Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Подходы к оценке роли техники в обществе в XX веке: техницизм, антитехницизм.

2018-01-03 1005
Подходы к оценке роли техники в обществе в XX веке: техницизм, антитехницизм. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Основные понятия: техницизм, антитехницизм, футурошок, технофобия, техномания, луддизм, отчуждение.

 

В отношении оценки роли техники в обществе и культуре можно выделить ряд подходов.

Подходы к оценке роли техники в обществе в XX веке:

1. Техницизм – подход, согласно которому технический прогресс, безусловно, позитивный фактор социально-исторического процесса. Разновидностью техницизма является техномания - вид психопатологии отдельных людей, служащий мотивом изобретательства, фактором технического творчества и т.п. Как феномен общественного или массового сознания она способна при- обретать негативное значение (как постоянная ориентация на развитие военной техники и оружия массового поражения).

2. Антитехницизм – подход, согласно которому техника является угрозой вытеснения человека из важных сфер его жизни, отчуждения от основ своего бытия, потери человеческого достоинства, ухудшения экономического, социального, политического и т.п. положения множества людей в современном обществе. Антитехницизм строится на «демонизации» техники и технологии, на понимании ее как антигуманной по своей сущности. Крайним выражением антитехницизма выступает технофобия – концептуальная установка, согласно которой техника рассматривается и трактуется как основная причина (источник) отчужденности человека как от природы, так и от самого себя, а, стало быть, и как главная опасность, угрожающая его собственному существованию.

История технофобии:

· Первобытное время: зародилась вместе с самой техникой. Элементы демонизации техники можно найти еще в первобытном мифе, библейской легенде о «Вавилонской башне», античных мифах о Прометее, Дедале, Гефесте.

· Средневековье: представлении о технике как небогоугодном сатанинском предприятии. Талантливые изобретатели, архитекторы-строители и другие люди, занятые подлинной творческой деятельностью, открыто или негласно обвинялись тогда в сговоре с дьяволом, которому они, якобы, продавали свою душу.

· Новое время (эпоха первоначального накопления капитала в Европе): технофобия приобретает новое измерение, которое можно было бы охарактеризовать как социально-экономическое (боязнь, что техника заменит рабочих). Технофобия выразилась в таком движении, как луддизм (название происходит от имени английского подмастерья Неда Лудда, который разрушил машину в приступе ярости). Луддитами называли участников массовых, стихийных выступлений рабочих мануфактур против применения машин и новых видов техники, вытесняющих людей из материального производства и лишающих их заработка и средств существования. В ходе этих выступлений их участники уничтожали машины как некий автономный источник их бедствий, не осознавая в полной мере социально-экономические факторы внедрения техники и новых технологий в сферу материального производства.

· Современность: «технофобия» получает «постоянную прописку» прежде всего в так называемых «антисциентистских» направлениях западной философии (философия жизни, экзистенциализм, философская антропология). Технофобия в этих учениях выражает боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии (Т. Адорно, Г. Маркузе, Л. Мэмфорд, Ж. Эллюль и др.).

Представители технофобии:

Т. Адорно: фетишизация техники и ее возрастающих возможностей приводит к отчуждению и овеществлению человека и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как «неудавшаяся цивилизация».

Ж. Эллюль: главная опасность безудержного технического прогресса заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как «вселенная Машины», подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях «техника - фактор порабощения человека».

Однако, несмотря на все предостережения, нужен не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение «идеологии техники», бездумного техницизма.

Страх перед техникой выражен в концепции футурошока. Футурошок (Э. Тоффлер) — шок будущего, психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса. Естественная защитная реакция от футурошока, возникающая в человеческом обществе - принижение значения науки, превращение науки в одно из предприятий группы учёных, которое не имеет никакого преимущества перед другими способами познания действительности.

Резюме: в отношении оценки роли техники существует ряд аксиологических позиций: техницизм – подход, согласно которому технический прогресс, безусловно, позитивный фактор социально-исторического процесса, а также антитехницизм – подход, согласно которому техника является угрозой потери всего человеческого, отчуждения. Разновидностью этих подходов является техномания - чрезмерная любовь, фетишизация техники на грани патологии и технофобия – боязнь техники, связанная с угрозой порабощения человеческого духа. История технофобии уходит в глубь времен и проявляется уже в первых мифах (о Прометее, Дедале), Ветхом Завете (легенде о Вавилонской башне), в дальнейшем она осмысливается средневековым христианством как дьявольское небогоугодное дело, в Новое время она выразилась как «машинофобия» (как боязнь вытеснения человека с рынка труда), в современности – как проявление дегуманизации и потери человечности, как отчуждение (Т. Адорно, Г. Маркузе, Л. Мэмфорд, Ж. Эллюль и др.).

Вопросы для самопроверки и обсуждения.

1. В чем специфика традиционного типа общества?

2. Какие общества сегодня можно назвать традиционными?

3. Какую главную функцию выполняет традиция в традиционном типе общества?

4. Когда и под влиянием каких предпосылок формируется техногенная цивилизация?

5. Что является главными ценностями техногенной цивилизации?

6. Что является главными противоречиями техногенной цивилизации?

7. Чем глобальная этика отличается от просто этики?

8. В чем заключается главный замысел концепции устойчивого развития?

9. Чем отличается эволюция от коэволюции?

10. Что такое технологический детерминизм?

11. Какие существуют концепции технологического детерминизма?

12. В чем сходство и различие технократов и экспертократов?

13. Какие существуют аксиологические позиции в отношении роли техники в обществе и культуре?

14. В чем отличие технофобии от техномании?


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.