Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Второй этап - формирование дыхательных кинестезий и увеличение объема дыхания

2017-11-22 761
Второй этап - формирование дыхательных кинестезий и увеличение объема дыхания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Использование аппарата Фролова позволяет:

1) активизировать дыхательные ощущения, используя слуховые опоры;

2) формировать устойчивый и более длительный физиологический выдох;

3) вырабатывать периодичность выдоха, стремясь к уменьшению коли­чества выдохов в единицу времени;

4) развивать силу физиологического выдоха.

Для реализации этих задач Г. В. Дедюхиной разработан комплекс дыха­тельных упражнений.

Упражнение № 1 направлено на создание положительного эмоционально­го настроя на работу с аппаратом и активизацию дыхательных кинестезий.

Логопед знакомит ребенка с аппаратом В.Ф. Фролова (дует - баночка булькает), затем предлагает малышу подышать в трубочку. На первых по­рах результативным будет считаться любое движение (вдох или выдох), про­изводящее шум. Если малышу удается вызвать булькающие звуки (в соот­ветствии с принципом работы аппарата, булькающие звуки производятся толь­ко на выдохе), необходимо закрепить их поощрением, речевым сопровожде­нием. Продолжительность упражнения не должна превышать 1 - 3 мин. Уси­ление дискинезов мышц языка, глотки, гортани на начальном этапе рабо­ты затрудняет фиксацию дыхательных ощущений. Поэтому количество за­нятий варьируется от 3 до 6 (8) в зависимости от возраста и типа дискине- зов. На втором занятии логопед закрывает турундами носовые ходы, ис­ключая носовую эмиссию воздуха.

Упражнение № 2 направлено на активизацию физиологического выдо­ха, формирование лабиальной позы губ.

Логопед побуждает ребенка к дыхательным движениям заданной час­тоты (частота физиологического дыхания ребёнка устанавливается путём подсчёта количества выдохов в минуту), используя пассивные движения губ. В соответствии с дыхательным ритмом малыша он фиксирует указа­тельный и большой пальцы в углах губ, вытягивает их, побуждая плотнее зажать ротодержатель. Таким образом, формируется синхронизация вы­доха с артикуляцией. Одним из условий успешного выполнения этого уп­ражнения является исключение ротовой эмиссии воздуха (носовые ходы должны быть закрыты турундами). Это условие сохраняется при выпол­нении упражнений № 3, № 4. Продолжительность упражнения 2 - 4 мин. Количество занятий варьируется от 6 до 12.

Упражнение № 3 направлено на формирование устойчивой периодич­ности выдоха.

Необходимым условием его выполнения является увеличение количе­ства устойчивых дыхательных движений (без дискинезов) и контрольные стимулы в виде их пересчета логопедом. Если ребенок уверенно удержи­вает ротодержатель губами, надо обращать его внимание на движения щек при дутье (щеки надуваются), т.е. побуждать дуть сильнее, чтобы воздух заполнял всю резонаторную полость рта. На последующих этапах при ду­тье ребенок не надувает щеки (это является одним из основных условий формирования целенаправленной воздушной струи). Продолжительность упражнения 3 - 5 мин. Количество занятий от 8 (10) до 16 (18).

Упражнение № 4 направлено на развитие силы физиологического вы­доха. Это достигается за счет увеличения объема воды в цилиндре аппара­та (от 20 до 25 - 30 мл), замены воды на жидкие кисели (крахмал + вода).

Основные задачи - расширение объема выдыхаемого воздуха и увеличе­ние продолжительности выдоха. Успешная их реализация способствует ак­тивизации ротового вдоха за счет увеличения объема вдыхаемого воздуха. Продолжительность упражнения 2 - 5 мин. Количество занятий от 10 до 20.

Степень сформированности ротового дыхания на каждом из четырех эта­пов работы можно оценить, используя игровой прием «Рыбка» («Беге­мот»): ребенок дышит широко открытым ртом, язык находится в полости рта. Логопед фиксирует количество дыхательных движений (без дискине- зов, придыхания, стридора).

На последующих этапах работы используется разнообразный инстру­ментарий, обеспечивающий выработку дыхательных кинестезий с помо­щью зрительных опор (трубочек для коктейля, вертушек, шарика для пинг- понга, султанчиков, ватных шариков и др.).

Результатами коррекционной работы с использованием аппарата В.Ф. Фролова являются:

- формирование произвольности дыхательных движений;

- снижение их частоты от 55,7 до 15 (средние показатели);

- увеличение продолжительности выдоха в среднем от 0,5 сек до 4 сек (средние показатели);

- удлинение времени фонации, позволяющее регулировать её громкость;

- активизация небно-глоточного смыкания, способствующего уменьше­нию носовой эмиссии воздуха;

- формирование лабиальной позы губ, необходимой для формирова­ния целенаправленной воздушной струи;

- увеличение количества свободных дыхательных движений (ротовое ды­хание без придыхания, дискинезов) от 1 - 2 до 4 - 5;

- координация дыхания, фонации и артикуляции;

- улучшение общей разборчивости речи.

Технология коррекции дыхания при ринолалии

Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей рабо­ты с ребенком, имеющим ринолалию. А.Г. Ипполитова считает возможным и необходимым начинать эту работу еще до операции, создавая предпосылки для формирования правильной речи. В основе предлагаемой А.Г. Ипполи- товой системы работы лежит использование физиологического дыхания, об­разование физиологически естественных, ненапряженных дифференциро- вок речевых движений. Наиболее продуктивным для формирования правиль­ной речи является диафрагмальное (нижнереберное) дыхание.

Логопедическая работа до операции

А.Г. Ипполитова выделяет 2 периода в работе по коррекции произноситель­ной стороны речи в целом и формированию речевого дыхания в частности:

I. Подготовительный период.

II. Основной период.

I. Подготовительный период

Основная цель занятий: формирование правильного речевого дыхания параллельно с освоением артикулем.

Период можно условно разделить на два этапа.

1. Формирование речевого дыхания

Работа ведётся по следующим направлениям.

1) Формирование диафрагмального (нижнереберного) дыхания.

В начале обучения необходимо определить вид физиологического ды­хания ребенка, положив свою ладонь на боковую поверхность выше его талии. Если дыхание ребенка нижнереберное, логопед приспосабливает свое дыхание к ритму его дыхания и начинает работу. Если же у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, следует попытаться вызвать ниж­нереберное дыхание по подражанию. Для этого можно приложить ладонь ребенка к себе на бок и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер логопеда и подражая ему, переключа­ется на нижнереберное дыхание.

2) Дифференциация ротового и носового дыхания.

С появлением правильного спокойного дыхания при закрытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания. Необходимо объяснить ученику, что существуют различные виды вдоха и их сочетания. После такого объяснения ребенку предлагается проделать конкретные дыха­тельные упражнения, последовательность выполнения которых А.Г. Ипполи- това предлагает фиксировать рисунками в таблице и в тетради ребёнка:

Вдох (рисунки) Выдох (рисунки)
Нос Нос
Рот Нос
Нос Рот
Рот Рот

 

Цель этих упражнений:

- закрепить диафрагмальный вдох и постепенный спокойный выдох;

- сформировать основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха.

Формирование речевой паузы при дыхании происходит спонтанно, так как ребенок задерживает выдох, обращая внимание на то, как нужно осу­ществить выдох: через нос или рот при переходе от вдоха к выдоху. При дальнейшем обучении произношению гласных и согласных звуков эта па­уза будет постепенно увеличиваться и закрепляться. А с переходом к сло­говым сочетаниям, словам и фразам она полностью нормализуется, что обеспечит правильное речевое дыхание.

Во время таких упражнений необходимо приучать ребенка к ощуще­нию проходящей по слизистым оболочкам ротовой и глоточной полости направленной струи воздуха во время вдоха и выдоха.

Направление выдыхаемой через рот струи воздуха контролируется дви­жением ватки, положенной на гладкую поверхность бумаги или ладони, под­несенной ко рту при выдохе, чтобы ребенок мог видеть направление ее дви­жения и корригировать это направление в соответствии с указаниями лого­педа. Такой выдох, ни в коем случае не отождествляемый с выдуванием, формирует направленность полного, спокойного ротового выдоха.

А.Г. Ипполитова не считает нужным проводить каких-либо специаль­ных упражнений по развитию дыхания (сдувание ватки, надувание мягких резиновых игрушек и т.п.), часто применяемых в логопедической практи­ке, так как все виды такого дыхания к речи отношения не имеют. Кроме того, эти упражнения часто выполняются ребенком с напряжением, кото­рое для речи вредно, так как оно может иррадиировать на весь мышеч­ный комплекс речевого аппарата и тем самым затруднять артикуляцию.

2. Формирование длительного ротового выдоха при реализации арти- кулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих со­гласных звуков

Особенность работы состоит в том, что развитие речевого дыхания про­водится одновременно с развитием артикуляционного праксиса. Все уп­ражнения по созданию артикуляций звуков являются одновременно обу­чением ротовому выдоху, т.е. служат приёмом воспитания речевого дыха­ния и гимнастикой для речевого аппарата.

Внимание ребенка постоянно фиксируется на направлении речевого выдоха и на положении органов артикуляции при выдохе.

Для организации правильного ротового выдоха необходимо изменить положение языка в полости рта. Особое внимание уделяется положению кончика языка, который на первых порах необходимо удерживать у ниж­них резцов при подготовке артикулем всех гласных звуков. Этот прием по­зволяет увеличить объем ротовой полости и тем самым обеспечить воз­можности для прохождения воздушной струи через рот.

Уже при разучивании видов вдоха и выдоха внимание ребенка сразу же обращается на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кон­чик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать, как при по­зевывании. При этом корень языка должен быть опущен. Если передвиже­ние кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает корень языка, можно временно допустить высовывание языка между зубами или нажать на корень языка шпателем (последний применяется в крайнем случае).

Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью сни­мает носовой оттенок в том или ином звуке, а впоследствии и во всей речи.

П. Основной период

Цель занятий этого периода та же, что и в подготовительном: формиро­вание правильного речевого дыхания параллельно с освоением артикулем.

Период можно условно разделить на этапы.

1. Включение голоса при длительном ротовом выдохе

Работа по озвончению фрикативных звуков проводится до формирова­ния глухих взрывных звуков, т.к. все изученные артикулемы реализуются при одинаковом длительном ротовом выдохе.

Включение голоса можно отработать на артикуляциях гласных звуков, но целесообразнее начать с озвончения согласного. Нужно проследить раз­ницу в движении гортани при произнесении глухого звука (ф) и звонкого (в) с помощью тактильно-вибрационного контроля.

2. Формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков

Необходимо обратить внимание ребёнка на мгновенность и порывис­тость выдыхаемой струи. Овладение этим видом выдоха проходит при фор­мировании звуков [п, б, т, д, к, г]. Подготовительным упражнением к ко­роткому выдоху служит тренировка выдоха на артикулеме «й»

3. Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдо­ха при формировании произношения группы сонорных звуков и аффрикат

Необходимо следить, чтобы выдох осуществлялся через рот. Например, при отработке звука [л] направление воздушной струи следует проверять по обеим сторонам ротовой полости, т.к. этот звук смычно-проходной. Ко­роткий активный выдох во время произнесения звука [ц] ребёнок может ощутить своей рукой, приложив пальцы к углам рта логопеда, а затем ксвоим. Ротовой выдох отсутствует при произнесении носовых звуков [м], [н], поэтому рекомендуется изучать их позже, чтобы не препятствовать ус­тановлению правильного ротового выдоха.

Особенности логопедической работы после операции

В послеоперационном периоде работа по формированию речевого дыха­ния продолжается: закрепляются и совершенствуются усвоенные навыки, вы­рабатываются необходимые новые. Дозировка занятий и их длительность ва­рьируются, хотя принципы и методика проведения остаются одинаковыми.

Учитываются такие факторы:

1) результаты операции;

2) время поступления на логопедические занятия после уранопластики;

3) методики, по которым проводилась логопедическая работа в доопе- рационном периоде.

4) результаты логопедической работы до операции.

Если до операции логопедическая работа велась, но чистоты речи добить­ся не удалось, а после операции носовое звучание не исчезло, или же коррек­ция речи началась только после операции, то и работа над дыханием начнётся по описанной выше системе дооперационной логопедической работы.

А.Г. Ипполитова рекомендует логопеду после окончания курса занятий длительное время продолжать контакт с ребёнком, т.к.:

1) проводятся косметические операции;

2) изменяется голос в период полового созревания.

Н.В. Червякова начинает работу по коррекции дыхания с обучения на­правленному дутью, так как у детей с расщелинами воздух при выдохе уте­кает в нос. Дети запоминают ощущение направленного воздушного пото­ка через рот и могут затем его воспроизвести при выполнении дыхатель­ной гимнастики. Обучение направленному дутью начинают с «поплёвы­вания»: ребенок слегка высовывает кончик языка между зубами, придер­живая губами, а затем старается выплюнуть его. Язык при этом подвинут вперед, а кончик его высунут минимально, что вынуждает сильнее напря­гать губы и создаёт более тонкие движения. Чтобы облегчить усвоение уп - ражнений, на первых занятиях можно пальцами зажать крылья носа. Уп - ражнения повторяют 6 - 8 раз подряд 3 - 4 раза в день. Направленный воздушный поток обеспечит в дальнейшем достаточное внутриротовое дав­ление воздуха для образования согласных звуков.

Для умения удерживать воздух в ротовой полости учат надувать щеки. Нецелесообразно до операции применять широко известные, но требую­щие повышенных усилий упражнения: катать карандаш по столу выдувае­мой струёй воздуха, надувать шарики, дуть в соломинку. Они увеличивают напряжение лицевой и глоточной мускулатуры, усиливают гримасы, уско­ряют выдох. Главная цель в этот период - получение пусть слабой, но со­знательно направленной воздушной струи для формирования звуков речи.

Для дыхательных упражнений используют легкие предметы: кусочки ваты, полоски бумаги, пух и т. д.

Овладение направленной воздушной струёй позволяет перейти к непос­редственно дыхательным упражнениям. Вначале ребенок, лежа на кушетке, учится вдыхать через нос «полный живот» («надуть мяч») воздуха и плавно выдыхать его через рот холодной струёй («мяч сдулся»). Точность выполне­ния упражнения контролируют ладонями: одна лежит на груди, вторая - на животе. Затем учатся дышать животом в положении сидя, стоя, на ходу.

После овладения достаточно длинным диафрагмально-реберным выдохом можно приступать к постановке гласных звуков и вокальным упражнениям.

После операции логотерапия начинается на 15 - 16 день.

Первые занятия продолжаются 5 минут и содержат определённую до­зировку.

Первый день: дыхательные упражнения выполняются лёжа, чередуя бес­шумный вдох и удлинённый выдох через рот и нос. Дыхание сочетается с движениями рук, ног, головы. Постоянно контролируется диафрагмально- реберное дыхание.

Второй день: выполняются те же дыхательные упражнения, но в поло­жении «сидя».

Третий день: выполняются дыхательные упражнения в положении «лёжа», «сидя», с сопровождением их движениями конечностей и головы.

Четвёртый - шестой дни: занятия удлиняются до 10 минут, используется прежний комплекс с добавлением дутья на ватку, в пузырёк, а также выдо­ха на широкий высунутый язык.

Седьмой - пятнадцатый дни: дыхательные упражнения выполняются в положении «лёжа», «сидя», «стоя». Вырабатывается направленная воздушная струя.

Работа над дыханием продолжается и после снятия защитной пластин­ки, месяц закрывающей нёбо после выписки из стационара.

Таким образом, логопедическая работа по формированию речево­го дыхания при ринолалии ведётся и в дооперационный, и в послеопе­рационный периоды. Работа после уранопластики строится с учётом дооперационной работы и эффективности операции. Методы работы модифицируются в зависимости от особенностей речи пациента и с учётом его психического статуса.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.