Особенности управления хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм в торговле — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности управления хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм в торговле

2017-10-21 507
Особенности управления хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм в торговле 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основными хозяйствующими субъектами на потребительском рынке, осуществляющими продажу товаров, выступают торговые предприятия (юридические лица и отдельные предприниматели, физические лица).

В Гражданском кодексе Российской Федерации, предприятие рассматривается как самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

По формам собственности они могут быть индивидуальными, государственными, муниципальными и иными.

Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческая организация представляет собой экономическую систему, функционирующую на основе самоокупаемости и самофинансирования с целью систематического извлечения прибыли и прошедшая государственную регистрацию в установленном законом порядке.

Некоммерческие организации не ставят цель – извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Деятельность торговых организаций (предприятий) и предпринимателей в торговле направлена на создание коммерческих организаций.

Основными признаками коммерческих организаций являются:

— функционирование на основе самоокупаемости и самофинансирования с целью систематического получения прибыли;

— государственная регистрация в установленном законом порядке;

— самостоятельность и регламентирование деятельности действующим законодательством.

Образование коммерческих организаций не следует связывать только с деятельностью юридических лиц. Деятельность индивидуального предпринимателя также может быть направлена на её создание.

Все предприятия (организации) по правовому положению делятся на два вида: единоличные предприятия и объединения предпринимателей. Однако их единой классификации пока не существует. Наиболее распространённым является их деление в зависимости от характера объединения (лиц или капиталов) и от степени ответственности участников объединения по обязательствам предприятия (всем своим имуществом или только вкладом участников).

Для стабильного и эффективного функционирования предприятий и организаций в Российской Федерации требуется, прежде всего, правовое обеспечение системы управления ими. Дело в том, что каждое предприятие (организация) являются подсистемой системы более высокого уровня – региона, отрасли, страны, а совместные предприятия – мирового сообщества.

Российская Федерация сейчас находится на этапе развития рыночных отношений, поэтому многие направления правового обеспечения данного процесса находятся на стадии обновления. Это относится и к важнейшему направлению – правовому регулированию деятельности предприятий и организаций. Оно осуществляется, прежде всего, в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

Под торговым предприятием понимается самостоятельно хозяйствующий субъект с правами юридического лица, осуществляющий закупку и реализацию потребительских товаров, а также другие виды вспомогательной хозяйственной деятельности, не запрещённые законодательством и предусмотренные его уставом.

Торговое предприятие – это имущественный комплекс, который включает: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товар, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки.

По формам создания и функционирования различают три типа торговых предприятий, основанных на личной и коллективной формах собственности: индивидуальные, партнёрские и корпоративные.

1. Индивидуальное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный за счёт капитала только одного предпринимателя (или членов одной семьи). Такие предприятия в соответствии с действующим законодательством могут быть созданы в следующих организационно-правовых формах:

а) индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности физического лица и исключительно на его труде или с правом найма рабочей силы. Использование наёмного труда на таких предприятиях не предусматривается. Такая организационно-правовая форма деятельности торговых предприятий не получила особого распространения в связи с тем, что заниматься торговой деятельностью, используя свой капитал и исключительно свой труд, предприниматель имеет возможность и не оформляя права юридического лица (т.е. не создавая для этого предприятие);

б) семейное предприятие, основанное на семейной собственности и использовании труда членов одной семьи, проживающих совместно. При этой организационно-правовой форме деятельности торгового предприятия использование наёмного труда также не предусматривается.

В современных условиях индивидуальные торговые предприятия не получили ещё широкого развития в нашей стране, в то время как в зарубежной практике они являются наиболее массовыми (составляя 70 – 75 % общего числа всех торговых предприятий). Это связано с тем, что в соответствии с задачами и условиями приватизации большинство действующих торговых предприятий приватизировалось в коллективных формах, а создание новых индивидуальных торговых предприятий сдерживается недостаточностью стартового капитала у предпринимателей.

2. Партнёрское торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный для осуществления совместной деятельности двумя и более предпринимателями, объединившими свой капитал. Каждый из партнёров является представителем торгового предприятия и несёт имущественную ответственность по его обязательствам. В соответствии с действующим законодательством партнёрские торговые предприятия создаются следующих организационно-правовых формах:

а) общество с ограниченной ответственностью. Оно представляет собой партнёрское предприятие, имеющее уставный фонд, поделённый на доли, размер которых определяется учредительными документами. Участники такого партнёрского предприятия несут имущественную ответственность по его обязательствам только в пределах их вклада в уставный фонд (в этом состоит основная отличительная особенность партнёрских торговых предприятий данной формы);

б) полное товарищество. Оно представляет собой партнёрское предприятие, все участники которого занимаются совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам товарищества своим имуществом. Основным учредительным документом такого товарищества является учредительный договор, в котором определяются размер доли каждого участника и форма их участия в деятельности общества.

Партнёрские торговые предприятия получили наибольшее распространение в современных условиях. При этом подавляющая часть партнёрских торговых предприятий создана в форме товарищества с ограниченной ответственностью.

3. Корпоративное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный в форме акционерного общества. Такое общество имеет уставный фонд, поделённый на определённое количество акций одинаковой номинальной стоимости, и несёт ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. В соответствии с действующим законодательством корпоративные торговые предприятия создаются в таких организационно-правовых формах:

а) открытое акционерное общество. Оно представляет собой корпоративное торговое предприятие, акции которого распространяются путём открытой подписки, а также купли-продажи на фондовых биржах или фондовом рынке;

б) закрытое акционерное общество. Оно представляет собой корпоративное торговое предприятие, акции которого распределяются только между учредителями и не могут покупаться и продаваться на биржах или фондовом рынке.

Корпоративные торговые предприятия, созданные в обеих организационно-правовых формах, уже получили значительное распространение в нашей стране. Часть таких предприятий создано с участием иностранного капитала.

Выбор конкретных из весьма разнообразных организационно-правовых форм учредителям торгового предприятия следует осуществлять в два этапа:

На первом этапе определяются принципиальный тип торгового предприятия (индивидуальное, партнерское, корпоративное), в рамках которого будет избрана та или иная организационно-правовая форма его деятельности. В этих целях должны быть подробно рассмотрены преимущества и недостатки создания и функционирования торговых предприятий различных типов (табл. 1.5.1).

Таблица 1.5.1 – Характеристика основных преимуществ и недостатков отдельных типов торговых предприятий

ПРЕИМУЩЕСТВА
I. Индивидуальное предприятие II. Партнёрское предприятие III. Корпоративное предприятие
1. Близость к покупателям, возможность наибольшего учёта их индивидуальных потребностей. 2. Быстрота реагирования на изменения в покупательском спросе, гибкость ассортиментной политики. 3. Самый высокий уровень предпринимательской мотивации (работа на самого себя). 4. Быстрота создания предприятия. 1. Возрастание финансовых возможностей, определяющих расширение масштабов торговой деятельности и более высокие темпы развития. 2. Возможность распределения функций управления предприятием. 3. Субсидарная ответственность по обязательствам предприятия. 4. Быстрота создания предприятия. 1. Неограниченные возмож-ности формирования финансовых ресурсов путём эмиссии акций и облигаций. 2.Самые высокие возмож-ности развития в страте-гической перспективе. 3.Высокая конкурентоспособность за счёт удешевления закупки больших партий товаров, предоставления широкой номенклатуры торговых услуг и относительного снижения издержкоёмкости.
НЕДОСТАТКИ
1. Ограниченность финансовых ресурсов, определяющая ограниченность масштабов торговой деятельности и низкие темпы развития предприятия. 2. Невозможность осуществления закупок товаров крупными партиями и получения соответствующих ценовых скидок. 3. Высокая зависимость экономических и финансовых результатов деятельности от резких колебаний конъюнктуры отдельных товарных рынков. 4. Низкий уровень конкурентоспособности. 1. Более низкий уровень мотивации предпринимательской деятельности. 2. Меньшая оперативность в принятии управленческих решений. 3.Возможность внутренних конфликтов среди учредителей по вопросам направлений деятельности, эффективности принимаемых решений, направлений использования прибыли и т.п. 1. Сложность управления в связи с функциональной многоструктурностью и низкая оперативность принимаемых управлен-ческих решений. 2. Недостаточно оператив-ное реагирование на изме-нение ситуации на потре-бительском рынке в силу высоких масштабов деятельности. 3. Открытость информации о результатах деятель-ности, которая может быть использована конкурентами. 4. Необходимость формирования уставного фонда в высоком размере. 5. Продолжительный период учреждения акционерного общества. 6. Двойное налогообложение

 

По результатам рассмотрения данных таблицы можно обосновать следующие рекомендации.

Индивидуальные предприятия являются наиболее эффективной формой функционирования относительно небольших по размерам торговых предприятий, реализующих одну или несколько однородных групп продовольственных или непродовольственных товаров. По мере накопления предпринимателями необходимого стартового капитала, этот вид может быть использован и для создания средних по размерам торговых предприятий.

Партнерские предприятия являются наиболее эффективным видом функционирования средних торговых предприятий; это не исключает, однако, использование этого вида при создании как небольших (при объединении 2 – 3 партнеров), так и крупных торговых предприятий (при расширении состава их учредителей и привлечении значительного объёма их капитала).

Корпоративные предприятия являются наиболее эффективным видом функционирования крупных торговых предприятий, но в отдельных случаях этот вид может быть использован и для создания предприятий средних размеров (низкая граница размера предприятия определяется установленной минимальной суммой уставного фонда акционерного общества).

На втором этапе в рамках избранного вида определяется конкретная организационно-правовая форма деятельности торгового предприятия. Этот выбор определяется рядом общих и индивидуальных факторов, основные из которых приведены на рис. 1.5.1.

 

Рисунок 1.5.1 – Характеристика основных факторов, определяющих выбор организационно-правовой формы деятельности торгового предприятия

Детальный анализ этих факторов позволяет сделать обоснованный выбор наиболее эффективной организационно-правовой формы деятельности торгового предприятия с учётом конкретных намерений и предпочтений учредителей.

Внедряясь на тот или иной региональный потребительский рынок и создавая сеть своих пунктов продажи товаров, торговое предприятие должно учитывать как уже сложившуюся в регионе розничную торговую сеть, так и объёмы продажи товаров помимо розничной торговой сети.

Кроме того, каждый предприниматель, осуществляющий свою деятельность в сфере торгового бизнеса, должен знать общие принципы формирования розничной торговой сети в регионе, чтобы в рамках избранной рыночной ниши сформировать наиболее эффективные типы магазинов.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.