Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2018-01-03 | 1264 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Основные понятия: постнеклассическая наука, синергетика, кибернетика, аксиология, системный подход, антропный принцип, глобальный эволюционизм, коэволюция.
Постнеклассическая наука возникла в70-е гг. XX века. В это время возникает осознание того, что многие научные задачи невозможно решить вне комплексного подхода, без учета знаний других наук. Идет бурное развитие вычислительной техники, ЭВМ, развитие математического моделирования, микроэлектроники и нано технологий. Постнеклассическая наука усиливает, развивает те тенденции, которые заявили о себе на стадии неклассической науки. Вместе с тем, в ней четко прослеживается ориентация на человеческие, гуманистические ценности, происходит привязка науки к аксиологии, возрастает роль философского мышления в научном сообществе.
Постнеклассическую науку условно можно назвать интегральной наукой: от малого синтеза смежных дисциплин до масштабных объединений разных дисциплин и направлений научных исследований. Примерами таких новых интегральных научных направлений являются:
1) кибернетика как наука об управлении в неживых, живых, технических и социальных системах;
2) общая теория систем и синергетика как теория самоорганизации.
Существенную интегрирующую роль выполняют и такие общенаучные подходы и методы исследования как математизация научного знания, системный подход и эволюционно-синергетическая парадигма.
Предпосылки постнеклассической науки:
1.Разработка и реальное воплощение ядерного оружия, поставившие ребром аксиологическую проблематику науки (проблема социальной ответственности ученого за свои разработки).
2.Развитие цифровых технологий и компьютеризация науки вызывают, с одной стороны, соответствующие научные разработки, с другой стороны, оказывает сильнейшее воздействие как на развитие самой науки, ее методологии, так и самое широкое влияние на развитие общества.
|
3.Необходимость новой общенаучной парадигмы, рассматривающей в единстве живую, неживую природу и социальный мир.
4.Научные революции и новые открытия.
Специфика постнеклассической науки:
1) Представление о том, что Вселенная не стационарна, она расширяется, как следствие Большого взрыва. Между человеком и физическими параметрами Вселенной (постоянная Планка, последовательность Фибоначчи) есть непосредственная взаимосвязь (антропный принцип).
2) Мир – саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система (идея синергетики), включающая в себя другие системы, которые сопряжены и взаимно обусловлены (идея коэволюции).
3) Появление нового предмета исследования – сверхсложных человекоразмерных систем (медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии, в первую очередь, генетической инженерии, системы «человек-машина»).
4) Утверждение парадигмы целостности, согласно которой все мироздание - человек, биосфера, геосфера, космос, социум – представляют собой единую целостность, при этом человек находится не вне, а внутри изучаемого объекта.
5) В отношения связи субъекта и объекта в процессе познания актуальным становиться учитывать не только средства и способы деятельности субъекта, но и его ценностно целевые ориентации. Большое внимание в постнеклассической науке уделяется субъекту и субъектам познания (индивидуальным ученым с их ценностями, внутренним миром и коллективу ученых с их сложными коммуникациями).
6) Междисциплинарность исследования: если на предшествующих этапах наука была ориентирована преимущественно на постижение все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки все более определяют комплексные исследовательские программы (в которых принимают участие специалисты различных областей знания).
|
7) Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии — в том числе рационалистической (включая диалектико-материалистическую).
8) Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности. Эта особенность современной науки привела к тому, что работа с ее новыми теориями из-за высокого уровня абстракций вводимых в них понятий превратилась в новый и своеобразный вид деятельности. В науке резко возросло значение вычислительной математики (ставшей самостоятельной ветвью математики), так как ответ на поставленную задачу часто требуется дать в числовой форме. В настоящее время важнейшим инструментом научно-технического прогресса становится математическое моделирование.
9) Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках, поскольку философия способна соединять научно-теоретический и практически-духовный способы познания.
10) Все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизация» науки).
11) Укрепление и все более широкое применение идеи глобального эволюционизма. Эти идеи являются реальным основанием для объединения естественных и гуманитарных наук, что создает предпосылки для становления будущей науки, объединяющей науки о природе, обществе и человеке в единую науку о человеке.
Резюме: постнеклассический тип науки возник в 70-ые гг. XX. Считается, что к переосмыслению оснований науки привели не только научные революции в сфере хранения и передачи информации, но и социальные факторы (Вторая мировая война, поставившая ребром этические вопросы об ответственности ученых). Постнеклассическая наука стала более «человекоразмерной», т.е. в ней произошел синтез с антропологией и аксиологией (ценностями). Она нацелена на создание общенаучной картины мира, объединяющей естественные, социально-гуманитарные и технические науки. Развиваясь, наука проходит этап строгого объективизма, редукционизма, элементаризма и приходит с помощью философии к пониманию сложности, вариативности бытия, к ориентации на гармоничное существование человека, природы, общества и мира техники.
|
Вопросы для самопроверки и обсуждения.
1. Когда зародилась наука? Какие имеются точки зрения на проблему ее возникновения?
2. Какие этапы проделала наука на пути своего окончательного оформления в науку?
3. Каковы достижение восточной преднауки? Что не позволило ей стать собственно наукой?
4. Какую роль сыграла Древняя Греция в становлении теоретической науки?
5. Чем принципиально стала отличаться античная математика от математики древневосточных цивилизаций?
6. Какие принципы науки были заложены в Древней Греции?
7. Какой вклад внесла средневековая западная и арабская наука?
8. Какие авторы, идеи и учения повлияли на окончательное оформление науки?
9. Что составляет основу классической новоевропейской науки?
10. В чем заключалась сущность ньютоновского метода?
11. Является ли классический тип науки однородным по своим принципам и идеям?
12. Что составляет основу второго этапа классической науки? Какие учения повлияли на изменение основ классической науки?
13. Какие фундаментальные научные революции привели к переходу к неклассической науке?
14. Какие идеи и принципы формируют неклассическую науку?
15. Что такое постнеклассическая наука? Чем она принципиально отличается от классической и неклассической науки?
16. Какого рода причинность лежит в основании классической, неклассической и постнеклассической науки?
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!