Раздел 5. Технологии развития интонационной стороны речи — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Раздел 5. Технологии развития интонационной стороны речи

2017-11-22 669
Раздел 5. Технологии развития интонационной стороны речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Технология коррекции интонационной стороны речи при заикании

Предлагая технологию работы, Л.И. Белякова и Е. А. Дьякова выделяют сле­дующие задачи по нормализации интонационной стороны речи при заикании:

1) Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в со­ответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (воп­росительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).

2) Нормализация процесса речевого паузирования.

3) Формирование навыка интонационного членения и выделения логи­ческих центров синтагм и фраз.

На первых этапах коррекционного воздействия уже в период «щадяще­го речевого режима» заикающиеся обучаются передавать основные виды интонации с помощью невербальных средств общения, активно исполь­зуя пантомимику.

На следующем этапе заикающиеся обучаются передавать основные виды интонаций (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты, которые определенным образом помогают заикаю­щимся осмыслить различные виды интонации.

Начинают обучение с вопросительной интонации. Голосовые упраж­нения сопровождаются плавными движениями руки, что позволяет луч­ше контролировать изменения голоса по высоте. Для вопросительной ин­тонации характерно повышение основного тона голоса. Рука совершает круговое движение и резко идет вверх на завершающей фазе голосопода- чи. Восклицательная интонация сопровождается резким, сильным взмахом руки вверх, а незавершенности - плавным, полукруговым движением руки вверх. Интонация завершенности сопровождается плавным движением руки вниз. Полученные навыки интонирования постепенно вводятся в слог, слово, фразу и в спонтанную речь.

У детей такие формы работы проводятся в процессе игровых ситуаций и на основе образцов, которые дает логопед. Одним из видов обучения инто­национной выразительности является использование междометий в переда­че интонаций радости (Ах!Ох!), печали (о-о), сожаления (ох-ох) и т.п.

На уровне синтагмы начинается работа по обучению выделения значи­мого слова. Оно должно быть выделено силой голоса, так называемым ло­гическим ударением. Выделение синтагмы как единого интонационно- смыслового образования связано с обучением процессу паузирования.

Для устной речи так же, как и для чтения вслух, характерны лингвисти­ческие паузы, которые разделяют между собой синтагмы и связаны с тем или иным видом интонации. При обучении заикающихся интонационному оформлению высказывания следует добиваться, чтобы то или иное интона­ционное оформление синтагмы маркировалось паузой. Таким образом, у заикающихся формируется навык посинтагматического произнесения фраз.

Работу над процессом паузирования хорошо начинать на материале сти­хов, где конец строки всегда совпадает с окончанием речевого выдоха и оформлением паузы. Затем используются фразы диалогической речи, чте­ние, пересказ, и постепенно переходят к спонтанному высказыванию.

Работа над интонацией начинается с формирования голосовых модуля­ций. Такая тренировка на первом этапе проводится на материале эталона гласных. Обучение вначале происходит по образцу, который дает логопед. Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения, например: «А-о-у-и». Вы­деление ударных элементов гласного ряда должно сочетаться с интонаци­онным модулированием голоса или интонационным оформлением дан­ного ряда гласных. Такие упражнения начинаются с произнесения одного эталона гласных, постепенно наращивая их количество (до 4, 6, 8 эталонов гласных произносятся слитно). Это могут быть интонации вопроса, отве­та, завершенности, незавершенности. Например: Аоуи?Аоуи! Аоуи-аоуи- аоуи - аоуи? Аоуи-аоуи-аоуи-аоуи!

Данный навык переносится на слитное произнесение коротких синтагм.

Затем проводится работа над интонационным членением текста. Для детей дошкольного возраста следует проводить эту работу на материале стихотворных текстов с короткой строфой и прозаических текстов, состоя­щих из коротких фраз.

Интонационное членение тесно связано с ритмом моторной реализа­ции высказывания, т.е. по существу оно является ритмо-интонационным членением.

Ритмо-интонационное членение речевого потока в свою очередь тесно связано с организацией речевого дыхания.

Таким образом, развитие речевого дыхания и ритмо-интонационного членения высказывания способствует формированию артикуляторно-ды- хательных циклов в соответствии с синтагматическим делением текста.

При неврозоподобном заикании необходима длительная тренировка и различные виды контроля как за интонационным оформлением синтагмы, так и за ее акустической завершенностью паузой.

При невротической форме заикания фиксация внимания на просоди­ческой стороне речи значительно улучшает плавность речи.

Технология формирования интонационной выразительности речи у детей с дизартрией

Логопедическая работа по формированию интонационной выразитель­ности речи проводится поэтапно. Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова пред­лагают следующую технологию работы.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.