Этика и наука. «Этос науки». — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Этика и наука. «Этос науки».

2018-01-03 1598
Этика и наука. «Этос науки». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные понятия: этика, этика науки, этос науки, наука, нравственность.

Этика - философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Происходит этот термин от древнегреческого «этос» - нрав, обычай. Первоначально смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порожденные совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. Из этики индивиды получают моральные наставления о том, как жить, чем руководствоваться, к чему стремиться. Цель этики – не только знания, но и поступки: ее изучают не только для знания, но и для добродетели. Выработанные этикой понятия - добро, справедливость, ответственность, честь, достоинство и др., направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.

Вопрос об этической составляющей науки возник в середине XX века в связи с противоречиями, обострившимися в области применения научных разработок (ядерное оружие, биотехнологии и пр.). На первый взгляд, наука и нравственность (этика) касаются разных сторон жизни. Наука – это совокупность теоретических представлений о мире, ориентированная на выражение в понятиях и математических формулах объективных характеристик действительности, то есть тех, которые не зависят от сознания. Нравственность (мораль), напротив, является совокупностью ценностей и норм, регулирующих поведение и сознание людей с точки зрения противоположности добра и зла. Нравственность строится на человеческих оценках, повелевает действовать определенным образом в зависимости от наших жизненных ориентиров – значит, она занята ничем иным, как действующими субъектами и их субъективностью. Таким образом, между наукой и нравственностью обнаруживается разрыв, ров, пропасть, их территории различны, проблемы лежат в разных плоскостях, и остается неясным, как можно рассуждать о связи науки и нравственности. «Квадратурой круга» назвал соотношение знания и морали как оно существует в головах самих ученых наш известный этик А.А. Гусейнов. Однако нравственность на самом деле проникает всюду, где встречаются два субъектаи где речь идет об их нуждах и угрозах для них. А во-вторых наука не существует в неких чисто духовных сферах, не витает над миром, она – дело вполне человеческое и касается огромного множества человеческих интересов.

Поэтому в науке необходима своя этика (как этика врача, юриста и т.д.).

В науке применим термин «этос науки». Автор этого термина - Роберт Мертон, пионер социологии науки. «Этос науки» (от греч. слова «ethos» - «обычай», «характер», «нрав») - системы моральных и познавательных норм, признанных научным сообществом в качестве определяющих и регулирующих поведение ученого императивов.

Основные идеи:

1. Науку делают ученые - специфические профессионалы, порождающие научное знание.

2. Для целостности научного знания необходимы общие правила, способствующие оптимальному функционированию науки.

3. Этос науки - определённая совокупность идеализированных норм-заповедей, усваиваемая начинающими учеными в процессе их приобщения к научному сообществу. Этос науки – это эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обязательными для ученого.

4. Функции этоса науки: обеспечение согласованного функционирования научного сообщества и эффективности научных исследований.

5. Нормы науки строятся вокруг четырех научных ценностей:

1) Универсализм: вне-личностный характер научного знания, убежденность в том, что изучаемые наукой явления во всех условиях протекают одинаково и истинность научного утверждения не зависит от пола, характера, титулов, авторитета.

2) Коллективизм: этот императив предписывает ученому незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование, то есть сообщать свои открытия другим ученым тотчас после проверки, свободно и без предпочтений. Научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его получил, не вправе монопольно им владеть.

3) Бескорыстность: предписывает ученому строить свою деятельность так, как будто кроме постижения истины у него нет никаких других интересов (таких, как деньги, слава, признание).

4) Организованный скептицизм (всеобщий критицизм): требование по отношению к любому предмету детального объективного анализа и исключающего возможность некритического приятия. Норма скептицизма предписывает ученому подвергать сомнению как свои, так и чужие открытия и выступать с публичной критикой любой работы, если он обнаружил ее ошибочность. Ученый несет ответственность за публикуемые положения и т.д.

Особенности этоса науки.

1. Выполняет регулирующую функцию: сохраняет нравственный характер ценностей, исповедуемых учеными.

2. Выполняет инструментальную функцию, служит формулированию этических требований для потенциально реализуемого научного проекта.

Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки.

Точки зрения на взаимоотношения науки и этики:

1) Г. Маргенау (американский физик и философ): совместимость науки и техники (40-50 гг. XX века). Наука и научный метод сами по себе нейтральны. Сама этика должна сама стать научной (теоретичной). В 60-ые гг. он полагает, что на ученом лежит колоссальная ответственность, именно поэтому он нуждается в совете и руководстве гуманистики (этики).

2) Р. С. Коэн (американский философ), основной труд - “Этика и наука” (1974 г.): доминирующее влияние науки на этику. Полагает, что:

· научные открытия могут принуждать к принятию этических решений;

· они делают возможными некоторые этические решения;

· научные методы могут помочь в деле рационального контроля и этического планирования общественной и личной жизни;

· наука может предложить модель демократического образа жизни тем, кого такая модель интересует.

Вместе с тем отмечает серьезные расхождения науки и этики: сама по себе наука нейтральна, однако, современная наука, будучи ничем не связанной, опасна в той же мере, в какой могущественна и безответственна.

3) В. Вайскопф (физик, иностранный член Академии наук СССР). Основные труды: “Наука и этика” (1968 г.) и “Значение науки” (1970—1971 гг.). Основная идея: наука далеко не нейтральна в этическом плане, и поэтому на ученых ложится немалая доля ответственности за судьбы мира. Полагал, что ученый должен быть готов к встрече с результатами воздействия науки на общество; он должен быть осведомлен о социальных механизмах, приводящих к особым применениям научных результатов и к злоупотреблениям ими, должен стараться предотвратить злоупотребления и увеличивать пользу, приносимую научными открытиями. В. Вайскопф ставил острые проблемы, такие, как борьба ученых против гонки вооружений, необходимость их активного участия в гармонизации отношений человека и природы, однако, при этом, не знал, как осуществить решение этих проблем.

4) Ж. Моно (французский биолог): человеку присуща врожденная, записанная на языке генетического кода потребность в поиске смысла существования, которая породила все мифы и религии, все философские системы и саму науку. В этих системах мировоззрения человек находил свое место в природе. Однако современная наука разрывает связь человека с природой, поэтому вся этика, вся система предшествующих ценностей, перестает работать. Ж. Моно констатирует разрыв этики и науки: знание исключает всякое ценностное суждение, а этика вследствие своей необъективной сути навсегда исключается из области знания.

5) Г. Стент (американский генетик): конфликт между европейской наукой и европейской моралью. Мораль и наука имеют общую основу — человеческий разум, однако в западной культуре разум парадоксален, а потому, в нем возникает извечный конфликт между наукой и этикой – попытка сделать моральное поведение рациональным и объективно правильным. Выход он видит в подавлении разума в раннем детстве, что в общем влечет разрушение основ этики и науки.

6) В. А. Энгельгардт (советский отечественный философ): наука сама по себе не создает этических ценностей, она создает лишь одну ценность - знание, которое, преодолевая незнание, вызывает упорядоченность в наших представлениях.

7) А. А. Малиновский (советский отечественный философ): этические ценности играют большую роль в развитии самой науки, способствуя увеличению ее эффективности.

8) Н.В. Мотрошилова (отечественный философ): подчеркнула необходимость выявить, способна ли наука к внутреннему гуманистическому самоконтролю, заключается ли гарантия гуманизма в самом занятии научной деятельностью, или же сама наука не производит ни добра, ни зла, а решающее значение имеет та или иная внешняя сила, находящаяся за пределами установок и технологии научного поиска, как такового, и регулирующая деятельность ученого.

9) В. Ж. Келле (отечественный философ): подчеркивал, что наука может развиваться, ориентируясь лишь на бесконечный процесс продуцирования знания, на то, что знание “безразмерно”; в этом заключается нейтральность науки по отношению к добру и злу, ее внутренняя этическая стерильность.

10) Э. Г. Юдин (отечественный философ): причастность науки к целям человека порождает ее связь с нравственностью и ценностями, поскольку высшими регуляторами системы целей являются именно ценностные и нравственные принципы. Проблема в том, что сама по себе наука как система теоретического знания не содержит внутри себя универсальной шкалы ценностей и нравственных норм; вследствие этого разрабатываемые ею теоретические программы деятельности так или иначе корректируются со стороны реально действующих в обществе шкал подобного рода (прежде всего, конечно, социально-классовых факторов).

11) В.С. Степин: идеал ценностно-нейтрального исследования трансформировался от классической к постнеклассической рациональности, что особенно заметно при изучении исторически развивающихся и зачастую уникальных систем, включающих в качестве компонента самого человека. Объективно истинное объяснение и описание применительно к "человекоразмерным" объектам не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений (наука включает в себя этику, так как имеет дело с человекоразмерными системами).

Резюме: вопрос об этическом измерении науки стал актуальным в XX веке в связи с бурным развитием научно-технического знания и его использованием в военной сфере, сфере образования, здравоохранения и пр. Современные философы фиксируют разрыв между научно-технологическим развитием общества и его духовно-нравственным развитием. Часть из них хоть и признает этическую нейтральность науки, но все же призывает создать контролирующие органы за внедрением научно-технических разработок. Другая часть обосновывает сближение науки и этики в связи с включением человека в саму науку (создание человекоразмерных систем). Р. Мертон вводит специальный термин – «этос науки», заключающий в себе систему моральных и познавательных норм, признанных научным сообществом в качестве определяющих и регулирующих поведение ученого императивов (универсализм, коллективизм, бескорыстие, организованный скептицизм).

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.