Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Государственное регулирование деятельности торговых предприятий

2017-10-21 479
Государственное регулирование деятельности торговых предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Государственное регулирование представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического обеспечения государством мер для формирования и устойчивого развития предприятий.

Государственное регулирование товарного обращения способствует формированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе, координированию экономических процессов и увязка частных и общественных интересов, а, следовательно, эволюционному развитию экономики.

Целями государственного регулирования является создание условий для укрепления и развития бизнеса в сфере торговли. Необходимость государственного регулирования связана с ролью отрасли в системе хозяйственных связей. Торговля не только обеспечивает удовлетворение потребности населения в товарах и услугах, но и является важным источником формирования доходной части бюджета страны (до 1/3), способствует реализации рыночного механизма хозяйствования.

Роль государства, как субъекта управления, заключается в определении наиболее общих правил поведения и координации экономических интересов предприятий.

В основе правил регулирования лежат законы.

 

Существовавшая модель административно-

командной и плановой системы управления была ориентирована не на внешнюю экономическую среду, а на действия вышестоящих органов (министерство, главк, объединение), в том числе партийных.

Модель предполагала:

— стабильное функционирование и «вечное существование» предприятия;

— производство плановой продукции;

— жёсткое построение внутренних структур и выполнение предписанных функций;

— гарантированный сбыт при относительно сложном получении дополнительных ресурсов.

В этих условиях предприятия представляли достаточно автономно работающую систему, которая держалась в основном на вертикальных связях.

Все функции по управлению предприятиями торговли сводились к следующему:

— планированию (от достигнутого) основных экономических показателей хозяйственной деятельности;

— выделению фондов на основные продовольственные и непродовольственные товары;

— строгому прикреплению покупателей к поставщикам товаров;

— перераспределению прибыли среди субъектов и объектов управления торговлей.

Переход экономики России на рыночные отношения и связанные с этим процессы формирования многоукладного хозяйства на основе разных форм собственности, становление и развитие инфраструктуры рынка коренным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования розничных и оптовых торговых предприятий.

Существенное изменение претерпели принципы государственного регулирования. Это, прежде всего:

— отказ от хозяйственного управления торговыми предприятиями и ориентация на управление процессами на потребительском рынке;

— сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию;

— обеспечение равенства субъектов;

— чёткое разграничение макро- и микроуровней в системе госрегулирования;

— чёткое разделение функций на всех уровнях госрегулирования.

Изменения в принципах управления привели к изменениям в функционировании торговых предприятий.

Во-первых, цели и задачи торговых предприятий во многом стали иными по сравнению с периодом административно-командной экономики.

Во-вторых, преобразования коснулись самого характера деятельности торгового предприятия, который становится экономически свободным субъектом рыночной экономики.

В-третьих, появилось многообразие видов и организационно-правовых форм торговых предприятий.

В-четвёртых, коренным образом изменились внешние условия функционирования торговых предприятий, их связи и взаимоотношения между собой и другими субъектами рынка.

Юридическая и хозяйственная самостоятельность предприятий даёт им возможность планировать основные экономические показатели, устанавливать и регулировать структуру хозяйственных связей.

На предприятия негосударственных форм собственности приходится более 90 % общего объёма товарооборота.

Сегодня процесс преобразования форм собственности перешёл на качественно новый уровень от продажи прав на торговую деятельность к выкупу объектов и занимаемых ими земельных участков. Усиливается процесс интеграции торговых предприятий с товаропроизводителями и банками.

Начиная с 1998 г. изменения во внешней среде характеризуются внутриотраслевой дифференциацией, восстанавливаются вертикальные структуры, но на новой базе, которая определяется отношениями собственности.

Объектами государственного регулирования являются три группы торговых организаций:

— торговые организации, обеспечивающие хранение страховых резервов и товарных запасов;

— торговые организации, осуществляющие контроль исполнительной власти на потребительском рынке (Роспотребнадзор и др.);

— торговые организации, функционирующие на принципах саморегулирования.

Система государственного регулирования торговлей должна предусматривать чёткое формулирование её идеологии, принципов и целей, долгосрочных перспектив функционирования, организационных и экономических параметров развития.

Основной целью государственного регулирования является создание условий для укрепления и развития бизнеса в сфере торговли.

Приоритетными задачами в области государственного регулирования предпринимательства в торговле в настоящее время являются:

— разработка и принятие законодательной базы, обеспечивающей правовую защиту интересов организаций торговли и отдельных граждан;

— обеспечение контроля над исполнением действующего законодательства;

— строгая регламентация функций чиновник, и прежде всего контролирующих, снижающая возможности коррупции, вымогательства и взяточничества;

— создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках с учётом интересов развития экономики, контроль за соблюдением правил конкуренции;

— обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой и процентной политики;

— обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства.

Система государственного регулирования представляет собой механизм взаимодействия органов государственной и исполнительной власти всех уровней и субъектов торговли.

В настоящее время государственное регулирование торговли осуществляется в трёх уровнях взаимодействия органов государственной и исполнительной власти.

1 уровень: Правительство РФ при нём образовано – Министерство промышленности и торговли. Оно разрабатывает и реализует государственную политику по вопросам внешней и внутренней торговли. Также осуществляет экспортный контроль. Основными его задачами являются:

— формирование сети цивилизованных посреднических организаций и предприятий складского хозяйства, обеспечивающих эффективную оптовую торговлю и продвижение товаров с минимальными затратами;

— повышение конкурентоспособности товаров за счёт создания и применения тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам;

— создание эффективного информационного обеспечения функционирования товарных рынков;

— развитие организационно-структурных форм управления;

— научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры товарных рынков.

В целях усиления мер по защите прав граждан, интересов общества и государства в поступлении и обороте на потребительском рынке товаров, отвечающих национальным требованиям качества и безопасности, Правительством приняты решения по усилению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью товаров и усилению координации федеральных органов исполнительной власти, действующих в этой сфере.

Введён запрет на продажу продукции, не содержащей полной и достоверной информации о её происхождении и свойствах.

Утверждены новые правила продажи товаров по образцам, перечни продукции, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, а также товаров, на которые обязательно установление изготовителем сроков годности и сроков службы.

Принят ряд решений, направленных на реализацию государственной политики в области государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции.

2 уровень: Правительство Хабаровского края и администрации районов. При нём образовано – Министерство экономического развития и торговли. Разрабатывает политику в крае, выдача лицензий на право торговли отдельными видами товаров.

При нём образовано – Управление потребительского рынка Хабаровского края.

Основными задачами Министерства являются:

— обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов и защита здоровья населения края;

— обеспечение поступления доходов от налогов и сборов, подлежащих уплате подведомственными организациями в краевой бюджет;

— создание благоприятного инвестиционного климата и развитие конкурентоспособности в курируемых отраслях;

— осуществление полномочий Хабаровского края как собственника имущества в пределах своей компетенции;

— обеспечение готовности Министерства и подведомственных организаций к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1. Разрабатывает и реализует целевые программы развития подведомственных отраслей, в том числе в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, вносит предложения о разработке и реализации совместных с Российской Федерацией программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также разрабатывает прогнозы социально-экономического развития подведомственных отраслей.

2. Определяет потребность в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения региона и реализации целевых программ поставки продукции для региональных нужд. Принимает меры по обеспечению жителей края потребительскими товарами в требуемом ассортименте и количестве.

3. Организует и проводит с участием органов государственного надзора и контроля мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов.

4. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по соблюдению организациями и предпринимателями требований к оказанию услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в целях защиты прав потребителей.

Администрация города, при ней образован – Департамент торговли общественного питания и бытового обслуживания. Им осуществляется государственный контроль за деятельностью предприятий, выдача лицензий на мелкую розницу, арендная плата, оформление магазинов.

3 уровень: Предприятия торговли всех организационно-правовых форм. На любом уровне системы Государственного регулирования следует выполнять предусмотренные законодательством разрешительные, контрольно-запретительные, аналитические, информационные, координирующие функции. Они должны поддерживать предпринимательство, способствовать реализации научно-технических достижений в отрасли и кадровому обеспечению.

 

Государственное регулирование товарного обращения осуществляется разнообразными методами, которые можно объединить в четыре группы:

— правовые нормы;

— финансово-экономические рычаги;

— защита прав потребителей;

— регулирование торговой практики.

Создавая правовые основы для принятия экономических решений, государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие права собственности, а также предпринимательскую деятельность, направленную на реализацию доброкачественных товаров и услуг.

В системе финансово-экономических рычагов одной из центральных проблем воздействия на рынок является государственное регулирование цен. Административному контролю со стороны государства подвергаются товары, имеющие социальную значимость. Сюда следует отнести кредитно-денежную, налоговую и таможенную политику.

В системе государственного регулирования важное место занимают вопросы защиты прав потребителей. В целях предотвращения проникновения на рынок потенциально опасных для жизни и здоровья человека товаров существует система лицензирования торговли.

Особое внимание уделяется контролю за качеством товаров и услуг, их стандартизации и сертификации. Особую группу методов государственного регулирования торговли составляет сформировавшееся законодательство в области торговой практики. Оно предусматривает санкции в случае нарушения правил торговли, информируем о том, что запрещено, стимулирует прогрессивное развитие предприятий торговли.

 

Вопросы для самоконтроля знаний:

1. Каково значение торговли для экономики страны?

2. Перечислите основные тенденции развития торговли.

3. Каковы основные цели по управлению торговлей?

4. Назовите значение задач в управлении торгового предприятия.

5. Что формирует основные принципы управления торговлей?

6. Назовите типы торговых предприятий по формам создания.

7. Кто и на основании чего осуществляет государственное регулирование торговлей?

8. Каковы функции органов государственного регулирования?

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.