Пенсации как синтеза биологического и социального факторов. Это — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Пенсации как синтеза биологического и социального факторов. Это

2017-12-12 188
Пенсации как синтеза биологического и социального факторов. Это 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основы специальной педагогики и психологии

Имело большое значение для развития. В процессы компенсации вклю-

Чаются и биологические, и социальные факторы.

Изучая детей с нарушениями развития, психологи пытались отве-

тить на вопрос: ≪В какой степени повреждена их психика и что имен-

но осталось у них из обычного инвентаря здорового ребенка?≫ Эти

Психологи ограничились отрицательной характеристикой физически

Дефективного ребенка (слепые, глухие и т. д.), они были частично пра-

Вы, так как речь шла об изучении судьбы тех функций, с которыми

Рождается ребенок на свет и которые у физически дефективного ока-

Зываются пострадавшими. Но оставаться на почве такой отрицательной

Характеристики нельзя. Это значило бы пропустить самое существен-

Ное. Рядом с отрицательной характеристикой дефективного нужно дать

И положительную.

В процессе приобретения опыта ребенок учится возмещать свои

природные недостатки. На базе натурального ≪дефективного поведе-

ния≫ возникают культурные приемы и навыки, компенсирующие де-

Фект и дающие возможность справиться с недоступными задачами

новыми путями (обходной путь). ≪Дефективное натуральное поведе-

ние≫ обрастает компенсирующим культурным, создается определен-

Ная культура дефекта, таким образом, физически дефективный полу-

Чает, кроме отрицательной характеристики, еще и характеристику

Положительную. Ее-то и должен изучать психолог.

Еще в 1905 году немецким психологом А. Адлером была заложена

Основа своеобразного учения о личности, которое многое поясняет нам

В развитии психики и поведения ребенка с отклонениями. Внимание

Адлера, тогда еще и врача, имевшего дело с заболеваниями внутрен-

Них органов, было обусловлено тем фактом, что больные, страдавшие

Серьезным заболеванием какого-либо органа, все же каким-нибудь

Образом справлялись с этим недостатком (проще всего дело обстоит

С парными органами, в других случаях схема сложнее). Многие из не-

Парных органов нашего тела могут быть поражены полностью. Одна-

Ко и в этом случае,- как показал Адлер, люди не только справляются

С этими нарушениями, возмещая врожденные недостатки, но даже

Частично сверхкомпенсируют их.

Основным механизмом компенсации и сверхкомпенсации наруше-

Ния является то, что оно становится центром внимания индивида и над

ним создается известная ≪психологическая надстройка≫, пытающаяся

Компенсировать природный недостаток настойчивостью, упражнени-

Ями и прежде всего известной культурой исправления этой нарушен-

ной функции (если она слаба) или других замещающих функций (если

Глава 3. Основные категории специальной педагогики и психологии 49

Она совсем отсутствует). В результате получается неожиданная карти-

На: человек со слабым зрением, которое не дает ему сравниться с дру-

Гими, делает его неполноценным, ставит это нарушение в центр своего

Внимания, направляет на него нервно-психическую деятельность, раз-

Вивает особое умение максимально пользоваться теми зрительными

Данными, которые он получает, и становится человеком, у которого

Зрение стоит в центре его работы. Нарушение, которое в первую оче-

Редь снижает психику, делает ее слабой, уязвимой, может служить сти-

Мулом к развитию, может и поднимать ее, делать ее более сильной.

При глухоте мимика перестает быть простым путем изображения

Эмоций, а становится важнейшим коммуникативным средством, пока

Более совершенные приемы (чтение с губ, тактильная речь) не заме-

Нят эту примитивную связь, также мы можем привести случаи ампу-

Тации конечностей. Человек может восстановить свою полноценную

Деятельность лишь с помощью искусственной конечности. Приучение

Пользоваться им перестраивало характер такого субъекта. В годы вой-

ны ≪психика протеза≫ указывала на ряд особенностей в пользовании

Этими искусственными руками и ногами.

Джеймс указывал: ≪Личность кончается не кончиком его пальца,

А носком ботинка, и ботинки, шляпа, одежда так же входят в состав

личности, как голова, волосы и ногти≫. Понятие культуры личности

Не кончается за пределами организма, а изучение культуры привычек

Дает материал к пониманию поведения. Многие физические дефекты

компенсируются ≪стратегией костюма≫, который принимается как до-


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.