Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Аутогенная тренировка в системе логопедических занятий

2017-11-22 1039
Аутогенная тренировка в системе логопедических занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

При заикании весь курс коррекционного воздействия пронизан прямым и косвенным психотерапевтическим воздействием в виде коллективных и индивидуальных психотерапевтических бесед. Каждому заикающемуся да­ются рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе в рамках под­держивающих логопедических занятий, аутогенной тренировки, повторе­ния элементов логопедической ритмики.

Курс аутогенной тренировки (АТ) включает в себя:

1) усвоение заикающимися основных приемов речевой саморегуляции;

2) отработку навыков локальной релаксации мышц, в которых возника­ет патологическое напряжение;

3) овладение сокращенными формулами самовнушения, приемами ак­тивной регуляции мышечного тонуса и использование навыков локальной релаксации в процессе речевой деятельности.

Эти задачи решаются в процессе поэтапного обучения приемам само­регуляции, речевых тренировок и бесед психотерапевтического и разъяс­няющего характера.

Одними из методических приемов являются «Формула спокойствия» и имаготерапия (разработаны А. Т. Лубенской).

Обучая заикающихся навыкам саморегуляции, особое внимание необ­ходимо уделять тому, чтобы у пациентов были расслаблены мышцы лица, шеи, плечевого пояса, рук; зубы должны быть разомкнуты, губы - рас­слаблены, вялы, рот приоткрыт. Наступление состояния полного покоя, свя­занное с расширением сосудов, расслаблением мышц и вызывающее по­гружение пациентов в легкую дремоту, соединяется со словом (символом) «пять». И только после этого можно приступать к речевым тренировкам.

Занятия специального курса ATпроводятся по следующей схеме:

1. Расширенная формула спокойствия.

2. Произвольная регуляция мышечного тонуса.

3. Речевая тренировка.

4. Расширенная формула спокойствия.

5. Двигательные упражнения.

6. Самоотчеты больных.

Весь курс ATзанимает около 2-х месяцев и делится на 3 этапа:

1 этап - 12 - 14 коллективных занятий;

2 этап - 18 - 20 коллективных занятий;

3 этап - 8 - 10 коллективных занятий.

Это деление происходит вследствие учета постепенного усложнения материала. Например, на втором этапе работы «Расширенная формула спокойствия» заменяется «Сокращенной»: «Успокаиваюсь. Отдыхаю. Ды­хание. Сердце. Успокаиваюсь. Отдыхаю». На последнем этапе работы «Со­кращенная формула спокойствия» и все формулы, направленные на рас­слабление, заменяются «Краткой формулой спокойствия»: «Спокоен. Со­бран. Сосредоточен». Каждая формула вслед за ведущим повторяется тре­нирующимися мысленно 3 раза. Все предлагаемые больным упражнения перемежаются самовнушениями. Постепенно изменяются условия рабо­ты. Если на первом этапе заикающиеся располагаются в креслах, то в даль­нейшем, при автоматизации навыков саморегуляции в процессе речевой деятельности, тренирующиеся работают стоя и в движении.

Эти изменения дают возможность сблизить «обыгрываемые» ситуации с обычными условиями общения.

Занятия заканчиваются двигательными упражнениями, которые позволя­ют осуществить постепенный переход к нормальному мышечному тонусу.

В каждую коллективную тренировку входят также вступительная и зак­лючительная беседы. Во вступительной беседе ведущий сообщает трени­рующимся план занятий, в заключительной - подводит итоги, выясняются жалобы и даются задания для самостоятельной работы.

В ходе речевых тренировок заикающиеся постепенно переходят от мыс­ленного проговаривания к шепотной и громкой речи, от коллективной ра­боты к индивидуальной и от сопряженного проговаривания речевого ма­териала к спонтанной речи и к публичным выступлениям.

На первом этапе заикающиеся осваивают основные приемы саморегу­ляции: расширенную формулу спокойствия, навыки релаксации и управ­ления вазовегетативными реакциями (дыханием, ритмом сердечной дея­тельности, сосудистым тонусом). Больным при этом внушается ощуще­ние тепла в верхних конечностях и в подложечной области. Овладение эти­ми навыками особенно необходимо той группе заикающихся, которые свя­зывают заикание с субъективным ощущением напряжения в груди, с не­достаточностью речевого дыхания.

Так, например, первое занятие 1 этапа начинается со вступительной бе­седы, в которой ведущий рассказывает о содержании расширенной фор­мулы спокойствия и о связи речевого, эмоционального и мышечного со­стояния человека. Затем заикающиеся переходят к тренировке навыков са­морегуляции.

Ведущий медленно, негромко произносит расширенную формулу спо­койствия:

Я успокаиваюсь, я отдыхаю, дыхание ровное, спокойное, ритмичное, сердце бьется ровно, спокойно, ритмично, я успокаиваюсь, я отдыхаю.

Произнося эти формулы, тренирующиеся сосредоточиваются на тех функциях и ощущениях, о которых идет речь. Затем заикающимся предла­гается переключить внимание на правую руку (для левшей - на левую). Ведущие даются формулы:

- напрягаю правую руку (1 раз),

- напрягаю кисть (3 раза),

- напрягаю предплечье (Зраза),

- напрягаю плечо (3 раза),

- правая рука напряжена (1 раз).

При этом тренирующиеся сжимают пальцы в кулак, напрягают мышцы рук в соответствии с инструкциями, повторяя мысленно за ведущим са­мовнушение. Связав состояние напряжения с его словесным обозначени­ем, тренирующийся произвольно расслабляет правую руку:

- расслабляю правую руку (1 раз),

- расслабляю плечо (Зраза),

- расслабляю предплечье (3 раза),

- расслабляю кисть (Зраза),

- правая рука расслаблена (1 раз).

Наступившее расслабление фиксируется в мышечной памяти боль­ного путем соотнесения релаксации со словом. Соотнесение слова с реальным ощущением способствует созданию условно-рефлекторной связи, которая в будущем обеспечит реализацию мышечных реакций в ответ на самовнушение.

Уже на третьем коллективном занятии тренирующиеся вызывают расслаб­ление правой руки при помощи самовнушения. На этом же занятии вызы­вается ощущение тяжести в правой руке. На четвертом и пятом занятиях те же ощущения вызываются последовательно в правой, а затем в левой руке.

Затем заикающиеся обучаются формулам самовнушения, которые на­правлены на расслабление мышц брюшного пресса, грудной мускулатуры, а также формулами, обеспечивающими регуляцию сосудистого тонуса.

С этой целью используются следующие самовнушения:

- правая рука расслабляется,

- мои руки расслабляются,

- руки наполняются теплом (отрабатывается на 6 - 7-ми коллективных занятиях),

- легкое приятное тепло в области солнечного сплетения (отрабатыва­ется на 8 - 10-ти коллективных занятиях),

- все тело наполняется теплом,

- лоб приятно прохладен (отрабатывается на 5 - 6-ти коллективных за­нятиях),

- тепло струится вверх,

- грудь наполняется теплом,

- мышцы груди и плечевого пояса расслабляются (отрабатывается на 11-13-ти коллективных занятиях).

Для усиления яркости вызываемых ощущений больным предлагается пред­ставление тех ситуаций, для которых характерно вызываемое ощущение.

Например, при вызывании тепла в руках тренирующимся рекоменду­ется представить себя греющим руки у костра, на солнце, в теплой воде и т.д. При этом каждому необходимо обращаться к той ситуации, которая для него наиболее привычна.

На первом этапе тренировки часто используются такие формулы вну­шения: «С каждым днем, с каждым занятием ВАШИ самовнушения реа­лизуются ВСЕ БЫСТРЕЕ И БЫСТРЕЕ». «С каждым днем, с каждым заня­тием ощущения, вызванные ВАШИМ СЛОВОМ, ВАШИМ СОБСТВЕННЫМ СЛОВОМ, становятся все более четкими, яркими, привычными».

Функциональные тренировки начинаются с первых занятий, но носят еще пассивный характер.

Речевая работа первого этапа проводится по следующему плану:

1. Работа над темпом и ритмом речи.

2. Работа над мягким вводом в речь и речевым дыханием.

Речевым материалом служат вначале формулы самовнушений, которые тренирующиеся повторяют мысленно за ведущим. С 6 - 7 занятия мате­риалом являются специально подобранные тексты, которые предваритель­но отрабатываются на логопедических занятиях.

Учитывая, что дыхание человека, находящегося в состоянии релаксации, значительно укорачивается, заикающимся вначале предлагаются стихотво­рения с длиной строки, не превышающей 4 - 5 слогов (А.С. Пушкин «Аде- ли»). По мере возрастающей речевой активности и приближения к состо­янию клинического бодрствования дыхание их удлиняется, в результате чего они получают возможность проговаривать на одном выдохе стихотворную строку в 7 - 9 слогов (М. Светлов «Гренада»; Д. Самойлов «Названья зим»).

Полученные на ATнавыки закрепляются на логопедических занятиях. Таким образом, речевой материал проходит три ступени обработки: лого­педическое занятие - AT- логопедическое занятие. Это позволяет сразу же активизировать полученные навыки.

Второй этап является очень важным как в психотерапевтическом, так и в речевом плане.

В процессе тренировок на этом этапе решается одна из частных задач саморегуляции - отработка навыков локальной релаксации групп мышц, в которых возникает судорожность. Работа приобретает характер направ­ленной органотренировки по группе «Речь».

Занятия на втором этапе строятся по следующему плану:

1. Вступительная беседа.

2. Расширенная формула спокойствия.

3. Расслабление верхних конечностей, брюшного пресса и грудной мус­кулатуры.

4. Формула спокойствия.

5. Гетерогенные внушения, направленные на усиление терапевтическо­го эффекта самовнушений.

6. Представление трудной речевой ситуации.

7. Формула спокойствия.

8. Речевая тренировка.

9. Расширенная формула спокойствия.

10. Гетерогенные внушения, фиксирующие речевые достижения трени­рующихся и утверждающие возможность их реализации в обычных жиз­ненных ситуациях.

11. Двигательные упражнения.

12. Заключительная беседа.

13. Отчеты больных.

Условие проведения речевых тренировок несколько изменяются: трени­рующиеся начинают на втором этапе работать с открытыми глазами.


Основная особенность этого этапа заключается во введении представ­лений патогенных речевых ситуаций, в удлинении и усложнении речевых тренировок и в закреплении речевых достижений заикающихся путем ге­терогенных внушений. Правомерность использования приема представле­ний для выработки новых форм реагирования на патогенные в прошлом ситуации опирается на положения, которые были высказаны Валуевой М.Н. (1967). А именно: представление эмоционально окрашенных ситуаций спо­собно вызывать у индивида эмоциональные и вегетативные сдвиги, ана­логичные возникающим в реальной обстановке.

Представление трудной для заикающихся речевой ситуации создается за счет ее вербализации. Ярким образным языком ведущий рисует сло­весный портрет патогенной речевой ситуации.

Например, предлагаемая ситуация - посещение магазина. Ведущий обра­щается к заикающимся: «Ваша задача - пройти по отделам, посмотреть, что есть на прилавке. Вы подходите к одному отделу, затем к другому... Выбирае­те, что вам нужно купить, и подходите к кассе... Занимаете очередь... Впереди вас два человека. Вы - третий. Очередь продвигается... Вы слышите голос кас­сира. Она говорит громко, нетерпеливо... Это волнует вас... Вы чувствуете (да­ется описание состояния волнения). Почувствовав привычное для этой ситу­ации волнение, вы успокаиваете себя, обращаясь к формуле спокойствия».

Как только в самоотчетах появляются записи об успешном преодоле­нии волнения, перед заикающимися ставится задача повышенной сложно­сти: представить ситуацию и себя в роли АКТИВНОГО собеседника.

Например, та же ситуация. Задача: «Воспользовавшись формулами са­мовнушения («спокоен», «совершенно спокоен» и пр.) обратиться к кас­сиру, назвав необходимую сумму.

Представления новых форм эмоционального и речевого реагирования вначале закрепляются на логопедических занятиях, а затем актуализируются на функциональных речевых тренировках и в обычных жизненных ситуаци­ях. Таким образом, используется ступенчатая система контроля и подкреп­ления (представления - логопедические занятия - функциональные трени­ровки в реальных условиях - представления). Она позволяет добиться по­степенного угасания невротических и вазовегетативных реакций, характер­ных для данной личности, и разрушения патологических условных связей между эмоциональными, речевыми реакциями и патогенными ситуация­ми.

Для преодоления судорожности речедвигательного аппарата заикающи­еся используют приемы локальной релаксации. Их цель - обеспечить воз­можность самостоятельной регуляции тонуса мышц артикуляционного и вокального аппаратов.

При этом тренирующимся предлагают следующие самовнушения:

- мышцы глотки расслабляются,

- язык расслабляется,

- нижняя челюсть расслабляется,

- чувствую легкое приятное тепло в задней стенке глотки и в корне языка.

В речевом плане это этап напряженных речевых тренировок различной

сложности.

Новым является то, что речевой материал готовится к логопедическим занятиям на AT, представления направлены на выработку новых речевых

стереотипов, преодоление логофобии.

Во время тренировок заикающиеся постепенно переходят от легкого дре­мотного состояния к клиническому «бодрствованию», от мысленного про- говаривания - к активной речевой деятельности.

Речевые тренировки второго этапа проходят по следующей схеме:

1. Выработка новых речевых стереотипов (переход от мысленного про- говаривания к сопряженно-отраженной и шепотной речи).

2. Закрепление речевых навыков, выработанных на первом занятии ATи на логопедических занятиях (коллективное чтение текстов, шепотная речь, переходящая в громкую).

3. Подготовка к логопедическим занятиям, одновременная работа всех членов группы (речь громкая).

4. Индивидуальные выступления (речь громкая).

Речевой материал постепенно усложняется. Заикающиеся выступают с чтением текстов, отрабатываемых ими для логопедических занятий, уча­ствуют в импровизации по предложенной теме. В конце занятий, в ходе гетерогенных внушений, ведущий обязательно обращает внимание заика­ющихся на свободу речевого акта.

Для автоматизации навыков саморегуляции на данном этапе вводятся физкультминутки - небольшой комплекс физических упражнений, вызы­вающий повышение общего мышечного напряжения, изменение ритма дыхания и сердечной деятельности.

После зарядки с помощью формул самовнушения тренирующиеся са­мостоятельно нормализуют свое состояние, обеспечивая возможность ре­чевого общения. Для проведения внушений и самовнушений они вновь погружаются в состояние релаксации.

На третьем этапе в ходе аутогенных тренировок заикающиеся овладе­вают сокращенными формулами самовнушения, приемами активной ре­гуляции мышечного тонуса и активизации навыков локальной релаксации в процессе речевой деятельности.

Расширенная формула спокойствия заменяется короткими формулиров­ками: «Спокоен, собран, сосредоточен». Формулы, направленные на рас­слабление отдельных мышечных групп заменяются короткими самовну­шениями: «Живот, грудь, горло, челюсть, губы, язык расслаблены».

На этом этапе вводятся индивидуальные самовнушения, направленные на преодоление болезненного отношения к речевому дефекту, к собесед­нику или к аудитории, которое характерно для данного индивида.

В ходе речевых тренировок третьего этапа полученные навыки саморе­гуляции активно используются в процессе речевой деятельности. С этой целью тренирующимся предлагается вступать в короткие речевые контак­ты - диалоги вначале с ведущим, позже с товарищами по группе. Заикаю­щиеся отвечают на поставленные вопросы, разыгрывают сценки с пред­ложенным здесь же сюжетом, тренируют речевые навыки на фоне пред­ставления патогенных речевых ситуаций, готовятся к публичным выступ­лениям. При этом они встают, садятся и снова встают, переходят от груп­пы к группе. Осуществление плавной речи на фоне несколько сниженно­го мышечного тонуса и состояния эмоционального равновесия обычно не вызывают затруднения.

Речевые тренировки третьего этапа проходят по следующему плану:

1. Речевая зарядка (коллективное чтение текстов).

2. Индивидуальная работа - тренировка речевых навыков на фоне пред­ставлений трудных речевых ситуаций.

3. Коллективная работа - короткие речевые контакты.

4. Физкультминутка. Использование навыков локальной релаксации.

5. Коллективная работа.

Методика проведения аутогенной тренировки существенно зависит от возраста заикающихся. Для взрослых заикающихся рекомендуется овладе­ние специализированной аутогенной тренировкой в полном её объёме, в то время как дети дошкольного возраста овладевают, как правило, лишь элементами мышечной релаксации (см. приложение).


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.