / Мел Томпсон. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 304 с.
93. Трубников, Н.К. Наука и нравственность [Teкст] / Н.К. Трубников // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М., 1990.
94. Туманова, М.А. Мировоззренческое и социокультурное измерение следствий научно-технологического прогресса для общества [Текст] / М.А. Туманова, Н.З. Алиева, Ю.С. Шевченко // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.
95. Урсул, А. Д. Исследование глобальных процессов в перспективе устойчивого развития [Текст] / А. Д. Урсул, Т. А. Урсул // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - № 6. - С. 269-280.
96. Фалько, В. И. Экологическая этика и экология духа в эпоху глобализации [Текст] / В. И. Фалько // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. - 2011. - № 2. - С. 27-33.
97. Федотова, В.Г. Модернизация и традиция [Teкст] / В.Г. Федотова // Знание. Понимание. Умение. - 2014. - № 2. - С. 80-91.
98. Философия техники в ФРГ. Сборник статей. Перевод с немецкого и английского [Teкст] / Ц. Г. Арзаканян, В. Г. Горохов. - М.: Прогресс, 1989. – 528 с.
99. Философия техники: история и современность [Teкст]: монография. РАН. Ин-т философии; Подгот. В.Г. Горохов и др.; Отв. ред. В.М. Розин. - М., 1997. - 283 с.
100. Фролов, И. Т. Этика науки [Текст] / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. – М.: Политиздат, 1986. – 398 с.
101. Холтон, Дж. Что такое «антинаука» [Текст] / Дж. Холтон // Вопросы философии. – 1992. – № 12. – С. 26-58.
102. Цзи, Ц. Научно-техническая и инновационная политика Китая [Текст] / Ц. Цзи, О. Нехайчик, Ю. Алексеев // Наука и инновации. - 2016. - Т. 4. - № 158. - С. 44-47.
103. Черданцев, В.А. Современные концепции устойчивого развития [Teкст] / В.А. Черданцев, Б.В. Робинсон // Вестник НГУЭУ, 2009. - № 2. - С. 14-24.
104. Швырев, В.С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки [Текст] / В.С. Швырев. - М.: Наука, 1966. – 156 с.
105. Эллюль, Ж. Технологический блеф [Teкст] / Ж. Эллюль // Это человек: Антология. - М.: Высшая школа, 1995. - С. 265–295.
106. Этос науки [Монография] / Отв. ред. Л.П. Киященко и Е.З. Мирская. – М.: Academia, 2008. - 544 с.
107. Юдин, Б.Г. Пинкер С. Биоэтика как моральный императив: ответ Стивену Пинкеру [Teкст] / Б.Г. Юдин // Социальные и гуманитарные науки. - Серия 8: Науковедение. Реферативный журнал. - 2016. - № 1. - С. 16-19.
108. Юдин, Б.Г. Редактирование генома: социально-этические проблемы (сводный реферат) [Teкст] / Б.Г. Юдин // Социальные и гуманитарные науки. - Серия 8: Науковедение. Реферативный журнал. - 2016. - № 2. - С. 21-33.
109. Юдин, Б.Г. Твардовски Т., Малицка А. Неинформированное и дезинформированное общество и рынок ГМО [Teкст] / Б.Г. Юдин // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 8: Науковедение. Реферативный журнал. - 2015. - № 2. - С. 24-27.
110. Юдин, Б.Г. Хельгессон Г. Не пора ли поменять понимание того, что такое плагиат? [Teкст] / Б.Г. Юдин // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 8: Науковедение. Реферативный журнал. - 2015. - № 4. - С. 27-32.
111. Юдин, Б.Г. Стрэнд Р., Кайзер М. Доклад об этических проблемах, порождаемых новыми науками и технологиями [Teкст] / Б.Г. Юдин // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 8: Науковедение. Реферативный журнал. - 2015. - № 4. - С. 6-13.
112. Юдин, Б.Г. Трансдисциплинарный характер гуманитарной экспертизы [Текст] / Б.Г. Юдин // Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / Под редакцией В. Бажанова, Р.В. Шольца. - Москва, 2015. - С. 319-333.
113. Юльякшин, М.М. Дегуманизация как оборотная сторона научно-технического прогресса [Teкст] / М.М. Юльякшин // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 5. - С. 91-94.
114. Яровов, А.Н. Проблема контроля научно-технического прогресса в современных концепциях философии техники [Teкст] / А.Н. Яровов // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 1-6. - С. 104-106.
115. Ясперс, К. Смысл и назначение истории [Teкст] / К. Ясперс. - М.: Политиздат, 1991.- 527 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………....3
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ...................................................................................................................
Тема 1: Понятие, предмет и особенности философии науки и философии техники ……………………………………………………………………………….
§1. Понятие, предмет и особенности философии науки и философии техники..........................................................................................................................
§2. Основные концепции философии науки………………………………………
§3. Научное и вненаучное знание…………………………………………………..
§ 4. Основные школы и направления философии техники……………………….
§5.Функции науки в жизни общества………………………………………………
Тема 2. Генезис науки и проблема периодизации ее истории ………………..
§1. Проблема возраста и периодизаци
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!