Технология коррекции ритмической стороны речи при ринолалии — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Технология коррекции ритмической стороны речи при ринолалии

2017-11-22 1668
Технология коррекции ритмической стороны речи при ринолалии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ритмическая сторона речи при ринолалии является наиболее сохранной.

Но так как ритмическая способность является универсальной категори­ей и рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновре­менно условия реализации различных видов деятельности - речевой, ин­теллектуальной и др., работа над ритмом всегда актуальна.

Специалисты не выделяют работу над ритмом при ринолалии в от­дельное направление, а ведут её в основном в процессе коррекции зву­копроизношения, отрабатывая ритмико-слоговую структуру многослож­ных слов, и коррекции интонационной стороны речи (см. раздел 5, пар. 3 «Технология формирования интонационной выразительности речи при ринолалии»).

Г.В. Дедюхина предлагает технологию развития ритмической способно­сти в виде пошаговых программ, которые можно использовать и в логопе­дической работе с детьми, имеющими ринолалию.

Автор указывает, что двигательный ритм оказывает организующее вли­яние на становление речевых механизмов, а опора на максимальную реа­лизацию функциональных возможностей двигательно-кинестетического анализатора является необходимым условием в осуществлении межана­лизаторного взаимодействия, в ходе формирования ритмов различной мо­дальности, координации и трансформации ритмических моделей.

В предлагаемой технологии используется последовательность форми­рования ритмических моделей от построения ритмического ряда к метру, темпу и ритмическому рисунку.

Пошаговые программы представлены упражнениями, которые распре­делены по этапам в соответствии с механизмом формирования ритмичес­ких моделей.

Первый этап. Организуется движение, которое, в свою очередь, сопро­вождает восприятие музыкального звучания, зрительных образов, речи. Опора на различные модальности (слуховую, зрительную, тактильную и др.) со сменой доминанты является обязательным условием выполнения каждого упражнения. Многочисленные межанализаторные связи, которые формируются при организующей роли движения, составляют базу для бо­лее сложных операций. Представления о ритмической модели формиру­ются в тесной связи с развитием ориентировочной основы деятельности.

Второй этап. Построение комплексных ритмических моделей основыва­ется на интегративных связях, обеспечивающих устойчивые слухопроизно- сительные, речедвигательные, зрительно-двигательные, двигательно-слуховые координации. Формирование основных компонентов речевого ритма - тем­па и метра - проводится на уровне звука (фонемы), слога, фразы. Выделе­ние паузы и ритмического ударения в ряду звуков и слогов, смыслового цен­тра фразы позволяет рассматривать их как ритмические модели.

Третий этап. Фонемы и слоги рассматриваются как знаки, ритмическая последовательность которых составляет слогоритмическую и звукослого- вую структуру слова. Данная работа осуществляется в соответствии с уров­нем развития фонематических представлений и благодаря фонематичес­кому анализу. Необходимым условием усвоения звукослоговой структу­ры, выделения морфологических признаков слова является выделение ак­центированного слога.

Реализация каждой пошаговой программы в структуре логопедическо­го занятия осуществляется в соответствии с его целями и задачами. Тако­выми могут быть:

• развитие звукопроизношения и коррекция его нарушений (автомати­зация звуков, введение их в речь);

• усвоение слогоритмической и звукослоговой структуры слова;

• преодоление персевераций в пределах слов с простой и сложной зву­ковой структурой;

• усвоение основных грамматических категорий;

• коррекция нарушений мелодико-интонационной стороны речи;

• развитие речевого дыхания;

• развитие фонематического восприятия и т. д.

Содержание I этапа.

Первый блок упражнений направлен на построение ритмического ряда.

Второй блок упражнений направлен на установление ритмической ко­ординации.

Третий блок упражнений направлен на усвоение способов трансфор­мации.

Содержание IIэтапа.

Первый блок упражнений направлен на усвоение ритмических этало­нов темпа.

Второй блок упражнений направлен на формирование представлений о паузировании.

Третий блок упражнений направлен на формирование представлений о ритмическом ударении.

Содержание III этапа.

Первый блок упражнений направлен на усвоение слогоритмической структуры слова.

Второй блок упражнений направлен на слоговой и звукобуквенный ана­лиз слова.

Третий блок упражнений направлен на выделение морфологических признаков слова.

Использование упражнений каждого этапа в реализации вышеуказан­ных задач обеспечивает успешность комплексных коррекционно-развива- ющих мероприятий, направленных на усвоение фонематической системы языка и развитие звуковой стороны речи детей с ринолалией.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.