Малый бизнес в торговле и особенности управления малыми предприятиями — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Малый бизнес в торговле и особенности управления малыми предприятиями

2017-10-21 467
Малый бизнес в торговле и особенности управления малыми предприятиями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

К малым предприятиям в мировой практике относятся предприятия по таким критериям: среднее ежегодное число занятых работников на предприятии, величина (объём) активов и ежегодный оборот.

Комиссия Европейских Сообществ 9КЕС) относит к категории малых фирмы с числом занятых до 100 человек и размером собственных средств не более 75 млн евро.

В других странах одним из критериев малого предпринимательства также является численность от 25 до 99 человек, а в Японии – до 300 чел.

Размер предприятия зависит от специфики отраслей.

Эффективное функционирование малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными: близость к местным рынкам и запросам клиентов, реализация небольших партий товаров (что не выгодно крупным торговым кампаниям), исключением лишних звеньев управления, налогообложением.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского Сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50% (рис. 2.3.1).

Рисунок 2.3.1 – Доля продукции малых предприятий в ВВП страны (%)

 

На первый взгляд цифры впечатляют, однако следует учесть, что в США к малым предприятиям относятся те, которые насчитывают 500 человек, а для производителей ЭВМ – 1000 человек работающих.

Важным органом управления является общее собрание акционеров, благодаря которому реализуется их право контроля за деятельностью предприятия.

Порядок проведения собрания акционеров устанавливается в уставе предприятия на основе национального законодательства о компаниях и с учётом правового положения предприятия.

Высшим органом управления общества с ограниченной ответственностью является собрание его членов, которое выбирает правление. На частном предприятии общее руководство осуществляет его собственник или доверенное лицо.

Прекращение деятельности предприятия санкционируется судом в следующих случаях: когда оно признаётся банкротом; при нарушении законодательства; при осуществлении деятельности, запрещённой законом; при нарушении норм экологической безопасности; по решению акционеров и собственников имущества (общества с ограниченной ответственностью, частного предприятия и др.).

Суд определяет порядок и сроки прекращения деятельности предприятия. Порядок ликвидации предприятия оговаривается в его уставе.

Приведённые данные позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране велики резервы роста предприятий малого бизнеса.

В нашей стране в соответствии с Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (от 14 июня 1995 г. № 88 – ФЗ) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в которых средняя численность работников не превышает в оптовой торговле 50 чел., в розничной торговле – 30 чел.

Создавать малые предприятия могут как отдельные граждане, коллективы, предприятия различных форм собственности, так и хозяйственные и общественные организации, являющиеся юридическими лицами.

Малое предприятие может быть организовано путём выделения из другого предприятия (на базе структурного подразделения) либо создано заново. Порядок создания малого государственного предприятия предусматривает. Прежде всего, решение трудового коллектива о создании малого предприятия и его выделении из состава действующего предприятия. Необходимо также согласие собственника имущества или уполномоченного органа. После этого разрабатывается устав, который утверждается учредителями. Учредительными документами являются: протокол собрания трудового коллектива, приказ директора предприятия о согласии собственников имущества и устав малого предприятия.

В торговле малые предприятия Запада делятся на полностью независимые и в той или иной форме зависимые от более крупных. Эти зависимые предприятия называют «сателлитами».

Сателлит – лат. (спутник, слуга, сообщник). Эти предприятия связаны с крупной фирмой долгосрочным контрактом или договором. Большой партнёр создаёт для малого довольно льготные условия работы: гарантирует закупку товаров с более высокими скидками у поставщиков, поставку сырья, материалов, управленческие услуги. Эти отношения строятся на основе договора – франчайзинга. Плата устанавливается в размере 1 – 5 % от выручки. Первопроходцем на фрачайзенговом рынке в России стала фирма Kodak, затем «Макдоналдс», «Баскин-Робинс», «Маккомплекс» и другие.

Малые предприятия в России производят 12 % внутреннего валового продукта, на них занято 20 % работников, сосредоточено 3 – 3,4 % основного капитала страны, их доход составляет 20 % доходов, извлекаемых экономикой в целом. В настоящее время в России 35 % из общего числа малых предприятий действует в торговле и общественном питании.

Это позволило создать конкурентную среду среди торговых структур на потребительском рынке, что способствовало расширению ассортимента реализуемых товаров, улучшению качества торгового обслуживания (режим работы, интерьер магазина, реклама, услуги), способствовало созданию ценовой конкуренции.

Данные о развитии малого предпринимательства в РФ представлена в табл. 2.3.1.

 

 

Таблица 2.3.1 – Число малых предприятий по видам экономической деятельности в РФ (на конец года)

     
тыс. в процентах к итогу тыс. в процентах к итогу
Всего 979,3   1032,8  
из них по видам экономической деятельности        
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 26,8 2,7 28,9 2,8
рыболовство, рыбоводство 2,2 0,2 2,4 0,2
добыча полезных ископаемых 3,6 0,4 4,1 0,4
обрабатывающие производства 120,0 12,3 123,4 12,0
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,9 0,3 4,1 0,4
строительство 109,3 11,2 117,1 11,3
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 448,8 45,8 464,6 45,0
гостиницы и рестораны 19,9 2,0 20,8 2,0
транспорт и связь 44,3 4,5 50,3 4,9
из них связь 6,3 0,6 7,1 0,7
финансовая деятельность 12,5 1,3 14,7 1,4
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 151,9 15,5 163,3 15,8
образование 2,7 0,3 2,7 0,3
здравоохранение и предоставление социальных услуг 10,5 1,1 10,8 1,0
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 23,6 2,4 25,3 2,4

 

Малое предпринимательство стало одним из существенных источников налоговых поступлений и насыщения региональных и местных рынков товарами и услугами.

Одной из главных особенностей малого бизнеса является способность быстро адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, оставляя невыгодные и занимая новые, перспективные рыночные ниши. Это обусловливается относительно ограниченным объёмом выпуска и небольшой потребностью в ресурсах у малых предприятий, упрощённой структурой внутрифирменного управления, прямой зависимостью доходов работников от успешной реализации продукции предприятия. Однако в условиях развитой рыночной экономики конкретное малое предприятие, как правило, маневрирует в границах избранной специализации, улучшая качество, меняя ассортимент, реже номенклатуру выпускаемой продукции и услуг. Изменение отраслевой структуры малого предприятия происходи главным образом за счёт интенсивного роста числа новых малых предприятий на перспективных рынках и сокращения числа действующих малых предприятий на сужающихся рынках.

В процессе управления малыми предприятиями их руководители сталкиваются как с преимуществами, так и с недостатками. Основные особенности управления малыми предприятиями связаны не сколько с их юридическим статусом (частное, семейное, товарищество, акционерное общество), сколько с объёмом товарооборота и численностью работающих.

К преимуществам, характеризующим процесс управления малыми предприятиями, можно отнести;

¾ оперативность и отсутствие громоздких организационных структур управления;

¾ более быструю скорость прохождения информации;

¾ более высокую мотивацию, а следовательно, и более высокую трудовую дисциплину, совмещение профессий;

¾ неформальный характер планирования и контроля:

¾ мобильность и эластичность к изменениям и колебаниям экономической конъюнктуры.

К основным трудностям и недостаткам, характеризующим процесс управления малыми предприятиями, относятся:

¾ ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов;

¾ отсутствие возможности вкладывать значительные средства в крупномасштабные научные исследования;

¾ работа под страхом быть разоренным (в кризисные для экономики периоды малые предприятия в первую очередь становятся банкротами);

¾ у малых предприятий нет возможности закупки товаров крупными партиями, а следовательно, получения значительных оптовых скидок:

¾ большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.

В последнее время темпы развития малого предпринимательства начали снижаться по сравнению с 1992 – 1994 гг. Появился такой термин, как стагнация малого предпринимательства.

Основными причинами обострения негативных факторов и процессов в сфере малого бизнеса являются; неполнота законодательной базы: сложность налоговой системы; трудности с формированием первоначального капитала; давление криминальных структур; неразвитость лизинга, частый уход его в сферу теневой экономики, чтобы избежать уплаты налогов. Кроме того, выделяемых средств из Федерального бюджета на поддержку и развитие малого предпринимательства недостаточно. Ухудшение экономической ситуации и её нестабильность в условиях мирового финансового кризиса не способствует развитию малого предпринимательства.

При наличии свободных рыночных ниш малые торговые предприятия могут, как изменить специализацию магазина (непродовольственные, продовольственные товары), так и расширить её.

Под диверсификацией понимается любое изменение (увеличение, уменьшение или изменение) числа видов деятельности. Изменение вида деятельности может либо иметь целью наращивание потенциала фирмы, либо быть следствием негативных результатов её функционирования.

Диверсификацию можно оценивать как уход от реального банкротства. Финансирование диверсификации осуществляется главным образом за счёт собственных средств малого предприятия.

Существуют дна варианта диверсификации, различающиеся как по целям, так и по механизму реализации. В первом случае диверсификация – путь развития бизнеса. Она планируется на перспективу для упрочения положения предприятия и осуществляется в комплексе с мерами по анализу рынка, продвижению продукции па рынок и другими тактическими задачами. Во втором случае к диверсификации прибегают, когда фирма уже столкнулась с необходимостью искать способы выживания. Диверсификация как путь развития улучшает финансово-экономическое положение малых предприятий, а как способ выживания не даёт ощутимых положительных результатов, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

Возможность диверсификации определяется уравнением конкуренции в регионе. Региональные рынки оставляют достаточный простор для смены и расширения видов деятельности.

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что государственная поддержка предприятий малого бизнеса является недостаточной.

Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке (табл. 2.3.1).

 

Таблица 2.3.1 – Целевые формы государственной поддержки малого бизнеса

Категории предпринимателей Проблемы Формы поддержки Результат реализации
Начинающий Граждане, имеющие способности и жела-ние заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеющие опыта (уволенные в запас военнослужащие и члены их семей, высвобождаемые в результате сокраще-ния работники крупных предприя-тий, молодежь, безработные и т.д.) Отсутствие первона-чального капитала и кредитной истории. Отсутствие офисных и производственных площадей. Необходи-мость обучения основам предприни-мательской деятель-ности и консульта-ционной поддержки. Необходимость защиты от рэкета и коррупции Лизинг производст-венных площадей, оборудования, авто-транспорта на срок не менее 2 лет. Микрокредитование. Льготная аренда помещения под офис с правом выкупа. Обучение основам предпринимательства. Помощь в разработке бизнес-планов и при расчёте налогов. Компенсация части стоимости кредита; помощь в создании резервного (страхового) фонда Адаптация и закрепление на локальном рынке. Увеличение коли-чества малых и индивидуальных предпринимателей и предприятий. Самообучение (плюс информационная помощь, Интернет). Обеспечение само-занятости и занятости (создание новых рабочих мест). Формирование налогооблагаемой базы. Создание конкурентной среды  
Развивающийся Мелкие предприни-матели, имеющие опыт предпринима-тельской деятель-ности в течение 1 – 2 лет, которым необходимо качественно улучшать или расши-рять свой бизнес (например, помимо торговли заняться производством или расширить ассорти-мент выпускаемой продукции) Возможно отсутствие кредитной истории и ликвидного обеспече-ния для получения кредита в банке. Высокая стоимость кредитов. Отсутствие дополнительных площадей (помеще-ния) для расширения бизнеса и высокая ставка платежей по аренде. Необходи-мость консультацион-ной поддержки. Отсутствие более производительного оборудования и новых технологий Система гарантийно-страховых механиз-мов с участием государства, субъектов Федерации, местного самоуп­равления и банков для получения кредита. Компенсация частистоимости кредита. Льготные займы на расширение бизнеса до 2 лет. Льготная аренда с правом выкупа. Лизинг основных средств до 3 – 5 лет. Консалтинг Создание новых и дополнительных рабо-чих мест. Расширение налогооблагаемой ба-зы. Использование банковского, а не «партнёрского» креди-та, выход из «теневого» наличного оборота. Повышение устойчивости и конкурентоспособности предприятий. Рост доли ВВП, производимого на малых предприятиях
Успешно работающий Успешно действу-ющий на рынке 5 – 6 лет, имеющий лик-видное обеспечение для получения кредита в банке, кредитную историю Сохранение и усиле-ние позиций на внутреннем рынке. Выход на внешний рынок и увеличение объёма производства Участие в выполнении государственного и муниципального зака-зов. Система гаранти-рования экспортных поставок. Лизинг высокотехнологичного оборудования на 5 – 10 лет Существенное повыше-ние качества продукции (услуг). Значительное увеличение налоговых поступлений. Конкурентоспособность продукции на внешних рынках. Рост ВВП

 

В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты малого бизнеса. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонда развития и поддержки предприятий. Однако, реальной помощи малым предприятиям они оказывают недостаточно.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.