Этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи

2017-11-22 922
Этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В задачи этого этапа входит:

1) показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием ин­тонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, моду­ляций голоса, интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;

2) познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить различать разнообразные интонационные структуры импрессивной речи.

В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по форми­рованию представлений об интонационной выразительности в импрессив- ной речи осуществляется по пяти направлениям.

I. Формирование общих представлений об интонационной выразитель­ности речи

Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз - без интонаци­онного оформления текста, второй - выразительно, с интонационным офор­млением. Затем выясняется, какое чтение более понравилось и почему. Ло­гопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.

II. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее вы­ражения и способами обозначения

Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и пред­лагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сооб­щение о чем-то). Затем уточняются звуковые средства выражения повество­вательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении все­го повествовательного предложения сопровождается движением руки в го­ризонтальном направлении и обозначается графически так:------------------------------------------------------------------------------------ >.

Логопед говорит о том, что на письме такие предложения обозначаются точкой. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивает­ся стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это точка - точка-оди­ночка». После знакомства со знаком проводится выделение из текста пове­ствовательных предложений. Выделяя их, дети поднимают карточки с точкой.

Затем детям предлагаются различные устные тексты, дается задание вы­ложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествователь­ных предложений встречается в тексте.

III. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выра­жения и способами обозначения

Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сде­лать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующие движением руки и обозначается графически.

Для обозначения вопроса предлагается знак «?». Демонстрируется кар­точка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается сти­хотворение:

Это кривоносый

Вопросительный знак,

Задает он всем вопросы:

«Кто? Кого? Откуда? Как?»

После знакомства со знаком предлагается выделив из текста вопроси­тельные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.

Затем детям предлагается при предъявлении устных текстов и стихов выло­жить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.

IV. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выра­жения и способами обозначения

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями типа «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Про­водится беседа по содержанию каждой картинки. Например:

- Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)

- Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)

- Мальчики играют в войну Что они кричат? (Ура!). И т. д.

Затем детям снова последовательно показываются подобранные картин­ки, дается задание: назвать слово, соответствующее данной картинке. По­том логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или гром­ко, восклицая?» После этого детям показывается, что восклицательно мож­но произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышает­ся, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведе­нии восклицательной конструкции сопровождается соответствующим дви­жением руки и обозначается графически.

Для обозначения восклицания дается соответствующий знак: «Воскли­цание мы будем обозначать вот таким знаком «!». Заучивается стихотво­рение про восклицательный знак:

Чудак - восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

После знакомства со знаком предлагается выделить из предъявляемого текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицатель­ным знаком.

Затем при предъявлении устных текстов и стихов дети выкладывают пе­ред собой столько фишек (записывают столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.

V. Дифференциация интонационной структуры предложений в имп- рессивной речи

Логопед повторяет с детьми, какие виды интонации они знают: «Вспом­ните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, каки­ми грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопрос, восклицание; повторяются стихотворения о вопросительном, вос­клицательном знаках, точке. Затем детям дается задание определить инто­нацию предложений в тексте. На каждый интонационный тип предложе­ния поднимается карточка с соответствующим грамматическим знаком.

Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соот­ветствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различ­ного интонационного оформления.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.