Этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

2017-11-22 993
Этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В задачи этого этапа входит:

1) формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;

2) последующая их дифференциация в экспрессивной речи.

В качестве подготовительных упражнений для формирования интона­ционной выразительности в экспрессивной речи используются упражне­ния на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диа­пазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.

Формирование интонационной выразительности экспрессивной речи осуществляется в направлениях:

1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по зву­ковому оформлению материале,

2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

Работа по формированию интонационной выразительности в экспрес­сивной речи проводится по четырем направлениям.

I. Работа над интонационной выразительностью повествовательно­го предложения

Так как оформление повествовательной интонации во многом обуслов­лено изменением высоты ударного слога, большое внимание уделяется выделению ударного слога и работе над ритмикой слова. Поскольку в пред­ложениях, составляющих единое целое - синтагму, как и в слове, можно выделить предударную - ударную или предударную - ударную - заудар­ную части, то работа над ритмикой слова имеет своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помо­щью соответствующих звуковых средств (изменения высоты голоса, дли­тельности гласных звуков). В процессе работы детям предлагается прого­варивать вместе с логопедом, повторять за ним, произносить самостоя­тельно различный речевой материал.

1. Отработка повествовательной конструкции с интонационным цент­ром в конце предложения:

Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша.

2. Отработка повествовательной конструкции с передвижением интона­ционного центра в неконечную позицию:

В моей комнате стоит стол. И в комнате сестры стоит стол.

II. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения

В процессе работы детям показывается, что при воспроизведении воп­росительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фра­зовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят вместе с логопедом, повторяют за ним, произносят самостоятельно предложен­ный речевой материал.

1. Отработка интонации вопросительного предложения без вопроситель­ного слова.

A) Резкое повышение тона в односложном слове: суп? - твой суп?; стол? - там стол?; сам? - ты сам?

Б) Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на сред­нем слоге:

солдаты? - там солдаты?; снежинки? - летят снежинки?

B) Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:

этот? - этот сад?; весело? - вам весело?

Г) Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на пос­леднем слоге:

хорошо? - здесь хорошо?; далеко? - тебе далеко?

Д) Выделение вопросительной интонацией слова в начале, середине и в конце предложения:

Можно взять санки? Вам все понятно? Вы письмо получили?

Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка?

2. Отработка интонации вопросительного предложения с вопроситель­ным словом.

А) Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения:

Какое сегодня число? Сколько тебе лет? Когда вы обедаете? Б) Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в середине предложения:

Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять?

3. Закрепление вопросительной интонации в стихах (вместе с логопе­дом, по подражанию, самостоятельно).

Примерный речевой материал: Что такое? Что случилось? Отчего же все кругом Завертелось, закружилось И помчалось колесом? (К. Чуковский)

III. Работа над интонацией восклицательного предложенияВ процессе работы детям показывается, что при восклицательной инто­нации голос значительно повышается на логически главном слове предло­жения, затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведе­нии интонации восклицательного предложения сопровождается соответ­ствующим движением руки и обозначается графически.

1. Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов.

Читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания: Но, увидев усача, Ай.'Ай.'Ай! Звери дали стрекоча. Ай!-Ай!-Ай! (К. Чуковский)

2. Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование, восклицание (проговаривать вместе с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно).

Примерный речевой материал:

Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Как хорошо здесь!

3. Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах. «Мама! Мама! Посмотри!

Я пускаю пузыри. Желтый, красный, голубой - В каждом я и ты со мной.

Посмотри-ка, посмотри!» -

Просит маму Галка.

Ой, а где же пузыри?

Лопнули, как жалко.

(Ф. Бобылёв)

IV. Дифференциация интонационных структур предложений в эксп­рессивной речи

Эта работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсцени­ровок, сказок, разыгрываемых по полям. Дети учатся подражать голосам, интонациям героев.

Примерный речевой материал: «Дядя Степа» (С. Михалков), «Телефон», «Путаница», «Айболит», «Федорино горе» (К. Чуковский), «Три медведя» (Л.Н. Толстой), русские народные сказки и т.д.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.